Этнографист Сергей Максимов: биография, работы. Максимов сергей васильевич

Сегодня речь пойдет об этнографе конца девятнадцатого века Максимове Сергее Васильевиче. О его жизни и трудах можно узнать в содержании данной статьи.

Максимов Сергей: биография

Сергей Васильевич был этнографом и публицистом. Родился он в 1831 году, 25 сентября. Место рождения - Костромская губерния, Кологрифский уезд, Парфеньево (посад). Всю свою жизнь Сергей Максимов посвятил путешествиям, в которых и родились его статьи и книги. Он является почетным академиком АН Санкт-Петербурга. Умер этнограф в городе на Неве, дожив до 69 лет, 3 июня 1901 года.

Юные годы

Сергей Максимов был не единственным сыном своих родителей. У него имелось два брата: Василий стал хирургом, а Николай - писателем.

В Костромской губернии, где родился и рос, Сергей посещал посадское училище, в котором и получил начальное образование. В дальнейшем, с 1842 года, посещал мужскую Костромскую гимназию, которую окончил в 1850 году.

После гимназии в течение двух лет обучался на медицинском факультете в университете Москвы, после чего уехал в Санкт-Петербург и продолжил получать знания в медицинской академии, познавая хирургическое дело.

Первые очерки

Первый литературный опыт Максимов Сергей получил, написав очерки о народном быте. На него обратил внимание сам Тургенев и, окрыленный своими первыми успехами, молодой автор организовал пешую экскурсию, в ходе которой предполагал писать о быте народа. Первоначально Сергей Васильевич прошел через Владимирскую губернию, далее попал в Нижний Новгород, последней точкой была губерния Вятская.

Пройдя немалый путь, Максимов стал первым писателем, получившим прямой опыт изучения и описания быта народов. Чтобы узнать все то, что увидел за время своего путешествия Сергей Максимов, стоит прочитать интереснейшую книгу "Лесная глушь", куда вошли очерки "Повитуха", "Маляр", "Колдун", "Кулачок", "Булыня", "Нижегородская ярмарка", "Соцкой", "Вотяки", "Извощики", "Швецы", "Сергач" и "Крестьянские посиделки".

Дальнейшие экскурсии

Различные этнографические экспедиции были организованы князем Константином Николаевичем. В числе одной из них Сергей Максимов отправился на Север. Здесь он увидел много удивительных мест, в том числе Северный Ледовитый океан и Белое море. Написанные в этом путешествии работы можно прочитать в книге "Год на Севере". В данное издание вошли очерки из "Морского сборника" и отдельные работы из "Библиотеки для чтения" и других издательств.

Целью дальнейшего путешествия на Дальний Восток было исследование новой для России Амурской области, совсем недавно присоединенной. В данной экспедиции Сергей Максимов приобрел много бесценного опыта и знаний, которые изложил в нескольких очерках, вошедших в книгу "На Восток".

Обратный путь этнографиста не был легким, ему поручили сложнейшее задание - разведать и описать жизнь ссыльных людей в тюрьмах Сибири. Сергей Васильевич как можно четче и честнее описал жизнь преступников и, конечно, эти очерки не стали достоянием свободных людей. Морское ведомство не избавилось от статей, как от многих подобных работ, а напечатало под секретным грифом издание "Ссыльные и тюрьмы". В будущем некоторые самые безобидные работы попали в "Вестник Европы" и "Записки Отечества". Затем, много лет спустя, была выпущена книга "Сибирь и каторга".

В 1862 году Сергей Максимов начинает новое путешествие, которое длится год. За время очередных странствий этнограф посетил Урал, юго-восток России, берега Каспийского моря. Статьи, родившиеся в тех местах, вошли в "Морской сборник", "Отечественные записки", "Семью и школу". Из самых примечательных работ стоит отметить "Субботники", "Скопцы", "Божий промысел", "Хлысты", "Прыгуны", "Ленкорань", "Молокане", "Духоборцы", "Сетка общих", "Иргизские старцы".

В дальнейшем из напечатанных статей в "Сыне Отечества" и "Иллюстрациях" была составлена книга "Рассказы из историй старообрядцев". Также по приглашению товарищества издания "Общ. польза" для Комиссии по устройству народного чтения и "Досуга и Дела" Сергей Максимов сам отредактировал и составил издания для чтения, которых насчитывается около восемнадцати. Среди них "Мерзлая пустыня", "Крестьянский быт", "Дремучие леса", "Соловецкий монастырь", "Русские степи и горы".

