Как улучшить водительские способности.

Тренинги «Развитие глазомера как один из приемов обучения учащихся детского объединения по моделированию одежды»

В рамках освоения содержания дополнительной программы «Юное поколение выбирает стиль» учащиеся приобретают навыки работы по созданию индивидуальных предметов одежды. Наряду с освоением алгоритма творческой деятельности развивается аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность.

Одно из качеств, которым должен обладать модельер одежды – это точный глазомер. Этот качество помогает сразу оценивать пропорции фигуры, оценивать возможности будущего кроя, выбирать гармоничные варианты. Чтобы помочь учащимся, посещающим занятия детского объединения «Моделирование одежды» формировать, развивать и совершенствовать глазомер в структуру занятий включаются специальные упражнения, которые проводятся в качестве разминки для снятия мышечного напряжения.

Необходимо отметить, что хорошо развитый глазомер помогает в самых разных жизненных ситуациях. Например, при оценивании площади комнаты для размещения определенной мебели. Нужен глазомер, когда требуется достать какой-то предмет, определить примерное расстояние и т. д.

Упражнения на глазомер

    Определение промежутка

    У ведущего в руке 10 одинаковых монет. Он кладет три из них в один ряд так, чтобы они касались друг друга. Затем осторожно убирает среднюю монету. Задача играющего: разложить в одну линию остальные 8 монет с такими же промежутками, что получился между первой и третьей монетой. Ведущий проверяет результат одной из монет.

    Более сложным вариантом становится задача положить две монеты с таким промежутком, чтобы между ними можно было положить конкретное число монет (цифру озвучивает ведущий).

    Ведущий берет три одинаковые полоски картона. Задача играющего: положить две полоски, соединив их концы под углом так, чтобы при прикладывании третьей полоски получился равносторонний треугольник.

    Определение площади

    Ведущий демонстрирует группе какой-нибудь предмет небольшого размера. Это может быть ваза, книга, блокнот. Задача играющих детей: начертить на листе бумаги нижнее сечение, чтобы после помещения на него предмета они полностью совпали.

    Педагог предлагает ограничить на листе бумаги площадь, на которой может поместиться утюг, которым они постоянно пользуются на занятиях. Сам утюг во время выполнения задания не демонстрируется.

    Изображение круга

На листе бумаги педагог отмечает точку примерно посередине и чертит сверху отрезок, по длине меньший половины ширины листа. Учащиеся, предварительно рассчитавшись по порядку, по очереди подходят и на глаз ставят точку, на расстоянии от намеченного педагогом центра, равном длине отрезка. Каждый свою точку подписывает полученным при расчете номером. Точность глазомера проверяется проведением от центра окружности с радиусом, равным отрезку, начерченному педагогом.

    Точность показа

Выходят два игрока. Им дается по метровой линейке, которая поворачивается лицевой стороной с делениями к группе. На тыльной стороне делений не должно быть. Они ставят линейки на стулья и показывают называемые ведущим значения, например 10 см, 25 см и т. д. Из числа учащихся выбирается один человек для записи результатов, которые затем сравниваются, и определяется победитель.

    Деление на равные части

Этот вид тренинга формирует очень важный навык для модельера – умение быстро и точно делить отрезок на равные части.

Игрокам на доске или на бумаге чертятся прямые линии произвольной длины, и предлагается разделить их без инструментов на заданное ведущим количество равных частей.

    Высота предметов

Подобную несложную тренировку можно проводить в любых условиях, показывая на предмет с целью определения его высоты. Выбираются объекты, размеры которых затем для сравнения можно измерить рулеткой или линейкой.

    Точное попадание

Учащиеся делятся на две команды. В каждой из них выбирается наблюдатель, который будет проверять работы соседей. Командам даются заранее подготовленные шаблоны. Это лист картона с вырезанными отверстиями различной геометрической формы – треугольные, круглые, прямоугольные, квадратные. Задача игроков вырезать, не примеряясь к шаблону, из бумаги фигуры, которые должны точно закрывать отверстия. Количество совпадений проверяют наблюдатели, прикладывая фигурки к шаблону.

