Шестов лев. Одинокий мыслитель лев шестов

Доктор искусствоведения, с 2006 г. Заведующий Cектором древнерусского искусства, с 2000 г. Работает в институте в Секторе (Отделе) древнерусского искусства с мая 1987 г.

Сфера научных интересов — древнерусское и византийское искусство: монументальная живопись, иконопись, пластика IX—XV вв. Член редакционного совета Истории русского искусства в 22 т. Ответственный секретарь федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах, с 2001 г.

Также:

  • Член президиума научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ
  • Член редколлегии сборников «Искусствознание»
  • Член редколлегии журнала «Собрание»
  • Член жюри ежегодного фестиваля «Интермузей» (на протяжении последних 10 лет, кроме 2013)
  • Член ученого совета Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
  • Член комиссии Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия России
  • Член Закупочной комиссии Министерства культуры
  • Член Комиссии Министерства культуры РФ по аттестации реставраторов
  • Член реставрационного совета Межобластного научно-художественного реставрационного управления (МНХРУ), Москва
  • Создатель концепции и куратор выставки «София Премудрость Божия» Рим 1999; Москва 2000
  • Член комиссии по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры
  • Постоянный член Организационной комиссии Международной конференции « Троице-Сергиева лавра в истории и культуре России», устраиваемой раз в два года Сергиево-Посадским музеем заповедником, Московской духовной академией и Троице-Сергиевым монастырем
  • Член реставрационного совета Музея-заповедника «Московский Кремль»

Награды:

  • Медаль преподобного Сергия Радонежского за оказание помощи в деле возвращения произведений иконописи в Росси из-за рубежа
  • Медаль 300-летие С-Петербурга за участие в работе Комиссии по воссозданию Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе
  • Медаль 1000-летие Казани за содействие возвращению в Россию чтимой иконы Богоматери Казанской
  • Почетная грамота Гос. музея-заповедника «Александровская слобода» за многолетнее сотрудничество и оказание методической помощи музею
  • Заслуженный деятель искусств РФ

В прошлом:

  • С 1961 по 1964 г. лаборант в фондах живописи Гос. Третьяковской галереи; с 1964 по 1987 г. — научный сотрудник, старший научный сотрудник (Там же)
  • Преподаватель на Курсах по подготовке к поступлению на Отделение истории искусств Исторического факультета МГУ. 1970-е гг.
  • Лектор Всесоюзного общества «Знание». 1960-1980 -е гг.
  • С начала 1990-х гг. по 2010 г. читал лекции и вел семинары по истории древнерусского искусства на кафедре Всеобщей истории искусств РГГУ в должности доцента, затем профессора.
  • Ответственный редактор 2 т. ч. 1 Истории русского искусства: Искусство 20-60-х годов XII века. М., 2012
  • Член Германо-Российского наблюдательного и реставрационного советов по реставрации церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде
  • Руководитель рабочей группы ФНМС министерства культуры РФ по наблюдению за ходом и направленностью реставрационных работ на росписи Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря

Образование, квалификация, стажировки:

  • Окончил Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета в 1967 г. (специальность: искусствоведение)
  • Аспирантура МГУ, 1969-1973
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Росписи 1313 г. собора Рождества Богоматери в Пскове». 1979 г.
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Очерки истории живописи древнего Пскова. XIII — начало XV в.», 2005 г.

Oсновные публикации

Монографии:

Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., изд. «Искусство», 1987.

Очерки истории живописи Пскова. Середина XIII — начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., изд. «Северный паломник», 2004.

Русское искусство X-XVII веков (Михаил Алленов, Лев Лифшиц. История русского искусства в 2-х томах). М., изд. «Белый город», 2007. Т. 1.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Программа росписи собора Снетогорского монастыря // Гос. Третьяковская галерея. Вопросы русского и советского искусства: Материалы научных конференций 1972—1973 гг. М., изд. ГТГ, 1974. Вып. 3. С. 21-51.

О мастерах снетогорской росписи // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., изд «Наука», 1977. С. 106-125.

О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI—XVII вв. М., изд «Наука»,1980. С. 93-114.

Об одной ктиторской композиции Нередицы // Древний Новгород. История, искусство, археология. Новые исследования. М., изд. «Изобразительное искусство», 1983. С. 188-197.

«Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси. // ДРИ: Художественная культура Х — первой половины ХІІІ в. М., изд «Наука»,1988. С. 211-230.

