Группа BRUTTO. Brutto – группа Сергея Михалка

Brutto – рок-группа, основанная бывшим лидером «Ляписа Трубецкого» Сергеем Михалком. В настоящее время коллектив базируется на Украине, где и проходит большая часть его выступлений. Команда существует с осени 2014 года.

История группы Brutto

Весной 2014 года было объявлено о прекращении деятельности белорусской группы «Ляпис Трубецкой». Команда продолжала гастролировать до конца лета, а 1 сентября её фронтмены анонсировали сольные проекты. Павел Булатников вместе с некоторым участниками «ляписа» создал группу Trubetskoy, а Сергей Михалок – Brutto.

Релиз первого студийного альбома Brutto состоялся 12 сентября 2014 года. Пластинка под названием «Underdog» была опубликована на популярных интернет-площадках. Основной тематикой песен диска стал ЗОЖ, что вызвало недоумение поклонников и музыкальных критиков. Спустя год запись была переиздана с семью бонусами, которыми стали песни из репертуара «Ляписа Трубецкого» в новой интерпретации.

В сентябре 2015 года Brutto выпустили новый студийный альбом «Родны Край». В этой работе Сергей Михалок вернулся к «глубокомысленной лирике» времён позднего «Ляписа Трубецкого». Незадолго до выхода пластинки музыкант предостерег поклонников о том, что ждать от него стихов в духе Агнии Барто не стоит, а впредь он намерен сочинять только по зову сердца.

Гастрольная деятельность

Концерты Brutto проходят, в основном, на территории Украины. Также выступления коллектива случаются в городах стран Евросоюза, а также в США и Канаде. Кроме того, после открытого обращения Сергея Михалка к министру культуры республики Беларусь возглавляемому им коллективу было разрешено выступление в городах этой страны. Отметим, что в последние годы существования группы «Ляпис Трубецкой» совершить это было невозможно, поскольку сама команда находилась под запретом.

Концепция творчества

Концепция творчества группы Brutto характеризуется как:

Бригада революционного угара и творческого отпора имени Орнеллы Мутти

Состав группы Brutto

  • (Худрук) – вокал
  • Виталий Гурков (Огурец) – вокал
  • Сергей (Бразил) – вокал
  • Павел Третяк (Паша Ланистер) – гитары, клавишные
  • Денис Мельник (Лэфт) – гитара, вокал
  • Петр Лосевский (Петя Аист) – вокал
  • Влад Сенкевич (Краб) – труба, бэк-вокал
  • Иван Галушко (Цыбуля) – тромбон, бэк-вокал
  • Денис Стурченко (Дыня) – бас-гитара
  • Денис Шуров (Шуруп) – ударные

Им по 29, они профессиональные спортсмены, на минуточку, неоднократные чемпионы Европы и мира. И при этом, кажется, вот-вот кавалерийским наскоком возьмут еще и Олимп музыкальный. Во всяком случае, одна из их новых песен махом набрала в Инете 300 тысяч просмотров. Речь о новой белорусской группе BRUTTO. Не так давно на мультилейбле «Пяршак» вышел их первый альбом.

BRUTTO — проект Сергея Михалка (бывший «Ляпис Трубецкой»), который сам худрук группы называет «сборной андеграунда».

Музыкальный дебют профессиональных спортсменов оказался столь успешен, что они поехали с гастролями и планируют завоевать «Грэмми». Мы побеседовали с солистом Виталием Гурковым (поет песни на белорусском, тайский боксер, многократный чемпион мира и Европы, заслуженный мастер спорта РБ) и немножко — с Сергеем Бразилом, который тоже поет, например, песню «Гири», да и от груди жмет 140 кг…

— Виталий, чем тайский бокс, которым вы занимаетесь, отличается от китайского? И вообще, как можно было, будучи таким высококлассным спортсменом, пойти в музыку?

