Картины мадонна с младенцем кормит голубей. Жемчужины эрмитажа

9 ноября 2011 г. в лондонской Национальной галерее с невиданным размахом открылась грандиозная выставка «Леонардо да Винчи: художник Миланского двора», которую уже сейчас назвали лучшей выставкой года. Церемонию торжественного открытия экспозиции 8 ноября вместе с фильмом Тима Марлоу и Мариэллы Фрострап транслировали в прямом эфире кабельный канал Sky Arts 1 и сорок кинотеатров Англии, куда были распроданы все билеты (см. видео ). Еще бы, ведь британцы впервые увидят восемь шедевров великого мастера, никогда раньше не экспонировавшихся на туманном Альбионе.

В соответствии с названием выставки на ней представлены почти все работы, выполненные великим итальянским художником в период с 1482 по 1499 гг., во время его работы в Милане у герцога Людовико Сфорца. Беспрецедентную экспозицию кураторы собирали почти 5 лет: всё это время шли переговоры с ведущими музеями мира, своим фондом поделился парижский Лувр, петербургский Эрмитаж и пинакотека Ватикана; часть рисунков передала в галерею английская королева Елизавета II, у которой внушительная коллекция, одна из лучших в мире.

В итоге кропотливой работы кураторов Национальной галереи посетители выставки смогут увидеть девять картин самого Леонардо да Винчи из дошедших до нашего времени пятнадцати - представлены полотна «Мадонна Литта» из Государственного Эрмитажа, «Портрет музыканта», «Дама с горностаем», хранящаяся в Национальном музее Кракова (её экспонирование в Лондоне было под вопросом до последней минуты), «Святой Иероним» из пинакотеки Ватикана, «Портрет музыканта» из Милана, «Прекрасная Ферроньера» из Лувра и другие работы. Остальную часть выставки составляют более 50 рисунков мастера, которые раньше не демонстрировались ни в одной экспозиции, и работы его учеников.

До лондонской выставки живописные работы Леонардо вместе увидеть было невозможно - они находятся в различных музеях. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици; две картины находятся в Эрмитаже - это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». «Это беспрецедентное событие. Такой выставки, вероятно, уже никогда не произойдет именно в этом виде, так что сейчас у всех нас вместе есть возможность лучше понять Леонардо», - сказал на пресс-показе куратор Люк Сайсон, который готовил экспозицию. Пор его словам, это первая такого масштаба выставка, которая концентрируется именно на живописи, на становлении стиля да Винчи, а не изучает его как философа, ученого, графика или скульптора.

Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» - одна, недавно отреставрированная, из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг.) - из Лувра (см. илл .). Лондонский вариант, ранее считавшийся студийной копией, но затем признанный более поздней оригинальной работой мастера, был куплен Национальной галереей в конце 19-го столетия. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Куратор Люк Сайсон полагает, что даже да Винчи, скорее всего, сам не видел эти две работы в одном пространстве.

Директор Национальной галереи Николас Пенни (Dr Nicholas Penny) признался: «Мы чрезвычайно рады и очень благодарны нашим коллегам из Лувра за возможность одолжить их прославленную картину. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства».

Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Ученые спорят об этом произведении уже не один десяток лет, поскольку оно существует в двух различных версиях, и до сих пор точно неясно, принадлежат ли они обе кисти гениального художника. Один из вариантов находится в Лувре, и в пользу ее оригинальности говорит тот факт, что именно эта картина когда-то принадлежала французскому королю, который в свою очередь мог получить его от самого художника. Что касается лондонской версии, то ряд искусствоведов приписывает её кисти ученика Леонардо Амброджио ди Предиса, признавая за работу Леонардо лишь лица Мадонны и ангела. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г.

В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован.

Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» - «Спаситель мира». Эта картина датируется приблизительно 1500 годом и изображает Иисуса Христа, который правой рукой посылает благословение, а в левой держит прозрачную сферу. О существовании написанного маслом полотна было известно, однако специалисты долгое время не могли определить его местонахождение и предполагали, что оно было уничтожено. Когда-то, в середине 17 века, эта работа входила в коллекцию короля Карла I, однако следы её теряются. По имеющимся данным, в 1763 г. картина была выставлена на торги сыном британского герцога Букингемского. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Возможно, поэтому потомки Кука выставили картину на аукцион в 1958 г. за невообразимые для такого мастера 45 фунтов - Леонардо ушел в руки американских арт-дилеров. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов.