    Определение длины

Педагог заранее чертит на бумаге линии разной длины, нумерует их и у себя записывает под каждым номером значение длины. Можно приготовить карточки для каждого ребенка и во время разминки попросить их на глаз определить длину отрезков, написав ее рядом с номером.

Для самостоятельного проведения тренингов на развитие глазомера, можно рекомендовать детям выполнять несложные упражнения.

    Прорисовывание без линейки параллельных линий на нелинованных листах бумаги.

    Нахождение центра окружности.

    Черчение без инструментов прямых углов.

    Проведение биссектрисы угла.

    Рисование повторяющихся геометрических фигур так, чтобы получалось орнаментальное изображение.

    На прогулках можно проводить тренировку глазомера, прикидывая примерное расстояние в шагах до какого-либо объекта с проверкой своей догадки на практике.

Эти несложные упражнения становятся очень важным инструментарием при развитии глазомера. При систематическом их применении достигается положительный результат с приобретением навыков, которые станут полезными в разнообразных жизненных ситуациях.

Хорошо развитый глазомер позволяет определять пропорции и расстояния без использования приборов. Каждый день, благодаря этому качеству, мы решаем десятки задач:

  • следим за , будучи водителем или пешеходом;
  • рисуем по памяти предметы;
  • догоняем отъезжающий от остановки автобус;
  • за долю секунды выбираем, дотянуться до солонки или же встать за ней;
  • играем в мяч с детьми или домашними питомцами;
  • бросаем в руки коллеге за соседним столом какую-нибудь канцелярскую мелочь;
  • распределяем новые покупки по полкам и ящикам различной высоты.

Регулярные и интересные упражнения, развивающие глазомер, помогут детям одерживать победу в спортивных играх, хорошо ориентироваться на улице среди людей, зданий и автомобилей. Возможно, в будущем умение безошибочно соотносить расстояния скажется на выборе профессии.

  1. Метать (бросать) в цель. Чтобы попасть в нужную точку, требуется определить длину траектории полета, вложить в мячик определенную силу. Когда малышу исполнится три года, закрепите на стене баскетбольное кольцо . Высота должна соответствовать росту игрока, но при этом исключать вероятность повисания. Еще вариант – дартс . Из соображений безопасности стоит выбрать магнитный или на липучках.
  2. Играть в снежки, салки и вышибалы. Это сложнее, чем занятия из предыдущего пункта, потому что цель постоянно движется. Приходится принимать решение по ситуации: до кого из участников ближе в данный момент.
  3. Срисовывать по клеточкам (упражнение еще и отлично ). Если нет детского журнала с подходящей картинкой, можно сделать ее самостоятельно. Выбираем в Сети неяркий рисунок, помещаем его в левой части горизонтальной страницы word. Расчерчиваем на клетки. Справа делаем точно такую же сетку и переносим несколько элементов рисунка. Распечатываем листок, ламинируем и предлагаем ребенку тонким маркером потренироваться в рисовании. Маркер снимается влажной салфеткой, поэтому пособие прослужит долго.
  4. «Порыбачить» . Магнитную игрушку-рыбалку покупают или изготавливают самостоятельно из картона, фетра.
  5. Обучить ребенка активным играм , среди которых кегли, бадминтон, аэрохоккей и бильярд.

Очень интересная игра для тренировки глазомера – кольцеброс. Он существует в классическом варианте (оси, на которые набрасываются кольца) и креативном, например, «Фламинго Ринго». Недальновидный фламинго разгуливает по лагуне, где не дремлют крокодилы. Защити птичек – запусти из лодки спасательные круги!

Большая часть аварийных ситуаций, да и самих аварий на дорогах возникает по той причине, что человек за рулем не увидел вовремя опасный объект. В основном такая невнимательность связана с недостаточно хорошим зрением или глазомером, памятью или вниманием.

