Корея. Субкультура Ольчжан (Ulzzang)

На музыкальных каналах и в интернете стали часто мелькать новые эпатажные группы из Азии. Обладая неповторимым стилем в одежде, отменной хореографией и бесподобными песнями, они завоёвывают всё больше и больше фанатов по всему миру. Название этому явлению - K-pop.

Отправной точкой своего шествия k-pop в его современном его виде можно считать ранние девяностые. В 1992 г. трио под названием Seo Taiji & Boys выступило на шоу талантов местного телевидения, исполнив хип-хоп песню с характерным западным звучанием. Сейчас в этом жанре выступают такие группы, как «Girls Generation», «Super Junior», «Big Bang», получившие широкую известность не только на территории Азии, но и во всём мире.

Россиянам K-pop знаком лишь благодаря знаменитому клипу исполнителя PSY «Gangnam style», набравшему более двух миллиардов просмотров на YouTube. Но на самом деле этот клип - лишь небольшая верхушка айсберга корейской популярной музыки.

K-pop и его особенности

K-pop - это музыкальный жанр, появившийся в Южной Корее. Мелодичная часть вбирает в себя множество других стилей, таких как: электронная и танцевальная музыка, рок, хип-хоп, даже может содержать элементы классики и кантри.

Исполняется она айдолами (анг. Idol) - ребятами подросткового возраста, которых с детства продюсерские центры специально обучают вокалу и танцам. Группы жанра k-pop состоят либо только из девушек, либо только из юношей, а их численность в составе бэнда варьируется от пяти до девяти человек. Так что же такого особенного в этой популярной музыке, чем она так завораживает?

Конечно же, это сами песни - простые мелодии преимущественно с большим уклоном в танцевальную электронную музыку, которая «цепляется» за ухо. Треки порой настолько завораживают, что становится уже не таким важным то, что они исполняются на незнакомом языке. Хотя в последнее время существует тенденция вставлять в песню англоязычные слова, чтобы привлечь слушателей со всего земного шара и дать им понять, о чём ведётся повествование.

Тематика песен весьма разнообразна: от еды и стиля жизни до романтических отношений, причём некоторые песни могут представлять собой полноценные истории, содержащие в себе глубокие мысли. Стоит заметить, что такая музыка не только обращает свой взгляд на корейскую культуру, но и включает в себя множество отсылок, связанных с другими странами и народами.

Айдолы: «ненастоящие идолы»

Это корейские исполнители, которые заключили контракт с каким-либо агентством, занимающимся продвижением музыки. Прежде чем стать популярными и узнаваемыми, молодые ребята проходят сложные курсы тренировок по вокальному, танцевальному и актёрскому мастерству, и благодаря этому они не только исполняют песни со сцены, но и снимаются в различных сериалах.

Также исполнителей k-pop обучают иностранным языкам, а продюсеры доводят их внешность до совершенства, причём в самом прямом смысле. Почти все айдолы перенесли пластические операции и держат себя в форме, сидя на строжайших диетах и активно занимаясь изнурительными упражнениями. Как правило, частная жизнь таких ребят не придаётся огласке, что привносит в их личность некий ореол таинственности и загадочности.

Образы и танцы круче, чем у Майкла Джексона

Одним из основных факторов притягательности данного жанра становится визуальный контент и образ исполнителей. Азия издревле славится своим артистизмом, тонким художественным подходом, что значительно сыграло роль в местной индустрии развлечений.

Во всех своих клипах k-pop звёзды профессионально загримированы, имеют индивидуальный стиль, выражающийся не только в броских причёсках, но и в экстравагантных одеждах. Бытует мнение, что имидж исполнителей по своей эффектности и оригинальности затмевает многих западных звёзд.

Айдолы совершенно не стесняются привносить что-то новое и интерпретировать по-своему современные тренды. Хорошим примером могут послужить рэпер G-Dragon и певица CL, которые стали иконами стиля, введя новые тенденции среди молодёжи, будь то элементы одежды или новые причёски.

