Иудушка головлев. Иудушка головлев Черты характера иудушки

Как постепенно, от главы к главе, складывается судьба господ Головлевых, Арины Петровны, ее мужа, сыновей и дочери, сыновей Иудушки, его «племяннушек», новорожденного Володеньки?

(Один за другим уходят из жизни представители головлевского семейства: сначала Степан Владимирыч, следом за ним Павел Владимирыч. На глазах распадаются и без того едва ощутимо объединяющие героев семейные связи, в беспомощном одиночестве умирает Арина Петровна, погибают сыновья Порфирия Головлева Володенька и Петенька, кончает жизнь самоубийством «племяннушка» Любинька. Иудушка остается один и словно захлебывается в своем привычном пустословии.

Нет больше собеседника, которого можно было бы непрерывно опутывать липкой словесной паутиной. Иудушка замолкает и предается безудержным фантазиям. Автор называет это состояние героя «запоем праздномыслия». Даже наедине с самим собой в призрачном, фантастическом мире, - пишет Е. А. Покусаев, - Иудушка играет все туже роль, что и прежде, в действительной жизни, роль помещика-стяжателя. Он и здесь опутывает все и вся сетью кляуз, притеснений и обид, разоряет людей, обездоливает, мучает их»).

Какие названия писатель дал главам в романе?

(Каждая из глав романа имеет емкое говорящее заглавие. Из семи названий глав щедринского романа первые пять прямо и непосредственно связаны с темой семьи, семейных отношений. Каждое из этих пяти заглавий, как будто бы намекающих на существование семейных уз, на самом деле содержит скрыто иронический, сатирический намек на неизбежный их распад: остаются одни только слова, привычные, по традиции постоянно повторяемые, но не наполненные уже реальным смыслом.)

Какая же злая сила погубила господ Головлевых? Или другими словами: в чем причина постепенного распада и вырождения головлевского семейства?

(Роман начинается с «поистине трагического вопля» Арины Петровны: «И для кого я припасала!.. для кого?.. И в кого я этаких извергов уродила!»

Учащиеся приводят много причин головлевского вымирания: тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, глубоко вкоренившееся в натуру Головлевых - пустословие, страстное стремление к наживе. Их губит прежде всего «праздность», непригодность к какому бы то ни было делу, запой, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Человек, лишенный потребности трудится, обречен на неизбежное выморочное существование. В подтверждение этих мыслей можно привести взволнованные лирические строки из главы «Племяннушка». Значит, Головлевы погибают, потому что подточены «привычкою легкого существования». Мерило жизни для них - имение, наследство, капитал. Сама жизнь их - привычная заведенная комедия, представление, где каждый играет свою роль. В главе «По-родственному» словесная канитель Иудушки даже Арине Петровне вдруг представляется комедией, к которой она с малолетства привыкла и где она всегда участвовала. Подлинные человеческие ценности и связи превращены для Головлевых в формальную необходимость, в ритуал, чисто внешнее соблюдение «приличий»).

(Учащиеся вспоминают, что рассказ переносится в Москву, оттуда в губернский город Самоваров, из Самоварова - в Кречетов. Непрерывный шум, гвалт, восторги, недовольство и злорадство сытой публики, циничные и наглые притязания театральных поклонников, хмельное блаженство» - все это как будто врывается в повествование, никоим образом не напоминая о мертвенной тиши головлевской жизни. Но и здесь лицемерие, вероломство, («бесконечный подлый угар», только еще более зримые, агрессивные, жестокие.)

А как вы понимаете значение слова «господа», которое звучит в заглавии романа? Какие однокоренные слова можно подобрать к данному слову?

(Толковый словарь В. И. Даля дает следующее толкование: «Господин» - это и форма вежливого обращения, это и человек, принадлежащий к привилегированному классу, но прежде всего, это владелец, барин, помещик, хозяин, тот, у кого есть подвластные». Господин - это владыка, хозяин положения.)

Так кого же в этом смысле можно назвать в романе господами?

(Формально к господам относятся все члены многочисленной головлевской семьи. Но по существу, уже в первой главе «господа», то есть хозяева жизни, - это Арина Петровна и двое ее сыновей Порфирий и Павел. Но горестный вопль головлевской барыни: «И для кого я припасала!» - заставляет нас понимать, что в своих сыновьях она не видит достойных продолжателей ее господского дела (а дело - это прежде всего «округление головлевского имения»). Остальные же, включая мужа-шута, безалаберного, ничтожного бездельника, и озорника Владимира Михайлыча, старшего сына Степана, дочь Аннушку, бежавшую из Головлева с корнетом Улановым, - все это не господа в строгом смысле слова. В отношении к ним это понятие может быть применено неполно, с существенными оговорками, порой и иронически, насмешливо или жалостливо. Таким образом, многие из Головлевых не настоящие господа. Заглавие романа воспринимается уже не буквально: это господа, которые постепенно, один за другим, перестают быть хозяевами положения.)

IV. Слово учителя.

Для раскрытия смысла заглавия романа, основной мысли автор умело использует изобразительно-художественные средства. Бросается в глаза неповторимая особенность речи щедринских героев. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними не ощущается. Участливость, доброе внимание, сердечная отзывчивость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный обряд, в бессодержательную мертвую форму. (Очень важно обратить внимание на главный мотив Иудушкиных разглагольствований, на выражение им родственных чувств: «Ведь я, маменька, хоть и бодрюсь, а в душе тоже… очень-очень об брате скорблю!.. Я всем добра желаю!.. и ненавидящим и обидящим - всем!..») Нескрываемо враждебно относится к Иудушке и автор: «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов», - пишет Салтыков-Щедрин в главе «Семейные итоги». Порфирия Владимирыча характеризует полное «нравственное окостенение» - вот главный диагноз писателя сатирика. В этом одна из основных разгадок приобретательного рвения щедринского героя, его хищного предательства. Но в этом, по убеждению автора, и заключается источник страшной для человека трагедии.)