Библиография этнографиста

Максимов Сергей Васильевич прожил долгую и интересную жизнь. Свои познания он занес в очерки, из которых впоследствии написал книги. Это его наследство потомкам. Конечно, сейчас все совершенно иначе, чем в далеком девятнадцатом веке, но все же очень интересно прочитать те работы, которые хранят быт наших предков.

В 1859 году из очерков писателя составляется первый том "Года на Севере", он носит название "Белое море". В том же году выходит и вторая часть произведения, "Поездка по Северным рекам". В 1886 году на свет появляется "Ледяное царство".

После смерти писателя его труды продолжили публиковать. Так, в 1903 году выпустили "Нечистую, неведомую и крестную силу". В 1955 году появляются "Крылатые слова", в 1989 году - "По Русской земле", и в 2002 году мир смог прочесть "Каторгу Империи".

В. писатель, этнограф-беллетрист, путешественник, исследователь обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почетный академик Петербургской АН (1900). В советское время его книга «Нечистая, неведомая и крестная сила» не издавалась. Она посвящена верованиям, обычаям и суевериям: в домовых, леших, ведьм, мать-сыру землю, живую воду и т. п.

Известный этнограф, фольклорист, выдающийся писатель народнического поколения, почетный академик с 1900 г. по отделению русского языка и словесности. Учился в Московском университете и медико-хирургической академии. С.В.Максимов был близок славянофилам. Он изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, заключенных, староверов и сектантов, малых народов севера. Он много путешествовал по России. В 1855 г. С.В.Максимов ходил пешком по Владимирской губернии, посетил затем Нижегородскую и Вятскую губернии, сделав один из первых опытов непосредственного изучения народного быта. Когда, по мысли великого князя Константина Николаевича морским ведомством был организован ряд этнографических экспедиций (1855), С.В.Максимову было поручено обследовать Русский Север. Он отправился в Олонецкий край, затем к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры. По поручению Морского ведомства в 1860-1861 гг. С.В.Максимов исследовал Дальний Восток и Приамурье. На обратном пути этнограф имел задание по изучению сибирских тюрем и жизни ссыльных. Глубокое знание быта и нравов народа, знание, что называется, изнутри, верность деталей и живость зарисовок обеспечили писателю заслуженную известность и признание в русской литературе. Максимов был первопроходцем, исследующим новые, еще не освоенные литературой его времени явления действительности, обратившийся к глубокому исследованию народной души во всех ее проявлениях, писатель особого склада личности.

«Нечистая, неведомая и крестная сила» изначально задумывалась В.Н.Тенешевым как этнографическое исследование, призванное раскрыть связи между верованиями крестьян и их деятельностью, поведением и психологией. Это исследование было поручено С.В.Максимову, являвшемуся лучшим практическим знатоком быта и верований крестьян. В итоге было написано сочинение, не вполне отвечавшее поставленным задачам, но ставшее в подлинном смысле энциклопедией мифологических воззрений крестьян, раскрывающей глубины народной культуры, вполне воссоздающей поэтический мир народных верований и легенд. В книге рассказ о народной демонологии сочетается с ярким красочным описанием крестьянских годовых праздников, создавая этнографию бытового православия. Максимов подметил демонологическое мироощущение русского православного крестьянина с его своеобразными взглядами на мир и природу. Очерки Максимова - не фактографические хроники, они организованы сюжетно. В них отразилась обрядность, внутренняя сущность быта, целесообразность исторически сложившегося жизненного уклада. Неслучайно многие исследователи отмечают композиционное изящество, строгость сюжета очерков Максимова. Народное творчество в книге словно оживает, расцвечивается всеми цветами радуги, потому что всякий раз писатель погружается в живую жизнь. В сочинении Максимова о крестьянских верованиях и демонологии художественная изобразительность переплетается с научной этнографией. Удивителен язык произведения, своеобразно-народный, так хорошо из русских писателей конца XIX – начала ХХ вв. им владел только С.В.Максимов.

В. писатель, этнограф-беллетрист, путешественник, исследователь обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почетный академик Петербургской АН (1900). В советское время его книга «Нечистая, неведомая и крестная сила» не издавалась. Она посвящена верованиям, обычаям и суевериям: в домовых, леших, ведьм, мать-сыру землю, живую воду и т. п.

Известный этнограф, фольклорист, выдающийся писатель народнического поколения, почетный академик с 1900 г. по отделению русского языка и словесности. Учился в Московском университете и медико-хирургической академии. С.В.Максимов был близок славянофилам. Он изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, заключенных, староверов и сектантов, малых народов севера. Он много путешествовал по России. В 1855 г. С.В.Максимов ходил пешком по Владимирской губернии, посетил затем Нижегородскую и Вятскую губернии, сделав один из первых опытов непосредственного изучения народного быта. Когда, по мысли великого князя Константина Николаевича морским ведомством был организован ряд этнографических экспедиций (1855), С.В.Максимову было поручено обследовать Русский Север. Он отправился в Олонецкий край, затем к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры. По поручению Морского ведомства в 1860-1861 гг. С.В.Максимов исследовал Дальний Восток и Приамурье. На обратном пути этнограф имел задание по изучению сибирских тюрем и жизни ссыльных. Глубокое знание быта и нравов народа, знание, что называется, изнутри, верность деталей и живость зарисовок обеспечили писателю заслуженную известность и признание в русской литературе. Максимов был первопроходцем, исследующим новые, еще не освоенные литературой его времени явления действительности, обратившийся к глубокому исследованию народной души во всех ее проявлениях, писатель особого склада личности.

«Нечистая, неведомая и крестная сила» изначально задумывалась В.Н.Тенешевым как этнографическое исследование, призванное раскрыть связи между верованиями крестьян и их деятельностью, поведением и психологией. Это исследование было поручено С.В.Максимову, являвшемуся лучшим практическим знатоком быта и верований крестьян. В итоге было написано сочинение, не вполне отвечавшее поставленным задачам, но ставшее в подлинном смысле энциклопедией мифологических воззрений крестьян, раскрывающей глубины народной культуры, вполне воссоздающей поэтический мир народных верований и легенд. В книге рассказ о народной демонологии сочетается с ярким красочным описанием крестьянских годовых праздников, создавая этнографию бытового православия. Максимов подметил демонологическое мироощущение русского православного крестьянина с его своеобразными взглядами на мир и природу. Очерки Максимова - не фактографические хроники, они организованы сюжетно. В них отразилась обрядность, внутренняя сущность быта, целесообразность исторически сложившегося жизненного уклада. Неслучайно многие исследователи отмечают композиционное изящество, строгость сюжета очерков Максимова. Народное творчество в книге словно оживает, расцвечивается всеми цветами радуги, потому что всякий раз писатель погружается в живую жизнь. В сочинении Максимова о крестьянских верованиях и демонологии художественная изобразительность переплетается с научной этнографией. Удивителен язык произведения, своеобразно-народный, так хорошо из русских писателей конца XIX – начала ХХ вв. им владел только С.В.Максимов.

Сергей Васильевич Максимов
Дата рождения:
Место рождения: посад Парфеньево , Кологривский уезд ,
Костромская губерния
Дата смерти:
Место смерти: Санкт-Петербург
The query description has an empty condition.
Род деятельности: писатель, этнограф
Награды:
Произведения на сайте Lib.ru

Сергей Васильевич Максимов ( -) – известный в конце XIX - начале в. писатель, этнограф, путешественник, исследователь обычаев, традиций, языка, верований русского народа. В советское время его книга «Нечистая, неведомая и крестная сила » не издавалась отдельным изданием, в перестройку её текст поглавно размещала газета "Литературная Россия" (редактором был Эрнст Иванович Сафонов). Она посвящена верованиям, обычаям и суевериям: в домовых, леших, ведьм, мать-сыру землю, живую воду и т. п.

Известный этнограф, фольклорист, выдающийся писатель народнического поколения, почетный академик с 1900 г. по отделению русского языка и словесности. Учился в Московском университете и медико-хирургической академии. С.В.Максимов был близок славянофилам. Он изучал общинный и артельный быт крестьян, мастеровых-отходников, заключенных, староверов и сектантов, малых народов севера. Он много путешествовал по России. В 1855 г. С.В.Максимов ходил пешком по Владимирской губернии, посетил затем Нижегородскую и Вятскую губернии, сделав один из первых опытов непосредственного изучения народного быта. Когда, по мысли великого князя Константина Николаевича морским ведомством был организован ряд этнографических экспедиций (1855), С.В.Максимову было поручено обследовать Русский Север. Он отправился в Олонецкий край, затем к Белому морю, добрался до Ледовитого океана и Печоры. По поручению Морского ведомства в 1860-1861 гг. С.В.Максимов исследовал Дальний Восток и Приамурье. На обратном пути этнограф имел задание по изучению сибирских тюрем и жизни ссыльных. Глубокое знание быта и нравов народа, знание, что называется, изнутри, верность деталей и живость зарисовок обеспечили писателю заслуженную известность и признание в русской литературе. Максимов был первопроходцем, исследующим новые, еще не освоенные литературой его времени явления действительности, обратившийся к глубокому исследованию народной души во всех ее проявлениях, писатель особого склада личности.

