Мое отношение к обломову с цитатами. Мое отношение к главному герою романа И

Главный герой романа Гончарова – Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».
Обломов вызывает во мне чувства изумления, а также презрение и жалости. Он поражает своей фантастической ленью. Где это видано – валяться целый день на диване, не вставая, и не испытывать от этого никаких удобств. Он говорит, что не нашел себе занятие по душе. Такого занятия, на которое можно потратить свою жизнь. Ерунда! Если бы он хотел найти, то непременно бы сделал бы это. Но Обломов не проявил упорства и поэтому, желая себя оправдать, говорил Штольцу, что в его жизни не было огня, что она началась с погасания. Просто он не хотел зажечь в себе этот огонь, бессознательно оберегал от этого свою душу. В ней только временами вспыхивали искры, чтобы тут же погаснуть вновь.
Обломов презирал общество, высший свет. Их членов он называл мертвецами, спящими людьми, хуже его самого. Пусть он отчасти прав, но ведь не все общество состоит из таких людей. Среди них наверняка нашлись бы яркие личности, выделяющиеся из толпы, не находящиеся под властью общественного мнения. Но обломов считал себя выше этого суетного мира и не желал заводить с людьми света никаких отношений. Итак, из этого можно сделать вывод о нежелании Обломова заниматься чем бы то ни было, кроме лежания на диване. Там он был занят исключительно важным, по его мнению, делом – мечтанием об усовершенствование имения и о том, как он будет там жить вместе с женой и детьми. Но способность мечтать свойственна каждому человеку. В этом нет ничего плохого. Плохо то, что Обломов не делал ничего, чтобы воплотить мечту в жизнь. Он не мог преодолеть препятствие по пути к цели. На первом препятствие он спотыкался и останавливался, не двигаясь дальше. Так и с письмом старосты.
Как страус прячет голову в песок, так и он уходил в себя, в выдуманный им мир. Эти попытки убежать от реальности свидетельствует о трусоватости и слабости. А это всегда вызывает отвращение и презрение. Только сильное чувство Обломова к Ольге подтолкнуло его к походу в палату. Любовь к ней наполнило его сердце жаром и энтузиазмом. Но как бы ни сильны были чувства, все равно они не смогли победить в нем обломовскую суть, барского начало. Своей слабохарактерностью Обломов оттолкнул от себя свою единственную любовь.
В конце концов презрение к герою во мне превращается в жалость. Все-таки он был человеком с добрым сердцем и искренней душой. Я жалею что он не смог перебороть себя, что он прожил свою жизнь без смысла, не узнал, что может быть в ней хорошо, кроме еды и «ничегонеделаниья».
Я хочу, чтобы меньше людей походило на Обломова, чтобы все радовались жизни и обязательно не ленились осуществлять свои мечты.

Илья Ильич Обломов из романа Гончарова – один из самых необычных, интересных и ярких героев русской литературы. Тот, кто познакомился с ним, наверное, уже никогда не сможет забыть этого, на первый взгляд, забавного персонажа.

О внешности Обломова Перед читателем Илья Ильич предстает таким себе пухленьким, симпатичным мужчиной тридцати двух – тридцати трех отроду. У него приятное лицо, голубые глаза, светлые волосы. Все в его внешности говорит о покое, мягкости, расслабленности… Только вот, глядя на него, хочется уснуть. И еще отталкивает засаленный халат, в который Обломов облачен чуть ли круглосуточно – видно, что он давно не стиран. Да, и вообще, опрятным внешний вид Ильи Ильича не назовешь. Такое ощущение, что этому человеку пришлось провести пару дней или даже недель вдали от дома, без элементарных бытовых удобств. Но нет – он находится в своем жилище и имеет достаточно средств, чтобы вовремя отдавать вещи в стирку, мыться теплой водою с мылом и даже содержать прислугу.

Почему же тогда так потрепан и “затаскан” Обломов? Что происходит с мужчиной в самом расцвете сил, если он так сильно запустил и себя, и свою одежду, и свою комнату? На книжных полках пыль, халат помят и откровенно грязен (наверное, и запах от него исходит соответствующий), сам Илья Ильич выглядит заспанным и обрюзгшим. Может, у него что-то случилось? Какая-то трагедия,

Или он заболел депрессией… Не моется, не бреется, никуда не ходит – лежит себе на диване и смотрит в потолок. Точно – беда у человека!

