Лучший Остап Бендер. Актеры, сыгравшие Бендера: Сергей Юрский, Фрэнк Ланджелла, Арчил Гомиашвили, Андрей Миронов

Одними из моих самых любимых книг являются «12 стульев» и «Золотой теленок». И я так подозреваю, что не только мне нравятся эти книги. Блестяще прописаны главные герои, чудесные диалоги, никаких излишеств в деталях. Читать одно удовольствие.
Впервые я прочел эти книги, когда мне было лет так 12-13. Потом естественно перечитывал. Неоднократно перечитывал. И каждый раз меня увлекали географические названия. В этом посте я попробую собрать все населенные пункты, где разворачиваются действия книги «12 стульев».
Начинается вся история в некоем загадочном уездном городе N . По сути это собирательный образ всех крошечных городков СССР. А вот дальше действие переплывает в Старгород. С таким названием города в нашей стране никогда не существовало. Зато он существовал в произведениях Н.Лескова и В.Лихачева. Ну и соответственно Ильфа и Петрова.
Версий о прообразе существует несколько. Основная говорит о том, что Старгород это Старобельск. Кстати с удивлением обнаружил, что в сообществе russiantowns оттуда нет ни одного поста. Пришлось дёрнуть фотографию из интернета.

Другие версии мне кажутся совсем фантастическими, но не лишенными смысла. Так на одном из форумов есть рассуждения о том, что Воронеж можно считать прототипом Старгорода. В пользу этой теории говорит факт открытия трамвая. По времени совпадает. Хотя к слову в те же годы трамвай был открыт и в Туле, и в Златоусте, и в Перми, и в Ногинске…
На мой взгляд, кстати, Ногинск тоже логичный вариант. Сцена, где приезжает съемочная группа из Москвы вроде бы намекает, что ехать операторам было относительно недалеко. И именно по этой причине они задержались по дороге снять закат. Отличная ж фактура. Ехать же в Старобельск из столицы было бы странно. Слишком далеко.

Если с первыми двумя населенными пунктами, фигурирующими в произведении «12 стульев» можно строить предположения до бесконечности, то дальше сюжет приводит читателя в Москву. Приводит на поезде. Там очень интересно описаны и вокзалы, и пассажиры, и атмосфера железнодорожного транспорта.
Из-за непотребств Ипполита Матвеевича в столице, герои упускают заветные стулья и вынуждены продолжить путешествие. Снова по ж/д. На этот раз до Нижнего Новгорода. Там им удается на некоторое время устроиться на «Скрябин». И дальнейшее путешествие развивается по воде.
Первую остановку теплоход совершает в населенном пункте под названием Бармино. Это нижегородская область. Здесь никаких загадок нет. А вот со следующей снова начинаются вопросы. Помните знаменитый межпланетный шахматный конгресс? Да-да. Речь именно про Васюки. Такого населенного пункта не существует на Волге (зато есть в Смоленской области и в Белоруссии), но мнения исследователей сходятся на двух вариантах. Прототипом легендарных Васюков служит либо Васильсурск, либо Козьмодемьянск.

Фотки взял в жруналах zorych и glazelki соотвественно.

После бегства на лодке из Васюков профессиональные туристы Киса и Ося оказываются в Чебоксарах. Город известный и широко представленный в интеренете. Мне понравилась фотография chronograph

И уже из Чебоксар наши герои попадают в Сталинград. Снова по воде в этот раз на теплоходе «Урицкий». Да, фотография не имеет никакого отношения к тому городу, что имели в виду Ильф и Петров, но, увы. После Великой Отечественной Войны от города Царицын почти ничего не осталось и ассоциируется он сегодня исключительно с подобными монументами и подвигом нашего героического народа.

Выяснив, что в Сталинграде театр играть не будет, а соответственно и стульев компаньонам не видать, они отправляются на Кавказ. Маршрут пролегает через Ростов-на-Дону до Минеральных вод снова по ж/д.

По дороге искатели бриллиантов на какое-то время расстаются. Остапа выгоняют из поезда на станции Тихорецкая. Однако к вечеру он догоняет Кису, и они вместе на дачном поезде прибывают в Пятигорск.

Не буду напоминать о легендарном монтере Мечникове, сцене с попрошайничеством и прочих красотах разворачивающихся в Пятигорске. Перейдем сразу к дальнейшему маршруту. Театр уезжает в Тбилиси через Махачкалу и Баку по железной дороге, а искатели приключений принимают стратегическое решение добраться до Владикавказа и оттуда выдвинуться по военно-грузинской дороге в Тбилиси.

До Владикавказа концессионеры вновь добираются порознь. Остапа выгоняют из поезда в Беслане, и он добирается во Владикавказ на другом поезде. И уже здесь они принимают стратегическое решение идти пешком по военно-грузинской дороге.

Здесь фигурирует село Балта (на сегодняшний день его поглотил Владикавказ), станция Ларс, селение Сиони, Мцхета и под вечер очередного дня своих скитаний они въезжают на арбе в Тифлис (ныне Тбилиси).

Казалось бы здесь можно было бы и закончить путешествие, но неутомимые писатели переносят героев для начала в Батуми (суда по всему по ж/д), а дальше на пароходе «Пестель» в Ялту. По сюжету параход шёл в Одессу, но из-за шторма минуя Анапу, он оказывается в Ялте. На этом скитания героев заканчиваются.

Финал книги «12 стульев» разворачивается в Москве. Искатели бриллиантов так и не находят сокровища. Присутствует здесь и подлое предательство Кисы, и разочарование и трагедия. Однако к географии всё это уже не имеет отношения.

Отдельного внимания заслуживают телодвижения отца Фёдора. Свой путь он начинает из уездного города N , далее идет Старгород и на этом пути с основными героями романа расходятся. Отец Фёдор отправляется по маршруту Харьков, Ростов-на-Дону, Баку, Зелёный мыс, Махинджаури, Батуми, Тифлис, ну и собственно военно-грузинская дорога.
Единственное, что меня смущает в маршруте отца Федора это наличие такого населённого пункта как Зеленый мыс.

Итак подведем итог, где разворачиваются события книги:
1. Уездный город N
2. Старгород
3. Москва +
4. Нижний Новгород +
5. Бармино
6. Васюки
7. Чебоксары
8. Сталинград
9. Ростов-на-Дону
10. Минеральные воды +
11. Тихорецк
12. Пятигорск +
13. Владикавказ +
14. Беслан
15. Махачкала
16. Баку +
17. Тбилиси +
18. Мцхета
19. Сиони
20. Станция Ларс +
21. Батуми
22. Ялта
23. Харьков
24. Зеленый мыс (хутор в Ростовской области)
25. Махинджаури
Так же в книге упоминается и Киев, и Моршанск, и Одесса, и Париж и множество других населенных пунктов, но поскольку действие там не разворачивается то и разбирать их нет особого смысла. Вроде бы всё. В следующем посте разберём географию книги «Золотой телёнок».
А ну и да. Конечно же, я не мог не потешить своё ЧСВ. Плюсиками я отметил места, где мне доводилось бывать. Не так-то уж и много вышло.

1. Афористичность языка романа.
2. Образ Остапа Бендера.
3. Закономерный финал произведения.

По языку, а также влиянию произведения на культуру детище двух величайших юмористов XX столетия И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» можно сравнить с комедиями А. С. Грибоедова, где половина стихов, по мнению А. С. Пушкина, стали пословицами. Многие фразы, придуманные авторами, прочно вошли в повседневную речь. Не задумываясь, откуда это, люди произносят: «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши». Это еще раз доказывает, что остроумие и меткие фразы никогда не теряют своей актуальности и очень популярны во все времена. Многие словосочетания так же обрели вполне самостоятельную жизнь. Так, к примеру, когда речь заходит о конторе «Рога и Копыта», то едва ли кто вспомнит Остапа Бендера, зато сразу же встает образ чего-то несуществующего, мнимого. Роман «12 стульев» и по сей день вызывает улыбку у новых поколений читателей. Многие явления, описанные в произведении, кажется, взяты из современной жизни, хотя со времени создания романа прошло уже около восьмидесяти лет.