Важное место в «Господах Головлевых» отведено пейзажу. Рисуя головлевскую и дубровинскую усадьбы, писатель не раз обращает внимание на картины природы.

Как же связаны они с содержанием романа? Какое настроение создают?

(Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный, он приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев.

В главе «Семейный суд» картины природы даны контрастно по отношению к тому, что переживает Степан Владимирыч, возвращаясь в «родное» Головлево: Время стоит еще раннее, шестой час в начале: золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропускал лучи только что показавшегося на горизонте солнца; трава блестит; воздух напоен запахами ели, грибов и ягод, дорога идет зигзагами по низменности, в которой кишат бес численные стада птиц. Но Степан Владимирыч ничего не замечает; все легкомыслие вдруг соскочило с него, и он идет, словно на страшный суд» (отрывки читаются заранее подготовленными учащимися).

Позднее в изображении картин природы начинают преобладать мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно слезящееся небо осени»; «понурые и неподвижные, точно замученные деревья в жаркий июльский полдень»; земля, на «неоглядное пространство покрытая «белым саваном»; «сиротливая снежная равнина, на поверхности которой по местам торчал какой-то хворост»; «господские службы почернели и словно ослизли». И снова «окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном». Эта пейзажная зарисовка еще более усиливает ощущение безысходности тупика, конца: обреченный на скорую смерть Степан Владимирыч сквозь двойные рамы смотрел на крестьянский поселок, утонувший в грязи».)

Таким образом, щедринский пейзаж ведет к пониманию авторской идея произведения.

В конце урока (5 - 7 минут) учащиеся получают задание: сравнить щедринский пейзаж с некрасовским и тургеневским.

Дворянские усадьбы-«гнезда» - овеяны у Тургенева высокой, благоуханной поэзией. Писатель выразительно, пластично, увлекательно изображал родную русскую природу. Некрасов изображал природу и в веселых и в грустных тонах. Это зависело от того, как смотрел поэт или с народной точки зрения, или с позиции горячего заступника, страдальца за народное горе. У Салтыкова - Щедрина за картинами мрачной, суровой погоды угадывается образ тяжелой доли русской деревни и бедственного положения народа.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

В чем причины постепенного вырождения головлевской семьи?

Подобрать по тексту романа материал, характеризующий одного из Головлевых.

Уроки 2-3. Семья Головлевых

Цель: проследить, в чем причина постепенного вырождения головлевской семьи; анализ образа Арины Петровны и ее сыновей.

Метод: беседа с чтением соответствующих эпизодов романа, сообщения учащихся.

Ход урока

I. Беседа.

1) В главе «Семейный суд» найдите первое упоминание о Порфирии Головлеве и попытайтесь его объяснить.

Почему Арина Петровна из четверых своих детей только среднего, Порфишу, не то что любила, а словно побаивалась? Обратите внимание, где и в каких ситуациях встречается в авторской речи эпитет «загадочный» и к кому он в первую очередь отнесен?

(Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя...)

Каков характер Павла Головлева? В чем его своеобразие, его несхожесть с братом?

(Это был человек лишенный поступков. Учащиеся зачитывают соответствующий отрывок романа.)

Интересна в романе эпистолярная характеристика героев. Образцы писем, с которыми обращаются друг к другу щедринские герои, обнаруживают особенности их натуры, жизненных позиций, мысли.

Сравните письма Порфирия и Павла к Арине Петровне, а также завершающее главу письмо Арины Петровны Порфирию (лексика, синтаксические особенности, обращения, реакция на письма).

(Письмам Порфирия свойственно соединение канцелярской точности: «деньги, столько-то и на такой-то срок», с неумеренным пышнословием, велеречивостью, сюсюкающим самоуничижительным подобострастием: «знай, малый дружок, маменька... недостойных детей ваших». Он как бы ненароком может бросить тень на искренность чувств брата Павла: «не знаю, как брат, а я...»

Павел, напротив, не был мастером по части плетения слова. Он всегда краток до резкости, прямодушен до крайности и вдобавок ко всему косноязычен: «Дражайшая родительница! Хотя вы долгов... прошу чувствительнеше принять уверение».)

Кто из сыновей и чем именно похоже на свою маменьку?

(Порфирий - склонность к многословию, внешнее благочестие, видимая участливость, но у Арины Петровны, узнавшей о бегстве сына Степана из дома, пробуждается даже некое подобие искреннего материнского чувства. Павел - строптивость, резкость в суждениях, попытка высказать собственную независимость и самостоятельность характера - все отчасти напоминают Арину Петровну.)

За делами и словами людей важно угадывать их истинный смысл, их «секрет», важно понять, что ими движет.

Какова же в этой связи тайная пружина, определяющая все жизненное поведение Арины Петровны? В самом деле, ради чего госпожа Головлева занималась расчетливой хозяйственной деятельностью, ради чего «припасала», «ночей недосыпала, куска недоедала»? (учащиеся высказывают свое мнение).

