По местам съемок фильма "невероятные приключения итальянцев в россии". Как снимали фильм «Невероятные приключения итальянцев в России

Когда-то в детстве фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" казался мне очень интересным и смешным. И вот спустя годы, я решил посмотреть на то, как сняты достопримечательности Петербурга в этом фильме.

Скажу сразу, что львы и прочие достопримечательности Петербурга появляются в фильме не сразу. Сначала действие происходит в Риме.

Создатели явно решили отрекламировать для туристов свои города. Причем преуспели в этом как наши, так и итальянцы, которые впихнули в первые несколько минут буквально все достопримечательности Рима. Причем, тем, кто был в Риме становится понятно, что находятся они как-бы вообще не рядом и не по пути, но герой на мотороллере упорно едет мимо всех достопримечательностей.



Затем приходит черед Москвы и Санкт-Петербурга, но перед этим вклинивается Аэрофлот, который, видимо, тоже решил поучаствовать в рекламе СССР для туристов. Например, летчик вынуждено садится на Минскую трассу. В этом как-бы нет ничего удивительного, скажете Вы. Однако, садится самолет на трассу, заполненную автомобилями. Видимо, таким образом, СССР хотел показать мастерство летчиков.



Но вернемся на несколько минут ранее. Тут в салоне самолета проходит еще один сюжет - главарь мафии Розарио выкрадывает бумажник с паспортом у своего конкурента и пытается от него избавиться путем смывания в унитаз в туалете. Как вы думаете, что произойдет в следующий момент? Дальнейшее развитие сюжета может быть понятно, только если вы обладаете мозгом ребенка и никогда не летали на самолете, но зато знаете, как действуют туалеты в советских поездах. А как они действуют? Правильно! Смывают все наружу. Разумеется, по замыслу режиссеров этого фильма, бумажник тут же оказался снаружи самолета и тут же прилип к одному из иллюминаторов в салоне. Я уж даже не задумываюсь о том, что туалет обычно находится в хвостовой части самолета и для осуществления замысла режиссера самолет должен включить задний ход. Наконец, если поверить этому фильму то вообще весь корпус самолета и иллюминаторы, в частности, должны быть просто покрыты фекалиями, которые смываются из туалета.




Мафиози бьет ботинками по стеклу, чтобы оттолкнуть бумажник от иллюминатора. В результате выбивает стекло и что бы вы думали? Наступает разгерметизация салона и падают кислородные маски? Может, конечно, масок в то время не было, но зато режиссер показывает невиданные знания - пассажиры начинают летать по салону, как в невесомости, в космическом корабле. Я уж не говорю о прочности стекол в самолетах Аэрофлота и необходимости пристегивать ремни.



Забегая вперед, скажу, что бедный владелец украденного паспорта не смог въехать в СССР, и не смог вернуться в Италию, а был вынужден летать самолетами Аэрофлота весь фильм туда-обратно. О том, что как бы гражданин Италии может обратиться в консульство в СССР в связи с потерей документов и о том что эти ситуации как-то улаживаются на родине, видимо советские граждане знать не должны.

Но вернемся к самому интересному. По сюжету фильма бабушка, умирая, сказала что все ее состояние закопано под львом в Ленинграде, откуда она была вынуждена эмигрировать во время революции. А в Петербурге львов - превеликое множество. Разумеется, герои начинают гоняться от одного памятника к другому, попутно раскапывая каждый из них.



Причем в ход идут как существующие, например, львы у дачи Безбородко, так и несуществующие:

Львы перед Смольным собором

Львы у Никольского Морского собора

Львы у Шереметьевского дворца на Фонтанке

Львы у Академической Капеллы, перед Певческим мостом (рядом расположен несуществующий фонтан - дополнительная примета сокровищ)

Львы на площади Искусств перед Русским музеем

Львы у Итальянского мостика

Лев Толстой (несуществующий памятник на площади Восстания сопровождается несуществующим фонтаном)

Грифоны на Банковском мостике

В довершении за львов выдают грифонов на Банковском мостике.




Вообще написав этот список сейчас я удивился почему не были задействованы в съемках львы, которые есть на самом деле:

Львы на Елагином острове - на Западной стрелке и перед Елагиным дворцом

Львы на набережной Макарова

Львы на Адмиралтейской набережной

Львиный мостик на канале Грибоедова

Дом Лобанова-Ростовского ("дом со львами", теперь отель Four Seasons)

После беготни и диверсий на улицах Ленинграда итальянцы ненадолго успокаиваются и возникают романтические отношения между Ольгой и Андреем, но вскоре Ольге становится ясно, что Андрей - милиционер, внедренный в эту компанию расхитителей советской собственности.

Тут Итальянцам приходит в голову, что лев - это живой лев в клетке, который в зоопарке. Через пару мгновений в кадре появляется шикарная клетка со львом, чуть ли не покрытая золотом. Автор как-бы намекает, что лев - это царь зверей и что уж настоящий лев точно должен обитать в лучших условиях, чем его каменные и чугунные копии. Петербуржцы же знают о многолетней эпопее с переездом зоопарка из центра города на более просторную окраину. Так вот, и сейчас львы в настоящем зоопарке содержатся просто в кошмарных условиях - им отведены клетки чуть больше чем купе поезда.



Не сомневаюсь, что операторы старались показать Санкт-Петербург как можно более привлекательно. В кадре появляются виды один прекраснее другого, но местами случаются явные искривления пространства. Например, трамвай едет по площади Белинского (перед цирком), а после поворота он оказывается на Стрелке Васильевского острова. Через мгновение он уже въезжает на Троицкий мост (тогда Кировский мост), а попадает опять на Стрелку.



На всем этом пути наших героев преследует лев, который, видимо, учил ПДД, поэтому останавливается каждый раз, когда загорается красный свет светофора.



Разумеется, в кадре надо было показать и разводные мосты. Только разводятся они почему-то днем, а под мостом проплывает 3-х палубный теплоход "Алтай". На рубку теплохода (которая итак не пройдет под сведенными мостами) специально для съемок прилепили еще одну надстройку, на которую и вылезали наши искатели сокровищ. Стоит отметить, что такие трехпалубные теплоходы не имеют морского регистра и совершают круизы только по рекам России, и через центр Петербурга не ходят. Разве что в исключительных случаях - когда их перегоняют на ремонт в Финляндию.

Отечественному зрителю хорошо известен фильм Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Однако не все знают, что за съемками легендарной кинокомедии разыгралась настоящая драма, а для некоторых причастных к картине людей она и вовсе обернулась трагедией.

Все началось с коллизии между «Ленфильмом» и его итальянскими партнерами по кинопроизводству. Еще в 1970 году зарубежные коллеги и отечественные киноделы совместно работали над фильмом «Ватерлоо». Итальянцы задолжали ленинградской киностудии крупную сумму. Советские киношники не преминули воспользоваться моментом и предложили в счет погашения долга поставить ленту по сценарию Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Но итальянцы текст забраковали. Темпераментные коллеги из южной страны жаждали большей остросюжетности и динамики.

Советским соавторам ничего не оставалось как начать выдумывать трюки и яркие сцены. Посадка самолета на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом - теперь иностранные коллеги остались довольны. Однако Эльдар Рязанов после прочтения новой версии сценария пришел в замешательство. «Мне жаль режиссера, который будет это снимать», - сделал мрачное заключение маэстро.

Так на свет вышла приключенческая комедия, которая полюбилась миллионам зрителей. Мировая премьера кинофильма состоялась 31 января 1974 года.

Одну из главных ролей в картине исполнил город на Неве. По сценарию фильма именно здесь русская эмигрантка еще до революции закопала сокровища стоимостью в девять миллиардов итальянских лир. Перед смертью она успела поведать внучке о том, что драгоценности спрятаны в Ленинграде, подо львом, коих в Северной Венеции в виде статуй и барельефов великое множество. Именно сюда мчатся неутомимые авантюристы из Италии, чтобы отыскать заветный клад.

Появление Эльдара Рязанова в эпизодах стало фирменным почерком режиссера, своеобразным знаком качества, которым он отмечал свои фильмы. В «Итальянцах» маэстро играет роль доктора, невозмутимо орудующего стамеской и молотком, дабы вызволить мафиози Розарио из ледяного плена. Конкуренты итальянского жулика по поиску сокровищ оставили его в качестве затычки, когда тот разбил иллюминатор в самолете и наполовину оказался за бортом.

Главную роль капитана, а потом майора милиции под прикрытием Андрея Васильева исполнил блистательный Андрей Миронов. Любимец публики почти никогда не прибегал к услугам каскадеров, самостоятельно делая все сложные и опасные трюки. «Итальянцы в России» не стали исключением. Именно Миронов висит над Невой, держась за край разведенного моста, спускается из окна шестого этажа «Астории», ухватившись за ковровую дорожку, и с выдвинутой лестницы пожарной машины сползает на крышу «Жигулей» на скорости шестьдесят километров в час.

Андрей Миронов рассказывал, что между итальянскими и советскими актерами на съемочной площадки было что-то вроде соревнования. Ни те, ни другие не хотели ударить в грязь лицом, а поэтому стремились все трюки выполнять самостоятельно.

Очаровательную Ольгу - внучку русской эмигрантки - сыграла Антония Сантили. Эльдар Рязанов не устоял перед красотой итальянской актрисы и включил в фильм сцену обнаженной Ольги в душе. Создатели киноленты очень переживали, пропустят ли цензоры пикантный эпизод. К счастью, все обошлось, и итальянская актриса появилась в кадре без одежды.

К моменту съемок у Эльдара Рязанова Антония Сантили успела сыграть роли в одиннадцати фильмах. И это всего за два года кинокарьеры. Любопытно, что артистка предпочла играть в «Итальянцах», отвергнув предложение сняться в криминальной драме «Серпико» с Аль Пачино в главной роли. Однако роль Ольги стала последней для итальянской актрисы. Она вышла замуж и стала вести закрытый образ жизни.

Жизнь Алигьеро Носкозе, исполнившего роль придурковатого санитара Антонио, сложилась куда драматичнее. На родине он завоевал популярность, блестяще пародируя звезд и политиков. Талант пересмешника он умело использовал в политической деятельности, помогая масонской ложе «П-2» готовить государственный переворот в Италии. Артист звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков. У заговорщиков ничего не вышло, а сам актер спустя пять лет после съемок в «Итальянцах» попал в клинику с глубокой депрессией и вскоре скончался.

Казалось бы, «Итальянцы» - легкая кинокомедия, призванная развлечь зрителя злоключениями итальянских авантюристов в России. Однако лента не только веселит зрителя, но и ведет диалог с мировым кинематографом, местами пародируя, местами обыгрывая фрагменты из лучших фильмов того времени. К примеру, в сцене взрыва бензоколонки Эльдар Рязанов иронизирует над культовым фильмом Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт». Фильмом, ставшим гимном протестной молодежи 70-х годов.

Кстати, бензоколонка в фильме - липовая. Это макет. Но декорация была сделана настолько мастерски, что советские автомобилисты заезжали на нее заправиться.

По задумке сценаристов «Итальянцев» одним из главных персонажей киноленты должен был стать настоящий лев. Как раз в то время в СССР широкую известность приобрела семья Берберовых из Баку, державшая в квартире живого льва. Царственное животное отличалось добрым нравом и не проявляло агрессии к человеку. Поэтому создатели комедии и обратились к бесстрашным хозяевам, чтобы те позволили сыграть своему питомцу одну из ключевых ролей в «Невероятных приключениях итальянцев». Тем более что кинематографический опыт у зверя уже был.

В Ленинград льва привезли за месяц до начала съемок. Ему требовалась акклиматизация. Животное оказалось своенравным и категорически отказывалось следовать указаниям режиссера. Одна сцена со львом могла занять четыре съемочных дня. Рязанова это настолько возмутило, что он впоследствии перестал снимать в своих картинах четвероногих артистов.

Нелегко пришлось и актерам. Это неудивительно. Через несколько лет Нинетто Даволи, сыгравший в фильме эксцентричного санитара Джузеппе, показывал шрамы по всей спине, оставленные четвероногим коллегой по съемочной площадке.

Для известного на всю страну льва роль в «Итальянцах» стала последней. Его отвезли в Москву, где оставили на территории закрытой школы. 25 июля 1973 года мимо вместе с девушкой проходил студент Валентин Марков. Пара была с собакой. Вдруг животное вырвалось и оказалось на территории школы. Ничего не подозревающий студент перемахнул через забор, чтобы догнать пса. Тут лев и напал на молодого человека. Он махом повалил парня и начал катать по земле, а затем засунул голову несчастного в пасть. Девушка закричала. На крики откликнулся милиционер Гуров. Он мигом выхватил из кобуры пистолет и выпустил в животное всю обойму. Лев погиб на месте. Студент Марков серьезно пострадал.

В семье Берберовых завели второго льва. 24 ноября 1980 года он нападет на хозяйку Нину Берберову, а затем на ее 14-летнего сына. Мальчик погибнет.

Зрителю наверняка запомнилась эффектная сцена с посадкой самолета Ту-134 на шоссе. В действительности съемки проходили на взлетно-посадочной полосе на аэродроме в Ульяновске. Просто создатели фильма умело замаскировали воздушную гавань под автодорогу. Самолет сажали шесть раз. Да так, что каждый дубль вполне мог войти в окончательный вариант фильма.