О внутреннем мире героя Едва роман “Обломов” увидел свет, на его главного героя тут же набросились литературные критики. Они исследовали персонажа вдоль и поперек, навесили кучу ярлыков и диагнозов, назвали символом разлагающегося капиталистического общества, воплощением упадка и деградации. Возможно, в чем-то они и правы… А мое отношение к Обломову такое: мне его просто жаль. Этот человек вызывает у меня искреннее сочувствие. Ведь он никому ничего не делал плохого. От природы был добрым и умным. Как и большинство людей в молодости, мечтал изменить мир к лучшему, совершить героические поступки. И даже не тщеславие или амбиции заставляли его этого желать. Даже этого греха у Обломова не было! Он, на самом деле, хотел помочь, принести пользу. Не для того чтобы войти в историю, а для того чтобы людям стало легче жить. Кстати, отсутствие амбиций тоже, скорее всего, сыграло свою роль в печальной судьбе Ильи Ильича. Но все-таки… Как получилось, что молодой, образованный человек из обеспеченной семьи, полный идей и стремлений, похоронил себя заживо в пыльной комнатушке? Как дошел он до такого состояние, когда самое элементарное действие (например, написание письма) уже вызывало у него приступ паники? Как превратился симпатичный юноша в рыхлую массу жира и пота, возвышающуюся над диваном и днем, и ночью?

О причинах Причины есть у любого явления. Имеются они и здесь. Мне кажется, что “обломов” живет в каждом человеке без исключения. Всем нам не хочется трудностей, а хочется легких путей. И мы с радостью прогуливаем уроки, если появится такая возможность, и отлыниваем от выполнения домашних заданий. И мечтаем выиграть миллион, чтобы жить на проценты и ничего не делать. Большинство людей по утрам думает о том, как надоело вставать в такую рань и куда-то идти, как хотелось бы остаться дома, под тепленьким одеялом. Но, тем не менее, они подымаются и идут. А Обломов – нет. Он продолжает лежать, несмотря на ежедневные обещания самому себе начать, наконец, действовать. Прогресс является следствием противоречий. Одно из них – между потребностями и возможностями. Например, хочется кушать, а денег на еду нет. Возникло противоречие. Чтобы устранить его, человек идет работать. И это – прогресс. А у Обломова с самого детства был налажен быт. Ему не приходилось думать о куске хлеба – он спокойно жил на доходы от родового поместья… Поэтому мог позволить себе уйти со службы, когда она ему надоела. И не бегать в поисках другого места. Был бы он тщеславен – не смог бы довольствоваться тем, что имеет, хотел бы большего. Но амбиции у Ильи Ильича отсутствовали. Так что, ни кнута, ни пряника в его случае не получилось. Плюс острый ум персонажа. Он тоже ему навредил. Обломов прекрасно видел недостатки людей и окружающего его общества в целом. Все это ему было противно. Он не желал растворяться в серой массе, охваченной снобизмом, мещанством и другими болезнями глупцов. В идеале – было бы что-то делать, что-то менять… Хоть взять и пойти в школу – учить детей, прививать им другие, лучшие качества. Но Обломова, как говорится, засосало. Он так и остался человеком-ростком. С богатым, но увы, ни на грамм не реализованным, потенциалом. Он настолько увяз в своем пыльном болоте, что даже любовь к Ольге – сильное, большое чувство – не смогла вырвать его из тлена. А это был его верный и, к сожалению, последний шанс… Но страх хлопот, связанных с предстоящей женитьбой, оказался сильнее чувства. Потеряв любовь, Обломов был обречен. Словно сердце, заросшее жиром и уже не способное поэтому полноценно работать, он постепенно угасал. Удары становились все тише, все реже… Пока не прекратились совсем.

Вывод Илья Ильич в конце романа умирает. И мое отношение к Обломову пронизано сочувствием. Бесполезно прожитая жизнь – это всегда печально. Но литературный герой жил не зря. Думаю, очень многих он спас и еще спасет от ловушки мягкого дивана. Обломов всем нам показал, что расслабляться нельзя. Нужно действовать. Движение – это жизнь. А пассивность ведет к верной смерти.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Сочинение.

Сочинение по роману И. А. Гончарову «Обломов». Мое отношение к Обломову.