II. Вывод учителя.

Госпожа Головлева - натура сложная и богатая по своим возможностям и «готовностям», но изуродованная самим складом жизни. Ее накопительство бессмысленно, хотя слово «семья» не сходит с ее языка и внешне всеми ее действиями руководят непрестанные заботы об устройстве семейных дел. Но говорить о семье - материнский долг, скорее по привычке, по традиции, а отчасти и для самооправдания (чтобы и самой не обидно было, и чтобы злые языки не попрекнули). Неизменная и жадная приобретательская страсть способна до неузнаваемости исказить, обезобразить личность, ожесточить ее, заглушить истинно человеческое в человеке.

В центре семьи в главе «Семейный суд» - судьба обреченного на гибель Степана Владимирыча. Чем он отличается от своих братьев?

(Это одаренный от природы, но беспутный человек, озорной и одновременно жалкий. «Такие личности», - добавляет автор, - охотно поддаются всякому влиянию и могут сделаться чем угодно: пропойцами, попрошайками, шутами и даже преступниками».)

Каким представляется Арине Петровне ее сын Степан и почему она боится его возвращения в родительский дом?

(Он придет, будет требовать, будет всем мозолить глаза своим нищенским видом. И надо будет удовлетворять его требованиям, потому что он человек наглый, готовый на всякое буйство. Его не спрячешь под замок; «он способен и при чужих явиться в отрепье, способен произвести дебош, бегать к соседям и рассказывать им вся сокровенная головлевских дел».)

Что погубило Степана Владимирыча? Жестокосердие матери? Предательство Порфирия? Невмешательство отца и Павла?

(Все эти предположения верны. Верно и то, что у Степана с детских лет образовался «характер рабский, повадливый до буффонства, не знающий чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности». И еще одно чрезвычайно существенное авторское уточнение: в Степане Владимирыче не оказывалось ни малейшего позыва к труду». Степана Головлева губит сам склад жизни. Тем самым в названии романа словно бы уже содержится указание на главный источник гибели героя.)

Обратим внимание на приметы конкретно-исторического времени, отразившиеся в главе «По-родственному».

Какие важные исторические события вторгаются в жизнь головлевского семейства? Какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого из Головлевых?

Как реагировала на слухи о реформе Арина Петровна?

(В романе дано комическое описание посещавшим ее фантастических предположений: То вдруг вопрос представится: как это я Агашку звать буду? Чай, Агафьюшкой... а может, и Агафьей Федоровной величать придется! То представится: ходит она по пустому дому, а людишки в людскую забрались и жрут! Жрать надоест - под стол бросают! ... Теперь они вольные, на них, поди, и суда нет! Предчувствие страшных для нее перемен парализовала Арину Петровну. Строгая хозяйка Головлева «как-то вдруг выпустила из рук бразды правления и в течение двух лет только и делала, что с утра до вечера восклицала: «Хоть бы одно что-нибудь - пан либо пропал! А то: первый призыв! Второй призыв! Ни Богу свечка, на черту кочерга!»)

Что есть общего в сетованиях Арины Петровны по поводу готовящихся реформ и в рассуждениях сказочных персонажей Салтыкова-Щедрина - генералов и дикого помещика?

(Подобно дикому помещику, который опасался, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает. Арина Петровна жалуется своему сыну Порфише: «Теперь у меня одних поганок в девичьей тридцать штук сидит - как с нал поступить? Ежели на моем иждивении останутся - чем я их кормить стану?»)

(В описании усадьбы некогда всемогущей помещицы, в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых ей чувств и состояний появляются и известные элементы авторского сочувствия. Запоздалое прозрение не снимает, однако, вины с Арины Петровны за прежнюю жестокость, скаредность, ханжество, но усложняет и драматизирует ее портрет: «наконец она села и заплакала. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно строптивое Арину Петровну медленно, но верно вытесняет из жизни Иудушка.

Так Арина Петровна из грозной головлевской барыни превратилась в «скромную приживалку в доме младшего сына». От запоя и тяжкого недуга медленно умирает Павел Владимирыч, владелец дубровинской усадьбы, в силу сложившихся обстоятельств не способный даже распорядиться принадлежавшим ему имением. Сироты Аннинька и Любинька, те и вовсе не господа, ах судьба пока целиком в руках Арины Петровны. Один Иудушка, ее «ласковый сын», головлевский владыка - полновластный хозяин положения, преуспевающий помещик.)

Сосредоточим внимание на образе главного героя романа - на образе Порфирия Головлева. (Работу можно провести в форме беседы, а можно подготовить сообщение «Порфирий - главный герой романа»).

Предполагаются вопросы для беседы:

Что сближает Иудушку с другими Головлевыми и в чем главная особенность его характера?

Что выделяет Порфирия Владимирыча в ряду остальных господ Головлевых?

Какая особенная сила, заключенная в нем, служит источником гибели и смерти ближних?

Какая сила заставляет Иудушку вдруг очнуться? Как автор объясняет случившееся с его героем превращение?

Кажется ли вам естественным и закономерным предложенный автором жизненный конец Порфирия Владимирыча? Подготовлен ли он всем предшествующим ходом романа или является, на ваш взгляд, внезапным?

Как кончает жизнь головлевский хозяин?

Вариант. Учащиеся слушают сообщение и записывают тезисы в тетради. Предлагаются тезисы по теме сообщения.

Вывод. Великий мастер смеха Салтыков-Щедрин представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели побуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводит человека нравственные изъяны, нравственное окостенение.

Домашнее задание

Ответить на вопросы:

Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?

