Дунгане происхождение. Дунгане, происхождение этого народа

Основная часть народа дунгане проживает в южных областях Казахстана, в Киргизии и в Узбекистане. Китаеязычные собратья дунганов живущих на западе Китая их количество доходит почти до 10-ти миллионов людей, придерживаются они Ислама. Хуэйцзу являются дальними предками дунганов, было время, когда эти самые предки, в компании с уйгурами переселились в Российскую империю в конце 19-го века, причиной тому было поражения восстания дунган на северо-западе Китая. Восстания было широких масштабов и в исторических источниках известен под названием «Антицинское восстание».

Советская власть во времена Среднеазиатской национально-государственного размежевания в 1924 году, этнонимом для китаеязычных мусульман стало слово «дунгане».
Для Китайцев это название было иным. В провинции Синьцзянь оно стало приобрело распространение среди народов, которые были перелесены из других провинций в качестве военных поселенцев.
Одним профессором Синьцзянского университета, которого величают, как Хай Фэн, выдвинул свою теорию о том, что слово дунгань имеет китайские корни, так как имеет созвучие со словом «тунькэнь», что значит на китайском языке «военные поселки расположенных на пограничных зон». Есть неофициальная версия, где этноним «дунгане» имеет тюркское происхождение.

Происхождение дунган

Браки созданные арабами и иранцами, во времена торговых ремесел дали в будущем развития этногенеза нации под названием - хуэй, ныне проживающие на островах Хайнань, и в поселениях как Юньнани и Гуандуне. Хуэй были аналогичны к дунганами, так как у них была общая одна религия. Этим они и имели отличие от китайцев в свое время. Они были мусульманами суннитского толка. Но китайцам они были ближе, дальше будут приведены примеры этого.

Сливание дунганского народа с китайцами не приносили никакого успеха на протяжении веков. Истовая вера в духовные ценности ислама являлись главной мотивацией для выживаемости дунганского этноса, так как именно данная религия формировала основу дунганского этноса в каком-то роде как народ.
Схожие к дунганам народом на территории Китая были хуэй.

Смешанные браки арабов и иранцев, во времена торговых ремесел дали в будущем развития этногенеза нации хуэй, ныне проживающие на островах Хайнань, и в поселениях как Юньнани и Гуандуне. Хуэй были аналогичные с дунганами, так как у них была общая одна религия. Этим они и имели отличие от китайцев в свое время. Они были мусульманами суннитского толка.
Среди причин живучести мусульманской общины в Китае прежде всего было, их не считаемое количество.
Также способствовали выживанию нации хуэй такие факторы как: неопределённое географическое расположение и очень сильное различие во внешнем облике.
С одной стороны, можно сказать, что китайцы не были информированы местонахождением с большими скоплением мусульманских общин в КНР, которую можно было бы разбить, и в какой-то степени ослабить.
Главной причине выживаемости представителей ислама на земле китайцев, можно отнести их адекватное поведение в обществе, и их главной задачей была, не заниматься распространением данной религии на территории КНР. В случае нарушений этих простых правил китайских властей, в конце могло бы привести к тому, что нарушители теряли свое право на жизнь.
В отличьях от дунганов, община Хуэй были больше схоже с китайцами по языку и по многим другим характеристикам. В Китае Хуэй имеет свой автономный район с названием Нинся-Хуэй, что давало им еще статус национального меньшинства в стране Автономный район это как зависимая республика к какой-либо стране.

Возрождение ислама в Китае началось с приходом к власти Дэна Сяопина. Он ввел китайских патриархов в 1979 году. Китай начал восстанавливать хорошие отношение с народом который придерживался ислама, это способствовало к улучшению отношении хуэй и дунган с китайским государством. В итоге, исламским лицом китайского мира, стали дунгане и хуэй.

Стоит отметить, что Дунгане имели очень хороший опыт в земледелии, также считались удачливыми торговцами. Во времена их переселения в основном страны Центральной Азии. Многие вынужденно оставляли свое имущество и пожитки.

