Папа римский. Франциск Папа Римский - кто он

Папа римский Франциск – 266-й глава католической церкви, который стал первым в истории понтификом с Нового Света и папой-иезуитом. Он известен всему миру как многогранный, но очень скромный человек, который помимо своих основных обязанностей на престоле вносит значительный вклад в решение мировых проблем, а также выступает дипломатом в нормализации отношений с православным духовенством в разных странах.

Родился Папа римский Франциск (в миру Хорхе Марио Бергольо) 17 декабря 1936 года в столице Аргентины Буэнос-Айресе в многодетной семье итальянских эмигрантов Реджины Марии Сивори и Марио Джузеппе Бергольо. Он стал пятым и последним ребенком у родителей, которые воспитывали детей в любви и заботе, но в строгой скромности, так как единственным добытчиком в семье был отец, являвшийся обычным рабочим на железной дороге.

В детстве будущий глава католической церкви был великодушным, добросердечным и щедрым мальчиком, поэтому старался вынести из дома все самое ценное и раздарить нуждающимся, за что неоднократно наказывался родителями. Именно тогда мама Хорхе Марио Бергольо поняла, что ее сын будет Божьим чадом, потому что он был учтивым абсолютно с любым человеком, проявляя свою добросердечность без напускного тщеславия.


Несмотря на это, свое первое образование он получил в одном из университетов Буэнос-Айреса, в котором изучал химию. Получив диплом химика-технолога, Папа римский Франциск все же поступил в семинарию и в 22 года вступил в мужской духовный орден Римско-католической церкви. Период послушничества (новициат) проходил в Чили, после чего вернулся в родной город и поступил в колледж Святого Иосифа, откуда выпустился лиценциатом (академиком) философии.

До 1969 года Бергольо занимался преподавательской деятельностью в католических колледжах Буэнос-Айреса. Он учил воспитанников литературе, философии и теологии. По словам самого Папы римского, в ранней молодости до того момента, как он почувствовал желание и способность приобщать людей к церкви, ему приходилось работать уборщиком, лаборантом и даже вышибалой в ночном клубе Аргентины.

Кардинальство

В 33 года Хорхе Марио Бергольо был рукоположен в священники, после чего продолжил преподавательскую деятельность – он стал профессором на факультете теологии в колледже Сан-Мигель. Через 10 лет, покорив лидеров Иезуитского общества своими совершенными знаниями, неприхотливостью и упорством, будущий понтифик получил повышение до ректора семинарии Святого Иосифа, а через 6 лет защитил докторскую диссертацию в Германии и был назначен на пост духовного директора архиепископии Кордовы.


В 1992 году будущий глава католической церкви был посвящен в епископы, а в 1997 году назначен коадъютором, т.е. наследником епархии. Тогда он проявил весь свой талант руководителя, раскрыл качества истинного отца церкви, а также безграничную скромность, за что был возведен в архиепископы Буэнос-Айреса. В 2001 году архиепископ Бергольо получил титул церкви Св. Роберта Беллармина и возведен в кардиналы, став высшим после Папы духовным лицом католической церкви.

Достигнув так называемого церковного Олимпа, будущий Папа римский Франциск занял несколько административных постов в «министерствах» Ватикана – он получил членство в Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, вошел в состав Конгрегации по делам духовенства и церковного имущества, а также стал членом Папского Совета по делам семьи.


В 2005 году после смерти папы римского Иоанна Павла II кардинал Бергольо был вызван в Ватикан в качестве папабиля, но на голосовании не смог победить своего главного «соперника» на пост главы католической церкви Йозефа Ратцингера.

После этого он был назначен главой Епископской конференции Аргентины, чем завоевал международный престиж и лидерство среди кардиналов. В 2013 году после отречения Бенедикта XVI от папского престола, что произошло впервые за последние 600 лет, кардинал Бергольо вновь отправился на Конклав в качестве кандидата и на этот раз стал лидером голосования.

Интронизация нового Папы римского состоялась 19 марта 2013 года. Кардинал Бергольо принял первое за историю папства имя Франциск и стал первым главой католической церкви из Нового Света с орденом Иезуитов. Католики с огромным восторгом восприняли весть о том, что их пастырем стал скромный кардинал Бергольо из Латинской Америки.


Став «президентом» Ватикана, Папа римский Франциск по-прежнему остался скромным и социально справедливым человеком. Он очень прост в общении с людьми и придерживается «правильных», по мнению общества, позиций по социальным и моральным вопросам.

Глава католической церкви решительно выступает против абортов и эвтаназии, против легализации однополых браков, поддерживая католический традиционализм. Папа римский Франциск также провел масштабную реформу в управлении Банка Ватикана, имеющую антикоррупционное направление.


Он стал единственным главой католической церкви, который через год правления представил финансовый отчет Института религиозных дел, а в конце 2015 года и вовсе назначил внешний аудит финансовой отчетности Ватикана, бюджет которого составляет более 300 млн долларов.

