Древнеиндийский миф творение читать. Мифы древней индии: о сотворении мира

В начале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная.

Но тогда Творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей Вселенной, и ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: "Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?" И страх его прошел, ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: "Как мне сотворить потомство?" И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь — Соме, богу Луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Cтаршая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — Адити — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

Издревле сыновья Дити и Дану — их называют обычно асурами — были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над Вселенной длилась много веков, а не было конца их вражде.

Ф.И.О. учителя: Рябченко Андрей Александрович, ГБОУ Школа 1002 (Москва)

Предмет: Литература, 6 класс

Тема урока:

Класс: 6

Тип урока: комбинированный, 2 часа

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Мифы Древней Индии», «Творение», «Сказание о создании ночи», «Махабхарата».

Цели

продолжить изучение особенностей устного жанра – миф; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области ведической литературы.

Планируемый результат

Предметные:

познакомить учащихся с древнеиндийскими мифами, эпосом «Брахмапутра»

развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;

находить ответы на поставленные вопросы словами текста;

давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.

Личностные:

умение слышать и слушать друг друга;

формирование границ собственного «знания» и «незнания»;

ориентация на выполнения моральных норм;

оценка поступков.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

    Общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;

    Логические универсальные действия:

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков;

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

Регулятивные УУД:

формировать умение определять цель деятельности на уроке;

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию..

Основные понятия

Миф, легенда.

Межпредметные связи

История

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Литература 6 класс В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин;

Э. Темкин, В. Эрман. Мифы Древней Индии. Серия: Мифы народов мира. Издательства: АСТ, Астрель, РИК Русанова, 2002 г.

    Повторение пройденного.

Мы уже прошли «Легенды и мифы Древней Греции». Домашним заданием вам было прочесть «Мифы Древней Индии» - «Творение» и «Сказание о создании ночи», а также главы книги Темкина и Эрмана о возникновении богов, асуров и войне между ними.

Давайте вспомним, что такое миф?

Ответы обучаемых.

А какие мифы и гипотезы о сотворении мира вам уже известны?

Ответы: греческая мифология, христианских миф о сотворении мира, научная концепция о Большом взрыве при возникновении Вселенной.

Откуда почерпнуты знания о греческой мифологической картине мира?

Ответы: книга «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна, а он в свою очередь опирался на поэмы Гомера «Идиада» и «Одиссея».

Расскажите о Гомере, что вам известно об «Идиаде» и «Одиссее».

    Новый материал.

А знаете ли Вы, что и у древних индийцев был свой Гомер? Были свои великие поэмы?

«Махабха́рата» - «Великое сказание о потомках Бхараты» - древнеиндийский эпос. Одно из крупнейших литературных произведений в мире, представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд и мифов. Состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе.

Индийским Гомером был Вьяса, который выступает и автором и одновременно героем «Махабхараты». Он был сыном мудреца и рыбачки и, по легенде, стал дедом Пандавов – о приключении которых и написана «Махабхарата».

    Обсуждение прочитанного. Познакомимся с древнеиндийским мифом «Творение».

«Вначале не было ничего…ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне…». Что же напоминает нам первое предложение мифа? А напоминает начало греческой мифологии:

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос…»

В представления разных народов весь мир произошёл из хаоса, беспорядочной, неорганизованной стихии.

«…воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо…в безбрежном… океане. Через год из Золотого Яйца возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная». Почему же именно из яйца появился бог Брахма, небо и земля? Древние, когда видели появление птенца из, как им казалось, неживого предмета, яйца, посчитали, что именно так могла появиться Вселенная. Потому что яйцо – символ зарождения жизни.

«Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него…ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но Брахма помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости. И Брахма решил сотворить потомство. От его сыновей произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной и демонической природы, населившие небеса, землю, и подземный, и подводный миры».

Миф объясняет, почему все живые существа – братья и в равной степени достойны божественной любви, почему одиночество порождает страх, а одинокий человек не знает радости.

Миф «Сказание о создании ночи». «Когда Яма, сын Вивасвата, умер, Ями, его сестра и возлюбленная, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю. Тщетно боги пытались облегчить бремя ее скорби. На все их уговоры и увещевания она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: «Так она его не забудет! Мы сотворим ночь!» И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро; и она забыла о нем. Потому говорят: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя».

О чем говорит нам этот миф? Что он объясняет? На какой греческий миф походит этот сюжет?

Ответ: Миф о чередовании лета и зимы из-за похищения Аидом дочери Деметры Персефоны.

А что еще вы знаете об индийском мифологии?

Ответы: война богов и асуров.

