Портрет Дориана Грея или что делать с последствиями? Цитаты оскара уайльда Цитаты об Оскаре Уайльде.

Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.

Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого.Тебе все одинаково безразличны.

Единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему.

-Значит вы не любите нашу страну?
-Я в ней живу.

Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.

Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного - и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм - только поза.

Всякий портрет, написанный с любовью, - это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник.

Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. «Совесть» - официальное название трусости, вот и все.

Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается.

В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных. Тщательнее всего следует выбирать врагов. Среди моих недругов нет ни единого глупца. Все они - люди мыслящие, достаточно интеллигентные и потому умеют меня ценить. Ты скажешь, что мой выбор объясняется тщеславием? Что ж, пожалуй, это верно.

Люди меня интересуют больше, чем их принципы, а интереснее всего - люди без принципов.

Собственная душа и страсти друзей - вот что самое занятное в жизни.

Хорошего влияния не существует, мистер Грей. Всякое влияние уже само по себе безнравственно, - безнравственно с научной точки зрения.

Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа.

Красота - один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания. Она - одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает.

В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.

Американские девицы так же ловко скрывают своих родителей, как английские дамы - свое прошлое.

За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвел самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.

Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней.

В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.

Мой мальчик, поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, - это попросту доказательство бессилия… Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.

Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого. Это и принято называть романом.

Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз - но уже с удовольствием.

Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно. И часто человек воображает, будто он производит опыт над другими, тогда как в действительности производит опыт над самим собой.

В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас. Отпущение грехов дает нам не священник, а сама исповедь.

Только людям ограниченным нужны годы, чтобы отделаться от какого-нибудь чувства или впечатления. А человек, умеющий собой владеть, способен покончить с печалью так же легко, как найти новую радость. Я не желаю быть рабом своих переживаний. Я хочу ими насладиться, извлечь из них все, что можно. Хочу властвовать над своими чувствами.

У нас принято говорить о «тайных» пороках. Но тайных пороков не бывает. Они сказываются в линиях рта, в отяжелевших веках, даже в форме рук.

— Да кто же вы?
— Определить — значит ограничить.

Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.

Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем.

Самая обычная вещь начинает казаться интригующей, когда начинаешь ее скрывать.

Женщина готова флиртовать с кем угодно до тех пор, пока другие обращают на это внимание.

Каждый из нас носит в себе и ад, и небо.

«Портрет Дориана Грея» спустя почти 2 столетия является таким же актуальным. Причина банальна – нужно видеть в зеркале свои недостатки, уметь бороться с ними, а не идти на поводу…

Герой книги – Дориан Грей, попадая под впечатления от влияния бывшего сокурсника, известного в высшем английском обществе повесы, лорда Генри. И тот, будучи сам продуктом развращенного света, весьма негативно влияет на Грея, только начавшего входить в высший свет благодаря деньгам и связям.

Развития развиваются таким образом, что практически в тот момент, когда талантливый художник Безил Холлуорд трудится над парадным портретом Грея, лорд Генри разражается пламенной речью, в которой говорит о том, что потрясающая красота и юность останутся лишь на указанном полотне. Оно будет укоризненно напоминать в старости о том, каким когда-то был Дориан. Этот монолог весьма впечатлил Грея и в пылу отчаяния он возжелал: «…пусть подаренный ему Холлуордом портрет стареет, а сам он остается всегда в расцвете молодости».

Впервые молодой человек Дориан обращается не к Богу, а к дьяволу, и тот исполняет просьбу. Но это бы лишь первый шаг Дориана к пропасти растления, порочности и цинизма.

Следующим шагом Грея на пути к адской бездне были его любовные отношения с Сибиллой Вейн. Любовь к Грею заменяет Сибилле все, она бросает работу актрисы, поскольку лгать со сцены не в состоянии, теряет работу и любовь. Дориану более не интересна бывшая актриса, чувства остыли, и он оставляет Сибиллу, отчего та накладывает руки на себя. И впервые Дориана поражает его изображение – черты становятся более хищными, жесткими, взгляд презрителен, в них проскакивает пресыщение. Но это изменение – только начало.

Проходят годы, изменяется мода, сменяется человеческое окружение, но не сам Дориан. За четверть века ни капли не постарел – все тот же молодой красивый юноша. Зато как изменился портрет! В нем нельзя узнать миловидного Дориана. В изображении словно язвы проступают все проступки, недостатки и порочные мысли. Портрет давно живет собственной жизнью, жадно впитывая все недостатки и отрицательные качества Грея.

Теперь, спустя столько лет, вместо юного лица на Дориана глядит дряхлый старик с циничной усмешкой. Но сам Грей не хочет замечать перемен, он тщеславен и влюблен в себя, не гнушается целовать собственную картину. Между тем, его начинают одолевать душевные муки, он осознает, что изображение на портрете отражает падшую душу, внутренний мир. Дальше герой не выдерживает, умирая в приступе самолюбования.

Как же были потрясены увиденным люди, нашедшие труп дряхлого старика рядом с портретом, на котором изображен красивый юноша! Столпившиеся увидели воочию истинное лицо человека из высшего общества, погрязшего в разврате и порочности. Этот портрет отдал обратно Дориану Грею всю грязь поступков, предоставив людям личность того Грея, каким он был много лет назад.

Сегодня мы собрали лучшие цитаты выдающегося ирландского писателя Оскара Уайльда. За свою долгую жизнь он соченил множество интересных высказываний, большинство которых стали крылатыми. Наша подборка цитат была собрана из пьес, сказок и конечно же бессмертного романа «Портрет Дориана Грея». Оскара Уайльда ценили за его способность четко и остроумно дать оценку какому-либо событию или происшествию. Давайте узнаем, как писатель онтосился к времени, любви, опыту и пунктуальности!

Цитаты Оскара Уайльда

  1. Амбиции - это последнее прибежище неудачников. («Заветы молодому поколению»)
  2. Вещь есть то, что в ней можно узреть… (De profundis)
  3. Время - потеря денег.
  4. Все мы в сточной канаве, но некоторые смотрят на звёзды. («Веер леди Виндермир»)
  5. Я могу устоять против всего, кроме соблазна.
  6. Единственный способ отделаться от искушения - поддаться ему. («Портрет Дориана Грея»)
  7. Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут, — интересная цитата Оскара Уайльда.
  8. Пунктуальность - вор времени.
  9. Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений.
  10. В наши дни люди могут пережить всё, кроме смерти и хорошей репутации.
  11. …Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьёзно.
  12. В наш век только бесполезные вещи и необходимы человеку.
  13. Вся прелесть прошлого в том, что оно - прошлое.
  14. Знать своих друзей - это чрезвычайно опасная вещь, — интересная цитата Оскара Уайльда .
  15. Естественность - всего лишь поза, и к тому же самая раздражающая из всех, которые мне известны.
  16. Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своём бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера.
  17. Когда боги хотят наказать нас, они отвечают на наши молитвы. («Идеальный муж»)
  18. В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь.
  19. Какая прекрасная сегодня луна! - Да, но если бы вы видели её до войны…
  20. Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав.
  21. Спорить - это так вульгарно. Ведь в приличном обществе всегда придерживаются одного и того же мнения («Замечательная ракета»)
  22. Красота души растёт, чтоб обрести дар видеть бога («Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями»)
  23. Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь. («Идеальный муж»)
  24. Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестаёт быть молитвой и становится перепиской.
  25. Общество часто прощает преступника. Но не мечтателя, — цитата Оскара Уайльда .
  26. Опыт - это имя, которое каждый даёт своим ошибкам.
  27. Образование - восхитительная вещь, но следует помнить хотя бы время от времени, что ничему тому, что действительно следует знать, обучить нельзя. («Критик как художник»)
  28. Циник - человек, знающий всему цену, но не знающий ценности.
  29. Патриотизм - это великое бешенство.
  30. Положительные люди действуют на нервы, плохие - на воображение.
  31. Поэт может вынести всё, кроме опечатки, — интересная цитата Оскара Уайльда.
  32. Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой.
  33. Теперь хорошее воспитание - только помеха. Оно от слишком многого отгораживает.
  34. Только поверхностные люди не судят по внешности.
  35. Только пустые люди знают себя. («Заветы молодому поколению»)
  36. Трудно избежать будущего.
  37. У каждого святого есть прошлое, у каждого же грешника есть будущее. («Веер леди Уиндермир»)
  38. Фундаментом литературной дружбы служит обмен отравленными бокалами.
  39. Чужие драмы всегда невыносимо банальны, — цитата Оскара Уайльда .
  40. Я умираю, как жил, - не по средствам.
  41. Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше.
  42. Материнство - факт. Отцовство - мнение.
  43. Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению. После остаются лишь воспоминания о наслаждении и сладострастие раскаяния.
  44. Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему.
  45. Облагораживает человека только интеллект, — интересная цитата Оскара Уайльда .
  46. Во всём, к чему люди относятся серьёзно, нужно видеть комическую сторону вещей.
  47. Совесть - официальное название трусости.
  48. Между капризом и вечной любовью разница та, что каприз длится несколько дольше.
  49. Единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения.
  50. Понятие добра и зла доступно лишь тем, кто лишен всех остальных понятий.
  51. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, - это попросту доказательство бессилия.
  52. Человек должен вбирать в себя краски жизни, но никогда не помнить деталей. Детали всегда банальны.
  53. Только слова придают реальность явлениям.
  54. Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы.
  55. На древнегреческом портале античного мира было начертано: познай самого себя. На портале современного мира будет начертано: будь самим собой, — цитата Оскара Уайльда.
  56. Бремя наших дней слишком тяжко для того, чтобы человек мог нести его в одиночестве, а мирская боль слишком глубока для того, чтобы человек в одиночку был в состоянии её пережить. («Молодой король»)
  57. Люди всегда смеются над своими трагедиями - это единственный способ переносить их.
  58. Мир делится на два класса - одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное.
  59. Умеренность - роковое свойство. Только крайность ведёт к успеху.
  60. Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему.
  61. Книги, которые мир называет аморальными, - это книги, которые демонстрируют миру его позор.
  62. Мысль, которая не опасна, не достойна называться мыслью, — интересная цитата Оскара Уайльда .
  63. Общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль.
  64. Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.
  65. Большинство из нас - это не мы. Наши мысли - это чужие суждения; наша жизнь - мимикрия; наши страсти - цитата!
  66. Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества - уже трагедия.
  67. Те, кто видит различие между душой и телом, не имеют ни тела, ни души.
  68. Убийство - всегда промах. Никогда не следует делать того, о чём нельзя поболтать с людьми после обеда.
  69. Общество часто прощает преступников, но никогда не прощает мечтателей. («Критик как художник»)
  70. Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа, — цитата Оскара Уайльда.
  71. Смех - неплохое начало для дружбы, и смехом же хорошо её закончить.
  72. Эгоизм - это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите.
  73. Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить.
  74. Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека.
  75. Немного искренности - вещь опасная, но абсолютная искренность просто фатальна («Критик как художник»)
  76. Существует только один грех - глупость. («Критик как художник»)
  77. За прекрасным всегда скрыта какая­ нибудь трагедия. Чтобы зацвёл самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки, — интересная цитата Оскара Уайльда.
  78. Искусство - это самая выразительная из всех известных форм индивидуализма. («Душа человека при социализме»)
  79. Опытом люди называют свои ошибки.
  80. Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают.
  81. …что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?
  82. Будь собой, остальные роли заняты.
  83. Самые большие загадки таит в себе то, что мы видим, а не то, что скрыто от наших глаз.
  84. Тому, что действительно нужно знать, никто не научит.
  85. Мы считаем модным то, что носим сами и немодным то, что носят другие.
  86. В жизни возможны только две трагедии: первая - не получить то, о чем мечтаешь, вторая - получить. («Веер леди Уиндермир»)
  87. Истина перестает быть правдой, когда больше чем один человек верит в нее. («Заветы молодому поколению»)
  88. Чтобы вернуть свою молодость, я готов делать все - только не вставать рано, не заниматься гимнастикой и не быть полезным членом общества, — цитата Оскара Уайльда .
  89. Иногда то, что мы считаем мёртвым, долго ещё не хочет умирать. («Портрет Дориана Грея»)
  90. … я не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющего лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею - только на это он и годен. («Портрет Дориана Грея»)
  91. Судьба не шлёт нам вестников - для этого она достаточно мудра или достаточно жестока. («Портрет Дориана Грея»)
  92. В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются.
  93. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё. («Портрет Дориана Грея»)
  94. Есть три вида деспотов. Первый терроризирует тело. Второй терроризирует душу. Третий -в равной степени тело и душу. Первого зовут Князь, второго зовут Папа, третьего ­Народ («Душа человека при социализме»)
  95. У природы, конечно, благие намерения, но, как однажды сказал Аристотель, она не в состоянии воплотить их в жизнь, — интересная цитата Оскара Уайльда.
  96. Душа рождается старой, но становится все моложе. Это комедия жизни. Тело рождается молодым и стареет. И вот это - трагедия.
  97. Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что по­прежнему считаешь себя молодым.
  98. Ничего не делать - это одно из самых сложных занятий, самое сложное и самое интеллектуальное. («Критик как художник»)
  99. У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего
  100. Люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего.
  101. Наивысшая, как и наинизшая форма критики – есть вид автобиографии…
  102. Атеизм нуждается в вере ничуть не меньше, чем религия.
  103. В истины веры верят не потому, что они разумны, а потому, что их часто повторяют, — цитата Оскара Уайльда .
  104. Вера не становится истиной только потому, что кто­то за нее умирает Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своём бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера.
  105. Религия - очень распространенный суррогат веры.
  106. Книга жизни начинается с мужчины и женщины в саду… и заканчивается апокалипсисом.
  107. Женщины являются воплощением победы материи над духом - так же как мужчины воплощают победу духа над моралью. («Портрет Дориана Грея»)
  108. В любви начинают с того, что обманывают себя и кончают тем, что обманывают других.(«Портрет Дориана Грея»)
  109. «Всегда»! Какое ужасное слово! Его особенно любят женщины. Они портят всякий роман, стремясь, чтобы он длился вечно. («Портрет Дориана Грея»)
  110. Влюблённость начинается с того, что человек обманывает себя, а заканчивается тем, что он обманывает другого.
  111. Мужчина может быть счастлив с любой женщиной - при условии что он ее не любит.
  112. Самая прочная основа для брака - взаимное непонимание.
  113. Любовь замужней женщины - великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось, — цитата Оскара Уайльда.
  114. Женщины вдохновляют нас на создание шедевров, но мешают нашему вдохновению реализоваться.
  115. Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего­то. («Портрет Дориана Грея»)
  116. Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, сказавшая это, может рассказать что угодно.
  117. У женщины поразительная интуиция: она может догадаться обо всём, кроме самого очевидного.
  118. Мужчины женятся со скуки, женщины - из любопытства. И те, и другие испытывают разочарование. («Портрет Дориана Грея»)
  119. Мужчины всегда хотят быть первой любовью женщины. Женщины мечтают быть последним романом мужчины.
  120. Когда мужчина делает именно то, чего ждет от него женщина, он не много выигрывает в ее глазах. Всегда нужно совершать поступки, которых женщина не может ожидать, и говорить то, чего она не в силах понять.
  121. У женщин лучший способ защиты - нападение, а лучший способ нападения - внезапное и необъяснимое отступление.
  122. Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на неё, но не слушайте, — цитата Оскара Уайльда .
  123. Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь - только не дружба.
  124. Единственный способ, которым женщина может исправить мужчину, это довести его до такого состояния, когда он утратит какой бы то ни было интерес к жизни вообще.
  125. Мужчина, читающий мораль, обычно лицемер, а женщина, читающая мораль, непременно дурнушка.
  126. Есть что­то положительно скотское в спокойном характере мужчин.
  127. Как может женщина быть счастливой с человеком, который упорно желает видеть в ней разумное существо?
  128. Женщины являют собой торжество материи над духом, точно так же, как мужчины - торжество разума над моралью.
  129. Женщины существуют для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали. («Сфинкс без загадки»)
  130. Женская душа заключена в красоте, так же, как мужская - в силе. Если бы обе могли соединиться в одном человеке, мы получили бы идеал искусства, о каком люди мечтают с тех пор, как оно существует.
  131. Мужчин можно анализировать и обсуждать, женщин же только обожать, — цитата Оскара Уайльда .
  132. Только по­настоящему хорошая женщина способна совершить по­настоящему глупый поступок.
  133. Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины. Красивым - не до того, они ревнуют чужих.
  134. Женщины любят недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы всё нам простить, даже ум… («Портрет Дориана Грея»)
  135. Женщина может изменить мужчину одним способом: причинить ему столько зла, чтоб онвовсе потерял вкус к жизни.
  136. В России нет ничего невозможного, кроме реформ. («Вера, или Нигилисты»)

А что же писали современники и критики о самом Оскаре Уайльде?

Цитаты об Оскаре Уайльде

  1. Простой и очевидный факт состоит в том, что соображения Уайльда чаще всего верны. - Хорхе Луис Борхес, «Об Оскаре Уайльде», 1952
  2. Подобно Честертону, Лэнгу или Босуэллу, Уайльд из тех счастливцев, которые вполне обойдутся без одобрения критики и даже благосклонности читателей, поскольку их припасенное для нас доброжелательство несокрушимо и неизменно. - Хорхе Луис Борхес, «Об Оскаре Уайльде»

Главным показателем хорошего писателя являются его произведения и то, как его запомнили. Несомненно, Оскара Уайльда запомнили выдающимся драматургом позднего Викторианского периода.

Вы прочитали подборку цитат Оскара Уайльда.

Мистический и философский роман «Портрет Дориана Грея» соблазнит каждого, кто хоть раз в мыслях или вслух желал сохранить свою молодость и красоту. Но у Оскара Уайльда вовсе не было намерения делиться секретом бессмертия, автор отразил в произведении собственный взгляд на человеческую мораль, любовь и на мир, где правит стремление к наслаждению.

Сюжет строится вокруг молодого человека, который обладает природной, чувственной красотой. Юный натурщик позирует для своего друга, художника Бэзила Холлуорда. В мастерской Бэзила Дориан знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии отравляет разум юноши своими софистическими речами и циничными взглядами. Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость, по его мнению, является единственным богатством, которое стоит беречь. Ну вот, портрет прекрасного гедониста завершен. Красавец восхищен своим отражением, перенесенным на полотно, но в его душу закралась горечь, вызванная словами нового знакомого. Молодой человек понимает, что время отнимет у него красоту, свежесть его лица, и он превратится в сморщенного старика с безобразной фигурой. В волнении он восклицает: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». С этого момента описание книги «Дориан Грей» приобретает мрачные тона: главный герой перевоплощается в извращенного эгоиста, перенося все последствия своего образа жизни на картину. Она стареет вместо него.

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

История создания

Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что напишет роман, который сведет с ума весь Лондон. «Дориан Грей» был написан в кратчайшие сроки, в едином порыве творческой воли. Спор писатель выиграл, но за победу поплатился: его судили за развращение английских нравов. В результате, он получил реальный тюремный срок.

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

«Портрет…» является единственным опубликованным романом, принесшим своему создателю успех и почти скандальную славу. Впервые был напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта». После, в 1891 году, книга вышла в отдельном издании с шестью новыми главами и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» можно отнести к жанру интеллектуального романа. В произведении персонажи и рассказчик подвержены самоанализу, осмыслению своих поступков и окружения. Их беседы выходят за рамки сюжета, представляя собой прения тех или иных философских взглядов. В книге поднимаются важнейшие эстетические, нравственные и «вечные» проблемы.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Также применимо по отношению к книге определение «аллегорическая притча». События, происходящие в ней, не стоит воспринимать буквально. Герои не являются людьми, они обозначают философские взгляды, волшебные картины – порочное искушение, смерть и любовь – испытания, медные трубы, которые открывают завесу над человеческой природой.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.
  6. Смысл книги

    Роман Уайльда столь же многогранен, сколь многолико творческое воплощение его замысла. Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» состоит в том, чтобы показать нам превосходство внутреннего содержания человеческой личности над внешним. Какова бы не была красота лица, души прекрасные порывы ей не заменить. Уродство мысли и сердца все равно умерщвляет плоть, делает прелесть форм безжизненной и искусственной. Даже вечная молодость не принесет безобразию счастья.

    Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, - мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

    Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые провозглашают эстетические идеалы автора. Вот некоторые из них: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля». Оскар Уальд хоть и был сторонником теории эстетизма, но в произведении четко обрисовывается опасность разделения этических и эстетических принципов. Служение приводит к гибели, как это случилось с героем романа. Чтобы почувствовать и насладиться красотой, и при этом сохранить свое лицо и добродетель, необходимо всегда соблюдать нормы морали и не доводить себя до фанатизма, даже если в запасе есть вечная жизнь.

    Мораль

    Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

    Поклонение любви погубило Сибиллу Вейн, влюбленность в красоту и восхищение ею, как искусством, привело художника Холлуорда в дом, где он нашел свою кончину. Главный герой, который погрузился в порочный мир наслаждений, пал от собственной руки. Мораль романа «Портрет Дориана Грея» указывает на то, что любое абсолютное поклонение несет за собой опасность. Можно любить, творить, наслаждаться, но при этом оставлять место для трезвого осмысления своих поступков. Персонажи подвержены импульсивности, в этом их беда: Сибила после разрыва кончает жизнь самоубийством, Дориан с торжествующей злобой бросается с ножом на картину. И все они стали жертвами своих идеалов – такова цена ослепления. В разумных пределах цинизм помогает людям не совершать подобных ошибок, именно ему учит автор, изображая лорда Генри.

    Проблематика

    В романе раскрыта проблема «прекрасного» и «безобразного». Эти две крайности, которые нужны для понимания цельности этого мира. К «прекрасному» принадлежит трагичная и чистая любовь актрисы Сибилы, искренняя привязанность Бэзила к юноше и, конечно, сам главный герой, как воплощение подлинной земной красоты. «Безобразное» носит в себе его душа, с каждым пороком и преступлением она тлеет, загнивает, теряя чувствительность и способность к состраданию. И все эти метаморфозы принимает на себя таинственный холст, превращая изображенного на нем человека в уродливое порочное создание. Но общество слепо к тонким граням между красотой и уродством, он фиксирует только внешние атрибуты личности, напрочь забывая о внутренних. О проделках Дориана знают все, но от этого его не перестают любить и уважать. Кое-кто лишь трусливо опасается потерять свою показную добродетель, поэтому не принимает его официально. В этих обстоятельствах наряду с неразборчивостью людей стоит их лицемерие и трусость – проблемы не менее важные.

    Портрет Дориана Грея - это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

    Тема

    Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

    Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей - поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство - это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства - вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

    Критика

    Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.

    За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Душа и тело, тело и душа - какая это загадка! В душе таятся животные инстинкты, а телу дано испытать минуты одухотворяющие. Чувственные порывы способны стать утонченными, а интеллект - отупеть. Кто может сказать, когда умолкает плоть и начинает говорить душа? Как поверхностны и произвольны авторитетные утверждения психологов! И при всем том - как трудно решить, которая из школ ближе к истине! Действительно ли душа человека - лишь тень, заключенная в греховную оболочку? Или, как полагал Джордано Бруно, тело заключено в духе? Расставание души с телом - такая же непостижимая загадка, как их слияние.

Лорд Генри задавал себе вопрос, сможет ли когда-нибудь психология благодаря нашим усилиям стать абсолютно точной наукой, раскрывающей малейшие побуждения, каждую сокровенную черту нашей внутренней жизни? Сейчас мы еще не понимаем самих себя и редко понимаем других. Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты, как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем в жизни много раз - но уже с удовольствием.