На занимаемом посту Папа римский Франциск проявляет дружественное отношение к России, проявляя глубокий интерес к православной церкви. В начале 2016 года он впервые встретился с , с которым обсудил тему гонений на христиан, сближение отношений между католической и православной церквями и международную политику.

Личная жизнь

Личная жизнь Папы римского Франциска полностью заключается в духовенстве и веровании в Бога. Он ведет очень скромный образ жизни, проповедует сострадание ко всем больным и нищим людям, часто посещает трущобы и хосписы. Безупречная биография понтифика делает его одним из немногих высокопоставленных сановников, которые не имели в своей жизни «темных пятен». Даже в сане архиепископа он ездил в храм на метро, отказавшись от причитающихся ему привилегий, а в Рим прибыл всего с одним чемоданом личных вещей.


Глава католической церкви полностью отказался от телевидения, в чем дал обет еще в 1994 году и придерживается идеалов евангельской бедности – у него нет роскошных апартаментов, папамобиля и личного повара. При этом у него имеются и мирские слабости. Папа римский Франциск является преданным фанатом аргентинского футбольного клуба «Сан-Лоренсо» и в 2008 году стал его официальным членом клуба болельщиков.

В 2016 году стало известно, что понтифик сыграет в приключенческом фильме «По ту сторону солнца», в котором основой сюжета будет Новый Завет, а главными героями станут дети, в ролях двенадцати апостолов. Франциск сам попросил снять такой фильм для того, чтобы дети всей планеты смогли понять послание .

В средние века происходила борьба за первенство между духовной властью и светской. Императоры активно участвовали в выборе. Столетняя война во Франции и церковный раскол ослабили влияние римского папы. Лишь в 1929 году папе вернули возможность управлять городом-государством Ватикан.

В современное время выбор папы происходит на собрании кардиналов. Камерленго, являющийся временным главой Коллегии кардиналов, объявляет о смерти предшественника. Созывается конклав и избирается новый папа. Пока понтифик не объявлен, управляет делами Коллегия. Избранный папа меняет свое имя и подбирает номер. Например, Юлий I.

Список последних римских пап, годы правления (начало)

  1. Юлий II – 1503 г. Первый папа, которого бальзамировали.

  2. Лев X – 1513 г. На момент избрания не имел священного сана. Умер в возрасте 45 лет.

  3. Адриан VI – 1522 г. Боролся против Реформации.

  4. Климент VII – 1523 г. Понтификат имел много ошибок, неудач.

  5. Павел III – 1534 г. Поддерживал и развивал науки. Доверял астрологам и советовался с ними каждый раз, когда принимал важное решение.

  6. Юлий III – 1550 г. Возобновил праздники и карнавалы в Риме.

  7. Марцелл II – 1555 г. Владел латынью, греческим и итальянским языками. Очень был эрудированным. Знал математику, архитектуру, астрономию и многое другое.

  8. Павел IV – 1555 г. Самый пожилой папа на момент избрания.

  9. Пий IV – 1559 г. Доброжелательный и душевный. Основал первые духовные семинарии.

  10. Пий V – 1566 г. Суровая личность, ведущая аскетический образ жизни. Разрешал пытки и наказания.

  11. Григорий XIII – 1572 г. Последний папа, имеющий внебрачных детей. Ввел григорианский календарь.

  12. Сикст V - 1585 г. Боролся с бандитизмом, осушил болота, привел в порядок улицы и площади, построил фонтаны.

  13. Урбан VII – 1590 г. Боролся с курением, умер от малярии. Самый краткий срок (13 дней).

  14. Григорий XIV – 1590 г. Был тихим и болезненным.

  15. Иннокентий IX – 1591 г. Поддерживал политику испанского короля Филиппа II.

  16. Климент VIII – 1592 г. Мудрый государственный деятель. Благословил кофе и содействовал распространению напитка в Европе.

  17. Лев XI – 1605 г. Прозванный «папа-молния». Пробыл во главе церкви 28 дней.

  18. Павел V – 1605 г. Начинал карьерный путь юристом. Строгий и решительный, он защищал привилегии церкви, стремился сохранить единство структуры.

  19. Григорий XV – 1621 г. Издал буллу против магов и ведьм. Папские выборы проводились тайным голосованием.

  20. Урбан VIII - 1623 г. Элегантный и рассудительный, имел изысканный вкус. Покровительствовал поэтам, финансировал работы скульпторов и художников.

  21. Иннокентий X – 1644 г. Осудил янсенизм.

  22. Александр VII – 1655 г. Проявлял интерес к проектам архитектуры, которые впоследствии стали шедеврами эпохи барокко.

  23. Климент IX – 1667 г. Приветливо относился к людям, раздавал милостыню бедным. Посодействовал в постройке музыкального театра.

  24. Клименент X – 1670 г. Призывал любить друг друга, ежедневно доказывая преданность Всевышнему через доверие, щедрость и благоразумие.

  25. Иннокентий XI – 1676 г. Занимался благотворительной деятельностью, помогая населению во время наводнений и чумы. Запретил азартные игры. Жил скромно.