Как вы понимаете финал «Господ Головлевых»?

Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?

Дополнительные вопросы по роману «Господа Головлевы»:

Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи?

В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?

Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы?

Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.

Как в речи Иудушки выражается его сущность и какую роль в раскрытии образа Иудушки играет Портрет?

Вариант дополнительных заданий по роману «Господа Головлевы»:

1. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия и Павла.

2. Чем вызвана вражда всех со всеми в головлевском семействе?

3. С какой целью Иудушка «умолил доброго друга маменьку остаться в Головлеве и управлять его имением?

4. Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем?

Владимир Гардин в роли Порфирия Головлева
(кадр из к/ф "Иудушка Головлев", 1933)

Порфирий Головлев – одна из центральных фигур романа. Это классический образ лицемера, лгуна и предателя, который стал образом нарицательным.

Порфирий Владимирович Головлев, еще в детстве получивший прозвище Иудушка (как и его прототип – старший брат писателя Дмитрий Евграфович), стал «злодеем» и Арины Петровны, и своих собственных детей.

Он втирается к матери в доверие, а затем ловко обирает ее; караулит смерть брата Павла, чтобы сделаться его наследником; отказывает в помощи сыновьям и тем самым хладнокровно губит их.

Иудушка с детских лет сумел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством.

Вопрос

Что мы узнает об Иудушке до его появления на «сцене»?

Ответ

Анализ главы «Семейный суд»

Задание

Дайте портретную характеристику Порфирия Головлева

Ответ

В главе «Семейный суд» о внешности Порфирия-Иудушки не говорится, зато манеры, жесты, речь его со всеми интонациями создают облик жестокого, ловкого, коварного лгуна, пакостника и лицемера. Пока у него одна цель: не выделить Степану «вологодскую деревушку», причитающуюся как часть наследства отца. Она ведь может когда-нибудь стать его собственностью!

Иудушка мастерски использует, в сущности, нехитрый арсенал мимических приемов, любая его поза, любой жест красноречивы.

Иудушку характеризуют авторские комментарии-ремарки: «Порфиша потупился и сидел молча», «Порфиша глядел милому другу маменьке в глаза и горько улыбался в знак сочувствия» . Арине Петровне бросалось в глаза «осклабляющееся слюнявое лицо Иудушки. Все словно маслом подернутое, все проникнутое каким-то плотоядным внутренним сиянием», «у Арины Петровны даже слезы на глазах выступили, Иудушка воспользовался этим, чтобы поцеловать у маменьки ручку, причем позволил себе даже обнять ее за талию» .

Задание

Охарактеризуйте речь персонажа

Ответ

Речь щедринского героя неповторима. Притворно-елейной трансформации и омертвению Порфирий Владимирович подвергает слова из всех доступных ему сфер быта и бытия человеческого. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними нет. Участливость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный образ, в бессознательную мертвую форму. Слова, одни только наводящие скуку, неуловимо-округлые, скользкие слова. Иудушке, как и Арине Петровне, свойственна привязанность к пустому, обманному слову.

Ханжа и лицемер, с елейными ужимками и слащавыми речами. Все свои подлые поступки он сопровождает приторно-сладкими словами: «Милый друг маменька», «Я водички подам... и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью...» .

Отказывая в помощи сыну, попавшему в безвыходное положение, он говорит умильно: «А теперь пойдем и будем чай пить. Посидим да поговорим, потом поедим, выпьем на прощанье – и с богом. Видишь, как бог для тебя милостив! И погодка унялась, и дорожка поглаже стала. Полегоньку, трюх да трюх и не увидишь, как доплетешься до станции!» Уменьшительные и ласкательные слова заполняют пустопорожнюю речь Иудушки.

Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила протухшей солониной, он ласково говорит на прощанье: «Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говяденку, и тялятинку, а не то так и соусцу бы приказал. И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку...»

Вопрос

Как формируется этот характер?

Ответ

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость детей от произвола «маменьки» способствовали развитию в них лицемерия и подхалимства.

Первые «уроки» Порфиша получил от родителей: «любящая» мать на самом деле совершенно равнодушна к детям и их судьбе; живет десятки лет с мужем-пакостником, которого ненавидит и презирает... Порфирий с младенчества любил приласкаться к матери, украдкой поцеловать в плечо, а иногда и слегка понаушничать.

Вопрос

Как Иудушка относится к своим детям?

Ответ

Таким же образом поступил Иудушка и со вторым сыном, Петром, осужденным за растрату казенных средств. Щедрин показывает, как его персонаж приходит к разрыву с людьми, с реальной действительностью, становится «выморочным», то есть прахом, живым мертвецом.

Вопрос

Как относятся к Иудушке другие персонажи романа?

Ответ

Страх Арины Петровны, непритворный ужас, охватывающий умирающего Павла, насмешливое передразнивание отцовских повадок Володей, тревога дворовых, неприязненное отношение мужиков («не то чтобы его нельзя было обойти, а очень уж он пустяки любил, надоедал, приставал» ). Нескрываемо враждебно относится в главе «По-родственному» к Иудушке автор.

Вопрос

Какова роль веры (религии) в жизни Порфирия Головлева?

Ответ

У Порфирия Владимировича ничего святого за душой нет. Бог для него – тоже ритуал.

Иудушка – лицемер не по злому корыстному расчету, но скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписаный жизненный принцип: быть, как все, поступать, как принято, лицемерие по пустякам стало его второй натурой.