Корейские группы славятся не только своими вокальными данными, но и тщательно проработанными танцами, которые требуют профессиональной подготовки. Это занимает безумное количество времени и сил, чтобы доказать, что вживую артисты танцуют ничуть не хуже, чем в своих видео. Мужские танцы основываются на хип-хопе, тогда как женские - более утончённые и простые.

Аналоги жанра в мире

K-pop - отнюдь не уникальный жанр, но все похожие аналоги находятся именно в азиатской части нашей планеты. Большим и главным конкурентом корейцев является J-pop, что, несложно догадаться, происходит из страны восходящего солнца - Японии. В нём также музыку исполняют айдолы, и можно заметить схожесть концепции. Но различия между ними есть, и это сказывается на популярности японской и корейской музыки за рубежом:

Клипы j-pop не имеют такой мощной визуализации и эффектности, происходящее на экране почти статично, нет такой сильной хореографии, всё основано на своей самобытности, и из-за этого клипы кажутся странными;

K-pop делает сильный упор на социальные порталы. У каждой группы есть свой канал на ютубе, страницы на фейсбуке и ленты новостей на твиттере, где они постоянно выкладывают свои фото, рассказывают о своих шоу и даже проводят конкурсы. Японцы же не стремятся к такой агрессивной агитации, предпочитая работать на свою «домашнюю» аудиторию;

K-pop работает по своей чётко отработанной схеме, стараясь не отходить от существующих канонов, ориентируясь на запад и электронную музыку. J-pop больше экспериментирует, что отражается на звуке, количестве и вариациях инструментов, а также смешивает большее число стилей, чаще использует гитарную музыку;

Любители японской музыки за рубежом, как правило, - это фанаты японских мультфильмов - аниме. Популярная музыка Кореи независима от другого медиаискусства.

K-pop покоряет мир

Фан-база k-pop становится всё шире, выделяясь в отдельную субкультуру. Это особенно заметно в Латинской Америке, США, Европе - и только начинает развиваться в России. В нашей стране фаны устраивают между собой танцевальные соревнования, копируя хореографию любимых корейских исполнителей, а также выступают на мероприятиях, посвящённых азиатской культуре.

Ежегодно организуются различные фестивали, в том числе «K-Pop World Festival» - самый крупный из всех существующих. Каждый год он проводится в разных странах, но финал фестиваля всегда заканчивается в Южной Корее, в городе Чханвон. В нём принимают участие как юные дарования со всех стран мира, так и знаменитые корейские певцы. Cтоит отметить, что правительство Южной Кореи финансово поддерживает всю инфраструктуру музыкальной деятельности, которая помогает им укреплять отношения с западными государствами.

K-pop является мощным конвейером по созданию медиапродуктов, нацеленным не только на аудиторию своей страны, но и на весь мир в целом. Словно Голливуд, он выплёскивает на рынок всё новые и новые проекты, количество которых может достигать до 90 групп в год, не теряя при этом качество содержимого.
Этот жанр музыки оставляет положительное впечатление у его слушателей: приятные песни с интересными текстами, отличный визуальный контент.

Всё это очень приковывает взгляд. Многим подросткам хочется быть похожими на айдолов, которые всегда отлично выглядят, имеют свой утончённый безупречный стиль и обладают магией притягательности. Желание соприкоснуться с чем-то идеальным, красивым сделало k-pop не просто проходящим мимо трендом, а частью жизни его многих его фанатов, численность которых растет с каждым годом.

Группы и исполнители k-pop

Seo Taiji & Boys (Со Тхэджи энд бойз) - группа, существовавшая с 1992 по 1996 гг., которая популяризовала в корейской музыке западный хип-хоп. После распада группы основатель Со Тхэджи начал сольную карьеру и стал известен за пределами Кореи, играя тяжёлую музыку в стиле альтернативный рок.

Girls’ Generation - очень знаменитый и известный по всему миру женский октет, основанный в 2007 г. В Корее больше известна под названием So Nyeo Shi Dae (Сонё Сиде). В песнях используют такие стили, как электро-поп и бабблгам-поп. Ими записано 6 студийных альбомов на корейском и японских языках. Славятся своими видео, за что получили премию «Лучшее видео года» на YouTube Music Awards в 2013г., обойдя Леди Гагу и Майли Сайрус.