— Я вообще про китайский бокс не слышал, если честно… То, чем я занимаюсь, называется тайландский бокс, или муай тай. Иногда его еще называют бой восьмируких, поскольку удары наносятся кулаками, ногами, коленями и локтями. Есть там работа в клинче, немного борцовской техники…

Музыкой и спортом занимались параллельно?

— Спортом я занимаюсь лет 14-15, всегда параллельно участвовал во всяких музыкальных делах. Играл на гитаре в панк-группе, потом пробовал себя в качестве вокалиста в хард-кор, еще года два назад был басистом в одной группе. Так что какие-то «музыкальные дела» были всегда. Это было не в ущерб тренировкам, скорее как отдых, в кайф. Два этих моих «дела жизни» мирно сосуществуют и по сей день. Я продолжаю тренироваться, и параллельно мы репетируем, снимаем. Это несложно.

— Ляпис это ведь был Сергей Михалок, так? Вы давно с ним знакомы? Он вас пригласил в «Брутто»?

— Мы знаем друг друга семь лет, а познакомились в спортзале, у нас был общий тренер. Я работал с тренером, который ставил мне боксерскую технику, и Сергей тренировался у этого же человека. На самом деле, сначала мы год или два были знакомы заочно, он меня знал по рассказам тренера, что, мол, есть тут у нас еще такой парень, который занимается музыкой. Слышал про меня от каких-то общих музыкальных знакомых. Потом мы уже встретились, я стал приходить на репетиции к «Ляписам», в 2007 году снялся в клипе «Буревестник». Мы общались на разные темы, сдружились, и наконец это вылилось в совместный проект под названием «Брутто».

— Почему такое название — Брутто?

— Мы же расшифровали аббревиатуру… Бригада революционного отпора имени Орнеллы Мути.

— Т. е. вы поклонники этой восхитительной женщины?

— Да, конечно!

— У вас, я так понимаю, есть уже и свои фанаты. Кто ваша основная аудитория? Кажется, это должна быть молодежь… Есть ли среди них люди зрелого возраста?

— Это будет видно по концертам. Это же будут первые концерты… Но люди старшего поколения к нам тоже относятся хорошо. Многие. В городе Минске мы не раз замечали людей, мужчин, которым уже ближе к 40-ка, едущих на хорошем Лендкрузере и слушающих нашу песню «Веселей» на полную громкость… Так что определенную популярность мы уже приобрели.

— Читала интервью Сергея Михалка. Он сказал, что вы представляете собой «масштабное полувоенизированное подразделение». Буквально. Такой Dream team андеграунда. Не слишком воинственно?

— Но если так оно и есть? Мы могли бы скромничать, говорить, что вот мы такие котики, зайки и лапки. Но это же неправда!

— Действительно ли стиль Ляписа-Трубецкого вами совсем отринут, и ребрендинг изменил вас абсолютно?

— У нас же не ребрендинг, у нас новый коллектив! Просто с одним старым участником, вернее, даже с тремя. Из состава последнего «Ляписа Трубецкого» у нас три музыканта: Дыня, басист, барабанщик. Ритм-секция.

— Михалок еще говорил, что ваша песня «Наша возьме» ставит такие рекорды популярности, потому что ее поете вы — настоящие мужики, спортсмены. Так что, достоверность — ваше все?

— Достоверность в том, чтобы отдавать себе отчет в том, что ты говоришь, что поешь. За что ты подписываешься. И чтобы прочувствовать «Наша возьме», нужно действительно предварительно побывать в каких-то экстремальных условиях, или хотя бы понимать, через что, возможно, придется пройти, с чем столкнуться. И конечно, не потерять веру в себя, достичь успеха, цели.

— Было также сказано, что «у нас нет в группе ряженых». Вы их вроде не уважаете… Это ведь отношение к коллегам по цеху? Есть у вас в музыкальном цеху друзья, кумиры?

