Лоренцо лото молодой человек с ящеркой. Лоренцо Лотто: выставка картин из итальянских собраний

По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана » .

Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо , и Libro di spese diverse - записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником. Многие свои работы Лотто подписывал и датировал .

Биография

Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году и провёл в этом городе свои детство и юность . В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне » . Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини , находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого . Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.

Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494-1495 (возможно) и в 1506-1507 годах бывал Дюрер , а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп. Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений. Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто - характерные особенности северной живописи. Стиль таких художников, как Чима да Конельяно , был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры .

Тревизо

Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо , где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа Бернардо де Росси , который составляли учёные и художники . Портрет епископа , выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего» . Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» - сложную аллегорию , подобную «Аллегории целомудрия », написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов .

Для церкви Святой Кристины в Тивероне близ Тревизо Лотто создал в 1505 году алтарь . В центральной части алтаря представлена Дева Мария с младенцем, окружённая святыми, тип изображения Богородицы, называемый Святым собеседованием . Несомненна связь этого алтарного образа с «Алтарём св. Захарии » Беллини и «Алтарём Кастельфранко » Джорджоне. Традиционная иконография у Лотто получает новое развитие. Художник отступает от обычной трактовки Святого собеседования как сцены углублённого созерцания. Взгляды, которыми обмениваются персонажи, их жесты, вносят элемент беспокойства, который усиливается холодным светом и резкими контурами .

«Успение Марии » для собора в Азоло и «Портрет молодого человека», (Музей истории искусств , Вена) в 1506 году стали последними работами для Лотто в Тревизо .

Марке и Рим

Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати . С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней. В 1508 году Лотто закончил большой запрестольный образ для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером .

После краткого возвращения в Тревизо, в 1509 году он отправился в Рим , вызванный папой Юлием II для того, чтобы принять участие в украшении апартаментов в Ватиканском дворце . Здесь он работал вместе с Содомой и Брамантино , росписи впоследствии были уничтожены, так как требовалось освободить место для произведений Рафаэля .

С определённой долей уверенности можно отнести к римскому периоду «Кающегося Святого Иеронима » (1509, Замок Святого Ангела), к этой теме художник уже обращался в 1506 году (в этой картине искусствоведы усматривают влияние изобразительного искусства Германии и Нидерландов ). Римская версия отличается менее «северным», светлым, но в то же время тревожным пейзажем с антропоморфными деревьями.

Судя по поздним картинам художника, он побывал в Перудже и во Флоренции , где познакомился с работами Перуджино и Рафаэля. Лотто вернулся обратно в Марке, что известно из контракта, подписанного 18 октября 1511 года художником с Братством Доброго Иисуса Ези . Лотто обязался написать «Снятие с креста» для церкви Сан-Флориано (в настоящее время картина хранится в местной художественной галерее).

Бергамо (1513-1526)

В 1513 году Лотто выдержал своего рода соревнование с другими художниками, в результате которого он был выбран доминиканцами Бергамо для исполнения запрестольного образа их церкви (Chiesa dei Santi Domenico e Stefano). Началось его пребывание в городе, где прошли самые спокойные и плодотворные годы жизни художника .

«… отдав дань „grand goût“ века, ориентирующемуся на античность, которая отразилась в творчестве Рафаэля, Микеланджело или Тициана, продолжали идти по другому пути и благодаря своей более выраженной человечности, более смиренной набожности, более верному и тщательно продуманному колориту <…>, сохранили расположенность к лучшему пониманию природы людей и вещей, а это было равнозначно как умению чётко раствориться в безликой толпе, так и возможности идти самостоятельным, без мифологических реминисценций, непроторенным путём» .

В 1524 году Лотто получил заказ от графа Джованни Баттиста Суарди, представителя известной семьи из Бергамо, на украшение часовни у семейной виллы в Трескоре . Представление на фреске капеллы Суарди Христа в виде виноградной лозы соперничает «по странности с загадочными измышлениями средневековой символики» . Сцены из житий святых Варвары , Клары , Бригитты соседствуют с изображениями пророков и сивилл , предсказавших торжество Христа . Эпизоды из житий святых Клары и Варвары Лотто, подобно Мемлингу (см. «Страсти Христовы»), помещает в современную городскую среду.

Создавая фреску с историей святой Бригитты, Лотто был вынужден, следуя интерьеру часовни (где в стенах два оконных и один дверной проёмы), разделить роспись на три части. На каждой из них представлены несколько эпизодов из жизни святой.

