Современные формы расизма: языки описания, воспроизводства, противодействия. Тезисы

Расы ирасизм

Досередины 20-го века понятие расы использовалось как дарвинистский способ подчеркнуть, что чернокожие люди стоят ниже наэволюционной лестнице иболее примитивны посравнению сбелыми. Это было принято научной общественностью как доказанный факт итаким образом узаконено внаучной биологии. Расизм бывает нескольких видов, как на индивидуальном, так инаинституционализированном уровне.

Термин «раса» имеет три значения: биологическое, общеупотребительное иполитическое (Fuller& Toon,1988).

Вбиологии «раса» обозначает генетическую обособленность различных групп: каждая «расовая» группа имеет общее генетическое оформление, отличающееся понекоторым параметрам отгенетического оформления других групп. Однако генетические различия врамках каждой расы характеризуются настолько широким диапазоном, что два человека, принадлежащих кодной итойже расовой группе, могут иметь большие отличия друг отдруга, чем средние различия между двумя различными группами. Расы неявляются строго разграниченными, и границы между ними проведены условно. Вмедицине понятие расы часто используется как категория, которая позволяет специалистам связать определенные болезни стеми или иными расовыми группами, например кистозный фиброз снекоторыми группами белого населения. Такое понимание может узаконить расистский образ мышления.

Вповседневном значении для неспециалистов раса стала синонимом внешних признаков человека, при этом цвет кожи приобрел незаслуженно большое значение.

Использование этого термина вполитических целях позволяет большинству населения консолидировать власть, а группам меньшинств рассматривать свои национальные особенности сполитической точки зрения.

Всемирная организация здравоохраненияв опубликованном ею«Лексиконе кросс-кулыуральных терминов, относящихся кпсихическому здоровью» (Lexicon ofCross-Cultural Terms inMental Health, the World Health Organization, 1997) предложила следующие определения расизма, расовых предрассудков иэтноцентризма. Расизм— это вера вто, что существует неотъемлемая связь между считающимися унаследованными икулыураль-ными чертами ичто некоторые группы людей вбиологическом отношении превосходят остальных. Расовые предрассудки— это негативный эмоциональный настрой либо негативная установка вотношении того или иного индивидуума либо группы, основывающиеся наотдельно выбранных социальных или кулыуральных характеристиках. Этноцентризм— это преувеличение ценности своей культуры посравнению сдругими культурами; при этом тенденциозные суждения отом, что является хорошим, правильным, красивым, моральным, нормальным, здоровым или разумным, базируются насвоей собственной культуре как эталоне. Индивидуальные проявления расизма отличаются отинституционализированного расизма, который представляет собой коллективные убеждения сотрудниковтой или иной организации, глубоко укоренившиеся всистемеее деятельности. Несмотря нато, что большинство специалистов отрицательно относятся ктеории (генетически) передаваемой психической неполноценности, среди населения общепринято считать, что качества индивида— унего «вкрови» (Thomas& Sillen1991).

Вдокладе MacPherson (MacPherson, 1999) институционализированный расизм определяется как «коллективная неспособность организации оказывать надлежащую профессиональную помощь людям всвязи сцветомих кожи, культурой либо этническим происхождением. Это можно заметить или выявить, наблюдая деятельность, установки иповедениесо значительными проявлениями дискриминации ввиде предрассудков, невежества, легкомысленности ирасистских стереотипов мышления, что ставит вневыгодное положение представителей этнических меньшинств».

Основная проблема, вызванная таким определением, втом, что оно приводит доводы впользу выявления недостатков вдеятельности организации (как живого организма), но не всегда понятно, какие это виды деятельности, кто выявляет недостатки икто должених устранять. Субъективный опытили интерпретацию расизма определить еще труднее, так как частично они непосредственно связаны синдивидуальными чертами личности, спредшествующим жизненным опытом исистемами поддержки (социальными иэкономическими).

Вболее ранних работах Bhugra иBhui (1999) высказывали точку зрения, что подчинение меньшинства большинством посредством использования исторических, социальных, биологических иэкономических факторов— распространенное явление вчеловеческой истории. Невызывает сомненийто, что расизм исвязанные сним идеи появились еще вдохристианские времена. В100году доновой эры Cicero советовал Atticusне покупать рабов изБритании, потому что они глупы, ленивыи неспособны кобучению. Однако идеология, лежащая воснове расизма, основывается нажелании сохранить существующее положениеи на убежденности впревосходстве одной группы над другойпо причинам, связанным только срасовой принадлежностью илис биологическими особенностями. Раса представляет собой таксономическое понятие сограниченной степенью полезности, ив течение последних 30лет оно начало уступать место терминам «этническая принадлежность» и«куль-туральные группы», отличающимся гораздо меньшей определенностью. Расизм можно рассматривать как идеологию, как установленный порядок икак социальную конструкцию.

Необходимо отличать расизм отрасовой дискриминации. Первый ограничивается рассуждениями оделении человечества нарасы (что может привести кэтноцентризму). Второе понятие, напротив, касается реальных форм поведения людей. Расизм существует вомногих формах, некоторые изних отражены ниже.

Виды расизма

Доминантный. Ненависть воплощается вдействиях.

Аверсивный. Индивид убежден всвоем превосходстве, нонеможет действовать.

Регрессивный. Взгляды индивида нарасизм проявляются регрессивными формами поведения.

Подсознательный инстинктивный расизм. Страх перед чужестранцами.

Объясняемый инстинктивный расизм. Рационализация, обоснование страха перед чужестранцами.

Культуральный. Отвержение, злословие поповоду особенностей проведения свободного времени, соблюдения обычаев вобществе ибыту.

Институционализированный. Отношения вколлективе организации кнекоторым лицам как кнеполноценным.

Патерналистский. Большинство «знает», что хорошо для меньшинства.

Расизм, «неразличающий цветов». Признание различий рассматривается как вызывающее рознь между культурами.

Неорасизм. Скрытый в«индивидуализме»: не одобряются положительные действия, наличие расизма рассматривается сточки зрения имеющихся достижений группы.

Необходимо подчеркнуть, что расизм неявляется статическим феноменом. Кроме того, его необходимо отличать от расистского поведения, при котором расовые предрассудки одного человека поотношению кдругому проявляются действиями. Расизм использует верования иобычаи для оправданияи сохранения неравенства, недопущения вобщество одних группи доминирования других. Представляет интерес использование тактики «неразличения цветов» как формы расизма. Когда «не различающие цветов» имеют дело сгруппой людей более низкого социального уровня сдругим цветом кожи, они невоспринимают их как имеющих свою историю, культуру, духовнуюи социально-экономическую сущность. Расизм также может усугублять воздействие бедности наздоровье людей.

Moore (2000) считает, что важными факторами возникновения расизма стали психология колониализма, ограничение использования информации, средств связи исвобод. Расист доминантного типа открыто проявляет расовую нетерпимость, тогда как расист аверсивного типа проявляет неприязнь истремится избегать контактов. Расистские наклонности некоторых людей могут принимать форму бессознательных проявлений массового поведения (Kovel, 1984). Ненависть состороны других («они-группа») (см.определение ниже вразделе «Значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью») и авторитаризм также вносят вклад всохранение существующего положения.

