Тип "человек-художественный образ". Типы мыслительной деятельности личности по И.П

Книжная сфера общения выражается через художественный стиль – многозадачный литературный стиль, который сложился исторически, и выделяется от остальных стилей через средства выразительности.

Художественный стиль обслуживает литературные произведения и эстетическую деятельность человека. Главная цель – воздействие на читателя с помощью чувственных образов. Задачи, с помощью которых достигается цель художественного стиля:

  • Создание живой картины, описывающей произведение.
  • Передача эмоционального и чувственного состояния героев читателю.

Функции художественного стиля

Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:

  • Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
  • Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
  • Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.

Признаки и характерные языковые особенности художественного стиля

Чтобы с легкостью определить данный стиль литературы, обратим внимание на его черты:

  • Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.
  • Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.
  • Высокий уровень полисемии. Наличие нескольких взаимосвязанных значений у одного слова.
  • Диалоги. В художественном стиле преобладает речь персонажей, как способ описания явлений и событий в произведении.

Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:

  • Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.
  • Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.
  • Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.
  • Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.
  • Гипербола – стилистическое преувеличение явления.
  • Литота – стилистическое приуменьшение явления.

Где используется стиль художественной литературы

Художественный стиль вобрал в себя многочисленные аспекты и структуры русского языка: тропы, многозначность слов, сложный грамматический и синтаксический строй. Поэтому его общая сфера применения огромна. Она включает в себя и основные жанры художественных произведений.

Используемые жанры художественного стиля, имеют отношение к одному из родов, по-особому выражающих действительность:

  • Эпос. Показывает внешние волнения, мысли автора (описание сюжетных линий).
  • Лирика. Отражает внутренние волнения автора (переживания героев, их чувства и мысли).
  • Драма. Присутствие автора в тексте минимально, большое количество диалогов между персонажами. Из такого произведения часто делают театральные постановки. Пример – Три сестры А.П. Чехова.

Эти жанры имеют подвиды, которые могут делиться еще на более конкретные разновидности. Основные:

Жанры эпоса:

  • Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события.
  • Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией. Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей.
  • Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя.
  • Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.

Жанры лирики:

  • Ода – торжественная песнь.
  • Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
  • Элегия – стихотворение лирической направленности.
  • Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.

Жанры драматических произведений:

  • Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.
  • Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.
  • Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.

Как определить художественный текст?

Понять и рассмотреть особенности данного стиля проще, когда читателю предоставлен художественный текст с наглядным примером. Потренируемся определить какой стиль текста перед нами, используя пример:

«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде…»

Основные аспекты, подтверждающие художественный стиль речи:

  • Данный текст построен на передаче событий с эмоциональной точки зрения, поэтому нет сомнения, что перед нами художественный текст.
  • Употребленные в примере средства: «революционный вихрь выдул, приволок» – не что иное, как троп, а точнее, метафора. Использование данного тропа присуще только художественному тексту.
  • Пример описания судьбы человека, окружающей обстановки, социальных событий. Вывод: данный художественный текст относится к эпосу.

Любой текст можно детально разобрать по такому принципу. Если функции или отличительные черты, которые описаны выше, сразу бросаются в глаза, то нет сомнения, что перед вами художественный текст.

Если вам тяжело разобраться с большим объемом информации самостоятельно; основные средства и черты художественного текста вам непонятны; примеры заданий кажутся сложными – воспользуйтесь таким ресурсом, как презентация. Готовая презентация с наглядными примерами доходчиво заполнит пробелы в знаниях. Сфера школьного предмета «русский язык и литература», обслуживает электронными источниками информации по функциональным стилям речи. Обратите внимание, чтобы презентация была емкой и информативной, содержала поясняющие средства.

Таким образом, разобравшись в определении художественного стиля, вы станете лучше понимать структуру произведений. А если вас посетит муза, и появится желание самому написать художественное произведение – следите за лексическими составляющими текста и эмоциональной подачей. Успехов в изучении!

Изобразительные виды искусства

    Живопись

    Монументальная живопись, представленная в виде мозаики и фрески так же относится к весьма древним видом искусства.

    К станковой живописи относятся картины различных жанров, которые написаны на полотне, бумаге при помощи масляной краски.

    К жанрам живописи относятся:

    • Портрет
    • Исторический жанр
    • Мифологический жанр
    • Батальный жанр
    • Бытовой жанр
    • Пейзаж
    • Марина
    • Натюрморт
    • Анималистический жанр
  1. Графика и ее виды

    • Гравюра – рисунок, наносящийся на плоскую поверхность материала, покрывающийся краской для оттиска на бумаге. К материалам гравюры относятся: металл (сталь, цинк, медь), дерево, пластик, картон.
    • Эстамп – это оттиск с гравировальной доски, который является станковым произведением художественной графики. К эстампам относят гравюру, литографию, шелкографию, монотипию.
    • Книжная графика – входит в конструкцию книги, является ее декоративным оформлением, иллюстрацией.
    • Экслибрис – знак, который указывает на владельца книги. Знак располагается на внутренней стороне переплёта или обложки.
    • Плакат – изображение, направленное для привлечения всеобщего внимания, которое создаётся в учебных или агитационных целях.
    • Линогравюра – гравюра на линолеуме.
    • Ксилография – гравюра на дереве.
    • Офорт – металлический вид гравюры.
    • Графика компьютерная – изображения, составляющиеся на компьютере, динамично или статично.
  2. Скульптура

    Определение 2

    Вид искусства , возникший в древности. Найденные скульптуры состояли из глины, дерева, камня и изображали людей и животных, довольно схожих с оригиналами.

