Презентация на тему биография льва толстого. Биография Льва Николаевича Толстого – презентации на тему Жизнь и творчество русского писателя, скачать бесплатно к классному часу Презентация тему л н толстой


Презентация на тему «Биография Толстого» повествует о жизни великого писателя, который является не только автором множества произведений, но и является выдающимся деятелем, который оставил значительный вклад в развитии русской культуры и жизни общества своего времени.

Кому предназначены для просмотра слайды презентации о Льве Николаевиче Толстом? Самому широкому кругу зрителей. Педагог может провести интересно урок литературы с использованием данной разработки, ученики могут дома самостоятельно подготовиться к уроку или зачету по теме «Жизнь Толстого». А почему бы на досуге просто не полистать слайды красивой презентации с фактами биографии Льва Толстого, узнать про его детсво и взрослую жизнь и не расширить свой кругозор.

Скачать презентацию на тему «Биография Толстого», где собраны факты о его детстве, юности, творческих успехах, можно бесплатно с сайта для учащихся 10 - 11 класса или любого, кто хочет ближе познакомиться с жизнью этого великого моралиста, писателя и художника в одном лице, прославившем целую эпоху.


Задолго до школы дети познакомились с детскими рассказами Льва Николаевича Толстого. Это «Косточка» и «Филиппок», «Пожар» и «Два товарища». Вряд ли родители рассказывали им о том, кто является автором столь удивительных произведений.

Презентация на тему "Биография Толстого" создана для детей 2 - 4 класса. В ней доступным языком рассказывается о непростой жизни удивительного человека. Из слайдов презентации учащиеся узнают:

  • О матери Толстого - княжне М.Н. Волконской
  • Об отце писателя - графе Н. И. Толстом
  • О жене Льва Николаевича - С. А. Берс
  • О службе в артиллерийских войсках
  • О друзьях-писателях
  • О деятельности на литературном и общественном поприще

Краткая биография Л. Н. Толстого, уместившаяся на 14 слайдах презентации, вызовет интерес у детей 2 - 4 класса к его творчеству.


Презентация открывает новые интересные факты из жизни Л. Н. Толстого для учеников 10 класса, которых они, возможно, еще не знают. Имя Толстого стало известно всему миру благодаря его огромному вкладу в литературу и влияние на жизнь общества. Его считают таким же великим в плеяде писателей, и почитают, как Пушкина, Достоевского.

Презентация представлена несколькими наиболее важными вехами из жизни Толстого:

  • Радостный период раннего детства
  • Учеба в Казанском университете
  • О бурной жизни юношеского периода
  • Отношение Л. Н. Толстого к войне и свободе
  • Литературное творчество
  • Народная школа
  • Перелом в сознании
  • Уход и смерть

Скачать материал презентации с интересными фактами биографии можно не только для урока литературы, но и для пропаганды творчества Л. Н. Толстого на внеклассных мероприятиях.


Презентация на тему «Биография Льва Николаевича Толстого» может быть использована в 7 - 10 классе при знакомстве с новыми произведениями писателя или на классном часу, посвященному жизни этого удивительного русского деятеля. Его по праву можно отнести к величайшим людям эпохи.

Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910. Жизненный и творческий путь. Вводная презентация к уроку по роману «Война и мир». Чтобы жить честно … 1844 - 1851 Казанский университет – филологический - юридический факультет, исключили за нерадение, неуспеваемость по истории. «История – собрание басен и бесполезных мелочей, которые никак не помогают улучшить судьбу человека» - эта позиция отражена в романе «Война и мир». Увлечен философией Ж.-Ж. Руссо – исправить мир можно только через самосовершенствование: ведет дневники, хочет изучить 11 языков, основы лесоводства, музыку, иллюстрации. Попытка сблизиться и помочь крестьянам. Его считают чудаком («Утро помещика») 1851-1855 Кавказ – изучает горские языки, быт, культуру. «Детство. Отрочество. Юность», «Казаки». «Учеником в литературе не был, сразу - великим» Новатор в раскрытии «диалектики души» - особого психологизма, как развивается человеческое сознание. «Люди как реки». Участвует в обороне Севастополя, награжден именным оружием. «Севастопольские рассказы» «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе» (1855). «Герой моей повести – правда – и ее цель: доказать, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ». Война в крови и страданиях. Солдатский героизм – офицерский аристократизм (кастовость, стремление к блеску, орденам) Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков при поддержке населения выдержали осаду 120 тыс. армии неприятеля (349 дней) Основные мысли цикла Именно народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства. Война – не знамена и фанфары, а грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, она обнажает подлинную сущность человека. Жизненное кредо Толстого. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Духовный кризис в жизни Льва Николаевича (1860-1870 гг.) «Арзамасский ужас» - сон о собственной смерти, ощущение пустоты и бессмысленности жизни, разочарование, что рушатся идеалы братства, единения классов, мысли о самоубийстве. 1870-80-е гг. – преодоление кризиса, «Исповедь»: «Зачем все, если единственная неопровержимая реальность - смерть». Собственное понимание христианства как религии рациональной - «Царства Божия на земле». Отрицал догматы веры, упрекал церковь за «оправдание насилия», «я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни». Порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. Основные произведения Толстого 1863 – начало работы над романом «Война и мир» 1873 -77 гг.– работа над романом «Анна Каренина» 1879-82 – «Исповедь» 1884-86 – «Смерть Ивана Ильича» 1887 – «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы» 1889 – печатается роман «Воскресенье» «Война и мир» 1856 г. – начало замысла повести «Декабристы». Образ человека, через 30 лет оказавшегося в городе юности, где все переменилось, а он - прежний. 1825 – восстание декабристов – «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Увидев мир без рабства, офицеры устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры». 1812 год – «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, которая совпала со славой Русского оружия – 1812 г.» 1805-1807 гг. – заграничные походы русской армии – «неудачи и срам». Структура и жанр романа «Война и мир» I том – 1805 г. II том – 1806-1811 гг. III том – 1812 г. IV том – 1812-1813 гг. Эпилог – 1820 г. Роман-эпопея Начало публикации – 1865 г. «1805 год» Критика за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону. Особенности жанра Роман-эпопея – картины истории (Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 г, пожар Москвы, партизанское движение) Хронология роман 15 лет. Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, общества декабристов. Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт в Богучарове. Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне. Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. 600 действующих лиц и характеров. Широкий охват географического пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые Горы, Австрия, Смоленск, Бородино.

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

190 лет со дня рождения

Л.Н. Толстого

(09.09.1828 - 07 (20).11.1910)


в портретах

И.Н. Крамской. Л.Н. Толстой. 1873



  • Предки принадлежали к старинному дворянскому роду.
  • Прапрадед – Пётр Андреевич Толстой – при Петре I был пожалован поместьями, при Петре II оказался в опале и закончил жизнь в Соловецком монастыре.
  • Дед – Илья Андреевич, служил офицером в Преображенском полку. После женитьбы на дочери военного министра вышел в отставку, затем переехал в Казань, где служил губернатором до самой смерти.

Николай Ильич Толстой –

военный, участник войны 1812 года.

Женился на Марии Николаевне Волконской,

которую воспитывал отец

Николай Сергеевич Волконский –

человек строгих правил.


  • Н.С. Волконский позаботился о том, чтобы его единственная дочь получила прекрасное образование. Учителя и гувернантки обучали её немецкому, английскому, итальянскому языкам и гуманитарным наукам, она с детства, как родным, владела французским. Точные науки преподавал ей отец. Мария Николаевна уделяла много времени занятиям музыкой, много читала. Её дневники свидетельствуют о несомненном литературном таланте, что подтверждают и другие её сочинения: стихи, повести, литературные переводы.
  • В 19 лет Мария Николаевна была представлена высшему свету Петербурга. Ко времени вступления в свет она стала девушкой рассудительной, живой и самостоятельной. Она не была красавицей, говорили, что самым замечательным в её облике были выразительные, лучистые глаза. Портреты её не сохранились, до нас дошло лишь одно её изображение - силуэт в детском возрасте.

«Период детства»

В семье было пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Маша.

Рождение дочери стоило Марии Николаевне жизни.

Лёве в то время было два года.

Воспитанием занималась тётя -Татьяна Александровна Ергольская.


  • После смерти отца, бабушки и тёти детей увезли в Казань под опеку Пелагеи Ильиничны Юшковой.
  • 1844 – поступление в университет (1 год учится на отделении восточных языков, два года на юридическом факультете).
  • 1847 - бросает университет. Но стал одним из самых образованных людей своего времени.

Казанский университет

П. И. Юшкова – тётя писателя

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Живя в Казани, Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда. Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию.

Но занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс наук.


4 года исканий

  • Занимается хозяйственной деятельностью в Ясной Поляне;
  • Наслаждается светской жизнью;
  • Сдавал экзамен на степень кандидата права в Петербурге;
  • Служил в канцелярии Тульского депутатского собрания.

Толстой Л.Н. 1849 год


  • 1851 – вместе с братом Николаем уехал на Кавказ в действующую армию.
  • Затем с началом русско-турецкой войны (1853-1856) переводится в Дунайскую армию. Защищал Севастополь. Домой вернулся в 1855 году с орденом Св. Анны «За храбрость» и медалью «За защиту Севастополя»

Литературная деятельность первой половины 50-х годов

  • На Кавказе написал повесть «Детство», которую отправил в «Современник».
  • 1855 год рассказы:
  • «Севастополь в декабре месяце»
  • Севастополь в мае»
  • Севастополь в августе 1855 года»

Толстой в «Современнике»


Особенности творчества (по Н.Г. Чернышевскому)

  • 1) диалектика души;
  • 2) красота нравственного чувства.
  • В военных рассказах Толстого главными становятся не батальные сцены, а изображение человека на войне.

Л.Н. Толстой. Фото 1855 года


  • Вернулся с войны.
  • Окунулся в литературную жизнь Петербурга.
  • 1857, 1860-1861 гг. – совершает заграничные путешествия.
  • Духовные искания.

  • 1859- открывает школу для крестьянских детей
  • 1872 – «Азбука».

  • В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина».

  • В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник».
  • В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение».

«Война и мир»

Лев Толстой пишет "Войну и мир"


Литературная деятельность 60-70-х годов

  • 1863-1869 – «Война и мир».
  • 1873-1877 – «Анна Каренина».
  • 1882 – «Исповедь»:

«Со мной случился переворот, который давно готовился во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, учёных- не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл. Я отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь».


  • Толстой излагает своё понимание христианского вероучения. В частности, он писал, что смысл истинного христианства восходит к Нагорной проповеди, и её главной заповеди «непротивление злу насилием».
  • Идею бессмертия следует понимать как вечную признательность живых за оказанные им благодеяния.
  • Царство Божие на земле заключается в «мире всех людей между собой».
  • «Опрощение».


Отлучение от церкви

За резкие высказывания против

официального православия Святейший синод в 1901 году отлучил Толстого от церкви.

Фото 1885 года


  • Пишет для «Игнатов и их детей»;
  • В повествовании появляется экспрессия вместо прежнего пространного повествования;
  • «Воскресение»
  • «Хаджи-Мурат»
  • «После бала»

  • 1862 году женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Переехали в Ясную Поляну.
  • Из 13 детей осталось 8. Две утраты - сына Ванечки (1895) и дочери Маши (1906)
  • Отношения сложные.


Семья Толстого: Михаил, Лев Николаевич, Ванечка, Лев, Александр,

Андрей, Татьяна, Софья Андреевна, Мария. Фото 1892 года.



  • В ночь с 27 на 28 октября 82-летний Толстой ушёл из дома.
  • Отправился на юг.
  • В пути он заболел.
  • Сошёл на станции Астапово.
  • 7 ноября умер от воспаления лёгких.

