Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Образовательная область "Чтение художественной литературы"

Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

Задачи программы

  • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
  • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
  • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

  • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
  • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
  • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
  • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
  • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Что за праздник без стихов

При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

Моральное воспитание через художественную литературу

Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

Рассмотрим несколько из них.

В. Катаев, "Цветик-семицветик"

Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

Воспитание отзывчивости сказками

Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога Константина Ушинского "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Развитие речи и памяти дошкольников

При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия .

  • В. Берестов «Дракон»;
  • А. Блок «Ветер принес издалека» (в сокащении), «На лугу»;
  • А. Введенский «Песенка о дожде»;
  • Ю.Владимиров «Оркестр»;
  • М. Волошин «Осенью»;
  • С. Городецкий «Весенняя песенка», «Первый снег», ;
  • С. Есенин «Пороша»;
  • В. Жуковский «Жаворонок» (в сокращении);
  • Н. Заболоцкий «На реке»;
  • М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины»;
  • Н. Матвеева «Путаница»;
  • Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»
  • Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокращении);
  • А. Пушкин «За весной, красой природы…» (отрывок из поэмы «Цыганы»), «Птичка», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из )
  • А. Ремизов «Калечина-малечина», «У лисы бал»;
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
  • П. Соловьева «Ночь день»;
  • И. Токмакова «Мне грустно…»;
  • Ф. Тютчев «Весенние воды»;
  • Э. Успенский «Память», «Страшная история»;
  • Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;
  • А. Фет «Что за вечер…» (в сокращении), «Уж верба вся пушистая» (отрывок) ;
  • Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
  • С. Черный «Волшебник», «Перед сном»

Проза .

  • С. Алексеев «Первый ночной таран»;
  • Е. Воробьев «Обрывок провода;
  • М. Зощенко «Великие путешественники»;
  • Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок-травник», «Стожок»;
  • К. Коровин «Белка» (в сокращении);
  • А. Куприн «Слон»;
  • Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
  • Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», «Тридцать зерен»;
  • М. Пришвин «Курица па столбах»;
  • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
  • С. Романовский «На танцах»;
  • Н. Телешов «Уха» (в сокращении)

Литературные сказки .

  • В. Даль «Старик-годовик»;
  • В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • К. Драгунская «Лекарство от послушности»;
  • П. Ершов «Конек-Гор­бунок»;
  • К.Лагунов «Ромка, Фомка и Артос»
  • Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
  • К. Паустовский «Теплый хлеб»;
  • А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • А. Ре­мизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
  • Г.Скребицкий «Всяк по-сво­ему»;
  • И. Соколов-Микитов «Соль зем­ли»;
  • А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы);
  • А.Усачев «Школа снеговиков»
  • К. Ушинский «Слепая лошадь»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия .

  • Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», перевод с немецкого К. Ореши­на;
  • М. Валек «Мудрецы», переввод со словац. Р. Сефа;
  • Л. Станчев «Осенняя гам­ма», перевод с болг. И. Токмаковой;
  • Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;
  • «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе стару­шонка…»; «Один старикашка с косою…»), перевод с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки .

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с датскго А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), перевод с немецкого Ю. Нагибина;
  • А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», перевод со шведского Е. Соловьевой;
  • М. Мацутани «Приключения Таро в стране гор» (главы), перевод с японского Г. Ронской;
  • Б.Поттер «Сказ­ка про Джемайму Нырнивлужу», перевод с англ. И. Токмаковой;
  • С. Топелиус «Три ржаных колоса», перевод со шведского А. Любарской;
  • Г. Фаллада «Исто­рии из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыво­рот»), перевод с немецкого Л. Цывьяна;
  • М. Эме «Краски», перевод с французского И. Кузнецовой.