В главе «Недозволенные радости» возвращаясь к последним дням жизни Павла, автор так объясняет мотивы поведения Порфирия Головлева: «Это было одно из тех родственных злодейств, на которые Иудушка не то чтоб решался по зрелом размышлении, как-то само собой проделывал, как самую обыкновенную затею» .

Как мрачная тень, появляется фигура Иудушки у постели умирающего брата Павла, чтобы опутать липкой словесной паутиной еще одну жертву. Так настойчиво, методически проводя ограбление родных, Иудушка Головлев доводит до гибели всю семью и заканчивает жизнь в жутком одиночестве.

Вопрос

Как переносит Иудушка Головлев свое одиночество?

Ответ

Страшное одиночество, на которое он в итоге обрек себя, поначалу не тяготит Иудушку. За тридцать лет службы в департаменте «он приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтобы хотя одна минута его жизни оставалась свободною от переливания из пустого в порожнее» .

Одолеваемый «болезненной жаждой стяжания», он целыми днями был занят сначала заведенной им в имении сложнейшей и мелочной отчетностью: «то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил...» . С годами же все глубже погружался в «запой праздномыслия» – бредовые мечты о чудесном обогащении.

И все же внезапное «пробуждение одичалой совести» заставляет Иудушку ощутить всю ужасную правду о своей жизни и вину перед близкими. Годами щеголявший напускной религиозностью, он лишь теперь понимает, что в библейском сказании о Иуде Искариоте «идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной» , и что в несомненном родстве с этой неправдой находится он сам.

Подобно образу Арины Петровны, фигура Порфирия Головлева приобретает в финале романа глубоко трагическое звучание. Испытанное им потрясение и непритворное страдание преображают даже его речь, которая впервые становится простой и искренней. «Бедная ты! бедная ты моя!» – говорит он племяннице. И горестно восклицает: «Что такое! что такое сделалось!?. где... все?..» В запоздалом раскаянии и смятении он, полуодетый, отправляется морозной ночью на материнскую могилу и погибает.

Вопрос

Как выглядит Иудушка в конце романа?

Ответ

Иудушка уничтожил все семейство, отнял всю собственность у его членов, но и сам похоронил себя заживо. В последней главе наступает физическая смерть этого страшного человека.

Вопрос

Но почему же Иудушка – самый отталкивающий, бесчеловечный кровопийца – оказался среди Головлевых самым живучим?

Ответ

Щедрин показал, что поддерживают Иудушек социальные условия, закон и религия. Для Порфирия религия не внутреннее убеждение, а обряд, удобный для обмана и обуздания, закон у него – карающее начало, служащее сильным.


Литература

Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603

К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001

В 1880 году в свет выходит роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», в котором раскрывается процесс деградации целого сословия на примере истории вырождения одной дворянской семьи. Название имения Головлевых давно уже стало нарицательным. Упоминая его, мы подразумеваем мир косности, застоя, духовного омертвения. «Головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это, смерть, вечно подстерегающая новую жертву».

Олицетворением страшной античеловеческой сущности Головлева выступает в романе Порфирий Владимирович Головлев – «Иудушка», «кровопивушка», «откровенный мальчик». Эти прозвища сразу же раскрывают сущность представшего перед нами героя: злобный, подлый, эгоистичный – таким видит его автор. Обратим также внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в этих прозвищах. Благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобретают какой-то благодушный, чуть ли не ласковый оттенок. Это способ выражения авторской иронии над героем и прием, позволяющий оттенить истинные черты явно отрицательного персонажа.

Даже слово «Иудушка» как бы соединяет в себе два противоположных понятия – «Иуда» и «душка», из которых второе обозначает внешнюю оболочку героя, то, кем он прикидывается, а первое указывает на его внутреннюю сущность, то, кем Головлев является на самом деле.

Вот эта двойственность, «двоедушие» Порфирия Головлева и составляет сущность его натуры, его внутренний стержень. Поэтому для понимания образа Иудушки необходимо рассмотреть обе стороны щедринского персонажа и отыскать причины, побудившие его скрывать свое истинное лицо.

Внешнее, послушание, кажущаяся преданность, видимая кротость – эти качества Иудушка усиленно демонстрирует окружающим, всячески подчеркивает, утрированно выставляет напоказ. Так, он играет роль внимательного и ласкового сына, заботливого отца, добренького дяди, пекущегося о сиротах-племянницах, добродетельного христианина. Однако за всем этим стоит единственное стремление героя – страсть к обогащению. Порфирий Головлев, как и его мать, преданно служит призраку собственности – во всем ищет материальную выгоду.

Что бы ни делал Порфрий Владимирович, что бы ни говорил, о чем бы ни думал, истинной его целью всегда является стяжательство. Например, прекрасно зная, что его материальное благополучие всецело зависит от «всесильной» матушки, которая требует преданности и беспрекословного подчинения, герой изо всех сил стремится выглядеть именно таким – кротким и послушным, ласковым и любящим. Даже набожность Иудушки – не что иное, как ханжество и лицемерие, прикрываемые показным благодушием. «Он молился не потому, что любил бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта и надеялся, что бог избавит его от лукавого», – разъясняет автор романа.

Своеобразие Порфирия Головлева заключается в том, что это «обесчеловеченный» человек – герой, лишенный истинно человеческих качеств, который пытается выдать себя за человека. Поэтому самая характерная черта этого персонажа – лицемерие. Иудушка тщательно скрывает свое истинное лицо под множеством личин: радушия и умиления, родственных чувств и сыновней любви, неутомимости в труде и верности христианским принципам. Все эти маски автор последовательно срывает со своего героя.