  26. Александр VIII – 1689 г. Вернул Авиньон.
  27. Иннокентий XII – 1691 г. Последний папа, который носил бороду. Уничтожил практику кумовства.

  28. Климент XI – 1700 г. Получил докторскую степень в области права (канонического и гражданского). Тонкий дипломат и миротворец. В годы правления появилась Академия живописи и скульптуры.

  29. Иннокентий XIII – 1721 г. Правление спокойное и процветающее.

  30. Бенедикт XIII – 1724 г. Аскет по жизни, он не умел управлять. Открыл Испанскую лестницу, был основателем Университета Камерино.

  31. Климент XII – 1730 г. 78-летний папа, слепой и больной, провел программы по реконструкции сооружений, построил порт и выступал за то, чтобы Римская и Православная церкви воссоединились.

  32. Бенедикт XIV – 1740 г. Покровительствовал ученым и деятелям искусства.

  33. Климент XIII – 1758 г. Противник эпохи Просвещения. Нерешительный и неуверенный.

  34. Климент XIV – 1769 г. Принял позицию примирения между светской и церковной властью. Ликвидировал орден иезуитов.

  35. Пий VI – 1775 г. Выступление против французской революции посодействовало утрате Авиньона и графства Венессен.

  36. Пий VII – 1800 г. Подписанный с Наполеоном договор предполагал возможность государства вмешиваться в деятельность церкви (финансы, земли).

  37. Лев XII – 1823 г. Благородный и скромный. Не смог оценить события своего времени.

  38. Пий VIII – 1829 г. Признавал смешанные браки (католики и протестанты). Был отравлен.

  39. Григорий XVI – 1831 г. Он был последним неепископом, которого избрали папой.

  40. Пий IX – 1846 г. Провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

  41. Лев XIII – 1878 г. Доктор богословия, опубликовавший 88 энциклик.

  42. Пий X – 1903 г. Издал указ, где говорилось о том, что дети допускаются к причастию в возрасте 7 лет (вместо 14).

Если проанализировать список, то можно увидеть небольшие сроки правления. Это объясняется болезненностью, пожилым возрастом. Некоторые из них, принимая почетную обязанность стоять во главе, иногда не понимали сути своей деятельности. Но мудрые, грамотные и дальновидные оставили заметный след в истории и религии. Честь и хвала тем, кто думал о развитии государства, проводив реформы и выпуская особые законы чести.

266-й папа римский – нестандартная личность. Он первым выбрал имя Франциск. Имеет диплом химика-технолога. К церкви пришел не сразу. Увлекаясь гуманитарными науками и получив ученую степень по философии, Хорхе преподавал в колледже. В свободное время посещал ночные клубы и следил за дисциплиной.

Не стесняясь работы лаборанта и уборщика, Хосе постепенно приближался к духовенству. Лидерские навыки помогли достичь поставленных целей. Живя скромно в маленькой квартире, будущий папа хотел добиться справедливости и равенства. Когда по статусу кардинала ему полагался персональный лимузин с шофером, выбор был однозначен – отказаться.

Созванный в 2013 году конклав, после отречения Бенедикта XVI, провозгласил имя следующего римского папы. Им оказался Хорхе Марио Бергольо. Решение большинства аргентинских епископов показало престиж претендента на международном уровне. Франциск явился первым папой из Нового Света.

Девизом для герба стала строчка из от Матфея, которая у семнадцатилетнего юноши побудила желание жить по заповедям Христа и вести за собой людей. В ней говорилось о простых истинах: быть полезным всем, терпеть обиды, избегать мелких почестей, не искать собственной выгоды и славы.

Папы римские, список и годы правления – многим эта информация покажется утомительной и неактуальной. Но проанализировать деятельность глав католической церкви и просто выявить особые черты ведущих личностей бывает иногда полезно и поучительно.

Города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

Ти-тул «па-па» в ран-не-хри-сти-ан-скую эпо-ху при-ме-нял-ся по от-но-ше-нию ко всем епи-ско-пам и вы-ра-жал осо-бое поч-те-ние (по от-но-ше-нию к римскому епи-ско-пу впер-вые встре-ча-ет-ся в начале III века у Тер-тул-лиа-на). Позд-нее он за-кре-пил-ся лишь за епи-ско-па-ми Ри-ма и Алек-сан-д-рии. Современная официальная ти-ту-ла-ту-ра Папа Римский: епи-скоп Рим-ский, ви-ка-рий Ии-су-са Хри-ста, пре-ем-ник кня-зя апо-сто-лов, Вер-хов-ный пон-ти-фик все-лен-ской Церк-ви, при-мас Ита-лии, ар-хи-епи-скоп и ми-тро-по-лит Римской об-лас-ти, су-ве-рен государства Ва-ти-кан, раб ра-бов Бо-жи-их.

Рим с са-мо-го за-ро-ж-де-ния хри-сти-ан-ской Церк-ви иг-рал боль-шую роль в её жиз-ни. Ни-ка-кая дру-гая западная Цер-ковь, кро-ме рим-ской, не име-ла апо-столь-ско-го про-ис-хо-ж-де-ния, в то вре-мя как на Вос-то-ке бы-ло мно-го апо-столь-ских ка-федр (например, ос-но-ван-ных апостолом Пав-лом в Ма-лой Азии, Гре-ции). Римская цер-ковь ак-тив-но уча-ст-во-ва-ла в жиз-ни других ка-федр по-сред-ст-вом ад-ре-со-ван-ных им по-сла-ний по различным во-про-сам (например, по по-во-ду спо-ров о дне празд-но-ва-ния Пас-хи, середина II века, по во-про-су пе-ре-кре-щи-ва-ния ере-ти-ков, середина III века) и поль-зо-ва-лась у них ав-то-ри-те-том. В эпо-ху Все-лен-ских со-бо-ров (IV-VIII веков) по-зи-ции Римской ка-фед-ры ещё бо-лее ук-ре-пи-лись, так как Папы Римские вы-сту-па-ли про-тив-ни-ка-ми ере-тических уче-ний: ари-ан-ст-ва (ко-то-рое при-ня-ли многие вар-вар-ские пле-ме-на ещё до на-ше-ст-вия на Римскую им-пе-рию), мо-но-фи-зит-ст-ва, мо-но-фе-лит-ст-ва, ико-но-бор-че-ст-ва, не ос-та-нав-ли-ва-ясь да-же пе-ред временными раз-ры-ва-ми с восточными церк-ва-ми. Это стя-жа-ло римскому пре-сто-лу сла-ву оп-ло-та пра-во-сла-вия. По-сле IV Все-лен-ско-го со-бо-ра (451) во все-лен-ской Церк-ви сло-жи-лась сис-те-ма 5 пат-ри-ар-ха-тов - круп-ней-ших и наи-бо-лее ав-то-ри-тет-ных ка-федр (Рим-ская, Кон-стан-ти-но-поль-ская, Алек-сан-д-рий-ская, Ан-ти-охий-ская и Ие-ру-са-лим-ская), к пред-стоя-те-лям ко-то-рых с VI века стал ре-гу-ляр-но при-ме-нять-ся ти-тул пат-ри-ар-ха (из официальной ти-ту-ла-ту-ры Папы Римского ти-тул пат-ри-ар-ха За-па-да ис-клю-чён в 2006 году, од-на-ко со-хра-нён в латинской под-пи-си «P. P.» - «Па-па и Пат-ри-арх»).

Вме-сте с тем в Римской церк-ви по-сте-пен-но раз-ви-ва-лось уче-ние о при-ма-те Папы Римского как вер-хов-но-го гла-вы всей хри-сти-ан-ской Церк-ви, но-си-те-ля выс-шей юрис-дик-ции и ав-то-ри-те-та в во-про-сах ве-ры и хри-сти-ан-ской мо-ра-ли. С этим уче-ни-ем свя-за-но фор-ми-ро-ва-ние осо-бой ве-ро-учительной сис-те-мы ка-то-ли-циз-ма . Опи-раю-щее-ся на тол-ко-ва-ние отдельных мест Свя-щен-но-го Пи-са-ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) уче-ние о пап-ском при-ма-те ос-но-ва-но на пред-став-ле-нии о пер-вен-ст-ве в Церк-ви апостола Пет-ра, ко-то-рый в западной тра-ди-ции счи-та-ет-ся пер-вым епи-ско-пом Ри-ма; па-пы, как пре-ем-ни-ки апостола Пет-ра по Римской ка-фед-ре, на-сле-ду-ют от не-го это пер-вен-ст-во. Римский со-бор 378 года оп-ре-де-лил прин-цип не-под-суд-но-сти пап свет-ской вла-сти и рас-про-стра-нил су-деб-ную власть епи-ско-па Рим-ско-го на всех епи-ско-пов За-па-да, Римский со-бор 382 года впер-вые за-я-вил о при-ма-те епи-ско-па Рим-ско-го по от-но-ше-нию к апо-столь-ским ка-фед-рам Вос-то-ка. В V веке яр-ким вы-ра-зи-те-лем уче-ния о пап-ском при-ма-те был па-па Лев I Ве-ли-кий. Римский со-бор 494 года впер-вые на-звал Папу Римского «на-ме-ст-ни-ком Хри-ста» (vicarius Christi). На Вос-то-ке уче-ние о при-ма-те Папы Римского не при-ни-ма-лось в пол-ном объ-ё-ме, но и не ос-па-ри-ва-лось до оп-ре-де-лён-но-го вре-ме-ни.

По-сте-пен-но Папы Римские ста-ли пре-тен-до-вать на выс-ший сю-зе-ре-ни-тет в Ев-ро-пе на ос-но-ва-нии под-дель-но-го до-ку-мен-та в фор-ме императорской кон-сти-ту-ции - «Кон-стан-ти-но-ва да-ра» (VIII-IX века). Осо-бый им-пульс по-ли-тические при-тя-за-ния пап по-лу-чи-ли по-сле «Пи-пи-но-ва да-ра » (середина VIII века), ко-то-рым франк-ский май-ор-дом Пи-пин Ко-рот-кий да-вал Папе Римскому власть свет-ских пра-ви-те-лей на от-воё-ван-ных у лан-го-бар-дов зем-лях - бу-ду-щей Пап-ской об-лас-ти.

Ос-лаб-ле-ние Ви-зан-тии по при-чи-не внутренних смут и про-ти-во-ре-чий, араб-ских (VII-VIII веков) и тюрк-ских (XI века) за-вое-ва-ний спо-соб-ст-во-ва-ло ак-тив-но-му стрем-ле-нию Папы Римского рас-про-стра-нить свою власть на Вос-то-ке, что при-ве-ло к со-пер-ни-че-ст-ву с восточными пат-ри-ар-ха-та-ми (например, борь-ба па-пы Ни-ко-лая I и пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Фо-тия из-за цер-ков-ной юрис-дик-ции над Бол-га-ри-ей и при-ори-те-та в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти сре-ди сла-вян-языч-ни-ков) и в ито-ге - к раз-де-ле-нию церк-вей.

В пе-ри-од борь-бы с им-пе-ра-то-ра-ми Свя-щен-ной Римской им-пе-рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре-тен-до-ва-ли на выс-шую свет-скую власть во всех хри-сти-ан-ских зем-лях, что бы-ло вы-ра-же-но в хо-де гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы и в дея-тель-но-сти па-пы Гри-го-рия VII. Кре-сто-вые по-хо-ды, взя-тие кре-сто-нос-ца-ми Кон-стан-тино-по-ля (1204), вве-де-ние ин-кви-зи-ции (два по-след-них со-бы-тия при па-пе Ин-но-кен-тии III) оз-на-ме-но-ва-ли пик уси-ле-ния свет-ской и ду-хов-ной вла-сти Папы Римского. В XIII-XV веках, осо-бен-но во вре-мя про-ти-во-стоя-ния со-бор-но-му дви-же-нию, Авинь-он-ско-го пле-не-ния пап, Ве-ли-кой схиз-мы, уси-лия Папы Римского бы-ли на-прав-ле-ны на удер-жа-ние дос-тиг-ну-то-го влия-ния.

Важ-ны-ми ве-ха-ми в ис-то-рии пап-ст-ва яв-ля-ют-ся Ре-фор-ма-ция и про-ти-во-по-став-лен-ная ей Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью Контр-ре-фор-ма-ция, од-ним из клю-че-вых со-бы-тий ко-то-рой стал Три-дент-ский со-бор (1545-1563), осо-бо вы-де-лив-ший пап-ские пре-ро-га-ти-вы, в ча-ст-но-сти то, что ав-то-ри-тет Папы Римского вы-ше ав-то-ри-те-та лю-бо-го со-бо-ра. Уче-ние о пап-ском при-ма-те в ка-че-ст-ве дог-ма-та ка-то-ли-циз-ма бы-ло про-воз-гла-ше-но Ва-ти-кан-ским I со-бо-ром (1869-1870) в дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Pas-tor Aeternus». Этой же кон-сти-ту-ци-ей про-воз-гла-шён дог-мат о без-оши-боч-но-сти Папы Римского в важ-ней-ших официальных су-ж-де-ни-ях (ex cat-hedra) по во-про-сам ве-ры и нрав-ст-вен-но-сти (в ос-таль-ных слу-ча-ях вы-ска-зы-ва-ния Папы Римского не но-сят об-ще-обя-за-тель-но-го ха-рак-те-ра; дог-мат не под-ра-зу-ме-ва-ет лич-ную без-греш-ность па-пы).

В ре-зуль-та-те мно-го-ве-ко-вой эво-лю-ции ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском при-ня-ло сле-дую-щий вид. Ии-сус Хри-стос по-ста-вил апостола Пет-ра кня-зем (латинский princeps) апо-сто-лов ; Пётр - ос-но-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви, ви-ди-мый её гла-ва и на-ча-ло един-ст-ва. Он един-ст-вен-ный вос-при-нял власть (potestas) пря-мо от Хри-ста, а не че-рез по-сред-ст-во Церк-ви. Он на-ме-ст-ник Хри-ста, при-няв-ший всю пол-но-ту вла-сти, а не од-но лишь пер-вен-ст-во чес-ти; апо-сто-лы при-ня-ли власть не без Пет-ра и не про-тив Пет-ра, они бы-ли ему под-чи-не-ны и да-же апостол Па-вел не был ему ра-вен. Апостол Пётр был пер-вым епи-ско-пом Ри-ма, по-это-му Папа Римский - пол-но-вла-ст-ный пре-ем-ник апостола Пет-ра. От-сю-да име-но-ва-ние пап-ской ка-фед-ры как «апо-столь-ско-го пре-сто-ла», «пре-сто-ла святого Пет-ра» и тому подобное. Пет-ро-во пре-ем-ст-во не ос-но-ва-но на все-лен-ских со-бор-ных по-ста-нов-ле-ни-ях. Един-ст-во Церк-ви в том, что «ста-до Хри-сто-во» в си-лу об-ще-ния с Папой Римским име-ет еди-но-го пас-ты-ря и ис-по-ве-ду-ет его ве-ру. При-зна-ние та-ко-го пер-вен-ст-ва Папы Римского не-об-хо-ди-мо для спа-се-ния; не по-ви-ную-щий-ся па-пе - схиз-ма-тик. Папа Римский име-ет не-по-сред-ст-вен-ную епи-скоп-скую юрис-дик-цию над всей Цер-ко-вью. Это - вер-хов-ная власть в во-про-сах ве-ро-уче-ния и мо-ра-ли, дис-ци-п-ли-ны и управ-ле-ния. По-ста-нов-ле-ния Папы Римского не ну-ж-да-ют-ся в до-пол-нительном со-гла-сии Церк-ви, что-бы быть не-пре-лож-ны-ми, так как они вы-ра-жа-ют са-мую сущ-ность цер-ков-ной ве-ры и яв-ля-ют-ся го-ло-сом Церк-ви.

Папа Римский име-ет вер-хов-ную за-ко-но-дательную, административную и су-деб-ную власть. Бу-ду-чи вер-хов-ной су-деб-ной ин-стан-ци-ей, Папа Римский при-ни-ма-ет апел-ля-ции от всех вер-ных; его ре-ше-ние не под-ле-жит пе-ре-смот-ру в какой-либо другой ин-стан-ции. Сам Папа Римский не под-ле-жит ничь-е-му су-ду, име-ет власть над со-бо-ра-ми. Он вер-хов-ный учи-тель Церк-ви, сам по се-бе оп-ре-де-ляю-щий об-ще-обя-за-тель-ные ве-ро-учительные ис-ти-ны и пол-но-моч-но ин-тер-пре-ти-рую-щий со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, но мо-жет дей-ст-во-вать и как ча-ст-ный учи-тель, например под-дер-жи-ваю-щий од-но из до-пус-ти-мых мне-ний какой-либо бо-го-слов-ской шко-лы (бо-го-слов-ские факультеты, мо-на-ше-ские ор-де-на у ка-то-ли-ков име-ют пра-во на ча-ст-ные док-три-ны по дис-кус-си-он-ным во-про-сам).

Трак-туе-мая та-ким об-ра-зом власть Папы Римского ос-па-ри-ва-лась пра-во-слав-ны-ми, про-тес-тан-та-ми и да-же чле-на-ми са-мой Рим-ско-ка-то-лической церк-ви (со-бор-ное дви-же-ние, гал-ли-кан-ст-во) в различных ас-пек-тах (Свя-щен-ное Пи-са-ние, Свя-щен-ное Пре-да-ние, ка-но-ни-ка, цер-ков-ная ис-то-рия). Ва-ти-кан-ский II со-бор (1962-1965) Рим-ско-ка-то-лической церк-ви, со-хра-нив не-пре-ре-кае-мым уче-ние о пер-вен-ст-ве Папы Римского во все-лен-ской Церк-ви, на-ря-ду с этим, при-дал осо-бое зна-че-ние прин-ци-пам епи-скоп-ской кол-ле-ги-аль-но-сти, в рам-ках ко-то-рой римский пон-ти-фик осу-ще-ст-в-ля-ет своё пер-во-вер-хов-ное слу-же-ние. Со-глас-но при-ня-той со-бо-ром дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Lumen Gentium», кол-ле-гия епи-ско-пов об-ла-да-ет унас-ле-до-ван-ной от апо-сто-лов пол-но-той вла-сти в Церк-ви и без-оши-боч-но-стью в из-ло-же-нии уче-ния о ве-ре и нра-вах, од-на-ко обя-зательным ус-ло-ви-ем осу-ще-ст-в-ле-ния этих пре-ро-га-тив яв-ля-ет-ся со-гла-сие и един-ст-во с Папой Римским.

В начале XXI века боль-шин-ст-во бо-го-сло-вов всех хри-сти-ан-ских кон-фес-сий при-зна-ют ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском главным пре-пят-ст-ви-ем на пу-ти вос-ста-нов-ле-ния един-ст-ва Рим-ско-ка-то-лической церк-ви с другими церк-ва-ми.

Свет-ская власть Папы Римского, ны-не дей-ст-вую-щая в государстве Ва-ти-кан (пра-во-пре-ем-ни-ке Пап-ской об-лас-ти), важ-на как га-ран-тия его не-за-ви-си-мо-сти от лю-бой че-ло-ве-че-ской вла-сти. В ме-ж-ду-народном пра-ве в си-лу од-но-временного вла-де-ния Папой Римским не-раз-дель-ны-ми функ-ция-ми вла-сти - как ви-ди-мо-го гла-вы Рим-ско-ка-то-лической церк-ви и как су-ве-ре-на государства Ва-ти-кан - он яв-ля-ет-ся су-ве-рен-ной пер-со-ной ис-клю-чительного свой-ст-ва (persona sui generis). Пол-ный су-ве-ре-ни-тет Папы Римского со-хра-ня-ет-ся за ним вне за-ви-си-мо-сти от на-ли-чия тер-ри-то-ри-аль-ных вла-де-ний.