Тренируем зрение

Давно доказано, что если человеку часто приходится концентрировать внимание на рядом расположенных объектах, то зрение теряет свою остроту. Чтобы этого избежать, нужна постоянная тренировка глазных мышц. Очень хорошо этому способствуют:

1. перевод внимания с близко стоящих предметов на отдаленные;

2. перемещение взгляда сверху вниз и в стороны;

3. образное рисование на какой-либо плоской поверхности различных объектов;

4. визуализация ярких объектов или же темноты. Для людей, страдающих глаукомой, это упражнение необходимо заменить визуализацией предметов различных размеров.

Тренируем концентрацию внимания


Для тренировки концентрации внимания существует несколько упражнений различных вариантов сложности. Сложность зависит от вашей подготовки. Желательно начинать с самого легкого и постепенно усложнять задачу.

1. Необходимо сесть напротив зеркала, спину держать прямо и равномерно дышать. Мысленно нарисовать точку на лбу и сконцентрировать на ней внимание. Смотреть необходимо именно на эту точку и не моргать. Мышцы лица при этом должны быть максимально расслабленными. Когда появится желание моргнуть, нужно сделать перерыв отведя взгляд. Задача максимально долго удерживать внимание на точке мысленно представляемой точке.

Особо рассеянным альтернативой этому заданию может быть такой вариант: удерживать на ладони в вертикальном положении палку и концентрировать внимание на её верхушке.

2. К этому варианту необходимо переходить только после того, как будет освоено первое упражнение. Когда вы долго смотрите в одну точку (в нашем случае это мысленная точка на лбу), изображение начинает терять четкость. В этом момент вам необходимо закрыть глаза и представить различные варианты ситуаций на дороге и ваши действия. Задача прорисовать каждое свое движение. Это несложное упражнение дополнительно способствует формированию навыков от простых до сложных.

Тренируем память и наблюдательность


Для тренировки этих необходимых в вождении навыков также существует ряд упражнений:

1. В течение 1-й мин. необходимо изучить в деталях выбранный заранее объект. Затем закрыв глаза нужно представить все его детали. Важно обращать внимание на разные стороны этого объекта. Например, форма и цвет, применимость и полезность и так далее.

2. Необходимо изучить несколько предметов одновременно. При этом нужно выделить их различные признаки. Отметить их отличия и схожесть. После с закрытыми глазами попробовать представить эти объекты, а также воспроизвести признаки их характеризующие.

3. Образно представить разные дорожные ситуации, например, разъезд на нерегулируемом перекрестке, разворот и т.п. Для каждой представленной вами ситуации нужно вспомнить правило, которое эту ситуацию регламентирует.

4. Словесно опишите лицо знакомого вам человека.

5. Бросив мимолетный взгляд на несколько составленных в одном месте предметов необходимо по памяти воспроизвести полную увиденную картину. Особое внимание уделить деталям: расположение относительно друг друга, особенности формы, цвета и т.п.

6. Необходимо внимательно рассмотреть подброшенный в воздух предмет, а затем в памяти воспроизвести его.

7. Необходимо ознакомиться с интерьером комнаты, затем по памяти подробно восстановить картинку увиденного.

Тренируем глазомер


Без возможности объективно оценить расстояние до объекта, особенно если этот объект движется, невозможно говорить о безопасном вождении. Для тренировки глазомера также есть ряд упражнений:

1. Идя по улице и встречая пешеходов идущих навстречу, необходимо представлять, где вы пересечетесь. По результатам проведите корректировку при дальнейшем выполнении упражнения. Такие же задания выполняйте относительно движущимся вам навстречу автомобилям.

2. Идя по улице мысленно прикидывайте сколько секунд нужно для достижения вами неподвижного предмета, например, здания или дерева. Такое же упражнение проделывайте во время езды в авто по отношению к стоящему впереди автомобилю. В случае неточностей в оценках, проводите корректировку для достижения в дальнейшем лучшего результата.

3. Идя по улице и увидев приближающегося сбоку пешехода, предположите точку вашей встречи. В случае ошибки проведите корректировку.