Мировое признание

Память

Музеи


  • Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  • Всё приходит к тому, кто умеет ждать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Всякий пусть метёт перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  • Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.
  • У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.
  • Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает.
  • Величайшие истины - самые простые.
  • Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Деятели науки, культуры,

  • Лицо его - лицо человечества. Если бы обитатели иных миров спросили наш мир: кто ты? - человечество могло бы ответить, указав на Толстого: вот я.

Дмитрий Мережковский


Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом

  • Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами и шёл на любые жертвы ради истины Он был самый честный человек своего времени. Вся его жизнь - постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Толстой никогда не пытался скрыть правду, приукрасить её; не страшась ни духовной, ни светской власти, он показал миру вселенскую правду, безоговорочную и бескомпромиссную.

Махатма Ганди


Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом

  • Толстой - величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святыни.

Александр Блок


Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом

  • Мир, возможно, не знал другого художника, в ком вечно эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого. В творениях его живёт стихия эпоса, её величавое однообразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, её терпкая, могучая свежесть, её обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм.

Томас Манн


  • «Воскресение» (англ. Resurrection , 1909, Великобритания). 12-минутный немой кинофильм по одноимённому роману (экранизирован ещё при жизни писателя).
  • «Власть тьмы» (1909, Россия). Немой кинофильм.
  • (1910, Германия). Немой кинофильм.
  • (1911, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Морис Метр
  • «Живой труп» (1911, Россия). Немой кинофильм.
  • «Война и мир» (1913, Россия). Немой кинофильм.
  • (1914, Россия). Немой кинофильм. Реж. - В. Гардин
  • (1915, США). Немой кинофильм.
  • «Власть тьмы» (1915, Россия). Немой кинофильм.
  • «Война и мир» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Я. Протазанов, В. Гардин
  • «Наташа Ростова» (1915, Россия). Немой кинофильм. Продюсер - А.Ханжонков. В ролях - В. Полонский, И.Мозжухин

  • «Живой труп» (1916). Немой кинофильм.
  • (1918, Венгрия). Немой кинофильм.
  • «Власть тьмы» (1918, Россия). Немой кинофильм.
  • «Живой труп» (1918). Немой кинофильм.
  • «Отец Сергий» (1918, РСФСР). Немой кинофильм фильм Якова Протазанова, в главной роли Иван Мозжухин
  • (1919, Германия). Немой кинофильм.
  • «Поликушка» (1919, СССР). Немой кинофильм.
  • «Love» (1927, США. По роману «Анна Каренина»). Немой кинофильм. В роли Анны - Грета Гарбо
  • «Живой труп» (1929, СССР). В ролях - В. Пудовкин
  • (Anna Karenina, 1935, США). Звуковой фильм. В роли Анны - Грета Гарбо
  • « Анна Каренина» (Anna Karenina, 1948, Великобритания). В роли Анны - Вивьен Ли

  • «Война и мир» (War & Peace, 1956, США, Италия). В роли Наташи Ростовой - Одри Хепбёрн
  • «Agi Murad il diavolo bianco» (1959, Италия, Югославия). В роли Хаджи Мурата - Стив Ривз
  • «Тоже люди» (1959, СССР, по фрагменту «Войны и мира»). Реж. Г. Данелия, в ролях - В. Санаев, Л. Дуров
  • «Воскресение» (1960, СССР). Реж. - М. Швейцер
  • (Anna Karenina, 1961, США). В роли Вронского - Шон Коннери
  • «Казаки» (1961, СССР). Реж. - В. Пронин
  • (1967, СССР). В роли Анны - Татьяна Самойлова
  • «Война и мир» (1968, СССР). Реж. - С. Бондарчук
  • «Живой труп» (1968, СССР). В гл. роли - А. Баталов
  • «Война и мир» (War & Peace, 1972, Великобритания). Сериал. В роли Пьера - Энтони Хопкинс
  • «Отец Сергий» (1978, СССР). Художественный фильм Игоря Таланкина, в главной роли Сергей Бондарчук

  • «Кавказская повесть» (1978, СССР, по повести «Казаки»). В гл. роли - В. Конкин
  • «Деньги» (1983, Франция-Швейцария, по рассказу «Фальшивый купон»). Реж. - Робер Брессон
  • «Два гусара» (1984, СССР). Реж. - Вячеслав Криштофович
  • (Anna Karenina, 1985, США). В роли Анны - Жаклин Биссет
  • «Простая смерть» (1985, СССР, по повести «Смерть Ивана Ильича»). Реж. - А. Кайдановский
  • «Крейцерова соната» (1987, СССР). В ролях - Олег Янковский
  • «За что?» (Za co? , 1996, Польша / Россия). Реж. - Ежи Кавалерович
  • (Anna Karenina, 1997, США). В роли Анны - Софи Марсо, Вронский - Шон Бин
  • (2007, Россия). В роли Анны - Татьяна Друбич
  • «Война и мир» (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. В роли Андрея Болконского - Алессио Бони.

  • «Уход великого старца» (1912, Россия). Режиссер - Яков Протазанов
  • «Лев Толстой» (1984, СССР, Чехословакия). Режиссер - С. Герасимов
  • «Последняя станция» (2008). В роли Л. Толстого - Кристофер Пламмер, в роли Софьи Толстой - Хелен Миррен. Фильм о последних днях жизни писателя.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Дом в Ясной Поляне.

Cлайд 4

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям Толстых (со стороны отца) и Волконских (со стороны матери), давших ряд государственных и военных деятелей известных в истории России. Николай Сергеевич Волконский, дед Л.Н. Толстого. Екатерина Дмитриевна Волконская, бабка Л.Н.Толстого. Илья Андреевич Толстой, дед Л.Н.Толстого. Пелагея Николаевна Толстая, бабка Л.Н.Толстого.

Cлайд 5

Мария Николаевна Волконская в детстве, мать Л.Н.Толстого. Николай Ильич, отец Л.Н.Толстого. У Марии Николаевны и Николая Ильича было 4 сына: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, и долгожданная дочь Мария. Однако ее появление на свет оказалось для Толстых неутешным горем: во время родов в 1830 году скончалась Мария Николаевна. А в 1837 году умер Николай Ильич. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 году детей забирает родная тетка Пелагея Ильинична Юшкова, которая жила в Казани.

Cлайд 6

В 1844 году Лев Николаевич поступает в Казанский университет на отделение восточных языков, затем переходит на юридический факультет. Казенное преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей. Толстой – студент. Здание Казанского университета.

Cлайд 7

Лев Николаевич Толстой покидает Казань и возвращается в Ясную Поляну. А в 1850 году он определяется на службу в канцелярию Тульского губернского правления, но служба тоже не удовлетворяет его. Под влиянием своего старшего брата Николая Л. Н. Толстой в 1851 году уезжает на Кавказ и поступает добровольцем на службу в артиллерию. Брат писателя Н.Н.Толстой.

Cлайд 8

В 1854-1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества. Опыт, полученный им в сражениях, помог впоследствии Толстому-художнику достичь подлинного реализма в батальных сценах «Войны и мира». В осажденном Севастополе Толстой написал «Севастопольские рассказы». Впервые в русской литературе писатель избрал своими героями солдат и матросов, сражавшихся за Родину. Л.Н.Толстой. Публикация «Севастопольских рассказов» в журнале «Современник».

Cлайд 9

В начале ноября 1855 года Толстой был отправлен курьером в Петербург. Он остановился у И.С.Тургенева, в его квартире на Фонтанке, у Аничкова моста. В Петербурге Тургенев ввел Толстого в круг известных литераторов, способствовал его литературному успеху. Особенно сблизился Толстой с писателями, группировавшимися вокруг «Современника». Л.Н.Толстой в группе писателей «Современника».

Cлайд 10

Настойчивые советы Тургенева оставить военную службу все-таки имели действие на Толстого: он подал прошение об отставке и в ноябре 1856 года получил увольнение от военной службы, а в начале 1857 года отправился в свое первое заграничное путешествие через Варшаву в Париж. Париж

Cлайд 11

Из Франции Толстой в начале марта 1861 года прибыл в Лондон. Здесь ему посчастливилось присутствовать на лекции Чарльза Диккенса, который был одним из самых любимых писателей Толстого; его портрет он поместил в своем яснополянском кабинете среди портретов близких людей. Из Лондона Толстой возвращается в Россию через Брюссель. Лондон.

Cлайд 12

Cлайд 13

Сразу же после свадьбы Лев Николаевич и Софья Андреевна уехали в Ясную Поляну, где прожили почти безвыездно 20 лет. В Софье Андреевне он нашел прилежную помощницу в своем литературном труде. Она бесконечное число раз разбирала и переписывала трудные для чтения рукописи писателя, счастливая тем, что первая читает его произведения. С.А.Толстая. Л.Н.Толстой.

Cлайд 14

С 1882 года Толстой с семьей жил Москве На писателя произвели впечатление противоречия большого капиталистического города, каким к тому времени стала Москва. Это обострило духовный кризис, приведший Толстого к разрыву с дворянским кругом, к которому он принадлежал. Семья Л.Н.Толстого.

Cлайд 15

28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он и его спутники направлялись через Козельск на юг России. В дороге Толстой заболел воспалением легких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя. 7 ноября в 6 часов 5 минут утра Толстой скончался. Похороны в Ясной Поляне.

Cлайд 16

Могила Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Смерть Толстого вызвала волну антиправительственных демонстраций: бастовали рабочие заводов; в Петербурге, у Казанского собора, произошла студенческая демонстрация; волнения и беспорядки происходили в Москве и в других городах.

Cлайд 17

Cлайд 18

1828. 28 августа (9 сентября нового стиля) Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна, Крапивенского уезда, Тульской губернии. 1841. После смерти матери (1830 г.) и отца (1837 г.) Л. Н. Толстой с братьями и сестрой переезжает в Казань, к опекунше П. И. Юшковой. 1844 - 1847. Л.Н.Толстой учится в Казанском университете - сначала на философском факультете по разряду арабско-турецкой словесности, затем на юридическом факультете. 1847. Не окончив курса, Толстой уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по раздельному акту. 1849. Поездка в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата. 1849. Л.Н.Толстой возвратился в Ясную Поляну. 1851. Л.Н.Толстой пишет рассказ «История вчерашнего дня» - первое своё литературное произведение (незаконченное). В мае Толстой едет на Кавказ, участвует добровольцем в военных действиях. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. ТОЛСТОГО 1859.

Cлайд 19

1860 - 1861 Л. Н. Толстой изучает постановку школьного дела за границей во время второй заграничной поездки по Европе. В мае Л.Н.Толстой возвращается в Ясную Поляну. 1861 - 1862. Л.Н.Толстой - мировой посредник, защищает интересы крестьян; тульское губернское дворянство, недовольное им, требует отстранения его от должности. Написана повесть «Поликушка». 1862 Л. Н. Толстой издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна», окончил повесть «Казаки». 1863 - 1869. Л.Н.Толстой работает над романом «Война и мир». 1868. Л.Н.Толстой начинает работать над «Азбукой», окончил в 1872 г. 1872. В Ясной Поляне возобновляется педагогическая деятельность Л.Н.Толстого, прерванная после обыска, собирается съезд учителей народных школ. Л.Н.Толстой пытается создать в Ясной Поляне курсы подготовки учителей. Работа над рассказами для детей. 1873. Толстой начал писать роман «Анна Каренина», окончил в 1877 г. В июне - августе Л.Н.Толстой участвует в помощи голодающим крестьянам Самарской губернии.

Cлайд 20

1901 - 1902. Л.Н.Толстой живёт во время болезни в Крыму, где часто встречается с А.П.Чеховым и А.М.Горьким. 1903. Л.Н.Толстой написал рассказ «После бала». 1905 - 1908. Л.Н.Толстой пишет статьи «За что?», «Не могу молчать!» и др. Л.Н. Толстой. 1895 год.