Художники анималисты графика. Известные анималисты

Художники анималисты изображают на своих полотнах зверей и птиц. Это очень своеобразное направление изобразительного искусства. Его примечательной особенностью является то, что картины не несут глубокой смысловой нагрузки.

Истоки и развитие анимализма раздела живописи

Корнями данное направление живописи уходит во времена первобытных людей. Именно они являлись первыми художниками-анималистами, создающими наскальные изображения зверей и птиц. И сегодня ученых поражает их удивительная точность при передаче анатомических особенностей животных.

Свое развитие анимализм получил в Древнем Египте. В этой стране многие боги, которым поклонялись жители, имели головы зверей или птиц. Таким образом, анималистическое направление стало частью религии и египетской культуры в целом. Изображения и скульптуры животных и птиц встречаются во многих древних культурах стран мира.

В средние века художники в основном изображали животных на картинах, как составляющую часть фольклора. И только во время эпохи Возрождения анимализм стал развиваться в реалистическом направлении. То есть впервые художники стали рисовать представителей животного мира с натуры.

Современные художники анималисты - это настоящие мастера. Ведь реалистично изобразить животное или птицу очень трудно, так как его невозможно заставить позировать.

Картины художников анималистов пользуются большой популярностью. Они вызывают восхищение зрителей и притягивают внимание. Но, несмотря на это современных мастеров, чьи работы известны во всем мире не так уж и много.

Наиболее известными русскими художественными анималистами считаются:

  • Василий Ватагин Алексеевич (1863 - 1969 г.г.) Будучи по образованию биологом, он всю жизнь посвятил изучению пластики и повадок животных и постарался с точностью передать это на своих картинах. Именно поэтому его работы очень выразительны и интересны.
  • Серов Валентин Александрович (1865 - 1911 г.г.) Его заслужено можно считать художником-анималистом, так как на многих его сюжетных полотнах изображены животные, более того в работах особенно подчеркивается отношение людей к ним.
  • Кукунов Михаил Максимович (1918 - 1998 г.г.) Его рисунки реалистичны и характерны. Художник всегда рисовал с натуры и называл это «охотой». Работы мастера наполнены любовью к животным и вызывают искренние положительные эмоции.

Настоящим художником - анималистом может стать только человек, обладающий природным даром чувствовать природный и животный мир.

В изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит во Франции.

С тех пор прошло много веков. Живопись, рисунок и скульптура обзавелись богатой историей, а анималистический жанр - картины известных художников тому свидетельство - стал менее популярен. Однако, несмотря на появление новых объектов изображения, таких как люди, архитектура, пейзажи и многое другое, анимализм не перестал пользоваться спросом как среди художников, так и среди любителей искусства.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве: картины, изображающие животный мир

Анимализм - это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым универсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Шишкин - величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов. Например, Франс Снайдерс - один из самых знаменитых художников анималистического жанра - часто рисовал животных на картинах Рубенса. Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

История анималистического жанра

Изображение животных - самый древний пыл к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации фокуса на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

Наши ранние предки, выскабливая на каменных стенах своих грубых жилищ фигуры тех животных, на которых охотились, и тех, от кого убегали, стремились систематизировать жизнь и окружающую среду, обучить потомков, отдать дань уважения природе. Стоит отметить, что фигуры животных часто были изображены гораздо более детально, нежели фигуры людей-охотников. Этот ранний анимализм принято называть животным стилем.

Позднее в культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Как ни странно, анималистический жанр в изобразительном искусстве стал принимать современные черты именно в период Возрождения - эпоху, когда живопись была преимущественно религиозной. Хотя стоит отметить, что большинство жанров оформилось благодаря Ренессансу.

Анималистический жанр: художники

Первыми представителями анималистического жанра в искусстве являются китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят о том, что одного из столпов искусства Возрождения интересовал анималистический жанр. Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Самым выдающимся и знаменитым художником-анималистом является фламандский живописец Франс Снайдерс. Он особенно прославился своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Анималистика в живописи

В период Возрождения, барокко, классицизма, романтизма и последующих стилей анимализм никогда не являлся не то что доминирующим, но даже популярным жанром. Однако талантливые художники-анималисты могли обеспечить себе достойное проживание, сотрудничая с другими художниками, как, например, Франс Снайдерс.

