Проект культура и традиции русского народа. Творческий проект «Обычаи и традиции адыгов»
Юлия Селина
Проект «Традиции русского народа»
Пояснительная записка
В системе современного образования усиливается роль нравственного,
патриотического и эстетического воспитания школьников.
Очевидно, если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие. Ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры.
В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы :
мудрой цикличности жизни человека как части мира;
устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера : трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к родной земле.
Для этого мы должны создать благоприятные условия для развития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе через внедрение элементов традиций и культуры родного края. В этом нам поможет проект на тему : «Традиции русского народа »
Актуальность
Старинная пословица гласит : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Ведь без знаний традиций , обычаев русского народа , невозможно воспитать полноценного человека. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции . Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры .
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера , присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры . Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества . В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции . Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта : Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию России.
Задачи :
Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа .
Познакомить с культурным наследием предков.
Воспитывать гордость за свой народ , пробуждать чувство любви к Родине, через духовное самоопределение.
Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, и речь.
Развивать нравственные качества личности дошкольника.
Направление проекта :
Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям .
Ожидаемый результат :
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа .
1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы , об ее быте.
2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4. Формировать традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.
5. Узнают русские народные пословицы , поговорки по теме.
6. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
7. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
8. Пополниться предметно-пространственная среда в группе.
Поэтапная реализация проекта
1 этап – Подготовительный
1). Сбор информации, иллюстраций.
2) Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом .
3). Беседа «Кто такие предки?» , «Что означает слово Родина?»
4).Беседа на темы : «Наша Родина - Россия» ; «Какие народы живут в России » ,
5). Чтение русских народный сказок , потешек, поговорок.
2 этап – Основной
Чудеса из сундучка.
Принесла в группу старинный сундук (и на каждом этапе выкладываю из сундучка)
1 блок - Одежда, шторы, полотенца, скатерти.
Мини музей «Русская изба »
1. Знакомство детей с русской печкой , самоваром, колыбелью, русским костюмом , тематические беседы, используя наглядность;
2. Чтение художественной литературы по данной теме (потешки, попевки, приговорки, стихотворения) ;
3. Прослушивание аудио записей;
4. Театрализованные игры и инсценировки;
5. Организация выставок.
6. Экскурсия в музей народного быта «Женская комната» , «Мужская комната» , «Русская изба » .
7. Конструирование «Комната в которой я живу» .
8. Сюжетно-ролевые игры «Русские богатыри »
9. Занятие «Отражение русских традиций в национальном костюме»
2 блок – Посуда.
Выставки «Посуда Древней Руси» , «Такой разный самовар» .
Аппликация «Посуда» .
Заучивание песенок русских народных и игра на деревянных ложках.
Экскурсия в музей народного быта «В гости к самовару» .
Исследовательская деятельность с глиной.
Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения.
3 блок – Игрушка
Лента времени «История народной игрушки » .
Беседа на тему : «Моя семья» .
Выставка любимой игрушки мамы и папы, дедушки и бабушки.
Рисование «Моя любимая игрушка» .
4 блок – Еда (земля матушка кормит) .
Просмотр презентации «Русская народная кухня » .
Альбом «Кулинарные рецепты наших предков» (каши, супы, похлебки, щи, окрошка, калья, ботвинья, тюря, солянка, хлеб, блины, пироги и т. д.)
«Русские застольные традиции » - просмотр мультфильма.
5 блок – Праздники
Рождество (рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, мультфильмов, пригласить педагога из воскресной школы с презентацией).
Масленица (просмотр презентации) .
Светлая Пасха (пригласить педагога из воскресной школы с рассказом и презентацией)
3 этап - Заключительный
Педагогический мониторинг (выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта , русских народных праздниках и традициях , разных видах народно -прикладного творчества).
Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа (обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа .
Работа с родителями :
Коллаж о традициях своей семьи
Родословное древо.
Круглый стол (традиции русского народа ) .
Используемая литература
1. Ивановские ситцы : Альбом /Авт. - сост. Е. В. Арсеньева. - Л.: Художник РСФСР, 1983.
2. Картышова Л. В. Русский народный костюм : Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение» . – Белые альвы, 2005.
3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е. Р. Беспаловой – «АРТ - родник» Москва, 2000
4. Музей в детском саду : беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре . Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой , фольклором, традициями и обычаями . Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.
7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм .
8. «Традиционные промыслы и ремёсла » Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л. В. Беловицкий. Типология русского народного костюма .
9. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой . – М.: ТЦ Сфера, 2011.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ МИРА» Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы. И. Эренбург
Цель ОЗНАКОМИТЬСЯ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ НАРОДОВ МИРА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, НАУЧНОПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СПРАВОЧНИКОВ, МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТА, КУЛИНАРНЫХ РЕЦЕПТОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СУВЕНИРОВ.
1. Подготовительный этап 1) Сформируйте проектную группу (Выполняете самостоятельно или в группе с одноклассниками). 2) Выберите для исследования одну из стран мира, изучите традиции и обычаи этой страны. Для чего необходимо знать традиции и обычаи народов мира?
