Рейтинги и отзывы. О Винсенте Ван Гоге и его картине «Море в Сент-Мари Ван гог морской пейзаж в сент мари

«Берег моря в Схевенингене» – одна из самых ранних картин Ван Гога, она написана в 1882 году летом. Но никто бы не сказал, что ее автор только недавно впервые взял в руки кисть,– так смело и сильно сделана эта марина. Если рисовать Ван Гог начинал по-ученически, то писать красками он начал почти сразу как мастер, уже имея за плечами двухлетний стаж ежедневных упражнений в рисунке. Он не без оснований считал рисунок «становым хребтом живописи». Теперь он уверенно рисует кистью – длинные, волнистые полосы густо наложенной краски передают впечатление волнующегося вспененного моря, гонимых ветром облаков. Не портрет местности, но поэзия северного моря, холодного ветра составляет суть этого полотна: темпераментный пересказ подслушанного у природы.

Однако если сравнивать «Берег в Схевенингене» с более поздними произведениями Ван Гога, то видно, что здесь он еще в начале пути. Пастозная красочная фактура еще выглядит рыхлой – месивом краски, есть случайность в направлении и характере мазка; мазок не организует пространство и форму с такой красотой и энергией, как это свойственно зрелому Ван Гогу.

При всем увлечении пейзажем главной страстью Ван Гога оставались композиции с фигурами. Пейзаж без людей казался ему холодным и неполным – он вводил фигуры рыбаков, возчиков, сборщиков хвороста, тогда пейзаж оживал. Сами же элементы пейзажа, в особенности деревья, он тоже писал, как живые фигуры: они делают усилия, сгибаются, выпрямляются, словом – живут. Между ними и людьми устанавливалось сродство; таким образом, решалась одна из задач, являвшихся вечным камнем преткновения для живописцев,– объединение ландшафта и человеческих фигур в непротиворечивое живописное целое. Импрессионисты это делали по-своему – они погружали фигуры в мерцающую световоздушную среду, растворяли в ней, сливая с природой. Ван Гог же природу уподоблял людям.

Первые опыты живописи маслом поставили перед ним задачи цвета, света, тона и фактуры, и он, не зная, как принято их решать, эмпирическим путем «проб и ошибок» находил свои, оригинальные решения. Как передать роскошную красочность осеннего леса, изменчивые эффекты вечернего солнца и одновременно ощущение материальности, крепости почвы? «Писание оказалось настоящей мукой. На почву я извел полтора больших тюбика белил, хотя она очень темная; затем понадобились красная, желтая, коричневая охры; сажа, сиенна, бистр; в результате получился красно-коричневый тон…» Добиваясь глубины цвета, способной выразить «мощь и твердость земли», он покрыл полотно таким густым тестом краски, что поверх него уже нельзя было писать кистью деревья: мазок утопал. Ван Гог вышел из затруднения с отважной простотой – выдавил краску из тюбика прямо на холст, и продолговатые сгустки краски, промоделированные сверху кистью, стали стволами деревьев. Так он положил начало своей знаменитой пастозной фактуре.

Возможно, на цветовую палитру «Берега моря в Схевенингене» повлияли впечатления Ван Гога от увиденного им моря в Англии: «Море было желтоватым, особенно у берега; над горизонтом висела полоса света, а над нею – масса громадных темных, серых туч, и видно было, как из них полосой низвергается дождь. Ветер сметал в поле пыль с белой тропинки в скалах и клонил к земле цветущие кусты боярышника и желтофиолей, которые растут на утесах». Так он описывал шторм в Рамсгейте еще в 1876 году, когда работал учителем в Англии.

Другая трудность: пока он писал, освещение менялось и все принимало другой вид. Отсюда Ван Гог сделал естественный вывод: писать с натуры надо быстро. Но если писать быстро, нужно пользоваться методом сокращений – как при стенографии. И Ван Гог решил – пусть его этюды будут стенограммой состояния природы. Пусть они будут не повторением, а волевым пересказом того, о чем природа ему поведала. Отныне это стало его принципом.


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий


Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену


«Тайная вечеря» - эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы


«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»


Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается


Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была


«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха - большой


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

Романтика моря – прекрасная тема!
Ван Гог выбирал слишком редко мотив
Стихии морской. Ветерок, словно демон,
То злобен, а то беззаботно игрив.

Покинула в этот период тревога
Художника. Он полотно создаёт,
Но в творческой жизни Винсента Ван Гога
Оно – лишь случайный, простой эпизод!

Мечтательна и романтична картина!
Легки и почти что бесплотны мазки!
Стремительно режут морскую пучину
И рвутся вперёд парусов плавники!

Показаны синего моря безбрежность
И лодки - их до горизонта видать!
И так необычна для нас безмятежность
Картины Ван Гога, её благодать!..

Рецензии

Великолепный экфрасис, дорогой.
Действительно, в этой картине простор, красота, хотя море не спокойно...
И эти маленькие парусные лодки борются со стихией...
Глубоко передано содержание картины.
СПАСИБО за встречу с твоим прекрасным творчеством.
Вдохновения на новые творения.
С теплом сердечным. Вера.

Ванечка, спасибо огромное за отзыв!
Прочитала твой прекрасный экфрасис.
Снова посмотрела на картину...
Лодки идут -одни парусом вверх, а другие- гнут парус к морю- это при одном и том же ветре... Подумалось, что они, как люди...
Ван Гог не мог не заложить подтекст, во всех картинах он есть...
Вот и написала концовку:
Как эти лодки, к берегу рвёмся сквозь шторм-
Голову гордо парусом вверх, ну, а кто-то, в волну лбом...
- как тебе?(прости, опять тебя гружу своими вопросами...Но без них, нет диалога:-))
СПАСИБО ОГРОМНОЕ.
С теплом и признательностью. Вера
Мне это не дают опубликовать под твоим отзывом...Пришлось дописать здесь...

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Удивительные приключения картины Ван Гога «Вид на море в Схевенингене» и краткий очерк о начальном периоде творчества гениального художника.

Вид на море в Схевенингене

Это самый первый пейзаж маслом (из сохранившихся), написанный Винсентом Ван Гогом в своей жизни. Работа была выполнена в августе 1882 года в местечке Схевенинген (иногда неправильно произносят Шевенинген) – курортном пригороде Гааги на берегу Северного моря, который часто называют Северной Ривьерой. Именно здесь начался недолгий творческий путь Ван Гога в живописи.

Для своего первого морского этюда Винсент выбрал экстремальную погоду: штормовое море в ненастный, ветреный день. Первый опыт закончился простудой.

Художник пишет в письме своему брату Тео: «У нас тут на протяжении всей недели был сильный ветер, буря и дождь, наблюдать которые я несколько раз ходил в Схевенинген. Оттуда я вернулся с двумя маринами. На одну из них налипло довольно много песку, а со второй, сделанной во время настоящего шторма, когда море подошло к самым дюнам, мне пришлось дважды соскребать толстый слой песка, которым она была покрыта.

Ветер дул так сильно, что я едва мог устоять на ногах и почти ничего не видел из-за песчаной пыли. Однако я все же попытался запечатлеть ландшафт, зайдя с этой целью в маленький трактирчик за дюнами, где я все соскреб и немедленно написал снова, время от времени возвращаясь на берег за свежими впечатлениями. Таким образом, у меня остались памятки об этом дне.

И еще одна памятка – простуда со всеми известными тебе последствиями, которую я там подхватил и которая вынуждает меня два-три дня провести дома ».

Винсент Ван Гог (Van Gogh) — View of the Sea at Scheveningen, Гаага — август 1882 (Музей Ван Гога, Амстердам)

Несмотря на то, что картина написана в августе, море совсем не вызывает «летнего» ощущения — свинцовое небо, нависшее над штормовыми волнами. Женщины встречают рыбацкий парусник, подпрыгивающий на волнах. Лошади (или ослы?) стоят наготове, чтобы вытащить лодку на берег. Кажется, что все застыли в ожидании неминуемой беды.

Серебристо-зеленые мазки наотмашь — художник с первых шагов заявляет свой фирменный пастозный стиль, а иногда просто выдавливает краску на холст прямо из тюбика. Как далека еще палитра картины от привычного нам яркого Ван Гога.

Дерзкое похищение

Вечером 7 декабря 2002 года пейзаж «Вид на море в Схевенингене» был похищен из Музея Ван Гога в Амстердаме. Дерзкое ограбление совершил вместе с напарником профессиональный амстердамский взломщик Октав Дарем (Octave Durham) по прозвищу «Обезьяна». Впоследствии подробности ограбления были детально восстановлены полицией на основе признаний арестованного Дарема. Уникальная исповедь вора проливает свет на систему хищений предметов искусства.

Некоторые люди рождаются учителями, некоторые - футболистами. Я - прирождённый грабитель ” — заявил Дарем. Он решил ограбить музей не потому, что его интересовало искусство или конкретная картина, просто Дарем увидел, как это можно сделать. «Таков уж устроен глаз у грабителя » — признался он.

Воры забрались на крышу музея, разбили кувалдой прочное окно и проникли внутрь. Дарем не знал исторической ценности картин Ван Гога. Сначала он нацелился на знаменитые «Подсолнухи», но картина были слишком прочно прикреплена к стене. Тогда он решил снять со стены «Едоков картофеля», но они показались ему слишком большими, чтобы уместиться в проломе окна.



В конце концов, грабители сняли со стены две самые маленькие картины, ближайшие к разбитому окну. Это и был уже знакомый нам морской пейзаж в Схевенингене (Дарему показалось, что толстый слой краски на картине свидетельствует о ее высокой стоимости) вместе с другой картиной — «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Эта работа изображает церковь, пастором в которой служил отец художника. Винсент подарил эту картину своей матери.



Кража заняла всего 3 минуты 40 секунд. Грабители спустились вниз по веревке, которую предварительно закрепили. Дарем неудачно приземлился и упал на землю, повредив краску на морском пейзаже (см. левый нижний угол). Во время бегства Дарем обронил на месте преступления свою чёрную бейсболку.


Винсент Ван Гог — Вид на море в Шевенингене (фрагмент картины). Виден скол краски в левом нижнем углу.

Когда всё закончилось «, — говорит Дарем — к музею прибыли полицейские. Я проехал мимо них на своей машине, сняв лыжную маску и опустив стекло. Я проезжал и смотрел на них, я слышал их переговоры по своему сканеру полицейской волны. Они не знали, что это я ”.

Когда Дарем вернулся домой, он снял с картин рамы и стекло. Отколовшуюся с пейзажа краску стряхнул в туалет, а рамы выбросил в канал.

У грабителей не были никаких шансов открыто продать похищенное, поэтому они обратились к преступному миру Амстердама. Картинами заинтересовался Кор ван Хаут, известный похищением пивного магната Альфреда Хейнекена в 1983 году. Но сделка не состоялась — как раз в в день запланированной встречи он был застрелен.

В марте 2003 года Дарем и его сообщник связались с итальянским наркоторговцем Раффаэле Империале (Raffaele Imperiale) — владельцем одного из амстердамских «кофешопов». Тот согласился купить картины 2003 года за 350 000 евро (в этот момент картины были бесценны, так как никогда не продавались на рынке, а эксперты оценили ущерб музея в 100 млн. евро). Позже адвокаты Империале подтвердили, что тот купил картины, зная, что они украдены.

После покупки, Империале отослал полотна куда-то в Италию и следы обоих полотен надолго затерялись.

Воры стали очень быстро тратить вырученные деньги и их покупки привлекли внимание следователей. Однако во время задержания Дарем сбежал, ловко поднявшись по стене здания — навык, за который он и получил прозвище «Обезьяна». Его дом обыскали, но картин не нашли. Дарем сбежал в Испанию, где и был арестован в декабре 2003 года. Экспертиза подтвердила, что ДНК с бейсболки принадлежит Дарему — он и его сообщник были осуждены. После приговора грабители не признавали свою вину и отказывались сообщать о местонахождении картин. Видимо, на то были веские причины, ведь картины все это время были в руках неаполитанской мафии.

Ван Гог в плену у «каморры»

В начале 2016 года итальянская полиция в результате рейдов арестовала нескольких высокопоставленных членов каморры и один из них, Марио Черроне, неожиданно пошел на сделку со следствием и рассказал о месте хранения украденных картин Ван Гога.

В сентябре 2016 полицейские обыскали дом в местечке Кастелламаре-ди-Стабия около Помпей, где и нашли обе работы, завёрнутые в тряпку и спрятанные в потайном сейфе внутри стены.

Дом принадлежал матери того самого Раффаэле Империале, который за прошедшие 13 лет стал одним из боссов мафиозного клана Амато Пагано — самого могущественного и жестокого в неаполитанской «каморре». Сам Империале в это время уже скрывался в Дубае и был заочно приговорен к 20 годам тюрьмы.

По мнению полиции мафия обычно использует украденные предметы искусства в качестве выкупа или шантажа (своеобразный «арт-неппинг»), когда пытается смягчить приговор в суде. Украденные картины также могут рассматриваться, как долгосрочные инвестиции или использоваться для внутренних расчетов между преступными кланами.

Оригинальные рамы не сохранились, состояние самих полотен было оценено как удовлетворительное. Обе картины снова в музее Ван Гога, где мне и посчастливилось их увидеть сразу после возвращения из плена.

А Дарем, наконец-то, признался в своей причастности к одному из самых известных преступлений в сфере искусства в послевоенный период.

Пять морских пейзажей Ван Гога

Картина «Вид на море в Схевенингене» примечательна еще и тем, что это первый и один из немногих морских пейзажей Ван Гога. Странно, что морской сюжет встречается у Ван Гога так редко — художник за свою короткую жизнь написал более 900 картин маслом, но только 5 из них посвящены морю. Все они собраны здесь.

Море на второй марине из Схевенингена спокойное, но общий колорит по-прежнему серый.


Винсент Ван Гог (Van Gogh) -Beach at Scheveningen in calm weather, 1882 (Minnesota Marine Art Museum, USA)

А вот остальные три марины, написанные в 1889 году на юге Франции, в местечке Сен-Мари. Хорошо видно, как разительно изменились цвета в палитре Ван Гога. Можем гордиться, что одна из этих работ хранится в Москве.




Гаагский период в творчестве Ван Гога (1881-1883)

В Схевенингене 27-летний безработный Ван Гог начал писать маслом и окончательно решил стать художником. Впереди его ждали 10 лет полного одиночества, частого голода, постоянной нищеты, жестоких болезней, поисков и скитаний, отверженности и непризнания.

Только фанатизм и одержимость в работе, лихорадочное и навязчивое стремление добиться успеха, неистребимая вера в свои силы, а также бескорыстная моральная и финансовая помощь брата Тео помогали Ван Гогу выживать вплоть до 29 июля 1890 года, когда он решил уйти из жизни.

За время пребывания в Гааге Винсент создал почти 200 рисунков и акварелей и около 20 картин маслом. ​




В первых работах ощущается влияние «гаагской» школы живописи — спокойная, приглушенная гамма серых оттенков. «Темный гаагский период» в колористике Ван Гога стал прочным фундаментом для будущих ярких цветовых решений гениального художника, найденных им позднее в Париже, Арле и Овере.

Антон Мауве и Винсент Ван Гог — учитель и ученик

Ван Гог всю свою недолгую творческую карьеру был художником-самоучкой, если не считать незаконченное обучение в Академии изящных искусств в Брюсселе (1880) и непродолжительное обучение у художника Антона Мауве (Anton Mauwe, 1838-1888) в Гааге (1882) — своего дальнего родственника.

В конце 1881 года Винсент пишет: » …я обратился к Мауве: «Не будет ли разумнее, если я приеду в Гаагу на месяц или около того и время от времени стану беспокоить вас, обращаясь за советом и помощью?…Мауве тут же засадил меня за натюрморт – пара старых деревянных башмаков… и вот так я приступил к работе..

Мауве научил Ван Гога писать маслом: «Ты должен знать, Тео, что Мауве прислал мне ящик с красками, кистями, мастихином, маслом, скипидаром – короче говоря, со всем необходимым. Итак, решено: я начинаю писать маслом и очень рад, что до этого, наконец, дошло…».

Было бы несправедливо в этом очерке обойти вниманием самого Мауве. Вот несколько его пейзажей, в которых угадываются первые работы молодого Винсента.




Ван Гог быстро прогрессировал. «Мауве подает мне надежду, что довольно скоро я смогу работать на продажу. Он даже сказал: «Я всегда считал вас пустоцветом, но теперь вижу, что ошибался» — пишет Ван Гог брату.

Мы то теперь знаем, как Мауве и Ван Гог ошиблись в прогнозах. Первая и единственная при жизни Ван Гога продажа его картины состоялась только в 1890 году — «Красные виноградники в Арле » были куплены за 400 франков бельгийской художницей Анной Бош. Сегодня эта картина находится в музее ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Однако они были слишком разные люди, чтобы обучение могло продолжаться долго. Обеспеченный, уважаемый и аккуратный бюргер Мауве не смог мириться с непредсказуемыми выходками и невротическим характером юного Ван Гога.

После того, как Винсент решил жениться на беременной проститутке, Мауве решительно указал ему на дверь. Ван Гог болезненно переживал расставание, но хранил добрую память о своем учителе всю жизнь. Больше учителей у Винсента не было.

В Арле он пишет: «…получил от нашей сестры статью, посвященную памяти Мауве…Меня словно что-то толкнуло, от волнения, у меня перехватило горло, и я написал на своей картине: «Памяти Мауве, Винсент и Тео». Если не возражаешь, мы ее так и пошлем госпоже Мауве. Я нарочно выбрал наилучший из сделанных мною здесь этюдов («Персиковое дерево в цвету»)…я считаю, что памяти Мауве надо посвятить что-то нежное и радостное, а не вещь, сделанную в более серьезной гамме».




Судьбы двух художников сложились противоположным образом. Мауве был уважаемым лидером «гаагской» школы, и при жизни с успехом продавал свои работы. Сегодня его работы известны лишь искусствоведам. Ему вечно суждено быть лишь «наставником Ван Гога».

Нищий и всеми отвергнутый Винсент Ван Гог прожил короткую жизнь, так и не познав успеха. Сегодня он самый узнаваемый художник в мире. Недавно три его пейзажа были проданы на аукционе Sotheby’s за 180 млн. долларов.


Мир полон вещей, людей и событий. Каждое мгновение в этом мире что-то происходит. Земля вертится все быстрее, мир похож на огромный муравейник-человейник. Новые бренды, у старых брендов - новые модели, новые имена в шоу-бизнесе, кино, литературе, политике. Одни - на гребне, другие стремительно уходят в небытие и забвение.

Мы беремся систематизировать происходящее и составить краткое «руководство пользователя сегодняшнего мира».

Беремся не сами. Одному человеку, даже нескольким единомышленникам, такая задача не под силу. Невозможно знать все обо всем. Да это и не нужно. Мы на практике реализуем другую идею. Если есть какой-то предмет, человек или событие, то обязательно есть кто-то, кто больше всех об этом знает. Мы собрали в одной точке Интернет-пространства отзывы обо всем. Или почти обо всем.

Прочтите о том, что Вас интересует. Прочтите отзывы других. Оставьте свои отзывы. Помогите тем самым и себе, и другим. Добавьте свой взгляд на этот мир.

Потому, что мир полон вещей, людей и событий. Каждое мгновение в этом мире что-то происходит. Земля вертится все быстрее, мир похож на огромный муравейник-человейник. Остановим этот бег. Мы уже знаем почти все. А Вы?

Мы хотим помочь тем, кто желает иметь свое мнение. Чтобы принять решение, нужно выслушать других. Мы останавливаем мгновение и помогаем принять правильные решения. Мы помогаем узнать все обо всем, потому что сами знаем почти все.