Аристократы и буржуазия, особенно в Англии, заказывали изображения ведущих лошадей на скачках или своих любимцев. На многих портретах эпохи все того же барокко фигурировали люди с домашними животными. В военном портрете необходимо было изображать предводителей на коне. Зачастую многие аристократы предпочитали быть изображенными на портретах в седле. Анималистический жанр в живописи пользовался популярностью и у буржуазии, особенно это касалось изображений охоты и пойманной дичи.

Анималистический жанр в скульптуре

Изображения животных в скульптуре очень популярны по всему миру. От «Капитолийской волчицы» и «Брауншвейгского льва» до «Медного всадника» и «Берлинского медведя» - скульптуры животных часто становятся символами городов и исторических событий.

Особенно среди скульпторов-анималистов выделяется Антуан-Луи Бари, творивший в эпоху романтизма. Его скульптуры отличаются характерными для романтиков драматизмом и энергетикой. Бари, однако, был необычайно талантливым скульптором, подробно изучавшим анатомию и пластику животных. По его словам, изображение животного в движении требует особенной наблюдательности, потому что одной анатомии тут недостаточно. Каждое животное обладает своей пластикой, манерой движения и характерными повадками, которые необходимо уловить, чтобы изображение получилось естественным.

Другие виды анимализма

Анималистический жанр в не обошел и фотографию. Сегодня множество профессиональных фотографов и талантливых любителей обращают внимание на природную красоту и силу животных. Особенно это актуально на фоне современных проблем окружающей среды и стремления многих людей и организаций обратить на них внимание и предотвратить возможные бедствия, грозящие нам потерей прекрасных и очаровательных видов животных, таких как амурский тигр, панда, коала и западная горилла.

Одна из главных задач, которые ставит перед собой художница - создать на полотнах мир живых существ, как соседствующих с нами, так и встречающихся лишь там, где редко ступает нога человека. Причем не только тех животных, которые признаны человеком эталонами красоты, и не только тех, которых можно держать в доме, тем более в квартире. Поэтому среди героев ее картин - как милые йорки, мопсы, персидские кошки, волнистые попугайчики, приносящие счастье ибисы, так и далеко не безобидные львы, тигры, ягуары, волки, рыси, орлы.
И пусть кто-то страшится живого ягуара или орангутана - ведь персонаж картины, перефразируя Ивана Бунина, не червонец, чтобы его все любили. Кому-то он может понравиться, кому-то нет - но ведь персонаж картины никогда никого не обидит, не испугает. Более того, персонаж картины никогда уже не поменяет своего настроения, у него не испортится характер, он даже не будет стариться, а навсегда останется жить на холсте именно таким, каким его запечатлел художник. Причем не в случайный миг, как это бывает при фотосьемке, а обобщив свои знания, наблюдения и впечатления, сплавив их в то, что называется художественным образом.
А ведь картины живут сотни, тысячи лет - и когда-нибудь именно по ним наши далекие потомки будут судить о существах, соседствовавших с человеком в конце ХХ - начале XXI века.

Николай ПРОШИН

В оформлении статьи использованы картины Марины Ефремовой: Хаски, 2005 г., холст, масло; Орангутан , 2003 г., холст, масло; Борзые в поле , 2002 г., холст, масло; Старый волк , 2007 г., холст, масло; Белый тигр , 2007 г., холст, масло

Искусство: бизнес или судьба?
Анималистика, - анималистическая живопись и анималистический рисунок, -
несмотря на другие художественные проекты, продолжает оставаться
одним из любимых жанров Марины Ефремовой. И не случайно, что именно
анималистика стала главной темой интервью "Живописная энергетика",
которое взяла у Марины Ефремовой журналист Ольга Волкова.