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, несмотря на интерес, возбужденный этим народом . Вопрос этот, как слишком специальный, не может, конечно, здесь разбираться, — для полноты же изложения приводятся, однако, мнения некоторых авторов, занимавшихся исследованиями по этому поводу: Г. Гейнс. (О восстании мусульманского населения, или дунгеней, в Зап. Китае / Воен. сбор. 1866 г., VIII) считает дунган потомками уйгуров. Самое слово «хой-хой» он считает измененным «уй-гур», что отчасти подтверждается тем, что для изображения на китайском письме названия «хой-хой» нет особого знака, могущего объяснить происхождение этого слова, чем доказывается, что слово «хой-хой» есть позаимствованное из другого языка [по Реклю, под общим именем хой-хой обыкновенно смешивают всех китайских магеметан; прежде это наименование применялось к уйгурам. (Стр. 316, т. VII)].

А. Н. Куропаткин (Кашгария, стр. 128) упоминает о преданиях, относящих происхождение дунган то к эпохе Александра Македонского, то Чингиз-хана, то Тамерлана. Наиболее внимания, по его мнению, заслуживает предание о том, что дунгане суть мусульмане Восточного Туркестана, оставшиеся в Китае после покорения Чингиз-ханом Пекина и входившие в состав его войск. [Реклю указывает, что название «дунгане» имеет магометанское происхождение, и что смысл его обыкновенно переводят словом «отставшие» или «исключенные» (воины); впрочем, название это употребляется только для обозначения мусульман Северного и Северо-Западного Китая. Реклю с уверенностью говорит, что мусульмане Китая не составляют однородной этнографической группы. Уйгуры, татары и разные другие северные народцы, исповедовавшие западную религию, перешли в магометанство, вероятно, в эпоху Тамерлана, и это именно потомки несториан, под названием дунган, наводили страх на китайцев и подвергали опасности целость империи. (Стр. 324, т. VII)].

Н. Н. Пантусов (Война мусульман против китайцев, приложения, стр. 41) приводит предание, что дунгане произошли от браков с китаянками воинов Александра Македонского, предпринимавшего поход в Пекин из Самарканда, в результате которого сам Александр Македонский женился на дочери богдыхана и прожил в Китае три года.

Ф. В. Поярков, посвятивший себя исследованию дунган (Семир. обл. вед., 1901 г. № 55), ссылаясь на мнения известных синологов проф. Васильева и архимандрита Палладия, считает дунган теми же китайцами, изменившимися духовно и физически, благодаря принятию мусульманской религии.

Уместно также будет упомянуть о мнении покойного чугучакского консула г. Борнемана, объяснявшего слово «дунган» названием места их поселения Дун-Ган, т. е. Восточный Ган, или восточная часть провинции Ганьсу. [Мне пришлось слышать, однако, от миссионеров, живших долго в провинциях Ганьсу и Шеньси, что в восточной части первой из них почти нет дунган. Наиболее густые поселения дунган находятся близь г. Хе-чжоу и местности Салар в западной части Ганьсу и г. Си-ан-фу в южной части Шеньси].

Г. Е. Грум-Гржимайло (Описаше путешествия в Западный Китай, II т., стр. 65. 1897 г.) видит в дунганах потомков мастеровых и художников, насильно переселенных в Китай и Монголию, преимущественно при Чингиз-хане, из Самарканда, Бухары и других городов покоренного турано-иранского Запада.

В заключение позволю себе прибавить, что, наблюдая лично дунган в Илийском крае и беседуя с миссионерами, жившими подолгу в пров. Гань-су, вынес впечатление, что в дунганах, судя по наружности, есть примесь посторонней китайцам крови — трудно сказать, конечно, какой именно, так как история указывает многочисленные случаи, когда китайцы могли смешиваться с различными народами, исповедовавшими ислам.

По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Отсюда и объяснение слова «дунган» как испорченного китайцами тюркского слова «турган» — «оставшийся»; это предание довольно хорошо согласуется с известием Н. М. Пржевальского , выводящего дунган из Самарканда под предводительством имама Раббан в начале XV столетия и считающего новой родиной их г. Синин. Вообще, в преданиях дунган играет значительную роль. Другая часть дунган (саларские [Салар — местность на правом берегу Желтой реки ниже Гуй-дуя /пров. Ганьсу/. — Грум-Гржимайло, стр. 131]) и хе-чжоуские), будто бы, произошли от отцов тюрков (вероятно, уйгуров). Название дунган употребляется собственно тюркскими народами Средней Азии и не известно ни дунганам, ни китайцам — те и другие для обозначения рассматриваемой народности употребляют слово «хой-хой», т. е. мусульманин.