G-dragon (Джи-Драгон) - певец, актёр, модель. Помимо своей сольной карьеры, участвует в k-pop проекте Big Bang. Особую популярность снискал из-за своего неординарного стиля в одежде. Пишет песни в жанре хип-хоп, выпустил 2 студийных альбома.

АРТЁМ СОЛОПАЕВ

В Южной Корее появился K-pop музыкальный жанр, который перемешал в себе различные музыкальные направления. Перемешались воедино и технопоп, современный ритм-блюз и рэп, хип-хоп, а также танцевальная музыка.

Кей-поп был рожден как музыкальный жанр, но со временем, превратился в масштабную молодежную музыкальную субкультуру, имеющую по всему миру миллионы фанатов.

В Корее под этим значением понимается любая обычная корейская музыка. Но по всему миру принято к K-pop относить исключительную музыку исполняемую айдолами.

Айдолы или идолы - это подросткового возраста звезды (певцы, актеры, фотомодели) с позицией недосягаемой любви для очень многих поклонников.

Как правило, K-pop группы находятся под управлением музыкальных агентств. Музыкальные агентства контролируют и финансируют профессиональную жизнь и карьеру юных талантов — это является гарантией успеха восходящих звезд. Агентства могут потратить около $400 тыс. долларов на подготовку молодой звезды и, так сказать, ее запуск.

Как правило, будущие айдолы входят в компанию в юном возрасте примерно 9-10 лет. Затем они живут все вместе в одном доме, подчиняясь общим строгим правилам. Днем как обычные школьники они посещают школу, а вечером полностью отдают себя пению и танцам, развивая и оттачивая свои таланты.

Самым популярным агентством в Корее считается SM Entertainment . Это музыкальное записывающее агентство основал Ли Суман. Агентство занимается поиском новых талантов. Такие известные и популярные исполнители как бойз-бенд Shinhwa и горячие H.O.T. принадлежали именно SM Entertainment . сегодня компания владеет такими модными группами как SHINee, Girls" Generation, ветераны Super Junior, EXO и другие K-pop группы. К примеру, группа EXO сегодня очень популярна не только в Корее и Китае, но и во всем мире и имеет миллионы фанатов.

YG Entertainment следующее очень популярное и не менее влиятельное музыкальное агентство, занимающееся поиском молодых талантов, расположенное в Сеуле. Основал это агентство Ян Хён Сок. Это музыкальное агентство специализируется на продвижении современного Ар-энд-Би и хип-хоп музыки. Компания владеет такими знаменитостями и группами как PSY, 2NE1, Ли Хай и другие.

JYP Entertainment одно из 3 самых влиятельных музыкальных агентств Кореи вместе с агентствами Entertainment и, конечно же, SM Entertainment . Агентство создал Пак Чжи Ён в 1997 году. Музыкальное агентство JYP Entertainment создало группу Wonder Girls. Это первая женская корейская группа, которая добилась небывалых успехов. Wonder Girls дебютировали и с синглом Nobody и вошли в американскую горячую сотню хит-парада. Заняли они 76-е место.

Компания владеет GOT 7, miss A, Lim Jeong Hee и другими исполнителями и группами.

Также есть и другие корейские музыкальные агентства, где рождаются талантливые артисты, певцы и танцоры. Корейская культура K-pop только начала завоевывать сердца поклонников и фанатов всего мира и быстро поднимается по лестнице развлекательной индустрии.

Все, наверное, хоть раз слышали или видели слово "К-рор", но что же оно значит?


K-pop - музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Появившись изначально как музыкальный жанр, K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире.

Согласно автору американского музыкального журнала Rolling Stone, K-pop представляет собой «смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа» и «охотится за головами слушателей при помощи повторяющихся „цеплялок“, иногда на английском языке». K-pop «идёт по линии смешения стилей, сочетает и пение, и рэп и делает особое ударение на действо и мощные визуальные эффекты». Хотя в самой Корее, под этим терминам могут пониматься почти любые направления корейской поп-музыки, за пределами страны же, под кей-попом понимается исключительно музыка, исполняемая так называемыми идолами, схожими по своей концепции с японскими идолами, исполненная в смеси указанных выше жанров.