По мнению многих литературоведов, Остап Бендер является главным художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова. Впервые читатель знакомится с этим человеком только в шестой главе части первой, когда история Ипполита Матвеевича уже известна. Однако она никогда бы не стала развиваться так стремительно и увлекательно, не появись на сцене новый персонаж, поражающий своей обаятельностью и остроумием. Молодой человек «лет двадцати восьми» не обременен каким-либо имуществом: «...у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы квартиру отпереть». Однако он был оптимистично настроен и своей импозантной внешностью мог бы произвести впечатление на местных барышень: «В город молодой человек вошел в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было». Б. М. Сарнов называет Остапа Бендера «гимном духа свободного предпринимательства». С первого знакомства видно, что новый герой — это личность неординарная: «Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий.

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу. Постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег». Не успев появиться в городе, молодой человек незамедлительно начинает действовать. Для начала он продает имеющийся у него прибор астролябия. После чего заводит знакомство с местным дворником, спрашивая у него, есть ли в городе невесты. Находясь на данный момент в незавидном положении, Остап Бендер не смиряется со своей участью, а активно ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Пока у него только два не совсем подходящих варианта: стать многоженцем, обольстив и обобрав нескольких девиц, или написать и заняться распространением картины «Большевики пишут письмо Чемберлену».

Первый путь отвергается Бендером ввиду отсутствия «серого в яблоках костюма» и десяти рублей, без которых соблазнение в силу щепетильности главного героя выглядело бы, как «низкий сорт». Второй тоже мог преподнести чисто технические затруднения. Здесь Остап резко отличается от своих собратьев-жуликов по классической литературе. Он выглядит более жизненно и полнокровно на фоне гончаровского Штольца. С другой стороны, Бендер, в отличие от Чичикова, являясь жуликом по несчастью, сохраняет в себе черты некоторого благородства и даже чести. Возможно, в другую эпоху и при других обстоятельствах главный герой никогда бы не стал аферистом. Его жульничество явилось прямым порождением социализма, который пресекал всякую инициативность и творчество. Несмотря на то что Остап всеми фибрами души стремится заполучить кругленькую сумму, тем не менее он не стяжатель, а свободный художник. Ему больше интересен не результат, а сам процесс. Именно поэтому он словно шахматист тщательно продумывает ходы, разрабатывает тактику и стратегию в каждой новой ситуации. Увлекательная и хитроумная игра привлекает его тем сильнее, чем больше возможностей он создает для появления искрометных идей и замыслов. Следует отметить, что Бендер на ходу справляется с, казалось бы, на первый взгляд невероятно трудными задачами.

Главный герой превосходный психолог. Его талант убеждения ярко проявляется и в разговоре со старым дворником, и с бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым: «...решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встречному им проходимцу, все, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тещи». Умение общаться с различными людьми помогает главному герою добиваться своих целей в различных ситуациях. Так, к примеру, он смог найти общий язык даже с Людочкой-людоедкой с ее тридцатисловным запасом, обменяв обычное чайное ситечко на вожделенный стул. Нельзя обвинить Остапа Бендера и в трусости. Он с головой бросается в самые сложные обстоятельства, иногда даже не думая о последствиях: «Об этом не думайте. Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь! Учитесь торговать!». Достаточно вспомнить шахматный турнир, который устроил великий комбинатор в городе Васюки, оставшись без средств к существованию. Представившись гроссмейстером, Бендер настолько красочно расписал шахматное будущее васюкинцев, что без труда получил аванс в размере двадцати рублей и возможность заработать еще больше на самом турнире. В результате Остапу приходится спасаться бегством, однако и здесь фортуна благосклонна к бесстрашному счастливчику, поскольку баржа с преследователями переворачивается, и афера остается без возмездия. Таким образом, перед читателями встает довольно привлекательная и обаятельная фигура, удачно преодолевающая препятствия и не теряющая природного оптимизма.