Тема денег в связи с собранными в одном месте шедеврами является одной из главных, но, что удивительно, не основной. Разумеется, экспозиция застрахована на уникальную сумму - $ 2,5 млрд (еще столько же может выделить правительство Великобритании в случае какого-либо криминального инцидента или форс-мажора : http://rublev-museum.livejournal.com/48291.html), но сотрудники Национальной галереи надеются, что выплаты не понадобятся: приняты все возможные меры для обеспечения безопасности. Частично они повлияют на посещаемость выставки: в галерею будут пускать 180 человек за 30 минут вместо обычных 230.

Эту выставку уже называют одной из самых популярных за всю историю Национальной галереи - для ее посещения продано рекордное количество билетов. Спрос и в самом деле огромный: появившиеся в свободной продаже билеты на выставку уже распроданы до середины декабря; организаторы, впрочем, заявили, что еще по 500 билетов будут продаваться через кассы ежедневно. Кроме того, увеличено время работы галереи и частично использованы выходные - ожидается, что эти меры позволят увеличить аудиторию выставки на 20%. Ну а Голливуд решил сделать художника героем блокбастера: о планах снять приключенческий фильм о великом живописце объявила компания Universal.

Выставка Леонардо да Винчи в Лондонской национальной галерее продлится до 5 февраля 2012 года, а уже 29 марта полотна гениального итальянского мастера покажут в Париже в рамках экспозиции «Святая Анна Леонардо да Винчи». Выставка в Лувре продлится до 25 июня. На ней также будут представлены оба варианта «Мадонны в скалах». А вот «Даму с горностаем», скорее всего, в Париже уже не увидят. К сожалению, не сообщается, смог ли Эрмитаж на паритетных началах добиться экспонирования хотя бы части лондонской экспозиции в России, выдав «Мадонну Литту» в 4 раз за границу ( 1962 - Париж, 1990 - Милан и Мадрид, 2003-2004 - Рим и Венеция). Впрочем, к подобному уже давно не привыкать:

Тем не менее, для всех российских ценителей прекрасного редакция музейного блога в честь открытия сенсационной выставки Леонардо публикует фрагмент статьи нашего коллеги Олега Германовича Ульянова, посвященной картине «Мадонна Литта»:

«Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселенной…направляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» - C.A. 345 v.), вызвала не смолкающую по сей день полемику уже со времени своего поступления в эрмитажное собрание. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Ф.1. Оп. V, 1865 г.Д. 7. Лл. 1-10; Б. В. фон Кёне. Картины Леонардо да Винчи. СПб., 1866. С. 2-3). В том же году из-за плохой сохранности картина была переложена с дерева на холст реставратором Александром Сидоровым, награжденным за удачный перевод серебряной медалью (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. V, 1865 г.Д. 3. Л. 142-143).

Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, № 2376, ок. 1490 г.). По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45º, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Paris. Р. 14, plat. 14).

Особого внимания заслуживает мнение Ринальди, который датировал картину 1507-1508 гг. на основании рисунков из леонардовского «Кодекса Арундель» (Collection Arundell), хранящегося в Британском музее Лондона, где на Л. 253 v. и256 r. находятся наброски сосущего грудь младенца (A. de Rinaldis. Storia dell’opera pittorica di Leonardo da Vinci. Bologna, 1926. Р. 238-239. Аналогичную датировку см.: L.H.Heydenreich. Leonardo da Vinci. London-New York-Basel, 1954. Р. 12, 180). «Кодекс Арундель» имеет точную датировку 1508 г., который указан на титульном листе (Br. M. I r).

Тем не менее, в искусствоведческой литературе все еще придерживаются датировки сэра Кларка, который путем сопоставления с рисунком Виндзорской библиотеки (W. 12276 v.), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Cambridge, 1935. Vol. II. Р. 1. Изпоследнихработукажем: Zwijnenberg R. The Writings and Drawings of Leonardo da Vinci: Order and Chaos in Early Modern Thought. 1999). Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, - достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. 12568),выполненный Леонардо красным мелом, и принять во внимание современные данные, что до 1490 г. в творчестве Леонардо неизвестны рисунки красным мелом. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти, из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic! - Леонардо да Винчи. Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. В 2 тт. СПб., 1999. Т. II. С. 383-385). Не меньший интерес вызывает сходство головы рычащего льва на том же виндзорском рисунке (W. 12276 v.) с головой льва в картине Леонардо «Св. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. 1820 г.

Предполагают, что ок. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В.Н. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1952. С. 28-29). Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца.

В рамках нашей темы особый интерес представляет сотрудничество Леонардо с Амброджио де Предисом над поздним вариантом «Мадонны в скалах», ныне хранящимся в Британской Национальной Галерее. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра.

Однако дальнейшая расчистка выявила истинный замысел Леонардо: все цвета были преднамеренно не подчеркнуты, они как бы полностью утратили свою декоративность и использовались только для того, чтобы выразить идею художника. В ней нашли отражение результаты долгих размышлений Леонардо, его исследования в области светотени и поисков метода, «как сделать фигуры пластичными». В результате цвет воздействует прежде всего не на зрение, а непосредственно на ум.

Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем д’Амбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Данное обстоятельство вызывает особенный интерес для нашей темы. Прежде всего, следует принять вовнимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца.

Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг.) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее - Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта».

Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. Анна с Марией и младенцем Христом», созданном по заказу монахов-сервитов из Благовещенского монастыря во Флоренции. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, потому что сидят или наклонились, и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль д’Эсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. М., 1997. С. 122).

Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг.) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А.Мадонна Литта. Л.-М., 1959. С. 56). Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.

В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини).

Cattedrale tomba di Baldassare Turrini (1481-1543), Pescia

Исходя из данного контекста, следует обратить самое присталь-ное внимание на важный факт, приведенный в составленном Джордже Вазари жизнеописа-нии Леонардо: «В это время он написал для ма-стера Бальдассари Турини из Пеши, датария папы Льва, небольшую картину, изображаю-щую Богоматерь с Младенцем на руках и на-писанную с бесконечной тщательностью и ис-кусством. Однако то ли по вине того, кто ее грунтовал, или из-за собственных его замысло-ватых смесей грунтов и красок она в настоящее время сильно попорчена. На другой не-большой картине он изобразил Младенца по-разительной красоты и изящества. Обе карти-ны находятся в настоящее время в Пеши в до-ме мессера Джулио Турини ». К вящему со-жалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уни-кальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Бого-матерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic!), равным образом совпадает описание сохранности и технологических осо-бенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см.: Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 336-348).

Интервью Олега Германовича Ульянова Стране.Ru 15 декабря 2003 г. в связи с экспонированием в Риме в зале Бандьеры Квиринальского дворца (резиденции президента республики) шедевра из собрания Государственного Эрмитажа - картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», приуроченным к визиту президента Владимира Путина в Италию, см.: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/ulyanov/

О новых открытиях при изучении знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» см.: http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=51&pos=-246

См. также статью О.Г. Ульянова о Леонардо «Миф искусства или искусство мифа»: http://religion.ng.ru/art/2004-01-21/7_freyd.html

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html |

Художник: Леонардо да Винчи


Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Краткая история создания

Описание и анализ

В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. На эту тему существует несколько мнений. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.

Отдельного упоминания заслуживает пейзаж, которому Леонардо всегда отводит в своих произведениях особую роль. И при сопоставлении двух картин он также может рассматриваться как подтверждение их парности. Если в «Мадонне Бенуа» зритель наслаждается кристальной чистотой и ясностью неба, то в «Мадонне Литта» художник изобразил горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира.

Предлагаемая теория о взаимосвязи двух знаменитых картин Леонардо не снискала единодушного признания, однако в любом случае она интересна тем, что позволяет совершенно по-новому взглянуть на давно ставшие известными великие произведения искусства.

Описание картины «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи

Художник: Леонардо да Винчи
Название картины: «Мадонна Литта»
Картина написана: 1490-1491 г.
Холст, темпера.
Размер: 42 × 33 см

Эта картина Леонардо да Винчи относится к числу произведений, с появлением которых ознаменовался новый этап в искусстве ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Картина названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Краткая история создания

Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.

Описание и анализ

Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.

Однако если проанализировать, каким образом Леонардо добивается этой выразительности, то можно убедиться, что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения. Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.


Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Сюжет картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Дева Мария изображена на фоне двух окон в виде арок, из которых льется голубой прозрачный свет, усиливая темный фон за ее спиной. Спереди фигура Богоматери с младенцем освещена мягким светом, источник которого расположен как бы перед изображением. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Мальчик нежно приник к ней. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой - держит щегленка.

Символика полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Она заложена и в сюжете, и в композиции картины. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Такая символика присутствовала на раннехристианских фресках, найденных в римских катакомбах. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Историкам известен тот факт, что Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство - духовное кормление.

Судьба великой картины

До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта. Отсюда возникло название картины. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. Художник добивался точности в передаче своего замысла на полотне, поскольку был убежден в том, что результат работы мастера сродни творению Бога. Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника - уловить и воплотить их. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Дата и авторство картины Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото - в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Такое предположение связано с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с младенцем на руках. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото - в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.

http://fb.ru/article/138978/tayna-shedevra-leonard...nchi-madonna-litta#image386948

Оригинал записи и комментарии на

В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Христианские традиции

Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года. Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.

На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.