K-pop - не только музыка, он перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой. Поп-культура Южной Кореи сегодня является одним из движущих факторов молодёжной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с особым акцентом на Китай, Гонконг, Японию, Тайвань и значительную часть Юго-Восточной Азии.


Oрганизация и управление


Большинство групп данного жанра находятся в управлении единиц музыкальных агентств. Для того, чтобы гарантировать успех, подобные компании стараются в полной мере субсидировать и контролировать профессиональную жизнь и карьеру будущего исполнителя, тратя около 400 000 долларов на подготовку и «запуск» молодого исполнителя. По данным издания The Wall Street Journal , , , и другие южнокорейские продюсерские центры разработали процесс подготовки молодых певцов и певиц для участия в музыкальном бизнесе. В большинстве случаев, будущие идолы входят в «систему» в возрасте 9-10 лет и живут вместе в доме, подчиняясь строгим правилам. Они посещают школу в течение дня и обучаются пению и хореографии по вечерам.

Популярность и влияние

Посетив много разнообразных концертов, я был поражён корейской поп-музыкой. Постановка, хореография и исполнение были удивительны, но что ещё важнее, я почувствовал душу музыки. Корейскую музыку ждёт светлое будущее. Куинси Джонс в интервью корейскому журналу.

Крупнейшим потребителем корейской поп-музыки является Япония, данный жанр составляет 7,81 % от её музыкального рынка, и эта доля растёт. В 2011 году продажи продукции корейских исполнителей в стране превысили 300 миллионов долларов, что на 22 % выше, чем в прошлом году, невзирая на общее снижение продаж на японском музыкальном рынке.

Всё больше американских исполнителей соглашаются работать с корейскими, среди них такие известные музыканты как Канье Уэст и Jonas Brothers. Помимо этого, корейская поп-музыка была положительно оценена такими известными музыкальными продюсерами, как Куинси Джонс, Тэдди Райли, а также продюсером Грэмми Алишей Киз.

Журнал Billboard c 2011 года начал публиковать горячую сотню кей-попа (Billboard Korea K-pop Hot 100), а YouTube на встрече с президентом Южной Кореи объявил об открытии специального канала по адресу "youtube.com/KPOP". Нью-йоркский фестиваль корейской поп-музыки собрал более 40000 посетителей, а французские концерты прошли с 14-тысячными аншлагами. Корейский певец Rain возглавил список ста влиятельнейших людей 2011 года по версии читателей журнала Time, а CNN назвала кей-поп третьей причиной посетить Корею. Big Bang попали в топ-10 сервиса iTunes, SHINee стали первой корейской группой, проведшей концерт в Лондоне, в то время как другие корейские группы начали часто появляться в топах немецкого MTV. Wonder Girls стали первой корейской поп-группой, которая возглавила Billboard Hot 100.

Успех корейской поп-индустрии аналитики связывают с тем, что её модель маркетинга отличается от мировой практики. Прежде всего это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети. Этому также способствовали активная поддержка и распространение продукции и информации через Интернет благодаря социальным сетям, порталам и видео-ресурсам.

Как и обещал, возвращаюсь к рассказу о «Корейской волне», или k-pop, но уже с другой точки зрения, более исторической. О современных проявлениях k-pop можно прочитать в .

Корея в 19 и 20-х веках перенесла много исторических потрясений, и страна пребывала сначала под покровительством Китайской Империи, потом Корею колонизировали японцы, а затем уже когда Вторая Мировая и Корейская войны закончились Южная Корея начала испытывать сильное культурное влияние Запада, в первую очередь США. Таким образом корейская современная культура формировалась иногда вопреки, а иногда благодаря влиянию извне.

Корейские историки ученые, когда говорят о распространении корейской культуры то выделяют несколько этапов и несколько ключевых эпизодов.