4. Не глядя на спидометр попробуйте угадать скорость движения вашего автомобиля. Результат ваших предположений обязательно сравните с действительными данными.

Как развить глазомер, как находить пропорции- разбираем, учимся выполняя простые упражнения. Итак, представте, что вы рисуете натюрморт. Все вроде- бы хорошо, да вот размеры, да и форму предметов вы никак уловить правильно не можете, все получается не так, как есть в натуре. То ниже, чем должно быть, то толще, чем в реальной форме. Или предметы вообще искажаются до неузнаваемости. Это к примеру, что- бы понять, чем мы будем сегодня заниматься.
Сегодня мы будем с вами учиться находить пропорциональные соотношения на анализе простых форм. И для этого нам понадобятся самые простые, самые обычные предметы из домашнего обихода. Можете брать любые предметы, которые захотите, с одним условием- они не должны быть сложны по своей структуре, форме.

Например, достаточно взять несколько бутылок, различных по размеру и по форме, можно взять обычные стеклянные банки- они также различны по размеру. Прибегать к свето- теневой передаче здесь не нужно. Сейчас мы не рисуем натюрморт, мы работаем с объемами и учимся находить их пропорции. Предметы размещаем на предметной плоскости на одной (или практически на одной) линии. Посмотрите как делаю:

Например, берем самые обычные банки из- под краски, ставим их рядом, одну из них я размещаю сверху второй.

Теперь нужно передать только их объемы, учитывая существующие размеры, которые находим на анализе соотношения их размеров между собой.

1. Компонуем предметы в плоскости листа. Находим крайние точки- ширину и высоту всей композиции. Замечание: моя композиция имеет горизонтальное расположение, так- что, понятно, что и планшет я располагаю горизонтально. У вас может быть по- другому.

2. Находим место каждого предмета в композиции, находим основные пропорциональные соотношения. Посмотрите как это достигается:
Форма предметов находится по трем точкам, которые условно образуют определенный угол. Вот как раз и нужно развивать умение находить основные конструктивные моменты в любой композиции, прибегая к анализу форм при помощи условных трех точек, которые образуют условные углы. Так находятся пропорциональные соотношения предметов в композиции, так образуем конструкцию каждого предмета, и уже только в последствии, когда нашли основное, находим детали.

Два предмета в этой композиции практически одинаковы- это тоже нужно попытаться передать, что может оказаться не так просто по- началу. Пробуйте.


Как развить глазомер- рисуем еще. Берем стеклянные банки различных размеров, я ставлю еще один произвольный предмет- рисуем. Так- же точно, находим характер композиции- опять горизонтальная. Не забываем о предметной плоскости- ее можно, а то и нужно показать, ведь все наши предметы не висят сейчас в пространстве, а располагаются на четкой горизонтальной плоскости.

Дальше находим размеры композиции в пространстве листа. Если по простому- находим общий объем, который занимают наши предметы в листе- определяем высоту и ширину всей композиции- для этого прибегаем к нахождению этих пропорциональных соотношений.

Дальше дробим общий объем на боее частные- предметы композиции. Ищем- сколько и где отведено место каждому предмету в листе. Находим конструкцию- форму каждого предмета. Все это достигается за счет применения навыков нахождения пропорциональных соотношений, за счет инструмента- трех характерных точек, которые образуются имеющимися условными углами. Их наши глаза должны учиться замечать- таким образом развивается глазомер.

То, что начерчено в рисунке- не обязательно изображать, здесь только показан ход работы, какие условные углы, что способствовали передаче формы на листе, находились, использовались в построении. У вас могут быть совсем другие предметы в композиции, просто поймите принцип работы нашего глазомера при поиске пропорций предметов. Если вы это усвоите, сможете очень просто понимать как научиться рисовать правильно абсолютно любые предметы.

Прибегать к помощи сподручных средств- линейке, карандашу для поиска пропорций нельзя. Таким образом можно себя только проверять, и только после того, как поработает глазомер- ваша наблюдательная перспектива.