Так, приехав в дом к умирающему брату, Иудушка беседует с родными и даже пытается шутить. В ответ на его неуместную веселость «все улыбнулись, но кисло как-то, словно всякий говорил себе: ну, пошел теперь паук паутину ткать!» Сравнение Порфирия Головлева с пауком обнажает истинную сущность его натуры – коварство, алчность, злобность. Сопоставляя это меткое сравнение с уже известным нам прозвищем героя «кровопивушка», мы видим настоящего Головлева.

Несмотря на внешнее проявление добродетельности, не случайно брат Павел «ненавидел Иудушку и в то же время боялся его. Он знал, … что голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека». Итак, Порфирий Головлев сравнивается также со змеем, символизирующим его осторожную хитрость и омерзительное коварство. Это сравнение возникает и в другом эпизоде, когда Иудушка приезжает к умирающей матери: «Порфирий Владимирович, … словно змей, проскользнул к постели матери…»

Салтыков-Щедрин определяет главную и самую страшную черту своего героя как «пустоутробие», «пустомыслие», то есть душевный вакуум, неспособность приносить пользу людям. Это слезно-лицемерное пустословие, «в котором звучала какая-то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому, не подчиняющемуся кодексу, созданному преданием лицемерия».

Вся жизнь Порфирия Владимировича укладывается в смысл поговорки «переливать из пустого в порожнее». Если проследить деятельность этого героя романа – от его работы в департаменте до последних дней жалкого существования в Головлеве, то мы увидим лишь видимость деятельности, за которой сквозит особая форма безделия, прикрываемого прекраснодушными фразами.

Вывод автора в конце романа звучит жестким и справедливым приговором не только Иудушке, но и всему роду Головлевых. Щедрин выделяет три характерные особенности, присущие этому семейству: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой». Особенности эти, переходившие из поколения в поколение, и воплотились наконец в образе Иудушки-кровопийца, соединившего в себе все самые неприглядные, отвратительные свойства головлевского рода. Не случайно поэтому сравнение Порфирия Владимировича не только с пауком, но и со змеем как олицетворением главных человеческих пороков.

Пожалуй, к этому герою романа вполне применимо гоголевское определение «прореха на человечестве» (характеристика Плюшкина их поэмы «Мертвые души»). Никчемное, жалкое, бесполезное существование Иудушки – своеобразная «дыра», куда утекли истинные добродетели, положительные человеческие качества, место которых заняли злоба, ложь и ханжество.

Однако было бы неправильно относиться к щедринскому герою как к посмешищу рода человеческого, олицетворению вырождающегося сословия, каким изображается Плюшкин у Гоголя.

Во-первых, отнюдь не все представители поместного дворянства были подобны Порфирию Владимировичу и разделяли его жизненную позицию. Например, противоположные образы помещиков, деятельных, энергичных, прогрессивных, исповедовавших принципы гуманизма, можно найти в произведениях А.И. Гончарова, И.С. Тургенева и других русских писателей XIX века. Во-вторых, не следует недооценивать значение таких «иудушек» в российской истории и в жизни вообще. Ведь духовный примитивизм обладает своеобразной, особой сложностью, как и внутреннее богатство.

Так, страсть к накопительству, будучи главной движущей силой для Порфирия Головлева, определила его нравственный облик, психологию и поведение. Отсутствие доверия людей, виновность в смерти своих сыновей, жалкость существования в подобном склепу родовом имении, населенном «серыми призраками» – страшные последствия головлевской алчности, убившей в нем человека.

Таким образом, читая роман, мы видим, что Порфирий Владимирович Головлев изображается как окончательно деградировавший, выродившийся человек, став призраком-»кровопийцей» с человеческим лицом, истинную сущность которого помогает познать художественное мастерство писателя.

Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за поразившей ее жажды стяжания, из-за утраты человеческих связей между людьми. Последнее особенно касается Порфирия Владимирыча Головлева. Иудушка попадает в паутину собственного пустословия, порвать которую он не в силах. Перед нами отнюдь не лицемер. Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки - это путь постепенной утраты связи с реальностью, с живыми людьми; это путь мучительного прозрения буквально на пороге смерти.

Детство Иудушки проходит в затхлой атмосфере выморочного семейства. Рано проявляется в Порфирии способность приспосабливаться к обстоятельствам. «Порфирии Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика... С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Впрочем, «загадочный взгляд» Порфирия вызывает смутную тревогу властной Арины Петровны. «Так вот и поливает ядом, так и подманивает»,- говорит она.

Во время гражданской службы в Петербурге Иудушка регулярно посылает письма «милому другу маменьке». Даже прозаическая просьба прислать денег выдержана в елейных тонах: «Следует мне еще шесть с полтиной дополучить, в чем и прошу вас мне почтеннейше извинить». Узнав о смерти сестры Анны, Иудушка по-прежнему «вертит языком». Он пишет: «Известие о кончине любимой сестрицы и доброй подруги детства Анны Владимировны поразило мое сердце скорбию, каковая скорбь еще более усилилась при мысли, что вам, милый друг маменька, посылается еще новый крест, в лице двух сирот-малюток».

Свое безразличие к спившемуся Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустословием. Одновременно он добивается от Арины Петровны того, что она лишает нелюбимого сына его доли наследства. Смерть брата Степана незримо приближает Порфирия Владимирыча к роковому одиночеству, зияющей пустоте...