Ренессанс

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его "Мадонна Брера", в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.

Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции - Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»

Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.

Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.

Картины Леонардо

Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».

Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина "Мадонна с младенцем" Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.

Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок - вверх - между их глазами нет контакта.

В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой - так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике - символу исцеления, покрытому тенью.

Миланский период

В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.

В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.

В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.

Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.

Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.

Шедевр да Винчи из Петербурга

В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.

Заключение

Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.

, автор лекций об искусстве Италии, продолжает рассказ о мастерах и шедеврах эпохи Возрождения.

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи - жемчужина собрания Эрмитажа, знакомый каждому с детства символ итальянской красоты эпохи высокого Возрождения. С момента своего создания произведение окружено тайнами, многие из которых разгаданы учеными. Но главная тайна этой небольшой по размеру, но необъятной по содержанию картины, раскрывается по-своему для каждого зрителя.

В архиве Государственного Эрмитажа сохранилось письмо 1864 года от миланского герцога Антонио Литта, в котором он уведомляет императора Александра II о своем намерении продать четыре картины из личной коллекции за сто тысяч франков. Среди них «Мадонна с младенцем» кисти Леонардо Да Винчи. Директор императорского Эрмитажа, Степан Александрович Гедеонов, отправился в Италию и привез в Северную столицу шедевр, ставший известным под именем «Мадонна Литта».

Покупка картины Леонардо вызвала широкий резонанс в Европе. Люди искусства и поздравляли Гедеонова с удачным приобретением, и сетовали на то, что бесценная картина отбывает в далекую Россию. Менее же удачливые покупатели и вовсе заявляли, что сомневаются в подлинности картины.

В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Сразу после появления картины в Санкт-Петербурге было принято решение о её немедленной реставрации и переносе с дерева на холст. Работа была доверена эрмитажному плотнику, который выполнил её с таким мастерством, что был награжден императорской серебряной медалью. Тем не менее, произведение утратило многое от первоначальной версии, что значительно осложнило работу искусствоведов и экспертов.

На сегодня сомнения развеяны. «Мадонна Литта» - шедевр Леонардо да Винчи и его школы. Замысел, композиция, изображение лица Девы Марии, моделирование фигур с помощью тончайшей светотени принадлежат кисти маэстро.

«Maria Lactans» или «Мадонна, кормящая младенца» - сюжет, широко распространенный в итальянской живописи XIV–XV вв., он необычайно волновал мастера. Женщина с младенцем - тема его многочисленных рисунков и набросков. Изображая нежных и печальных женщин с прелестными младенцами, Леонардо исследует чувства и грани человеческой души.

Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. В обычной комнате молодая женщина с нежностью прижимает к груди младенца, над их головами не изображены нимбы, а рядом нет ни святых, ни ангелов. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности, исходящей от произведения.

Леонардо использует тонкие художественные приемы, создавая лаконичное и совершенное произведение.

Два симметричных окна уравновешивают композицию, а пейзаж придает картине глубину и таинственность (кстати, именно эти горные вершины помогли установить примерную дату создания картины: искусствоведы отмечали сходство пейзажей, открывающихся из окон на картине «Мадонна Литта» и на знаменитой фреске «Тайная вечеря», относя создание картины к 80-м годам XV века, к миланскому периоду творчества Леонардо).

Противопоставляя скульптурную неподвижность Мадонны и экспрессивность позы младенца, мастер создает цельную группу, где каждый элемент дополняет друг друга. Манера Леонардо угадывается и во взаимосвязи взглядов и жестов, и в том, как гармонично красный цвет платья Мадонны перекликается с цветотенью, моделирующей лицо и тело младенца, и в равновесии синих тонов плаща и пейзажа, и в той тонкости, с которой прозрачная вуаль повторяет линии прически и, конечно, в выражении лица молодой женщины.

В собрании Лувра хранится рисунок женской головы, вне всяких сомнений выполненный с натуры и созданный Леонардо во время работы над «Мадонной Литта». Но на картине мастер изобразил идеализированный портрет прекрасной женщины. У неё узнаваемый «леонардовский» тип красоты: медные волосы, вытянутое лицо, высокий лоб, удлиненный нос и знаменитая, таинственная и ускользающая улыбка, так точно передающая глубину человеческих чувств.

Интересен и взгляд младенца, обращенный к зрителю. Мастер не только устанавливает тонкую, почти мистическую связь между реальным миром и миром воображаемым, но и приглашает зрителя к со-творению. Ускользающую гармонию момента и неуловимое чувство нежности и материнской любви видит и чувствует каждый соприкоснувшийся с творением Леонардо. Чувствует по-своему в зависимости от своего воображения, темперамента и даже настроения.