Самые известные фальсификаторы картин в истории. Самые известные подделки в искусстве

Музеи, аукционы, частные коллекции часто нуждаются в проведении такого типа исследований, как определение точных подробностей производства живописных и графических полотен, рисунков и других произведений, которые можно классифицировать как картины. Такие исследования, классифицируемые как экспертиза картин, вам готов предложить сотрудники НП «Федерация Судебных Экспертов». Его специалисты могут подробно разъяснить любому клиенту все детали, касающиеся возможной классификации того или иного произведения, и другие вопросы. Сегодня квалифицированная экспертиза картин и произведений искусства стоит впереди технического уровня тех, кто производит подделки, поэтому обращение к нам наверняка сможет решить любые проблемы по определению подлинности.

НП «Федерация Судебных Экспертов» углубленно и ответственно проводит работы по изучению практики и методологии исследования предметов искусства, в том числе самых разнообразных картин. Эта деятельность, особенно в Российской федерации, нужна и востребована. Так как здесь существует и создается огромное количество культурных и художественных произведений в самых различных жанрах. Спектр исследуемых художественными экспертами видов работ может быть настолько широк, что для его описания понадобился бы целый научный отчет.

При покупке, продаже, выставлении на аукцион предметов искусства, очень важным и востребованным является экспертиза картин, их оценка и изучение. Только с помощью таких работ, проводимых достаточно квалифицированными экспертами, могут быть точно названы методики и технологии производства тех или иных произведений. Могут быть определены материалы, которые использовались для производства тех или иных произведений. Наши квалифицированные художественные специалисты в области экспертизы картин обладают достаточными знаниями для того, чтобы в результате обследования произведений искусства называть время их изготовления и другие сведения.

Так называемый провенанс, или происхождение живописи является той совокупностью сведений, которая определяет ее стоимость и художественную ценность. В таких исследованиях, как экспертиза картин или живописи, самый главный признак и вопрос, на который дают ответ экспертные специалисты – подлинность изучаемого объекта. Особенно это касается редких художественных произведений, имеющих особую ценность.

Почти всегда в тех случаях, когда производятся сделки с участием таких предметов, к этому привлекаются квалифицированные художественные специалисты в области экспертизы картин. Серьезные федеральные и независимые организации имеют возможность проводить подобные исследования, и давать задокументированные отчеты о подлинности и деталях производства художественных произведений.

Одной из подобных организаций, самых крупных и квалифицированных в России, является НП «ФСЭ». Уже на протяжении нескольких лет этот институт предоставляет российским гражданам, официальным лицам, музеям и организациям, углубленное и методологически правильное исследование самых различных произведений искусства, графики, живописи, любых культурных, исторических и художественных объектов, являющихся памятниками культурного наследия или произведениями современных мастеров. В этой организации такие качественные услуги предоставляются россиянам с полным соблюдением методологии, соблюдением Российского законодательства и других регламентов и правил получения наиболее точных данных.

Любые клиенты, которые обращаются в эту организацию для проведения экспертизы картин, могут не сомневаться в том, что получат услуги самого высокого профессионального уровня. Сама организация и работники НП «Федерация Судебных Экспертов» обладают теми тремя составляющими, которые обеспечивают наиболее высокий и эффективный уровень обслуживания по экспертизе в любой возможной области. Это отличная техническая база, широкая база знаний – к чему можно отнести и опыт практической работы.

И, в-третьих – прекрасное знание самых различных правил — это знание методов проведения любого исследования, позволяющие получать даже неожиданные результаты, знание российского законодательства, и подкрепляющая эти знания связь с правительственными организациями.

Хорошим доказательством прочных контактов этого учреждения с государственными структурами могут служить рекомендации от арбитражных судов России, которые можно увидеть на сайте организации. Результатом такого сотрудничества является опыт работы и ее высокое качество, а также – информированность о самых разных изменениях в законодательстве, которые могут происходить в тех его статьях и актах, что относятся к разным типам исследований и учитываются при их проведении.

На сегодняшний день НП «Федерация Судебных Экспертов» представляет самый широкий ассортимент исследований, какой находится в наличии российской экспертологии как науки и практики. Это означает, что к нам вы можете обращаться по любому поводу, который может у вас возникнуть. Приходить за разрешением любой проблемы, которая перед вами встает.

Мы окажем квалифицированную помощь в любом направлении и решении любого вопроса в области экспертизы картин. Обращаться в НП «Федерация Судебных Экспертов» могут любые лица, физические или юридические, зарегистрированные в Российской федерации. Как это и происходило раньше, сюда за проведением самых разных исследований обращаются частные персоны, правительственные и общественные организации, коммерческие и производственные компании.

Всех этих и многих других заказчиков специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» имеют возможность обслуживать на большей части Российской федерации. Это еще одна немаловажная деталь, которая отличает нашу организацию от многих российских экспертных учреждений. Охват такой территории становится возможен потому, что во всех российских округах работают наши региональные лаборатории. Сейчас их уже больше семидесяти.

Для того чтобы предоставлять широчайший спектр услуг на такой большой территории, в организации работает крупнейший штат экспертов, насчитывающий более трехсот штатных и внештатных сотрудников. За подробными консультациями о наших услугах приглашаем вас в центральный офис НП «Федерация Судебных Экспертов», для проведения экспертизы картин.

https://www.сайт/2017-02-17/iskusstvovedy_ustanavlivayut_podlinnost_i_avtorstvo_starinnyh_kartin_eto_pohozhe_na_detektiv

Как превратить 10 тыс. долларов в 100 тыс. долларов, используя интеллект

Искусствоведы устанавливают подлинность и авторство старинных картин. Это похоже на детектив

Наталья Махновская Наиль Фаттахов

Наталья Махновская работает в челябинском Музее изобразительных искусств и занимается атрибуцией живописи - установлением подлинности произведений, особенности техники письма и так далее. «Моя работа больше всего похожа на работу следователя», - признаётся она, объясняя свою увлечённость профессией. Её повседневный труд - самый настоящий интеллектуальный детектив.

Установление авторства, подлинности картины, конкретного времени её написания существенно увеличивает не только научную ценность полотна, но и его коммерческую стоимость. В результате произведение, которое оценивается в сумму порядка десятков тысяч долларов, может вырасти в цене до сотен тысяч. Впрочем, сотрудники музея об этом говорить не любят. В музее, разумеется, хорошая охрана и соблюдены все необходимые меры безопасности, но провоцировать преступников музейные работники очень боятся.

Недавно вновь произошло интересное открытие. Портрет красавицы графини Бобринской кисти Манизера и замечательный портрет девочки, сделанный популярнейшей в XIX веке художницей Фредерикой Эмилией О’Коннель пастелью, считались никак не связанными между собой. Как оказалось, связь есть, более того, она тянется через время к императрице Екатерине Великой.

Наиль Фаттахов

Это не единственное открытие. Наталья Махновская рассказала несколько самых ярких историй, которые произошли в стенах музея.

Привет из галантной эпохи

Первая вещь, которой я занялась, когда пришла в музей, - Юбер Робер «Пейзаж с прачками». Он известный пейзажист XVIII века, Россия обладает вторым по количеству собранием его произведений после Франции. Не так давно наш Робер нашёлся в каталоге одного японского музея, который купил его в 80-е годы.

Теперь картину надо везти на рентген и отправить рентгенограмму в Эрмитаж, где её сравнят со снимками подлинного Робера. Скорее всего, у нас очень хорошая копия, сделанная в XVIII веке. Робер был очень популярен, поэтому последователей и подражателей у него было очень много.

Есть у нас история с Жаном Батистом Удри, он жил раньше Робера и был королевским анималистом. Писал собак для Людовика XIII, представлен в Эрмитаже и в Пушкинском музее. У нас есть его картина «Собаки перед убитым зайцем». Это полотно пришло к нам из Третьяковской галереи и было атрибутировано как «Неизвестный художник немецкой школы». Представляете, как в процессе жизни картина меняет автора, школу, страну?

Наиль Фаттахов

Провенанс у неё тоже очень сложный. Ранее она была в каком-то филиале Третьяковки, Рогожско-Симоновский монастырь, далее история обрывается. Во время работы над Робером я заочно познакомилась со многими специалистами. В 2013 году пришло письмо от Гийома Нико, который написал диссертацию по западноевропейской живописи в коллекциях русских императоров от Екатерины II до Александра I. Тогда культура была показателем престижа, не как сейчас. Русские императорские коллекции были богатейшими.

Нико установил, что у нас действительно Удри, и не просто так Удри, а из дворца Бельвю маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV. Она заказала художнику серию из четырёх картин для десюдепортов - украшений над дверью - в своей столовой. У нас за собаками виден какой-то домик невзрачный, оказалось, это Бельвю и есть. Нико определил его по топографии. До наших дней замок не дожил. Его сначала бешеные революционеры ломали, потом снесли, один парк остался.

Самое поразительное - а для меня вообще экстаз - что из четырёх картин серии сохранилась лишь одна и она хранится у нас. Для нашего Челябинска это ничего не значит, к сожалению, это мы тут в своём сообществе можем умирать от счастья, а всем остальным до лампочки.

Тайна Хухтенбурга

— Я с детства любила западноевропейское искусство, собирала вырезки из «Огонька», мама дарила мне кое-какие открытки из Эрмитажа. Особенно полюбила голландскую живопись. А у нас на выставке висела картина на втором этаже, я взглянула на неё и подумала: «Какое небо! Наверняка это голландский художник». Картина была подписана «Батальная сцена. Неизвестный художник, фламандская школа». Я на тот момент не очень хорошо различала голландцев и фламандцев, хотя, сейчас, конечно, стала понимать гораздо больше.

А тогда опытных людей спросишь, они тебе что-то с пафосом в ответ нафыркают, и чувствуешь себя дура-дурой. Но в действительности это такие тонкости, что, я думаю, те опытные люди и сами их не знали. Как-то раз Google выдал в поиске картину точь-в-точь, как наша. А ты же уже свою коллекцию знаешь: вот тут небо большое, тут битва, тут деревья кулисные. Я по ниточке, по ниточке вытащила информацию, что эта картина продавалась на аукционе, по-моему, «Сотбис», под названием «Копия с картины Яна ван Хухтенбурга». Так впервые всплыло имя голландца, интуиция меня не подвела.