Рогатина великого князя Тверского Бориса Александровича // Древнерусское искусство: Проблемы, атрибуции. М., изд. Российского и-та искусствознания МК РФ, 1993. С. 110-144.

An Object of Art: Value and Price (An Art Historian’s Viewpoint) // Phystech Journal. М., изд. Физико-технического института, 1994. Vol. 1, N 2. P. 71-81.

Собрание древнерусской иконописи Государственной Третьяковской галереи. Сложение коллекции, история изучения // Гос. Третьяковская галерея. Каталог собрания: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., изд. «Красная площадь», 1995. Т. 1. С. 7-24.

К вопросу о происхождении и времени создания «Тверских врат» Александровской слободы // Александровская слобода. Материалы научно-практической конференции. Владимир, изд. «Золотые ворота», 1995. С. 102-111.

К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей Владимиро-Суздальской Руси XII в. // Дмитриевский собор во Владимире. М., изд. «Модус-граффити» , 1997. С. 156-173.

Псковская икона «Илья Пророк со сценами жития» // Древнерусское искусство: Художественная культура XIII века. СПб., изд. «Дм. Буланин», 1997. С. 326-343.

Тема «Вход в дом Премудрости» в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // ГИКМЗ «Московский Кремль». Материалы и исследования: Русская художественная культура XV-XVI веков. М., изд. Гос. музеев «Московский Кремль», 1998. Вып. XI. С. 174-195.

Иконография Явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве конца XIV — начала XV в. // ДРИ: Художественная культура Москвы эпохи Сергия Радонежского. СПб., изд. «Дм. Буланин», 1998. С. 79-94.

Die Ikone « Sophia-Weisheit Gottes» aus der Sammlung der Museen der Moskauer Kreml. Zue Frage nach der Herkunft und der Zeit des ersten Auftauchens des sogenannten «Novgoroder» ikonographischen Typs // «Die Weisheit baute ihr Haus». Untersuchungen zu Hymnischen und Didaktischen Ikonen / Hgg. K. H. Felmi und E. Haustein-Bartsch . Mьnchen, «Deutcher Kunstverlag», 1999. S. 29-41.

Заметки о соотношении техники и стиля в живописи середины XI — начала XII вв. // ДРИ: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2002. С. 322-343.

Идеи заволжских старцев и роспись Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря. Иконографическая заметка // Ферапонтовский сборник. М.,.изд. «Индрик», 2002. Вып. VI. С. 175-180.

Кто такие «галатские еретики»? // Древнерусское искусство: Русское искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2002. С. 166-177.

Фрески Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улице (Об иконографической программе росписи) // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа. Искусство и культура. Посвящается 100-летию со дня рождения В. Н. Лазарева (1897-1976). СПб., 2002. изд. «Дм. Буланин», С. 269-287.

Икона «Св. Никола» из села Виделебье и проблемы развития местного иконописания Пскова первой половины — середины XIV века // От древней Руси к России нового времени. М., изд. «Наука», 2003. С. 396-406.

О стиле миниатюр «Изборника Святослава» 1073 года // Хризограф. М., изд. «СканРус», 2003. С. 14-32.

Новый памятник византийской книжной миниатюры XII в. // Древнерусское искусство: Искусство рукописной книги. Византия, Древняя Русь. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2004. С. 164-172.

Два направления в живописи Древней Руси конца XI — первой четверти XII века // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О. И. Подобедовой (1912-1999). М., изд. «Северный паломник», 2005. С. 205-226.

Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея // Хризограф. М., изд. «СканРус», 2005. Вып. 2. С. 94-108.

О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало ХVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., изд. «Северный паломник», 2005. С. 126-162.

Об одной группе произведений новгородской живописи середины XIV века // Новгород и новгородская земля: Искусство и реставрация. Великий Новгород, Изд. Новгородского Гос. музея-заповедника, 2005. Вып. 1. С. 124-139.

Росписи апсиды «Крещальни» Софийского собора в Киеве // . Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. М., изд. «Северный паломник», 2006. С. 249-274.

К вопросу о дате создания византийской камеи панагии патриарха Иова // Образ Византия. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., изд. «Северный паломник», 2008. С. 257-272.

К вопросу о датировке росписей церкви Св. Георгия в Старой Ладоге // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения Алисы Владимировны Банк 1906-1984. Материалы конференции (Труды Гос. Эрмитажа. Т. XLII). СПб., изд. Гос. Эрмитажа, 2008. С. 420-441.