Лорду Генри было ясно, что только экспериментальным путем можно прийти к научному анализу страстей. А Дориан Грей - под рукой, он, несомненно, подходящий объект, и изучение его обещает дать богатейшие результаты. Его мгновенно вспыхнувшая безумная любовь к Сибиле Вэйн - очень интересное психологическое явление. Конечно, немалую роль тут сыграло любопытство - да, любопытство и жажда новых ощущений. Однако эта любовь - чувство не примитивное, а весьма сложное. То, что в ней порождено чисто чувственными инстинктами юности, самому Дориану представляется чем-то возвышенным, далеким от чувственности, - и по этой причине оно еще опаснее. Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно. И часто человек воображает, будто он производит опыт над другими, тогда как в действительности производит опыт над самим собой.

Так размышлял лорд Генри, когда раздался стук в дверь. Вошел камердинер и напомнил ему, что пора переодеваться к обеду. Лорд Генри встал и выглянул на улицу. Закатное солнце обливало пурпуром и золотом верхние окна в доме напротив, и стекла сверкали, как листы раскаленного металла. Небо над крышами было блекло-розовое. А лорд Генри думал о пламенной юности своего нового друга и пытался угадать, какая судьба ждет Дориана.

Вернувшись домой около половины первого ночи, он увидел на столе в прихожей телеграмму. Дориан Грей извещал его о своей помолвке с Сибилой Вэйн.

Глава V

Мама, мама, я так счастлива! - шептала девушка, прижимаясь щекой к коленям женщины с усталым, поблекшим лицом, которая сидела спиной к свету, в единственном кресле убогой и грязноватой гостиной. - Я так счастлива, - повторила Сибила. - И ты тоже должна радоваться!

Миссис Вэйн судорожно обняла набеленными худыми руками голову дочери.

Радоваться? - отозвалась она. - Я радуюсь, Сибила, только тогда, когда вижу тебя на сцене. Ты не должна думать ни о чем, кроме театра. Мистер Айзекс сделал нам много добра. И мы еще до сих пор не вернули ему его деньги…

Девушка подняла голову и сделала недовольную гримаску.

Деньги? - воскликнула она. - Ах, мама, какие пустяки! Любовь важнее денег.

Мистер Айзекс дал нам вперед пятьдесят фунтов, чтобы мы могли уплатить долги и как следует снарядить в дорогу Джеймса. Не забывай этого, Сибила. Пятьдесят фунтов - большие деньги. Мистер Айзекс к нам очень внимателен…

Но он не джентльмен, мама! И мне противна его манера разговаривать со мной, - сказала девушка, вставая и подходя к окну.

Не знаю, что бы мы стали делать, если бы не он, - ворчливо возразила мать.

Сибила откинула голову и рассмеялась.

Он нам больше не нужен, мама. Теперь нашей жизнью будет распоряжаться Прекрасный Принц.

Она вдруг замолчала. Кровь прилила к ее лицу, розовой тенью покрыла щеки. От учащенного дыхания раскрылись лепестки губ. Они трепетали. Знойный ветер страсти налетел и, казалось, даже шевельнул мягкие складки платья.

Я люблю его, - сказала Сибила просто.

Глупышка! Ох, глупышка! - как попугай твердила мать в ответ. И движения ее скрюченных пальцев, унизанных дешевыми перстнями, придавали этим словам что-то жутко-нелепое.

Девушка снова рассмеялась. Радость плененной птицы звенела в ее смехе. Той же радостью сияли глаза, и Сибила на мгновение зажмурила их, словно желая скрыть свою тайну. Когда же она их снова открыла, они были затуманены мечтой.

Узкогубая мудрость взывала к ней из обтрепанного кресла, проповедуя благоразумие и осторожность, приводя сентенции из книги трусости, выдающей себя за здравый смысл. Сибила не слушала. Добровольная пленница Любви, она в эти минуты была не одна. Ее принц, Прекрасный Принц, был с нею. Она призвала Память, и Память воссоздала его образ. Она выслала душу свою на поиски, и та привела его. Его поцелуй еще пылал на ее губах, веки еще согревало его дыхание.

Мудрость между тем переменила тактику и заговорила о необходимости проверить, навести справки… Этот молодой человек, должно быть, богат. Если так, надо подумать о браке… Но волны житейской хитрости разбивались об уши Сибилы, стрелы коварства летели мимо. Она видела только, как шевелятся узкие губы, и улыбалась.