Некоторые работы

  • "Мадонна с младенцем и Св. Петром мучеником", 1503, музей Каподимонте, Неаполь
  • " Портрет епископа Бернардо де Росси ", 1505 г.., музей Каподимонте, Неаполь
  • «Аллегорическая композиция», 1505 г.., Вашингтон
  • " Портрет молодого человека с масляной лампой ", ок. 1506 г.., (за припущкенням секретарь Бернардо деи Росси), Музей истории искусств, Вена
  • «Алтарь Тивероне», 1506 г.., церковь Санта Кристина, Тревизо
  • «Портрет неизвестного юноши», 1506 г.., Уффици, Флоренция
  • «Оплакивание Христа», 1508 г.., Пинакотека Комунале, Реканати
  • «Полиптих с Реканати», 1508 г.., Вилла Колоредо МЭЛЗ, Реканати
  • Алтарь Мартиненго, в 1516 г.., Бергамо
  • «Портрет Лючии Брембати», ок. 1518 г.., Академия Каррара, Бергамо
  • алтарь «Мадонна на троне и святыми», 1521 г.., церковь Св. Бернардино, Бергамо
  • «Мистические помолвке Св. Екатерины», 1 523 г.., Академия Каррара, Бергамо
  • «Сцены из жизни Св. Варвары», фреска 1524-1525 гг., Оратория СУАР Трискоре (недалеко Бергамо)
  • «Путь на Голгофу», 1526 г.., Лувр, Париж
  • «Портрет неизвестного с золотой лапкой льва», 1527 г.., Музей истории искусств, Вена
  • «Христос и грешница», в тысяча пятьсот двадцать девять г.., Лувр, Париж
  • «Протрет Андрео Одоне», в 1 527 г.., Королевская коллекция, Лондон
  • алтарь "Св. Николай из Бари в славе", в 1529 г.., церковь Санта Мария деи Кармине, Венеция
  • «Мадонна с младенцем, Св. Екатериной Александрийской и апостолом Фомой», 1530, Музей истории искусств, Вена
  • "Мадонна с младенцем и двумя ангелами", Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
  • "Портрет молодого человека с расчетной книгой", ок. 1530 г.., Галерея академии, Флоренция
  • «Лукреция Валье», тысячу пятьсот тридцать три р., Национальная галерея (Лондон)
  • "Марсилио Казотт с женой и ангелом", +1533 г.., Прадо, Мадрид
  • "Поклонение пастухов младенцу Христу", ок. 1534 г.., Государственный музей истории и искусств, Брешия
  • «Портрет архитектора» , в 1533 (?), частное собрание
  • "Благовещение", в 1 535 г.., Пинакотека Комунале, Реканати
  • "Св. Христофор между Св. Рохом и Св. Себастьяном", одна тысяча пятьсот тридцать пять г.., Апостольский дворец, Лорето.
  • "Св. Семейство с тремя ангелами, Св. Елизаветой и Св. Захарией", один тысяча пятьсот тридцать семь г.., Лувр, Париж
  • « Алтарь с алебардой » , одна тысяча пятьсот тридцать девять г.., Пинакотека Цивик Франческо Подеста, Анкона
  • «Портрет пожилого благородного господина с перчатками», 1 543 г.., Пинакотека Брера, Милан
  • «Портрет пожилого благородного господина с перчатками», Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • «Лаура Пола», +1543 г.., Пинакотека Брера, Милан
  • «Портрет Фебо да Брешиа», +1544 г.., Пинакотека Брера, Милан
  • "Св. Иероним в пустыне", 1 544 г.., Галерея Дориа Памфили, Рим
  • « Оплакивание Христа (Лоренцо Лотто) » , 1545 г.., Пинакотека Брера, Милан

Галерея

Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году и провёл в этом городе свои детство и юность.

В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне». Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини, находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого. Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.

Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494-1495 (возможно) и в 1506-1507 годах бывал Дюрер, а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп.

Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения.

Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы.

Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо, и Libro di spese diverse - записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником.

Творчество Лотто

Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений.

Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто - характерные особенности северной живописи.

Стиль таких художников, как Чима да Конельяно, был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры.

Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо, где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа Бернардо де Росси, который составляли учёные и художники.

Портрет епископа, выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего».

Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» - сложную аллегорию, подобную «Аллегории целомудрия», написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов.

Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати. С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней.