Икона «Дмитрий Солунский» из собрания ГРМ. К вопросу о времени и обстоятельствах создания // Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова. М., изд. «Северный паломник», 2009. С. 155-166.

Вновь о «Варваринских иконах» // Археология Пскова и Псковской земли. Материалы 45 заседания (15—17 апреля 2008 года). Псков, 2009. С. 117-129.

Иконографический извод: шаблон или партитура // Древнерусское искусство: Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции 1—2 ноября 2005 года. М., 2009. С. 367-382.

Пелена с «Распятием» и изображениями Христа, Богоматери Воплощение и апостолов на полях // Церковное шитье в Древней Руси. Сборник статей. М., 2010. С. 39-47.

«Св. Никола» из Порхова и проблемы развития псковской живописи в начале XV в. // Древности Пскова: Археология, история, архитектура. Лабутиной. Псков, 2011. Вып. 2. С. 15-24.

Изображение царственного отрока в тимпанах фасадов Дмитриевского собора во Владимире // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси. Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. М., 2012. С. 184-201.

О месте росписи церкви Благовещения на Мячине в Новгороде в кругу памятников византийской и древнерусской живописи конца XII в. // Международный симпозиум «Византийский мир. Региональные традиции в художественной жизни и проблемы их изучения». Москва 8—9 октября 2012 года. Тезисы докладов. М., 2012. С. 24-32.

Состояние изучения росписей 1408 года Успенского собора во Владимире // Древнерусское искусство: Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. М. 2012. С. 9-28.

Живопись Владимиро-Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского // «Хвалы достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Владимир, 2013. С. 54-67.

Коллективные труды:

Лифшиц Л.И. , Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. (Центры художественной культуры средневековой Руси). СПб., изд. «Дм. Буланин», 2004.

Лифшиц Л.И. , Попов Г. В. Дионисий. М., изд. «Северный паломник», 2006.

Введение // История русского искусства. Т. 1: Искусство Киевской Руси. IX — первая четверть XII века. М., изд. «Северный паломник», 2007. С. 13-36.

История законодательства в области охраны и реставрации памятников культуры // Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История, проблемы. Учебное пособие / Отв. редакторы: Л. И. Лифшиц, А. В. Трезвов. М., изд. «Академический Проект», 2008. С. 79-126. [Учебное пособие].

Введение // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство 20-60-х годов XII века. М., 2012. С. 6-22.

Предисловие // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство 20- 60-х годов XII века. М., 2012. С. 24-29.

«Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII — середины XV века». в Гос. Третьяковской галерее. 1991 г.

Научный консультант выставки «Русская икона в конце ХХ века». Музей истории города Москвы. М., 1997. (К 850-летию города).

«София Премудрость Божия» в русской иконописи XIII — начала XIХ веков в Ватикане (1999 г.) и Гос. Третьяковской галерее (2000 г.)

Лев Исаакович Шестов (при рождении Иегуда Лейб Шварцман ; 31 января (12 февраля) 1866, Киев, Российская империя - 19 ноября 1938, Париж, Франция) - русский философ-экзистенциалист.

Биография

Лев Исаакович Шварцман родился 31 января (12 февраля) 1866 года в Киеве, в семье крупного фабриканта и купца Исаака Моисеевича Шварцмана (1832-1914) и его жены Анны Григорьевны (урождённой Шрейбер, 25 декабря 1845, Херсон - 13 марта 1934, Париж). Это был второй брак отца. Располагавшееся на Подоле «Товарищество мануфактур Исаак Шварцман» с трёхмиллионным оборотом было известно качеством закупаемой им английской материи. Фирма была основана супругами Шварцман в 1865 году, с 1884 года владела крупнейшим в городе магазином, с 1892 года - филиалом в Кременчуге.

Отец был большим знатоком древнееврейской письменности, человеком свободомыслящим, обладал достаточно прогрессивными взглядами и широким кругозором. Он хотел, чтобы дети продолжили его дело, но никогда не настаивал на этом. У Льва были два младших брата и четыре сестры. Он учился в Киевской 3-й гимназии, но был вынужден перевестись в Москву.

Лев обучался на математическом факультете Московского университета, затем перевёлся на юридический факультет Киевского университета, который окончил в 1889 году со званием кандидата права. Диссертация «О положении рабочего класса в России» была запрещена к печати и реквизирована Московским цензурным комитетом, в силу чего Шестов так и не стал доктором права.