Как развить глазомер. Наблюдательная перспектива


Как развить глазомер- работаем еще. Здесь показано, как выбраны предметы, практически равные по размерам, но несколько отличающиеся по форме. Ход работы тот- же. Найдете правильно пропорциональные отношения в композиции- найдете и объемы, и характерные особенности этих объемов.

Учимся вести поиск пропорциональных соотношений при помощи условных конструктивных трех точек.

Выполнять это задание можно любым матералом. Сначала можно использовать уголь, сангину, при этом, в работе не "заморачиваться" деталями, просто ищите основные объемы в листе.

Дальше переходите на графитный карандаш. Когда найдете основные объемы, поработайте и над конструктивным началом имеющихся форм в композиции. Можете немного заштриховывать теневую часть предметов, дабы рисунок казался более живой, объемный. Выделяйте ближние к нам части. На изломах или пересечениях форм делайте акценты. В этих несложных заданиях можно и немного уделить внимание линейной перспективе . Где например: разбирая конструкцию предмета мы замечаем, что в его основе лежит цилиндр. А цилиндр, как геометрическая фигура может быть запросто помещена в среду, которая называется- перспектива. Берем и рисуем конструктивное начало предмета с учетом перспективы.

Но главная задача этих упражнений- понять метод поиска пропорциональных соотношений в любой композиции и развитие глазомера- нашей, имеющейся практически у любого человека, наблюдательной перспективе. Все люди без исключения ею обладают, разве- что не в одинаковой степени у них она развита.

Опытный и профессиональный художник способен определять размеры на бумаге и в жизни с поразительной точностью. Все практикующие художники обладают этой особенностью, но у кого-то она развита больше, у кого-то меньше. Глазомер — это способность без посторонних предметов (линейки, циркуля и т. д.) определять размеры и расстояния. Например, в качестве теста, можно попробовать начертить отрезок и отметить в нём середину. Если середина отмечена с погрешностью в 1 мм., то у Вас хороший глазомер. Развить глазомер может любой человек, но степень его точности будет разной. В силу особенности профессии, художник должен быть развит в этом отношении по определению. Ведь, чтобы нарисовать что-либо, нужно правильно определить размеры, пропорции, характер предмета. А это требует навыка. И здесь мы вплотную подходим к вопросу: как развить глазомер? Чтобы овладеть хорошим глазомером нужно сопоставлять размеры. Нужно постоянно сравнивать одно расстояние с другим, одну форму и другую форму, один фрагмент единого целого с другим фрагментом. Таким образом, художник «рассчитывает» расстояния в своём воображении.

Существуют несколько областей, где проявляется глазомер:

1. Определение параллельности объектов (линий). Например, нужно нарисовать окно. Художник рисует раму. А у рамы вертикальные бруски расположены параллельно. Если не иметь хороший глазомер, то рисунок окна будет кривым. Или человек оклеивает квартиру обоями. Стыки обоев можно проверить по отвесу, а можно отойти и увидеть своими глазами с точностью в несколько миллиметров.

2. Определение симметричности объекта. Когда художник рисует натюрморт из таких предметов, как кувшин, амфора, яблоко — нужно рисовать левые и правые стороны этих предметов симметрично. Глаз в этом случае сравнивает левую и правую сторону. Такое сопоставление позволяет художнику идеально передать форму этих предметов.

3. Определение пропорции объекта (объектов). Например, в портрете необходимо сходу определять размер головы к размеру плеча, размер плеча к размеру предплечья, размер предплечья, к размеру кисти руки… Без соотношения размеров рисунок не получится.

4. Определение характера формы объекта является вершиной в овладении всех вышеперечисленных навыков. Например, характер формы кувшина, подразумевает особенности ширины и высоты его частей. Кувшины бывают разные: с вытянутой горловиной, с широким основанием… Чтобы кувшин был похож на себя, художник должен определить все эти расстояния — и тогда, в голове выстраивается характер всей формы предмета.

Как видим, профессия накладывает свой отпечаток на человека. И хороший глазомер — это необходимая особенность художника, которую можно применить не только в изобразительном искусстве, но в самых разных областях жизни.