Игровая деятельность детей. Развитие самостоятельной деятельности во время игр

Аристова Ирина Эдуардовна
Должность: воспитатель ясельной группы
Учебное заведение: МБДОУ № 188 "Детский сад компенсирующего вида"
Населённый пункт: Город Иваново
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: Самостоятельная игровая деятельность детей раннего возраста
Дата публикации: 05.10.2018
Раздел: дошкольное образование

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(из личного опыта)

Самостоятельная игровая деятельность является одним из важнейших путей

воспитания ребенка раннего возраста. В самостоятельной игре он совершенствует то,

чему научил его взрослый. У ребенка происходит расширение знаний об окружающем

Во время игры у детей вырабатывается самостоятельность в выборе игрушек, в

применении различных способов действий с предметами. Самостоятельная игровая

деятельность способствует формированию интересов и проявлению индивидуальных

особенностей..

Овладевая различными способами действий с предметами, ребенок начинает

отображать в своей игре то, что видит. Зарождается сюжетно-отобразительная игра. К

трем годам появляется ролевая игра.

Дети сами не могут научиться правильно использовать предмет. Организовать игру с

игрушками. Взрослые развивают умения и навыки, направляют игру.

В своей работе с детьми второго года жизни я использую дидактические игры. Они

используются и проводятся систематически, оказывая большое влияние на

самостоятельную игровую деятельность детей.

После проведения образовательной деятельности многие дети в самостоятельной игру

воспроизводили действия с куклой (заворачивали в одеяло, укладывали спать в кроватку,

кормили), с другими игрушками (строили домик для петушка и зайчика, катали в коляске),

строили из кубиков и кирпичиков различные постройки (домик, башенку, дорожку и др.).

Для правильной организации самостоятельной игры мы создаем соответствующие

условия. В режиме дня отводим специальное время для самостоятельной игровой

деятельности, оно свободно от режимных процессов и образовательной деятельности.

Самостоятельные игры у нас проводятся как утром, так и днем и вечером.

Я в своей работе привлекаю внимание ребенка к тем игрушкам, с которыми

проводилась образовательная деятельность. Для этого расставлялись игрушки на видных

местах, необходимо было заинтересовать ребенка.

Наблюдая за игрой, стремилась выяснить не только то, с какими игрушками играют

дети, но и какие действия с ними они производят и какие при этом произносят слова.

В процессе организации самостоятельной игры детей старше полутора лет я помогаю

закреплять ранее усвоенные ими действия и упражняю детей. Если ребенок делает что-то

неправильно. Помогаю ему исправить ошибку, побуждаю ребенка сделать так же.

В период самостоятельной игровой деятельности слежу за тем, чтобы дети не

переключались с одной игрушки на другую, а могли бы с одной и той же играть некоторое

Некоторые дети предпочитают играть с какой-либо одной игрушкой (например, с

куклой или машинкой) и совсем не играют со строительным материалом. Может быть и

наоборот: ребенок долгое время играет, например, с кубиками, но совсем не играет с

сюжетными игрушками. Но, учитывая эти индивидуальные особенности, переключаю его

внимание на другие игрушки. Если ребенок играет с куклой, то предлагаю совместно

построить для куклы стул, стол, посадить куклу на стульчик, на стол поставить посуду и

покормить куклу. Если ребенок увлекается строительством, то, используя его постройки,

побуждаю организовать игру с привлечением сюжетных игрушек. Например, помогаю

построить домик, поместить в дом собачку, мишку, зайчика, прошу ребенка покормить их

и уложить спать и т.д.

Мы учитываем специфику нашего дошкольного учреждения (сад компенсирующего

вида), особенности развития детей. Встречаются дети слишком возбудимые (в силу

заболевания): они не усидчивы на занятиях, часто отвлекаются, не могут спокойно

досидеть до конца, не играют долго одной игрушкой, быстро теряют к ней интерес,

способы действий в самостоятельной игре не воспроизводят. Такие дети очень подвижны,

впечатлительны, часто плачут.

Ребенка необходимо переключать с одной игрушки на другую, чтобы он играл с

разными игрушками, побуждая его выполнять различные действия с одной и той же

игрушкой. Для этого я заинтересовываю ребенка теми игрушками, с которыми

проводились действия. Ограничиваю двигательную активность и стараюсь сосредоточить

его внимание на чем-либо определенном. Например, привлекаю к совместному

наблюдению за детьми, которые играют на участке. Такого ребенка надо вовремя

переключить на другой вид игры, например на игру с мячом.

Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм. Их постепенно

нужно приучать к этому, объединяя с детьми более спокойными.

В действиях с цветными шариками, цветными втулочками прививаю умения

обмениваться игрушками (например, красные втулочки даю Вадиму и Ане, а синие –

Алине; спустя некоторое время, наоборот. В результате этого у детей

вырабатывается спокойное отношение к тому, что им приходится отдавать те или иные

игрушки, таким образом, в процессе игровой деятельности дети приучаются общаться

между собой.

Самостоятельная игровая деятельность и образовательная деятельность связаны

между собой. Чем разнообразнее содержание образовательной деятельности, тем богаче

самостоятельная игровая деятельность детей. Наблюдая за игрой детей, я анализирую ее

совершенствовать работу.

Воспитатель ГБ ДОУ № 6 Колпинского района Санкт-Петербурга

Смирнова М.Н.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» .

А.М. Горький

Поддержка инициативы детей, равно как и индивидуализация дошкольного образования – одни из ведущих принципов согласно ФГОС, помогают интегрированному развитию личности детей. Поэтому детская инициатива рассматривается, как основа развития познания, деятельности, коммуникации. Всё это как раз и находит отражение в детской игровой деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется его потребность воздействия на мир.

Взрослый – педагог, родитель-посредник между детьми и культурой - должен и способен поддержать самоопределение ребёнка в игре, как и в других видах деятельности.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Важным аспектом при этом является развитие творческого потенциала детей, что особенно проявляется при обучении детей сюжетно-ролевой игре, творческим играм.

Всё это способствует развитию творческого воображения ребят, работает при создании игрового замысла, формирования культуры их взаимоотношений, влияния окружающей жизни, литературных произведений, изобразительного искусства, образной игрушки, различных наблюдений. В значительной степени вышеперечисленные моменты определяют выбор и предпочтение тематики игр, ролей.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, т.к. в этих играх дети воспроизводят в ролях то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Поэтому творческая игра является важным средством воспитания.

Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, ведь игра - это всегда импровизация, и как они будут себя вести в игре. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приёмов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить ними контакт.

Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Важно, чтобы педагог умел, не нарушая замыслов детей, успешно вмешиваться в ход игры, чтобы сделать игру увлекательной и полезной.

Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет свои личные качества. Поэтому роли могут быть одинаковые, но игровые персонажи всегда индивидуальны.

Например, игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена, естественно, ведь семья даёт ребёнку первые впечатления об окружающей жизни, родителям дети подражают в первую очередь. Наблюдая ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в его семье, об их обращении с детьми. В игре ребёнка получает отражение и жизнь детского сада, разные радостные события – спектакли, праздники.

Через игру проявляется интерес детей к разным профессиям. При этом воспитатель младшей группы прямо организует игры, ведь дети должны учиться комбинировать имеющиеся у них представления, чтобы выразить свои мысли и чувства. Воспитатель принимает участие в игре, чтобы влиять своим примером на детей, прививать им навыки совместной игры, общения с игрушками. Предлагать готовые планы игр – значит подавлять творческое воображение детей, их воображение, самостоятельность, непосредственность. И К.Д. Ушинский, и А.С. Макаренко рассматривали игру, как самостоятельную творческую деятельность детей.

Единственно правильный способ влияния взрослых на игру – создание интереса к тому или иному событию жизни через воображение и чувства детей.

Опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определённую цель. Воспитатель может направить их с помощью вопросов: «Во что будете играть? Что вы построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то, чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Немало, однако, трудностей могут возникнуть у педагога с робкими, нерешительными детьми – важно помочь детям найти «свою» роль, помочь раскрыть их творческий потенциал. Важно, также уметь предостеречь детей от подражания дурному, случайно увиденному. В равной степени сложно бывает педагогу и с чересчур активными, возбудимыми воспитанниками. Часто ему приходится решать в игре спорные моменты, приводить к взаимному согласию стороны ролевые, предлагая варианты приемлемых для всех решений: вариантность ролей, например. Привлечение детей к коллективным играм не должно исключать давать детям возможность играть в одиночку. Ведь возбудимые дети, например, устают часто от общества сверстников.