    Чтобы разобраться в сплетении индийских имен, предлагаю нам выстроить генеалогическое древо от Брахмы до богов и асуров.

Брахма

(Творец, рожденный из Золотого яйца)

Маричи Атри Ангирас Пуластья Пулаха Крату Дакша Вирини-Ночь

(из души Брахмы) (из глаз) (из уст) (из правого уха) (из левого уха) (из ноздрей) (из б. пальца на пр. ноге) (из б. пальца лев. ноги)

Кашьяпа Дити, Дану, Адити

(от него пошли и люди, и боги, и длемоны, и животные)

дайтьи данавы 12 адитьев

(грозные демоны) (могучие исполины) (светлые боги)

Список известных адитьев:

    Варуна, бог океана, Асуры

    Индра, бог грозы и грома,

    Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья,

    Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

Рассказ о войне асуров и адитьев. «Асурам принадлежали несметные сокровища, которые они хранили в своих твердынях в горных пещерах. И были у них три укрепленных города: сначала на небе, потом на земле - один из железа, другой из серебра, третий из золота; впоследствии они соединили эти три города в один18, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве. Царем асуров был Хираньякашипу, могущественный демон, старший из сыновей Дити. Боги же избрали своим царем Индру, седьмого сына Адити. Некогда асуры были благочестивы и добродетельны, они соблюдали священные обряды, и счастье пребывало с ними. Но потом они возгордились своей силой и своей мудростью и склонились ко злу; и счастье покинуло их и перешло к богам. Индра, властитель богов, сокрушил в битвах многих могучих асуров».

Что напоминает нам этот миф? Правильно, битву богов и титанов! Найдем общие места…

    Вывод . А знаете ли Вы, почему так много общего между греческими, индийскими и даже частично христианскими мифами? Ведь географически Греция и Индия очень далеко находятся друг от друга!

Однако история нам говорит, что и греческий, и индийский, и современные русский, немецкий, армянский, иранский, английский, испанский, итальянский, украинский и почти все западноевропейские языки – это представители одной языковой ветви – этов се индоевропейские языки, то есть, все они происходят от праиндоевропейского языка! И это легко доказать !

Например, в русском языке есть слово «мама». В английском оно звучит похоже – « mather », на испанском « madre », в индийском « maan », на греческом - « mitera », на армянском « mayr », на украинском «Мамо».

Или сравните главных богов пантеонов: Зевс – громовержец, Перун – бог грома, Индра – бог грозы и грома.

По данным истории, 6500 тысяч лет назад был единый праиндоевропейский язык. Ученые спорят, где его родина. Одна из версий доказывает, что родиной праиндоевропейского языка является Ямная культура раннего бронзового века, представители которой жили на территории современных юга России и востока Украины!

В течение следующих трех тысяч лет праиндоевропейцы все больше расселялись по Европе и Азии и в итоге отдалились друг от друга настолько далеко, что даже их языки перестали быть похожими друг на друга. Однако с точки зрения истории, иранцы и русские, индийцы и украинцы, немцы и армяне, итальянцы и белорусы – братские народы!

    Домашнее задание. Чтобы доказать в очередной раз, насколько индийская и греческая мифология близки, составьте дома в тетради следующую таблицу.

Название греческого мифа

Название индийского мифа

Общее в сюжете обоих мифов

Происхождение мира

Сотворение мира

Рождение богов от Геи

Рождение богов от Брахмы

Борьба богов и титанов

Война богов и асуров

Похищение коров у Аполлона

Похищение коров у Индры

Самостоятельно

Самостоятельно

Самостоятельно


В самом начале не было ничего. Ни луны, ни солнца, ни звезд. Только воды простирались безмерно, из полной тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, подобно глубокому сну, воды возникли прежде других творений. Воды смогли породить огонь. Из-за большой силы тепла в них было рождено Золотое Яйцо. В то время еще не было года, так как некому было отмерять время, но столько, сколько длиться год, Золотое Яйцо плавало в водах, в бездонном и безбрежном океане. Спустя год из Золотого Зародыша появился Прародитель Брахма. Он расколол яйцо на две части, верхняя половина яйца стала Небом, а нижняя - Землею, а между ними, чтобы как-то разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. В свою очередь он утвердил землю среди вод, положил начало времени и создал страны света. Именно так была сотворена вселенная.