"Выставка анималистики как художественно-просветительская акция"
Искусствовед Николай Ефремов. Доклад на научно-практической конференции,
приуроченной к 125-летнему юбилею Василия Алексеевича Ватагина
(5 февраля 2009 г. - Государственная Третьяковская галерея;
6 февраля 2009 г. - Государственный Дарвиновский музей)

Ниже представлены некоторые анималистические картины Марины Ефремовой, написанные в 1999-2010 годах. Часть из них находится в частных коллекциях, часть - в коллекции художника.
Картины с собаками: "Бассет-хаунд Васька", "Лежащий йорки", "Портрет йоркширского терьера Лакки", "Белый страж (аргентинский дог)", "Черный страж (ротвейлер)", "Йорки Тофик", "Йорки Маня", "Йорки Чинк", "Портрет Тимони", "Упряжка хаски", "Дворняги", "Поздняя осень", "Борзые в поле", "Портрет немецкой овчарки", "Мопсы", "Портрет ротвейлера", "Сенбернар Ванесса", "Щенок с зайцем", "Щенок боксера", "Бассет-хаунд Арчи".
Картины с кошками: "Кот Тимыч", "Кот Серый", "Кошка Жулька", "Кот Мураш", "Черная хранительница очага", "Белая хранительница очага", "Рыжий кот".
Картины с лошадьми: "Черный конь", "Гнедая".
Картины с дикими животными: "Портрет гориллы", "Ожидание (портрет волка)", "Портрет тигра", "Белый тигр", "Старый волк", "Последний рывок", "Голова бизона", "Мандрил", "Портрет львицы", "Лев и сокол", "Орангутан", "Черный ягуар", "Белек", "Лисица", "Волк", "Портрет волка".
Картины с птицами: "Орел", "Ибис", "Сине-желтый ара", "Кафский рогатый ворон".

Н. Надеждина

Приди, котик, ночевать. К. Кузнецов.

Это будет разговор о твоих друзьях, добрых и верных, знакомых с раннего детства, хотя их самих ты ни разу не видел в глаза.
Они приходили в твой дом неслышно, невидимо, как волшебники. Но ты видел вещи, к которым прикоснулись их искусные руки, и вещи эти казались тебе живыми, они зачаровывали тебя.
Я в детстве искренне верила, что медвежонок, нарисованный на донышке моей тарелки, живой.
Живыми казались и книжки с зверюшками. Помню, как одна малышка показывала мне, где в комнате живет мама, где папа, где бабушка, где она сама...
– А здесь, – открывая книжный шкаф, таинственно сказала малышка,– здесь живет Ухти-Тухти!
В шкафу стояла книжка про добрую ежиху Ухти-Тухти, которая стирала и штопала штанишки медвежатам, зайчатам и всей лесной детворе.
Сказку придумал писатель, но если бы не было рисунка, сделавшего этот образ осязаемым, вряд ли бы девочка сказала, что Ухти-Тухти живет в шкафу.
Тебе бабушка тоже читала книжки. И тогда глаза у кота на рисунке начинали светиться, а тень в углу превращалась в великана. Это сказка подходила к твоей постели на бархатных кошачьих лапах, или подлетала на лебединых крыльях, роняя на подушку перо.
Ты начал листать книжки. Пусть ты еще не знал букв – неважно! Нарисованные зверюшки сами рассказывали тебе свои приключения.


Медведь осенью. А. Н. Комаров.

Взгляни на рисунок К. Кузнецова – это рассказ без слов! Но тогда ты еще был мал, чтоб подумать о незнакомом друге, который своим волшебным искусством заставил рисунок заговорить.
В сказках звери и птицы служили человеку верную службу, но ты видел, что и в жизни не только домашние животные, но и вольная птица-синица платит добром за добро. Если сыпать ей крошки зимой, если весной ей построить дом, она поселится возле жилья человека, будет охранять от гусениц яблони в саду.
И вот первый раз в жизни ты пришел в лес. Все было для тебя ново: запахи, щебеты, шорохи, игра света и тени, искры росы, следы чьих-то лапок на грязи у ручья. Но ты не чувствовал себя здесь чужим.
Тот разговор, что вели с тобой на картинках зверята и птицы, был приглашением: медвежата, синичата, лисята, ежата зазвали тебя в природу, в свой родной, зеленый, шумящий ветвями дом. Ты еще не знал здесь многого, но ты все это уже любил.
Так разве художник, который передал тебе свою любовь к природе, открыл тебе ее красоту, не заслужил, чтоб его назвали твоим добрым другом, хотя его самого ты не видел в глаза?
От латинского слова "анималь", что означает "животное", художников, которые рисуют животных, называют "анималистами". О них и будет рассказ.