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Они не фанатики, если религия их не преследуется. Их ахуны и муллы в мечетях читают Коран на арабском языке, хотя большинство молящихся не понимает смысла читаемого, ученые муллы излагают толкование Корана на китайском языке. Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.

Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, лоб выпуклый, зубы здоровые, глаза часто слегка выпученные. Лицо более круглое, чем продолговатое. Окружность груди на 6 мм более половины роста, вес и мышечная сила значительно больше, чем у китайцев. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Женская одежда также похожа на китайскую, обычая уродовать ноги у дунганок нет.

Дунганки. Кульджа, конец XIX в.

Пища дунган похожа на китайскую, но способ приготовления несколько другой; для бедного класса овощи составляют главнейший вид пищи; как мусульмане они не едят свинины, зато имеют несколько национальных блюд. Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова.

дунгане википедия, дунгане
Всего: 110000
Киргизия Киргизия: 58409 (2009), 59994 (2011)

    • Чуйская область: 49802 (2009)
    • Бишкек: 4040 (2009)
    • Иссык-Кульская область: 3124 (2009)
    • Ошская область: 793 (2009)
    • Нарынская область: 429 (2009)
    • Ош: 92 (2009)
    • Таласская область: 91 (2009)
    • Джалал-Абадская область: 36 (2009)

Казахстан Казахстан: 51577 (2010)

    • Жамбылская область: 42404 (2010)
    • Алма-Ата: 6535 (2010)
    • Алматинская область: 1765 (2010)

Россия Россия: 1651 (2010)

    • Саратовская область: 760 (2010)
    • Алтайский край: 207 (2010)
    • Пензенская область: 53 (2010)
    • Москва: 43 (2010)
    • Липецкая область: 41 (2010)
Язык

дунганский, русский

Религия Родственные народы

китайцы, хуэйцзу

Dunganese name
Дунганский: Хуэйзў
Сяоэрцзин: حُوِ ذَو
Романизация: Huejzw
Ханьцзы: 回族

Дунга́не - народ, проживающий в Киргизии, южном Казахстане и Узбекистане. Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу, которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, как и более многочисленные уйгуры, переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回), хуэймин (кит. 回民) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回) «почтенные хуэйхуэй» или җун-ян жын (кит. 中原人, «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй» (дунг. хуэйзў йүян; ср. кит. 回族语言) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа, ср. кит. 中原话). СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу, которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань» употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Одна из многих столовых на рынке «Дордой» в пригороде Бишкека, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г.), а также в северной Киргизии, где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г.) России, согласно переписи 2010 года, проживает 1651 дунган, что более чем вдвое выше показателя предыдущей переписи (за 2002 год) - 800.

В селе Милянфан

  • 1 Происхождение дунган
  • 2 Дунгане в Киргизии
  • 3 Известные дунгане
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Происхождение дунган

Александр Кадырбаев - Доктор Исторических Наук, в.н.с. Институт Востоковедения Российской Академии Наук

«В этногенезе хуэй, живущих в Юньнани, Гуандуне, Фуцзяни, на острове Хайнань, определенную роль сыграли потомки смешанных браков арабов и иранцев, торговые общины которых с VIII по XIII века поколениями жили в портовых китайских городах, с китаянками, что нашло отражение в фольклоре хуэй, в их легендах. Одна из легенд, бытующих и поныне среди хуэй и дунган, относит их появление как следствие браков арабов, живших в Китае и женатых на китаянках, хотя и проецирует эти события на еще более ранние времена эпохи Тан.7