2. Этап планирования. 1) Составьте план работы над проектом: a) Выясните сроки представления проекта. b) Сформулируйте задачи работы над проектом. c) Определите, какие источники информации вы будете использовать.
3. Исследовательский этап. Изучите источники информации. Сделайте выводы. Используйте опорные вопросы: 1) Назовите пять слов, которые характеризуют народ (например, немецкий) на основе его традиций и обычаев. 2) Как вы будете приветствовать своих знакомых?
3) Какой национальный танец вы станцуете на празднике? 4) Что вы будете заказывать в кафе для знакомства с местной кухней? 5) Какой сувенир, характеризующий страну, вы посоветуете приобрести? 6) Какой вид спорта можно назвать национальным для страны?
4. Этап оформления. Оформите проект в виде доклада, электронной презентации и т. д. Попросите взрослых помочь вам (в приготовлении блюд, поиске сувениров и т. д.)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №11»
ПРОЕКТ
«Семейные традиции и обычаи»
Методический паспорт проекта.
Руководитель проекта: учитель начальных классов Латышева А.Н.
Возраст учащихся: 9-10 лет
Состав проектной группы: 25 человек.
Название проекта: « Семейные обычаи и традиции».
Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский, творческий
Гипотеза: Если каждый член семьи будет любить и уважать друг-друга, то семья будет дружной и крепкой.
Постановка проблемы: Сохранение традиций в семье, которые ведут к укреплению семейных отношений, к формированию личности человека.
Цель проекта:
Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи для каждого человека.
Задачи проекта:
Расширить знания об истории своей семьи,
Формировать понимание ценности семьи;
Расширить кругозор и обогатить словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные : расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, воспитание чувства гордости за свою семью.
Личностные : принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Метапредметные : формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему проекта. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.
Конечные результаты :
Воспитания чувства гордости у обучающихся за свою семью, любовь к ее членам; знание истории своей семьи, семейных обычаев и традиций.
Создание системы совместной деятельности: «ребенок-педагог» и «ребенок- родитель» по данной проблеме.
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями обучающихся, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Продукт проекта:
Создание альбома семейных обычаев и традиций.
Сроки реализации проекта :
Сроки проведения: 12.11.2016 – 19.10.2017 г.
Организация родительского собрания;
Сбор информации об увлечениях и занятиях членов семьи обучающихся;
Конкурс рисунков «Моя семья»;
Классный час «Семейные обычаи и традиции».
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап (12.11.12)
Задачи этапа: создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания родителей, детей о семейных обычаях и традициях.
Анкетирование родителей и детей
Беседы с детьми об их семье, семейных традициях и обычаях.
Реализация проекта (проектно-ориентировочная, исследовательская работа) 14 .11.2016-14.09.2017
Задачи этапа: Знакомство родителей и детей с семейными традициями через разные формы работы (художественно-эстетической, социально-коммуникативной, познавательной направленности.
Экскурсия совместно с родителями.
Беседа с детьми «В семейном кругу»
Консультации для родителей: «Семейные традиции и праздники» (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива);
Выступление на родительском собрании: «Роль семьи в воспитании детей»
Создание презентаций о семейных традициях и обычаях.
Создание альбома «Семейные обычаи и традиции», выполнение генеалогического древа.
Аналитический этап. Рефлексия. 14.09.2017
Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.
Перспектива развития проекта.
Представление работы в образовательных сетях, учреждении.
Заключительный этап. 19.10.2017
Представить продукт творческого проекта на семинаре.
В начале прошлого учебного года, на перемене я услышала, как увлекательно ребята рассказывали друг-другу о своей поездке на отдых семьями. Оказалось, что ребята и их родители дружат и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семейные традиции и обычаи».
И на протяжении года мы работали над этим проектом «Семейные традиции и обычаи». Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные – выступая в роли историков, были антикварами и археологами- когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, о традициях и обычаях своей семьи.
Этот проект раскрыл для нас значимость семейных традиций, позволил познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи.
На первом этапе нашей работы, мы провели опрос и анкетирование среди ребят и родителей где прозвучали такие вопросы как: «Что дети знают о семейных традициях и обычаях? Что такое семейные реликвии? Какие традиции и обычаи есть в вашей семье?» и.т.д.
Провели беседы с детьми об их семье, семейных традициях и обычаях.
Семейные реликвии
Семейные обычаи
Семейные традиции
Традиционные блюда
Подумав мы решили, что продуктом нашего проекта будут презентации и создание альбома «Семейные традиции и обычаи» которые сейчас и представят ребята.
Итак я приглашаю - Суханову Дарью которая расскажет нам о своем проекте «Семейные реликвии».
Семья Гордеевой Карины выполнила самую объёмную работу о родословном древе.
Семья Поваренкина Даниила выполнили работу о семейных традициях.
Семья Кадникой Ульяны расскажут нам о традиционном блюде.
И семья Соловьева Алексея представила нам работу о семейных обычаях.
Спасибо за выступление.
Ребята скажите, пожалуйста, а кто еще может рассказать о традициях и обычаях своей семьи? (рассказы ребят о традициях)
А сейчас ребята давайте подведем итоги.
Подводя итог нашей работы, смело можем сказать, что мы достигли нашей поставленной цели и задачи. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники. Мы уточнили понятие «традиция».
Гипотеза нашего проекта о том, что «Если каждый член семьи будет любить и уважать друг-друга, то семья будет дружной и крепкой» подтвердилась.
Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что традиции и обычаи для человека имеют большое значение. Пусть у каждого народа они разные, но они объединяют и сплачивают нас.
Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно традиции объединяют поколения, способствуют передаче опыта и взаимодействия с людьми.
Нельзя быть равнодушным к традициям и обычаям своего народа, своей семьи. Мы должны знать и беречь наши традиции, обычаи и свою историю.
А теперь я предлагаю посмотреть видео, в котором ваши родители скажут свое мнение о работе над этим проектом.
Еще ранее я сказала, что продуктом нашего проекта кроме презентаций будет еще альбом, который мы подарим нашему музею в память о нашем классе. И конечно наши гости тоже могут просмотреть. И я думаю, что это не последний наш проект.
Проект «Традиции русского народа»
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Мерзлякова Людмила Флюровна
МБОУ СОШ с.Уральского
Проект.
Вид проекта : Долгосрочный (на весь учебный год : с сентября по -май, групповой, информационно-творческий.
Участники : Учащиеся 1 класса совместно с педагогами и родителями.
3. Программа проекта
Цель :
Развитие представлений детей о русской культуре .
Задачи :
1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
2. Расширить представления о народных традициях , обычаях, обрядах.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
3.1. Гипотеза :
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа , его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
3.2. Предполагаемый результат :
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа , приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .
Материальное :
1. создание в группе мини-музея « Русская изба » :
Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель) ;
Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда) ;
Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода) ;
Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;
Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти) .
2. оформление читательского уголка « Русский фольклор » (сказки, потешки, прибаутки и т. д.) .
4. Этапы работы :
1этап. Подготовительный :
Изучение литературы по данной теме;
Составление перспективно – тематического плана;
Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
Диагностика детей о русской культуре ;
Обогащение развивающей среды
2этап. Реализация проекта :
1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр .
3. Организация предметно – развивающей среды
3 Этап Заключительный
Диагностика полученных знаний детей;
Анализ полученных данных;
Презентация мини-музея « Русская изба » ,
Итоговое мероприятие : Фольклорный праздник « Русские традиции »
Выставка поделок «Ай, да умельцы!»
Содержание работы :
1.«Милости просим, гости дорогие»
Русская изба и её внутреннее убранство.
2. «Стоит в поле теремок»
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3. «Чудесный сундучок»
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи : клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол : иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда : самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т. п.
4. «Самовар Иван Иваныч»
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием , технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5. «Что нам осень принесла?»
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет , песенок, загадок, пословиц.
6. «Щи да каша-пища наша»
Праздничные, традиционные , ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских . Русская традиция : встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали) .
7. «Хлеб- всему голова»
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
9. «Водичка, водичка умой мое личико»
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие : о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»
История создания национальных костюмов : внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое , декоре, функциональности ношения народного костюма . Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда : сарафан, «душегрея» , «шушун или телогрея» , «шубка» , передник, понева, рубаха. Обувь : лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда : подпоясанная рубаха (косоворотка, обязательно пояс, порты; зимняя : кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
11. «Крестьянская игрушка»
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой . Народная игрушка : яркость, красота, история возникновения.
12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»
Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.
13. «Здравствуй, зимушка- зима»
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
14. «Проказы матушки зимы»
Народные игры , загадки, песенки о зиме.
15. «С новым годом со всем родом»
Рассказ о традициях празднования Нового года.
16. «Зимние святки»
Двухнедельный новогодний праздник для всех : игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая) . Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
17. «Пришла коляда – отворяй ворота»
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
18. «Шутку шутить – людей насмешить»
Народный юмор (скороговорки, дразнилки) .
19. «Живет в народе песня »
Народная песня -один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни , богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
20. « Русская матрешка »
Русская народная игрушка-матрёшка . Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
21. «Небылица- небывальщина»
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей) . Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины) . Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы) . Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга) .
23. « Русские народные сказки »
Жанровое разнообразие сказок : волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.
24. «Докучные сказки»
Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.
25. «Вербное воскресенье»
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.
26. «Красна горка»
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
27. «Христово Воскресенье всем на веселье»
Пасхальные обряды : всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников» .
28. «Грач на горе – весна на дворе»
Русские обычаи встречи весны. Заклички.
29. «Весна красна цветами»
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
30. « Русская свистулька » .
Глиняная свистулька. Виды свистулек.
31. «Чудо-чудное, диво- дивное»
Русское народное декоративное творчество : хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись.
32. «Богатырями славится Русь-матушка»
Русские богатыри .
33. Фольклорный праздник « Русские традиции »
Обобщающее занятие.