Несколько лет Шварцман жил в Киеве, где работал в фирме отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Однако совмещать бизнес и философию оказалось нелегко. В 1895 году Шварцман тяжело заболел (нервное расстройство), а в следующем году уехал за границу для лечения. В дальнейшем коммерческое предприятие отца станет для мыслителя своего рода семейным проклятием: он неоднократно ещё будет вынужден отрываться от семьи, друзей, любимой работы и мчаться в Киев, чтобы навести порядок в делах фирмы, расшатанных стареющим отцом и безалаберными младшими братьями.

В 1896 году в Риме Шварцман женился на Анне Елеазаровне Березовской, которая в это время изучала медицину; через два года они вместе переехали в Берн, а в 1898 году вернулись в Россию.

В 1898 году в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей - Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал с его журналом «Мир искусства».

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова - «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». По словам самого Шестова «... вся моя задача состояла именно в том, чтоб раз навсегда избавиться от всякого рода начал и концов, с таким непонятным упорством навязываемых нам всевозможными основателями великих и не великих философских систем».

В 1915 году на фронте погиб внебрачный сын Льва Шестова Сергей Листопадов. Февральская революция 1917 года особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. Октябрьскую революцию он называл «реакционной и деспотической». В 1920 году Лев Шестов с семьёй покинул Советскую Россию, недолго побыл в Швейцарии и в 1921 году обосновался во Франции, где и жил до своей смерти.


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения
ЛЕВ ИСААКОВИЧ ШЕСТОВ
(1866-1938)

Российский философ-экзистенциалист и литератор. В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Традиционной философии противопоставил "философию трагедии" (в центре которой - абсурдность человеческого существования), а философскому умозрению - откровение, которое даруется всемогущим Богом. Шестов предвосхитил основные идеи экзистенционализма. Основные сочинения: "Апофеоз беспочвенности" (1905), "Умозрение и откровение" (изд. в 1964 году).

Шестов Лев Исаакович (настоящие фамилия и имя Шварцман Иегуда Лейб) родился 31 января (12 февраля) 1866 года в Киеве. Отец, Исаак Моисеевич Шварцман, был крупным коммерсантом, купцом 1-й гильдии. Выходец из небогатой среды, он создал собственное большое дело - "Мануфактурные склады Исаака Шварцмана". Отличался незаурядным знанием древнееврейской письменности и пользовался авторитетом в еврейской общине. Сын, однако, остался чужд всем этим интересам отца.

Торгово-финансовые дела отца на протяжении долгих лет были мучительной "кармой" Шестова. В 12 лет он был похищен анархистской организацией, в течение полугода тщетно ожидавшей за него выкупа от отца Шестова, затем, уже став известным писателем, был вынужден изо дня в день сидеть за счетами и вплоть до самой революции разбирать денежные тяжбы между многочисленными членами семейного клана.

Обучение Шестов начал в Киеве, но заканчивал гимназию в Москве В 1884 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем перешел на юридический факультет, один семестр учился в Берлине, окончил университет уже в Киеве. Диссертация его "О положении рабочего класса в России" была запрещена к печати цензурой. Так, не став доктором юриспруденции, Шестов был записан в сословие адвокатов, хотя и ни разу не выступил на адвокатском поприще.

По окончании университета, в 1890-1891 годах, проходил военную службу как вольноопределяющийся, затем недолго был помощником присяжного поверенного в Москве. В1891 году Шестов вернулся в Киев, чтобы помочь отцу. Это был период интенсивных литературных и философских занятий, первых литературных опытов, углубленного изучения В. Шекспира, оказавшего на Шестова большое влияние. В киевских газетах публикуются его критические заметки о Шекспире и Вл. Соловьеве, а также ряд статей по финансовым и экономическим вопросам.

Шестов участвовал в торговом деле отца до конца 1895 года, когда заболел острым нервным расстройством, вызванным, вероятно, гнетущей атмосферой предприятия. Это было время глубочайшего отчаяния Льва Исааковича, его внутренней катастрофы. В1896 году он отправился за границу для лечения, побывал в Вене, Карлсбаде, Берлине, Мюнхене, Париже Наконец, в начале 1897 года переехал из Берлина в Рим.

В ресторане его настигла русская студенческая экскурсия. Разговорились, и он, как прибывший ранее, в течение двух дней служил ей гидом. Какая-то трагическая черта в его лице поразила курсистку-медичку Анну, и, когда ее товарищи отправились дальше, она осталась сиделкой, поддержкой никому не известного молодого еврея. Вероятно, она и вправду уберегла Шестова, но, может быть, и позже не раз ее спокойствие, трезвость и самоотвержение служили ему опорой.