Для развития самостоятельной творческой инициативы очень важно приобщить детей к совместной деятельности по созданию предметно-развивающей среды. У нас в группе с этой целью был реализован проект «Создание игрушки из бросового материала» .

Целью проекта было: в первую очередь, развитие художественно-эстетической деятельности, обогащение предметно-игровой среды группы, приобщение родителей к поддержке детской творческой инициативы в виде выполнения домашнего задания с детьми по созданию игрушки из бросового материала. В качестве предварительной работы было чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса» , «Рукавичка» , последующее описание характеров персонажей сказок с элементами театрализации, обсуждение сюжетных моментов сказки.

Дети с удовольствием делали своих заек (индивидуальные работы) и лисичек и других зверюшек (по своей инициативе в свободное время вместе с воспитателем) на основе предложенных заготовок в технике аппликации, затем подрисовывали им детали мордочек – глазки, рот и усы. Им хотелось, в том числе, подчеркнуть половую принадлежность игрушки. Так, мальчики клеили бантики-бабочки на свои игрушки, а девочки – бантики-хвостики – на свои.

Недостающих к сказкам героев зверюшек дети мастерили с родителями дома.

В принципе не было заявлено ограничение на самодеятельность родителей в этом проекте. Поэтому на выставке итоговых работ оказались и связанные из ниток игрушки, и игрушки на основе рулончиков от туалетной бумаги. Основное условие было – создание персонажей для театрализованной деятельности, для сюжетно-ролевых игр – в данном случае, в первую очередь для игры в «Магазин игрушек» .

Нельзя забыть и о том, что совместное творчество с родителями наверняка доставило детям громадное удовольствие, а родителям дало чувство сопричастности к творческой деятельности ребёнка, c передачей опыта малышам, эмоциональной поддержки их и психологической стабильности в семье.

Безусловное поощрение всех работ и участников – обязательное завершение проектного процесса. Теперь можно было быть уверенным, что дети будут бережно относиться к новым сделанным игрушкам, потому что это результат, в первую очередь, их труда и стараний. Такие игрушки будут желанны и востребованы. И, кроме того, они принесут пользу – будут незаменимы в игре.

Итоговая и долгожданная сюжетно-ролевая игра в «Магазин игрушек» также внесла разнообразие в игровую свободную деятельность детей. Дети старались покупать именно свои игрушки, сделанные лично. При этом каждый старался побыть продавцом, постоять за окошком кассы.

Кроме того, со своей личной игрушкой теперь можно было спокойно находиться в группе, привнося её в любую игру или делая её спутником своим в течение всего игрового времени. А это оказывало ещё и положительный психологический эффект на детей.

Для каждой лексической темы в своей работе мы пытаемся предложить для детей творческое задание, в том числе домашнее, активнее подключая родителей к учебному процессу. Так взрослые воочию сами узнают на практике возможности своего ребёнка, обращая внимание на его сильные качества, опираясь на которые, можно успешнее реализовывать учебный процесс, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности в группе. Тем более, что задействовать творческую составляющую характера детей можно в любом виде деятельности. Можно помочь в этом плане и родителям, подсказывая и предлагая игры дома и на прогулке, во время поездки в транспорте, когда, например, дети вынужденно статичны, чтобы любое времяпровождение сделать занимательным и полезным. Очень интересными в этом плане мне показались подсказки для родителей издательского дома «Карапуз» серии «Человечек» («Игры на прогулке» , «Я люблю Монтессори» и др.) .

Необходимо помнить также, что неоценимо значение творческих игр и для подготовки детей к школе, для закладки фундамента личных качеств, необходимых каждому успешному члену социума.

Литература:

  1. ФГОС ДО Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации. – Ст. Т. Алиевой, Г. Урадовских – ж -л «Дошкольное воспитание» , № 9. – М.: Изд. Дом «Воспитание дошкольника» , 2015.
  3. Игры, которые лечат - А. Галанов – М.: ТЦ «Сфера» , 2001.
  4. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго, 1996.
  5. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Сост. Н. В. Нищева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.
  6. 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет. – Фельдчер Ш., Либерман С. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  7. Я иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2011.
  8. Я люблю Монтессори. Пособие для родителей. - М.: Карапуз, 2011.

Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ» (от 29. 12. 2012 года) , для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ, в том числе и игровой, основывается на следующих принципах:

  1. принцип - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  2. принцип - взаимодействие ДОУ и семьи
  3. принцип - создание оптимальных условий для свободной самостоятельной деятельности детей
  4. принцип - организация самостоятельной игровой деятельности, может быть организована индивидуально (что характерно для детей раннего и младшего дошкольного возраста) , а также в группе сверстников (для детей старшего дошкольного возраста.
  5. принцип – посильный. Самостоятельная игровая деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития» каждого дошкольника.
  6. принцип - поощрения (за успешное выполнение игровых действий, за проявленное волевого усилия, умения организовать игру) .

ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. При построении предметно – пространственной среды педагоги нашего детского сада №16 «Березка» руководствуются следующими принципами: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,

педагог- психолог, родители.

С целью развития свободной игровой деятельности дошкольников наши педагоги: - создают в течение дня условия для самостоятельной игры детей; - определяют игровые ситуации, в которых детям нужна помощь; - наблюдают за играющими детьми и стараются понять, какие именно события дня отражаются в игре; -отмечают детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей) . Игровая среда, которую организуют наши воспитатели, стимулирует детскую активность. С этой целью педагогами постоянно обновляются игровые уголки в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование в группах разнообразное, оно легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Всё игровое пространство в группах поделено на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу, играя одновременно, нескольким группам. Игры в группах делятся на: творческие, игры с правилами, народные. Творческие в свою очередь делятся на: сюжетно-ролевые; театрализованные; конструкторские. В нашем детском саду для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе созданы специально-организованные зоны. Принцип зонирования и гендерного подхода учитывают интересы как девочек, так и мальчиков. В зонах сюжетно-ролевых игр имеется большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр, таких как: «Семья» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» , «Гараж» .

Цель: учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, формировать игровые умения, развитые культурные формы игры, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, познавательной активности, коммуникативных навыков и потребностей в общении со сверстниками, расширение кругозора дошкольников.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащены кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. Цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями. Строительно-конструктивные зоны - любимое место мальчиков.

В зонах театрализованных игр располагаются различные настольные и кукольные театры.

Цель: развития у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.

В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными.

Зоны дидактических игр содержат большое количество умных развивающих игр, таких как: «Четвертый лишний» , «Чего не стало» , «Найди отличия» , «Закономерности» , «Последовательность» , «Найди предмет, как в образце» , «Что получиться при наложении фигур» «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Что к чему» , «Ассоциации» , «Все профессии важны» , «О чем речь?» , «Вопрос ребром» и др.

Цель: способствовать развитию умственных способностей детей, усвоение определенных правил, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

В свободное время дети с удовольствием играют в этой зоне и творят свои шедевры.

Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон.

Цель: развитие у детей интереса к музыке, ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Хотелось бы отметить, что по итогам муниципального конкурса музыкальных уголков, который проходил в 2014-15 учебном году, детский сад №16 «Березка» занял первое место.

Для развития свободной игровой деятельности дошкольников силами педагогов и родителей создана предметно-пространственная среда и на групповых участках, каждый из которых имеет свою неповторимость и уникальность.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и т.п.) . Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую познавательную активность, педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе-проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
  • позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;
  • организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. К концу дошкольного возраста дети должны уметь проявлять инициативу в разных вида деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, самореализовываться в избранной роли, иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, уметь высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий.

Самостоятельная игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
  • игра как средство приобретения и проработки знаний. (слайд № 1)

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Напомним, что психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

На пятом году жизни приобретённый детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создаёт условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек).

Главными педагогическими задачами становятся: (слайд № 2)

  • развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения;
  • обогащение содержания игровых действий;
  • формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог;
  • стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.

Виды игр; игровая тактика педагога

Игровой репертуар пополняется: более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные). (слайд № 3)

В играх детей находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»). Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

(слайд № 4)

Взрослый постоянно заботится об обогащении социального опыта дошкольников в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности (например, продуктивной). Этот опыт является в дальнейшем возможной сюжетной основой детских игр. В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

Развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности проявляется в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок» и др.). С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед – какая большая выросла репка; испугался петух: «Несёт меня лиса за синие леса!»); используют выразительные движения для передачи их образа: бежит мышка, крадётся хитрая лиса и др.