«Нечистая, неведомая и крестная сила» изначально задумывалась В.Н.Тенешевым как этнографическое исследование, призванное раскрыть связи между верованиями крестьян и их деятельностью, поведением и психологией. Это исследование было поручено С.В.Максимову, являвшемуся лучшим практическим знатоком быта и верований крестьян. В итоге было написано сочинение, не вполне отвечавшее поставленным задачам, но ставшее в подлинном смысле энциклопедией мифологических воззрений крестьян, раскрывающей глубины народной культуры, вполне воссоздающей поэтический мир народных верований и легенд. В книге рассказ о народной демонологии сочетается с ярким красочным описанием крестьянских годовых праздников, создавая этнографию бытового православия. Максимов подметил демонологическое мироощущение русского православного крестьянина с его своеобразными взглядами на мир и природу. Очерки Максимова - не фактографические хроники, они организованы сюжетно. В них отразилась обрядность, внутренняя сущность быта, целесообразность исторически сложившегося жизненного уклада. Неслучайно многие исследователи отмечают композиционное изящество, строгость сюжета очерков Максимова. Народное творчество в книге словно оживает, расцвечивается всеми цветами радуги, потому что всякий раз писатель погружается в живую жизнь. В сочинении Максимова о крестьянских верованиях и демонологии художественная изобразительность переплетается с научной этнографией. Удивителен язык произведения, своеобразно-народный, так хорошо из русских писателей конца XIX – начала ХХ вв. им владел только С.В.Максимов.

Максимов Сергей Васильевич (25.09.1831-3.06. 1901), писатель-этнограф, очеркист. Родился в с. Парфентьево Кологривского у. Костромской губ. в семье мелкопоместного дворянина, служившего почтмейстером. По окончании училища в с. Парфентьеве поступил в Костромскую гимназию. Летом 1850 приезжает в Москву поступать на историко-филологический факультет Московского университета, но прием был только на медицинский. Среди новых друзей - будущий историк Д. И. Иловайский и будущий знаменитый врач С. П. Боткин. Впоследствии напишет: «Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием и первыми проблесками моего сознания, что я должен чем-нибудь быть полезен народу». Этим проблескам сознания он обязан редакции «Москвитянина», где познакомился со своим земляком А. Ф. Писемским. Через многие годы А. Н. Майков напишет ему: «Вы помните ваше знакомство с Писемским: не знаю, он ли был крестным отцом ваших первых произведений, но помню, что его трезвый взгляд на жизнь и искусство сильно действовал на вас, еще юношу, и не остался без влияния на дальнейшие ваши труды. Он, кажется, первый и указал вам на изучение жизни русского народа, найдя в вас и нужную для того подготовку, меткий взгляд и разумную наблюдательность». Максимов сблизился со своим костромским земляком именно в то время, когда «Тюфяк» А. Ф. Писемского и «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского забили, по словам А. А. Григорьева, «светлыми лучами», открывая новые пласты народной жизни. В 1850 ядро молодой редакции «Москвитянина» составил кружок Островского. Это было второе поколение 20-летних славянофилов, старшему из которых, Островскому, было 27 лет, а младшему, Максимову, 20. Вспоминая об этом 2-летнем московском периоде, Максимов особо подчеркивал, что «в кружке московских друзей привольно было лишь коренным русским людям», каждый, писал он, «побывавший здесь уходил и с более приподнятым челом, уверенностью и твердою поступью, как будто он на свое природное звание получил оформленный и засвидетельствованный патент». С этим «патентом» молодой писатель явился в 1852 в Петербург. Недаром в первых же его этнографических очерках критики отметили «отсутствие космополитизма».