Хуэй или дунгане - мусульмане суннитского направления ханифитского масхаба. Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949-1979 гг.), были безуспешны. Среди причин живучести мусульманской общины в Китае, прежде всего их истовая вера в исламские духовные ценности, поскольку именно ислам стал основой формирования хуэй как этноса, народа. Способствовали выживанию хуэй их географическая распыленность и многоликость. С одной стороны, китайские власти не имели перед собой компактной массы мусульман, которую можно было бы расчленить и тем самым ослабить. С другой стороны, хуэй выступали одновременно и как религиозная, и как этнокультурная, а нередко и как профессиональная группа населения. результате у властей не было единого критерия квалификации мусульманских подданных. Таким критерием оказывалось поведение самих мусульман. Пока хуэй вели себя смирно, они были частью „доброго народа“, хотя и весьма своеобразной по своим обычаям в пестром составе жителей „Поднебесной империи“. Стоило им возмутиться, как они в глазах китайских властей теряли само право на жизнь. Хуэй, близкие по языку и многим особенностям культуры китайцам, вне сомнения отдельный от них этнос с четко выраженным этнорелигиозным самосознанием, что признается современным китайским государством. КНР хуэй имеют статус национального меньшинства и имеют национально-государственную автономию - Нинся-Хуэйский автономный район, сопоставимый с нашим понятием края или республики. С 1979 г. и до наших дней после прихода к власти „патриарха китайских реформ“ Дэн Сяопина началось возрождение ислама в Китае и восстановление связей его мусульманских народов с исламским миром, что в целом способствовало укреплению лояльности хуэй по отношению к китайскому государству. На китайский язык была переведена священная книга мусульман - Коран. Именно народ хуэй является исламским лицом одной из величайших цивилизаций мира - китайской. Таким образом, приверженцы Аллаха следовали заветам Пророка Мухаммада, который, как утверждают, говорил: „За знаниями не ленитесь даже идти в Китай, так как овладение знаниями обязательно для мусульман“.

С конца XVI в. в связи с упадком международной торговли на северо-западных окраинах минского Китая регулярно происходили восстания хуэй как реакция на притеснения китайских властей.»

Дунгане, в своем большинстве, являются торговцами (в прошлом, богатыми купцами), банкирами, и по праву считаются опытными бизнесменами. период гонений и переселения хуэцуйцев в Российскую Империю (страны Центральной Азии), многие были вынуждены оставить свои дома и имущество, покидая пределы Китая.

Дунгане в Киргизии

Основная статья: Дунгане в Киргизии

На территории Киргизии существует несколько сел компактного проживания дунган - Александровка, Ивановка, Милянфан, Кенбулун, Ырдык, Таширов. Много дунган живёт также в городах Токмак, Каракол и Бишкек.

Дунгане заняты в земледелии, торговле на рынках, общественном питании. Во всех крупных городах региона популярны рестораны дунганской кухни.

Главная мечеть Иссык-Кульской области в Караколе

В областном центре Иссык-Кульской области городе Каракол сохранилась деревянная дунганская мечеть начала XX века.

Это пример народного культового зодчества дунган Кыргызстана. Мечеть построена китайскими мастерами на средства дунганской мусульманской общины. Руководил её строительством главный мастер (жын жён) - Чжоу Сы. Заготовка материала велась с 1907 г. 1910 г. мастера начали сборку мечети, которая была закончена к концу года. Для строительства использовали местный материал: тянь-шаньскую ель, тополь, вербу, березу.

В плане сооружение имеет квадратную форму с прямоугольным выступом в западной части здания. Выступ языком архитектуры акцентирует святость запада, как места, где находятся святыни ислама - Мекка и Медина, а также особое предназначение западной части помещения - средоточие святости. Размеры мечети в плане составляют 24,88×15,33 м. Высота от основания до карниза 4,15 м. Вход в здание находится в восточной его части.

Мечеть стоит на возвышенной насыпи, окаймленной гранитным бордюром. Скат его боковин соблюден строго под углом 45 градусов и имеет гранитные водостоки для отвода падающей воды с кровли. Сделано это для того, чтобы уберечь деревянные опоры и другие элементы здания от воздействия сырости и преждевременного разрушения. Мечеть поддерживается 44 столбами-опорами (жузами), без учета тех, что вмурованы в стены. Они стоят на специально отесанных камнях, на этих столбах покоится кровля со сложной системой балок и слег. Кровля мечети - беспотолочная, бесстропильная.

Столбы-опоры (жузы) являются основой стен, в то время как кирпичное заполнение не носит опорной функции, а является лишь перегородкой. По своему типу мечеть - каркасно-столбовое сооружение, как и многие другие традиционные жилые и культовые постройки дунган. При строительстве таких зданий в прошлом не использовались металлические изделия типа скоб и гвоздей. Скрепление отдельных деталей каркаса производилось при помощи пазов (мо) .