«История умертвии» находит закономерное продолжение в судьбе другого брата Иудушки - Пашки-тихони. Сцена свидания Порфирия Владимирыча с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту Иудушки. За речами о религиозном смирении кроется меркантильный денежный интерес.

Отношение Порфирия Владимирыча к Арине Петровне также говорит о предельной мелочности богатого головлевского помещика. Завладев фактическими правами на имение, Иудушка отводит матери роль приживалки. Уязвленная гордость заставляет Арину Петровну переселиться в Дубровино.

«История умертвии» Не исчерпывается, разумеется, судьбами Арины Петровны и двух ее сыновей. Она включает в себя подробное описание трагического финала жизненного пути Аннинь-ки и Любиньки, Петеньки и Володеньки. И всякий раз роль Иудушки поистине роковая. На совести Порфирия Владимирыча смерти близких ему людей.

Каков же итог жизни Иудушки? Одиночество! Салтыков-Щедрин населяет головлевскии дом призраками «умертвии», которые возникают в больном сознании спившегося Иудушки. «Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвия». Куда ни пойдешь, в какую сторону ни повернешься, везде шевелятся серые призраки».

В финале романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин рисует «пробуждение одичалой совести» Иудушки. «И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно, без пользы, уже тогда, когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Вот он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, "пожалело" бы его. Зачем он один?» В мартовскую метель Иудушка идет на могилу Арины Петровны и погибает в пути.

Судьба Порфирия Владимирыча Головлева трагична. Вот что пишет о нем Салтыков-Щедрин: «Не надо думать, что Иудушка был лицемер в смысле, например, Тартюфа или любого современного французского буржуа... Нет, ежели он и был лицемер, то лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежествен без границ, сутяга, лгун, пустослов... Все это такие отрицательные качества, которые отнюдь не могут дать прочного материала для действительного лицемерия». Иудушка - жертва собственного пустословия, собственного пустомыслия. Финал романа вызывает не только осуждение Порфирия Голов-лева, но и жалость к нему. Книга учит читателей ценить подлинные человеческие чувства, преодолевать мелочность и эгоизм.

Как это ни грустно, но в «Господах Головлевых» действительно подводятся итоги. Роман - не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение «финальной черты».

Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М. Е. Салтыков-Щедрин не выводит в своем произведении ни одного положительного героя, как это характерно для традиционных, несатирических, романов. Правда, иногда в сознании того или иного персонажа «Господ Головлевых» случаются «просветы». Примером может служить Степка-балбес. Когда он возвращается в Головлево, дорога его напоминает путь на каторгу. Может быть, из страха перед беспросветным будущим в мозгу его возникает какое-то светлое пятно, мысль о своей никчемности. Впрочем, мысль эта исчезает так же быстро, как появилась, поскольку Степка - Головлев до мозга костей.

Более-менее светлой личностью на фоне остальных предстает Аннинька. Она далеко не положительная героиня, но все же обладает несвойственными их роду понятиями о чести и порядочности. В голове ее даже теплится мысль о честном зарабатывании денег. Она совестлива и горда. Все это, к сожалению, обращается в прах при соприкосновении с реальностью, с насквозь прогнившим актерским бытом. Но Аннинька вызывает уважение хотя бы тем, что долгое время пыталась бороться с неизбежным.

Таким образом, Салтыков-Щедрин не рисует абсолютно беспросветной картины существования Головлевых. Нет: на темном фоне мелькают иногда солнечные лучи, но и им не под силу осветить ту клоаку, которую представляет собою усадьба Головлево. Вся жизнь семьи - лишь подведение итогов, больше ничего. Дело в том, что в каждом жесте, в каждом поступке героев сквозит их обреченность. Они могут стремиться к накопительству, к богатству (в их приземленном понимании), не зная того, что известно читателю, - конец приближается неумолимо.

Какие же итоги подводят Головлевы? Самые ничтожные. Они не оставляют после себя даже памяти. Их забывают сразу же после смерти не только окружающие, но даже собственные родственники. Понятие «семья», вполне определенное для большинства людей, для Головлевых имеет странное звучание. Скорее всего, это слово является для них пустым звуком. Семейные ценности, естественные для любого человека, для Головлевых не имеют ровно никакого значения. Каждый член семьи проживает собственную жизнь, нимало не заботясь о родных и неизбежно стремясь к собственному концу.

Так, Арина Петровна, всю жизнь стремившаяся что-то сделать для семьи (в своем узком понимании), действует всегда довольно странным образом, еще больше разобщая членов семейства. В конце жизни она остается «у разбитого корыта», вряд ли сознавая, что пришла к этому финалу сама. Ради укрепления материального положения она частенько забывала, что ее дети - люди, что им нужны забота и тепло. «Постылым» детям она «выбрасывала кусок», пребывая в уверенности, что тем самым выполняет родительский долг и может отныне снять с себя всякую ответственность. В результате и выросли «нерадивая» дочь, Степка-балбес, бесхребетный Павел и Иудушка-кровопивец. Да и внуки приносят скорее не радость, а дополнительные проблемы. Смерть Арины Петровны плачевна, но вполне заслуженна с точки зрения критически настроенного читателя.

Точно так же «подводят итоги» дети Арины Петровны. Жизнь их прожита впустую, ничего не достигнуто. Вряд ли можно считать достижениями приобретения Иудушки. Увы, все это - закономерность для рода Головлевых. Пустота - практически синоним их существования. При слове «пустота» в голову в первую очередь приходит образ Иудушки. Это - наиярчайший тип пустозвона, пустослова, пустосвята. По сути дела, этот персонаж представляет собой «гроб, наполненный прахом» (излюбленный эпитет автора по отношению к герою, неустанно повторяемый).