Психиатрия отражает господствующие общественные ценности; она может быть подавляющей иможет восприниматься как подавляющая, если люди изолируются помимоих воли. Такое положение порождает чувство отчужденности, ивследствие переживания этого чувства втечение определенного времени представители этнических меньшинств могут испытывать еще большее унижение. Влияние расизма нанаучные исследованияи обстановку влечебных учреждениях охарактеризовать чрезвычайно сложно.

Значимые жизненные событий, связанные с расизмом

Для представителей этнических меньшинств роли значимых жизненных событий, связанных срасовой принадлежностью, многочисленны иразнообразны (Bhugra& Ayonrinde, 2001). Наотдельных лиц игруппы людей может оказывать большое влияние миграция (см.Bhugra& Cochrane, 2001). Трудно получить точные данные ораспространенности нападок, насильственных действий ипреступлений нарасовой почве (преследований, нападений иоскорблений). Это объясняется несколькими причинами: иногда люди непонимают расовой подоплеки этих агрессивных действий ипоэтому неупоминают онихв своих заявлениях; расовая принадлежность правонарушителяне всегда известна; жертвы могут ошибочно приписывать конфликту расовые мотивы; они могут неподавать заявления всвязис продолжающимся преследованием или сотсутствием достаточных доказательств правонарушения.

ВБританском криминологическом исследовании (The British Crime Survey (BCS)) иполицейских досье используются различные подходы ксбору данных. В исследовании (BCS) регистрируются как совершенные (фактические) правонарушения (например, вандализм, ограбления, кражи, нанесение телесных повреждений, нападения иразбой), таки угрозы применением насилия. Сотрудники полиции регистрируют только совершенные правонарушения, хотя они также отмечают любые расовые мотивы, если оних делается заявление или поповоду них уследственных органов возникает подозрение. Данные BCS касаются лиц старше 16лет, аполиция регистрирует правонарушителей независимо отвозраста. Fitzgerald иHale (1996) приводят данные BCS отом, что только 2% всех правонарушений их жертвы объясняли расовыми мотивами, около четверти изних были совершены вгородских гетто.

Этнические различия существуют ивтенденциях сообщать оправонарушениях (Commission for Racial Equality, 1999). Говоря овиде правонарушения, форме сообщенияи задержке обращения сзаявлением, надо признать, чтоэти аспекты остаются недостаточно исследованными.

Поданным Chahal иJulienne (1999), не сообщается о 43—62% конфликтов нарасовой почве. Среди зарегистрированных правонарушений были нанесение телесных повреждений, приставание, оскорбления иугрозы, атакже нанесение материального ущерба. Маловероятна регистрация заявленийо конфликтах, связанных сневозможностью получить работу, деньги под залог для финансирования учебы вшколе или медицинской помощи ит.п.Висследовании субъективных переживаний проявлений расизма эти авторы спомощью качественных методов показали, что пострадавшие описывали расовые конфликтыкак общепринятую практику вобществе, вкотором они живут. Авторы также использовали различные способы выявления подобных событий, большинство изкоторых касалось личных или социальных отношений. Трудности выявления чаще всего были связаныс чувством стыда, несостоятельности, безнадежности или недоверия. Только участившиеся конфликты заставляли людей обращатьсяс заявлениями впредусмотренные законом инстанции. Чаще всего обращались кврачам общей практики, однако вбольшинстве случаев результаты невполне удовлетворяли (например, врачмог написать письмо вадрес органов жилищного управления спросьбой помочь сжильем, нонебольше этого). Таким образом, даже если конфликты выявляются, им обычно непридается соответствующее значение. Вэтой группе пациентов обычно повторялись жалобы на гнев, напряженное состояние, депрессию, повышенную раздражительность инарушениясна.

Значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, представляют собой проблемы, которые относятся непосредственно красовому поведению, и они возникают вразличных сферах жизни Сферы, вкоторых происходят значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью:

Образование.

Трудоустройство.

Здравоохранение.

Случаи оскорбления.

Нанесение материального ущерба.

Право исоциальное обеспечение.

Затруднения, связанныес расовой принадлежностью, можно определить как текущие трудности вжизни индивида, которые могут быть связаныс расовыми аспектами идлятся более одного месяца. Сюда входят проблемы сжильем, трудоустройством, социальным функционированием иобразованием.

Представители этнических меньшинств могут нетолько подвергаться действию общих для всего населения стрессоров, ноииспытывают стресс всвязисо статусом меньшинства. Эти специфические причины включают психотравмирующие факторы (например, расовые предрассудки, враждебность идискриминация), атакже внешние опосредующие элементы (система социальной поддержки) и внутренние (когнитивные факторы), которые влияют навосприятие индивидом значимых жизненных событий. Smith (1985) предложил термины «они-группа» (the out-group) и«мы-группа» (the in-group) для характеристики положения групп национальных меньшинств («они-группа»), живущих вусловиях культуры большинства («мы-группа»). Статус «они-группа» приводит ксоциальной изоляции, социальной маргинализациии нестабильности положения, что усиливает обеспокоенность людей. Незавершенная или частичная ассимиляция представителей национальных меньшинств вусловиях новой культуры большинства (принимающей страны) иполный или частичный отказ отсобственной культуры могут оказаться дополнительными психотрав-мирующими факторами.

Расизм и психические расстройства

Расизм, как индивидуальный, таки институционализированный, может создавать множество проблем, некоторые изних отражены ниже. Может развиться чувство нестабильности собственного положения, когда человек имеет два или более различающихся инесовместимых социальных статуса (например, социальный статус определенного лица входит впротиворечие сего статусом, вытекающим изэтнического происхождения). Это противоречие между ролью истатусом, скорее всего, приведет ктрудностям адаптации илик психическим расстройствам (Smith, 1985). Поскольку представители национальных меньшинств более «заметны» среди населения, составляющего большинство, их действия приобретают символическое значение истереотипные представления усваиваются обществом. Smith (1985) считает, что заметность, повышенное внимание, отсутствие анонимности, поляризация иущемление ролевых функций— это факторы, которые усугубляют стресс инадолго затрудняют жизнь. Проблемы, связанные срасизмом

Институционализированный расизм

Стереотипы восприятия.

Отвержение.

Предрассудки.

Обесценивание культуры.

Индивидуальный расизм

Стереотипы восприятия.

Отвержение.

Предрассудки.

Обесценивание культуры.

Агрессивные действия.

Расизм представляет собой многомерный феномен, поэтомудля многоосевого измерения влияния значимых жизненных событий было разработано много методов.

Jackson иколлеги (1996) показали, что совокупное воздействие проявлений расизмаи расовой дискриминации начеловека ухудшает психическое здоровье больше, чем физическое. Необходимо глубже исследовать роль «локуса контроля» как вмешивающейся переменнойпри оценке психологического функционирования представителей этнических меньшинств.

