Похороны в японии и отношение японцев к смерти. Как в японии проводят похороны Как хоронят в японии

В древние времена в Японии хоронили людей разными способами, включая такие экзотические, как погребения в воде или на дереве. Но все-таки обычно применяли два способа захоронения: воздушное и закапывание в земле или ингумация. Воздушное захоронение заключалось в том, что тело оставляли в горах или просто в любой безлюдной местности. Как правило, простой народ использовал воздушное захоронение, а знатные люди временно выставляли тело умершего, потом закапывая его в земле.

В старой Японии тело к похоронам готовили все жители деревни. Они мыли его, одевали в белое. Буддийские священники проводили отпевание. После этого все вместе несли тело к месту захоронения или кремации.

Сейчас, когда в Японии умирает человек, близкие договариваются со священником и ритуальным агенством о дате похорон. Обычно похороны происходят на второй день. Однако возможен и перенос даты, если смерть пришлась на начало или конец года или на день, который считается неблагоприятным.

Усопшего укладывают головой на север. Чтобы отпугнуть злых Ухов, на грудь или рядом с головой кладут нож. Рядом постоянно горят свечи и благовония. Во время всего траура, который может длится до 49 дней, на входной двери вывешивается извещение о смерти.

По окончании всех ритуалов тело усопшего кладут в гроб, который может быть обычным, куда покойник помещается лежа, либо в виде ящика, где покойник может находится в положении сидя. Затем гроб заколачивают и несут в крематорий. После сожжения родственники собирают останки умершего в маленькую урну. Правда, в зависимости от состояния родных, урна может быть и большой и стоить очень дорого.
Урна устанавливается на специальный алтарь, где находится 49 дней, если умерший – мужчина и 35 – если это женщина. Каждый седьмой день у алтаря собираются родные и друзья для поминальных служб.

Все эти дни родные носят траур. В это время им нельзя развлекаться и ходить на праздники. Считается, что на 49 день завершается процесс очищения духа усопшего. После этого урну с прахом помещают в кладбищенскую землю.

Кладбище обычно находится в какой-нибудь зеленой зоне. Рядом обязательно – буддийский храм. Устройство могилы подчиняется законам фэн-шуя. Однако в современной Японии все труднее становится найти хорошее место.

После похорон ежедневно, потом ежемесячно, потом ежегодно проводятся ритуальные обряды. Умершего ждут на День поминовения всех усопших и на все другие большие праздники. Для этот родные идут на кладбище с приношением. На могилу кладут еду, ароматические палочки, цветы.

Танатология, наука о смерти, всегда являлась краеугольным камнем культуры человеческого общества, поскольку понимание смерти дает ответ на вопрос о смысле жизни человека. Ничто в такой степени не раскрывает мировоззрение и ментальность того или иного исторического сообщества, как специфика погребальных обрядов. Похороны - одни из важнейших обрядов жизненного цикла человека. Они служат двоякой задаче: по-новому перераспределить взаимоотношения между членами семьи, а также продемонстрировать - не в последнюю очередь благодаря большим затратам на них - чувство самоуважения семьи и ее общественный статус.


Японские обряды, связанные с захоронением усопших известны с давних пор. Во времена древности японские похороны знати предполагали, например, чтобы кто-то из близких друзей или служащих покойного совершал харакири, чтобы быть похороненным рядом. Допускалось и захоронения с усопшим «муляжей» близкого человека, также поступали и с необходимыми вещами - клали в гробницу модели. Так же в Японии бытовали самые разные способы погребения, в том числе такие экзотические как погребение на дереве или в воде (в море, озере), но основными, все-таки, были два способа: так называемое "воздушное захоронение" (т.е., оставление, или, попросту, выбрасывание тела в горах или другой безлюдной местности) и ингумация (погребение в земле). При этом "воздушное захоронение" было особенно распространено среди простого народа, а у знати оно имело вид временного выставления тела усопшего, за которым следовало постоянное захоронение - погребение в земле.

В 19 веке японские обряды стали «подстраиваться» под новую моду - сжигания тел. Японское кладбище стало пустовать и лишилось знатных покойников. Церемония сожжения тела была пышной, и проходило при множестве людей, ведь чем пышнее и богаче похороны, тем лучше покойному будет в царстве мертвых. Затем, с распространением буддизма в народных массах, странствующие проповедники стали истово исправлять "варварский" способ обращения с телами усопших: они собирали по горам и лесам останки, лежащие под открытым небом, сжигали их и проводили поминальные обряды. Таким образом, в Японии "воздушное захоронение" постепенно было полностью вытеснено.

Как все происходит сейчас


При приближении смерти члены семьи и ближайшие родственники подносят умирающему "последний глоток воды". На самом деле, ему просто смачивают водой губы. Сразу после смерти тело обмывается горячей водой (юкан), и члены семьи одевают усопшего в специальные белые одеяния (кекатабира - "одеяние смерти") или в его любимую одежду. Обмытое и одетое тело укладывают без подушки головой на север (направление, которое ассоциируется со смертью) и накрывают простынею или белой тканью. Нож, который, по поверью, способен отпугнуть злых духов, кладут на грудь (в буддийских похоронах) или рядом с головой (в синтоистских похоронах). Рядом с телом ставят небольшую перевернутую ширму, а за ней - столик с вазой, подсвечником и курильницей. Иногда туда же ставят чашку с водой и миску с вареным рисом. Свечи и благовонные палочки горят постоянно. Священник из буддийского храма, к которому традиционно приписана данная семья, читает сутры у смертного одра и нарекает покойного посмертным буддийским именем (кайме).

На протяжении всего периода траура, который длится от 7 до 49 дней, на входной двери дома или на воротах вывешивается извещение о смерти, которое написано на белой бумаге в черной рамке. По окончании ритуального очищения тела и обрядов у смертного одра в тот же или на следующий день покойника помещают в некрашеный деревянный гроб из сосны, ели или японского кипариса (хиноки). Гроб может быть обычным, куда тело полагается в лежачем положении, или же, чаще, в виде квадратного ящика или бочки, в котором тело находится в сидячем положении с головой, пригнутой к коленям. Личные вещи покойного, такие как очки, тоже могут положить в гроб с телом. Гроб накрыт крышкой почти все время, пока в доме идут похоронные обряды, и забивается гвоздями только перед его выносом из дома.

Заупокойное бдение у тела усопшего раньше проводилось в течение всей ночи с тем, чтобы выразить скорбь по покойному и помолиться за упокой его души. В настоящее время в практику вошла его усеченная форма с 19 до 21 часа. Буддийский священник читает сутры, а скорбящие по очереди возжигают курения. В конце церемонии от семьи покойного предлагается поминальная трапеза. Мясные блюда не включаются, но обычно подают сакэ, чай, сладости. Участники траурной церемонии приносят денежные пожертвования в белых конвертах, перевязанных бело-черной или бело-серебряной лентой. Часто присылают цветы.


На следующий день после церемонии бдения в доме усопшего, в приходском буддийском храме или в траурном зале проводится панихида. Готовится алтарь, на который ставится поминальная табличка с посмертным именем, фотография покойного, свечи, курильницы, цветы и некоторая буддийская утварь. Семья усопшего сидит по правую сторону от алтаря, а другие родственники и друзья - по левую лицом к алтарю. Остальные участники церемонии сидят сзади. Служба начинается с декламации сутр буддийским священником, а завершается возжиганием благовоний членами семьи и другими родственниками усопшего под звуки чтения сутр. Священник и родственники затем отходят в сторону, чтобы дать возможность другим участникам церемонии подойти к алтарю и отдать последние почести усопшему возжиганием благовоний.



Раньше сожжение проходило по определенному порядку. Близкие покойного ещё за час покидают дом, за ними в паланкине следует жрец и его помощники. Далее в процессии следует факельщик и певчие, которые гласят гимны. После них по традиции следуют попарно все остальные, а замыкают шествия служащие, на копьях которых красуется имя усопшего. В конце шествия несут носилки с телом, облаченным в белые одежды. Покойного укладывают в позе молящегося. Костер устраивается на горе. При обозримой близости носилок поднимается траурный плач, под звуки которого труп водружается на пирамидальный костер. По обе стороны сооружения находятся столы - с одной стороны с кушаньями из фруктов, с другой - с жаровней и углями и кусками алоэ. В это время жрец начинает песнопения, которые подхватывают все, кто пришел. Обведя троекратно факелом голову покойного, жрец передает факел младшему сыну, который и запаливает костер у изголовья. В это время все начинают бросать в огонь куски алоэ, смолу, льют ароматные масла. После того, как огонь охватит всю пирамиду, положено расходится, кушанья же оставли нищим.

После сожжения тела члены семьи собирают фрагменты костей (ног, рук, головы) и пепел в маленькую урну (коцубо) и уносят домой. При этом в некоторых крематориях собирают только крупные кости, а мелкие выбрасывают, но знатоки обрядов рекомендуют по возможности собирать все останки. Для этого нужна большая урна, в которую они входили бы целиком. Состоятельные люди покупают урны стоимостью до нескольких миллионов иен (несколько десятков тысяч долларов). Урну ставят на маленький столик вместе с временной поминальной табличкой с написанным на ней посмертным именем, фотографией покойного и курильницей перед буддийским алтарем (буцудан). Вокруг алтаря в течение последующих 49 дней в случае смерти мужчины (35 дней - женщины) через каждые семь дней собираются родственники и друзья покойного для поминальных служб. Каждый раз буддийский священник читает сутры, возжигаются благовония, а участникам предлагается угощение.


В это время члены семьи носят траур (по крайней мере, одеваются скромно), причем он связан с запретом посещать в этот период другие семьи; они вынуждены воздерживаться от развлечений, не ходить на свадьбы, традиционные сезонные празднества и другие подобные мероприятия, по крайней мере, 49 дней или один год. 49 или 35 дней - этот срок, который соответствует периоду, необходимому, согласно буддийскому учению, на путешествие души через адские области с целью очищения. 49-й день означает завершение процесса очищения духа усопшего и трансформации его в дух предка. К этому моменту временная поминальная табличка удаляется, и новая, теперь уже постоянная помещается в алтарь, где находятся таблички других умерших ранее членов семьи.

Урна с прахом покойного хоронится на кладбище; как правило, это делается по завершении поминальной службы на 49-й день смерти, но не позднее 100-го. Если даже через сто дней родственник не могут предоставить покойнику могилу, то урну с прахом временно помещают в буддийском храме, где для усопшего совершаются поминальные службы. Порой родственники при захоронении разделяют прах между собой, что осуждается буддийской церковью. Вместо этого рекомендуется разделить любимые вещи покойного или пряди его волос и освятить их.

Место умиротворения

Кладбище обычно располагается в зеленой зоне города на холме или горном склоне рядом с буддийским храмом. Могилы устраивают в чистом и светлом месте, полностью открытом для солнечного света в предполуденное время. В идеале она должна быть обращена на юго-восток. Однако на современных кладбищах, где могилы часто располагаются тыльными сторонами друг к другу, найти нужный участок бывает трудно.



По истечении срока траура на могиле ставят памятник с надписью или изображением Будды. Подавляющее большинство могил в современной Японии отмечены надгробной каменной стелой, у которой на лицевой стороне выбита фамилия семьи, а с обратной стороны имеется ниша, куда по мере смерти членов данной семьи помещаются урны с их прахом. Личные имена усопших обычно высекаются на боковинах или на задней стенке стелы. В принципе, у каждого поколения семьи должно быть свое отдельное надгробие, но, поскольку места часто недостаточно, ограничиваются одним памятником для всех поколений. Однако есть и могилы, где устанавливаются персональные надгробия для каждого усопшего.

Умерший продолжает считаться членом семьи и с ним действительно общаются как с живым. Например, школьник, получив аттестат, несет показать его покойным бабушке и дедушке, представляя его на коленях перед алтарем с кратким рассказом об обстоятельствах получения. Также предкам рассказывают и о важных покупках и зачастую могут оставить новое имущество у алтаря на несколько дней.

P.S. Для любознательных:

В наше время, какой ТОП не встретишь на просторах интернета. И так вашему вниманию предлагается ТОП-10 «Самые странные похоронные ритуалы»:

10. «Веселые похороны» или «Стриптиз на кладбище»

В китайской провинции Донхай сочли, что похороны - это довольно скучное мероприятие. Кроме того, статус усопшего определяется тем, сколько людей пришли с ним проститься. И, видимо, для того, чтобы привлечь как можно больше народу на похороны, как-то скрасить время прощания с усопшим, а заодно и развлечь присутствующих, стали приглашать на церемонию похорон… СТРИПТИЗЕРШ!!!

9. «Фамадихана» - танцы с покойником

На африканском острове Мадагаскар существует странный обычай, который называется фамадихана - обряд перепеленания и перезахоронения умерших. Фамадихана - общение живых членов семьи с предками, вторые похороны - обычно проводится через несколько лет (раз в семь лет) после смерти, когда тело усыхает. День назначает знахарь или астролог, это обычно среда. Близкие родственники вынимают покойного из могилы, вносят во двор и кладут на помост в северо-восточном углу двора. Для церемонии нанимают музыкантов и актеров традиционного малагасийского театра. Плакать категорически запрещается, все ласково и весело говорят с предком, а затем усаживаются за стол с угощением для всех родственников и знакомых. Затем тело заворачивают в новый саван из домотканого шелка, окрашенный отваром дерева нату, который не истлевает в земле. Лоскуток от простыни, на которой несли покойника, приносит счастье, поэтому по окончании процессии на простыню набрасывается толпа. Когда наступает вечер, умершего относят на кладбище и трижды обносят вокруг могилы. Это нужно для того, чтобы он не мог выбраться оттуда и навредить живым. На этом фамадихана считается законченной.

8. «Небесные погребения»

Жизнь тибетских буддистов проходит в суровом климате в горной местности, что делает невозможным погребение человека в землю. Но мудрые тибетские жители нашли способ проводить тело в последний путь - они рубят труп на куски, смешивают с мукой и оставляют смесь для стервятников, которые уже ожидают поблизости. Считается, что эти хищные птицы являются Дакини, женскими аспектами Будды, аналогами ангелов. Дакини поднимают души умерших на небо, где те ожидают своей следующей реинкарнации. Таким образом душа возвращается к природе, а тело не имеет какой-либо ценности, ведь оно является сосудом для души.

7. Похороны в Тана Торайя



В индонезийской провинции Тана Торайя проходит очень много времени между смертью человека и признанием его мертвым. Здесь покойного называют «спящим», мумифицируют и годами держат в усыпальнице, пока идет подготовка к завершающему ритуальному обряду. Считается, что душа «спящего» в это время собирается в путь в страну духов, и сам он еще не умер, а только болен. «Официально» смерть наступает тогда, когда тело покойника несколько раз подбросят вверх, а потом положат ногами на юг. В вырезанных в расщелинах скал пещерных могилах можно увидеть дюжины похожих на кукол фигур.

Эти фигуры, называемые тау-тау, охраняют покой мертвых, похороненных прямо за ними. Похороны - это очень важное мероприятие, которое обычно посещают сотни людей, а сама церемония захоронения сопровождается музыкой и танцами. Зачастую семья сохраняет тело умершего родственника в доме в течение года или больше, пока не наберет на похороны достаточно денег.

6. «Бриллиант памяти» или жизнь после смерти

То, о чем пойдет речь в этой части, не сюжет для фильма ужасов, а реалии нашего времени. В Европе и США теперь делают модные украшения из усопших родственников и любимых животных. «Бриллианты памяти» - так называют синтетические кристаллы, созданные из пепла умершего человека. Отличить «бриллиант памяти» от других синтетических бриллиантов невозможно. Сегодня в мире существуют только две компании, которые на заказ производят высококачественные синтетические алмазы из пепла усопших, - швейцарская «Алгорданца» — драгоценность из человека» и американская «LifeGem». При этом швейцарские бриллианты из умерших родственников производят на основе технологий, разработанных в подмосковном Троицке в «Технологическом институте сверхтвердых и новых углеродных материалов» (ФГУ «ТИСНУМ»). Российские технологии позволяют производить синтетические алмазы, которые по своему качеству ничем не уступают природным. В общих чертах процесс превращения праха умершего в бриллиант выглядит следующим образом. Сначала составляется соглашение, и заказчик оплачивает 50% стоимости. Камень размером от 0,4 до 1 карата обойдется в 3000-12 000 евро.

5. Гроб - каприз



В африканской стране Гане в городе Теши процветает фирма по изготовлению гробов, девиз которой - Любой ваш каприз - для нас закон! Фирма эта на заказ изготавливает «фантазийный гробы», которые, как правило, отражают прижизненную профессию умершего или удовлетворяют капризы и фантазии его родственников.

4. Эндоканнибализм

Эндоканнибализм, пожалуй, является самым жутким и диким ритуальным обрядом из всех существующих на земле. Эндоканнибализм - употребление в пищу людей, с которыми пребываешь в родстве - распространен на Новой Гвинее. Кстати, умерших родственников едят только женщины племен «фори» и «гими», чтобы те вновь возродились в их лонах. После такой «трапезы» мужчины с благодарностью подносят своим женам свинину — любимое мясное лакомство представителей этих племен. Этот обычай связан с верой в возрождение, причем, земного возрождения из утробы земной женщины, принявшей в себя плоть умершего родственника.


3. Самомумификация (сокусинбуцу)

Самомумификация (сокусинбуцу)- это старинный ритуал, который появился в Японии более 11 веков назад. На севере острова Хонсю с IX века сохранились два храма - Дайнитибо и Тюрэндзи. Именно здесь жили монахи, которые мумифицировали себя сами еще при жизни. Самомумификация - религиозный ритуал, а не извращенная форма самоубийства - представляет собой сложный и длительный процесс, который состоит из нескольких стадий. Сначала монахи изменяли рацион и принимали в пищу только орехи и семена из местного леса. Спустя 1000 дней практически исчезала жировая прослойка, и начинался следующий этап умерщвления плоти, когда монах ел лишь кору и корни деревьев и пил минимальное количество воды. На третьем этапе монах пил специальный чай, настоянный на соке лакового дерева, которым в Китае и Японии лакируют посуду. Этот ядовитый чай избавлял тело от бактерий и личинок червей. Если, несмотря на все перечисленные пытки, человек оставался жив, то он самостоятельно заползал через узкую щель в каменный мешок, который должен был стать его могилой. Монах ударял в колокол, сигнализируя, что ещё жив. Когда звон колокола прекращался, каменный мешок замуровывали. Через пару лет тело вынимали и исследовали. Если мумификация прошла успешно, тело выставляли как божественное проявление Будды. В противном случае - снова замуровывали.


2. Сансара - добровольная смерть

В 2006 году в Индии умерла раковая больная по имени Вилма Делви. Но ее смерть никоим образом не была связана с тяжелым недугом. Добровольная смерть, которую приняла женщина, последовала после 13-дневного поста, который называется сансара . Сансара обычно начинается после того, как человек решает, что достиг в жизни своей цели и готов к духовной очистке. Конечно, не все в Индии одобряют сансару, так как считается, что это одна из форм самоубийства или эвтаназии, но предотвращение сансары считается недопустимым и может повлечь изгнание из общества.

1. «Выставления» трупа

Одна из древнейших мировых религий - зороастризм - предлагает свой способ погребения усопших. Главное в ритуальных ритуалах для последователей этой религии - это сохранение в чистоте природных стихий, поэтому они признают большим грехом такие ритуальные формы, как погребение в землю или сожжение тела. Традиционным способом «погребения» считается выставление трупа, при котором тело оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «башне молчания» — для утилизации птицами и собаками. «Башня молчания» представляет собой круглую башню без крыши, куда складывали трупы и привязывали, чтобы птицы не смогли унести крупные части тела. Такой обычай объясняется тем, что для зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны.

Начать разговор хочется с того, что на сегодняшний день подавляющее большинство жителей Страны восходящего солнца исповедует буддизм. Таким образом, они верят, что после смерти души умерших переселяются в один из шести миров.

Нельзя забывать и о традиционной для - синтоизме. Согласно ей, все события в мире делятся на чистые и нечистые. Смерть относится ко второй категории, из-за чего покойного и всех, кто будет участвовать в погребальной церемонии, нужно очистить.

После смерти

Утрата близкого человека считается трагедией, даже несмотря на веру японцев в бессмертие души. Поэтому никто не осуждает людей, бурно выражающих свои эмоции. Слезы на похоронах воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

Но в первую очередь в дом приглашают священнослужителя и сотрудника похоронного бюро. И если с функциями второго все понятно, то первый нужен для проведения очищающего обряда. Суть данного действа в омовении губ покойного с помощью влажной ватки, надетой на палочку для еды.

После вышеописанного ритуала нужно осуществить омовение всего тела. Раньше этим занимались члены семьи усопшего, но в последние годы подготовку покойного к похоронам все чаще берут на себя сотрудники ритуального агентства. Аналогичным образом события развиваются и в нашей стране. На сайте grob-kupit.ru можно уже сегодня выбрать и купить гроб. Заказать ритуальные услуги опять-таки предлагается в режиме онлайн.


Во что одевают покойного в Японии?

Есть несколько вариантов погребального одеяния. Чаще всего хоронят в белом кимоно. Не удивляйтесь, в Японии белый цвет ассоциируется с трауром наряду с черным. Может быть использована и обычная одежда, например, мужчину могут похоронить в классическом костюме с рубашкой и галстуком. Ноги же обычно обувают в соломенные тапочки.

Одевая покойного нужно делать не так, как делают живые люди. Например, пуговицы на костюме застегивают сверху вниз. Дело тут в суевериях и желании отделить мир мертвых от мира живых.

Когда наступает время поместить усопшего в гроб, его кладут головой строго на север, а лицо поворачивают на запад. Перед гробом ставят столик со свечами и цветами, а также чашку с рисом и стакан с водой. Вместо привычной нам фотографии с траурной лентой, на стену вешают нарисованный от руки портрет.


Поминальная служба в Японии

Она делится на два этапа:

  1. Вечером в день смерти проводят, так называемое, заупокойное бдение. Его посещают родственники и друзья семьи. Важным этапом церемонии является присваивание покойному посмертного имени (кайме). Японцы верят, что после смерти они станут учениками Будды, то есть, монахами. Для этого и требуется новое имя.
  2. Стандартная служба в храме, непосредственно перед началом похорон.

Особенности похорон в Японии

Чаще всего похороны проводятся на второй день после смерти. Большое количество людей на них считается показателем того, что человек был уважаем при жизни. Собравшиеся облачаются в одежду черного цвета и приносят конверты с деньгами, которые частично или даже полностью покрывают стоимость церемонии.

Из-за того, что в Японии очень мало свободной земли, самым популярным способом погребения является кремация. Причем родные и близкие находятся в соседней комнате в моменте ее проведения. Они рассказывают друг друга различные истории, связанные с покойным, и ждут окончания процедуры. После этого пепел перекладывают в урну и забирают домой/замуровывают в семейном склепе на кладбище.


Дни памяти в Японии

Покойных вспоминают дважды в год: в марте (20/21 числа) и в сентябре (23/24 числа) . В это время принято посещать могилы и зажигать там бумажные фонарики, согласно легенде, служащие проводниками по загробному миру.

Японские обряды, связанные с захоронением усопших известны с давних пор. Во времена древности японские похороны знати предполагали, например, чтобы кто-то из близких друзей или служащих покойного совершал харакири, чтобы быть похороненным рядом. Японские обряды похорон допускали и захоронения с усопшим «муляжей» близкого человека, также поступали и с необходимыми вещами – клали в гробницу модели.

В 19 веке японские обряды стали «подстраиваться» под новую моду – сжигания трупов. Японское кладбище стало пустовать и лишилось знатных покойников. Церемония сожжения тела была пышной и проходило при множестве людей, ведя японские обряды гласят, что чем пышнее и богаче японские похороны, тем лучше покойному будет в царстве мертвых.

Сожжение проходило по определенному порядку. При таком порядке по японским обрядам и традициям близкие покойного ещё за час покидают дом, за ними в паланкине следует жрец и его помощники. Далее в процессии следует факельщик и певчие, которые гласят гимны. После них по традиции следуют попарно все остальные, а замыкают шествия служащие, на копьях которых красуется имя усопшего. В конце шествия несут носилки с трупом, облаченным в белые одежды. Покойного укладывают в позе молящегося. Костер устраивается на горе. При обозримой близости носилок поднимается траурный плач, под звуки которого труп водружается на пирамидальный костер. По обе стороны сооружения находятся столы – с одной стороны с кушаньями из фруктов, с другой – с жаровней и углями и кусками алоэ. В это время жрец начинает песнопения, которые подхватывают все, кто пришел. Обведя троекратно факелом голову покойного, жрец передает факел младшему сыну, который и запаливает костер у изголовья. В это время все начинают бросать в огонь куски алоэ, смолу, льют ароматные масла. После того, как огонь охватит всю пирамиду, положено расходится, кушанья же оставляют нищим.

Согласно японским обрядам на другой день положено вернуться на место сожжения и собрать останки трупа – зубы, кости и т. д. Останки помещаются в сосуд, который устанавливается дома. Но и на этом японские похороны не завершаются – по прошествии семи дней вазу с останками переносят в склеп.

Японские похороны бедняков предполагают несколько иной сценарий. Их относят на японское кладбище, хоронят в гробу, который по возможности украшают цветами. Место захоронения тоже поддерживается в порядке в течение долгого времени, если это возможно.

Японские обряды распространяются и на покойников среднего достатка. Сразу по кончине родственники зовут жреца, который совершает осмотр на предмет причин смерти и начинает пение. Покойного затем омывают, облачают в одежды и укладывают в гроб. Укладывают его туда в сидячем положении, когда ноги касаются подбородка, а руки складываются перед лицом. Три-четыре дня гроб находится дома, и каждый день приходит жрец для чтения молитв.

Япония – страна удивительных традиций. В культуре Японии средневековые нравы парадоксально сочетаются со страстью к тотальному использованию высоких технологий во всех сферах жизни. Обычаи современных японцев строятся вокруг старинных светских традиций, а также вокруг двух религий – буддизма и синтоизма (древней языческой веры). Около 80% жителей страны заявляют, что исповедуют обе религии, что выглядит в глазах представителей других культур странно. Во многом из-за этого японские ритуалы кажутся иностранцам такими необычными.

Японские похороны – это, пожалуй, самый необычный из этих ритуалов, так как смерть в Японии связана с целым комплексом традиций и церемоний.

Подготовка к погребению

Сразу после смерти тело умершего готовят к погребению. Губы умершего полагается смочить водой, а на его грудь положить специальный нож, который, как считается, отгоняет злых духом. Подле кровати усопшего ставят небольшой столик, украшенный цветами и ароматизированной свечой. Если в семье усопшего есть буддистский или синтоистский алтарь, его закрывают белой бумагой – считается, что это защищает усопшего от злых духов.

Тело умершего омывают, после чего наносят погребальный макияж. Женщин обычно хоронят в кимоно, а мужчин – в деловом костюме. В гроб кладут любимые вещи покойного и шесть монеток. Согласно легендам, деньги – это плата за переправу через реку мертвых Сандзу.

Отпевание по-японски

Отпевание – это первая церемониальная часть японских похорон. Обычно его проводят в буддистских храмах. Если умерший был буддистом, то на церемонии буддистский священник зачитывает сутры, а прощающиеся приходят с чётками-дзюдзу. Отпевание заканчивается тогда, когда священник завершает прочтение сутры.

На траурную церемонию принято приходить в строгих черных одеждах. Женщинам надевают платье или кимоно черного цвета, мужчины черный костюм, черный галстук и белую рубашку.

Члены семьи садятся подле гроба с телом умершего, остальные участники церемонии – поодаль. Каждый присутствующих должен трижды воскурить церемониальные благовония.

Дарить траурные деньги

На отпевании принято дарить семье усопшего деньги. Обычно их приносят в специальном конверте, украшенном траурных цветами. Сумма внутри конверта зависит от того, насколько близок был гость с усопшим и насколько гость состоятелен. По завершению церемонии родственники покойного одаривают остальных участников деньгами в ответ. Этот дар обычно составляет от четверти до половины подаренной гостем суммы.

Прощание по-японски

Прощание с покойным проходит на следующий день после отпевания. Проводится оно также в буддистском храме. Это последняя возможность проститься с человеком, и многие гости в знак скорби опускают цветы на плечи и голову умершего.

Как и при отпевании, прощание в Японии сопровождается чтением буддистских сутр и курением благовоний. В рамках церемонии священник нарекает умершего новым именем. Оно призвано защитить умершего от возвращения – если его позовет кто-то из мира живых.

По окончанию церемонии гроб с телом покойного закрывают, погружают на катафалк и отвозят в крематорий.

Кремация в Японии

Кремация – самый распространенный способ погребения в Японии, его выбирают более 95% жителей страны. Родственники усопшего в тишине наблюдают как тело покойного отправляется в печь крематория. Затем покидают траурный зал и возвращаются 2 часа, чтобы забрать прах.

Церемония закладки праха в урну

Перенос праха в урну также должен проходить в виде церемонии. Два близких родственника переносят прах покойного в урну с помощью крупных металлических палочек. Сначала закладывают прах нижней части тела и заканчивают верхней – считается, что положение останков в урне ни в коем случае не должно перевернутым. Это единственная церемония в японской культуре, при которой считается допустимым и правильным передавать что-то другому человеку палочками.

Погребение в Японии

После того как прах перенесли в урну, останки покойного хоронят на одном из японских кладбищ в семейно-родовом захоронении, либо в могиле на корпоративном участке.

Имя живого на надгробии

На семейно-родовых надгробиях нередко сразу пишут имя покойного и его супруги (или супруга), даже если она еще жива. Чтобы подчеркнуть, что человек еще жив, поверх гравировки наносится красная краска. Когда супруга (или супруг) покойного умирает, её прах опускают в существующую могилу, а краску стирают.

Корпоративные захоронения

Корпоративные захоронения отведены для служащих компании, чаще в них хоронят менеджеров среднего и высшего звена. Надгробия могут быть украшены логотипом компании, либо выполнены в виде её продукции. Нередко такие захоронения проводятся за счет организации. Быть похороненным в предоставленной компанией могиле – это большая честь и признание заслуг покойного. Некоторые такие захоронения соседствует с историческими склепами и саркофагами, в которых покоятся останки средневековых японских самураев, даймё и сёгунов.

Культ предков

Культ предков – важная часть верований японцев. В каждой семье есть алтарь, посвященный умершим предкам. Считается, что умерший остается в семье, превращаясь в покровителя своей родни.

Японские поминки – 7 и 49-й день

Усопшего принято поминать на 7-й и 49-й день после кончины. Это связано с тем, что в японском языке число семь созвучно со словом «смерть», а потому считается особым. Впрочем, в некоторых регионах страны эти даты могут отличаться.

Дни поминовения

В дальнейшем память усопших почитают четырежды в год: на праздник Обон (день всеобщего поминовения усопших), Новый Год и в дни равноденствия.

В этот день к семейному алтарю приносят традиционные угощения, либо любимые блюда умершего. В день поминовения друзья покойного могут прислать его семье продукты для приготовления этой трапезы.

Для японцев умерший покидает дом только тогда, когда были погребены его внуки. После этого он присоединяется к духам, которые покровительствуют над всем родом. Пока этого не произошло, родные умершего обращаются к семейному алтарю, чтобы разделить с усопшим свои переживания, радости и невзгоды.

Похоронная индустрия в Японии

Япония – это страна, в которой древние традиции переплетены с хайтеком. Это странное сочетание характерно и для ритуальной сферы, ведь смерть имеет особое значение в японской культуре. Индустрия похорон в Стране восходящего солнца – это переплетение сложных древних ритуалов, исполняемых по заоблачным ценам, с жесткой конкуренцией и технологической гонкой ритуальных компаний.

Как японцы организуют похороны

Общие черты организации похорон в Японии схожи с другими странами, но в ней куда большее количество тонкостей и сложностей.

Когда близкие уверены, что человек скончался, они начинают готовиться к погребению. Один из родственников берет на себя организацию похорон – традиции утверждают, что им должен быть старший сын умершего.

Организатор похорон должен:

  • известить родственников усопшего, его друзей и коллег;
  • сообщить начальству покойного о его смерти;
  • уведомить муниципалитет, который выдаст сертификат о смерти;
  • заказать погребальную атрибутику, подписать договор с ритуальным агентством;
  • договориться о проведении церемоний с местным буддистским или синтоистским храмом;
  • приобрести место на кладбище или договориться о хранении праха с монастырем.

В более традиционных семьях возникает необходимость обустроить или расширить семейный алтарь, посвященный умершим предкам.

Стоимость похорон в Японии

Япония – это страна с одними из самых высоких цен на похороны во всем мире. В последние годы средняя стоимость похорон колеблется от 20 до 25 тысяч долларов (2,5-3 млн йен). Такие высокие цены имеют под собой несколько оснований:

  • дороговизна мест на кладбищах;
  • завышенные цены у большинства ритуальных агентств;
  • требования традиций, согласно которым похороны должны быть роскошными;
  • необходимость оплачивать дорогие услуги работников кладбища и буддистских монахов (суммарно около 1 млн йен, 8700$).

Похоронный рынок Японии

В течение долгих лет ритуальные агентства Японии пользовались особым положением. Смерть родственника – это не просто трагичное, но и очень важное событие в жизни традиционной японской семьи. В этот период близкие покойного не готовы вникать в нюансы организации похорон и торговаться с агентами. Многие агенты пользовались этими традициями и навязывали свои услуги по многократно завышенным ценам.

Последние годы население Японии идет на убыль. Показатели смертности довольно высоки, и будут продолжать расти по мере того, как стареет и умирает поколение «бэби-бумеров». Ожидается, что в 2025 году число умерших японцев составит 1,53 миллиона человека. На фоне такой демографической картины ритуальная сфера Японии также растет – в 2018 году объем похоронного рынка составил 1,84 трлн йен, что равно 16 млрд долларов.

Вместе с ростом смертности в Японии выросло и число похоронных бюро. В 2018 году на японском рынке действует больше 45 000 агентства, то есть одно на каждые 2800 человек приходится по агентству. Уменьшается и число японцев, слепо верящих ритуальным агентам – все больше семей принимают взвешенные и осознанные решения, внимательно читают предлагаемый им договор или выбирают агентство заранее.

Конкуренция на японском рынке очень высока, что приводит к тому, что похоронные бюро вынуждены снижать цены, идти навстречу своим клиентам и выстраивать человеческие отношения с близкими умершего. Многие компании подстраиваются под требования времени и предлагают новые высокотехнологичные услуги – под стать одной из самых высокотехнологичных стран мира.

Похоронные инновации

В ситуации жесткой конкуренции, повышенного спроса на ритуальные услуги и безумного ритма жизни в мегаполисе, ритуальным компаниям приходится адаптироваться. На регулярно проходящих в Японии выставках похоронной индустрии можно ознакомиться с последними новинками и инновациями.

Практически ни одно погребение в Японии не обходится без буддистской церемонии. Однако монастыри с трудом справляются с такими нагрузками, монахов на каждое отпевание не хватает и цены на их услуги растут. Некоторые компании решают проблему с помощью роботов, подражающих монахам. Они выглядят удивительно похожими на людей, облачены в буддистские робы, способны поддержать беседу и читать погребальные сутры. Альтернативное решение – онлайн-трансляции буддистских монахов, когда священнослужитель присутствует на похоронах и читает сутры удалено.

Японцев считают едва ли не самой работящей нацией в мире – рабочий день сотрудника японской компании может длиться до 20 часов. В таком графике трудно найти время для посещения похорон. Поэтому некоторые кладбища организуют специальные станции, через которые можно передать свои пожелания и дары семье умершего, не выходя из машины.

Прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев

Кроме этих необычных услуг, японские ритуальные службы вводят множество важных нововведений. Вот некоторые из них:

  • прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев. Практически все пожилые жители страны продумывают свои похороны заранее, заказывают гроб и дают детальные распоряжения;
  • QR-коды появляются на все большем числе надгробий. Просканировав их, можно увидеть фото и видео из жизни умершего, его прощальное обращение и некролог;
  • японское отделение Yahoo предлагает услуги автоматического удаления страниц усопшего в соцсетях, рассылки прощальных писем по электронной почте и создания интернет-мемориалов, посвященный умершему.