В феврале Лев Исаакович Шестов и православная русская девушка Анна Елеазаровна Березовская поженились. Религиозная нетерпимость отца заставила долгие годы хранить этот брак в тайне и препятствовала возвращению семьи Шестова в Россию. В течение 10 лет Шестовы жили врозь, в разных городах, чтобы скрыть брак от родителей. Отец Шестова, видимо, так и не узнал о нем, а матери он признался после смерти отца. По русским законам брак этот был недействительным, а дети, рожденные в нем, - незаконнорожденными.

В 1897 году у Шестовых родилась дочь Татьяна, в 1900-м - Наталья. С согласия отца дети были крещены. Только осенью 1908 года Шестов воссоединился с семьей. Но вернемся к его творческой жизни. В 1897 году Лев Шестов оканчивает первую книгу "Шекспир и его критик Брандес" (1898) и приступает к работе над книгой "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. Философия и проповедь" (1899). Обе книги остались почти незамеченными критикой Шестов не ставит социальных вопросов, его занимают прежде всего проблемы этические и метафизические. Именно поэтому он и восстает в своей первой книге против позитивистско-обывательского толкования Шекспира датским критиком Г. Брандесом.

Шестова возмущает, что "Брандес не слышит, как "распалась связь времен", и потому Шекспир не мешает ему спать. Отсюда моралистическое безвкусие по отношению к трагической глубине жизни "мы чувствуем с Гамлетом", "мы испытываем с Шекспиром". Если для Шекспира ужас и катастрофичность человеческого существования вели либо к пробуждению, либо к смерти, то для Брандеса это только повод поговорить о "художественных" и "моральных" достоинствах литературы.

Еще сильнее протест против обожествления морали выражен во второй книге Шестова. Автор пережил философскую драму Ф. Ницше как "потрясение", "внутренний переворот", "я чувствовал, что мир совершенно опрокидывался", - вспоминал он впоследствии. "Добро - братская любовь, - мы знаем теперь из опыта Ницше, - не есть Бог". "Горе тем любящим, у которых нет ничего выше сострадания". "Ницше открыл путь. Нужно искать того, что выше сострадания, выше добра. Нужно искать Бога".

Этот тезис остается основополагающим в дальнейшем творчестве Льва Шестова. Все последующие его статьи и книги одушевлены одной всепоглощающей страстью - борьбой с идолами философии, морали, религии или науки, претендующими на место последнего судии. Правда, вначале борьба эта ведется Шестовым в русле романтической эстетики. Однако, в отличие от романтиков или символистов, Шестов не признает никакой скрытой "истинной сущности", будто бы таящейся под "корою вещества" или "покровами обыденности". Выявление первооснов человеческого существования означает для него не удвоение мира на ложное "здесь" и истинное "там", но бесстрашное обнаружение катастрофической алогичности, бессмысленности, абсурдности господствующего порядка вещей, основанного на рационалистическом и сциентистском миропонимании.

В 1901 году Сергей Дягилев предложил Шестову сотрудничество в журнале русских модернистов "Мир искусства". С этого времени начинается сближение Шестова с петербургскими и киевскими литераторами, философами, проповедниками "нового религиозного сознания" - Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Розановым, А. Ремизовым, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Г. Челпановым. Шестов публикует свои статьи в редактируемых ими журналах или сборниках, одна за другой выходят его книги "Достоевский и Ницше (Философия трагедии)" (1903), "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)" (1905), "Начала и концы" (1908), "Великие кануны" (1911).

В это первое десятилетие творческой деятельности Шестов не отделяет литературной критики от философии. Призвание писателя и призвание мыслителя для него совпадают Шекспир, Ницше, Ибсен, Достоевский, Толстой для него не только великие художники, но и учители жизни, проводники в мир неразгаданных откровений о концах и началах человеческого бытия. В диалоге с ними и складывается собственный метод Шестова, заменивший ему ненавистную диалектику ("диалектика властна только над общими понятиями и не может уследить за волнующейся, капризной жизнью"), этот метод - "странствование по душам" диалогическое проживание "чужого слова", затронутость которым уже сама по себе порождает бесконечный спектр взаимоотношений с авторским словом.

Одна из лучших работ этого периода - статья "Творчество из ничего" (1905), посвященная А. П. Чехову. В противовес общепринятому взгляду на Чехова как на "мягкого, нежного лирика", "поэта сумеречных настроений" и "певца хмурых людей" - Шестов характеризует Чехова как писателя беспощадного и признает у него "удивительное искусство одним прикосновением, даже дыханием, взглядом убивать все, чем живут и гордятся люди". Книгой "Великие кануны" (1911) заканчивается первый - "литературно-критический" - период творчества Льва Шестова.

В 1898-1902 годах Шестов жил в Берлине, Италии, Швейцарии, наезжая на время в Петербург и Киев. В ноябре 1903 года из-за болезни отца вернулся в Киев, где вел семейные дела. Осенью 1908 года Лев Шестов поселился с семьей во Фрейбурге (Германия), с марта 1910-го он жил, главным образом, в Швейцарии, в маленьком городке Коппе на берегу Женевского озера, занимаясь классической европейской философией и богословием. Здесь Шестов открыл для себя нового героя - Мартина Лютера, изучал труды средневековых мистиков и схоластов, многотомные немецкие истории догматических учений, средневековой церкви, лютеранства, в этот период практически не писал.

В 1913 году он начал работу над новой книгой - "Sola Fide" ("Только верою"), однако не успел ее закончить в связи с началом первой мировой войны вынужден был вернуться в Россию (начатая рукопись осталась за границей, в 1920 году, уже находясь в эмиграции, Шестову удалось ее получить, частично главы из этой рукописи и высказанные в ней идеи вошли в другие его книги или были опубликованы отдельно, а целиком рукопись "Sola Fide" была издана уже после смерти мыслителя, в Париже в 1966-м).

Летом 1914 года Шестовы возвращаются в Россию и поселяются в Москве на Плющихе. Теперь он часто выступает в литературных и философских обществах, поддерживает дружбу с Вяч. Ивановым, М. Гершензоном, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, сестрами Герцык, Г. Челпановым, Г. Шпетом. Его статьи печатают журналы "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии". Октябрьскую революцию Шестов не принял и не понял (его брошюра 1920 года "Что такое большевизм" - единственное, что было написано им на эту тему, - оттолкнула своей близорукой беспомощностью и тривиальностью суждений даже поклонников его таланта).

После гибели на фронте единственного сына в июне 1918 года Шестов переезжает в Киев, где читает курс "История древней философии" в Народном университете, а также выступает с докладами и публичными лекциями. В октябре 1919 года семья из Киева перебралась в Ялту в надежде выехать оттуда за границу. По ходатайству Булгакова и профессора Киевской духовной академии И. Четверикова, а также благодаря широкой известности своих трудов Шестов был зачислен приват-доцентом Таврического университета. Однако уже в начале 1920 года вместе с семьей он выехал из Ялты в Севастополь, оттуда - в Константинополь, а затем через Италию в Париж.

Парижский период - самый продуктивный в творческой судьбе Льва Шестова. Он много и интенсивно работает ведет курс в Сорбонне по русской религиозной философии, выступает с докладами и лекциями, публикует статьи в крупнейших французских журналах, принимает деятельное участие в изданиях и переводах своих книг. В эти годы он лично знакомится с "властителями дум" нашего века - Т. Манном, А. Жидом, М. Бубером, А. Эйнштейном, Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, Л. Леви-Брюлем, М. Шелером, А. Мальро.

В Париже были написаны важнейшие книги Шестова "На весах Иова (Странствования по душам)" (1929), "Киркегард и экзистенциальная философия" (по-французски в 1936 году, первое русское издание появилось посмертно, в 1939 году), "Афины и Иерусалим" (французский и немецкий переводы вышли в 1938 году, первое русское издание в 1951-м). И хотя главное в этих книгах - фундаментальная философская проблематика, Шестов остается и в них верен темам, избранным в начале его литературного пути. Для него по-прежнему важен его исходный, всю жизнь терзавший его вопрос к чему пришли мы вместе со всей нашей новоевропейской цивилизацией, к чему мы идем?". Пока было весело, причина и следствие все объясняли, с ними было лучше, чем с Богом, ибо они никогда не корили. Но каково жить с ними в горе? Когда несчастия, одно за другим, обрушиваются на человека, когда бедность, болезни, обиды сменяют богатство, здоровье, власть? Каково Иову, покрытому струпьями, лежать на навозе, с страшными воспоминаниями о гибели всех близких?".