Для заучивания наизусть

  • Я. Аким «Апрель»;
  • П. Воронько «Лучше нет родного края», перевод с украинского С.Маршака;
  • Е. Благинина «Шинель»;
  • Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
  • С. Есенин «Береза»;
  • С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
  • Э. Мошковская «Добежали до вечера»;
  • В. Орлов «Ты лети к нам, скворуш­ка…»;
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из «Евгения Онегина»);
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • И. Суриков «Зима»;
  • П. Соловьева «Подснеж­ник»;
  • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Для чтения в лицах

  • К. Аксаков «Лизочек»;
  • Л.Ле­вин «Сундук»;
  • С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки);
  • Д. Самойлов «У Слоненка день рождения» (отрывки);
  • А. Фройденберг «Великан и мышь», перевод с немецкого Ю. Коринца

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по ознакомлению с художественной литературой

Беседа «Откуда пришла книга»

Цель: познакомить с разнообразием книг (в прошлом и сейчас), дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Филипок»

Цель: донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела»

Аппликация «Школа»

Цель: учить составлять из геометрических фигур разнообразные архитектурные постройки.

Выставка «Какими бывают книги»

Цель: познакомить с разнообразием книг, их оформления.

ЦВЕТЫ САДОВЫЕ

Заучивание А.К.Толстого «Колокольчики»

Цель: Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

Обогащение лексики признаками и действиями предметов.

Развитие диалогической речи.

Закрепление названий полевых цветов.

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

Чтение стихотворений Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Цель: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы,учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных тестов.

Рисование «Любимый цветок»

Цель:передавать изображение цветов по прочитанным произведениям

Выставка детских рисунков «Мой цветок»

Цель:учить любоваться красотой природы, радоваться за полученный результат

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Пересказ Л.Н.Толстого «Косточка»

Цель:учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их. Учить пересказывать близко к тексту.

Чтение Н.Носова «Огурцы». Рассматривание иллюстраций, знакомство с творчеством

Цель:познакомить детей с творчеством Н.Носова с его биографией.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Лепка «Фрукты и овощи»

Цель:вызвать интерес к реальному изображению овощей и фруктов.

Выставка творчества Н.Носова

Цель:познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

ЯГОДЫ

ГРИБЫ

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

Вечер загадок «В грибном царстве, в ягодном государстве»

Цель:закрепить, систематизировать знания детей о малых фольклорных формах-загадках, умение самим составлять загадки.

Рисование «Грибное лукошко»

Цель: учить по загадке изображать грибы

Изготовление альбома «Загадки и отгадки»

Цель:учить подбирать соответствующие отгадки

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Цель:поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представление о пословицах и поговорках.

Чтение М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

Цель: учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

Рисование по пословицам о хлебе

Цель:учить предавать в рисунке содержание пословиц.

Изготовление альбома «Хлеб всему голова»

ОСЕНЬ

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы.

Чтение стихотворений про осень, слушание П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).

Аппликация «Чудо листочки» (составление картины из сухих листьев)

Цель: учить составлять композицию по литературному произведению

Выставка книг и картин «Золотая осень»

Цель: формировать умения воспринимать поэтические произведения в единстве словесного и изобразительного искусства.

ПЕРЕЛЕТ

НЫЕ

ПТИЦЫ

Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

Цель:помочь усвоить биологические сведения:приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору.

Коллективная аппликация «Лягушка-путешественница»

Цель:передавать понравившийся эпизод сказки.

Изготовление альбома «Любимые герои сказок»

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЮГА И СЕВЕРА

Пересказ Л.Н.Толстого «Слон»

Цель: воспитывать нравственные качества: жалость к животным, забота о своей семье; расширять кругозор детей.

Чтение Д.Р.Киплинг «Книга джунглей»

Цель:познакомить с творчеством Д.Р.Киплинга

Рисование «Кто живет в джунглях»

Цель: передавать образы реалистичных животных.

Изготовление мнемотаблиц для составления сказок

ОДЕЖДА

ОБУВЬ

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина;воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

День рождение Н.Носова. Чтение Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка» (инсценировка)

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Рисование по сказкам Пушкина

Цель:развивать творческое воображение передавая образ сказочных героев

1.«Книжкина больница»;

2.Выставка «Моя любимая книжка»

Цель:прививать любовь к художественным произведениям.

ЗИМА

ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕ

НИЯ

Рассказывание р.н.сказки «Снегурочка»

Цель: Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Знакомство с биографией А.С.Пушкина. Чтение А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Цель: продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Коллективная работа «Елочка»(оригами)

Цель: учить передавать красоту зимнего леса.