— У меня были друзья в музыкальном цеху. Но как только мы «появились», они пропали. Бывает, друзья в музыкальном цеху трудятся 10 лет, а тут пришел парень из спортзала, просмотр его первого клипа зашкаливает за 300 тысяч… за неделю. Пацаны, которые потратили 10 лет в музыкальном цеху, набирают 300 просмотров за год. Поэтому друзья в музыкальном цеху при встрече всегда рады, жмут руку, говорят, мол, все у вас классно и круто. А в других ситуациях могут совсем другие песни петь про нас.

— И еще концепция от Михалка: причина того, что «миром правит гопота» — буквально еще и в физической вялости населения. И вот у него прозвучала мысль, что нужно растормошить население, вывести его из спячки, в том числе, затащить в спортзал. Вы согласны?

— Чтобы люди не были амебами, привязанными к рабочему месту, кухне, туалету и зомбоящику, а жили полной жизнью, радовались и следили элементарно за своим здоровьем и внешним видом — я только «за!». Тогда уже и другие мысли в голове появятся, другие взгляды на жизнь, мир, на других людей. Это лечебно-профилактическая работа с населением на самом деле.

— Т. е. вы готовы и хотите нести своего рода миссионерскую нагрузку. Правильно?

— Конечно. Еще он называл нашу музыку «антигоп», и с этим я тоже согласен.

— Как вы относитесь к своему Батьке? В России его, я бы сказала, уважают. А вы?

— Моего? Спасибо, мне приятно (смеется) …Президента Лукашенко? Его все уважают как нормального мужика. За его настойчивость, упертость, бескомпромиссность. Будет так, и все тут, и делай что хочешь. Мужик или нет? Мужик!

— Бывает, что применяете свои навыки на улице?

— Я не знаю ни одного боксера, который бы ни дрался на улице. Ну, хоть раз или два… Кто скажет обратное — не верьте, они врут.

— А что думаете о печальных примерах из недавнего прошлого, громких случаях, когда боксеры убивали, пытаясь защищать?

— У каждого в этом мире есть какой-то кусок времени, на который вот ты пришел погостить, и — ушел. Я знаю людей, которых хотели зарезать, застрелить, и не вышло. И знаю случаи, когда никто никого не убивал, пальцем не думал трогать, но люди вдруг неудачно падали, и все. Боксер, не боксер, не важно. Есть рок: суждено уйти, и человек уходит. Я знаю про все эти громки дела — и российские, и те, что произошли у нас в Белоруссии. Боксеры заступались, били… Последний случай в Москве, по-моему, с Денисом Хоменко, который заступился в ночном клубе за молодую парочку… Он сейчас сидит, по-моему. Я не считаю, что он виноват. Он заступился за людей, выступив против хулиганов. Нужно было ударить, он ударил. Последствия оказались трагическими просто потому, что так получилось. Я знаю случаи, когда люди получали 10 ножевых, и оставались живы. А он не хотел убивать, но получилось так, что он нанес тяжелый ущерб здоровью нападавших. Никто не застрахован, вы знаете.

— Каких бы высот вы хотели достичь?

— Парочку «Грэмми» получить было бы хорошо. Почему бы нет? Может, будем первой группой…

— Психологи советуют ставить себе время, за которое цель должна быть достигнута…

— Точно сказать не берусь, но надеюсь, в ближайшую пятилетку уложимся.

Юлия Гольденберг, фото: www.bruttoband.ru , 26 октября 2014 года

Brutto Brutto

История

Состав коллектива на момент основания окончательно не определён, однако известно, что в состав новой группы не вошли три бывших участника коллектива - вокалист Павел Булатников , гитарист Руслан Владыко и барабанщик Александр Сторожук , поскольку заняты собственным проектом под названием Trubetskoy .

15 марта 2015 года группа Brutto выпустила переиздание своего дебютного альбома «Underdog ». В новую версию добавлено 7 бонусных треков: знакомые по репертуару группы Ляпис Трубецкой «Воины света», «Железный», «Священный огонь»; англоязычная версия хита «Капитал»; а также новые песни «Adиdas», «Гарри» и «Будзь смелым!»