Изогнутость углов крыши здания создает впечатление его легкости. Навес крыши с четырёх сторон строения образует крытую галерею (лон-ян) и покоится на столбах-опорах диаметром 40-50 см. Промежутки между колоннами в верхней части, примыкающей к крыше, украшены девятирядным фризом с прорезным орнаментом. Концы угловых балок выполнены в виде голов дракона (лун ту).

Мечеть была окрашена специальными красками традиционного для дунганских культовых построек цвета. основном это - зелёный, красный и жёлтый. Каждый цвет несет самостоятельную смысловую нагрузку: так, красный является цветом радости, особенно его боятся злые духи; зелёный - это благополучие, счастье, а также цвет религии - ислама; жёлтый - цвет величия. Недаром в Китае «желтый цвет - цвет императора» . Однако в данном случае он обозначал величие мусульманской религии.

Резной фриз мечети изобилует орнаментом, имеющим символическое значение. Зооморфные фигуры, растительный орнамент в виде плодов персика, винограда и т. д. - это знаки благожелания. обереги, призванные защищать здание от злых духов и стихийных бедствий. Своими истоками они обязаны легендам, мифам и сказкам дунганского народа.

Минарет (муналур) мечети, стоявший отдельно от основного здания, не сохранился, он был «разрушен в 30-х годах XX в.» На его месте стоит минарет, построенный после 40-х годов, который плохо вписывается в архитектурный ансамбль дунганской мечети.

На дунганском языке издана обширная художественная, публицистическая и научная литература. Киргизии действует Ассоциация дунган Кыргызской Республики, на дунганском языке издается газета «Хуэймин бо», в сетке государственного радиовещания есть передачи на дунганском языке. Национальной академии наук Кыргызской Республики работает отдел дунгановедения.

Известные дунгане

  • Масанчи, Магазы - участник революционного движения, Гражданской войны, борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.
  • Ванахун, Манзус - участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза
  • Юнусов Абдужалил Мажитович - мастер спорта СССР по самбо, мастер спорта международного класса СССР по дзюдо, Чемпион Спартакиады Народов СССР 1983, четырехкратный бронзовый призер Чемпионата СССР и Чемпионата Вооруженных Сил СССР. Лучший дзюдоист 20 века Кыргызской Республики.
  • Манеза, Майя - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр
  • Шиваза, Ясыр Джумазович - дунганский советский писатель
  • Чиншанло, Зульфия - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр
  • Бахадыр Сулейманов - Президент Ассоциации дунган Кыргызстана, депутат Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

См. также Известные хуэй Китая, en:Category:Hui people, zh:Category:回族.

См. также

  • Дунганская кухня

Примечания

В Викисловаре есть статья «дунганин»
  1. Национальный состав населения Киргизии по переписи 2009
  2. Национальный состав населения Киргизии 1999 и 2009
  3. Итоги переписи населения Киргизии 2009. Книга III. Чуйская область
  4. Итоги переписи населения Киргизии 2009. Книга III. Бишкек
  5. 1 2 3 4 Численность населения по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам на 1 января 2010 года
  6. 1 2 3 4 5 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  7. По данным всекитайской переписи населения 2000 года. (кит.)
  8. Александр Николаевич Алексеенко, «Республика в зеркале переписей населения» «Социологические исследования». 2001. № 12. c. 58-62. (Перепись населения Казахстана 1999 г.)
  9. Итоги переписи населения Кыргызстана, март 1999 г.
  10. Национальная академия наук Кыргызской Республики