Лошадь с жеребенком. И. Ефимов.

Вот небольшая картина: женщина, по-восточному закутанная в покрывало, доит кобылицу. Послушная лошадь неподвижна, но всем своим существом – глазами, беспокойным изгибом шеи – она тянется к жеребенку.

Фонтан "Юг" на Северном речном вокзале в Москве. И. Ефимов.

Он топчется здесь же, милый, смешной, длинноногий, молча спрашивая: "А мне останется молока?" Ласковым теплом веет от картины. Художник изобразил не только домашнее животное – слугу человека, он изобразил мать.
Эта картина – одна из многих превосходных работ художника Ивана Семеновича Ефимова.
Он начал работать еще в конце 19 века, так же как и А. Н. Комаров и В. А. Ватагин. Эти трое оказали огромное влияние на более молодые поколения художников, рисующих зверей.
Ватагин – художник-ученый. В художественную школу он пришел учиться, имея университетский диплом зоолога. Его уже знали как иллюстратора научных книг. Научный рисунок должен быть точным. Ватагин всегда точен: он видит под шкурой зверя каждый мускул, каждый сустав.


Тигр персидский. В. Ватагин.

Но в молодом иллюстраторе научных книг жила душа влюбленного в природу художника. Ему было мало, что люди по его рисункам узнают, каков из себя тигр. Он хотел передать и великолепную пластичность поступи тигра и переливы его меха, а главное, характер. Он хотел создать художественный образ зверя. И он этого достиг.
Ватагинский тигр – выразительный портрет владыки джунглей: величавая хищная сила, кошачья вкрадчивость и затаенное коварство. Невольно вспоминается киплинговский Шер-Хан. Кстати, иллюстрации к "Маугли" были для Ватагина любимым делом жизни.


Детство бегемота. В. Ватагин.

И совсем другой характер у ватагинских лисиц. Сколько лукавства в непринужденных позах этих лесных красавиц! Но, чтобы передать эту легкость и непринужденность, нужен не только талант, но и нелегкий, упорный труд.
Зверь не позирует как натурщик. Лисицу не уговоришь не вертеться, бегущему оленю не прикажешь – стой! Мгновение – и все исчезло. И нужно поймать на кончик карандаша это неповторимое мгновение, нужно успеть положить на бумагу хоть несколько штрихов.


Лисицы. В. Ватагин.

Впрочем, есть у художников и другой секрет. Айвазовский по памяти рисовал вечно изменчивое море. Внутренним зрением он видел волны, штормы и шквалы. Море шумело в его мастерской.
Так и художник-анималист должен иметь острую, цепкую зрительную память, чтоб в его мастерскую "прилегал" орел, "прибегал" олень. И надо эту память тренировать, все время обогащая впечатлениями. Только тот глаз способен оценить, что было самым важным в неповторимом мгновении, кто видел зверя в природе не один раз.


Въезд в город. Г. Никольский.


Чудак какой-то: цапель рисует. И как его комары не съедят?


На севере. Почта. В. Цигаль.

Поэтому-то художники-анималисты – заядлые путешественники. Они плывут на кораблях с океанографами, уходят и тайгу с геологами, а иногда на островке, затерянном среди болот, зажигается одинокий костер. Кто его разжег – рыбак или охотник? Деревенские говорят:


Буйволы. В. Трофимов.

Каждая картина – рассказ об увиденном. И мы мысленно путешествуем вместе с художниками по тем же местам.


В. Трофимов. Обезьяны. (Рисунок.)