Главный герой романа Гончарова – Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». Он, «дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».
Обломов вызывает во мне чувства изумления, а также презрение и жалости. Он поражает своей фантастической ленью. Где это видано – валяться целый день на диване, не вставая, и не испытывать от этого никаких удобств. Он говорит, что не нашел себе занятие по душе. Такого занятия, на которое можно потратить свою жизнь. Ерунда! Если бы он хотел найти, то непременно бы сделал бы это. Но Обломов не проявил упорства и поэтому, желая себя оправдать, говорил Штольцу, что в его жизни не было огня, что она началась с погасания. Просто он не хотел зажечь в себе этот огонь, бессознательно оберегал от этого свою душу. В ней только временами вспыхивали искры, чтобы тут же погаснуть вновь.
Обломов презирал общество, высший свет. Их членов он называл мертвецами, спящими людьми, хуже его самого. Пусть он отчасти прав, но ведь не все общество состоит из таких людей. Среди них наверняка нашлись бы яркие личности, выделяющиеся из толпы, не находящиеся под властью общественного мнения. Но обломов считал себя выше этого суетного мира и не желал заводить с людьми света никаких отношений. Итак, из этого можно сделать вывод о нежелании Обломова заниматься чем бы то ни было, кроме лежания на диване. Там он был занят исключительно важным, по его мнению, делом – мечтанием об усовершенствование имения и о том, как он будет там жить вместе с женой и детьми. Но способность мечтать свойственна каждому человеку. В этом нет ничего плохого. Плохо то, что Обломов не делал ничего, чтобы воплотить мечту в жизнь. Он не мог преодолеть препятствие по пути к цели. На первом препятствие он спотыкался и останавливался, не двигаясь дальше. Так и с письмом старосты. Обломов знал, что нужно принимать решительные меры, чтобы не разориться, но не принимал, а только волновался, да и то недолго. Как страус прячет голову в песок, так и он уходил в себя, в выдуманный им мир. Эти попытки убежать от реальности свидетельствует о трусоватости и слабости. А это всегда вызывает отвращение и презрение. Только сильное чувство Обломова к Ольге подтолкнуло его к походу в палату. Любовь к ней наполнило его сердце жаром и энтузиазмом. Но как бы ни сильны были чувства, все равно они не смогли победить в нем обломовскую суть, барского начало. Своей слабохарактерностью Обломов оттолкнул от себя свою единственную любовь.
В конце концов презрение к герою во мне превращается в жалость. Все-таки он был человеком с добрым сердцем и искренней душой. Я жалею что он не смог перебороть себя, что он прожил свою жизнь без смысла, не узнал, что может быть в ней хорошо, кроме еды и «ничегонеделаниья».
Я хочу, чтобы меньше людей походило на Обломова, чтобы все радовались жизни и обязательно не ленились осуществлять свои мечты.


"Обломов" - социально-психологический роман, написанный И. А. Гончаровым в 1857 году. В этом произведении автор изобразил общественную жизнь второй половины девятнадцатого века.

Центральным образом романа является Илья Обломов - дворянин, помещик. С самого начала произведения герой предстаёт в глазах читателя ленивым и бездеятельным человеком. В его комнате беспорядок, которого хозяин будто не замечает, грязь и пыль.

Илья Ильич всё время лежит на диване, и это лежание для него - нормальное состояние. Жизнь помещика показывается как что-то скучное и однообразное. У Обломова нет никаких стремлений, его устраивает его образ жизни. Внешний мир представляется герою каким-то чуждым и враждебным.

Обломов вызывает у меня смешанные чувства. С одной стороны, это - жалость и презрение, ведь его жизнь лишена каких-либо движений. Обломов никак не старается воплотить свои планы в жизнь. Он просто лежит и мечтает. С другой стороны, герой вызывает чувство сострадания и понимания. Ведь Обломов осознает убожество и пустоту своей жизни. Он ставит задаёт себе вопрос: "отчего я такой?" Ответом на него является сон Обломова, который переносит нас в детство героя.

Мы видим, в каких условиях формировалась личность Ильи Ильича. Он вырос в Обломовке, где была однообразная монотонная жизнь, лишённая каких-либо интересных событий. Илья был подвержен чрезмерной опеке старших. Его лишали всякой возможности познавать мир. Это и предопределило дальнейшую судьбу героя.

Рассказывая о герое, И. Гончаров показал такое явление, как "обломовщина". Это понятие означает образ жизни, при котором человек не видит смысла в своём существовании, его бытие лишено каких-либо эмоций и впечатлений, а также практической деятельности. Именно это явление характерно для общества девятнадцатого века. Ведь жизнь многих русских помещиков была похожа на жизнь Обломова.

Но, к сожалению, проявление этой самой "обломовщины" можно встретить и в наши дни. Многие люди находят свою жизнь пустой и монотонной, аналогичной жизни героя произведения. Поэтому роман И. Гончарова будет актуален ещё долгое время. Ведь в нём писатель обращает внимание читателей на важные проблемы личности человека и пытается найти их решение.

