Как жили наши предки: взгляд в историю. Как жили наши предки

Впервые упоминания о бане встречаются у Геродота Галикарнасского в V веке до н.э. Древнегреческий историк очень подробно описал первые бани у скифов. Они были кочевниками, поэтому «строили» переносные бани из 3-х воткнутых в землю шестов, обтянутых по периметру войлоком.

Скифы парились с коноплей

Внутри первобытной бани – «мыльни» - стоял раскаленный чан с камнями, которые и создавали жар. Помещение было очень тесным и приземистым. В него нужно было буквально влезать, согнувшись. Отсюда и второе название бани – «влазня».

На горячие камни, как и сейчас, плескали воду. Так она прогревалась для мытья и заодно заполняла влазню мокрым паром. Чтобы жар был еще круче, на мокрые камни сыпали семена конопли. Скифы обильно потели, скребли тела золой или мокрыми кожаными ремнями.

Мытье наших предков было чем-то средним между процессом парения и барахтаньем в золе и собственной грязи. Но в походных условиях эти банные процедуры были незаменимы. Позднее, когда предки славян стали вести более оседлый образ жизни, они начали строить приземистые избушки из дерева.

Баня по-черному, или как помыться в копоти

Деревянные бани сначала строили без дымохода. «Вытяжкой» служили щели в окнах, затянутых бычьим мочевым пузырем. Вся копоть от сожженных углей под чаном с камнями наполняла помывочное помещение. Стены внутри были черными от сажи.

Так выглядела «баня по-черному». Несмотря на экзотическое устройство она неплохо справлялась с требованиями гигиены того времени. Только приблизительно к IX-X векам бани стали оборудовать трубой, вместе с которой уходила и копоть. Так славяне научились мыться в чистом помещении.

Как мылись тогда

Общественные бани начали строиться гораздо позднее и только в крупных городах. Изначально мытье в бане было делом сугубо семейным. Мылись все вместе: мужчины и женщины, взрослые и детвора.

Затапливать баню отдельно для баб и мужиков никому даже в голову не приходило. Славяне не связывали понятие бани со стыдом. Мыться-париться всем вместе было в порядке вещей. Да и практичнее это: не так много дров нужно для растопки бани для всех.

Парилка и помывочный зал тоже были объединены. Мытье, охаживание березовыми вениками и наслаждение горячим паром представляли собой один сплошной, непрерывный процесс. Зимой он обязательно заканчивался нырянием в снег или прорубь (если рядом была река).

Священное действие

Иностранцы считали русскую баню обителью разврата. Сами славяне любили «мыльню» за здоровье и чистоту, которую она давала. С ней было связано и понятие гостеприимства. Порядочный хозяин дома обязательно затапливал баню для дорогого гостя.

В этих же постройках женщины рожали детей. Перед важным событием топили баню только женщины и только пользовавшиеся уважением. Мужчин к священному действу не допускали. Когда помещение было не занято, бабы с удовольствием использовали его и для гаданий.

Иногда это место использовалось и для скрытого убийства. В бане могли запереть врага и сжечь его вместе с самой деревянной постройкой. Именно так сделала княгиня Ольга с древлянскими послами, предложившими ей стать супругой их вождя.

«Нечистое место»

Поскольку баня ассоциировалась с такими таинственными для предков процессами, как зачатие, рождение детей и гадание, ее считали местом «нечистым». Здесь «смывали грехи», очищали тело, следовательно, нечто дурное оставалось в пределах этих стен.

По верованиям славян в бане жил дух – банник. Он считался существом злым, способным уморить человека, который к нему неуважительно относится. Банника полагалось задабривать специальными присказками-уговорами. По значимости он был даже важнее домового.

Есть ли польза от русской бани

На Руси всегда считалось, что баня дарит здоровье и укрепляет дух. Современная медицина предупреждает, что горячий мокрый пар полезен только здоровым людям. Гипертоникам и сердечникам вход в баню закрыт, поскольку она создает повышенную нагрузку на сердце и сосуды.