На верблюдах въезжаем с Никольским в восточный город, лезем с Гавриловым на скалы птичьего базара, мчимся с Цигалем по тундре на собачьей упряжке, ныряем с Кожиным на морское дно, пробираемся с Трофимовым через Беловежскую пущу в гости к зубрам, но тут же неутомимый художник из белорусских лесов переносит нас в тропики, на остров Цейлон.
А сейчас с художником Павлом Рябовым мы отправимся в удивительное путешествие в глубь веков.


Человек и лось. П. Рябов.

Изобразительное искусство – одно из самых древних искусств. Человек научился рисовать раньше, чем писать. Не карандашом на бумаге – твердым камнем он высекал или процарапывал на скале свои рисунки, а краской ему служила сажа от костра да "кровавик" – красная охра, добытая из земли.
Прошли тысячелетия, но краски первых анималистов сохранили свой цвет. Да, анималистов. Потому что раньше, чем себя, свою жену, свой дом, которого, в сущности, еще не было, человек стал рисовать зверя. Ведь от удачной охоты на зверя зависела вся его жизнь. Мясо – еда, шкура – одежда, жир – топливо, свет. Первобытный человек верил, что нарисовать зверя – значит овладеть зверем. Это было колдовство.


Волки и зайчик. (По материалам древних наскальных рисунков.) П. Рябов.

И в нашей стране, например, на сибирской реке Селенге, встречаются камни с древними рисунками. Они покрыты загаром пустыни или мелким накипным лишайником.
Можно пройти мимо, ничего не разглядев.
Но изменилось освещение, и на камне таинственно проступил силуэт зверя.
Рябов был на Селенге, на Лене, был и на Ангаре. Там три скалистых острова, посреди реки, а на каменных лбах этих островов рисунки-писаницы давностью в семь тысяч лет: огромный фриз, поэма на камне о лосях.

Кошка. (Линогравюра.) Я. Манухин.

Сейчас эти острова под волнами Братского моря, но писаницы, перенесенные Рябовым с камня на бумагу, радуют и удивляют наш глаз. Только художник, тонко чувствующий соотношение цвета фигуры и фона, мог решить эту творческую задачу, но и не всякий художник взял бы на себя этот огромный труд. Тут нужны были терпение и изобретательность, упорство и одержимость.
Лосиные писаницы ставят загадки ученым: почему на каменном фризе, где изображены лоси, идущие в одну сторону, зверям вдруг преграждают путь вертикальные полосы красной охры, сквозь которые видны десятки голов? Может, это жерди загона, куда гонят будущее стадо, может, это начало скотоводчества?


Что за звери... (Гравюра на дереве.) В. Фролов.

Но не меньше, чем ученым, интересны писаницы людям искусства. Как смело и как просто, несколькими скупыми линиями переданы не только лосиный облик, но и чувства, которые эти лоси испытывали: радость, довольство, волнение, ужас, боль.
Есть люди, которые говорят, что мы не можем так остро, как первобытный человек, чувствовать зверя, мы, современные люди, все дальше и дальше уходим от природы, и в будущем анимализм обречен.
Но мы по-другому смотрим в будущее и говорим, что без четвероногого друга человеку не обойтись. В селе Павлово стоит памятник собаке, которая, по словам великого ученого, "вывела человека в люди". Развивая эту же мысль, можно сказать, что собака "вывела" человека в космос.


Вороны и филин. (Рисунок.) В. Белышев.

В будущем на многое в природе человек будет смотреть по-другому. Зачем ради меха убивать прекрасное животное, когда есть заменитель – искусственный мех! В будущем отношение человека к животному станет бескорыстней, добрей, человечней. И, чтобы выразить это новое отношение, вновь понадобится искусство художника-анималиста, его талант, его мастерство.
А вообще что такое мастерство? Чем рисунок новичка, который только пробует свои силы, отличается от рисунка мастера? Новичок хочет, но не умеет, не может. А мастер и хочет, и может, и находит самое верное и яркое выражение своего замысла.


Пантера и детеныши. В. Белышев.

Мастерство – это развитый до совершенства талант, поэтому оно восхищает и покоряет, но в то же время оно многолетний опыт и труд, поэтому его уважают.
Художник может по-разному выражать свой замысел. Смотришь на рисунок Белышева "Вороны и филин" и, кажется, слышишь тревожные хриплые крики разъяренных птиц. Белышев взял сюжет из жизни и был ей во всем верен. Пользуясь только оттенками черной размытой туши, он сумел передать даже различный цвет птичьих перьев.