Обновлено: 2018-01-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Он выразил собою один ее [жизни] край.

И. А. Гончаров

Не много найдется в нашей литературе персонажей, которых бы автор так беспо­щадно «раздевал» перед читателями. Обломов только открыл глаза после сна - а он уже перед нами: в халате, в разных чулках, в мягких домашних туфлях. Илья Ильич еще и с дивана не успел встать, а «опытный глаз человека с чистым вкусом» уже заметил не убранную с вечера тарелку с обглоданной косточкой, хлебные крошки, пыль и запусте­ние в небрежно обставленном кабинете. Кажется, вот встряхнется, оглядится человек, и предстанет в более достойном виде. Но не дождется читатель, даже если доберется до конца романа. В этом халате, в еще более убогой обстановке скончается Илья Ильич, «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести». Теперь все ясно: ведь перед нами - знаменитый Обломов, лентяй и лежебока, затмивший ленивцев всех времен и народов своим не превзойденным никем пороком.

Но интересно то, что герой, обреченный быть «отрицательным», вызывает чувство симщтии и у автора, и у читателя, и даже у критиков.

__ /Лень - это порок, который не скроешь, он проявляется во всем и всюду: во внешно­сти, в образе жизни, в отношении к любому делу. Хотя Илья Ильич и пытается подвести «философский фундамент» под него в срое оправдание^но на самом деле - он осознает свой порок, стыдится своей лени и самого себя такогс/Штольцу говорит, что «сознание - не оправдание», но мне симпатичен Обломов уже тем, что не старается произвести на других впечатление, не пытается казаться лучше, чем он есть.

Порок Ильи Ильича имеет еще одну смягчающую особенность: он не наносит вреда другим людям. Наоборот, многие не против воспользоваться его добром, если хозяину лень за ним присмотреть или с умом распорядиться. Так что лень Обломова - это и его наказание, его тяжкий крест, от которого он бы и рад избавиться, да не может. Илья Ильич получил свой порок в наследство вместе с имением и крепостными, вместе с вос­питанием, привычками, выработанными десятилетиями жизни русского барства. Можно сказать, что Обломову не повезло со временем. Он родился барином и оставался им, когда «золотой век» дворянства подошел к концу. Людям, чей зрелый возраст приходится на время больших перемен, всегда труднее всех. Они - дети уходящей эпохи, и вписаться в новую могут только сильные и смелые характеры. А Обломов - слаб, характер у него вялый, апатичный. Но сложился он таким не по желанию «владельца», а под влиянием обстоятельств. И многое в его душе и в его жизни остаюсь скрытым для людей.

Л е, кто знал Илью Ильича ближе, - Штольц, Ольга, искренне любили его за чистоту души и доброту сердца, за искренность и благородство. «Не раз он страдал за утраченное мужчиной достоинство и честь, плакал о грязном падении чужой ему женщины, но молчал, боясь света». К нему возвращался Штольц «из светской толпы, с вечера, с бала посидеть на широком диване... и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную душу...». Благодаря Обломову «просияла жизнь» Агафьи Матвеевны и померкла навсегда с его смертью; «но зато навсегда и осмыслилась: теперь уж знала, зачем жила и что жила не напрасно». И не одна вдова Ильи Ильича помнит и горюет о нем: «невольно заплачет и Ольга вместе с нею, а Андрей, взволнованный, поспешно уйдет из комнаты». И Захар все ходит на могилу своего барина и поминает его душу добрым словом.

То, что случилось с Обломовым, не вина, а беда его. И мне жаль его; как жаль каж­дого хорошего человека, попавшего в беду. Обломов часто говорил о себе, что он болен. И болезнь его опасна и заразна^Оттого он и отгородился от всего мира, позволив нам наблюдать, как идет ее развитие, как угасает человеческая жизнь. «Погиб, пропал ни за что», - скажет о нем Штольц.(Но Обломов верил в то, что «у каждого есть свое назна­чение». Илья Ильич не осуществил свои юношеские мечты. Но его печальная судьба
помогла установить «диагноз» его болезни и понять ее происхождение, обнаружить «симптомы» и найти способы борьбы с ней. «Обломовщина» - болезнь наследственная, и лечить ее нужно на ранних стадиях, без докторов, усилиями воли, трудом и терпением. Иначе придется вместе с Обломовым «постепенно укладываться в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».