Ссылки

  • Дунгане // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.
  • Дунганские народные сказки и предания / запись текстов и перевод Б. Л. Рифтина, М. А. Хасанова, И. И. Юсупова. 2-е изд. М.: Наука - Восточная литература, 2013. 473 с. ISBN 978-5-8381-0253-9.
  • Имазов М. Х. (ред.), «Дунганская энциклопедия». Бишкек, «Илим», 2005. ISBN 5-8355-1435-2.
  • Варшавская Л. Бакир Баяхунов: «Я - модель взаимодействия культур» (интервью с первым дунганским композитором Казахстана). «Известия Казахстана», 11 дек 2006
  • Завьялова О. И. Китайские мусульмане хуэйцзу: язык и письменные традиции // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. C. 153-160.
  • Калимов А. Несколько замечаний о путях развития дунганского языка // Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М., 1975.
  • Калимов А.Дж. Имена среднеазиатских дунган: словарь-справочник личных имен. Бишкек: Илим, 2003. ISBN 5-8355-1286-4.
  • Стратанович Г. Г. Вопрос о происхождении дунган в русской и советской литературе // Советская этнография. 1954. № 1.
  • Сушанло М. Дунгане Семиречья. Фрунзе, 1959.
  • 海峰。 中亚东干语言研究 (Хай Фэн. Чжунъя дунгань юйянь яньцзю-Исследование языка среднеазиатских дунган). Урумчи, 2003. 479 с.
  • 海峰。"东干"来自"屯垦"(Хай Фэн. «Дунгань» лай цзы «тунькэнь» - Термин дунгань «дунгане» восходит к термину тунькэнь «военные поселения пограничных земель») // Сибэй миньцзу яньцзю. Вып. 1. 2005.
  • Официальный сайт и форум о дунганском народе, культуре
  • ZHEN HE- THE GREAT SON OF THE DUNGANS"
  • Dungans and the Renaissance"

дунгане, дунгане map, дунгане википедия, дунгане кыргызстана, дунгане фото

Дунгане Информацию О

(город Биш-кек, се-вер Чуй-ской и Ис-сык-Куль-ской об-лас-тей, Ош-ская область), на юго-вос-то-ке Ка-зах-ста-на (Ал-ма-Атин-ская область и город Джам-бул) и вос-то-ке Уз-бе-ки-ста-на (Фер-ган-ская до-ли-на).

Чис-лен-ность в Кир-ги-зии 58 тысяч человек, Ка-зах-ста-не 36 тысяч человек, Уз-бе-ки-ста-не 1,8 тысяч человек (2007 год, оцен-ка). В Рос-сии 0,8 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись). Го-во-рят на дун-ган-ском язы-ке, рас-про-стра-не-ны так-же киргизский, ка-захский, узбекский, уй-гур-ский, русский язы-ки. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не- сун-ни-ты ха-на-фит-ско-го маз-ха-ба.

Дунгане - по-том-ки ху-эй, пе-ре-се-лив-ших-ся в Среднюю Азию и Ка-зах-стан из Ки-тая по-сле по-дав-ле-ния Дун-ган-ско-го вос-ста-ния 1862-1877 годов. Вы-ход-цы из провинции Гань-су се-ли-лись пер-во-на-чаль-но в селе Ыр-дык под Ка-ра-ко-лом и в Оше; позд-нее часть ош-ских дунгане уш-ла на се-вер и ос-но-ва-ла поселок Дун-га-нов-ка (ны-не Джал-пак-Тю-бе) под городом Аулие-Ата (ны-не Та-раз); вы-ход-цы из провинции Шэнь-си по-се-ли-лись в сё-лах Ка-ра-ку-нуз (пер-во-на-чаль-но Инь-пань, буквально - вре-мен-ный ла-герь) и Шор-Тю-бе на пра-вом бе-ре-гу реки Чу, на-про-тив города Ток-мак; из провинции Синь-цзян - в селе Алек-сан-д-ров-ка на реке Со-ку-лук, город Джар-кент (дун-ган-ское - Са-мыр, ны-не Пан-фи-лов), сё-лах Чи-лик и Или, близ города Вер-ный (ны-не Ал-ма-Ата). В начале XX века воз-ник дун-ган-ский по-сё-лок в Сред-не-чир-чик-ском районе под Таш-кен-том. В 1884 году на-счи-ты-ва-ли около 8,8 тысяч человек.