Смерть Остапа Бендера в какой-то мере была предопределена. Слишком свободолюбив и удачен был этот человек, чтобы не раздражать окружающих только лишь своим присутствием. Остался всего лишь один стул из коллекции, в котором могли бы находиться бриллианты мадам Петуховой. Остап пребывал в превосходном состоянии духа: энергия и веселость его были неисчерпаемы. Этого же нельзя было сказать о Воробьянинове, изрядно вымотавшегося в этой гонке за сокровищами: «И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и отросший ус торчал уже не параллельно земной поверхности... В характере появились несвойственные ему раньше черты решительности и жестокости... Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть». Безусловно, Воробьянинов не мог бы долго сдерживать свои негативные чувства к компаньону. Когда Бендер рассказал Ипполитом Матвеевичу о последнем стуле, да еще подшутил над ним, это было последней каплей. Бывший предводитель дворянства дождался, пока Остап уснул и достал бритву: «Великий комбинатор умер на пороге счастья, которое он себе вообразил». Бендер на самом деле просто придумал себе это счастье, поскольку найди он бриллианты, они не принесли бы ему радости, ведь воплощенная мечта уже перестает быть мечтой, а человека тянет все к новым и новым вершинам. Ильф и Петров разработали и эту версию, но уже в другом своем романе «Золотой теленок».

Здесь главный герой добивается своей заветной цели и становится счастливым обладателем целого миллиона, однако его душа не насыщается этим. Ведь с одной стороны, в условиях социалистического общества он не может его истратить, не будучи членом хоть какого-нибудь государственного учреждения. А с другой, что самое главное, заканчивается увлекательная игра.

Викисклад Файлы на Викискладе

Оста́п Бе́ндер - главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев » и «Золотой телёнок », «великий комбинатор », «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма (увода) денег ». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей (в «Двенадцати стульях») и Бендер-Задунайский (в «Золотом телёнке»). В романе «Золотой телёнок» Бендера именуют Остап Ибрагимович .

Биография

Происхождение имени

Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, - говорил он, - был турецко-подданный»

По одной из версий, упоминание о «турецком подданстве» отца и отчество «Ибрагимович» не указывают на этническую связь с Турцией . В этом современники видели намёк на жительство отца Бендера в Одессе , где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных законоположений, связанных с конфессиональной принадлежностью, и заодно получить основания для освобождения от воинской повинности во время русско-турецкой войны. Кроме того, имя Ибрагим , как известно, является арабской формой имени Авраам .

По другой версии, Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» украинско (Остап ) - еврейско (Бендер ) - турецкое (Ибрагимович , -Сулейман , -Бей ) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Возможность заимствования одесскими авторами фамилии главного героя от названия близлежащего к их родине города, который по-румынски так и называется - Бендер (рум. Bender ), высказал историк Виктор Худяков . Ведь в романе «12 стульев» упоминается и акробатка театра Колумба Жоржетта Тираспольских - а Бендеры и Тирасполь расположены друг напротив друга на разных берегах Днестра . Кроме того, у города Бендеры турецкое прошлое , а широко известная за пределами города самая главная его достопримечательность - турецкая крепость .

Финал романа «Золотой телёнок» также подтверждает версию В.Худякова: Остап не переходит границу СССР с Польшей либо Финляндией, не плывёт через море в сторону Стамбула , а выбирает для перехода Румынию, реку Днестр, возле Тирасполя - а на другом берегу, с бывшей тогда румынской стороны - как раз Бендеры.

Жизнь Бендера до 1927 года

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключённый, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лёд на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и бельё, которые арестантам оставляли, изветшали.

«Золотой телёнок»

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») могут подпадать под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление, хоть и с целью шантажа . Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому телёнку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых, что даже стало причиной ссоры между соавторами. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца , написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

В пользу этой версии косвенно высказывается писатель Валентин Катаев : «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…»

После издания книги О. Шор заявился к Ильфу и Петрову с целью потребовать «авторские», за использование образа, однако писатели, рассмеявшись, пояснили, что образ собирательный, посему о вознаграждении речи идти не может, однако выпили с ним «мировую», после которой Осип оставил свои претензии, попросив писателей лишь об одном - воскресить героя.