Депрессия

Имеющиеся немногочисленные данные свидетельствуют отом, что значимые события социальной жизни, как изначимые жизненные события вообще, в значительной степени коррелируют сдепрессией. Внескольких исследованиях продемонстрирована более высокая частота депрессивных расстройств вгруппах представителей этнических меньшинств (Nazroo, 1997; Shaw etal, 1999) ивыдвинуты предположения, что это объясняется отрывом отпривычного окружения, безработицей, бедностью ирасизмом. Висследовании, посвященном изучению случаев умышленного самоповреждения среди женщин азиатского происхождения, Bhugra иколлеги (1999) обнаружили, что около одной четверти выборки переживали значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, хотя наосновании этого исследования причинные связи установить невозможно.

Тревога

Модели стресса предполагают повышение уровня тревоги вожидании возможных угрожающих жизненных событий. Висследовании, проведенном вНовой Зеландии, Pernice иBrook (1996) выявили значимую корреляцию между расовой дискриминацией ивысоким уровнем тревоги уцветных представителей иммигрантов. Эти авторы также установили, что уровень тревоги был неожиданно высоким утех иммигрантов, которые проводили значительную часть свободного временис представителями своей этнической группы. Возможно, это были тревожные личности, искавшие успокоения вобществе представителей своей этнической группы. Было показано, что симптомы тревоги возникали после угроз расистского содержания (Thompson, 1996; Jones etal, 1996).

Посттравматическое стрессовое расстройство

Имеются данные обучащении случаев психогенных расстройств ссимптомами, напоминающими посттравматическое стрессовое расстройство, которые развивались после переживания проявлений расовой дискриминации (Ritsner etal, 1977). Повышенная настороженность, обеспокоенность, нарушения внимания, высокий уровень фрустрации, негативизм, социальная изоляция, тревога иповторные наплывы воспоминанийо травмирующих событиях («флэшбэки») также описывались как следствие значимых жизненных событий, связанных срасовой принадлежностью.

Психозы

Единичные данные свидетельствуют о связи между психозами изначимыми жизненными событиями, связанными срасовой принадлежностью, отом, что институционализированному расизму придается решающее значениево взаимоотношениях, включающих соблюдение режима леченияи повторные визиты кврачу. Однако эмпирические данныене подтверждают этих выводов.

Взаимосвязи между значимыми жизненными событиями, обусловленными расовой принадлежностью, и развитием психических расстройств сложны. Лишь впоследнее время исследователи началиих раскрывать.

Расизм и нервно-психический стресс

Проявления расизма, как индивидуального, так иинституционализированного, вероятно, вызывают хронический стресс илиже длительные затруднения, которые препятствуют успешному функционированию людей. Они понимают, что способны достичь большего, однако другие люди или система мешаютих продвижению. Чинимые индивиду препятствия позволяют ему осознатьто, что его интересы ущемляются, приводят его взамешательство, ранят его чувство собственного достоинства иснижают самооценку. Эти затруднения могут также способствовать дальнейшему отрыву представителей национальных меньшинств отих этнических групп, особенно втех случаях, когда используемые ими методы преодоления постоянных затруднений отличаются отприменяемых вэтих группах, что еще больше усугубляет состояние психического напряжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индивид, какимбы нибыло его этническое происхождение, по-разному взаимодействует ссоциальнойи культурной средой, вкоторой онживет, иреагирует наимеющиеся затруднения или наострые психические травмы. Переживаемые человеком значимые жизненные события, связанные срасовой принадлежностью, их осмысление, атакже перманентные проявления расизма, по-видимому, ускоряют развитие психических расстройств. Однако научных исследований вэтой области по-прежнему проводится недостаточно, авнекоторых выполненных работах методы сбора данных были сомнительными, чтов значительной степени затрудняет любую интерпретациюи обобщение.

Курс лекций по социальной философии Семенов Юрий Иванович

§ 5. Расизм и его основные разновидности

Долгое время никто не сомневался в бытии рас. Но в последнее десятилетие значительное число американских антропологов выступило с утверждениями, что в действительности никаких рас не существует и что признание реального бытия рас есть не что иное, как расизм. Понять этих людей можно - это своеобразная реакция на длительное господство в США расистских представлений, находивших свое выражение в самых разнообразных формах дискриминации, прежде всего, негров.

Но согласиться с ними нельзя. Тем более, невозможно не осудить применяемых ими методов борьба за утверждение таких взглядов. Учение, признающие существование рас, объявляются "научными расистами", преследуются, изгоняются из университетов, лишаются работы. В этом есть нечто очень похожее на то, как утверждалось когда-то у нас печально знаменитое учение Т.Д. Лысенко о наследственности, когда отрицалось существование не только генов, но иногда даже и хромосом. Но бытие генов и хромосом и было, и остается фактом.

Таким же несомненным фактом является существование рас человека. И в признании этого нет абсолютно ничего расистского. Расизм начинается лишь там и тогда, где одна из рас объявляется высшей, а остальные - низшими. Так как расистские концепции первоначально создавались исключительно европейцами, то в них в качестве высшей расы выступала белая. Ниже ее ставили желтую, а еще ниже - черную. Но расисты не ограничивались лишь большими расами. В среде той же европеоидной расы та или иная малая раса (или даже ее подразделение) могла быть объявлена ими первосортной, а остальные - второсортными и третьесортными.

Различие между расами сторонники такого взгляда проводят по степени их наследственной духовной одаренности, по степени их передаваемой по наследству способности к духовному и материальному творчеству. Иногда в качестве примера самой последней, рафинированной формы расизма приводят психорасизм. При этом упускают из вида, что любой расизм был прежде всего психорасизмом. Просто некоторые из старых расистов жестко связывали наличие или отсутствие духовной одаренности с наличием или отсутствием определенного набора внешних телесных наследственных признаков. Но так поступали далеко не все.

Усмотрение главного различия между расами в степени их духовной одаренности давало возможность объявить особой расой любую совокупность людей. В результате в расистских построениях нередко фигурируют в качестве рас такие группы людей, которые в реальности таковыми не являются. Если попытаться дать какую-нибудь классификацию расистских концепций, то можно выделить три основные их разновидности.

Первая разновидность расизма состоит в том, что как высшие и низшие характеризуются реально существующие настоящие расы, будь то большие или малые. Это реально-расовый расизм, или, короче, расорасизм.

При второй разновидности расизма расами объявляются либо все, либо только некоторые этносы, а затем одни из них именуются высшими расами, а другие - низшими. Эту разновидность расизма можно назвать этническим расизмом, или этнорасизмом. Здесь ошибочной является уже сама исходная предпосылка, не говоря уже обо всем прочем.

Границы между этносами никогда не совпадают с границами между расами, тем более что расовые различия носят в силу существования большого числа переходных групп и постоянного смешения между расами крайне относительный характер. Конечно, тот или иной этнос может состоять из людей, принадлежащих к одной большой, реже - одной малой расе. Но нет ни одной расы, все представители которой принадлежали бы к одному этносу. Все большие этносы разнородны по своему антропологическому составу.