Вараны. В. Федотов.

А вот "Ящерицы-круглоголовки" Федотова сделаны совсем по-другому. У ящериц не выписан чешуйчатый узор их кожи. Но как выразительно переданы характеры! Посмотрите на хвосты: именно эти хвосты рассказывают нам историю погони за мухой. Один хвост завидует, другой хвост в отчаянии, третий философствует. Необычайно жизнерадостен и весел этот рисунок.


Ящерицы-круглоголовки. (Линогравюра.) В. Федотов.

Разнообразна техника, которой пользуются художники. Даже удивительно, как к одной цели они порой приходят разными средствами. Чтобы передать пушистость и легкость лисьего меха, Ватагин взял для своих "Лисиц" цветные мелки – пастель. А Фролов изображает медвежат и бурундуков жесткими, четкими штрихами гравюры. И тем не менее мы и здесь ощущаем ту же мягкую пушистость.


Зебра. (Фарфор.) Д. В. Горлов.

Хочется погладить ослика, сделанного Горловым. Это гладкий, блестящий, раскрашенный фарфор. Другая работа Горлова – гималайский медведь – тоже фарфор, но шероховатый. Мы ощущаем лохматость шерсти мишки, который искоса, чуть сконфуженно поглядывает на нас. Что он натворил, озорник?
Николаеву понравился круглый крапчатый камень, похожий на свернувшегося в клубок ежа. И художник его разбудил. Из углубления выглянул нос, заблестели глаза, проснулся еж, проснулся и камень, ставший по воле художника ежом.


Як. Из серии "В Московском зоопарке". (Бумага.) Л. Чага.

В руках Ватагина слои дерева разного цвета становятся то струями воды, сквозь которую просвечивает брюхо тюленя, то узором на чешуе тропической рыбы. Страхов превращает желтый изогнутый камень в гибкое тело кобры. А какие чудеса делают с бумагой ножницы художницы Чаги! Жесткие перья страуса, шелковистая бахрома на попоне белого пони, густые космы шерсти горбатого яка – все это бумага.

Цапля. (Проволока.) В. Цигаль.

Чага колдует с бумагой, Цигаль – с проволокой. Вот он скрутил узлом длинную проволоку – получилась голенастая нога цапли. Вот завернул крутой завиток и проглянул глаз Конька-Горбунка, а пять растопыренных проволочных концов – это распущенный хвост, который на бегу раздувается ветром.
Все: проволока, кость, бумага, дерево, глина, камень – все оживает, если к ним прикоснется талантливая рука мастера.
Нарисовать зверя, чтоб им овладеть, – какая глубокая мысль! Но в отличие от первобытных людей мы понимаем ее по-другому: овладеть не для того, чтобы убить, а чтобы создать живой, прекрасный образ.
Пусть годы прошли с тех пор, как ты его видел, он по-прежнему перед тобой. И это чудесно, здесь древние люди абсолютно правы, это действительно колдовство!

Анималистика (Анималистический жанр), иногда также Анимализм (от лат. animal - животное) -

жанр изобразительного искусства

Основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).


Из скульптуры имеет распространение

анималистическая керамика

Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля (en), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.

История анималистики

Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан — лошадью, собакой, кошкой. Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, — хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, — входят в коллекцию шедевров мировой живописи.

Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. Портрет человека с животным писали Брюллов, Маковский, Серов, Серебрякова, другие знаменитые русские художники, причем не только с собакой, но и с лошадьми, и даже с прирученными дикими животными. Во всем мире известны и русские художники-анималисты, то есть те, кто пишет в основном животных, — Степанов, Ватагин, Ефимов, Лаптев, Чарушин. Во второй половине ХХ века в Европе мастеров реалистического портрета, в том числе и анималистического, стали теснить представители «современного искусства». В художники анималисты попал, например, Херст, экспонирующий законсервированных в формалине корову, акулу и пр. Зато интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США — на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов