Развитие живописи в древнем египте. Как нарисовать египет карандашом поэтапно

Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль January 9th, 2017

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?


Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах - похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи - фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются...

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения

Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект

Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники - меньше, рабочие и рабы - самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая - обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги - так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные, или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия

Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?

Судя по отзывам наших читателей, им очень хочется попасть в теплое солнечное место. Особенно сейчас, когда на улице зима. Меня просят показать как рисовать Египет – страну вечного солнца и верблюдов. А еще что? Пустыня, пирамиды. Вот их и изобразим: Египет — мечта всех руссо туристо облико морале. Этому есть ряд причин. Первая – дешево и сердито. Вторая – загрязнять лучше заграницу, а не родину. Третья – там все знают русский язык и можно чувствовать себя как дома.

Кроме всего вышесказанного, это место привлекает людей с айкю выше среднего, чтобы поглазеть на таинственные пирамиды. Всем интересно знать: кто, зачем, почему и когда их построил? Среди знающих людей можно услышать, что это сделали инопланетяне, или масоны, или это просто такой маркетинговый ход. Признаюсь честно, я не знаю ответа на эти вопросы. Да и не вижу смысла углубляться в подробности. Моя цель иная, я должен показать вам инструкцию:

Как нарисовать Египет карандашом поэтапно

Шаг первый. Проведем по центру линию горизонта, слева сделаем форму для сфинкса, а на заднем фоне будет пирамида.
Шаг второй. Начнем прорисовку сфинкса, выровняем линии пирамид. Они не должны быть идеально ровными, это же не урок геометрии. На протяжении многих лет они подвергались разрушению, и стены, сделанные из песка, здесь могут иметь кривые изгибы.
Шаг третий. Добавим лицо и лапы сфинксу. На заднем фоне изобразим лестницы и парней на верблюдах.
Шаг четвертый. Заштрихуем все это, должно получится примерно так вот:
Хотите изобразить другие достопримечательности? Попробуйте это.

Важнейшим средством выражения египетского искусства была настенная живопись. Чаще всего египтяне делали свои «рисунки» на стене с барельефами. Размещение таких рисунков и рельефов подчинялось строгим нормам и канонам, которые диктовали жрецы. Рисунки Древнего Египта служили для его жителей ни чем иным как «двойником действительности» – отображением их жизни.

Древний Египет: значение рисунков

Почему египтяне делали свои рисунки такими детальными, вкладывали в них огромное количество времени и лучшие ресурсы? Ответ есть. В Древнем Египте основной целью живописи было увековечивание жизни умершего в загробном мире. Поэтому египетское искусство не воспроизводит никаких эмоций и пейзажей.
Египтяне наносили живопись в основном на стены усыпальниц, гробниц, храмов и различных предметов, которые имели погребальное или сакральное значение.

Древний Египет: правила нанесения живописи

Сцены, которые изображены на стенах всегда соответствуют прилагающим к ним иероглифам, они как-бы объясняют суть всего изображения.
Самое главное правило художников Древнего Египта – правильно изобразить каждую из частей тела, чтобы она была легко различима и совершенна. Следует отметить, что египтяне рисовали исключительно в профиль, однако глаз всегда делали в анфас, все по той же причине – чтобы он был правильным, поскольку если он нарисован в профиль его изображение искажается, что являлось недопустимым.
Чтобы все пропорции тела человека были соблюдены, художники сначала рисовали сетку, а потом уже фигуры с правильными размерами.
Идеализация фигур прямо пропорциональна социальному положению человека, который изображен на рисунке. Так, например, изображается вечно молодым, сам он неподвижен и невозмутим (у египтян было правило: чем сильнее изображенный неподвижен, тем выше его социальный статус). Также характерным для живописи является фактор размера – чем выше стоял человек в обществе, тем он больше на рисунке, пример – фараон на кажется гигантом если сравнивать его с солдатами.
Животных же изображали наоборот – живыми, быстро движущимися.
Каждый цвет, который наносился на стену имел свою конкретную символику. В основном наносились ярки цвета, особенно в местах куда попадал дневной свет, но и темные гробницы могли похвастаться яркими изображениями.
Зеленый цвет обозначал жизненную силу, черный – черноземы, белый – признак радости и победы, желтый – вечную силу богов, голубой – море и вечную жизнь.

27-01-2017, 19:07 |

Как известно одна из самых древний мировых цивилизаций это древний Египет. Именно здесь зародилась первая государственность. Древний Египет располагался у Южного берега средиземного моря. Его жители селились по берегам реки Нил. У египтян было развито земледелие. Причем выращивали они культуры исходя из территориальных условий. Раз в год Нил разливался. Чтобы использовать это природное явление египтяне придумали ирригационные сооружения. Таким образом, они обеспечивали отличный полив своих посевов. Ниже рассмотрим, где располагалась территория Древнего Египта. А затем поподробнее рассмотрим Древний Египет картинки.

В Древнем Египте по картинкам


Правил государством в Древней Египте фараон. Согласно религии его считали сыном Бога Солнца - Амона Ра. Его власть была безгранична. После смерти фараона помещали в саркофаг, который отвозили в пирамиду. Пирамиду для фараона строили еще при жизни. А в последний путь вместе с фараоном отправляли его личные вещи, иногда жен, слуг и животных. По религии египтян они верили в загробную жизнь, и считали необходимым оправить с мертвым вещи, которые ему пригодятся.

Сначала египетское царство не было единым. На территории было два государства - Верхний и Нижний Египет. Правили в каждом царстве свои фараоны. Но через некоторое время два царства стали единым. В едином Египте было несколько социальных слоев общества:

  1. Вельможи;
  2. Воины;
  3. Ремесленники;
  4. Земледельцы.

Самой привилегированной группой были вельможи. В этой же группе находились писцы - люди, которые собирали налоги, самая грамотная группа населения. Самым почетным положением для вельможи была возможность носить сандалии фараона - это было очень почетно. Воины обычно сопровождали писцов во время сборов налогов. Если житель Древнего Египта не мог выплатить налог, то ему полагались удары плетью. Вообще жители Египта были смирным, сильных социальных волнений в это древней стране не было. Самыми известными правителями были - Тутанхамон, Тутмос, Рамзес, Джосер.

Ниже представлены картинки по истории Древнего Египта, очень интересная подборка.