1 сентября 2015 года, группа Brutto представила клип на заглавную песню нового альбома «Родны Край», Режиссёром клипа стал уже знакомый поклонникам Brutto Андрей Давыдовский, снявший ранее видео на песни «Гири» и «Олимпия».

14 сентября 2015 года группа Brutto выпустила свой второй студийный альбом «Родны Край». В альбоме представлено 12 треков. Сергей Михалок заявил что на новом альбоме Brutto более глубокие тексты, которые писал ранее:

Состав группы

Участники

Сессионные участники

Дискография

Студийные альбомы

  • - Родны край
  • TBA - выйдет в 2016 году

Синглы

  • - Underdog
  • - Адидас
  • - Будзь смелым!
  • - Воины света
  • - Гарри
  • - Партизан рок
  • - Родны край
  • - Вечірнє сонце
  • - 12 обезьян
  • - Чёрный Обелиск
  • - Середні віки

Видеоклипы

  • Brutto (22 августа 2014 года)
  • Underdog (9 сентября 2014 года)
  • Гири (5 октября 2014 года)
  • Мяч (20 октября 2014 года)
  • Адидас (12 ноября 2014 года) Official Lyric Video
  • Будзь смелым! (15 декабря 2014 года) Official Lyric Video
  • Наша возьме (26 декабря 2014 года)
  • Партизан Рок (3 марта 2015 года)
  • Ball (english version) (13 марта 2015 года)
  • Olympia (14 апреля 2015 года)
  • Kapital (27 апреля 2015 года)
  • Родны Край (1 сентября 2015 года)
  • Человек (29 сентября 2015 года)
  • Вечірнє сонце (31 декабря 2015)
  • 12 Обезьян (29 апреля 2016)
  • Чёрный Обелиск (1 сентября 2016 года)
  • Середні віки (1 ноября 2016)

Напишите отзыв о статье "Brutto"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Brutto

Ростов, обтирая испачканные руки о рейтузы, оглянулся на своего врага и хотел бежать дальше, полагая, что чем он дальше уйдет вперед, тем будет лучше. Но Богданыч, хотя и не глядел и не узнал Ростова, крикнул на него:
– Кто по средине моста бежит? На права сторона! Юнкер, назад! – сердито закричал он и обратился к Денисову, который, щеголяя храбростью, въехал верхом на доски моста.
– Зачем рисковайт, ротмистр! Вы бы слезали, – сказал полковник.
– Э! виноватого найдет, – отвечал Васька Денисов, поворачиваясь на седле.

Между тем Несвицкий, Жерков и свитский офицер стояли вместе вне выстрелов и смотрели то на эту небольшую кучку людей в желтых киверах, темнозеленых куртках, расшитых снурками, и синих рейтузах, копошившихся у моста, то на ту сторону, на приближавшиеся вдалеке синие капоты и группы с лошадьми, которые легко можно было признать за орудия.
«Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их?» Эти вопросы с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из того большого количества войск, которые стояли над мостом и при ярком вечернем свете смотрели на мост и гусаров и на ту сторону, на подвигавшиеся синие капоты со штыками и орудиями.
– Ох! достанется гусарам! – говорил Несвицкий, – не дальше картечного выстрела теперь.
– Напрасно он так много людей повел, – сказал свитский офицер.
– И в самом деле, – сказал Несвицкий. – Тут бы двух молодцов послать, всё равно бы.
– Ах, ваше сиятельство, – вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но всё с своею наивною манерой, из за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. – Ах, ваше сиятельство! Как вы судите! Двух человек послать, а нам то кто же Владимира с бантом даст? А так то, хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает.
– Ну, – сказал свитский офицер, – это картечь!
Он показывал на французские орудия, которые снимались с передков и поспешно отъезжали.
На французской стороне, в тех группах, где были орудия, показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука, один за другим, и третий.
– О, ох! – охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. – Посмотрите, упал один, упал, упал!
– Два, кажется?
– Был бы я царь, никогда бы не воевал, – сказал Несвицкий, отворачиваясь.
Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.
– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.
Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление.
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.