Так во времена, когда Корея была колонизирована Японией была одна очень известная танцовщица, звали ее Чхве Сын-хи (Choi Seung-hee), она делала представления, которые были основаны на комбинации современного танца и национальных корейских танцев. Сын-хи была настолько популярна и знаменита, что выступала с гастролями не только в Японии, но даже США и странах Латинской Америки. Но так как Корея в то время была под контролем Японии, Япония проводила политику японицзации, в том числе и имен, то выступала танцовщица под японским вариантом ее имени Саи Шоки (Sai Shōki).

Представители же движения за независимость Кореи ее за это недолюбливали и обвиняли в коллаборационизме с Японией. После Второй Мировой Войны так случилось, что Сын-хи последовала за своим мужем и оказалась в Северной Корее, где в общем-то была на привилегированном положении и управляла школой танцев до конца 1970-х годов. Ввиду такой необычной судьбы и напряженных отношений Южной Кореи с Северной фигуру Чхве Сын-хи южнокорейские академики и общественность обходила стороной при обсуждении формирования современной Корейской культуры. Сейчас это табу снято.

Следующий прорыв Корейской культуры связан с адаптацией Западной современной культуры в 1970-х. Большим успехом был прорыв группы Korean kittens, которая также гастролировала по миру и даже заезжала на BBC, где перепели Beatles . Их феномен заключался в том, что они пели на английском, исполняли каверы, были одеты по Западному образцу, но при этом свое дело делала экзотическая для тех времен красота.

Весьма важным для корейской волный оказался период сразу после финансового кризиса 1997 года, — о себе заявила киноиндустрия. Именно в это время корейцы решили вложиться в производство культурных продуктов и вышли на новый качественный уровень производства дорам (корейские сериалы) и полнометражного кино, что их начали покупать и показывать за пределами Кореи. В 2002 была показана культовая дорама «Зимняя Соната». Она была настолько популярна в Японии, что её показали дважды за год, а тогдашний японский премьер-министр Дзюнитиро Коидзуми сказал, что актер, игравший главную роль Бэ Ёнг-джун (Bae Yong-joon) более популярен чем он сам.

Параллельно с «Зимней Сонатой» огромным успехом оказалась полнометражная романтическая комедия «Моя дрянная девчонка» («My sassy girl»), вышедшая в 2001. Она оказалась настолько успешной, что её сначала пересняли японцы, а потом даже… Голливуд, в 2007. Это был первый раз, когда Голливуд купил фильм у Кореи. Но американская версия провалилась… Но тем не менее бастион был взят и американцы продолжают периодически переснимать южнокорейские мегахиты.

Такова очень краткая история развития k-pop, которая продолжает развиваться и оказывается настолько успешной, что в ежегодно приносит 2 млрд. долларов США доходов, от продаж за границу различных продуктов современной южнокорейской культуры, что создаются сотни фан-клубов десятков k-pop команд в различных странах, в том числе и Казахстане.

У успеха есть и обратная сторона – так китайское правительство на государственном уровне ограничивает количество эфирного времени для передач и фильмов корейского производства, потому что доходило до того, что практически сетка вещания некоторых каналов почти полностью состояла из корейских медиа-продуктов; в Японии периодически возникают небольшие манифестации с антикорейскими настроениями, из-за перенасыщения корейским передачами и дорамами; также на примере Манипура в Индии высказываются опасения, что такое сильное распространение корейской поп-культуры, может не только подвинуть Болливуд, но подорвать традиционную культуру, так как молодежь предпочитает корейский стиль.

Но тем не менее, если будете выбирать между оригиналом южнокорейского фильма и его адаптацией, какой-либо из стран, то лучше смотрите оригинал.

Корейская поп-музыка, или K - pop , это уже явление международное, если учесть, что ее поклонников можно теперь встретить не только в Южной Корее, но и в других странах, главным образом в Азии. Вслед за японской волной J-pop молодежная культура корейцев вызвала бум в Китае, на Тайване, в Юго-Восточной Азии и даже в самой Японии. Произошло это сравнительно недавно, но путь к популяризации корейской поп-музыки был долгим и насчитывает уже полувековую историю.



В Южной Корее ее становление обязано во многом военным базам США, созданным в 50-е годы после Корейской войны (1950-1953 годов). Для американцев в этой стране ежедневно звучала радиостанция AFKN, благодаря которой можно было слушать самую новейшую по тем временам музыку, вооружившись транзисторным приемником. Это сейчас есть плееры МР3, возможность слушать и скачивать песни с любого конца света, а в 60-е годы единственным источником поп-культуры был радиоприемник. В Южной Корее транзисторы были достоянием подростков, когда как их родители крутили заезженные пластинки с корейскими шансонье.

На американских базах устраивались концерты, на которых могли подрабатывать корейские музыканты, и так получилось, что именно со сцены 8-й армии США вышли знаменитые группы, послужившие началу рок-музыки Южной Кореи.

Одна из первых и самых известных по сей день звезд тех лет - Пэтти Ким (настоящее имя Ким Хе Чжа), которая дебютировала перед американскими солдатами в 1959 году. В ее карьере - выступления в Японии, Нью-Йорке и, по некоторым слухам, известность о ней пронеслась даже в Северной Корее.

Благодаря песне «Девушка из Сеула» (서울의 아가씨 ) известность пришла к трио «Сестры Ли» (Lee Sisters ), название которой придумали по подобию «Сестер Ким», которые исполняли в стиле варьете корейские народные песни. Итак, «Сестры Ли»:

Рок-музыка в Южной Корее начала появляться фактически одновременно с восходом «Битлз» в Великобритании, опять-таки благодаря радио AFKN. Зарубежная музыка быстро обретала популярность среди корейцев, и они стали пытаться сосздавать свои собственные группы, поэтому рок-музыка стала называться в Корее «груп-саунд». Рок-группы выступали перед военными США на базах в Йонсане, Кунсане, Пхёнтхэке, Мунсане. Набравшись опыта, потом они уже выходили на национальную сцену.

Рождением корейского рока называют дебют в 1964 году группы «Add 4», созданной музыкантом Син Чжун Хёном, который всю свою жизнь никогда не расставался с гитарой. Его блюз «Женщина под дождем» (빗속의 여인 ) тогда занял первое место по популярности, и его до сих пор поют разные исполнители.

Одновременно с Add 4 появилась команда «Ки бойз» 키 보이스 , которая в 1963 году на одной из сцен 8-й армии США была создана пятеркой ребят. Это - Юн Хан Ги, Ким Хон Тхак, Ок Сон Бин, Чха До Гюн и Чха Чжун Нак (윤항기 , 김홍탁, 옥성빈, 차도균, 차중락 ). Через два года они выпустили первый альбом песен композитора Ким Ён Гвана (김영광 ), но в таком составе просуществовали недолго. После того, как двое из них ушли в другую группу, прежний состав распался и был сформирован новый при сохранении прежнего названия «Ки бойз».

Сестры Пэ Ин Сун и Пэ Ин Сук в дуэте «Пёрл систерз» (펄 시스터즈) были непревзойденными звездами, в отличие от других взошедшими не со сцены 8-ю армии США, а с экранов только зародившегося в стране телевидения.

В конце 60-х годов они завоевали популярность благодаря программе «Шоу-шоу-шоу!» телеканала ТВС. Сестры Пэ в совершенстве отличались не только музыкальными качествами и голосами, но также миловидным лицами, красивыми фигурами и живой пластикой. Песня «Нима», которую сочинил упомянутый выше музыкант Add 4 Син Чжун Хён, стала дебютной не то в 1968, не то в 1969 году.

В дальнейшем Пэ Ин Сун вышла замуж за одного южнокорейского олигарха, ее сестра Пэ Ин Сук еще какое-то время выступала с сольными концертами, а потом вышла замуж за американского корейца и уехала из страны.

Певица Ким Чон Ми (김정미 ) в 70-е годы обладала таким же глосом и манерами, как и западные звезды в эпоху расцвета хиппи.

В 1976 году в Сеуле во главе с басистом и певцом Ку Чхан Мо была создана группа «Блэк тэтра-3», которая, на мой взгляд, была своего рода корейским вариантом группы « Animals ».