В течение дня дети по инициативе педагога и самостоятельно включаются в новые виды игры-экспериментирования (с природными объектами, с животными и людьми), обучающие (учебно-предметно-дидактические) и досуговые (интеллектуальные, театральные, компьютерные) игры. Взрослый знакомит детей с новыми народными (обрядовыми, тренинговыми, досуговыми) и празднично-карнавальными играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями.

В дидактических играх дети активно пользуются словарём в обозначении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре, игровых действий. Дидактические задачи их использования предполагают: (слайд № 5)

  • сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), их группировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию (это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.);
  • «упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);
  • установление отношений «часть – целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и т.д.), составление целого сюжетного или предметного изображения из 4–6 частей;
  • составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» и др.);
  • формирование последовательного мышления, операций моделирования, планирования своей поисковой деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Предметно-игровая среда(слайд №6)

С помощью педагога дети учатся преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе необходимо иметь разнообразный строительный материал (дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки), а также запас коробок, бечёвок, катушек, палочек, лоскутков и т.п.; всё это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества.

Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Новая игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4–5 лет должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных профессий (моряк, космонавт, врач), наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений нужно предоставить в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей (Кот Матроскин, Микки Маус). Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Формирование у детей привычки не разбрасывать игрушки является также предметом воспитательной деятельности педагога.

Итак, мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

И тем не менее мы вынуждены констатировать что игра «уходит» из детского сада. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Игру зачастую сворачивают в угоду занятиям. Не во всех дошкольных учреждениях соответствующим образом организована предметно-развивающая игровая среда. В частности, проведенное в Москве обследование пятилетних детей показало, что у ребят отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. К этому следует добавить и позицию родителей, которые считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением и, невзирая на советы специалистов, стараются начать обучение своих ребятишек как можно раньше.

В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако о значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.

В нашем детском саду самостоятельным играм отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения педагогов постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, тщательный отбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще не достаточно, чтобы дети много и хорошо играли. Многолетняя практика показала, что пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому мы в любом виде детской деятельности, разумно опекая, предоставляем ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Естественно, мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. (слайд № 7, 8, 9, 10, 11)

Прежде чем повлиять на ход игры, мы каждодневно не только наблюдаем детские игры, но и учимся «видеть игру». Нам важно знать, во что играют и как играют. А играют они в «солдат будущего», сооружают «макробазы», осваивают «космос» и «подводный мир» с помощью компьютерной техники, устраивают «конкурсы красоты». В играх ярко проявляется стремление дошкольников жить общей со взрослыми жизнью, невзирая на то, что общественная значимость отдельных ее сторон им пока недоступна.

Вот подгруппа дошкольников затеяла сюжетно-ролевую игру «Улицы нашего города» . Мальчики построили автодорогу, расставили дорожные знаки, установили светофор, разметили пешеходные дорожки. «Дорожный инспектор» занял свое место в центре, недалеко от пешеходной дорожки. Игра началась. Машинами управляли «шоферы» (Даня, Андрей, Тимофей). Они перевозили «ценный груз». Периодически останавливались у «бензоколонки», расплачиваясь непременно «валютой».

Далее у ребят возникает идея построить подземный гараж, в котором можно оставить машины, сделать ремонт. «Механик» Егор за ремонт машин тоже требовал «валюту». Тех, кто не соглашался с такими требованиями, лидеры исключали из игры. Повторялись одни и те же действия… Игра постепенно начинает мальчикам надоедать, и на второй день сюжет исчерпывается.

Оставить без внимания такую игру? Тогда она не выполнит своих воспитательных функций, прежде всего – нравственных.

Теперь самое время подключить фантазию. Говорим: «Закончилось строительство новой автодороги. По ней из аэропорта в Москву пойдет поток автомашин, понадобится много бензина для заправки: вот и устанавливаем бензоколонки, чтобы всем машинам хватило бензина и они не скапливались бы в одном месте. А теперь повесим объявление о приеме сотрудников для работы на бензоколонке». Мы не сомневались, что Егор предложит свою кандидатуру на роль бензозаправщика. «Да, – отвечаем, – у тебя есть опыт, но мы боимся, что у твоей бензоколонки никто не остановится: ты же не принимаешь для оплаты наши рубли». После небольшой дискуссии, в которой выяснилось, что же такое валюта, Егор был утвержден на роль бензозаправщика.