Так, например, среди русских имеются представители, по меньшей мере, трех малых рас: атланто-балтийской, беломоро-балтийской и среднеевропейской. И не одна из этих рас присуща одним только русским. Атланто-балтийская раса - важный элемент антропологического состава норвежцев, шведов, исландцев, датчан, шотландцев, белорусов, латышей, эстонцев, встречается у финнов, немцев и французов. К среднеевропейская расе относится значительная часть немцев, австрийцев, северных итальянцев, чехов, словаков, поляков, украинцев. Нет совпадения не только между расами и этносами, но и между расами и языковыми семьями.

Наконец, расами или особыми породами людей могли объявляться и объявлялись общественные классы. При этом, конечно, представители господствующего класса причислялись к высшей расе, а эксплуатируемое большинство общества - к низшей. Само классовое деление общества объявлялось производным от расового.

Утверждалось, что определенная группа людей стала господствующим слоем общества в силу высокой наследственной духовной одаренности. Все же остальные не обладали такими качествами, что и обусловило их приниженное положение. Эту разновидность расизма можно было бы назвать социально-классовым расизмом, или, короче, социорасизмом. Некоторые идеологи расизма шли еще дальше, утверждая, что и в основе общественного разделения труда лежит деление на расы. Каждой профессией занимаются люди, принадлежащие к особой породе.

Все названные выше три разновидности расизма были не просто тесно связаны друг с другом, но чаще всего взаимно переплетались. Почти в каждой расистской концепции мирно соседствовали и уживались элементы реально-расового, этнического и социально-классового расизма.

Как и любая ложная концепция, расизм основывался на раздувании, абсолютизации определенных моментов действительности, что и позволяло ему выдавать себя за истину. Фактом, например, является, что существуют люди более одаренные от природы и менее одаренные. Фактом является и то, что в некоторых случаях такая одаренность передается по наследству. Бесспорно наличие в классовом обществе различий между людьми, принадлежащими к разным социальным слоям, в уровне образованности, культуры и т.п. Крестьяне, например, в феодальном обществе были лишены возможности учиться и поэтому из поколения в поколение оставались неграмотными.

Фактом является то, что, например, к ХIХ в. разные социоисторические организмы находились на различных ступенях развития. Одна часть человечества вступила в эпоху капитализма, а другие его части значительно отставали в своем развитии. Соответственно и культуры разных человеческих групп различались как более и менее развитые.

И в ряде случаев наблюдалось определенное соответствие между уровнем развития тех или иных человеческих групп и их расовым составом. К ХIХ в. все без исключения европеоиды достигли уровня цивилизации. Что же касается негроидов, то большая их часть все еще жила в то время в доклассовом обществе. И когда европейцы сталкивались с живым классовым обществом у негроидов, то всегда выяснялось, что его возникновение связано с влиянием цивилизаций, созданных европеоидами.

Несомненным было существование классовых обществ у значительной части монголоидов. И не было никаких данных, которые свидетельствовали бы, что их возникновение связано с влиянием европеоидов. Но уровень развития этих классовых обществ (как и немногих классовых обществ негроидов) был ниже, чем тот, которого достигли народы Западной Европы к началу ХIХ в.

Используя понятия одной из современных концепций общественного развития, можно сказать, что к этому времени все без исключения классовые общества негроидов и монголоидов оставались традиционными, или аграрными, в то время как классовые общества Западной Европы были уже индустриальными. Ни один социоисторический организм негроидов или монголоидов самостоятельно не достиг уровня индустриального общества.

Ошибочно считать, что расистские концепции возникли на основе обобщения всех этих фактов. Их появление было связано с действием факторов, не имеющих отношения к познанию вообще, научному в частности. Основные постулаты расизма никогда не вытекали из фактов. Они диктовались интересами определенных общественных групп. Идеологи расизма не обобщали факты. Они просто подбирали такие, которые представлялись им подходящими, чтобы обосновать заранее готовые положения.

Этнорасистские идеи мы находим в той части "Библии", которую христиане называют "Ветхим заветом". Евреи там представлены как избранный богом народ. Этнорасизм и сейчас - важный элемент идеологии ортодоксального иудаизма. Приверженцы последнего подразделяют все человечество на евреев, которые только одни считаются настоящими людьми, и гоев - не вполне людей или даже совсем не людей.

Элементы этнорасизма присутствуют в "Политике" Аристотеля и работах некоторых других античных мыслителей. Социорасистскими представлениями пронизана идеология феодального общества. Кому не известно характерное для этого общества противопоставление "голубой" дворянской крови обыкновенной крови простолюдинов, "белой кости" и "черной кости".

Но расистские концепции в точном смысле этого слова возникли лишь в ХIХ в. Родиной их были США. И созданы они были для того, что оправдать рабство негров. Этот американский расизм были в основном реально-расовым. Затем расистские концепции стали создаваться в Западной Европе.

Крупнейшим идеологом расизма был француз Ж.А. де Гобино (1816-1882). В четырехтомном сочинении "Опыт о неравенстве человеческих рас" (1853-1855) он всю историю человечества он рассматривал прежде всего как борьбу между расами, которая вытекает из их биологической природы. В этой борьбе побеждают представители наиболее приспособленных, наиболее совершенных рас.

Расы произошли, скорее всего, от разных прародителей и не равны по своим способностям. Самой низшей является черная. Несколько более развитой - желтая. Высшей и единственной способной к прогрессу является белая, среди которой особо выделяется арийская раса, а элиту арийцев составляют германцы.

Именно белыми, а конкретно арийцами, созданы все десять (по счету Ж.А. Гобино) известных в истории человечества цивилизаций, которые рассматриваются им в следующем порядке: индийская, египетская, ассирийская, эллинская, китайская, италийская, германская, аллеганская, мексиканская, андская. Создавая ту или иную цивилизацию, арийцы захватывали области с иным расовым составом. В результате происходило их смешение с представителями низших рас, что вело к вырождению арийцев, потере ими своей первоначальной энергии и, как следствие, к крушению созданной ими цивилизации. Так погибли ближневосточные цивилизации, Древняя Греция, Рим.

Вырождению были подвержены прежде всего низшие слои общества. Аристократы же всегда старались соблюсти расовую чистоту, что позволяло им сохранить и первоначальную энергию. Расорасизм у Ж.А. Гобино сочетается с социорасизмом, но с преобладанием все же первого. Низшие расы не способны не только создать цивилизацию, но даже усвоить уже созданную высшую культуру. Народы, являющиеся дикими к настоящему времени, навсегда обречены пребывать в таком состоянии.

После Ж. Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они развивались и пропагандировались французским социологом и психологом Г. Лебоном (1841-1931) в работе "Психология толпы" (1895).

"Первобытные расы, - писал он, - те, у которых не находят ни малейшего следа культуры и которые остановились на той эпохе первобытной животности, какую переживали наши предки в каменном веке: таковы нынешние фиджийцы и австралийцы. Кроме первобытных рас существуют еще низшие расы, главным представителями которых являются негры. Они способны только к зачаткам цивилизации, но только к зачаткам. Никогда им не удавалось подняться выше совершенно варварских форм цивилизации... К средним расам мы относим китайцев, японцев, монголов и семитические народы. Через ассирийцев, монголов, китайцев, арабов они создали высокие типы цивилизаций, которые могли быть превзойдены одними только европейскими народами. Среди высших рас могут занимать место лишь индоевропейские народы. Как в древности, в эпоху греков и римлян, так и в настоящее время одни только они оказались способными к великим открытиям в сфере искусства, науки и промышленности. Только им мы обязаны тем высоким уровнем, какого достигла ныне цивилизация... Между четырьмя большими группами, которые мы только что перечислили, не возможно никакого слияния; отделяющая их умственная пропасть очевидна".

Немецкий социолог Л. Вольтман (1871-1907) в своей "Политической антропологии" и многие другие идеологи расизма пытались поставить на службу этой концепции дарвиновскую теорию естественного отбора. Но доказать, что расы играли роль субъектов исторического развития, не удалось никому, ибо таковыми они никогда не были. И вообще расовый состав обществ практически никак не влиял на ход истории. Отставание обществ негроидов и монголоидов от западноевропейского, достаточно четко проявившееся к ХIX в., никак не было связано с расовыми особенностями их человеческого состава.

Наряду и вместе с реально-расистскими и этнорасистскими построениями получили распространение социорасистские концепции. Приверженцем социорасизма был русский религиозный философ Н.А. Бердяев (1874-1948), восторженно отзывавшийся о труде Ж. Гобино. "Культура, - писал он в сочинении "Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии" (1923), - не есть дело одного человека и одного поколения. Культура существует в нашей крови. Культура - дело расы и расового подбора... "Просветительное" и "революционное" сознание... затемнила для научного познания значение расы. Но объективная незаинтересованная наука должна признать, что в мире существует дворянство не только как социальный класс с определенными интересами, но как качественный душевный и физический тип, как тысячелетняя культура души и тела. Существование "белой кости" есть не только сословный предрассудок, это есть неопровержимый и неистребимый антропологический факт".

Все рассмотренные выше идеи и прежде всего взгляды Ж.А. де Гобино легли в основу идеологии германского фашизма, что можно наглядно видеть на примере сочинений А. Гитлера (1889-1945) "Моя борьба" (1925) и А. Розенберга (1893-1946) "Миф XX века" (1930)

Расизм, к сожалению, нельзя отнести к числу явлений прошлого. Он жив и сейчас. Идеи расизма активно пропагандируются сейчас и в нашей стране. Если националисты отстаивают этнорасизм, то наши деятели, причисляющие себя к числу демократов и либералов, занимаются апологией социорасизма. Как утверждают они, наукой и опытом веков доказано, что только незначительная часть людей (8-12%) людей от природы одарена способностью заставить собственность приносить прибыль. Именно они и выдвигаются на вершину социальной лестницы. Остальные же обречены им служить. Впрочем, не брезгуют наши "демократы" пропагандой и расорасизма, разумеется "белого".

Выше речь шла лишь о "белом" расорасизме. Но кроме него существует сейчас также и "желтый", и "черный" расорасизм. И последние разновидности расизма мало отличаются от "белого". Хотя "черный" расизм возник как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение и притеснение негров, особенно американских, вряд ли он в отличие от движения черных американцев, направленного против расовой дискриминации, может заслужить положительную оценку. И здесь та же самая расовая спесь и "теоретические" изыски, имеющие целью обосновать превосходство своей расы. Примером может послужить получившая в США широкое распространение "афроцентристская египтология". Основные ее постулаты: древние египтяне были чернокожими; Древний Египет намного превосходил все древние цивилизации; древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры; существовал и существует заговор белых расистов, ставящий целью все это скрыть.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

автора

Что такое расизм? Официальное мнение гласит: «Расизм - доктрина, провозглашающая превосходство одной человеческой расы над другой»{8}.Краткая еврейская энциклопедия полагает, что расизм - это «психологические и идеологические установки, обуславливающие деление людей

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

Первобытный расизм Представления о генетических различиях людей - очень древнего происхождения. Изначально все первобытные племена считают себя потомками одного какого-то предка - и уже поэтому отличными от всех остальных людей. В русском языке само слово «народ» -

Из книги Охота за атомной бомбой: Досье КГБ №13 676 автора Чиков Владимир Матвеевич

Три разновидности секретов В Америке, пожалуй, не было секрета, охраняемого более ревностно, чем секрет создания атомной бомбы. Когда шифровальщик посольства СССР в Оттаве Игорь Гузенко сбежал на Запад и выдал разведывательную операцию, проводившуюся Главным

Из книги Оружие из дамаска и булата автора Хорев Валерий Николаевич

Разновидности мечей Chokuto (Tsurugi) … древний прямой меч, предшественник Nihon-To.Тo…изогнутый меч (имеющий Sori)Кen…прямой меч (не имеющий Sori)Nihon-To…японский меч (общее название)Daito…длинный меч с клинком более 70 см.Tachi…длинный, обычно сильно изогнутый меч, носимый знатными самураями

Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Расизм Почему-то обычно утверждается, что древние греки и римляне слыли «расистами». Кто же такой расист? Как правило, это индивидуум, считающий других людей ниже себя из-за «не той» наружности или национальной принадлежности. Если следовать этому определению, то ни

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Разновидности саг Существуют различные виды саг. Они классифицируются по представленным в них темам. Долгое время считали, что существовало нечто вроде хронологической последовательности, то есть виды саг последовательно сменяли друг друга. Однако такая точка зрения

Из книги Германия. В круговороте фашистской свастики автора Устрялов Николай Васильевич

Расизм. Антисемитизм В руководящей книжке Гитлера расовой идее уделяется первое место. Автор положительно заворожен тезами вульгарного расизма. «Расовая проблема, - по его мнению, - ключ не только к мировой истории, но и ко всей человеческой культуре». Смешение крови -

Из книги Воины Рима. 1000 лет истории: организация, вооружение, битвы автора Маттезини Сильвано

Разновидности чешуйчатых доспехов и кольчуг

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

Из книги ОУН и УПА: исследования о создании "исторических " мифов. Сборник статей автора Рудлинг Пер Андерс

Расизм Поддержка чистоты расы была важным вызовом для верующих в национализм. Члены ОУН вели себя по списку определенных правил, называемых ими «44 правилами жизни украинского националиста». В правиле 40 говорилось: «Материнская забота - источник повторного зарождения

Из книги Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма автора Морозов Игорь Алексеевич

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

2.5.2. Разновидности делопроизводственных материалов Многообразие разновидностей делопроизводственных документов обусловлено прежде всего сложной структурой государственного аппарата. Можно выделить три группы делопроизводственной документации: 1) переписка

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Разновидности и названия тканей В главе «Лён» было уже рассказано, что слово «полотно», значение которого в современной речи приближается к «ткани вообще» (к примеру, «трикотажное полотно»), означало в древности только льняную материю и только вполне определённого

Человечество прошло долгий путь и преодолело множество трудностей. Будь-то война, эпидемия, стихийные бедствия, антропогенные катастрофы, мы прошли через это. Но за все эти годы, кажется, мы упустили суть того, что все беды, с которыми мы сталкиваемся, создаем мы сами. Это мы - люди так неистово разжигаем внутри себя ненависть, которая является причиной большинства разрушений.