В течение 1854 «Библиотека для чтения», самое массовое по тому времени издание, публикует 6 очерков Максимова. На них обратил внимание И. С Тургенев, чьи «Записки охотника» тоже в определенном смысле были «этнографическими». «Ступайте-ка в народ, внимательно наблюдайте, изучайте его на месте, запасайтесь свежим материалом. Дорога перед вами открыта», - посоветовал он молодому писателю.
Первую свою «экспедицию» Максимов совершил во Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую и Вятскую губернии, еще не имея, как он сам признавался, «никакой школы и поучения», надеясь на русское «авось». Цикл его очерков появился в той же «Библиотеке для чтения», составив впоследствии книгу «Лесная глушь».

В 1855 Военно-морское ведомство, возглавляемое братом императора вел. кн. Константином Николаевичем, при проведении давно назревшей реорганизации флота, решает послать «литературную экспедицию» для исследования и описания морских побережий и главных водных артерий России. Островского командировали на Верхнюю Волгу, Потехина (сотоварища Максимова по Костромской гимназии) - на Нижнюю Волгу, Писемского - в Астраханскую губ., Афанасьева-Чужбинского - на Днепр, Данилевского - в Малороссию и Крым, М. Михайлова - на Урал, Н. Филиппова - на Дон, а самого молодого из них Максимова - на Русский Север, в тот «край непуганых птиц», который через полвека после него вновь откроет М. Пришвин. Очерки Максимова, как и др. участников экспедиции, публиковал «Морской сборник», а в 1859 они вышли отдельным двухтомным изданием «Год на Севере».

Затем последовали др. экспедиции: в 1859-60 - на Амур, в 1862-63 - на Урал, Каспий и Кавказ, в 1867-68 - на Смоленщину и в Белоруссию. Результатом их стали новые книги: «На Востоке», «Сибирь и каторга», «Бродячая Русь Христа-ради». Эти книги тоже представляли жанр беллетризованной этнографии, возникший, не без участия Максимова, на стыке науки и литературы. Известный историк И. Е. Забелин писал ему: «Этнография есть та же археология, только живая, действующая».
Однако наибольшую известность обрели книги Максимова, которые не имели прямого отношения к этнографии и его этнографическим экспедициям. В 1872 в журнале «Школьная жизнь» (№ 11-13) был опубликован цикл его очерков для детей среднего возраста «Куль хлеба и его похождения», в 1873 вышедший книгой (переиздания 1875, 1881, 1894). Спустя столетие (1982, 1985, 1987) «Куль хлеба» вновь оказался в центре внимания, причем уже не только детей. Максимов создал поэму о хлебе, гимн русскому хлебу и русскому хлебопашцу: «Хлеб - всему голова! - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом деле: крестьянин землю пашет, хлеб сеет, собирает и продает; ел бы богач деньги, кабы убогий не кормил его хлебом. Ни о чем так сильно не хлопочут, ни о чем так усердно не молятся Богу простые русские люди, как о росте посеянного хлеба. Без хлеба не крестьянин. Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска. Без хлеба несытно, без него и у воды худо жить, без хлеба смерть; хлеб - дар Божий, батюшка, кормилец».

Во время этнографических экспедиций Максимов вел и фольклорные записи - песен, сказок, легенд, обрядов, пословиц, поговорок, но все их передал фольклористам. В его этнографических книгах фольклор присутствует в своей естественной среде обитания. Все его книги фольклорные в точно такой же степени, как этнографические. Фольклор воссоздает внутреннюю жизнь народа, этнография - внешнюю. Они - как душа и тело народа.

Лишь в одной книге Максимов собрал воедино эти фольклорные золотые россыпи, выделив из них самородки крылатых слов. В 1880-е он публикует в различных газетах и журналах свои заметки, посвященные толкованию отдельных слов и выражений. В 1891 его «крылатые слова» были изданы, а затем неоднократно переизданы, став, наряду с «Кулем хлеба», одной из самых популярных книг.

Современники по праву называли Максимова патриархом народоведения. Его Собрание сочинений, вышедшее в издательстве «Просвещение», состоит из 20 томов. Но и оно - далеко не полное. Собрание сочинений стало итогом его полувековой литературной деятельности, но посмертным. При жизни Максимов вынужден был зарабатывать себе на хлеб насущный журналистикой в петербургских «Полицейских ведомостях». Его современник и биограф П. В. Быков писал о нем за год до смерти: «Это удивительно скромный человек далеко не оценен на своей родине, где его имя очень популярно, но не гремит, как гремело бы за границей, если бы Сергей Васильевич, только очень недавно избранный в почетные академики Императорской Академии Наук, - был писателем иностранным… Но такова уж судьба русского писателя за очень немногими исключениями».