Также следует отметить, что в 1926 году , за год до появления Бендера на страницах книги, в Москве, где жили Ильф, Петров и Катаев, с больши м успехом (всего было дано двести спектаклей) в театре Вахтангова была поставлена пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира », показывающая нравы НЭПа . В пьесе действует персонаж Аметистов, он же Путкиновский, он же Антон Сигурадзе, весьма похожий на будущего Бендера. Это обаятельный пройдоха, артистичный плут, элегантный мошенник, весьма активный и красноречивый, выпутывающийся из различных ситуаций. Аметистов, как и Бендер, перед первым появлением в пьесе вышел из тюрьмы. Аметистов был расстрелян в Баку, как Бендер зарезан в Москве - но оба они чудесным образом воскресли. Аметистов может убедить кого угодно в чём угодно (кроме милиции). Голубая мечта Аметистова - Лазурный берег и белые штаны («- Ах, Ницца, Ницца!.. [ср. О, Рио, Рио!..] Лазурное море, и я на берегу его - в белых брюках! »

В 19 веке образ великого комбинатора с мечтой о Рио предвосхитил барон Николай фон Менгден (сын генерала фон Менгдена и баронессы Амалии) (1822-1888), который в 1844 году авантюрным способом из праздного любопытства оказался в Рио-де-Жанейро . Выдав себя за русского сенатора, он получил аудиенцию у бразильского императора Педру II . Проведя время в Рио-де-Жанейро «превесело», Николай Менгден вернулся в Россию, где уже был уволен со службы. История эта была рассказана в воспоминаниях баронессы Софьи Менгден, опубликованных в 1908 году в журнале «Русская старина».

Бендер на экране

Экранизации романов были как в СССР, так и за границей. К примеру, «Двенадцать стульев» ставили в Польше, Германии, на Кубе . В первых зарубежных экранизациях был значительно изменён сюжет, а также было изменено имя главного героя. Ниже приведен список актеров, которые играли роль именно Остапа Бендера.

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается [кем? ] , что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого телёнка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили совсем не соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, некоторые [кто? ] считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Бендеру около 40 лет.
Георгий Делиев Ульрике Оттингер
В фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев .
Николай Фоменко Максим Паперник
Николай Фоменко сыграл Бендера в постановке «Двенадцати стульев» 2005 года , показанной по телевидению в начале января 2005 года .
Олег Меньшиков Ульяна Шилкина
В 2006 году был снят восьмисерийный сериал «Золотой телёнок» , в котором роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков. Актёрское воплощение образа Остапа Меньшиковым было признано одним из самых неудачных .

Памятники Остапу Бендеру

Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах

Остап Бендер увековечен памятниками в ряде городов:

  • Бердянск , Запорожская обл. - увековечен вместе с Шурой Балагановым в парке им. П. П. Шмидта.
  • Жмеринка , Винницкая область Украины, возле вокзала - памятник в виде стоящего Остапа в окружении стульев.
  • Мелитополь , перекресток пр. Б. Хмельницкого и ул. Кирова, возле кафе «Сити».
  • Пятигорск - памятник возле «Провала».
  • Санкт-Петербург - памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года, в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице дом 4, при входе в ресторан «Золотой Остап».
  • Старобельск , Луганская область Украины - памятник Остапу Бендеру установлен в «Студенческом» сквере ЛНУ им. Шевченко.
  • Харьков , ряд памятников (подробнее см. Памятники героям произведений Ильфа и Петрова в Харькове).
  • Чебоксары - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову на бульваре Ефремова (Чебоксарском арбате).
  • Екатеринбург - памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову установлен в августе 2007 года на улице Белинского.
  • В честь Остапа Бендера был назван ежегодный фестиваль юмора «Золотой Остап », проводившийся с 1992 года в Санкт-Петербурге , и вручавшиеся в рамках этого фестиваля премии.
  • ОАО «ВИНАП» (бывш. Новосибирский пиввинкомбинат) выпускало пиво под маркой «Товарищ Бендер » с изображением на этикетке Бендера, Козлевича, Паниковского и Балаганова в автомобиле «Антилопа Гну» и с цитатами из книги.
  • В начале 90-х один из исполнителей О. Бендера в кино, Арчил Гомиашвили , основал в Москве клуб /ресторан «Золотой Остап».

Ссылки

  • Web-журнал «Вечерний пустозвон». По следам Великого комбинатора Остапа Бендера

Примечания

  1. М. Одесский, Д. Фельдман. Литературная стратегия и политическая интрига. «Двенадцать стульев» в советской критике рубежа 1920-1930-х годов
  2. Худяков В. В. Афера Чичикова и Остап Бендер // В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 83-85. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6
  3. Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - 464 с. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6
  4. Эдуард Багрицкий . «Контрабандисты» ()
  5. «Двенадцать стульев» , гл. XXX «В театре Колумба»
  6. Жилищный кодекс РСФСР, статья 60, часть 2, норма 18
  7. Даниэль Клугер. Первый сыщик Советского Союза
  8. Электронная библиотека - Книги для читателей и качателей (; Фантастика. Фэнтези Фэнтази Рассадин С., Сарнов. В стране литературных героев 1-2
  9. Информация об Осипе Шоре
  10. Осип Шор Со ссылкой на материалы газеты «Новые известия» от 6 ноября 1999 г.
  11. В. Катаев. Алмазный мой венец / М., «Советский писатель», 1979.
  12. Эпоха. События и люди. //ТВ-канал «Беларусь», 23 ноября 2011, 15:30
  13. Сергей Беляков. Одинокий парус Остапа Бендера / «Новый Мир» 2005, № 12
  14. Левин А. Б. «Двенадцать стульев» из «Зойкиной квартиры»
  15. Михаил Булгаков . Собрание сочинений в пяти томах. Том 3: Пьесы. М: Художественная литература, 1992. «Зойкина квартира ». Комментарии.
  16. «Отрывках семейной хроники» (из воспоминаний баронессы Софии Менгден)
  17. Список зарубежных экранизаций
  18. Андрей Велигжанин. За Высоцкого в «Стряпухе» пел солист хора / «Комсомольская правда», 26.02.2004

Когда заходит разговор об экранизациях бессмертных романов Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой телёнок" сразу разгорается спор - какой актёр лучше всего представил образ Остапа Бендера на экране. При этом вспоминают только трёх актёров - Арчила Гомиашвили, Андрея Миронова и Сергея Юрского. А ведь образ Великого Комбинатора воплотили не только они. Про остальных даже и не вспоминают (а может и не знают). Так давайте устраним эту несправедливость и вспомних всех актёров, сыгравших Остапа Бендера (Рисунок Елены Мальва)


Первой адаптацией романа "12 сульев" в кино стала чешско-польская постановка 1933 года. Фильм был адаптирован под европейские реалии и Великого Комбинатора там переименовали в Владислава Клепку в исполнении Адольфа Дымша

В 1936 году вышел английский фильм "Пожалуйста сидите". Это ещё одна адаптация по мотивам романа. Здесь Джордж Формби сыграл Комбинатора под именем George Withers

В 1938 году был снят адаптированный под немецкие реалии фильм "Тринадцать стульев". Ганс Мозер сыграл помощника охотящегося за наследством парикмахера

В 1957 в Бразилии снял ремейк немецкого фильма. Вот только помощника парикмахера сделали дамой в исполнении Ренаты Фронци

Ещё один ремейк про парикмахера был снят в 1969 году. Это итальяно-французская комедия "Один из тринадцати" ("12+1"), в котором опять наследнику помогает очаровательная девушка в исполнении Шэрон Тейт

В 1962 году вышел Кубинский фильм "12 стульев". Действие фильма происходит на Кубе, вскоре после Кубинской революции. Главных героев зовут Оскар и дон Иполито. В этом фильме кубинского Великого Комбинатора сыграл Рейнальдо Миравальес

Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. Правда не в кино, а в театре. В 1956 году он сыграл его в постановке "Золотого телёнка" Эммануила Краснянского. А затем и в "12 стульях" Эраста Гарина

В общей сложности, по воспоминаниям самого Евгения Весника, он сыграл "великого комбинатора" шестьсот раз

Первым же экранным воплощением Остапа стал Игорь Горбачёв. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения "12 стульев"

Следующим Комбминатором стал Сергей Юрский в знаменитой постановке "Золотого телёнка" Михаила Швейцера в 1968 году

Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского составлял 33 года, в полном соответствии с романом: "Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.."

В 1970 году в американской экранизации "12 стульев" Бендера сыграл Фрэнк Ланджелла

Ну а в следующем, 1971 году на экраны вышли "12 стульев" Леонида Гайдая, где Остапом стал Арчил Гомиашвили

Кстати Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в "12 стульях" Леонида Гайдая и в фильме "Комедия давно минувших дней" Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году

Следующим Комбинатором стал Андрей Миронов в четырёхсерийном фильме-мюзикле "12 стульев" Марка Захарова

В 1993 году вышел фильм Василия Пичула "Мечты идиота", снятый по мотивам "Золотого телёнка". В этом фильме роль Остапа сыграл певец Сергей Крылов

Через 10 лет, в 2003 году, появился ещё один очень оригинальный Бендер - в фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер "Двенадцать стульев" главную роль сыграл одессит Георгий Делиев

В музыкальной новогодней постановке "12 стульев" 2005 года роль Великого Комбинатора на себя примерил ещё один шоумен - Николай Фоменко

Ну и последним (или крайним, как сейчас модно выражаться) Остапом Бендером стал Олег Меньшиков в восьмисерийнам сериале "Золотой телёнок" в 2006 году

Было ещё несколько зарубежных постановок по мотивам романа "12 стульев", например иранский фильм "12 сидений", австрийский "Мой дедушка и 13 стульев" или шведский "Семь чёрных бюстгальтеров". Но информация по ним крайне скудная.

Так всё-таки, кто по вашему лучше всего сыграл Остапа Бендера?

Голосуйте за вашего любимого актёра в этой роли. Понимаю, что зарубежные адаптации видели единицы, поэтому они в опросе не участвуют. Ну а для тех кто не может сам для себя выбрать "кто же лучше" - голосовать можно за нескольких актёров

Кто лучше сыграл Остапа Бендера

Игорь Горбачёв

6 (0.3 % )

Сергей Юрский

863 (36.0 % )

Арчил Гомиашвили

746 (31.1 % )

Андрей Миронов

730 (30.4 % )

Сергей Крылов

3 (0.1 % )

1. Афористичность языка романа.
2. Образ Остапа Бендера.
3. Закономерный финал произведения.

По языку, а также влиянию произведения на культуру детище двух величайших юмористов XX столетия И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» можно сравнить с комедиями А. С. Грибоедова, где половина стихов, по мнению А. С. Пушкина, стали пословицами. Многие фразы, придуманные авторами, прочно вошли в повседневную речь. Не задумываясь, откуда это, люди произносят: «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши». Это еще раз доказывает, что остроумие и меткие фразы никогда не теряют своей актуальности и очень популярны во все времена. Многие словосочетания так же обрели вполне самостоятельную жизнь. Так, к примеру, когда речь заходит о конторе «Рога и Копыта», то едва ли кто вспомнит Остапа Бендера, зато сразу же встает образ чего-то несуществующего, мнимого. Роман «12 стульев» и по сей день вызывает улыбку у новых поколений читателей. Многие явления, описанные в произведении, кажется, взяты из современной жизни, хотя со времени создания романа прошло уже около восьмидесяти лет.

По мнению многих литературоведов, Остап Бендер является главным художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова. Впервые читатель знакомится с этим человеком только в шестой главе части первой, когда история Ипполита Матвеевича уже известна. Однако она никогда бы не стала развиваться так стремительно и увлекательно, не появись на сцене новый персонаж, поражающий своей обаятельностью и остроумием. Молодой человек «лет двадцати восьми» не обременен каким-либо имуществом: «...у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы квартиру отпереть». Однако он был оптимистично настроен и своей импозантной внешностью мог бы произвести впечатление на местных барышень: «В город молодой человек вошел в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было». Б. М. Сарнов называет Остапа Бендера «гимном духа свободного предпринимательства». С первого знакомства видно, что новый герой — это личность неординарная: «Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий.

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу. Постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег». Не успев появиться в городе, молодой человек незамедлительно начинает действовать. Для начала он продает имеющийся у него прибор астролябия. После чего заводит знакомство с местным дворником, спрашивая у него, есть ли в городе невесты. Находясь на данный момент в незавидном положении, Остап Бендер не смиряется со своей участью, а активно ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Пока у него только два не совсем подходящих варианта: стать многоженцем, обольстив и обобрав нескольких девиц, или написать и заняться распространением картины «Большевики пишут письмо Чемберлену».

Первый путь отвергается Бендером ввиду отсутствия «серого в яблоках костюма» и десяти рублей, без которых соблазнение в силу щепетильности главного героя выглядело бы, как «низкий сорт». Второй тоже мог преподнести чисто технические затруднения. Здесь Остап резко отличается от своих собратьев-жуликов по классической литературе. Он выглядит более жизненно и полнокровно на фоне гончаровского Штольца. С другой стороны, Бендер, в отличие от Чичикова, являясь жуликом по несчастью, сохраняет в себе черты некоторого благородства и даже чести. Возможно, в другую эпоху и при других обстоятельствах главный герой никогда бы не стал аферистом. Его жульничество явилось прямым порождением социализма, который пресекал всякую инициативность и творчество. Несмотря на то что Остап всеми фибрами души стремится заполучить кругленькую сумму, тем не менее он не стяжатель, а свободный художник. Ему больше интересен не результат, а сам процесс. Именно поэтому он словно шахматист тщательно продумывает ходы, разрабатывает тактику и стратегию в каждой новой ситуации. Увлекательная и хитроумная игра привлекает его тем сильнее, чем больше возможностей он создает для появления искрометных идей и замыслов. Следует отметить, что Бендер на ходу справляется с, казалось бы, на первый взгляд невероятно трудными задачами.

Главный герой превосходный психолог. Его талант убеждения ярко проявляется и в разговоре со старым дворником, и с бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым: «...решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встречному им проходимцу, все, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тещи». Умение общаться с различными людьми помогает главному герою добиваться своих целей в различных ситуациях. Так, к примеру, он смог найти общий язык даже с Людочкой-людоедкой с ее тридцатисловным запасом, обменяв обычное чайное ситечко на вожделенный стул. Нельзя обвинить Остапа Бендера и в трусости. Он с головой бросается в самые сложные обстоятельства, иногда даже не думая о последствиях: «Об этом не думайте. Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь! Учитесь торговать!». Достаточно вспомнить шахматный турнир, который устроил великий комбинатор в городе Васюки, оставшись без средств к существованию. Представившись гроссмейстером, Бендер настолько красочно расписал шахматное будущее васюкинцев, что без труда получил аванс в размере двадцати рублей и возможность заработать еще больше на самом турнире. В результате Остапу приходится спасаться бегством, однако и здесь фортуна благосклонна к бесстрашному счастливчику, поскольку баржа с преследователями переворачивается, и афера остается без возмездия. Таким образом, перед читателями встает довольно привлекательная и обаятельная фигура, удачно преодолевающая препятствия и не теряющая природного оптимизма.

Смерть Остапа Бендера в какой-то мере была предопределена. Слишком свободолюбив и удачен был этот человек, чтобы не раздражать окружающих только лишь своим присутствием. Остался всего лишь один стул из коллекции, в котором могли бы находиться бриллианты мадам Петуховой. Остап пребывал в превосходном состоянии духа: энергия и веселость его были неисчерпаемы. Этого же нельзя было сказать о Воробьянинове, изрядно вымотавшегося в этой гонке за сокровищами: «И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и отросший ус торчал уже не параллельно земной поверхности... В характере появились несвойственные ему раньше черты решительности и жестокости... Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть». Безусловно, Воробьянинов не мог бы долго сдерживать свои негативные чувства к компаньону. Когда Бендер рассказал Ипполитом Матвеевичу о последнем стуле, да еще подшутил над ним, это было последней каплей. Бывший предводитель дворянства дождался, пока Остап уснул и достал бритву: «Великий комбинатор умер на пороге счастья, которое он себе вообразил». Бендер на самом деле просто придумал себе это счастье, поскольку найди он бриллианты, они не принесли бы ему радости, ведь воплощенная мечта уже перестает быть мечтой, а человека тянет все к новым и новым вершинам. Ильф и Петров разработали и эту версию, но уже в другом своем романе «Золотой теленок».

Здесь главный герой добивается своей заветной цели и становится счастливым обладателем целого миллиона, однако его душа не насыщается этим. Ведь с одной стороны, в условиях социалистического общества он не может его истратить, не будучи членом хоть какого-нибудь государственного учреждения. А с другой, что самое главное, заканчивается увлекательная игра.