В тот момент творец испугался, потому что вокруг него, никого не было, и ему стало страшно. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» и его страх прошел, поскольку страх может быть перед кем-то другим. Также и радости он не ведал, ведь он был совсем один. Творец помыслил: «Как мне сотворить потомство?» и только единой силой мысли он породил 6 сыновей - великих Владык созданий. Из души творца родился старший сын - Маричи. Из глаз его родился - Атри, второй сын. Из уст Брахмы был рожден третий сын - Ангирас. Четвертый из правого уха - Нуластья. Пятый из левого уха - Пулаха. И шестой из ноздрей Прародителя - Крату.

У Маричи был мудрый сын Кашьяпа, от него произошли боги, люди и демоны, змеи и птицы, чудовища и исполины, коровы и жрецы и много других существ демонической или божественной природы, они населили землю, небеса и подземные миры. Атри породил Дхарму, который стал богом справедливости. Ангирас положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшим был Брихаспати, Самварта и Утатхья.

Седьмым из Владык созданий - Дакша. Он появился из большого пальца на правой ноге творца, а из пальца на левой ноге у Прародителя родилась дочь - Вирини, что означает Ночь, она была женой Дакши. Всего у нее было 50 дочерей, 13 она отдала в жены Кашьяпе, 20 семье - Соме, 10 её дочерей стали женами Дхармы. И еще у Дакши родились дочери, которые должны были стать женами великих мудрецов и богов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, была матерью грозных демонов - дайтьев. Вторая дочь, Дану, породила могучих исполинов - данавов. А третяя дочь, Адити, родила 12 светлых сыновей-адитьев, великих богов.

Уже давно сыновья Дану и Дити (асурами) - были врагами богов, сыновей Адити. И их борьба за власть над вселенной длилась очень много веков, которой не было конца.

pristor.ru

Мифы и легенды народов мира: Славянские, Древнего мира, Египта

Прошлое человечества всегда было окутано тайнами. И самую манящую часть этих таинств составляют древние мифы и легенды, повествующие о наделённых невероятной силой героях, или невообразимо ужасных монстрах, с которыми веками боролись герои.

Что такое миф? Это писание о том, как видели мир люди тех времен. Записи, повествующие об устройстве нашей вселенной, о богах, мироустройстве. Читая древние мифы - вы словно читаете древние дневники писания людей живших много веков назад. Считается, что все древние мифы и легенды имели какую-то реальную основу и не выдумывались просто как сказание, призванное развлечь или чуток попугать. Каждый взятый миф или легенда несет в себе скрытый смысл, который пытались сохранить люди тех времен. Насколько правдивы мифологические легенды, сколько в них реальности, а сколько вымысла – этого мы не знаем. А потому, позвольте себе, просто ознакомится с этим культурным наследием нашего прошлого, способного обогатить нас сегодня.

28-09-2017, 01:01

Читать миф о Нарциссе и Эхо. Главная мысль мифа о Нарциссе и его краткое содержание.

27-09-2017, 23:59

Миф о Персее и Медузе горгоне: читать краткое содержание мифа древней Греции.

19-09-2017, 03:16

Древнегреческий миф о Дедале и Икаре – читать краткое содержание. Главная и основная мысль мифа древней Греции.

19-09-2017, 02:04

Миф о Прометее читать кратко в сокращении или полностью. Мифы древней Греции про Прометея, имеют как краткое, так и полное содержание.

3-10-2016, 08:36

12 подвигов Геракла. Кратко о мифе. От Немейского Льва до Яблок Гесперид. За что Гера преследовала Геракла? Были ли у него дети? Самый трудный подвиг и смерть героя.

23-12-2015, 04:52

Медуза горгона павшая от руки Персея. Миф древней Греции.

13-12-2015, 07:53

Существуют ли оборотни в наше время? Мифы и легенды про оборотней в реальной жизни.

3-12-2015, 08:23

Существуют ли вампиры на самом деле? Мифы и легенды про вампиров.

2-12-2015, 02:34

Миф о солнце и Заре Зарянице древних славян.

25-11-2015, 02:36

Древнегреческий миф: Золотое руно, спасение Фрикса и Геллы.

fantasytown.ru

Читать книгу Легенды и мифы Древней Греции

Часть первая. Боги и герои

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Боги

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Зевс

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно прог

Древние мифы Индии ни в чём не уступают сказаниям Греции, Египта и Рима. Их столь же тщательно копили и систематизировали, чтобы сохранить для следующего поколения. Этот процесс не обрывался очень долгое время, за счёт чего мифы крепко вплелись в религию, культуру и повседневную жизнь страны.

И только благодаря бережливому отношению к своей истории индусов сегодня мы можем наслаждаться их преданиями.

Индийская мифология

Если рассматривать легенды разных народов о богах, природных явлениях и сотворении мира, можно легко провести между ними параллель, чтобы понять, сколь они похожи. Заменены лишь имена и незначительные факты для более удобного восприятия.

Мифология крепко связана с и учениями о той цивилизации, на которой взращивалась философия жителей этой страны. В давние времена эти сведения передавались только из уст в уста, причём считалось недопустимым опускать какой-либо элемент или переделывать его на свой лад. Всё должно было сохранять первозданный смысл.

Индийская мифология часто выступает в качестве основы для духовных практик и даже этической стороны жизни. Она уходит корнями в учения индуизма, которые создавали опираясь на трактаты о ведической религии. Что удивительно: в некоторых из них приводились механизмы, описывающие научные теории современности касательно зарождения человеческой жизни.

И тем не менее древние мифы Индии повествуют о множестве различных вариаций происхождения того или иного явления, о которых будет рассказано ниже.

Кратко о сотворении мира

Согласно самой распространённой версии, жизнь зародилась из Золотого яйца. Его половины стали небом и землёй, а из нутра на свет появился Брахма - Прародитель. Он положил начало течению времени, создал страны и других богов, чтобы не испытывать более одиночества.

Те же, в свою очередь, внесли лепту в сотворение мироздания: заселили землю существами различной природы, стали прародителями людских мудрецов и даже позволили появиться на свет асурам.

Рудра и жертвоприношение Дакши

Шива - одно из самых древних порождений Брахмы. Он несёт в себе пламя гнева и жестокости, но помогает тем, кто исправно возносит к нему молитвы.

Ранее этот бог носил другое имя - Рудра - и пребывал в облике охотника, которому подчинялись все звери. Он же не обходил ни одну из людских войн, насылая на человеческий род различные напасти. Зятем ему проходился Дакши - властелин и родитель всех созданий на земле.

Однако союз сей так и не связал богов дружескими узами, поэтому Рудра отказывался почитать отца своей жены. Это и привело к событиям, которые по-разному описывают древние мифы Индии.

Но наиболее популярная версия такова: Дакша по велению богов впервые сотворил очищающее жертвоприношение, на которое созвал всех, кромы Рудры, тая на него обиду. Жена гневливого Шивы, узнав о столь вопиющем неуважении к мужу, бросилась от отчаяния в костёр. Рудра же был вне себя от ярости и явился на место проведения обряда, чтобы вершить месть.

Ритуальную жертву грозный охотник пронзил стрелой, и та взвилась в небо, навеки запечатлевшись созвездием в облике антилопы. Несколько богов также попались под горячую руку Рудры и были серьёзно изувечены. Только после уговоров мудрого жреца Шива согласился отпустить гнев свой и исцелить раненных.

Однако с тех пор по велению Брахмы все боги и асуры должны почитать Рудру и приносить ему жертвы.

Враги детей Адити

Изначально асуры - старшие братья богов - были чисты и добродетельны. Они ведали тайны мира, славились мудростью и могуществом и умели изменять свои обличия. В те времена асуры были покорны воле Брахмы и тщательно исполняли все ритуалы, а потому не знали бед и горя.

Но возгордились могущественные существа и решили соперничать с богами - сыновьями Адити. Из-за этого они потеряли не только счастливую жизнь, но и лишились своего дома. Теперь слово "асура" является чем-то сродни понятию "демон" и обозначает кровожадное безумное существо, способное лишь убивать.

Вечная жизнь

Ранее на свете никто не знал о том, что жизнь способна обрываться. Люди были бессмертны, жили безгрешно, поэтому на земле царил мир и порядок. Но поток рождаемости не снижался, а места становилось всё меньше и меньше.

Когда люди заполонили каждый уголок мира, Земля, как гласят древние мифы Индии, обратилась к Брахме с просьбой, чтобы помог он ей и снял с неё ношу столь тяжёлую. Но не знал Великий прародитель, чем подсобить. Воспылал он гневом, и вырвались чувства из него уничтожающим огнём, обрушились на всё живое. Так и не стало бы мира, если Рудра не подсказал решения. А было оно таково...

Конец бессмертию

Увещевал Рудра Брахму, просил не губить мир, что создан с таким трудом, и не винить своих созданий за то, как они устроены. Предложил Шива сделать людей смертными, и Прародитель послушался его слов. Забрал он гнев назад, в своё сердце, чтобы из него появилась на свет Смерть.

Она воплотилась в облике юной девушки с чёрными очами и венком из лотосов на голове, одетой в тёмно-красное платье. Как гласит сказание о происхождении Смерти, не была эта женщина ни жестока, ни бессердечна. Не переняла она гнев, из которого была создана, и не по душе приходилась ей такая ноша.

Смерть в слезах молила Брахму не взваливать на неё эту ношу, но тот остался непреклонен. И лишь в награду за её переживания позволил он не убивать людей своими руками, а забирать жизни тех, кого настигла неизлечимая болезнь, губительные пороки и застилающие взор страсти.

Так Смерть осталась за пределами человеческой ненависти, что хоть немного скрашивает её тяжкое бремя.

Первая "жатва"

Все люди являются потомками Вивасвата. Поскольку сам он от рождения был смертен, то и старшие его дети появились на свет обыкновенными людьми. Двое из них - разнополые близнецы, им дали почти одинаковые имена: Ями и Яма.

Они были первыми людьми, поэтому их предназначение состояло в заселении земли. Однако, согласно одной из версий, Яма отказался от греховного кровосмесительного брака со своей сестрой. Чтобы избежать этой участи, юноша отправился в путешествие, где по прошествии некоторого времени его и настигла Смерть.

Так он стал первым "урожаем", который удалось собрать порождению Брахмы. Тем не менее на этом его история не закончилась. Поскольку отец Ямы к тому времени стал богом Солнца, сын его также получил место в индийском пантеоне.

Впрочем, его судьба оказалась незавидной - ему было суждено стать аналогом греческого Аида, т. е. повелевать миром мёртвых. С тех пор Яма считается тем, кто собирает души и судит по земным деяниям, решая куда отправится человек. Позже к нему присоединилась и Ями - она воплощает тёмную энергию мира и заведует той частью преисподней, где своё наказание отбывают женщины.

Откуда появилась ночь

"Сказание о создании ночи" - очень короткий в русском изложении миф. Он повествует о том, как сестра первого человека, которого забрала Смерть, никак не могла справиться со своей скорбью.

Поскольку времени суток не существовало, день тянулся бесконечно. На все уговоры и попытки облегчить её горе девушка всегда отвечала одинаково, что Яма умер только сегодня и негоже так рано забывать о нём.

И тогда, чтобы день наконец кончился, боги создали ночь. На следующий день скорбь девушки стихла, и Ями смогла отпустить брата. С пор тех появилось выражение, смысл которого идентичен с привычным для нас "время лечит".

Если собрать воедино все древние хронологические системы и посмотреть на сотворение мира, то мы обнаружим две общие закономерности.

Первая. Согласно большинству древних традиций или легенд миротворение произошло после того, как верховное божество принесло в жертву какое-то другое существо, заколов его, предав огню или разрубив на части. При этом из частей тела этой жертвы образовался мир.

Вторая. У многих народов сотворение мира начинается приблизительно 5500 лет до Рождества Христова:

  • византийская система летоисчисления начинается с 1 сентября 5509 г. до н.э.,
  • древнерусская — с 1 марта 5508 г. до н.э.,
  • александрийская — с 29 августа 5493 г. до н.э.,
  • антиохийская эра от сотворения мира — 1 сентября 5969 г. до н.э.,
  • еврейская, или летоисчисление от Адама — с 7 октября 3761 г. до н.э.

Всего более ста различных дат сотворения мира и промежуток времени от сотворения мира до Рождества Христова составляет от 3483 до 6984 лет.
Отличительная особенность традиционной индийской культуры – она не знает хронологии. В ней господствует цикличность всего сущего, «круг вечного возвращения». В индийской мифологии эта «вневременность» проявилась в том, что в ней отсутствует единый миф о миротворении.

Веды о создании мира

Уже в Ведах присутствует несколько равноправных версий космогонического мифа, а Брахманы, Упанишады и Пураны добавляют к ним свои собственные версии, не менее равноправные. При тщательном изучении и сопоставлении этих версий у них обнаруживается общая черта - представление о предначальном хаосе, из которого в результате действий различных божественных «агентов» возник упорядоченный мир.

Поэтому, согласно «временной иерархии» первыми являются версии космогонического мифа, встречающиеся в Ведах, далее - версии Брахман, Упанишад и Пуран и затем версии, «канонизированные» вишнуитами и шиваитами.

В Ригведе, как и в других древних текстах, крайне редко встречаются мифы, изложенные целиком. Чаще всего мы сталкиваемся с фрагментами мифов и даже с отдельными разрозненными мифологическими мотивами, вследствие чего мифы приходится восстанавливать, реконструировать. К реконструируемым ведийским мифам относятся:

  • миф об убийстве Индрой демонического змея Вритры;
  • о похищении орлом с неба чудесного напитка сомы,
  • о бегстве бога Агни; не желавшего быть жрецом;
  • о трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие;
  • о мудреце Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, а также космогонические мифы с участием Индры и Вишну.