Не стоит париться и тем, у кого есть варикоз. Банные процедуры могут только усугубить проблему. Крайне не рекомендуется посещать парную и беременным, особенно в первом и третьем триместре беременности. Баня – слишком суровое испытание для организма будущей матери и плода. Даже недолгое пребывание в горячей влажной среде может привести к выкидышу.

Но если у человека нет перечисленных противопоказаний, ему стоит посещать баню раз в месяц-два. Для здорового организма русская баня сравнима с часовой тренировкой на велотренажере или пробежкой. Однако, чаще париться не стоит: организм привыкает к нагрузке и перестает на нее реагировать.

Марина Катакова
Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)

Цель занятия : Формировать представление о жизни древних славян.

Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету . Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле. Продолжать знакомить с традициями русского народа. (Рассказать детям об обрядах, связанных со сбором урожая на Руси и выпечкой первого хлеба нового урожая). Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.

Оборудование : подбор иллюстраций, презентация по теме.

Ход занятия.

Приветствие : Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся с вами в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки , узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались . Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

Слушаем. Славяне – это обширная группа племен и народов , принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык, был очень похожим. Жили славяне племенами . Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. (Показ слайда)

Поселение. (Показ слайда) . Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота.

Жилище и быт . (Показ слайда) . Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» , это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда) . В таких избах много лет назад жили наши предки . Изба сделана из дерева, какая она красивая! В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлебы, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди всё делали все своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов. В нашей хате есть полочки красоты. На них стоит красивая посуда и игрушки, сделанные и расписанные народными мастерами. Рассматривание игрушек : богородские, городецкие, дымковские. Люди делали посуду и игрушки тоже сами. Раньше были очень большие семьи, но все жили дружно и весело , любили друг друга. Старшие любили детей , учили их всему доброму. А младшие почитали своих родителей, дедушек и бабушек, слушались их.

Чем занимались древние славяне? (Показ слайда) .

Занятия древних славян :

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда) .

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда) . Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Охота – в лесах много всяких зверей : медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом . (Показ слайда) .

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы ) .

Так же занимались славяне строительством.

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда) .С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда) .

Земледелие было самым главным занятием . (Показ слайда) .

Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

– Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной.

Отгадайте загадку : «Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». Правильно, хлеб. Ставлю на стол каравай : «Вот он Хлебушек душистый!

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел!

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»

Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы :

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. Слава хлебу на столе!

Посевная работа начиналась с чего? Правильно, землю надо было вспахать Что делали далее? (сеяли) . К этому событию особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Из лукошка разбрасывали семена. Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно , с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна. Куда увозили очищенные зерна? (на мельницу) Куда увозят муку? (на хлебозавод) А что делают из муки на хлебозаводе? (Пекут хлеб, вкусные булочки, бублики, пирожки)

Вот какой долгий и трудный путь от зернышка до каравая. Теперь мы знаем, как достается хлеб и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Считалось большим преступлением бросить даже его маленькую крошку хлеба. «Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать» . После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля. Каравай обязательно ломали (показ) . Первый кусочек назывался зачин, и его клали под икону, так благодарили Бога, за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая умерших родственников. Третий кусочек старшему в семье . Четвертый - гостям. А остальное делили между взрослыми и детьми, (отламываю детям по кусочку) Крошки относили птичкам, чтобы они были сытые и веселые, уничтожали вредных насекомых. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Народ говорил :

«Хлеб - всему голова!» А какие пословицы о хлебе знаете вы? Без хлеба нет обеда. Хлеб на стол - так и стол престол. Хлеб батюшка – вода матушка. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

«Труд земной и орудия труда» . Найди соответствие между перечисленными занятиями и орудиями труда . Соедини линией.

Ткачество Прялка

Кузнечное дело Молот

Плотничество Коса

Пахота Топор

Жатва Плуг

Сенокос Серп

Во что верили древние славяне? (Показ слайда) Богов было много. Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники (Ивана Купала 23-24 июня)

– Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке )

– Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

Вера древних славян

– Какой главный бог? (Перун)

Перун. (Показ слайда) . Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (Показ слайда) .