Фильм завершает взмывающий в небо Ил-62 под аккомпанемент песни «Amore vieni». Композицию исполняет Муслим Магомаев, но в титрах киноленты гениального певца указать почему-то забыли.

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экран 8 апреля 1974 года и занял четвёртое место в годовом прокате. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

За один год комедию посмотрели пятьдесят миллионов зрителей, и она занимает 39 строчку в списке самых кассовых советских фильмов.

Заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский сочинили ещё в семидесятом году. Называлась она «Спагетти по-русски». В Госкино заявка не понравилась: сказали, что итальянцы какие-то неположительные, жуликоватые и надо их переделать. Соавторы, которых всю жизнь заставляли «переделывать» отечественных героев, ответили возмущенным отказом.

Цитата из заявки авторов: «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть веселое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами».

Тем временем реальные итальянцы - фирма «Дино де Лаурентис» вполне подтвердила миф о жуликоватости своей нации, задолжав «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Так заявка Рязанова и Брагинского была «благополучно» реанимирована.

Так выглядели афиши в СССР и других странах, где показывали «Невероятные приключения итальянцев в России».


Однако продюсер Дино де Лаурентис заявил нашим творцам - Всё, что вы написали, ерунда, мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, - это историю с живым львом.

Несчастные соавторы принялись выдумывать трюки: посадку самолёта на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Одобренный итальянскими соавторами сюжет снова понесли продюсеру, и тот приказал обязательно вставить в картину какой-нибудь эпизод в ГУМе: таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведёт впечатление на зрителей.

А еще он велел сочинить сцену, где герои швыряются друг в друга тортами - это проверенный на зрителе приём, это смешно. Куски были вставлены, сценарий, в конце концов, утвердили с обеих сторон, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России». Рязанов перечитал сценарий, ужаснулся обилию трюков и мрачно изрёк: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать».

Режиссером в итоге стал сам Рязанов. Был момент, когда он заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!». Однако руководители Госкино надавили на Рязанова, и тот согласился. Подготовительный период для съёмок в России продолжался тридцать один день - по советским меркам это было катастрофически мало, у нас едва ли не каждый трюк готовили несколько месяцев. Съемки начались 14 мая 1973 года в Москве.

В течение двух месяцев было снято девять десятых всего фильма. Сам режиссер признался, что никогда не снимал такими темпами. Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Итальянские актеры не выдержали ритма съемок и пожаловались своему патрону. Рязанов знал, что на Западе бытует мнение о том, что русские актеры чрезвычайно медлительны. А его картина доказывала обратное – спасовали иностранцы.

Актёров выбирали продюсеры, что для Рязанова было, мягко говоря, непривычно. Итальянцы экономили на всём, и актёры не были исключением. Рязанов мечтал поработать с Витторио Гассманом, но поскольку де Лаурентис в успех картины изначально не верил, звёзд никто даже не беспокоил, подбирали кого подешевле. Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом получил сообщение, что актёр сниматься не может - сидит в тюрьме за неуплату налогов.

Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьём, что возмущённый Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьёвщика. Как потом выяснилось, её не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнёрами.

Как бы ни пыхтел и ни протестовал против итальянского произвола Эльдар Александрович Рязанов, ему пришлось выполнить все пожелания партнеров. И ГУМ был, и лев, и обязательные русские матрешки, и самолет, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки, и многочисленные виды Ленинграда и Москвы. Так что получилось вполне законченное сочинение на тему «Советский Союз глазами зарубежных гостей».

Эти самые гости творили что хотели. Во время съемок в Италии предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, отказывались рисовать необходимые вывески, всячески подчеркивали, кто в доме хозяин. Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на работу.

Итальянские актеры тоже вели себя как хотели. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить какой-то сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику. Актрисе в результате пришлось прибегнуть к крайним мерам: она заткнула глотку одному из итальянских партнеров полотенцем и только тогда сумела произнести свои слова.

Но все же у наших артистов было не все так плохо. Наши (а в картине их трое - Андрей Миронов, Ольга Аросева и Евгений Евстигнеев) получили редчайшую возможность на халяву провести время в Италии. Капстрана, да еще какая! По тем временам сладкая мечта советского человека. Евстигнеев, сыгравший в «Итальянцах» колоритного Хромого, привез в Рим еще и вторую жену - Лилию Журкину.

Например, у Андрея Миронова было два съемочных дня, а провел он в Италии три недели и на телефонные вопросы своей тогдашней жены Екатерины Градовой: «Что ты там делаешь, ведь ты уже отснялся?» - Миронов отвечал конкретно и весело: «Глупая! Я здесь живу!»

Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и настаивал на том, чтобы самому исполнять все трюки. Например, в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актер вылез из кабины, залез на лестницу, пробрался на четвереньках до ее конца, сполз на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влез в салон. Даже для бывалого каскадера это являлось сложным трюком.

Также Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку, а сцена, в которой капитан Васильев плавал под водой, нырнув под воду за драгоценностями, снималась в Неаполе, и поэтому Андрей Миронов опускался на дно тёплого Средиземного моря, а не холодной Невы.

В трюке с разведённым мостом единственная в фильме сцена с участием дублёров (Нинетто Даволи (Джузеппе) прыгал сам, без дублера), в эпизоде где под мостом проплывает пароход (снимали пароход «Тарас Шевченко» у которого нарастили на 2,5 метра рубку) участвовали студенты циркового училища.

Чтобы создать у зрителя впечатление, что трюк выполнен артистами, нужны были их крупные планы. Уговорили Миронова, и он повис над рекой на вздыбленном крыле моста, высота которого равнялась примерно 15 этажному дому. Внизу плескалась Нева, под Мироновым шел теплоход. Миронов изо всех сил пытался взобраться на мост по настоящему. Сняли весь эпизод за один день.

Большинства показанных в фильме скульптурных изображений львов в реальности в Ленинграде никогда не было, например, возле Певческой капеллы и неподалеку от Итальянского мостика через канал Грибоедова.

Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк».

Однако в Министерстве гражданской авиации ответили категорическим отказом. Тогда пилот Таращан потребовал: «Машины - только легковые, за рулями - только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». В общей сложности самолёт сажали 6 раз и каждый раз безупречно. Кадры где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили снимали на резервной полосе. В некоторых кадрах сцены посадки самолёта видно незакамуфлированное радиолокационное оборудование аэропорта.

В сцене, где мафиози застревает в иллюминаторе самолета и он покрывается коркой льда, на самом деле был использован панцирь из слюды, изготовленный мастером спецэффектов Джулио Молинари. Присыпанный тальком и нафталином, панцирь сверкал и переливался, от него можно было откалывать куски. Роль доктора исполнил сам Эльдар Рязанов.

В те годы в этой комедии состоялась «презентация» новейшей модели «Жигулей» «ВАЗ-2103». «Тройка», или «трешка», в 1974 году была самой дорогой и престижной легковушкой малого класса отечественного автопрома. Едва появившись на киноэкране, «ВАЗ-2103» стал автомобилем-мечтой для десятков миллионов советских людей.

Множество хромированных деталей, не виданные доселе тахометр, подлокотники и подголовники, а также мощный движок - все это делало «тройку» эталоном автомобиля. К этому следует добавить отличное качество сборки «Жигулей», особенно машин в экспортном исполнении. Многие комплектующие для них закупались за валюту в Италии, Венгрии и других зарубежных странах.

В сравнении с топорно сделанными «Запорожцами» и «Москвичами» вазовские легковушки вполне заслуженно воспринимались советскими людьми как настоящие иномарки. По ходу действия «Приключений итальянцев» красный «ВАЗ-2103» лихо проносился по грязи, перелетал через забор, бился боками о различные препятствия, а после превращения в груду мятого железа его лихо восстанавливали работники советского автосервиса. Конечно, даже наши детишки понимают, что в съемках принимают участие несколько одинаковых автомобилей.

Поскольку в фильме предусматривалось множество автомобильных трюков, наши зарубежные парт­неры закупили для съемок даже не по две, а по пять штук «Москвичей-412» и «ВАЗ-2103». Команда советских каскадеров начала готовить машины к съемкам.

Но тут появился продюсер картины и сказал, что все трюки будет выполнять итальянец Серджио Миони. Прилетев в Москву, он написал целый список необходимого ему реквизита. Были в этом списке и ремни безопасности. Что это такое, в СССР тогда мало кто представлял. Помощник режиссера картины побежал и принес ему пожарный рукав: «Прихватим его двумя болтами к кузову - и порядок». Услышав это, Миони упал в обморок. Потом уже из Италии ему прислали настоящие ремни.

В далекие 70-е в нашей стране в процессе киносъемок разрешалось бить только списанные машины. На итальянцев это правило не распространялось, поэтому во время работы над «Невероятными приключениями» из пяти новеньких «Жигулей» они вдребезги расколотили целых три штуки. Впрочем, игра стоила свеч. После того как комедия вышла в зарубежном кинопрокате, она сделала отличную рекламу Волжскому автозаводу, чью продукцию тогда только начинали приобретать западные страны.

Продолжая автомобильно-водную тему, стоит вспомнить эпизод, в котором «Москвич-412» производства АЗЛК (от ижевского собрата он отличался лишь формой фар да облицовкой радиатора) форсирует водную преграду по дну водоема. Именно в этот момент была произнесена фраза, которая вызвала бешеный взрыв хохота в кинозалах, - сидящий на пассажирском сиденье итальянец просит водителя: «Осторожно, рыбку задавишь!»

Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадер, автогонщик Серджио Миони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики, они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной. Кстати, выходя вымытыми из-под струй воды, у Москвича оказывается восстановленной разбитая чуть ранее правая передняя фара

Во время всех автомобильных трюков автомобили показывают чудеса регенерации: когда герои залезают в Москвич на прицепе, у того уже погнут бампер и приподнята корма, также нет заднего стекла; в сцене, где Москвич догоняет Жигули, первая машина цела, а на второй уже видны вмятины, после сильнейшего удара в зад Жигули летит над рекой с чуть помятым задним бампером.

А в сцене, когда Москвич едет по спуску на крыше, видно, что ни двигателя, ни трансмиссии на машине нет, а колеса приварены к трубам вместо мостов, поэтому, когда Жигули «сбрасывает» Москвич с крыши, у последнего совершенно не срабатывает подвеска

Во время сьёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от своих прототипов, в результате многие автомобили подъезжали заправиться.

Кстати, Алигьеро Носкозе, сыгравший Антонио, в Италии прославился тем, что пародировал звезд и политиков. Помогал главарям масонской ложи «П-2», которые в конце 1970-х готовили государственный переворот в Италии. Алигьеро звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков.

С актёром по имени Кинг - львом, выросшим в квартире бакинского архитектора, - отношения тоже не складывались. Дрессировка и домашнее воспитание - совсем не одно и то же.

Своенравному зверю было наплевать на жёсткий съёмочный график, на бюджет, на советско-итальянские отношения - он игнорировал сценарий и делал только то, что хотел. Не хотелось ему прыгать в окно склада матрёшек - и группа покорно ждала три ночи. На четвёртую Кинга что-то заинтересовало внутри склада, и он прыгнул.

Лев Кинг был домашним зверем – он жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем. Кингу на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограмм мяса, яйца, рыбий жир. Зарплата у Берберовых была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому они приняли предложение о съемках.

При сьёмках льва Кинга его хозяин, прочитав сценарий, заявил «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». После чего сценарий был пополнен новыми эпизодами и трюками. Однако в реальности выяснилось, что лев ленивый, отказывался делать многие трюки с первого раза. В одном из эпизодов лев Кинг поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актеру. А Миронов отыграл три дубля со зверем.

Потом актер признался, что дико боялся. Но, видимо, царю зверей приглянулся обаятельный блондин, и он его не тронул. И в фильм вошел уникальный кадр, как милиционер поучает льва.

После этого Рязанов дал себе слово больше никогда не быть режиссёром - анималистом.

Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга звездным и последним часом. В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье отдали целую школу. В какой-то момент льва оставили в школьном спортивном зале на несколько минут без присмотра. Кинг заинтересовался зевакой в школьном саду.

По словам очевидцев, парень стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, подбежал к парню и повалил его на землю.

Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но Гуров разрядил в Кинга всю обойму.

Показ сверхзвукового самолета Ту-144 должен был завершать фильм. Именно его взлет должен был «застыть» на фоне завершающих титров фильма. Но, по настоянию партийных руководителей, эти кадры заменили на кадры взлетающего Ил-62. Как раз, за год до выхода фильма, Ту-144 разбился на авиасалоне в Ле-Бурже.

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» - легкий, динамичный и ни на что особо не претендующий - не снискал славу в зарубежном прокате (де Лаурентис, говорят, пожалел, что не занял в картине иностранных звезд), но у нас в стране его смотрели с удовольствием. Эльдар Рязанов не считал его своей удачей. А напрасно, эта картина куда сильнее многих его весьма спорных картин последнего периода. Так что в данном случае зрителям виднее - они-то всегда были благосклонны к «Итальянцам».