Основное тра-диционное за-ня-тие - па-шен-ное, в основном по-лив-ное, зем-ле-де-лие. В Ка-зах-ста-не и Кир-ги-зии дунгане вве-ли в куль-ту-ру ри-со-вод-ст-во (сорт дун-ган-ша-ла) и ви-но-гра-дар-ст-во, в Ис-сык-Куль-ской кот-ло-ви-не (город Ка-ра-кол) - бо-бо-вые и ле-кар-ст-вен-ный мак, в Ош-ской до-ли-не вос-при-ня-ли у уз-бе-ков хлоп-ко-вод-ст-во; по-все-ме-ст-но раз-ви-то ого-род-ни-че-ст-во. Зем-лю об-ра-ба-ты-ва-ли китайским плу-гом (шао лихуа), при об-мо-ло-те ис-поль-зо-ва-ли ка-мен-ный 8-гран-ный ка-ток (гун-за). Раз-во-ди-ли круп-ный ро-га-тый скот, пти-цу. Бы-ли ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны из-воз-ный, шор-ный и другие про-мыс-лы, по-сред-ни-че-ская тор-гов-ля. Дун-ган-ские сло-бо-ды воз-ник-ли в го-ро-дах Вер-ный, Пиш-пек, Джар-кент, Ток-мак, Ка-ра-кол, Ош, Ау-лие-Ата.

Тра-диционные по-се-ле-ния ре-гу-ляр-ной пла-ни-ров-ки. Жи-ли-ще кар-кас-ное сыр-цо-вое или ка-мен-ное, отап-ли-ва-лось ка-ном (кон), ори-ен-ти-ро-ва-но вы-хо-дом на юг, име-ло муж-скую и жен-скую по-ло-ви-ну; ком-на-ты вы-хо-ди-ли на кры-тую на-руж-ную га-ле-рею. Муж-ская и жен-ская оде-ж-да близка к северо-ки-тай-ской: пра-во-за-паш-ные (у муж-чин так-же пря-мо-за-стёж-ные) ха-ла-ты и курт-ки, ши-ро-кие шта-ны, ма-тер-ча-тые туф-ли без каб-лу-ка; пре-об-ла-да-ют чёр-ный и си-ний цве-та, жен-ская одеж-да ук-ра-ша-ет-ся вы-шив-кой. Го-лов-ные убо-ры - со-ло-мен-ные шля-пы, ме-хо-вые и вой-лоч-ные шап-ки. Мо-ло-дые жен-щи-ны хо-ди-ли с не-по-кры-той го-ло-вой, по-жи-лые но-си-ли плат-ки. Тра-диционна пи-ща - ча-ще ва-рё-ная или при-го-тов-лен-ная на па-ру: лап-ша из пше-нич-ной (ла-мян), го-ро-хо-вой или бо-бо-вой му-ки (фын-тяо), рис с при-пра-ва-ми из мя-са и ово-щей, пам-пуш-ки; в от-ли-чие от ки-тай-цев, дунгане упот-реб-ля-ют жи-вот-ные жи-ры. Так-же пе-кут в тан-ды-ре сред-не-ази-ат-ские ле-пёш-ки. Едят па-лоч-ка-ми, тра-пе-зу на-чи-на-ют с чая, обед за-кан-чи-ва-ют су-пом.

По-се-ле-ния дунгане об-ра-зо-вы-ва-ли замк-ну-тые об-щи-ны, управ-ляв-шие-ся вы-бор-ны-ми стар-ши-на-ми и объ-е-ди-няв-шие-ся в са-мо-управ-ляю-щие-ся во-лос-ти. Ре-шаю-щее влия-ние имело вы-бор-ное му-сульманское ду-хо-вен-ст-во: имам, со-вер-шав-ший пят-нич-ное бо-го-слу-же-ние; му-дар-рси--ахун, обу-чав-ший де-тей в ду-хов-ной шко-ле; ха-тип-ахун, со-вер-шав-ший об-ре-за-ние, и др. До середины XX века со-хра-ня-лись боль-шие се-мьи, по-ли-ги-ния, слож-ный сва-деб-ный об-ряд (сва-тов-ст-во, об-мен по-дар-ка-ми, де-виш-ник с оп-ла-ки-ва-ни-ем не-вес-ты, сва-деб-ный по-езд, ри-ту-аль-ная борь-ба и иг-ры с тре-бо-ва-ни-ем вы-ку-па и т. п.; до 1930-х годов бы-то-ва-ло умы-ка-ние). Жен-щи-ны поль-зо-ва-лись в се-мье ав-то-ри-те-том.