Хотя международное сообщество прилагает все усилия, чтобы распространить идею любви, кажется, что их послание остается не услышанным –насилие, убийства, расизм, гомофобия, военные преступления ежедневно происходят в наше время. И из всего этого столкновения с расизмом не заслуживает ни один человек. По сути, расизм - это предубеждение и дискриминация против людей определенной расы. Хотя мы побороли радикальный расизм, он все еще преобладает во многих частях мира. Вот некоторые самые расистские страны мира –


Любая страна способна сделать многое, чтобы остановить расизм, и весьма печальными душераздирающим является тот факт, что расизм в Южной Африке пережил Манделу, который всю свою жизнь так упорно с ним боролся. Благодаря движению борьбы против апартеида, была изменена правовая система государства и сейчас проявление расизма считается незаконным, но он все еще остается реальностью жизни.

Как известно, люди в Южной Африке – расисты, и в некоторых местах цены на продукты и товары устанавливаются в зависимости от расы человека. Недавно в Южной Африке была задержана группа людей, подстрекавших к насилию против белых. Это лишь доказывает, что расизм находится за пределами правовых рамок.


Являясь богатой страной, Саудовская Аравия имеет некоторые очевидные преимущества перед бедными и развивающимися странами. Но Саудовская Аравия использует эти привилегии для получения своей выгоды. Как известно, Саудовская Аравия привлекала рабочих из развивающихся стран, таких как Бангладеш, Индия, Пакистан и т.д., с которыми плохо обращались и которые проживали в нечеловеческих условиях.

Помимо этого, граждане Саудовской Аравии проявляют расизм по отношению к более бедным арабским странам. Спустя некоторое время после сирийской революции многие сирийцы нашли убежище в Саудовской Аравии, где с ними очень плохо обращаются. Самое печальное, что эти люди никуда не могут обратиться со своими жалобами.


Страна свободы и отваги также оказалась в списке самых расистских стран мира. Хотя на сложившуюся картину в США мы смотрим через розовые очки, и она кажется очень радужной, настоящее положение дел сильно отличается. В дальних южных и средне-западных регионах таких, как Аризона, Миссури, Миссисипи и т.д., расизм – это ежедневное явление.

Быть против азиатов, африканцев, южноамериканцев и даже обычных жителей США – это суть коренных американцев. Случаи неприязни и ненависти из-за цвета кожи постоянно учащаются, и пока мы не изменим мышление людей, никакой закон ничего не изменит.


Вероятно, они все еще страдают комплексом превосходства, поскольку в какой-то момент истории им довелось практически править всем миром. И сегодня Великобритания является одной из самых расистских стран в мире, особенно по отношению к людям, которых они называют «дези». Речь идет о людях родом с индийского субконтинента.

Помимо этого они проявляют неприязнь в отношении американцев, которых они презрительно называют«янки», французов, румын, болгар и т.д. Поразительно, что и сейчас любая политическая партия в Великобритании пропагандирует вопрос о том, хочет ли человек жить рядом с иммигрантами, что и приводит к расовой ненависти и расизму.


Австралия не похожа на страну, которая может быть расистской, но никто не знает горькую правду лучше, чем индийцы. Большинство людей, которые живут в Австралии, мигрировали сюда из других стран. И все же они считают, что любой новый человек, который мигрирует или переезжает в Австралию, чтобы зарабатывать на жизнь, должен вернуться в свою родную страну.

В 2009 году в Австралии участились случаи преследования и нападок на уроженцев Индии. Было заявлено почти 100 таких случаях, и в 23 из них была выявлена расовая подоплека. Законы ужесточились и сейчас ситуация стала намного лучше. Но такие инциденты только показывают, насколько эгоистичным может стать человечество, удовлетворяя собственные потребности и причиняя вред другим.


Геноцид в Руанде в 1994 году – это пятно позора в истории человечества. Это было ужасное время, когда две этнических расы Руанды конфликтовали между собой и этот конфликт привел к ужасной гибели более 800 000 человек. Два племени тутси и хуту были единственными участниками геноцида, в котором племя тутси стало жертвой, а хуту виновником преступления.

Напряженные отношения между племенами остаются и сегодня, и даже небольшая искра может заново разжечь пламя ненависти в стране.


Япония на сегодня представляет собой хорошо развитую страну первого мира. Но тот факт, что она по-прежнему страдает ксенофобией, отбрасывает ее на много лет назад. Несмотря на то, что согласно японским законам и постановлениям расизм и дискриминация являются запрещенными, правительство само практикует то, что называется «положительной дискриминацией». Это очень низкая терпимость к беженцам и людям из других стран.

Также известен факт, что Япония старается изо всех сил не пускать мусульман в свою страну, так как они думают, что ислам не соответствует их культуре. Такие очевидные случаи дискриминации широко распространены в стране и ничего с этим не поделаешь.


Если вы посеете ненависть, вы пожнете только ненависть. Германия является живым примером того, какое влияние может оказывать ненависть на разум людей. Сегодня, спустя многие годы после правления Гитлера, Германия остается одной из самых расистских стран мира. Немцы испытывают чувство ненависти ко всем иностранцам и все еще верят в превосходство немецкой нации.

Неонацисты существуют и сейчас и открыто заявляют об антисемитских идеях. Убеждения неонацизма могут привести к неожиданному пробуждению тех, кто думал, что идеи немецкого расизма умерли вместе с Гитлером. Немецкое правительство и ООН прилагают все усилия, чтобы скрыть эту запретную деятельность.


Израиль был центром противоречий многие годы. Причиной этого были преступления, совершенные против палестинцев и израильских арабов. После Второй Мировой Войны новое государство было создано для евреев и коренным жителям пришлось стать беженцами на своей собственной земле. Так начался текущий конфликт между Израилем и Палестиной. Но сейчас мы очень хорошо видим, как Израиль жестоко обращался с людьми и проводил дискриминацию по любому признаку.


В России все еще преобладают ксенофобия и «националистические» чувства. Даже сегодня русские являются расистами по отношению к тем людям, которых они не считают исконно русскими по происхождению. Кроме этого, они испытывают расовую неприязнь по отношению к африканцам, азиатам, кавказцам, китайцам и т. д. Это приводит к ненависти и в дальнейшем к серьезным преступлениям против человечности.

Российское правительство наряду с ООН пытались сделать всевозможное, чтобы предотвратить такие случаи расизма, но они все еще продолжают появляться не только в отдаленных районах, но даже в крупных городах.


Пакистан – страна, где большинство населения исповедуют ислам, но даже там происходят многочисленные конфликты между сектами суннитов и шиитов. С давних пор эти группировки враждуют между собой, но не принимается никаких мер, чтобы прекратить это. Кроме того, всему миру известна продолжительная война с соседней Индией.

Между индийцами и пакистанцами были случаи проявления расизма. Наряду с этим подвергаются дискриминации другие расы, такие как африканцы и латиноамериканцы.


Страна с таким великим многообразием также находится в списке самых расистских стран мира. Индийцы – самые расистские люди в мире. Даже в наше время ребенка, родившегося в индийской семье, учат почитать любого человека с белой кожей и презирать темнокожего. Так зародился расизм по отношению к африканцам и другим темнокожим нациям.

К светлокожему иностранцу относятся как к божеству, а к темнокожему отношение крайне противоположное. Среди самих индийцев также возникают конфликты между кастами и людьми из разных регионов, как например, конфликт между маратхами и бихарцами. И все же индийцы не будут признавать этот факт, и гордиться многообразием культур и принятием их. Самое время нам открыть глаза на то, какова ситуация на самом деле, и принять во внимание конструктивное высказывание «Athithi DevoBhava» (принимайте гостя как Бога).

Этот список показывает, что никакие существующие законы и правила, никакой документ не сможет нас изменить. Мы должны сами изменить себя и свое мышление для лучшего будущего и приложить все усилия, чтобы ни одна человеческая жизнь в дальнейшем не пострадала из-за чьего-либо эгоизма и ощущения превосходства.

Социальный ролик о том, как мы каждый день в обычной жизни сталкиваемся с расизмом. Все люди одинаковы - пора над этим задуматься.

Расизм - это серьезная проблема, нависшая над Россией. Только за первые три месяца 2015 года было зафиксировано 22 случая возникновения конфликтов на почве национальной неприязни. Впоследствии в больнице оказалось более десятка людей, двое из которых, к сожалению, погибли. Поэтому проблема расизма в России является актуальной и требует урегулирования со стороны властей.

Но что такое расизм? Ведь, несмотря на то что многие знакомы с этим понятием, все же остается место для некоторых вопросов. Например, что лежит в его основе? Кто является разжигателем ненависти между народами? И, естественно, как с ним бороться?

«… и брат, возненавидел брата»

Расизм - это особый взгляд на положение вещей в мире. В некотором роде это мировоззрение со своими канонами и особенностями. Основная идея расизма заключается в том, что одни нации стоят на ступень выше, нежели другие. В качестве инструментов деления на высшие и низшие классы выступают этнические признаки: цвет кожи, форма глаз, черты лица и даже язык, на котором говорит человек.

Еще одной важной чертой расизма является то, что доминантная нация имеет больше прав на существование, нежели все остальные. Более того, она может унижать и даже уничтожать другие расы. Расизм не видит в низших сословиях людей, а значит и жалости к ним быть не может.

Подобное отношение приводит к тому, что даже братские народы начинают враждовать. И причиной тому - различие в цвете кожи или традициях.

Зарождение расизма в России

Так почему же проблема расового неравноправия так остро стоит в России? Вся соль в том, что эта великая страна является многонациональной, следовательно существует хорошая почва для возникновения расизма. Если взять среднестатистический мегаполис, то в нем можно найти людей любой национальности, будь то казахи или молдаване.

Многим «истинным» россиянам не нравится такой порядок вещей, ведь по их мнению, чужакам здесь не место. И если одни ограничиваются словесным недовольством, то иные могут прибегнуть к силе.

Но следует заметить, что подобное отношение к приезжим не является повсеместным. Более того, большинство людей спокойно воспринимает многонациональность России, проявляя толерантность и гуманность к своим соседям.

Причины возникновения расизма в РФ

Какие же основные причины того, что расизм в России процветает? Что же, оснований для этого много, поэтому разберем их по очередности.

Во-первых, растущая численность «гастарбайтеров» из других стран. Может показаться, что в подобном явлении нет ничего плохого. Но проблема в том, что многие приезжие работники берут за свои услуги намного меньше, нежели русские. Подобный демпинг на цены приводит к тому, что коренным жителям приходится сильно изощряться, дабы составить конкуренцию.

Во-вторых, некоторые гости совершенно не умеют себя вести. Подтверждением тому могут стать выпуски новостей, где рассказывают о том, что группа кавказцев или дагестанцев избила подростков.

В-третьих, не все приезжие из-за рубежа зарабатывают на хлеб честным путем. Ведь согласно статистическим данным, многие наркотические притоны и точки контролируются гостями из других стран.

Все это вызывает агрессию со стороны русского населения и со временем перерастает в националистическое движение.

В чем разница между национализмом и расизмом?

Нельзя говорить о том, что такое расизм в России, не упомянув о национализме. Ведь несмотря на все их схожие черты, это совершенно разные понятия.

Так, если расизм - это ярая ненависть к другим расам, то национализм - это, скорее, мировоззрение, направленное на защиту собственного народа. Националист любит свою страну и свой народ, поэтому стоит на его страже. Если другие расы не угрожают его ценностям, ведут себя прилежно и по-братски, то и агрессии в их сторону не будет.

Расисту все равно, что сделали или чего не сделали низшие народы - он их будет ненавидеть. Ведь они не такие, как он, а значит, неровня ему.

Проявления расизма в России

Расизм - это чума, и стоит заболеть одному, как вскоре целая толпа зараженных этой идеей будет бродить по городу. Словно дикие волки в ночном лесу, они будут ловить одиноких жертв, притесняя и запугивая их.

Теперь касательно того, как проявляется расизм в России. Изначально агрессивно настроенная часть населения выражает свои претензии в устной или письменной форме. Заметить это можно как в частных разговорах обычных людей, так и в выступлениях некоторых звезд, политиков и шоуменов. Также существует огромное количество интернет-сообществ, блогов и сайтов, пропагандирующих расизм. На их страницах можно найти агитационный материал, настроенный против людей других национальностей.

Но расизм не ограничивается угрозами и дискуссиями. Драки и потасовки часто возникают на почве ненависти к другим расам. При этом их инициаторами могут быть как русские, так и приезжие. В целом оно и не странно, ведь одно насилие порождает второе, тем самым создавая неразрывный круг из ненависти и страдания.

Самое страшное то, что расизм может стать причиной формирования экстремистских групп. И тогда небольшие драки перерастают в масштабные рейды, направленные на зачистку районов, рынков и метро. При этом жертвами становятся не только «нерусские», но и случайные свидетели или прохожие.

Социальный расизм

Говоря о расизме, нельзя не упомянуть об одной из его разновидностей. Социальный расизм - это проявление ненависти одного класса по отношению к другому. При том что это может происходить даже в пределах одной нации. Например, богатые люди считают «отсталыми» обычных рабочих, или интеллигенция смотрит с презрением на простолюдинов.

Печально то, что в современной России подобное явление встречается довольно часто. Причиной тому является большая разница в уровне жизни обычного рабочего и зажиточного предпринимателя. Это приводит к тому, что и первые начинают ненавидеть богатых за их высокомерие. А вторые презрительно относятся к работягам, ведь те не смогли достичь успеха в этой жизни.

Как можно бороться с расизмом?

В последние годы парламент все чаще рассматривает вопросы касательно того, как урегулировать национальные конфликты. В частности, был принят ряд законопроектов, способных помочь в этом деле. Например, существует предусматривающая лишение воли сроком до 5 лет за возбуждение вражды между народами.

Помимо этого в школьной программе есть мероприятия, во время которых детей обучают тому, что все люди равны между собой. Также им доносят мысль, что всякая жизнь священна, и никто не имеет права забирать ее. Подобная методика считается наиболее эффективной, ведь расистские наклонности приобретаются как раз в этом возрасте. Помимо этого существуют и общественные организации, работающие над тем, чтобы сделать мир добрее и гуманней.