Выставка творчества А.С.Пушкина

Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ

Чтение рассказа Драгунского «Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

Слушание в аудиозаписи А.Барто «Игрушки»

Лепка «Дед Мороз спешит на елку»

Цель: лепить игрушки, которые могут быть в мешке у Деда Мороза.

Выставка «Моя любимая игрушка»

Цель: , учить принимать на себя роль экскурсавода при рассказывании о своей игрушке, прививать бережное отношение к игрушкам.

МЕБЕЛЬ

Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел?»

Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Учить подбирать рифмы к различным словам;

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (обыгрывание поделок)

Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни;совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь.

Конструирование из бумаги «Мебель»

Цель: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

Пополнение атрибутами мебели для сюжетно-ролевой игры

ПОСУДА

Чтение Н.Носова «Мишкина каша»

Цель: воспитывать чувство юмора-умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.

Рисование «Золотая хохлома»

Цель: передавать харектерные особенности росписи, закреплять видовое разнообразие посуды

Выставка посуды по видам росписи (хохлома, гжель, Городец)

Цель:расширять знания дтей о видах росписи

ДОМАШ

НИЕ ЖИВОТНЫЕ

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Цель:учить детей пересказывать текст, точно,последовательно, выразительно, проникаться чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества.

Рассказывание р.н.сказки «Хаврошечка»

Цель:помочь дать мотивированную оценку персонажам, обратить внимание на яркость и образность повествования.

Аппликация «Пушистый котенок»

Цель: передавать образ котенка из рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Изготовление масок животных для театрализации сказок

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Чтение Е. Чарушина «Волчишко»

Цель: пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;

при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;

воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;

; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

Театрализация сказки «Сказка про храброго зайца»

Цель:побуждать детей к активному участию в театрализации сказки,учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.

Рисование «Зайчик серенький сидит»

Цель:учить передавать в рисунке эпизод из жизни животного, через композиционное расположение персонажа.

Изготовление альбома «Узнай и расскажи сказку»

ЗАЩИТ

НИКИ ОТЕЧЕСТВА

Рассказывание р.н.сказки «Никита Кожемяка»

Цель:обратить внимание на характерные особенности героя-стремление прийти на помощь, готовность к защите Родины, вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

Чтение А.Митяев «Мешок овсянки»

Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

Подарок для папы

Цель:учить проявлять заботу и внимание о близких людях

Персональная выставка работ «Маленький художник»

Цель:воспитывать чувство радости за успехи своих друзей.

СЕМЬЯ

Заучивание Г.Виеру «Мамин день»

Чтение по ролям С.Михалкова «А что у вас?», беседа о маме

Цель:учить рассказывать стихотворение по ролям, интонационно выразительно проговаривать фразы.

Рисование р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: воспитывать интерес и желание отображать в рисунке понравившийся отрывок из сказки.

Пополнение группового фотоальбома «Я и моя семья»

ВЕСНА

Чтение М.Пришвина «Золотой луг»

Вечер поэзии «Полюбуйся: весна наступает»

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

Рисование «Ранняя весна»

Цель: учить создавать сюжетные композиций на темы окружающей жизни и поэтических

произведений.

Выставка картин-натюрмортов «Цветы»

Цель: пополнять знания детей о цветах, воспитывать чувство прекрасного

Первая неделя апреля

День рождение книги. Викторина по произведениям Н.Носова

Цель: уточнить знания детей о произведениях Н.Носова;

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение Н.Носова «Фантазеры». Вечер фантазий «Чья история смешнее»

Цель: помочь проникнуть в замысел рассказа- веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь-неприятность, огорчение, помочь осознать смысл слова«фантазеры», учить самостоятельно придумывать смешные ситуации.

Лепка «Фантастический сказочный герой»

Цель: учить создавать фантастический образ

Коллаж по произведениям Н.Носова

Цель: закреплять знания детей о творчестве писателя

КОМНАТ

НЫЕ РАСТЕНИЯ

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Чтение Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Цель:уточнить знания о творчестве Г.Х.Андерсона,учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки и их поступки.

Аппликация «Цветок»

Цель:учить составлять необычный фантазийный цветок.

Изготовление альбома «Мой любимый мультфильм»

ВРЕМЕНА ГОДА

(ОБОБЩЕНИЕ)

Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Май.Облачко» В.Подлянского

Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя разные типы предложений;обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

Рисование «Цветущая весна» (пальчиковая техника)

Цель:учить передавать поэтическое весеннее настроение.

Оформление галереи картин о весне

Цель:учить соотносить литературный отрыврк о весне с соответствующей пейзажной картиной

НАСЕКО

МЫЕ

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

подвести к пониманию аллегории басни,идеи;воспитывать чуткость к образному строю языка басни;понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Чтение с последующим пересказом В.А. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук»

Цель: познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;

воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие;

учить диалогической речи при пересказе.

Рисование по басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель:учить предавать образы героев в сюжете

Выставка «Животные в сказках»

Цель: знакомить с выразительностью образов животных разных художников

РЫБЫ

ПОДВОД

НЫЙ

МИР

Рассказывание р.н. сказки «Царевна-лягушка»

Цель: продолжать развивать поэтический слух:умение слушать и выделять в тексте выразительные средства.

Викторина «Мы любим сказки»

Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

закрепить знания о малых фольклорных формах.

Коллаж «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

Цель:

учить создавать композицию из героев различных сказок.

Выставка детских рисунков «Рисуем сказки»

Цель: развивать творчество, фантазию.

Номинация: конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

«Полёт в сказку»
(Развитие дошкольников в игре)

Цель: Развивать интерес к художественной литературе.

Ход мероприятия: (Дети заходят и стоят у входа в музыкальный зал)

Организационный момент: (Тихо звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель:

— Сегодня нас ждёт что-то необычное – мы попадём в сказку.

— когда то люди что бы порадовать своих маленьких деток сочиняли сказки. Детки подрастали – своим детям их рассказывали, каждый, что-нибудь своё в них добавлял. Так и дошли сказки до нас через века.

— А кто скажет, почему сказки называют русскими народными?

Дети : (Их написал русский народ)

Воспитатель — А чем отличается сказка от рассказа?

Дети : (Сказка – это то, чего не может быть на самом деле, это вымысел)

Воспитатель — А какие бывают сказки?

Дети отвечают.

Воспитатель — А в сказках, на чём путешествуют?

Дети: (На ковре самолёте, на метле, на воздушном шаре, на ласточке, на лошади, на печке, на гусях, в карете, пешком, в летающем домике) (музыка замолкает)

Воспитатель — Мы полетим сегодня на ковре – самолёте, вот он – садитесь.

(Звучит музыка – релаксация) Давайте закроем глаза и чуть — чуть помолчим.

Воспитатель — Что вы видите. Где мы летим? Вот мы летим над полями, лесами, морями, мимо городов и деревень. Как красиво кругом.

Воспитатель — Откройте глаза. (Музыка замолкает)

(ОТКРЫВАЕТСЯ ШИРМА)

Воспитатель – Вот мы и на месте.

— Посмотрите. Какой- то сундук. Интересно, что там? (Открывает).

Воспитатель — Там записка: «Вы в сказочной стране и вас ждут сказочные задания. Идите по страницам сказок по стрелке и выполняйте их. Если вы выполните их все вас, ждёт сюрприз, а если нет- то я заколдую вас, и вы не сможете найти дорогу домой. Волшебница Бастинда.»

Воспитатель Вот это да! Ну, что ж, будем выполнять задания? Ну, мы не боимся, потому, что знаем: В сказках добро всегда побеждает зло! Проверим? Тогда тихонечко идём. Вот и стрелка.

Игра с заданиями.

Воспитатель — А вот и первая страница. Что здесь?

— А здесь, портреты писателей и книги. Как вы думаете, что нужно сделать?

Воспитатель : Молодцы! С первым заданием мы справились. Идём дальше по стрелке?

— А вот и следующая страница.

Воспитатель — Посмотрите, экран какой — то с нотками, значит, эта страница – музыкальная. (На мультипроекторе нарисованы нотки) Я догадалась, нужно угадать героя по песне. Послушаем? Тогда давайте присядем. (Дети садятся на расставленные мягкие модули).

(Звучат отрывки песен крокодила Гены, Винни Пуха, Бременских музыкантов, кота Леопольда – дети отгадывают героя и на экране появляется отрывок – видео)

И тут всё у нас получилось. А вот опять стрелка. Продолжим путешествие? (Дети идут по стрелке)

Воспитатель — А вот и следующая страница. Ребята вы знаете, что в сказках любой предмет может оказаться волшебным. Вот обычные вещи, а вы скажете, в какой сказке они упоминаются.

Предметы: сапоги, яйцо, горошина, рукавичка, дудочка, яблоко.

Дети отвечают.

Физминутка.

Воспитатель — И с этим заданием мы справились. Только что — то я устала. Давайте встанем в кружок – Сказочная физминутка “Машенька”

Вышла Маша погулять,

И грибы пособирать.

Раз нагнулась, два нагнулась.

Посмотрела, оглянулась.

И тропинки не нашла

А к медведю в дом пришла.

Воспитатель – Что такое пословицы?

Дети: (Пословицы – это меткое, короткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.

Воспитатель — Мы с вами знаем много пословиц и применяли их в разных ситуациях. Вы знаете, что пословицы хороши, когда сказаны к месту. Нужно знать, когда их сказать. И мы сейчас посмотрим, как у вас это получится.

— Посмотрите на эти иллюстрации. Назовите названия сказки и автора, а потом подберите пословицы. Согласны? Тогда начнем. (Воспитатель выставляет картины)

Дети:

  1. «Дудочка и кувшинчик» (В. Катаев) — (Собирай по ягодке – наберешь кузовок, Лениться, да гулять – добра не видать)
  2. «Лиса и Журавль» (русская – народная) – (Пословицы о гостеприимстве: Красна изба углами, а дом – пирогами; Гость рад – хозяин доволен)
  3. «Федорино горе» (К. Чуковский) – (Каков мастер – такова и работа, Какова пряха, такова и рубаха)
  4. «Три поросенка» (английская) — (Делу время, потехи час, В согласном стаде и волк не страшен, Палец слаб, а кулак силён)

Воспитатель — Ну, вот ещё одну страницу прошли.

Воспитатель — Всё получилось? Тогда в путь, я вижу последнюю стрелку.

Появляется Бастинда: «АААА, вот я вас и жду. Через волшебный экран я видела, как вы выполняете все задания – не понимаю, как это у вас всё получается? Решила за последними заданиями лично проследить.

Бастинда: У каждой сказки есть свой сюжет, соберите каждую сказку по порядку, по сюжету. Если вы правильно соберете и назовёте сказку, на моём волшебном экране эта сказка тотчас появится.

(Дети собирают сказки по картинкам и называют)

Дети: «Снегурочка» (русская народная), «Лиса и волк» (русская народная), «Гуси – лебеди» (русская народная). (На проекторе появляются сюжеты сказок)

Бастинда: Глянь, какие умные. Да разумные. Ладно – вот моё последнее задание.

— Посмотрите, сколько сказок, да вот только на всех иллюстрациях отсутствует или предмет какой — нибудь, или герой – вот они – все перепутаны. Посмотрим, как вы справитесь.

Воспитатель: Конечно, справимся. Сейчас только пальчики наши подготовятся к работе (пальчиковая гимнастика)

Пальчики считаем, сказки называем:

Заяц Хваста, Колобок.

И, конечно, Теремок.

Илья Муромец – дружок.

И, конечно же, царевна,

Наша Марьюшка Моревна.

Вот Хаврошечка идёт и Бурёнушку ведёт.

Тут же рядом Буратино и красавица Мальвина.

Сказок всех не перечесть и, конечно, не прочесть.

(Дети подбирают к каждой иллюстрации предмет или героя и вставляют по типу паззла)

Бастинда: Надо же справились. Ну, вот вам сундук – я отпускаю вас из своей сказочной страны. До свидания. (Уходит)

Воспитатель — На сундуке написано: «СЮРПРИЗ» Посмотрите в ларце книга русских народных сказок. Мы нашли настоящее сокровище - книгу.

И подтвердили: «В сказках добро побеждает зло»

Воспитатель — Давайте сядем на наш ковёр – самолёт и вернёмся в детский сад и почитаем сказки. Садимся.

— До свидания, сказочная страна. (Машем) Мы полетели! (Звучит музыка)

Номинация: конспект чтение художественной литературы в подготовительной группе.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 7 «Незабудка»
Месторасположение: город Усть-Илимск, Иркутская область.

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».