В 1508 году Лотто закончил большой запрестольный образ для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером.

После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян. В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном.

По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».

Многие свои работы Лотто подписывал и датировал.

Работы художника

  • «Мадонна с младенцем и Св. Петром мучеником», 1503, музей Каподимонте, Неаполь
  • » Портрет епископа Бернардо де Росси «, 1505 г.., музей Каподимонте, Неаполь
  • «Аллегорическая композиция», 1505 г.., Вашингтон
  • » Портрет молодого человека с масляной лампой «, ок. 1506 г.., (за припущкенням секретарь Бернардо деи Росси), Музей истории искусств, Вена
  • «Алтарь Тивероне», 1506 г.., церковь Санта Кристина, Тревизо
  • «Портрет неизвестного юноши», 1506 г.., Уффици, Флоренция
  • «Оплакивание Христа», 1508 г.., Пинакотека Комунале, Реканати
  • «Полиптих с Реканати», 1508 г.., Вилла Колоредо МЭЛЗ, Реканати
  • Алтарь Мартиненго, в 1516 г.., Бергамо
  • «Портрет Лючии Брембати», ок. 1518 г.., Академия Каррара, Бергамо
  • алтарь «Мадонна на троне и святыми», 1521 г.., церковь Св. Бернардино, Бергамо
  • «Мистические помолвке Св. Екатерины», 1 523 г.., Академия Каррара, Бергамо
  • «Сцены из жизни Св. Варвары», фреска 1524-1525 гг., Оратория СУАР Трискоре (недалеко Бергамо)
  • «Путь на Голгофу», 1526 г.., Лувр, Париж
  • «Портрет неизвестного с золотой лапкой льва», 1527 г.., Музей истории искусств, Вена
  • «Христос и грешница», в тысяча пятьсот двадцать девять г.., Лувр, Париж
  • «Протрет Андрео Одоне», в 1 527 г.., Королевская коллекция, Лондон
  • алтарь «Св. Николай из Бари в славе», в 1529 г.., церковь Санта Мария деи Кармине, Венеция
  • «Мадонна с младенцем, Св. Екатериной Александрийской и апостолом Фомой», 1530, Музей истории искусств, Вена
  • «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
  • «Портрет молодого человека с расчетной книгой», ок. 1530 г.., Галерея академии, Флоренция
1480 - 1556
Один из крупнейших венецианских живописцев, ученик, по-видимому, Джованни Беллини (по другому предположению - ученик Альвизе Виварини), развившийся впоследствии под влиянием Джорджоне и отчасти Корреджо. *** Родился в Венеции. Работал в Тревизо, Реканати, Риме, Бергамо. С 1526 г по 1542 г и с 1545 по 1549 гг жил в Венеции. Последние годы жизни провел в религиозном центре, святилище Санта Каза в Лорето, где занимался реставрированием картин и оформлением статуй. Умер около 1556 г., вероятно, в Лоретто. В своём таланте соединял колористические качества, свойственные венецианской школе, с исканием правды и красоты, с находчивостью в композиции и вообще с высоким поэтическим чувством. Писал преимущественно религиозные картины, но также и портреты. Произведения его встречаются во многих итальянских церквях и картинных галереях. Они не составляют редкости и в музеях Англии и Средней Европы. Замечательнейшие из них находятся в церквях: С.-Спирито («Обручение св. Екатерины»), С.-Бернардино («Мадонна на троне, с предстоящими святыми») и С.-Бартоломмео («Поклонение Богородицы Младенцу-Христу») в Бергамо и в црк. С.-Доминико («Взятие Богородицы на небо») в Анконе. В Императорском Эрмитаже имеются три картины Лоренцо Лотто: «Мадонна», «Сон Младенца-Христа» и «Мужской портрет».

Лоре́нцо Ло́тто (итал. Lorenzo Lotto; 1480, Венеция - 1556, Лорето) - один из крупнейших венецианских живописцев. Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения. Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы. После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян. В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном. По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана ».

Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо, и Libro di spese diverse - записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником. Многие свои работы Лотто подписывал и датировал.

Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году и провёл в этом городе свои детство и юность. В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне ». Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини, находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого. Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.

Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494-1495 (возможно) и в 1506-1507 годах бывал Дюрер , а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп. Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений. Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто - характерные особенности северной живописи. Стиль таких художников, как Чима да Конельяно , был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры.

Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо, где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа Бернардо де Росси, который составляли учёные и художники. Портрет епископа, выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего». Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» - сложную аллегорию, подобную «Аллегории целомудрия», написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов.

Для церкви Святой Кристины в Тивероне близ Тревизо Лотто создал в 1505 году алтарь. В центральной части алтаря представлена Дева Мария с младенцем, окружённая святыми, тип изображения Богородицы, называемый Святым собеседованием. Несомненна связь этого алтарного образа с «Алтарём св. Захарии» Беллини и «Алтарём Кастельфранко» Джорджоне. Традиционная иконография у Лотто получает новое развитие. Художник отступает от обычной трактовки Святого собеседования как сцены углублённого созерцания. Взгляды, которыми обмениваются персонажи, их жесты, вносят элемент беспокойства, который усиливается холодным светом и резкими контурами.

«Успение Марии» для собора в Азоло и «Портрет молодого человека», (Музей истории искусств, Вена) в 1506 году стали последними работами для Лотто в Тревизо.

Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати. С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней. В 1508 году Лотто закончил большой запрестольный образ для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


В череде великих итальянских художников Возрождения особое место занимает Лоренцо Лотто. Еще совсем недавно этот живописец находился в тени своих знаменитых современников и земляков, столетиями оставаясь непризнанным даже на родине. А между тем, творческий и жизненный путь этого мизантропа и нонконформиста времен Тициана, как и судьба некоторых его полотен, заслуживают внимания, изучения, а часто - и восхищения.

Лотто и Италия эпохи Высокого Возрождения

Лоренцо Лотто родился в 1480 году. Итальянское искусство в те времена вступало в эпоху Высокого Возрождения. Основное направление в живописи определяли венецианские художники, а жители материковой Италии стремились в этот город, чтобы перенять манеру именитых мастеров и найти выражение и признание своему таланту.


Л. Лотто. "Мадонна с младенцем и двумя благотворителями"

Несмотря на то, что Лотто посчастливилось провести детство и юность в Венеции, получив там и художественное образование, венецианским художником он в некотором смысле так и не стал.


Стиль живописи Лотто, уже в начале его карьеры отличавшийся самобытностью, формировался под влиянием уже признанных мастеров, таких как Беллини и позже – Джорджоне. Непосредственно учителем Лотто считается Альвизе Виварини, в истории живописи занимающий довольно скромное место. Но куда большее воздействие на творчество молодого художника оказали работы Альбрехта Дюрера, как и личное с ним знакомство.


Л. Лотто. "Портрет епископа Бернардо де Росси"

Первый большой заказ Лотто получил в возрасте двадцати трех лет в Тревизо, куда он отправился выполнить портрет епископа Бернардо ди Росси. К портрету художник создал второе полотно, «крышку», на котором изобразил «Аллегорию добродетели и порока». На первый взгляд содержащая отвлеченный сюжет, композиция имела прямое отношение к заказчику портрета: например, разрушенное дерево символизировало род де Росси, в то время находившийся на грани угасания и раздираемый противоречиями между отдельными его ветвями.


Л. Лотто. "Аллегория добродетели и порока"

Неподалеку от Тревизо, в Тивероне, Лотто создал алтарь небольшой церкви Св. Кристины. Самым успешным и плодотворным считается период жизни художника в области Марке в Центральной Италии – той, где расположены города Анкона, Реканати, Ези, Лорето. В настоящее время во многих храмах этой местности можно найти работы Лотто – в то время как в больших музеях мира их количество весьма невелико. Мастер побывал и в Риме, где в 1509 году по заказу папы Юлия II выполнял роспись интерьеров Ватиканского дворца. Много картин Лотто создал в Бергамо, где писал портреты состоятельных горожан.


Л. Лотто. "Портрет мужчины"

Продолжая путешествовать по разным провинциям Италии, Лотто часто брался за выполнение заказов – как украшение интерьеров храмов, так и создание портретов. Выбиваясь из привычных для того времени канонов живописи, Лоренцо Лотто не пользовался безоговорочным признанием, которое приобрели другие венецианцы, и в первую очередь Тициан. Кроме того, работа в Венеции требовала от художника качеств, которые противоречили натуре Лотто: умения добиться покровительства богатых меценатов, угождать именитым мастерам, соблюдать определенные стандарты живописи.


Л. Лотто "Джованни делла Вольта с семьей"

Уникальный стиль Лоренцо Лотто

Ориентируясь на философию и ориентиры античного искусства, венецианские живописцы создавали идеализированные, возвышенные образы. Лотто же, будучи человеком глубоко верующим, тревожным, эмоциональным, в своих работах подчеркивал человеческую сущность персонажей, вовлекал в происходящее на холсте и зрителя, порой вопреки канонам обращая на него взгляды святых, как на картине, носящей название «Мадонна с четырьмя святыми».


Л. Лотто "Мадонна с четырьмя святыми"

Портреты кисти Лоренцо Лотто отличаются особой глубиной, содержат отражение внутреннего мира персонажа. Мастер не льстит модели, а передает – с помощью выражения лица, взгляда, фона, атрибутов, к которым художник всегда подходил с большой тщательностью, – истинный психологический облик человека, а зачастую и личное свое отношение.


Л. Лотто "Портрет Лючины Брембати"

Почти на всех работах Лотто встречается пейзаж, которому уделял немалое внимание. На картине «Мистическое обручение Св. Екатерины» за изображением парапета с накинутым на него ковром большое прямоугольное пространство замазано темной краской. Это следы старинного вандализма. В 1527 году некий французский солдат, впечатленный красотой вида Синая на картине, вырезал кусок холста для своей личной коллекции. Ни имени этого человека, ни точных сведений о том, как выглядела утраченная часть картины, история не сохранила.


Л. Лотто "Мистическое обручение Св. Екатерины"

Лотто уделял много внимания деталям – такие предметы, как книги, цветы, раковины, украшения и аксессуары, помогали, по мнению художника, передать настроение и эмоциональный фон происходящего на полотне и точнее изобразить характер человека, изображенного на картине. Работы Лотто можно узнать по тщательной проработке складок тканей, драпировки, сочетанию насыщенного синего, красного, желтого и зеленого цветов.


Л. Лотто "Св. Иаков, странник"

Его художественный стиль настолько самобытен, что позволяет сделать выводы об авторстве даже при отсутствии подписи на картине, как это произошло с работой, которая носит сейчас название «Мадонна делле грацие». Картина попала в собрание Эрмитажа в двадцатые годы XX века из частной коллекции. Примерная датировка была установлена – XVI век, принадлежность одному из итальянских мастеров также не подлежала сомнению. Темный занавес, на фоне которого были изображены Мадонна с младенцем, оказался, после инфракрасного и рентгеновского исследования, позднейшим закрашиванием написанных ранее фигур трех ангелов. Заподозрив по высокому уровню мастерства принадлежность работы кисти Лоренцо Лотто, искусствоведы после изучения его записей сделали вывод, что картина была создана им в 1542 году.


Л. Лотто "Мадонна делле грацие"

Наследие Лоренцо Лотто и его место в истории искусства

Лотто оставил после себя не только более сотни живописных работ, но и личную корреспонденцию, а также так называемую «Книгу счетов», которую он вел с 1538 года и куда записывал все поступившие и потраченные деньги. Благодаря этой книге и стало возможным устанавливать авторство его картин, обнаруженных без подписи и других опознавательных знаков. Из записей известно, что на некоторые время художник пытался обосноваться в Венеции, снимая жилье у своего родственника Марио д’Армана и его дочери Лукреции.


Л. Лотто "Христос прощается с матерью"

Тем не менее с 70 лет Лоренцо Лотто стал послушником доминиканского монастыря Санта Каза в Лорето, для которого уже выполнял ряд заказов во время своих путешествий по Италии. До конца жизни Лотто отличался строгой самодисциплиной, набожностью, страдал от отсутствия признания и вообще с трудом находил общий язык с людьми. Художник умер в монастыре в возрасте около 77 лет. Вероятно, последней работой Лотто стало "Принесение во храм".


Л. Лотто "Принесение во храм"

Особый стиль живописи Лотто и большая конкуренция со стороны художников-итальянцев на несколько веков сделали его практически неизвестным широкой публике. Славу творческому наследию Лоренцо Лотто принесли работы искусствоведа Бернарда Беренсона, который в конце XIX века заново открыл миру этого художника. В 1953 году в Италии состоялась крупная выставка его произведений.


По мнению исследователей живописи Лотто, если бы искусство Венеции пошло вслед за этим художником, оно развивалось бы по пути не к Тинторетто, а к Рембрандту. Действительно, с Северным Возрождением картины венецианца роднит многое, что не отменяет ни уникальный стиль, ни особое место, которое они занимают в искусстве Ренессанса.