Непревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита. Непревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита Как определяет воланд участь того кто любит

Все его жены имели прямое отношение к его произведениям - кто-то давал ценные советы насчет сюжетной линии, кто-то стал прототипом главных героинь, кто-то просто помогал в организационных вопросах - он всегда ощущал поддержку той, которая была рядом. Было так и ровно 88 лет назад, когда в одесском журнале "Шквал" начали печатать отрывки из его романа "Белая гвардия". В романе "Мастер и Маргарита" он вложил в уста Воланда фразу, что "тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" и всю жизнь доказывал правоту этого высказывания…


Татьяна: Первая любовь...

Они познакомились летом 1908 года - подруга матери будущего писателя привезла из Саратова свою племянницу Тасю Лаппа на каникулы. Она была всего на год младше Михаила, и молодой человек с большим энтузиазмом взялся опекать юную барышню - они много гуляли, ходили в музеи, разговаривали… У них было много общего - несмотря на внешнюю хрупкость, Тася обладала твердым характером и всегда имела, что сказать, верила в удачу.

В семье Булгаковых Тася чувствовала себя как дома.

Но лето кончилось, Михаил отправился на учебу в Киев. В следующий раз он увидел Тасю лишь через три года - когда выпал шанс отправиться в Саратов, сопровождая бабушку Татьяны. Теперь настал ее черед выступить в роли гида - показать Булгакову город, прогуляться по его улицам, музеям и говорить-говорить-говорить…

Михаила семья приняла… как друга, но о том, чтобы поженить бедного студента и юную школьницу не могло быть и речи. Но через год Булгаков снова вернулся в дом управляющего Казенным домом Николая Лаппы… и нашел подходящие слова, убедившие будущего тестя отправить дочь учиться в Киев.

Надо отметить, что по приезду в Киев у Татьяны случился серьезный разговор с матерью писателя и об их отношениях. Но и здесь влюбленным удалось успокоить Варвару Михайловну и объяснить, что их союз - не просто выходка или блажь. И в марте 1913 года студентом Булгаковым было подано прошение на имя ректора в канцелярию университета о разрешении ему вступить в брак с Татьяной Николаевной Лаппа. А 26 числа оно было завизировано: "Разрешаю".

Во время поездки в Саратов на рождественские каникулы молодые предстали перед родителями Татьяны вполне сложившейся супружеской парой. "Тася" осталась в прошлом, и теперь перед ними была "жена студента - госпожа Татьяна Николаевна Булгакова".

Жили порывом, настроением, никогда не экономили и почти всегда были без денег. Она стала протопипом Анны Кирилловны в рассказе "Морфий". Она всегда была рядом, выхаживала, поддерживала, помогала. Они прожили вместе 11 лет, пока Судьба не свела Михаила с Любовью…

Любовь: Зрелая любовь...

Они познакомились в январе 1924 года на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь писателя Алексея Толстого. Михаил уже почувствовал, что это такое - быть писателем и искал свою музу, способную вдохновить и направить его творческий порыв в нужное русло, способную трезво оценить рукопись, дать совет. К сожалению, Татьяна не обладала подобным талантом (как, впрочем, и никаким другим, имеющим отношение к литературе). Она была просто хорошим человеком, но этого ему уже было недостаточно.

Любовь Евгеньевна Белозерская же, напротив, уже давно вращалась в литературных кругах - ее тогдашний муж выпускал в Париже собственную газету "Свободные мысли", а когда они переехали в Берлин, то вместе занялись выпуском просоветской газеты "Накануне", где периодически печатались очерки и фельетоны Булгакова.

К моменту их личного знакомства Любовь уже находилась в разводе со своим вторым мужем, но продолжала активно участвовать в литературной жизни Киева, куда они переехали с мужем после Берлина. При встрече с Булгаковым она настолько поразила его, что писатель решился на развод с Татьяной.

Отношения Михаила и Любови напоминали именно творческий союз. Любовь помогала ему с сюжетными линиями, была первым слушателем, читателем. Поженилась пара лишь спустя год после знакомства - 30 апреля 1925 г. Счастье продлилось всего четыре года. Ей писатель посвятил повесть "Собачье сердце" и пьесу "Кабала святош".