«Сонгольмэ» (송골매 ) http://www.songolmae.co.kr/ , что в переводе означает «Сокол», стала рок-группой, прославившейся в Южной Корее с начала 80-х годов. Она была создана в 1978 году во главе с барабанщиком Пэ Чхоль Су, а потом к группе примкнул Ку Чхан Мо. Группа прекратила свою деятельность в 1991 году.

Кстати, Ку Чхан Мо в 80-е годы успешно выступал в сольном виде, благодаря мелодичным песням и приятному, естественно льющемуся голосу.

Очень ярким и уникальным , на мой взгляд , явлением в корейской поп - музыке стал Чо Ён Пхиль (조용필 ) - сайт (http://www.choyongpil.com/web/ . Он родился в 1950 году в Хвасоне . Свою карьеру начал в 1969 году , создав кантри - группу « Эткинз » (애트킨즈 ), потом были и другие группы , пока в 80- е годы Чо Ён Пхиль не стал выступать под своим именем . Его песни, знакомые по сипловатому, чуть грустному голосу, пели как «отцы», так и «дети», то есть люди разных поколений, их знали и любили жители страны разных сословий, невзирая на положение в обществе, будь-то президенты или крестьяне.

В 2005 году по случаю 60-летия освобождения Кореи от японского господства он выступил в Пхеньяне на волне культурных обменов между двумя корейскими государствами с двухчасовым концертом. Исполненная им народная песня «Ариран» произвела фурор среди северокорейских зрителей - на их глазах наворачивались слезы:

Среди звезд 80- х с экранов телевидения Южной Кореи не сходила комическая группа « Собанчха » (소방차 ) - « Пожарная машина ». Трое парней в смешных штанах-бананах оттанцовывали и пели одновременно, противопоставив себя серьезности прежних южнокорейских музыкантов.

Певица Ким Ван Сон (김완선 ) всегда была желанной в хит-парадах на телеэкранах Южной Кореи в конце 80-х. Эффектная внешность, высокий чуть ломающийся голос, красочно поставленные выступления делали Ким Ван Сон яркой звездой южнокорейской поп-музыки, хотя на телеэкраны в адрес певицы иногда проскальзывали насмешки относительно ее интеллекта. Одна из самых известных песен тогда был хит «В ритме танца» (리듬속의 그 춤을 ):

Ким Ван Сон потом стала появляться на тайваньском телевидении за приготовлением корейских национальных блюд и, кстати, демонстрировала прекрасное знание китайского языка. Вот еще одна песня:

В 1988 году в Сеуле проходили Олимпийские игры и главной песней страны-хозяйки стала «Рука в руке» (Hand in Hand ) в исполнении группы Koreana , которая была создана еще в 1962 году и пела на корейском и английском языках.

Песни 80-х годов в Южной Корее были очень попсовыми, но мелодичными, разнообразными и легко запоминающимися. Так, до сих пор помнится «Баллада памяти» в исполнении Чан Хе Ри:

В 90-е годы южнокорейская поп-пузыка попала под влияние рэпа и хип-хопа, появилось много новых молодых команд, искавших новые формы музыки. Проектов было несметное множество, но из всей массы выделилась группа «Со Тхэ Чжи и дети» (서태지와 아이들 ), английское название которой было таким: Seo Taiji and Boys. Ее возглавил музыкант 1972 года рождения, настоящее имя которого - Чон Хён Чхоль. Свой псеводоним Со ТхэЧжи он взял, когда играл в металлической группе «Сонави». С ее распадом в 1991 году он сформировал музыкально-хореографический коллектив«Со Тхэ Чжи и дети», котоырй завоевал колоссальную популярность:

В новом тысячелетии корейская поп-музыка смело шагнула в мир с появлением таких личностей как Квон Бо А, которая широко известна под псевдонимом BoA (помимо имени это еще и сокращение от Beat of Angel ). Свободно говорящая по-английски и по-японски, она выступала в США, а в Японии составила изрядную конкуренцию звездам J-pop.

Южнокорейская музыка становится ярче, живее, и она уже совсем не похожа на ту, с которой все начиналось. Но в этом и суть эволюции. Можно спросить - что же в ней осталось корейского. Ответ прост - ее исполняют корейцы со всей присущей им эмоциональностью, искренностью и с полной отдачей.