Наиль Фаттахов

В амстердамском Рейксмузеуме в открытом доступе имеется иконографический анализ творчества Хухтенбурга: любимые приёмы, которыми пользуется художник. По стаффажу - персонажам, изображённым на полотне - легко определить руку художника или под кого работает копиист. Я сравнила нашу картину с полотном «Битва при Рамильи между французами и союзниками 23 мая 1706 года» авторства Хухтенбурга и нашла порядка десяти совпадений.

Хухтенбург очень любил писать лошадей. Батальные сцены позволяли ему изображать лошадей в разнообразных позах. Я сравнила изображения и поняла, что случайности быть не может, оба полотна несли на себе один и тот же авторский почерк. Обычно, если у художника получаются какие-то образы, он будет дублировать их из картины в картину. Это - Хухтенбург. Но тут уже встал вопрос, подлинный ли у нас Хухтенбург или копия.

Стилистический анализ нужно было дополнить технологическим. Современные художники пишут фабричными красками, тогда же краски стирали вручную. Я сняла с картины планочки, дырочки от гвоздей в подрамнике позволили установить, что они были квадратными, коваными. На обороте были сургучные печати и марки от предыдущей владелицы - «её Сиятельства графини Чернышёвой-Безобразовой». Если бы картина подвергалась позднейшей реставрации, эти следы бы не сохранились. Графиня владела картиной до 1918 года, стало быть, позднее её не реставрировали.

Наиль Фаттахов

Исследования под микроскопом… Это… роскошно. Тон неба, который мы воспринимаем как голубой, под микроскопом виден иначе: это белила со вкраплениями ультрамарина или азурита, который голландцы стирали вручную. Эти лиловые кристаллы выглядят как драгоценности. Простите, мне просто всё это так нравится (улыбается ).

Картины XVIII века и старше доходят до нашего времени, в основном, «дублированными». От времени холст истончается, и, чтобы красочный слой не отпал, с тыльной стороны подкладывают новый, «дублирующий» холст. На нашем полотне обнаружились утраты авторского холста, затонированные позже. Екатеринбургские специалисты при помощи инфракрасной камеры обнаружили подпись, которую сложно различить глазом из-за кракелюра (сети трещин на лаке - прим. авт.). Остатки подписи утрачены вместе с холстом, но очевидно, что она принадлежала Яну ван Хухтенбургу.

Макроснимки подписи я послала замечательному исследователю Квентину Бувело в Гаагу, он специалист по художникам-баталистам. Обратиться к нему мне посоветовали в Рейксмузеуме. Конечно, в Голландии не было таких потрясений, как у нас, картины не перевозили на возах сумасшедшие революционеры. Не то что у нас. Бедненький Хухтенбург неизвестно что пережил. Но Бувело подлинность подписи подтвердил и нас поздравил. Я была счастлива (смеётся) .

Потом мы свозили картину на рентген в клинику «Лотос». Я долго сомневалась в настройках рентгена. Реставраторы в Омске рассказали, что они делают снимки своих картин в институте судебной медицины, выслали мне нужные параметры. Выяснилось, что требуется настроить рентген так же, как для снимка кисти человеческой руки.

Наиль Фаттахов

На рентгене заметна вся эволюция картины: вот художник сделал подмалёвок, вот начал заполнять форму. Или пентименто - когда ему не понравилось, как он, например, причёску написал, и он переписал её по-другому. Копиист работает иначе, на рентгенограмме копии вся эволюция картины не видна. Снимок же нашей картины все эти переделки показал. И как эти попочки лошадей изящно написаны и смоделированы, полный восторг! Это очень красиво, я вас уверяю!

Дело о жаровне

Откуда в челябинские музеи поступали картины? Либо из столичных музеев, либо покупались у челябинцев. А у челябинцев откуда картины? Трофейные. У нас же ни Демидовых, ни Строгановых не было своих. У нас в коллекции обнаружилась прелестная картинка «У жаровни». Там два священника каких-то, жаровенка какая-то, написано так живо, замечательно. Подпись есть, «А. Галлего». Экспертное заключение ГМИИ (Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина - прим. авт.), сделанное перед продажей нам, гласит, что это - Альварес-и-Галлего Доминго.

Я решила узнать его биографию, что хоть за художник-то? Поиск в интернете ничего не дал. Нашла только одну картинку, там какие-то виды, корабли, моря - ничего общего с нашим. Я уже говорила про иконографический анализ? Если художник Робер писал руины и пейзажи, то портреты он писал очень редко. Если художник работает в излюбленном жанре, то очень редко перестраивается.

Я пристала к нашему Сергею Михайловичу [Шабалину, главному хранителю Музея изобразительных искусств], он изумительный человек, очень много знает. Он сказал, что откуда-то помнит, что этот художник есть в музее Прадо (Мадрид, Испания - прим. авт.). Я воспользовалась переводчиком от Google, написала туда и через две недели получила ответ. Я всегда пишу куда-нибудь, как «на деревню дедушке», и всегда так удивляюсь, когда мне приходит ответ (смеётся). И вот прекрасная дама из Прадо сказала, что да, у них есть такой художник, только другой - Хосе Гальегос-и-Арноса, умерший в 1917 году.

Наиль Фаттахов

Через Википедию я нашла ссылку на сайт, посвящённый художнику и созданный его внуком, Полом Гальегосом. Я написала ему, выслав изображение нашей картины, и попросила образец подлинной подписи деда для сличения. Гальегос очень хорошо представлен на аукционах, его много продают. Он часто писал сюжеты из жизни католических священников в роскошных одеяниях, на фоне резной мебели, и даже эта жаровня фигурирует на других полотнах.

Одна вещь Гальегоса отыскалась в Эрмитаже. Я написала сотруднице, занимающейся Испанией, и получила ответ, где она пишет: «по случайному стечению обстоятельств, в тот момент, когда я получила от вас письмо, у меня в гостях был потомок художника, Паоло Серафини, который специально приехал для того, чтобы посмотреть картину. Я показала ему изображение вашего полотна, и он вспомнил жаровню, которая хранилась в их семье и которую он помнит с детства».

Лекция Натальи Махновской по атрибуции живописи, посвящённая портрету графини Бобринской и его связи с пастельным портретом девочки, состоится в Картинной галерее по улице Труда, 92, в субботу, 18 февраля, в 11 часов. Портрет девочки - пастель по бумаге - требует особых условий хранения и очень редко выставляется из-за хрупкости материала. У посетителей лекции будет возможность посмотреть на него своими глазами и поразиться мастерству Фредерики Эмилии О’Коннель, одной из самых знаменитых портретисток XIX века.

.
Куратор - создатель выставки д-р Дорон Лурье.

Подделки (фальсификации) можно встретить в самых разных областях нашей жизни: это и искусство, и археологические артефакты, и потребительские товары, и деньги, и документы, и документальная фотография и многое, многое другое.

Начнем с искусства.

Богатый человек, американский коллекционер покупает картину Тициана в Италии, отправляет ее на экспертизу, подтверждают, что это Тициан. Он хочет ее купить, но современное законодательство не позволяет вывезти такую картину столь известного автора из Италии, потому что это национальное достояние. Тогда коллекционер просит итальянского художника написать поверх Тициана какой-то пейзаж, чтобы вывезти картину как современную. Привезя картину в Америку, коллекционер отдает ее знакомому реставратору, чтобы он снял верхний слой и открыл Тициана. Через некоторое время коллекционер получает звонок от реставратора: " Я снял этот пейзаж, снял заодно и Тициана, обнаружил потрет Муссолини. Продолжать или прекратить?"
(Анекдот).


Вот яркая иллюстрация к этому анекдоту: эта картина написанная поверх другой картины. Для подделки старинной картины важно, чтобы сам холст был старинный, того времени, на которое претендует картина. Здесь мы видим верхнюю картину 17 века, которая написана поверх картины 16 века. А на самом деле это подделка 19 века, выполненная художником-реставратором Lattanzio Quarena.


Поддельная картина в стиле ренессанс, конец 15 века.


"Портрет Честерского епископа", неизвестный художник, 1560г. В 19 веке картину выдавали за потрет Генриха Восьмого. Более известную модель тоже можно продать дороже.

Желательно подделывать известных художников, громкие имена.


"Иисус и 12 коэнов в Храме", написана поверх мужского портрета. Приписывалась Рембранту, но выяснилось, что написана через 30 лет после смерти художника.


"Святой Иероним", приписывалась А.Дюреру.


Тут понятно сразу, что речь идет о А.Модильяни. Слева - подделка, а справа картина, автором которой предположительно является А.Модильяни.

А это копия или подделка, даже и не знаю.


Вы видите, тут два почти одинаковых портрета со своей интересной историей, произошедшей еще в 1916 году.


"Автопортрет", Хан ван Мегерен

(...)


"Ицхак благословляет Якова", еще один поддельный Вермеер работы ван Мегерена.


Для "достоверности" своих картин ван Мегерен использовал старинные холсты и соответствующие пигменты. На выставке представлены их реплики.

Еще один знаменитый фальсификатор, представленный на выставке, это Мозес Шапира .

Он до сих пор считается одним из крупнейших фальсификаторов археологических артефактов.

11 мая 1884 года в маленьком номере заштатной гостиницы в Роттердаме был найден труп 54летнего Мозеса Шапира, коллекционера и торговца антиквариатом. Шапира застрелился. Причиной самоубийства Шапира была отмена его грандиозной сделки с Британским музеем по продаже так называемых "моавских идолов".


"Голова мужчины", сделана в каменотесной мастерской в Иерусалиме по заказу Шапира.

Мовитянские археологические древности появились после того, как была найдена знаменитая Стела царя Меша (известная в XIX веке как «Моавитский камень») . Шапира обвинялся в том, что моавитянские древности были подделкой.

Шапира также обвиняли в продаже поддельных древних рукописей, якобы найденных в районе Мертвого моря. К сожалению эти рукописи Шапира исчезли и сейчас невозможно сравнить их со Свитками Мертвого моря, которые были найдены в Кумране через 64 года после рукописей Шапира. Может быть это было большой ошибкой и потерей для археологии? Есть мнение, что не все проданные им вещи были подделки.


Семисвечник, базальт, якобы сделан в 5-6 веке нашей эры, на самом деле в 20 веке, в Сирии.


Эта скульптура - неправильная копия "Дискобола" Мирона специально представлена на выставке, чтобы проверить наше внимание к деталям. Мало кто из посетителей может найти ее отличие от...

Правильной скульптуры.



Копии - не подделки.

В Тель-авивском художественном музее есть большое количество копий разнообразных знаменитых скульптурных изображений. Этот музей с самого своего основания стремился показать роль евреев в создании мировой цивилизации и поэтому собирал изображения в виде копий знаменитых евреев (Моше, Давида и др...) работы знаменитых авторов (Микеланджело, Бернини и пр). Он не один такой музей в мире, достаточно вспомнить Музей им. Пушкина в Москве или Музей-Академия в Венеции или Музей Виктории и Альберта в Лондоне и др. В Тель-авивском художественном музее эта идея не получила развития, и сейчас мы имеем то, что имеем.

Набор обычной серебряной посуды, Германия, 18в.. На сахарницу добавлен текст на иврите בורא עץ הדר (создавший цитрусовое дерево) и таким образом превратившим сахарницу в коробочку для этрога, а весь набор посуды в "иудаику", которую можно продать за бОльшие деньги.
Настоящие коробочки для хранения этрогов, специально сделанные для этой цели, можно посмотреть в моем рассказе к Суккоту .

Многие думают, что фальсификации фотографий появились только с появлением фотошопа, но на самом деле подделки появились с появлением самой фотографии как вида человеческой деятельности.


Вот яркий пример, как из 4х человек получился один... В зависимости от политики.

shakko: Исходный с нимок 1926 года, на нем 5 человек: Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров. Более поздний отпечаток: отрезан стоявший справа Комаров (в 1937 году его расстреляли). На следующий год расстрелян Антипов, и его отрезают справа. Потом Сталин остается вдвоем с покойным другом Кировым. Вереница репродукций заканчивается парадным портретом вождя, написанным Бродским по той же фотографии. Тут Сталин вообще в одиночестве.


Знаменитая фотография, которую знает каждый израильский школьник: встреча Т.Герцля и кайзера Вильгельма.
Встреча в произошла Микве-Исраэль в 1898г..
На самом деле, это фотомонтаж!

Фотографировал Д. Вольфсон, но снимок не удался. Было 2 снимка.


Герцль, один, без кайзера.


Кайзер один, без Герцля.

Пришлось сделать фотомонтаж из двух фотографий без фотошопа и соединить обоих.


"Смерть республиканца", знаменитый снимок Роберта Капы , сделанный в 1936 году во время Гражданской войны в Испании, может быть самый знаменитый снимок той войны... В наше время говорят, что он был постановочным.

Подделки для благородной цели. Есть и такой вид подделки.

Обычно само слово "подделка" понимается нами как отрицательное. Но есть и обратные примеры.
Яркий пример такой подделки для важных целей - это подделки Мосада, для которого фальсифицируются разнообразные документы во множестве. На выставке представлены некоторые документы и предметы, использованные в операции по поимке Эйхмана.

Поимка Эйхмана проходила в Аргентине в 1960 году. Эйхман был ответственным за массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны. После окончания войны он сбежал в Аргентину, где был обнаружен Мосадом в 1957 году, пойман и переправлен в Израиль для суда над ним. Это была одна из сложнейших операций Мосада, с учетом огромного расстояния от Израиля до Аргентины.

Вот удостоверение работника Эль-Аля для тогдашнего главы Мосада Исара Арэля, сделанное в 1959 году к операции по поимке нацистского преступника Эйхмана в Аргентине. Арэль лично участвовал в операции.
Известно, что каждый, кто делает поддельные документы, совершает ошибки и только вопрос времени, когда такая ошибка будет обнаружена.

В удостоверении написано, что инженер Хаим Бен-Дрор родился в Афуле в 1910 году. Проблема в том, что Афула была основана в 1925 году... Хорошо, что аргентинцы не интересовались историей этих мест.


В витрине представлены поддельные номера машины, на которой был увезен Эйхман...


...и фальшивый знак остановки автобуса - такого номера в тех местах не существовало.
Помните, я рассказывала о художнике Йосефе Бау , который с помощью своих подделок документов спас множество жизней во время Второй мировой войны, а затем также работал на Мосад...

Мы не всегда ценим оригиналы.
Известный факт из биографии Чарли Чаплина. В 1940 году он инкогнито останавливается в Монте-Карло. Как раз в это время в городе проходил конкурс двойников Чарли Чаплина. Он решает поучаствовать в этом конкурсе и занимает... всего лишь третье место. Были те, кто оказался достовернее.

Поделки окружают нас повсюду - любая потребительская вещь, имеющая фирменный знак, может быть подделана.

Подделка алкогольных брендов - очень распространенная подделка, не менее распространенная чем подделка искусства. Подделка может быть разной, от самой простой, когда одну бутылку напитка разливают в две, добавляя другой жидкости, или же весьма сложная с изготовлением этикеток дорогих напитков и наливанием в бутылки чего-то более простого, но того же цвета...

С подделкой брендов потребительских товаров этим мы сталкиваемся практически постоянно. Особенно часто это связано с модными брендовыми изделиями, которые стоят очень дорого. И когда представляется возможность купить практически тоже самое за меньшие деньги, ну кто из нас устоит?

Только ленивый не подделывает деньги. Подделка денег, что может быть распространеннее?


Самая подделываемая израильская монета - 10 шекелей. И у меня есть несколько фальшивых экземпляров для выставки:)


200 шекелей и 50 шекелей активно подделывают. Самая защищенная израильская купюра - 20 шекелей. Об израильских деньгах я писала .


Фальшивые 100 долларов, на купюре написано на иврите "подделка".

Страница выставки на сайте музея http://www.tamuseum.org.il/he/about-the-exhibition/fake-

Реальная история из жизни музея о подготовке к выставке в США колекции миниатюрных комнат Елены Рубинштейн.


Для дальней поездки комнаты были тщательно упакованы. Вез выставку в США тот же самый Дорон Лурье, куратор выставки "Подделка". Помощь в упаковке Дорону оказывали студентки, будущие искусствоведы.


Упаковка для выставки - очень сложная работа. Крошечные предметы пакуются каждый отдельно. В каталоге тщательно переписаны и описаны все предметы из каждой комнаты. Эти крошечные вещи не только тщательно запакованы, они также и подробно описаны в каталоге, с указанием материала.

Накануне отъезда, когда уже все как бы готово и есть билеты на самолет, приходит указание из американского органа (таможня?), который занимается ввозом и вывозом в США предметов, изготовленных из природных материалов, которые в сегодняшнем мире запрещено производить. Например, предметы из слоновой кости, из черепаховых панцирей, т.к. ради этих предметов было уничтожено много животных. Оказалось, что в уже упакованных домиках есть предметы из запрещенных материалов, крошечные вазочки, рамочки, тарелочки.... Во времена изготовления домиков современных законов не существовало, а закон США ханжески забывает о тех произведениях искусства, которые были изготовлены в прошлом.


И ночью перед вылетом собираются все девочки-студентки помощницы Дорона. Они распаковывают все ящики, вынимают все микро-изделия из слоновой кости, и делают им замену из картона, так как просто изъять нельзя. Они перепечатывать каталог и печатают его по-новой ночью в типографии. Дело происходит в те времена, когда все было еще на бумаге.

Так что на выставке в США были представлены фальшивки-подделки, вместо слоновой кости был картон.
Выставку колекции миниатюрных комнат Елены Рубинштейн можно посмотреть в музее на -1 этаже, в разделе "Старые мастера", а не на выставке, о которой речь идет выше.

Тут стоит сказать о создателе выставки, д-ре Дороне Лурье. Он по образованию реставратор, и как действующий реставратор наталкивается на подделки регулярно. Именно реставратор снимает на поддельной картине слой за слоем...
Дорон также является создателем и хранителем музейного отдела "Старых мастеров", также главным реставратором музея и создателем замечательных выставок в музее.
Я писала о двух его выставках: Делфтский фарфор из израильских коллекций и "Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина"

К моему большому сожалению, до меня дошли слухи, что Дорона "ушли" на пенсию. Музей, оказывается, не заинтересован в таких людях. Так что скоро ходить в этот музей будет не для чего... Сам-то д-р Д. Лурье не пропадет, он человек с международной известностью, просто мы не увидим его новые замечательные выставки, которые могли бы быть.


На выставку "Подделка" я попала с экскурсией, организованной экскурсоводом

Подделка картин, как имитация живописного стиля и сюжета произведения известного мастера для обогащения, существовала всегда. По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи фальшивок в России, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в $200 - 700 млн.
Фальсификация живописных полотен мастеров - бизнес для многих: изготовителей, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств.
Проблема фальшивок, особенно их изготовления, по-настоящему остро встала во второй половине XX в., когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, - просто фальшивка. В 1976-м - что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18, действительно, древние. И это в авторитетнейших музеях мира. Что же говорить о частных коллекциях!
В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу "Учебник фальсификатора" (The Art Forgers Handbook) - руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950-1996) оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве "ранее неизвестных" произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии.
В историю искусства Хан Антониус Ван Меегерен (1889-1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор самой крупной живописной подделки всех времен - "Христос в Эммаусе" . В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшее приобретение века. Когда же обман раскрылся (а ван Мегерен работал и как "подлинный" Питер де Хох, и как многие другие мастера XVII века), гнев профессиональной клоаки был страшен. Как, он посягнул на самое святое - на подлинность искусства? Но ван Мегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом дух гениальности? В поисках ответа в Роттердаме открыли сейчас выставку самого ван Мегерена (до 2 июня 1996). Более ста работ художника (в основном рисунки и акварели) доказывают, что он и сам обладал оригинальным даром. Только вот характер был очень нервический: в атмосфере всеобщего восторга перед старыми мастерами он посвятил свой талант борьбе со старыми мифами, а не созданию новых.
Сегодня одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. По сведениям газеты The Times, большая часть таких «произведений» изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Кроме того, среди вращающихся на мировом рынке подделок несколько тысяч имеют американское происхождение.
Специалист Третьяковской галереи, заслуживший звание лучшего эксперта Европы, Владимир Петров считает, что сегодня в Петербурге существует «школа» художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения.
Качественные подделки также приходят и из-за границы - из Германии, Франции, - где их, по мнению Владимира Петрова, рисуют наши эмигранты. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина. Еще большее число подделок в наше время связано с авангардом.

Как подделать картину

При подделке старинной картины ее специально делают более ветхой. Процесс этот сложный. Важно подобрать старый подрамник и холст, состав красок. Чтобы получить чистый антикварный холст для создания копии, на старые холсты (малоизвестные картины) воздействуют высокой температурой, затем очищают их от краски. Одна из заключительных операций - изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре. Поверхность картины делается темной, покрывается паутинкой трещинок-кракелюров.
При подделке картин XVII в. используются специально приготовленные краски, фенолформальдегид и естественные масла.
При подделке картин XIX в. можно обойтись без лишних сложностей. Здесь фальсификаторы чаще используют современные компьютерные методы печати на холсте, а с помощью специальных французских лаков добиваются старения, так как лаковое покрытие дает трещины уже через несколько дней после нанесения.

Хан Антониус Ван Меегерен придумал свой хитроумный способ. Меегерена мучил вопрос: как добиться того, чтобы холст и подрамник были подлинными? Довольно легко найти у антиквара картину XVII века, не представляющую художественной ценности. Нужно очистить несколько слоев живописи, не повредив подмалевок. Это очень сложная операция. При написании картины нельзя пользоваться веществами, которые вошли в обиход позднее эпохи великого мастера Вермеера. Это можно установить с помощью химического анализа. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. Однако самой главной проблемой был кракелюр. Именно на этом и удавалось разоблачить большинство подделок. Масляная живопись сохнет очень медленно. Для полного высыхания требуется по меньшей мере полвека. Позднее появляются кракелюры - трещины на картине, со временем они множатся. Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок, после долгих поисков художник решил обратиться к последним достижениям современной химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель.
На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки живописи. Ван Меегерен находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Наконец художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.

Еще один из способов подделки - "раскрутка" вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени - моду на "наивное искусство" и всяческое "этно". Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, - нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию.
Элизабет отделалась символическим наказанием, ведь благодаря ей во всем мире вырос интерес к искусству аборигенов и к Австралии как таковой.

В 60-е годы фабрикацию подделок наладил предприимчивый француз Фернан Легрос, бывший артист балета. На него работали талантливые художники Реал Лессарт и Элмер де Хори: первый штамповал работы старых мастеров, второй - современных знаменитостей. Легрос использовал новаторский прием: ввозя картины в Америку, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал их богатым коллекционерам с официального одобрения правительства США. Другим новшеством стало "джентльменское соглашение" с рядом художников, которые за умеренную плату подписывали своим именем фальшивые полотна. Легрос погорел в 1967 году, когда Марк Шагал признал поддельной одну из своих картин, выставленных в нью-йоркской галерее. Получив несколько лет с конфискацией имущества, злополучный фальсификатор провел остаток жизни в нищете и умер от рака горла.


И. К. Айвазовский, Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями, 1892

Подделка картин как имитация живописного стиля и сюжета произведения известного мастера для обогащения, существовала всегда. По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи фальшивок в России, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в $200 - 700 млн.
Фальсификация живописных полотен мастеров - бизнес для многих: изготовителей, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств.
Проблема фальшивок, особенно их изготовления, по-настоящему остро встала во второй половине XX в., когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, - просто фальшивка. В 1976-м - что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18, действительно, древние. И это в авторитетнейших музеях мира. Что же говорить о частных коллекциях!
В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу "Учебник фальсификатора" (The Art Forgers Handbook) - руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950-1996) оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве "ранее неизвестных" произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии.

В историю искусства Хан Антониус Ван Меегерен (1889 - 1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор самой крупной живописной подделки всех времен - "Христос в Эммаусе " Вермеера Дельфтского. В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшее приобретение века. Когда же обман раскрылся (а ван Мегерен работал и как "подлинный" Питер де Хох, и как многие другие мастера XVII века), гнев профессиональной клоаки был страшен. Как, он посягнул на самое святое - на подлинность искусства? Но ван Меегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом дух гениальности? В поисках ответа в Роттердаме открыли сейчас выставку самого ван Меегерена (до 2 июня 1996). Более ста работ художника (в основном рисунки и акварели) доказывают, что он и сам обладал оригинальным даром. Только вот характер был очень нервический: в атмосфере всеобщего восторга перед старыми мастерами он посвятил свой талант борьбе со старыми мифами, а не созданию новых.
Сегодня одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. По сведениям газеты The Times, большая часть таких «произведений» изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Кроме того, среди вращающихся на мировом рынке подделок несколько тысяч имеют американское происхождение.
Специалист Третьяковской галереи, заслуживший звание лучшего эксперта Европы, Владимир Петров считает, что сегодня в Петербурге существует «школа» художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения.
Качественные подделки также приходят и из-за границы - из Германии, Франции, - где их, по мнению Владимира Петрова, рисуют наши эмигранты. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина. Еще большее число подделок в наше время связано с авангардом.

КАК ПОДДЕЛАТЬ КАРТИНУ
При подделке старинной картины ее специально делают более ветхой. Процесс этот сложный. Важно подобрать старый подрамник и холст, состав красок. Чтобы получить чистый антикварный холст для создания копии, на старые холсты (малоизвестные картины) воздействуют высокой температурой, затем очищают их от краски. Одна из заключительных операций - изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре. Поверхность картины делается темной, покрывается паутинкой трещинок-кракелюров.
При подделке картин XVII в. используются специально приготовленные краски, фенолформальдегид и естественные масла.
При подделке картин XIX в. можно обойтись без лишних сложностей. Здесь фальсификаторы чаще используют современные компьютерные методы печати на холсте, а с помощью специальных французских лаков добиваются старения, так как лаковое покрытие дает трещины уже через несколько дней после нанесения.

Хан Антониус Ван Меегерен придумал свой хитроумный способ. Меегерена мучил вопрос: как добиться того, чтобы холст и подрамник были подлинными? Довольно легко найти у антиквара картину XVII века, не представляющую художественной ценности. Нужно очистить несколько слоев живописи, не повредив подмалевок. Это очень сложная операция. При написании картины нельзя пользоваться веществами, которые вошли в обиход позднее эпохи великого мастера Вермеера. Это можно установить с помощью химического анализа. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. Однако самой главной проблемой был кракелюр. Именно на этом и удавалось разоблачить большинство подделок. Масляная живопись сохнет очень медленно. Для полного высыхания требуется по меньшей мере полвека. Позднее появляются кракелюры - трещины на картине, со временем они множатся. Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок, после долгих поисков художник решил обратиться к последним достижениям современной химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель.
На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки живописи. Ван Меегерен находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Наконец художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.

Еще один из способов подделки - "раскрутка" вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени - моду на "наивное искусство" и всяческое "этно". Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, - нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию.
Элизабет отделалась символическим наказанием, ведь благодаря ей во всем мире вырос интерес к искусству аборигенов и к Австралии как таковой.

В 60-е годы фабрикацию подделок наладил предприимчивый француз Фернан Легрос, бывший артист балета. На него работали талантливые художники Реал Лессарт и Элмер де Хори: первый штамповал работы старых мастеров, второй - современных знаменитостей. Легрос использовал новаторский прием: ввозя картины в Америку, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал их богатым коллекционерам с официального одобрения правительства США. Другим новшеством стало "джентльменское соглашение" с рядом художников, которые за умеренную плату подписывали своим именем фальшивые полотна. Легрос погорел в 1967 году, когда Марк Шагал признал поддельной одну из своих картин, выставленных в нью-йоркской галерее. Получив несколько лет с конфискацией имущества, злополучный фальсификатор провел остаток жизни в нищете и умер от рака горла.

КОГО ПОДДЕЛЫВАЮТ ЧАЩЕ
Казимира Малевича и других художников русского авангарда имитируют так часто, что на Западе их картины перестали брать на аукционы.
Половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, - это подделки, но они пользуются таким успехом, что их все равно покупают, но по более низким ценам. Известно, что сам художник числил за собой шесть тысяч работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тысяч его картин.
Иконы. По мнению специалистов, икон, созданных до двенадцатого века, - единицы, и все они в музеях. Поэтому не верьте ни одному коллекционеру, если он говорит, что у него шикарная коллекция ранних икон.
Также часто подделывают Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и Поль Гогена. Этот список можно продолжать до бесконечности.

ЗАКОННЫЙ РЫНОК ПОДДЕЛОК
В Сан-Себастьяне открылась выставка "150 узаконенных подделок известных шедевров". На ней представлены произведения знаменитых живописцев, выполненные лицензированными художниками-фальсификаторами. История "легальных подделок" восходит к 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико "Площадь Италии", которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75-летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза. которая имела огромный успех. Затем коллекционер создал галерею "Питти Арте". на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются "уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им". Среди клиентов галереи "Питти Арте" были, в частности, принцесса Диана, Фрэнк Синатра, Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас.
На выставке в Сан-Себастьяне экспонируются подделки "Мадонны" Рафаэля, "Подсолнухов" Ван Гога, портретов Веласкеса, "Весны" Боттичелли, "Балерин" Дега, "Бульвара Монпарнас" Писарро и др. Картины стоят от 1 до 30 тысяч евро.