Этот отрывок - из первой книги Шестова "Шекспир и его критик Брандес". Книга "На весах Иова", написанная тридцать лет спустя, не столько ответ, сколько "исповедание веры" современного Иова, так и не примирившегося с утешениями и обещаниями жрецов Разума, Морали и Прогресса. В центре этого исповедания - убежденность Шестова, подкрепленная свидетельствами Плотина, Паскаля, Достоевского, Толстого, что путь, которым мы все идем и которым ребячливо гордимся, есть путь рабства и смерти, а не путь свободы и жизни. Этот путь начался в Афинах, провозгласивших верховную власть умозрительных истин, и уже далеко увел нас от Иерусалима, с его дерзновенной верой в возможность невозможного.

Современный человек, как и вся наша цивилизация, не в силах признаться, что он находится в рабстве у обожествленного разума, тиранически господствующего над жизнью, - в рабстве у научного мышления, у "всеобщих и необходимых истин" (не важно, истины ли это идеализма, материализма или атеизма). У "объективных" законов и безличных моральных принципов. Высшее достижение человека - беспрекословная покорность законам самодержавного разума и порожденной разумом морали. Ведь именно разум - и только он один - определяет истинную границу между действительностью и мечтой, между добром и злом, должным и недолжным.

"Даже сам Бог, если он хочет получить предикат бытия, должен обратиться за ним к разуму. И разум, быть может, ему этот предикат и пожалует, а может быть, и даже вернее всего, откажет". Вот почему напрасно ждать помощи от философии и философов сегодняшнему Иову. Его страдания, крики, проклятия для них лишь единичный "частный случай", ничего не меняющий во всеобщих законах мироздания, с математической точностью установленных разумом.

Два всегда больше одного. Один плюс один - два. И, если современный Иов все-таки упорствует, отказываясь преклониться перед этими незыблемыми истинами, если он утверждает, что один и один только в математике равняется постоянно двум, а в действительности бывает и так, что равняется и трем, и пяти, и нулю, если он будет продолжать проклинать и вопить о своей "человеческой, слишком человеческой" правоте, тогда, быть может, и его "вопли философ будет исследовать с тем же равнодушием и спокойствием, с каким он исследует перпендикуляры, плоскости, круги".

В 1928 году, по совету философа Эдмунда Гуссерля, Шестов начинает изучать творчество датского мыслителя Серена Кьеркегора (Шестов называет его Киркегардом), - предтечу "экзистенциальной философии" XX века. Поразительное совпадение важнейших исходных позиций, пути конечных выводов Шестова с идеями Кьеркегора, восставшего против умозрительной философии Гегеля и также обратившегося за поддержкой к "частному мыслителю Иову", - все это помогло Шестову еще острее сформулировать свои идеи.

Теперь главным словом, опорным символом для него становится слово "вера", "свобода от всех страхов, свобода от принуждения", "безумная борьба человека за невозможное, борьба и преодоление невозможного".

Во Франции Шестов прожил до конца своих дней. До 1930-го жил в Париже, в 1930-1938 годах - в парижском предместье, где вел очень замкнутую жизнь. С июня 1921 года Шестов стал членом Русской академической группы.

В феврале 1922 года он был назначен преподавателем (1 час в неделю) историко-филологического факультета Русского отдела Института славяноведения при Парижском университете. Здесь Шестов почти 16 лет читал свободные курсы по философии ("свободные" - потому что всегда читал и говорил только о тех проблемах философии, которые занимали его в данный момент). "Русская философия XIX столетия", "Философские идеи Достоевского и Паскаля", "Основные идеи древней философии", "Русская и европейская философская мысль", "Владимир Соловьев и религиозная философия", "Достоевский и Кьеркегор", "Религиозно-философские идеи Толстого и Достоевского". В эти годы произведения Шестова публиковались в переводах на европейские языки, он выступал с публичными лекциями и докладами в Германии и Франции, в 1936 году по приглашению культурного отдела рабочей федерации посетил Палестину, читал лекции в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе.

Репутация Шестова в среде французских интеллектуалов была очень высока. С 1925 года он являлся членом президиума Ницшевского общества, членом Кантовского общества. В декабре 1937 года Лев Исаакович тяжело заболел (кишечное кровотечение), после выздоровления силы восстановить полностью не смог и вскоре прекратил чтение лекций. В октябре 1938 года Шестов заболел бронхитом, который перешел в туберкулез. Умер мыслитель 20 ноября в клинике Буало, похоронен на Новом кладбище в Булони, предместье Парижа, в фамильном склепе.

Шестов - один из самых своеобразных мыслителей начала XX века, предвосхитивший основные идеи позднейшего экзистенциализма. По свидетельству людей, близко знавших Шестова, писать он не любил, вынашивал свои мысли в уединенных прогулках и только после этого заставлял себя "закрепить" их на бумаге; язык его произведений отличается классической простотой, точностью и эмоциональностью.

Главная тема философии Шестова - трагизм индивидуального человеческого существования, переживание безнадежности Шестов отвергает возможность рационального достоверного суждения о смысле мироздания, не верит логике как единственному способу познания окружающего и пытается найти другие формы проникновения в тайны мира. Знание рассматривается им как источник грехопадения человеческого рода, подпавшего под власть "бездушных и необходимых истин" и утратившего свободу. Человек - жертва законов разума и морали, жертва универсального и общеобязательного Шестов восстает против диктата разума над сферой жизненных переживаний, борется за личность против власти общего, за индивидуально-неповторимое. Освобождения от оков необходимости, от законов логики и морали Шестов ищет в Боге, он хочет вернуться в рай, к подлинной жизни, которая находится по ту сторону познанного добра и зла. По существу основная тема размышления Шестова - конфликт библейского откровения и греческой философии. Вера дает ему возможность прорыва к тайнам мира и их постижению.

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Век XIX - век философов революционеров. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

ШЕСТОВ, ЛЕВ (1866–1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января (12 февраля) 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века – с Д.С.Мережковским , С.Н.Булгаковым , В.В.Розановым , М.О.Гершензоном , Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым .

В 1898 выходит первая книга Шестова – Шекспир и его критик Брандес . Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьскую революцию Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как «деспотическую» и «реакционную». В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни – во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide – Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920–1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем , А.Мальро , Л. Леви-Брюлем , А.Жидом , М.Бубером , К.Бартом , Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова.

Уже в первой большой работе Шестова – Шекспир и его критик Брандес (1898) – основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и «научное» мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника – философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность «объективных обстоятельств», унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании «разумной необходимости» (Спиноза, Гегель, Маркс).

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, «несотворенной» свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что «неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями». Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: «Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность». Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение («чего нибудь да стоит»), только если он признает, «что она безусловно не может быть ни для кого обязательной». Шестов отрицал «оправданность» любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, «становления абсолютного всеединства» Вл.С.Соловьева или «творчества богочеловечности» Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История – «простое повествование». Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может «только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения».

Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что «бывшее станет небывшим» и волею Абсурда «железная» логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. «Для Бога нет ничего невозможного – это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора – а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной».

ШЕСТОВ, ЛЕВ (1866–1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января (12 февраля) 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, через год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и выбор этот оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века – с Д.С.Мережковским , С.Н.Булгаковым , В.В.Розановым , М.О.Гершензоном , Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым .

В 1898 выходит первая книга Шестова – Шекспир и его критик Брандес . Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьскую революцию Шестов не принял категорически и охарактеризовал власть большевиков как «деспотическую» и «реакционную». В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни – во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide – Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 1920–1930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем , А.Мальро , Л. Леви-Брюлем , А.Жидом , М.Бубером , К.Бартом , Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова.

Уже в первой большой работе Шестова – Шекспир и его критик Брандес (1898) – основные темы его творчества намечены вполне определенно: судьба человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и «научное» мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие жизнь даже ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника – философский рационализм, который, по его убеждению, всей силой разума санкционирует необходимость и закономерность «объективных обстоятельств», унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании «разумной необходимости» (Спиноза, Гегель, Маркс).

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил «союзников» (Ницше, Достоевский) и даже «двойников» (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, «несотворенной» свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) путь веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что «неизвестное ничего общего с известным иметь не может, что даже известное не так уж известно, как это принято думать, и что, следовательно, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями». Шестов предлагает забыть о том привычном образе мира, который навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии будущее совершенно неизвестно: «Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность». Истина, которой владеет философ в настоящий момент, имеет значение («чего нибудь да стоит»), только если он признает, «что она безусловно не может быть ни для кого обязательной». Шестов отрицал «оправданность» любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, «становления абсолютного всеединства» Вл.С.Соловьева или «творчества богочеловечности» Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще невозможно. История – «простое повествование». Отношение к прошлому всегда должно носить личный характер. Открыть истину в истории может «только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал торжественный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения».

Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопрос о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически доказать, что «бывшее станет небывшим» и волею Абсурда «железная» логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это можно поверить. «Для Бога нет ничего невозможного – это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов сказать, мысль Кьеркегора – а вместе с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной».