II. Беседа (выступление по группам)

Разделы: Литература

Цели урока:

Обучающая:

  • Проверить знания учащихся фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Воспитательная:

  • Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.
  • Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.
  • Формировать умение ценить прекрасное.

Развивающая:

    азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.
  • Умение выделять главное из второстепенного.
  • Развивать культуру общения.
  • Развивать интерес к театральному искусству.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации.

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, стенд “Толстой – это целый мир”, иллюстрации Д.Шмаринова, учащихся; аудиозаписи оперы

С. Прокофьева “Война и мир”, Л.В.Бетховена “Лунная соната”.

Ход урока

Урок начинается с чтения наизусть сонета № 130 Вильяма Шекспира. (Читает ученик под музыку Л.В.Бетховена)

Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк,
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней современных линий,
Особенного света на челе…

Это сонет великого Шекспира. Его называли певцом любви. Но не с меньшим основанием можно и Льва Толстого назвать певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке вместе с автором “Войны и мира” мы отправимся в Москву, заглянем в гости к дядюшке, побываем на именинах у Ростовых, в вихре вальса закружимся на первом балу, испытаем тяготы и невзгоды военного времени 1812 года. И это всё мы увидим глазами любимой героини Л. Толстого – Наташи Ростовой.

“Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

“Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним Катюшу Маслову из романа “Воскресенье”; умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Тема урока: Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого.

Прежде, чем перейдем к теме, проведем литературоведческую разминку:

роман-эпопея
антитеза
композиция
прототип
народность
конфликт
эпилог
прекрасное в искусстве
безобразное в искусстве

А что же означает имя Наташа? (На факультативе мы не раз проводили исследовательскую работу).

В книге Г. Успенского “Ты и твоё имя” мы читаем: “Наталия (Наталья) – от лат. “наталист” – родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали – день рождества, рождения. Существует и иное толкование, возводящее это имя к тому же европейскому корню, что и в имени Натан (дарованный)”.

А кто же послужил прототипом для Наташи Ростовой? (сообщение

учащихся).

Используя алгоритм “Образ героя в литературном произведении”, мы видим, что изучение литературного героя начинается с портретной характеристики:

    1. Имя героя (“говорящие фамилии”)
    2. Возможный прототип героя
    3. Портретная характеристика:
    4. Цельность портрета или противоречивость;
      -типологизм портрета;
      -социальный портрет;

    5. Самохарактеристика героя
    6. Авторская характеристика героя
    7. Характеристика другими персонажами
    8. Художественные детали, характеризующие героя литературного произведения
    9. Речевые особенности персонажа
    10. Пейзаж (эмоциональная окраска внутреннего состояния героя)
    11. Значение образа для раскрытия идеи и проблематики произведения

Вспомните, какой предстает перед нами Наташа-девочка? Зачитайте, пожалуйста. (“Бег… Несколько мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула”, - и вот она: “В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…”).

Лев Толстой неисчерпаем. Многие художники иллюстрировали произведения великого мастера. Назовите, пожалуйста, кто из великих живописцев обращался к произведениям Толстого? (А.Н.Николаев, Н.Ге, Д.Кардовский, М.С.Башилов, И.Репин, Л.О.Пастернак, И.Н.Крамской, В.А.Серов, П.М.Боклевский).

Сегодня мы обратимся к творчеству Дементия Алексеевича Шмаринова, народному художнику, которому удалось в своих иллюстрациях раскрыть образы бессмертной эпопеи Л.Н. Толстого, исторически верно воссоздать колорит эпохи. (Сообщение учащихся).

Один из самых поэтических образов русской литературы – образ Наташи Ростовой – также воссоздан Д.А.Шмариновым с большим мастерством. Д.А.Шмаринов иллюстрирует образ любимой героини Толстого в отдельных портретах и в жанровых сценах, выделяя на первый план не обстановку, а внутренний мир героини.

Вот групповой портрет: молодежь дома Ростовых выбегает из задних комнат в гостиную. (Рисунок1) Остановимся только на портрете Наташи, чтобы показать эволюцию характера героини.

Посмотрите внимательно на рисунок, в рисунке есть небольшое отступление от текста. Какое? Назовите, пожалуйста. (Нет куклы Мими ).

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках…” Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. Как мы видим, портреты художника насыщены глубоким психологическим содержанием и раскрывают внутренний мир действующих лиц.

Л.Н. Толстой беспощадно подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива; она не Элен; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? (В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью) .

Обратимся к портрету художника Д.А.Шмаринова. (Рисунок 2)

Наташа изображена сидящей на окне в лунную ночь в Отрадном. Она смотрит в сад, освещенной луной. На лице её застыла улыбка счастья, она мечтает. Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе.

Литературовед и педагог Н.Г. Долинина, написавшая книгу о романе

Л.Н. Толстого “По страницам “Войны и мира”, заканчивает её так: “И снова я открываю “Войну и мир” - и перечитываю много раз читанные страницы… Но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова…”

Так давайте же еще раз попробуем пережить, почувствовать лунную ночь в Отрадном. (Инсценировка). (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3)

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её? (В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

Почему же тогда Наташа изменила Андрею, если она его так любила? Чем можно объяснить её увлечение Анатолием? (В одном своём письме Л. Толстой сказал, что “так же, как узнаешь людей, живя с ними, так писатель узнает своих героев, живя с ним”. Л. Н. Толстой с волнением писал эти страницы “Войны и мира”, дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Л. Толстой говорил даже, что здесь “узел всего романа” ). (Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Кто виноват в том, что произошло ? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват , - все жили, согласно своим характерам, и это не могло кончиться благополучно. Если бы князь Андрей не уехал… Если бы княжна Марья и старый князь приветливо приняли Наташу! Если бы не вмешалась Элен и не стала сводить брата с Наташей. Если бы не Анатоль… И ничего они не знают, эти “если бы”: князь Андрей выбрал эту девушку с жаждой жизни, эту девушку, понимавшую его, как никто до сих пор, - и он не понял, что её - то нельзя заставлять ждать и мучиться).

“Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи ” - писал В. Ермилов. А ведь целый год наполнен такими мгновениями. Минуты проходят без оправдания, без целеустремленности, пусто, даром. Но именно Наташа различает жизнь по минутам, каждая из которых сама по себе, имеет неповторимую цену и должна быть прожита полно, максимально, насыщенно. Вся вина в том, что князь Андрей много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. А в любви нельзя думать только о себе, это неоспоримый закон. В Наташе преобладают чувства, ей надо кого-то любить, кому-то нравиться. На вопрос матери: “Что ты ходишь как бесприютная?” Наташа, блестя глазами и не улыбаясь, сказала: “Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо”. При этом голос её оборвался, слезы брызнули из глаз”.

Как всегда у Л. Толстого, подлинным зеркалом души его героев служат глаза. Именно глаза Наташи сделали её неузнаваемой.

Русский композитор Сергей Прокофьев создал оперу “Война и мир”. Сейчас прозвучит фрагмент из этой оперы. Ваша задача - записать, какой предстает перед нами в любви Наташа Ростова. (Нежной, взволнованной, мечтательной, бурной, страстной, неудержимой) . Этот материал вы сможете использовать в сочинении.

Л.Н. Толстой писал: “Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди . Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставляя все между тем одним и самим собою”. Мастерство художника-психолога, отмеченное Н.Г.Чернышевским еще при появлении первых произведений Л. Толстого, в романе “Война и мир” достигло совершенства. Изображение психологического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни – “диалектика души” с особенной яркостью проявилась в раскрытии характеров героев. Любимые герои Л.Н. Толстого ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И на этом пути нет предела.

Всегда ли Наташа была такой? Назовите, пожалуйста, эпизоды из жизни Наташи Ростовой, где мы видим другую Наташу? (Смерть Андрея, гибель брата Пети, война 1812 года) . Испытания жизни смертью – излюбленная сюжетная ситуация у Л. Толстого. “Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта рана – потеря любимого брата для Наташи – вызвала её к жизни”. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, – вернули Наташу к жизни. “Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

Иллюстрируя III том романа, Д. Шмаринов раскрывает образ Наташи на фоне грозных событий Отечественной войны. В облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и горячая, бескорыстная любовь к людям. В рисунке “Наташа пускает раненых во двор своего дома” героиня показана в новой обстановке. Иными стали глаза Наташи: если раньше мы видели в них детский задор и оживление, а в сцене в Лунную ночь в Отрадном мечтательность, то теперь они полны боли и сострадания. Наташа смотрит, как одна за другой въезжают телеги с ранеными во двор. Создается впечатление непрерывного движения. (Рисунок 3)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце Наташи новым глубоким и сильным чувством тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). Очень характерно для душевного состояния Наташи переосмысление слов молитвы, которую она слышала в церкви. “Миром все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа.)

Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Нашла ли она свое счастье? (Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3 – год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже… И материалы, из которых построено это счастье самые некрасивые – дети, которые кричат и мараются; жена, которая кормит одного, водит другого…”. У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью. (Ограничены взгляды на роль женщины в обществе, но эпоха большего не давала).

Перед вами опорный конспект. Озвучить его.

В центре сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое нездоровое отталкивает к берегу: Берга сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречен … Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки - и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей её предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми… Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и её родничку окрепнуть. По – настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь её с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

Так почему же Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого? “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает её найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

А что такое любовь? Как вы понимаете значение этого слова? Дома я попросила вас найти значение этого слова в словарях. Зачитайте, пожалуйста.

На доске записаны цитаты, прочитайте, пожалуйста, ту цитату, которая послужит эпиграфом к уроку

  • Сущность её жизни – любовь.

Л.Н. Толстой

  • Эта девушка такое сокровище…

Это редкая девушка.

  • Все любовались ею…

Л.Н. Толстой

  • У неё и характер плохой, и ума нет, и эдакое…

Домашнее задание: написать письмо

“Ах, Наташа Ростова, Наташа Ростова…”

Итоги урока.

  • Почему Наташа Ростова нравится сегодня?
  • Почему её любят сегодня?
  • Почему образ Наташи Ростовой является классическим?
  • Есть ли сегодня Наташи Ростовы?

На фоне музыки Л.В.Бетховена “Лунная соната” звучит заключительное слово учителя.

Живут, размножаются, продолжают свой род тысячи живых существ, но любит только Человек! Это вечная красота и сила человеческая. Поколения людей сменяют друг друга. Каждому из нас доведется превратиться в горсть праха, но живой, не отцветающей связью рода человеческого остается любовь! И, собственно, когда человек умеет любить по-человечески, он и Человек!

Если же любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит, он лишь существо, способное стать Человеком, но ещё не ставшее таковым.

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.

Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?

Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) - наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшка и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) - «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, ... -... и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке (ч. IV, гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ...» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) - и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».)

Другая тема, разрешение которой включено во II т. - это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа - переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)

(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) - все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы - там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)

Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, - олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)

Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)

В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныло и темнота...» и Наташины: «... но такого со мной никогда не бывало - убеждают в силе и серьезности их чувств.)

Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов - новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея - все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)

Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)

Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

Почему рушится «мир» т. II?

Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)

III. Проверочная работа. (см. приложение)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:

Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?

Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?

Почему на толстовских героев так сильно действует природа?

Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?

Твои любимые страницы I-II тома.

Л. Н. Толстой - тонкий психолог.

Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».

2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика - составить тест (12 вопр.)

3. Задание по группам.

1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).

2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)

3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

Приложение

Карточки-рассуждения

1) Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

2) Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

3) Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?

Проверочная работа.

Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV, гл. 3-7)

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты - особое время? В чем его особенность?

Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

Как меняются взаимоотношения участников охоты?

Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?

Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV, гл. 9-12)

В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?

Уроки 9–10.

Быт поместного дворянства

и «жизнь сердца» героев романа

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Ход урока

I . Проверка знания содержания по тексту ч. IV - V .

Чтение отрывков наизусть.

I I. Беседа (выступление по группам).

    Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?

    Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) - наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшка и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) - «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, ... -... и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке (ч. IV , гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ...» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) - и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».)

Другая тема, разрешение которой включено во II т. - это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа - переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

    Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)

(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) - все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы - там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)

    Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, - олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)

    Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)

    В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныло и темнота...» и Наташины: «... но такого со мной никогда не бывало - убеждают в силе и серьезности их чувств.)

    Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов - новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея - все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)

    Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)

Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

    Почему рушится «мир» т. II?

    Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)

III. Проверочная работа. (см. приложение)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:

    Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?

    Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?

    Почему на толстовских героев так сильно действует природа?

    Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?

    Твои любимые страницы I-II тома.

    Л. Н. Толстой - тонкий психолог.

    Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».

2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика - составить тест (12 вопр.)

3. Задание по группам.

    1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).

    2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)

    3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

    5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

    6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

Приложение

1. Карточки-рассуждения

    Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

    Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

    Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?

2. Проверочная работа.

Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV , гл. 3-7)

    Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты - особое время? В чем его особенность?

    Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

    Как меняются взаимоотношения участников охоты?

    Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

    В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?

Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV , гл. 9-12)

    В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

    Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

    Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

    Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?

Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Какова роль этой героини в судьбе князя Андрея? До встречи с Наташей мы видим князя Андрея в салоне Анны Павловны Шерер, слышим его беседы с Пьером Безуховым. Из этих эпизодов становится понятно, что Болконский тяготится жизнью в светском обществе, осуждает гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество. «Эта жизнь не по мне», - заявляет он Пьеру. Он оставляет беременную жену, идёт на войну. Во время Шенграбенского сражения он мечтает только о славе Наполеона. Как же выразится мой Тулон?» - думает князь. Лишь после Аустерлицкого сражения к Болконскому приходит понимание того, что надо жить для себя и для своих близких. Но жизнь обрушивает свой удар: умирает от родов княгиня Лиза. Обман, бесполезность надежд на счастье, внутреннюю пустоту – вот что ощущает герой, думая, что его жизнь «кончена».