Но 28 февраля 1929 года Судьба приготовила ему встречу с подругой Любови - той, о которой впоследствии писатель скажет: "Любил я лишь единственную женщину, Елену Нюренберг…"

Елена: Любовь навсегда...

Они познакомились на квартире у художника Моисеенко. Сама Елена много лет спустя скажет о той встрече: "Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь…"

Они оба были несвободны. Елена была замужем за своим вторым мужем - глубоко порядочным человеком, воспитывала двоих сыновей. Внешне брак был идеальным. Собственно говоря, он действительно был таким - Евгений Шиловский, потомственный дворянин, с невероятным трепетом и любовью относился к своей супруге. И она его любила… по-своему: "Он удивительный человек, таких нет… мне хорошо, спокойно, уютно. Но Женя занят почти целый день… я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами… Я чувствую, что такая тихая, семейная жизнь не совсем по мне… мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать… во мне просыпается моё прежнее "я" с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам…"

Роман Булгакова и Шиловской возник внезапно и бесповоротно. Для них обоих это было тяжким испытанием - с одной стороны, безумные чувства, с другой - невероятная боль за тех, кого они заставляли страдать. Они то расходились, то возвращались обратно. Елена не притрагивалась к его письмам, не отвечала на звонки, никогда не выходила на улицу одна - она хотела спасти брак и не причинять боль своим детям.

Но, видимо, от судьбы не уйдешь. Во время первой же своей самостоятельной прогулки спустя полтора года после бурного объяснения Булгакова с ее мужем, она встретила Михаила. И первой же его фразой было: "Я не могу без тебя жить!.." Она тоже не могла без него.

На этот раз Евгений Шиловский не стал препятствовать жене в ее желании развестись. В своем письме родителям он старался оправдать поступок жены: "Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга… Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, она поступила правильно, что не пожертвовала им… Я бесконечно благодарен ей за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в своё время…"

Судьба уготовила им сложную жизнь, Елена стала его секретарем, его опорой. Он стал для нее смыслом жизни, она - его жизнью. Она стала прототипом Маргариты и оставалась с ним до самой его смерти. Когда здоровье писателя ухудшилось - врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз - Елена полностью посвятила себя супругу и выполнила обещание, данное ею ещё в начале 1930-х годов. Тогда писатель попросил ее: "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках…"

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда Михаил Афанасьевич Булгаков писал роман о Мастере, едва ли он предполагал, что создает самое значимое произведение русской литературы ХХ века. Сегодня произведение заслуженно входит в списки наиболее читаемых книг мира, оставаясь при этом объектом бесконечного спора литературоведов и философов.

А для сайт «Мастер и Маргарита» - просто любимая история, полная загадок и бесконечной мудрости. То, что больше всего нужно в наше непростое время.

  • Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
  • Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
  • Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
  • Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
  • Трудный народ эти женщины!
  • Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
  • Все будет правильно, на этом построен мир.
  • Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
  • Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  • Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
  • Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
  • Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  • Помилуйте... Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
  • Правду говорить легко и приятно.
  • Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
  • - Достоевский умер.
    - Протестую, Достоевский бессмертен!
  • А факт - самая упрямая в мире вещь.
  • Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
  • Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
  • Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
  • - Трусость - один из самых страшных человеческих пороков.
    - Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость - самый страшный человеческий порок.
  • Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
  • Самый страшный гнев - гнев бессилия.
  • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
  • Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда!
  • Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их.
  • Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

Сразу скажу, что в этом отзыве не будет глубокого анализа романа и фактов о нём из Википедии . Я просто опишу свои эмоции после прочтения.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я рада тому, что впервые прочитала это произведение именно в 20 лет. Не то чтобы в подростковом возрасте роман "Мастер и Маргарита" мне не понравился, но просто я бы многое не поняла наверное. Да и моменты с Понтием Пилатом мне бы показались нудными. А вот в чём я точно уверенна на все 100% так это то, что от любовной линии и проделок свиты я была бы в полном восторге.

Вообще, ещё 2 года назад я читала исключительно бредовые антиутопии , которые особо ничем не отличались друг от друга , но иногда всё же наставали моменты просветления . Сегодня же я хочу читать наиболее серьёзную литературу и классику, от которой меня воротило в 14-15 лет.

Нормальную аннотацию по сюжету я, к сожалению, не нашла, поэтому попробую описать без спойлеров всё сама. Действие романа начинается в Москве на Патриарших прудах, где в любопытную беседу редактора художественного журнала Михаила Александровича Берлиоза и молодого поэта Ивана Бездомного вмешивается иностранец лет сорока с лишним. Никто из них даже представить не может, к чему приведёт сей разговор. Параллельно Михаил Афанасьевич знакомит нас с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, который вершит суд над человеком, которого обвиняли в призыве разрушить храм. Самое интересное, что эти два события в какой-то момент объединяются. Да и вообще все действия произведения Булгаков искусно спаивает в одно целое.


В романе присутствует ещё один мир, если можно так выразиться. Мир мистический, в котором есть говорящие коты, вампиры и зомби. Читала моменты с ними с особым упоением, так как обожаю эту направленность всеми фибрами души. Описание магии и ритуалов в произведении "Мастер Маргарита" преподнесено невероятно привлекательно и интересно. Мне кажется, эти моменты захватят каждого и не отпустят даже после прочтения. Я, например, до сих пор вспоминаю некоторые главы с подробностями и цитирую крылатые фразы из романа.


Примечательно, как Булгаков вклинивает магический мир в современный. Именно в этом симбиозе он показывает всю суть общества в произведении. Пороков тут будет немало, есть повод над чем задуматься. Только перед эпиграфом я посидела минуты две...

Редко бывает так, что первая глава занимает меня сразу, но это не тот случай. С первых же предложений роман увлекает тебя, и ты не можешь оторваться. Я словно витком за виток скручивала клубок. Правда поначалу кое-какие детали были непонятны, но к середине всё встало на свои места. Повороты в сюжете удивляли, так как предугадать что-то практически невозможно. Этим мне и нравится данное произведение.


Особой любовью я прониклась к двум персонажам. Первый - кот Бегемот. Неожиданно? Ну, конечно же, НЕТ! Абсолютно всем нравится этот до ужаса юморной и обаятельный персонаж, и я не исключение. Не понимаю, как его можно не любить. А и их шалости с Фаготом точно вызовут у вас реакцию похожую на смех или хотя бы ухмылку.

Вторым любимым персонажем романа для меня является Иван Николаевич Понырев - поэт под псевдонимом Бездомный. Мне было настолько жаль его и очень обидно от того, что никто не хотел ему верить и услышать. Уж кто-кто, но он был самым адекватным и здравомыслящим во всём произведении. Я рада, что эпилог кончается словами именно об этом персонаже.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.1. В чем новаторство Н. А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

У Некрасова тема поэтического творчества тесна связана с темой гражданственности. По Некрасову, у поэта нет права проходить мимо несправедливости и унижения, поэт должен проявлять активную гражданскую позицию в борьбе с угнетателями, ведь Муза поэта – «родная сестра» крестьянки, иссечённой в кровь. Потому поэт должен чувствовать всю людскую боль и служить человечеству.

Тема может быть раскрыта на примере стихотворений «Вчерашний день часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Блажен незлобливый поэт» и других.

17.2. Почему Л. Толстой избегает героизации образа Кутузова? (по роману «Война и мир».)

Л.Н. Толстой считает, что личность, какой бы великой она ни была, не может изменить ход истории. Кутузов не исключение. Писатель с явной симпатией говорит о полководце, но избегает его героизации.

Все поведение Кутузова во время войны с французами - подчинение себя самого и русской армии «неизбежному ходу событий». Совет в Филях, решение оставить Москву (вопреки воле императора) - важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения оставить историческую столицу государства - плод малодушия, результат роковой ошибки. Так думают и некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по-настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армии французов.

В романе «Война и мир» образ Кутузова не сводится лишь к каким-то «полководческим доблестям»: мужеству, умению руководить войсками на поле боя и т. п. Нет! У Толстого все глубже и тоньше. Величие Кутузова в том и заключается, что он не пытается противиться естественному ходу событий, осознавая, что есть что-то сильнее и значительнее его воли.

17.3. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита» - одна из центральных тем. В романе перед нами предстаёт любовь возрождающая и созидающая, любовь демоническая и разрушающая.

Мастер и Маргарита – люди разных социальных кругов. Мастер беден, Маргарита богата. Мастер живёт в тесном подвальчике, но гордо выполняет свою миссию – пишет роман. Маргарита купается в роскоши, но жизнь её пуста и однообразна. Оба героя одиноки и несчастны, пока не встретили друг друга. Им выпало немало испытаний. Но именно любовь, принесшая так много горя, помогает выстоять Мастеру и Маргарите против всех трудностей, встретившихся на их пути. Любовь очищает героев и преображает их. История Мастера и Маргариты – гимн настоящей любви.

17.4. «О ты, последняя любовь!» (по произведениям Ф. И. Тютчева).

Для анализа необходимо взять стихотворения «Денисьевского цикла».

Эта «блаженно-роковая» любовь продолжалась в течение пятнадцати лет и оборвалась лишь со смертью Елены Александровны. Она была на двадцать три года моложе поэта, что не помешало ей, по свидетельству Георгиевского, хорошо знавшего обоих, испытать «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергичную любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником...».

Поэту суждено было пережить любимую, он говорил, что с ее смертью он утерял интерес к жизни, более того, он воспринимал жизнь без нее как наказание:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось.

Господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось.

Стихи, посвященные Елене Александровне, - это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Страдания и слезы поэта вылились в незабываемый цикл.

"Он не заслужил света, он заслужил покой":

3.4.2. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Любовная история, написанная в подражание стилю романтизма, на протяжении всего романа сопровождается улыбкой автора. «Любовь выскочила перед нами, как из под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Любовь – убийца. Такое сравнение наводит прежде всего на мысль о том, что обычная жизнь для них с этого момента кончилась и началась другая. Маргарита лгала, изворачивалась и жила тайной жизнью, а Мастер, вообще, свою жену не помнит. Поэтому счастье для них в земной жизни недостижимо, поскольку «тайная жена» – незаконная жена. «Вот как приходится платить за ложь», - говорит Маргарита, и все их дальнейшие беды – расплата за незаконные отношения. Но любовь их сильна, и у них есть «покровитель», который поможет уйти им из этой жизни. По мысли Булгакова, своими земными страданиями они искупили свою вину и в вечности будут вместе.

В то же время Маргарита явно противопоставлена московским обывателям, в ней есть духовная жажда. Ведь она имеет все, о чем могут мечтать жители Москвы. «Многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста… Муж ее был красив, молод, добр, честен и обожал свою жену… со своим мужем они занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата… Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах… никогда не прикасалась к примусу… Словом… она была счастлива? Ни одной минуты!» У ней нет самого главного, нет ощущения полноты жизни, нет любви. И она делает выбор абсурдный для обычного москвича, бросает мужа, спокойную и благополучную жизнь, ради психически сломленного человека. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» В ткани этого романа мысли очень быстро превращаются в жизнь.

Собственно, ведьмой она была названа Булгаковым еще до того, как она превратилась в нее. «Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего», - вот, что всей душой желала она. Свободна в том числе и от нравственного долга. И она выплёскивает всё скопившееся в ней зло в доме Драмлита, где её отрезвляет лишь плачущий младенец. Достоевский говорил, что весь мир не стоит одной слезы невинного ребенка. И ведьма эта после этого поступка становится почти доброй. Хотя будут ещё и «непечатные ругательства» и эксгибиционизм и довольно «лёгкое» поведение, но ведь она даже запретила Азазелло отомстить критику Латунскому. Ну, а истории её заступничества за Фриду, Пилата, Николая Ивановича, ставшего боровом, подтверждают слова Воланда о том, что милосердие иногда стучится в сердца москвичей.

Еще раз необходимо сказать о наименовании персонажей сатаной, демонами, ведьмами, которым Булгаков придает положительные черты. Ведь в реальности так не бывает, а утвердиться в мысли, что это всего лишь «фантастический роман» крайне сложно, ведь для верующего человека, это – не литературные персонажи, не отвлеченные понятия, а силы зла, с которыми он ежедневно ведет борьбу в своей душе, и опытно знает, что «он [дьявол; – человекоубийца бе искони» (Ин.8,44). Таким образом, этот роман для него часто лишь богохульство и кощунство, и замысел автора для него, становится закрытым. Не случайно говорил Н.Бердяев: «Русское Православие не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире». Наша задача состоит в том, чтобы попытаться все же проникнуть в авторский замысел.

Маргарита была несчастна, «…она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». И вот она обрела любовь, обрела смысл жизни, и она готова на все, чтобы только снова его не утратить. «Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет… Я погибаю из-за любви!» Она идет на союз с Воландом – сатаной, и этим отрицается от Бога. Ее судьба схожа с судьбой Левия Матвея, ради своей любви к Йешуа дошедшего до богохульства, однако за свою преданность учителю разделившего его участь. Так и Маргарита, по Булгакову, хотя бы частично исполнила свой нравственный долг своей преданностью Мастеру. Когда-то Воланд сказал о любимой собаке Пилата – Банге, его единственном друге, которая вместе с ним осталась в вечности, что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Это в полной мере относится и к Маргарите.

«Мы видим странную любовь Маргариты, - говорит Архиепископ Иоанн Шаховской, - некоего женственного начала (может быть, таинственно олицетворяющего Россию), к столь же таинственному, как она, и, в конце концов расплывшемуся в далях если не света, то покоя, писателю, Мастеру».

«Соловьевская теологема Софии – вечной женственности, была положена в основу многих произведений Блока, например драмы «Роза и Крест». В героине ее Изоре, пояснял Блок, борются два стремления: «одно –пошлое, житейское, сладострастное; этой частью своего существа она склоняется к пажу; но эта половина души освещена розовым, нежным, дрожащим светом другой половины, в которой скрыты высокие и женственные возможности».

«Высшее проявление «вечноженственного» в поэзии В.С. Соловьев усматривает в поведении пушкинской Татьяны, ибо она отвергает Онегина, которого любит, и остается верна мужу, которого никогда не любила и не имеет причины жалеть, так как он здоров, самоуверен и самодоволен. Следовательно, она поступает исключительно в силу нравственного долга, - случай редкий и интересный».

Если посмотреть на поведение Маргариты в этом контексте, то нетрудно заметить, что идеал пушкинской Татьяны для нее недостижим. С другой стороны, она ради любви приносит в жертву всё, что имеет, даже идет на то, чтобы оказать услугу Воланду, став королевой бала сатаны, чтобы узнать что-нибудь о своем возлюбленном. «…Она уж догадывалась, к кому именно в гости её зовут, но это не пугало её. Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала её бесстрашной». После бала же жертвует своим единственным шансом увидеть Мастера ради Фриды, проявляя к ней жалость. Таким образом, Маргарита здесь не смеет противиться велению совести и поступает в силу нравственного долга.

Однако, было бы неверным характеризовать ее, как исключительно положительный персонаж, как это делают школьные учебники. Не надо забывать, что она тайно изменяет, а затем бросает своего мужа, от которого не видела «никогда никакого зла». И это ее мучит, она все хочет с ним объясниться, а уже став ведьмой, пишет записку. Входя в сделку с сатаной, заложив ему душу, чем же она тогда будет любить своего возлюбленного Мастера? Только телом, наготу которого, став ведьмой, она уже не стремиться покрывать: «плевала я на это». Это – вывод богословский.

Но и в литературном плане, войдя в союз с Воландом и втянув сюда Мастера (впрочем, Мастер был готов к этому: «Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я!... клянусь, что за эту встречу я отдал бы связку ключей Прасковьи Федоровны, ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!»), они тем самым навсегда остаются в ведомстве Воланда, навсегда лишаются света. «Любовь Мастера и Маргариты, - заключает Архиеп. Иоанн Шаховской, - проходит странной, лунной, не солнечной полосой в повествовании». Ибо Солнце, Свет – знаменующий вечное блаженство, для них закрыты, остается лишь лунная дорожка, светящаяся отраженным светом и освещающая «верных любовников», спутница всех влюбленных романтиков.

Мастер и Маргарита: "не двойной ли это образ русской души"?.