Тут же у детей возникает организовать пост ГАИ. Артем пригласил к себе в помощники еще двух «дорожных инспекторов». В игру включились почти все мальчики. Девочки – Настя и Ксюша – сделав себе бумажные шапочки с эмблемой такси, помчали свои автомашины по дороге. Пост ГАИ среагировал немедленно, остановил нарушителей и потребовал у водителей права. Девочки растерялись. Поняв ситуацию, «подъезжаем» к горе-водителям и советуем им сдать экзамен по правилам дорожного движения. Так сюжет дополнился «Школой молодого водителя», где роли экзаменаторов исполняли и мальчики, и девочки.

Таким образом, с помощью играющего взрослого партнера развивается содержание ролевых игр. Ребенок выходит за пределы привычных сюжетов. Игра становится много-сюжетной, много-персонажной. В ней принимают участие, как лидеры, так и малоинициативные дети. У ребят наблюдается устойчивый интерес к игре: одна игра может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. (слайд № 12)

Если вы читали книгу Е. Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника», то наверняка вас затронула мысль о том, что «…в одном взрослом сидят по крайней мере два субъекта. Один – «взрослый как взрослый». Он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы. Другой – «взрослый как ребенок». Он – идеальный партнер по играм и шалостям, он – прекрасный актер, он взрослый – как равный».

Эти два взрослых – оба – очень важны для ребенка. Если занять позицию «взрослый как взрослый», то хочется сказать: «Признайте ПРАВО ребенка на игру!» А с позиции «взрослого как ребенка» - сказать самое главное: «ПОЙМИТЕ нас, и мы ПРИМЕМ вас в волшебную страну под названием «ИГРА». (слайд № 13)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 363 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

Выступление с использованием презентационного материала на тему:

«Самостоятельная игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Выполнила: старший воспитатель

Чинилова Ю.Н.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей.

В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а с другой стороны самостоятельную деятельность педагог организует также для решения образовательных задач программы. И здесь, важно придумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Для формирования детской самостоятельности педагог должен вы­страивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

  • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
  • находиться в течение дня, как в одновозрастных, так и в разновозрас­тных группах;
  • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
  • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду:
1.Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.
2.Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз­раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности необходимо:

Создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

Определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

Наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

Отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей);

Знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость;

Устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Именно эта деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.

Признаками проявления самостоятельности являются внимание и заинтересованность ребенка в определенной деятельности и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность.

Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:

  • развитие инициативы, активности,
  • закрепление имеющихся навыков, способов деятельности,
  • находят выход яркие впечатления, снижается напряжение, дела я внутренний мир ребенка комфортным,
  • поднимается самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях.

Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами. Столь же часто возникают действия по принципу, что получится, если.... При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам материалы, образцы возможной работы, заботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов для всех желающих продолжить работу.

Следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребёнок может мастерить различные вещи - это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки разного размера, проволока, кусочки тканей и верёвочек, старые футляры от фломастеров, шишки, жёлуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещённые в разных ёмкостях. Из всего многообразия имеющихся в детском саду материалов для свободного конструирования наибольшим успехом у дошкольников пользуется пластмассовый конструктор «ЛЕГО».

Необходимо иметь в группе набор строительного крупного материала, хотя его детали чаще используются не для конструирования как такового, а в сюжетной игре для обозначения условного игрового пространства. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность детей, мы относим также разнообразные мозаики - геометрические и традиционные.

Мозаика - отличный объект для познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирования). Работа с ней содействует развитию ручной моторики ребёнка, анализу соотношений частей и целого, формирования пространственных представлений. Они обязательно предоставляются детям для свободной деятельности.

Неотъемлемым атрибутом жизни ребёнка стали картинки - головоломки - пазлы, состоящие из множества деталей. Сборку таких головоломок можно отнести также к продуктивной деятельности. Наборы для конструирования и разнообразные пазлы, мозаики и т.д. должны быть в свободном распоряжении детей.

Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Основные показатели самостоятельной деятельности - интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность).

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Список литературы

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2006

2. Дыбина О.В.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендаци. - М.: центр педагогического образования, 2008

3. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2007

4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991, № 6.

5. Комарова Т.С. Детское художественное творчеств. - М.: Мозаика-Синтез, 2005