В этот момент и появляется в его жизни Наташа Ростова. Впервые он видит её в Отрадном, куда приезжает по опекунским делам. Князь слышит, как Наташа восхищается красотой лунной ночи, и невольно начинает думать об этой искренней, мечтательной девочке. И вторая встреча с дубом как раз свидетельствует о том, что князь готов для новой жизни, новых чувств, новых отношений.

Вспомним и сцену первого бала героини, Наташу с замирающим выражением лица и «восторгом счастия», когда князь Андрей пригласил её танцевать. Наташа привлекла его поэтичностью, свежестью и живостью чувств, непосредственностью. В Наташе было то, чего была лишена его жена Лиза. Её чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова поражает князя, он считает её «сокровищем». После встречи с Наташей князь Андрей окончательно убеждается в том, что надо жить дальше, верить в своё счастье.

И вот объяснение героев. Как он решителен и в то же время растерян, как волнуется старая графиня и что чувствует Наташа!

Свадьба отложена на год, и князь Андрей уезжает, а Наташа поддается соблазну Анатоля Курагина. Разрыв с Наташей предельно обостряет одиночество Андрея Болконского, его разочарование в возможности личного счастья. Но он тоже слишком эгостичен: подчиняясь воле отца, он не думает о чувствах своей невесты.

И новая встреча: смертельно раненный Болконский видит и Наташу, и Анатоля Курагина, который отнял у него счастье. Радостная, светлая любовь к людям открывается герою на пороге смерти, он прощает своего соперника, он по-прежнему любит Наташу.

Любовь к князю Андрею – первое глубокое чувство, которое суждено испытать Наташе . Прелестная юная в ожидании и умный взрослый человек, переживший неудачный брак – они не могли пройти мимо друг друга. Князь Андрей видит искреннюю, чуткую, жизнелюбивую натуру и тянется к ней. Наташа встречает прекрасного принца на балу и понимает, что его счастье зависит от нее.

Но розовый флер мечтаний внезапно рассеивается. Старый князь Болконский, не одобряя выбора сына, ставит ему условие – отложить на год, провести это время на военной .

«Отчего ж год?»

Для князя Андрея этот год – досадная помеха на пути к счастью. Он уравновешенный человек, который несет любовь в сердце и не хочет расстраивать старого отца. Но Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию. Она так просит Андрея не уезжать, словно понимает – ни к чему хорошему это не приведет.

Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сейчас, а не потом. К концу года остается скорее уверенность в любви, чем сама любовь. Ей хочется восхищения и преклонения, хочется быть нужной кому-то.

Роковая встреча

В таком состоянии Наташа встречается в театре с Анатолем Курагиным. Пустой позер, фанфарон, он хорош собой и умеет очаровывать женщин. Наташа так свежа, мила и не похожа на прискучивших светских дам, что он решает «приволокнуться за ней». Он немедленно начинает атаку, а его сестра Элен Безухова, человек того же сорта, помогает ему.

Наивная Наташа не может предположить, что стала объектом пустой интрижки. Ее еще никогда не обманывали. Она верит преувеличенным чувствам Анатоля. Даже странное поведение поклонника ее не смущает – Курагин не может ходить в дом Ростовых и просить руки Наташи, потому что он тайно женат на польской дворяночке.

«Со вчерашнего дня участь моя решена: быть любимым вами или умереть» - так начиналось послание от Анатоля, которое на самом деле писал его друг.

В этих обстоятельствах Наташа больше не может быть невестой князя Андрея. Она пишет письмо с отказом Болконскому и собирается бежать с Анатолем.

Кто же виноват?

К счастью для Наташи, похищение не состоится. Ее запирают в комнате, Курагин уезжает ни с чем. Только известие, что Анатоль женат, открывает глаза Наташе на его подлость.
Наташа пыталась отравиться мышьяком, и, несмотря на то, что ее спасли, долго болела.

Оскорбленный князь Андрей винит в измене невесту. Однако печальный итог этой жизненной ситуации - дело рук и спокойного князя Андрея, и порывистой, доверчивой Наташи, и глупого эгоистичного Анатоля. Все они действовали согласно своим характерам и не могли поступить иначе.