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

Сварог. (Показ слайда) . Бог неба ("сваро" – небо) . Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. (Показ слайда) .

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. (Показ слайда)

Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы. (Показ слайда) .

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае. (Показ слайда)

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа.

– В каких фантастических существ верили славяне?

Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. (Показ слайда)

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. (Показ слайда)

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. (Показ слайда)

Беседуем :

Кто такие славяне? Подумайте, на какое слово похоже (от них ведет начало русский народ. «Славяне» похоже на слово «слава» , а это значит, что славяне – это славный народ).

Какие были древние русичи? (Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).

Расскажите о домах славян.

Из чего строилась изба?

А где находилась хата?

Какое место выбирали для поселения?

Что держали рядом с домом?

Каково было убранство дома древних славян?

Зачем нужна в доме печь?

Из чего была сделана одежда славян?

Чем занимались древние славяне?

Как нужно относиться к хлебу?

Что вы запомнили о богах и духах славян?

Обобщаем : В избе была большая комната-хата, где жила большущая семья : и папа, и мама, и дедушки, и бабушки, и дяди, и тети, и много – много ребятишек. В хате в переднем углу находился Красный угол с одной или несколькими иконами, где вся семья молилась, наши предки были православными . В углу хаты располагалась большая печь. Печь давала тепло, кормила семью. На печи спали дети и бабушки, лечили заболевших, детям рассказывали сказки. В хате ночью спали на лавках, сундуках, полатях и даже на полу, т. к в семья была очень большая. Древние славяне занимались : рыболовством, собирательством, охотой, бортничеством,

скотоводством, гончарным делом – изготавливали глиняную посуду и земледелием. Верили разным богам и духам.

Играем : «Я вижу красоту!» (Дети называют предметы , которые им понравились в хате) . Хоровод «Каравай»

Творим, рисуем, радуемся. Раздаю детям раскраски о жизни славян.

Прощалочка : Мир, любовь, добро – мальчикам. Кланяются мальчикам

Мир, любовь, добро – девочкам. Кланяются девочкам.

Мир, любовь, добро – всем взрослым. Все кланяются.

Мир, любовь, добро - всем людям на земле. Ручки вверх.

«Какое у тебя настроение?» (Выбрать пиктограмму, соответствующую своему эмоциональному настроению)

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если вы думаете, что люди в прошлом были менее эксцентричными, чем нынешнее поколение, то вспомните их моду и традиции - там найдется немало удивительного.

сайт составил небольшой список того, что наши предки считали нормальным, и выяснил, что мы с вами не такие уж странные.

Первый и второй сон

Европейцы, жившие в Средние века, практиковали то, что в наше время называют двухфазным сном . Первый сон начинался с закатом солнца и длился примерно до полуночи, затем люди просыпались и бодрствовали 2—3 часа. Кто-то в это время молился или читал, а другие общались с домочадцами или соседями. Затем наступало время второго сна, который продолжался до восхода солнца.

Живые будильники

Knocker-up , или человек-будильник, - это профессия, которая существовала с конца XVIII века до 1920 года. В обязанности таких людей входило пробуждение тех, кто должен был отправиться на работу. "Будильники" стучали в окна своих клиентов палками или стреляли в них горохом из духовой трубки. Не совсем ясно, кто будил самих knocker-up, но есть версия , что они вовсе не ложились спать до работы.

Платья для мальчиков

Начиная с XVI века и примерно до 1920 года мальчиков до определенного возраста (4—8 лет) было принято одевать в платья , и это никого не смущало. Вероятно, основной причиной этого была дороговизна одежды, а платья было легче шить на вырост. Традиция не миновала даже семью Николая II - на фото его сын царевич Алексей в платьице, похожем на те, что носили его сестры.

Чопины

Чопины , также известные как цокколи и пьянелли, - вид обуви на платформе, высота которой могла достигать 50 см. Неудивительно, что носившим эти туфли требовалась помощь слуг, чтобы в буквальном смысле не пасть жертвой моды. Впрочем, носили чопины не только из стремления к красоте, а еще и для того, чтобы не испачкать одежду в уличной грязи.

Кровопускание от всех болезней

Боязнь водных процедур

В Средние века в некоторых странах считалось, что вода приносит человеку лишь болезни, а вшей называли "божьими жемчужинами". Эти убеждения разделяли и монархи. Изабелла Кастильская гордилась тем, что в своей жизни мылась только дважды: при рождении и перед свадьбой. Как-то кавалер обратил внимание на ее грязные руки и ногти, на что королева ответила: "О, видели бы вы мои ноги!"

Посмертные фотографии

Еще один обычай , который в наше время выглядит если не жутко, то как минимум очень странно. Но в XIX веке это был способ сохранить память об ушедших близких. Как правило, усопшим перед фотографированием придавали "живой" вид: усаживали в естественных позах и рисовали им глаза на закрытых веках - так же, как на этой фотографии.

Радиоактивные продукты и косметика

В начале XX века радиация воспринималась людьми как исключительно положительное явление, чем не преминули воспользоваться мошенники: в продаже появились косметика, продукты и напитки, обогащенные радием и торием, радиоактивные сувениры и даже приборы для насыщения воды радиоактивными элементами.

Увы, не обошлось без жертв: атлет Эбен Байерс выпивал огромные дозы напитка Radithor, в результате чего скончался. "Уолл Стрит Джорнал" отреагировал на это печальное событие ехидной заметкой: "Вода с радием отлично ему помогала. До тех пор, пока у него не отвалилась челюсть".

Героин как лекарство от кашля

Удивительно, но 100 лет назад героин считался безвредной альтернативой морфину и продавался в аптеках как лекарство от кашля. Причем его рекомендовали даже детям. Впоследствии было выяснено, что героин превращается в морфин в печени, и в 1924 году его использование было запрещено, однако в

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.
Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.
Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.

При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

В лесистых местах, по берегам рек и озёр садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки . "Возле леса жить - голодному не быть". В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы, поближе к ним и селились наши предки . Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например, о грибах:

  • Где один гриб, там и другой.
  • В мочливые годы грибы растут.
  • Грибы ищут - по лесу рыщут.
  • Много комаров - готовь коробов.
  • Появились опёнки - лето кончилось.
  • Поздний гриб - поздний снег.

Даже о детях говорили: "Растут, как грибы после дождика".

Лес рядом, а в нём на всякую болезнь зелье вырастает. Давно заметили люди, что от боли в сердце помогает корень валерианы; знали, что липовый цвет снимает жар, подорожник и сок берёзы лечат раны, настой белены в небольших дозах успокаивает, а если много выпить - возбуждает. " Ты что, белены объелся?" - спрашивали, если человек слишком горячился. Народная мудрость хранит много полезных советов и о том, как сохранить здоровье:

  • Живи просто - проживёшь лет до ста.
  • Кто долго жуёт - тот долго живёт.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Рядом селились родственники и просто соседи (те, кто рядом оседает ). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться ). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла заимка (от слова занимать ), а первые постройки назывались починками (от слова почин , т.е. начало ).

Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко - ведь земли много, строительного материала хватит на всех. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Для строительства больше всего годилась сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная.

  • Из гнилого леса не надолго изба .
  • Соломиной не подопрёшь хоромину.

Дома строили большие, с учётом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светёлкой. "Семья сильна, когда над ней крыша одна", - так считали наши предки . Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки:

  • Одному страшно, а ораве всё нипочём.
  • Семья в куче - не страшна туча.

Строить усадьбу выходило одновременно до двадцати человек.

  • Чем больше рук, тем легче труд.

Приглашали работников, однако, с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото - вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко.

  • Топор всему голова.
  • С топором весь свет пройдёшь.
  • Без топора - не плотник, без игл - не портной.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Топором и лес валили, и ложку могли выстругать.