И все же полностью избавится от расизма невозможно, ведь такова суть человечества. Покуда в стране будут жить люди с различными этническими признаками - избежать конфликтов и ненависти, к сожалению, не получится.

РЕФЕРАТ

Тема: проблема расизма в современном мире

Выполнил:

Ученик 11 класса

Зуйков Михаил

Проверила:

Муратова Т.И.

Алатырь 2016

Введение……………………………3

Происхождение расизма……………………………4

Расизм в современном мире……………………………6

Современные проявления расизма

Скинхеды

Национал-социалистическое движение

Чёрный расизм

Расизм в России

Отношение общественного мнения к расизму……………………………9

Противники расизма

Сторонники расизма

Расизм – это хорошо

Расизм – это плохо

Список используемой литературы……………………………14

Введение

Слово «расизм» - производное от существительного «раса», которое уже довольно давно перестало обозначать во французском языке понятие «род» или «семья». В XVI веке принято было ссылаться на принадлежность к «доброй расе», а также объявлять себя человеком хорошей «породы», «дворянином». Подчеркивание своего происхождения было способом выделиться, показать свою значительность, что было также своеобразной формой социальной дискриминации. Простолюдин, мечтавший о «благородной крови», старался не упоминать имя своих предков. Постепенно «заслуга происхождения» меняет содержание, и в конце XVII века слово «раса» употребляется уже для разделения человечества на несколько крупных родов. Новая трактовка географии представила Землю не только разделенной на страны и регионы, но и населенной «четырьмя или пятью родами или расами, различие между которыми настолько велико, что может служить основанием для нового разделения Земли». В XVIII веке наряду с другими значениями термина, при которых он может иногда означать социальный класс, в «Естественной истории» приводится идея, что расы - это разновидности человеческого рода, в принципе единого. Эти разновидности «являются результатом мутаций, своеобразных искажений, которые передаются от поколения к поколению».

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарем Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом смысле иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. В то же время, в условиях, когда во многих странах сложились устойчивые мультирасовые и мультикультурные общества, определение расизма потребовалось расширить. Под расизмом понимают убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной человеческой личности.



Происхождение расизма

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Первый намек на дискриминацию негроидов можно найти в надписи на обелиске, воздвигнутом на втором водопаде Нила, по приказанию фараона Сесостриса III: «Южная граница. Стена, воздвигнутая на 8 году царствования Сесостриса III, царя Верхнего и Нижнего Египта, который существовал всегда и будет существовать вечно. Перед этой границей по суше со стадами, или по воде - на лодке, запрещен переход всякому черному, за исключением тех, которые пожелают пересечь для того, чтобы продавать или покупать что-либо на каком-либо рынке. Эти люди будут приняты гостеприимно, но всегда запрещено любому черному во всех случаях спускаться в лодке по реке за Хех».

Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьезным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищенные народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.

В XVI-XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.

В середине XIX века появились первые обобщающие работы по расизму. В сочинении «Опыт о неравенстве человеческих рас» Ж. А. Гобино объявил высшей расой арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее чистом виде среди аристократии германских народов. Гобино не дал точного описания характерных черт «арийцев», он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлиненность, то светлые, то темные или даже черные глаза (следует учесть, что он сам был француз с черными глазами). Теория Гобино, основанная на неправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем многих расистских концепций.

Идея неравенства человеческих рас с чрезвычайной силой вспыхнула в Америке в период обострения вопроса о работорговле. Когда в 1844 г. Англия, поддерживаемая Францией, обратилась к министру иностранных дел США Калгоуну с предложением освободить негров и прекратить торговлю людьми, Калгоун растерялся и не знал, как сформулировать ответ двум европейским державам. По совету известного в то время антрополога Мортона Калгоун составил ноту, адресованную Англии, в которой отвергал всякое изменение в правовом положении негров, так как негры представляют собой якобы особую породу людей.

17 ноября 1863 г. открылось первое заседание Лондонского антропологического общества - первой антропологической организации в Англии. Президент общества Джемс Гент выступил с докладом на тему «Место негра в природе», в котором были приведены многочисленные доказательства неравенства белых и негров, причем неграм приписаны самые отрицательные свойства человеческой природы.

В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным дарвинизмом, представители которого переносили учение Ч. Дарвина о естественном отборе и борьбе за существование на человеческое общество. После Первой мировой войны главным образом в Германии в реакционных кругах приобрёл популярность «нордический миф» о превосходстве над всеми другими расами северной или нордийской, расы. В годы гитлеровской диктатуры в Германии расизм, ставший официальной идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата чужих земель, физического уничтожения многих миллионов мирного населения (в первую очередь в СССР и славянских странах), заключения в концлагеря, пыток

и казней антифашистов в самой Германии. Подобная же «расистская практика» проводилась японскими милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итальянскими фашистами в Эфиопии, Албании, Греции.

Однако расизм явление далеко не только европейское. К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому - японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа - Израиля и т.д.

В XIX века в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса - американоидная.

В 60-е гг. XX века в Африке бывшим президентом Сенегала, Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.

Расизм в современном мире

Современные проявления расизма

В последние несколько лет обострились конфликты на почве межнациональной розни. Выйдя сейчас на улицу, можно встретить представителей расистских, националистических, фашистских, неонацистских группировок. Так же особняком держатся футбольные группировки, которые в последнее время межнациональную рознь увязывают с их любимым спортом, отчизной, справедливостью и всем, чем только можно. Вот наиболее известные проявления расизма сегодня.

Скинхеды

Скинхеды - представители маргинальных неформальных объединений, как правило, ультраправого, крайне националистического толка.

Внешний вид скинхедов: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки и подвернутые джинсы.

Основной организацией скинхедов считается «Честь и Кровь», структура, основанная в 1987 г. Яном Стюартом Дональдсоном - музыкантом, погибшим в автомобильной катастрофе в Дербшире в конце 1993 г. Группа Стюарта, Skrewdriver на протяжении многих лет была самой популярной скингруппой в Британии и во всем мире. Под названием Klansmen группа сделала несколько записей для американского рынка - одна из их песен имеет характерное название FetchtheRope. Стюарт всегда предпочитал называть себя просто «нацистом», а не «неонацистом». В интервью одной из лондонских газет он сказал: «Я восхищаюсь всем тем, что сделал Гитлер, кроме одного - его поражения».

На сегодняшний день большинство бритоголовых неприязненно относится к черным, евреям, иностранцам и гомосексуалистам. Хотя и существуют левые или красные скинхеды, так называемые redskins и даже организация «Скинхэды против расового насилия». Поэтому стычки между красными скинхедами и скинхедами-нацистами - обычное дело.

Скинхэды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки. Это уличные бойцы, выступающие против расового смешения, распространившегося, как зараза, по всему миру. Они прославляют чистоту расы и брутально-мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии - азиатов, во Франции - негров, в США против расовых меньшинств и иммигрантов и во всех странах против гомосексуалистов, и «вечного врага», евреев; кроме того, во многих странах, они гоняют бомжей, наркоманов и другие, по их мнению, отбросы общества.