В из-бра-нии но-во-го Папы Римского по-сле смер-ти (или отречения) пре-ды-ду-ще-го пон-ти-фи-ка, со-глас-но пра-ви-лу, ут-вер-див-ше-му-ся со вре-мён гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы XI века, мо-гут при-ни-мать уча-стие толь-ко кар-ди-на-лы, со-брав-шие-ся на конк-ла-ве. С конца XIV века Папа Римский не-из-мен-но из-би-ра-ет-ся из чис-ла кар-ди-на-лов. Со-глас-но Ко-дек-су ка-но-ни-че-ско-го пра-ва, он мо-жет от-речь-ся от слу-же-ния по собственной во-ле без со-из-во-ле-ния с чьей-ли-бо сто-ро-ны.

В 2013 году, 13 марта, состоялось избрание нового папы римского с именем Франциск, который стал 266-м главой католического мира и первым папой из Ордена иезуитов и из Нового Света. А уже в конце августа 2014 года Франциск - папа римский - заявил журналистам, что из-за проблем со здоровьем он может отречься от престола. Затем он занялся реформой, благодаря которой упростился процесс признания брака недействительным.

В феврале 2016 года совершилось грандиозное событие в христианском мире - в Гаванском аэропорту папа римский Франциск встретился с русским патриархом Кириллом. Это была первая встреча такого уровня за всю историю католической и православной церкви.

Интервью

Однажды пристальное внимание общественности привлекли высказывания понтифика в интервью с известным корреспондентом итальянского издательства La Repubblica Эудженио Скальфари, где папа коснулся таких острых тем в католической церкви, как педофилия, проблема целибата (обязательное безбрачие в духовенстве) и причастность к мафии. Касательно целибата папа пообещал решить эту болезненную проблему для католических священников.

А вот говоря о педофилии, Франциск - папа римский - четко подчеркнул, что этот позор сейчас находится в нашем доме, это «проказа», которая поразила церковь. Согласно представленным данным, 2 % педофилов - это священники, и среди них встречаются епископы и кардиналы. Многие об этом знают, но предпочитают помалкивать. Именно к этой проблеме понтифик поклялся подойти со всей серьезностью и строгостью, которую она заслуживает.

Дальше насчет мафии папа отметил, что наше обличение в этом вопросе будет постоянным. Как-то раз во время пастырского визита в Калабрию (Италия) он отлучил от церкви мафиози. Франциск сказал, что знает о том, что те же мафиози тоже ходят в церковь и причащаются, и поэтому отметил, что милосердие нашего Господа безгранично, но никогда в ловушку не попадет.

Революционер

Насчет новоизбранного президента Америки Дональда Трампа Франциск - папа римский - заявил, что он не хочет давать оценок людям и политикам, так как желает понять те страдания, которые они приносят всем обездоленным и отверженным, а работу американского президента он будет оценивать по его отношению к беженцам и эмигрантам. Ведь они сталкиваются с враждебностью и агрессией со стороны людей, которые переживают и боятся потерять свои рабочие места. Папа считает, что эта проблема отражает несправедливую глобальную экономическую систему, где деньги работают против беженцев и иммигрантов и где бедняки богатых стран боятся прибытия своих сотоварищей по несчастью из бедных стран. Поэтому единственно правильным решением будет сломать эту стену, которая всех их разделяет.

Но как стало известно, Трамп готовится к подписанию нескольких антииммигрантских законопроектов, и среди них - значительное ограничение для беженцев.

Неравенство

Кроме того, Франциск - папа римский - считает, что неравенство - самое большое зло, существующее в мире. Виною тому - деньги, и именно это идет вразрез с теми необходимыми мерами, которые будут способствовать равенству.

Журналист Скальфари отметил, что такие высказывания понтифика близки к марксизму, но папа римский Франциск заявил, что это как раз-таки коммунисты думают, как христиане. В итоге Скальфари написал, что Франциск ведет себя как революционер, однако все это выходит за рамки революции.

Папа римский Франциск: фото, биография

Хорхе Марио Бергольо появился на свет 17.12.1936 г. в аргентинской столице - городе Буэнос-Айресе. Его отец, Марио Джузеппе Бергольо, был итальянским эмигрантом, рабочим железной дороги. Мать звали Реджина Мария Сивори. Он стал пятым ребенком в семье и, выучившись на химика-технолога, пошел учиться в семинарию Вилья-Девото Буэнос-Айреса. В 1958 году он вступил в Орден иезуитов. Послушание (новициат) будущий папа проходил в Чили, после повышал свое образование в Буэнос-Айресе, в колледже Святого Иосифа, и стал обладателем степени лиценциата по философии. Понтифик говорит на трех языках: испанском, итальянском и немецком.

Последний папа римский Франциск - большой поклонник аргентинского футбола и является болельщиком команды «Сан-Лоренсо».

Сам Франциск признался, что незадолго до начала служения он подрабатывал охранником в ночном клубе, а также был лаборантом и уборщиком. Когда его избрали папой, белый дым, шедший из трубы Сикстинской капеллы, на второй день возвестил о том, что решение окончательно принято. Бергольо среди кардиналов-выборщиков был единственным из иезуитов, и он не был в списке фаворитов. Однако в 2005 году, как оказалось, именно он был главным конкурентом папы Бенедикта XVI, который в 2013 году отрекся от своего поста главы католической церкви.

Кардинал Бергольо

В мае 1992 года Бергольо стал так называемым вспомогательным епископом аргентинской столицы, в июне 1992 года посвящен в епископы кардиналом Антонио Кваррасино.

В феврале 2001 года в Ватикане сам Иоанн Павел II (тогдашний глава католиков) посвятил его в кардиналы, и он получил несколько административных должностей в Римской курии.

Богослов

Кардинала Бергольо отличали скромность и доктринальный консерватизм, а также верность делу социальной справедливости. Когда-то он жил в маленькой квартире, которая абсолютно не напоминала дворец архиепископа, достаточно скромно одевался, не пользовался лимузином с шофером, избрав общественный транспорт, и даже еду готовил себе сам.

Понтифик - великолепный богослов, который сразу дистанцировался от «теологии освобождения». По своему мировоззрению он близок к католическому внутрицерковному движению под названием Comunione e Liberazione, основанному в 1950-х годах священником Луиджи Джуссиани.

Кардинал Бергольо призывал свою духовную братию и мирян активно выступать против абортов и эвтаназии. Он признает церковное учение и осуждает гомосексуализм, в 2010 году папа стал противником закона, разрешающего однополые браки в Аргентине. Однако при этом он считает, что надо проявлять уважение к сексуальным меньшинствам.

Папа римский Франциск: последнее Рождество

Хочется напомнить, что в 2015 году понтифик сделал очень мрачное заявление о том, что это Рождество может оказаться последним для всех людей. Хаотическое состояние мира, голод и разрушения предзнаменуют начало «конца времени», и, возможно, в следующем году он станет неузнаваем. Немного ранее он объявил о начале третьей мировой.

В конце 2016 года, пожелав мира странам, где идет война, и упомянув о Сирии и Украине, папа римский Франциск (Рождество как праздник любви и добра этому очень способствовало) призвал международные сообщества приложить все усилия для мирного урегулирования конфликтов. Понтифик призвал оказать срочную помощь жителям Алеппо, пожелал мира палестинцам, израильтянам, жителям разных африканских регионов, а также людям всей планеты.

Ватикан пообещал направить гуманитарный груз в восточную Украину в размере 6 млн евро.

Дата рождения: 17 декабря 1936 г. Страна: Ватикан Биография:

Получив образование химика-технолога, решил принять священный сан и поступил в семинарию в г. Вилья-Девото.

Завершил гуманитарное образование в Чили и в 1963 г., по возвращении в Буэнос-Айрес, получил степень по философии в семинарии св. Иосифа в округе Сан-Мигель.

В 1964-1965 гг. преподавал литературу и психологию в колледже Непорочной Девы в г. Санта-Фе, в 1966 г. те же предметы — в университете Эль-Сальвадор в Буэнос-Айресе.

В 1967-1970 гг. изучал богословие в семинарии св. Иосифа в округе Сан-Мигель, где получил ученую степень.

Пройдя в 1970-1971 гг. третий монашеский искус в г. Алькала-де-Энарес (Испания), принес 22 апреля 1973 г. вечные обеты.

31 июля 1973 г. избран управляющим провинцией Общества Иисуса в Аргентине и пребывал в этой должности шесть лет.

В 1980-1986 гг. был деканом философско-богословского факультета семинарии в округе Сан-Мигель и настоятелем прихода святого Иосифа Обручника в епархии Сан-Мигель.

В марте 1986 г. отправился в Германию для завершения работы над докторской диссертацией. По возвращении в Аргентину был направлен в университет Эль-Сальвадор и затем в Кордову, где исполнял обязанности духовника.

20 мая 1992 г. решением Папы Иоанна Павла II назначен титулярным епископом г. Аука, викарием епархии Буэнос-Айреса. 27 июня того же года рукоположен во епископа в кафедральном соборе Буэнос-Айреса.

3 июня 1997 г. назначен коадъютором архиепископа Буэнос-Айреса. 28 февраля 1998 г. после смерти архиепископа Буэнос-Айреса кардинала Антонио Каррачино стал его преемником на кафедре.

С 8 ноября 2005 г. по 8 ноября 2011 г. занимал пост президента Конференции епископов Аргентины.

21 февраля 2001 г. Папой Иоанном Павлом II возведен в сан кардинала с титулом «святого Роберта Беллармина».

Возглавлял Епископскую конференцию Аргентины с ноября 2005 г. по ноябрь 2011 г.

До избрания на Папский престол — кардинал, член Общества Иисуса, архиепископ Буэнос-Айреса, ординарий для католиков восточного обряда в Аргентине, член ряда конгрегаций, Папского совета по вопросам семьи и Папской комиссии по Латинской Америке.