Примечательно в романе то, что «подведение итогов» в большинстве случаев связано с «нехорошей» смертью. Умирают в результате самоубийства, от запоя, от изнурительной болезни и почти никто - от старости. Есть персонажи, которых автор «помиловал», но и у них мало шансов на удачу. Так, читатель не видит смерть Анниньки, но не питает ложных надежд на ее выздоровление. Также не знаем мы и том, что произошло с внебрачным сыном Иудушки, но нетрудно предположить, что жизнь его ожидает нелегкая и вряд ли продолжительная. Таким образом, «оставляя в живых» некоторых героев, автор не дает нам повода надеяться на то, что они избегнут участи всех остальных Головлевых.

Итак, «семейные итоги» весьма плачевны. Никто не остался в живых, никто не оставил по себе доброй памяти, никто ни разу за всю жизнь не совершил сколько-нибудь достойного поступка. Своим романом Салтыков-Щедрин как бы говорит нам: не уподобляйтесь Головлевым, стройте свою семью на ином фундаменте, чтобы не ускорять «подведения итогов» для всего рода.

Иудушка Головлев в романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина

2. Нравы семейства Головлевых и особенности воспитания детей этой семьи.

3. Иудушка Головлев - крайняя степень духовной деградации человека.

Глава семейства Головлевых Арина Петровна - властная женщина, которая всю свою жизнь посвятила преумножению своих богатств и в течение долгого времени единолично распоряжалась огромным имением. Управляла она, бесспорно, умело, поскольку умела удесятерить свое состояние, но на пути к сколачиванию состояния Арина Петровна напрочь забыла о материнских чувствах. Так, например, на известие о смерти дочери она реагирует более чем странно и жестоко: госпожа Головлева высказывает свое недовольства тем, что покойница оставила ей «своих двух щенков», то есть ее, Арины Петровны, родных внуков. Немногим лучше она относится и к своим сыновьям, поощряя их к двуличности, доносительству ради «лучшего куска на блюде».

Среди ее детей существовало четкое деление на «любимчиков» и «постылых». При этом любимчики менялись, и дети часто не знали, в какой разряд они попадут завтра. Эта нездоровая обстановка, конечно, не могла способствовать тому, чтобы в семье Головлевых выросли нормальные, морально здоровые дети. Мать заглушала их природное чувство любви к родителям, уродовала своим воспитанием. К тому же физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это прикрывалось соображениями о якобы семейном благополучии.

Итог «воспитания» таков: окончательно ушел в себя Пашка-тихоня, «Степка-балбес, постылый сын», влачит жалкое существование в Москве, потратив деньги, вырученные с продажи купленного матерью дома, «на кислом молоке и попорченной солонине» растут сиротки-внучки. И это плоды воспитания еще не самые ужасные.

По мере развития повествования Салтыков-Щедрин изображает картины деспотизма, морального увечья и, как следствие, смерть одного за другим нравственных калек по фамилии Головлевы. Павел умер, а его имением незамедлительно завладел Иудушка Головлев . Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и пищи, спился в одиночестве Степка-балбес.

В конце жизни Арина Петровна пожинает плоды своей деятельности, которая была подчинена жестокому стяжательству и воспитанию «извергов», самым страшным из которых стал Порфирий, еще в детстве прозванный в семье Иудушкой.

Тираническая ситуация в семье привела к тому, что Пор-фиша быстро научился притворяться ласковым и послушным сыном, подхалимничал перед матерью, лебезил. Наигранная уважительность как метод приобретения наилучшего ломтя или избежания заслуженного наказания - это способ, в котором лицемерный Иудушка Головлев поднаторел. Черты стяжательства сформировались в нем еще в детстве и развились до предела очень быстро. Он стал владельцем Головлева, овладел поместьем брата Павла, прибрал к рукам все деньги матери, уготовив этой когда-то грозной и властной хозяйке участь одинокой старухи, готовой на многое ради «сладкого старушечьего куска».

Властелина всех головлевских богатств писатель неоднократно сравнивает с пауком, сосущим кровь своих жертв. В Иудушке культивируются черты садизма, поскольку он находит в мучениях других наслаждение. Его нравственное оскудение достигает таких пределов, что его трудно назвать человеком. Без малейшего сожаления Иудушка Головлев обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку. Все содеянное он прикрывает притворными ласковыми речами, которыми «зудил, надоедал, тиранил». Иудушка Головлев только одними своими речами мог, как говорит о нем один крестьянин, «сгноить человека». По определению Салтыкова-Щедрина, Иудушка Головлев не просто говорил, а источал «массы словесного гноя».

Свои злодейства Иудушка Головлев делает так, как другие люди совершают будничные дела: «потихонечку да полегонечку» и, что самое ужасное, противозаконного в его деяниях нет ничего, он делает все «по закону». То есть Иудушка-кровопийца защищен законами власти и государства. При этом он частенько фарисействовал, пользовался в разговоре такими прописными истинами, как почитание семьи, вероисповедания и закона. Автор показал в лице Иудушки предел человеческого падения.

Ничтожный Головлев держит в подчинении и страхе окружающих, доводит их до гибели. Он - наглядный пример того, до какой крайней степени может дойти духовная деградация человека, принадлежащего обществу, которое по определению должно быть «высшим».