    Скульптура делится на круглую, которая распространяется в пространстве и на рельеф, в виде объемных изображений на плоскости. Как в живописи, так и в скульптуре имеются станковые и монументальные формы.

    Монументальная скульптура предназначается для улиц и площадей и длительного использования, поэтому для такого вида скульптуры используется бронза, мрамор, гранит.

    К станковой скульптуре относится портреты, небольшие жанровые группы, которые исполняются в дереве, гипсе и других материалах.

    Декоративно-прикладное искусство

    У создателей произведений декоративно-прикладного искусства можно выделить $2$ основные цели:

    • Создание вещи, необходимой для повседневного быта
    • Наделение вещи определенными художественными качествами

    Таким образом, предметы и вещи, относящиеся к повседневному быту должны служить человеку не только в практических целях, но и украшать его жизнь.

    На сегодняшний день большая часть произведений декоративно-прикладного искусства несут в основном эстетическую функцию, но это было далеко не всегда.

    К видам декоративно-прикладного искусства относятся:

    • Батик – ручная роспись по ткани.
    • Вышивание
    • Макраме
    • Вязание
    • Бисероплетение
    • Кружевоплетение
    • Гобелен
    • Керамика
    • Мозаика
    • Художественная роспись по дереву, керамике и металлу
    • Витраж
    • Оригами
    • Граффити

Неизобразительные виды искусства

  1. Архитектура

    Определение 3

    Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий. Архитектурные сооружения могут быть представлены в виде отдельно стоящих зданий, а так же в виде архитектурных ансамблей. Ансамбли могут складываться и исторически.

    Архитектура даёт возможность проанализировать технические достижения и художественные стили разных эпох. К примеру, Египетские пирамиды, позволяющие судить о стиле того периода, храмы Древней Греции, Рима и т.д.

  2. Литература

    В самом широком смысле слова литературой можно считать всю совокупность письменных текстов.

    К видам литературы относятся:

    • Художественный
    • Проза
    • Мемуары
    • Научный и научно популярный
    • Справочный
    • Учебный
    • Технический

    В зависимости от тех или иных критериев литературные произведения причисляются к тому или иному жанру:

    Критерии.

    • Форма – новелла, опус, ода, очерк, повесть, рассказ, пьеса, роман, эпос, эпопея, эссе.
    • Содержание – комедия, трагедия, фарс, пародия, интермедия, драма.
    • Эпический род
    • Лирический род
    • Драматический род
  3. Музыка

    Музыка – вид искусства, который использует для воплощения художественных образов звук и тишину, которые организовываются во времени.

    Виды музыки:

    • Классическая
    • Популярная
    • Неевропейская
    • Этническая
    • Эстрадная
    • Авангард
    • Альтернативная
    • Инструментальная
    • Камерная
    • Соната
    • Ноктюрн
    • Прелюдия

Замечание 1

К видам искусства также относятся:

  • Кинематограф
  • Театр
  • Хореография

Исследования выявили весьма значительные различия среди людей по степени адекватности восприятия невербальной информации. Они весьма существенны и носят как индивидуально-личностный характер, так и отражающий связь с социальными категориями - возрастными, профессиональными и др.

Зависимость от возраста, характерная для любого сенсорного процесса, вполне объяснима с позиции приобретения и накопления индивидом социального опьпа речевого и невербального общения. Наряду с этим, преимущества людей художественных профессий (музыканты, актеры и др.) по сравнению с людьми «мыслительных» профессий (математики и т.п.) можно объяснить как очевидной профессиональной тренированностью в сфере невербального восприятия (например, музыканты), так и природными генетическими предрасположениями определенных людей к адекватному восприятию и переработке мозгом невербальной информации, т.е. принадлежностью их к так называемому художественному типу личности.

Имея ввиду, что данный вопрос представляет немаловажное теоретическое и практическое значение (например, в плане профориентации), были проведены специальные комплексные исследования людей художественного типа, особенно по критерию восприятия разных видов невербальной информации

Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного» типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что для «мыслителя» характерно аналитическое, поэлементное восприятие действительности, а для «художника» - комплексное, целостное восприятие. Аналогичное представление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал о двух типах ума: математическом, основанном на отвлеченных представлениях о действительности (в котором нетрудно узнать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для которого характерно непосредственное чувственное восприятие действительности («художник» по Павлову). «...Ум сугубо математический будет правильно работать только, если ему заранее известны все определения и начала. В противном случае он сбивается с толку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий, с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривычных... Математики редко бывают способны к непосредственному познанию, а познающие непосредственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990, с. 146-147). Попытки аналогичной классификации людей в литературе можно встретить неоднократно.

По современным научным представлениям наличие двух человеческих типов - мыслительного и художественного - объясняется функциональной асимметрией мозга человека: для «мыслителя» характерно преобладание левополушарного абстрактно-логического восприятия мира, а для «художника» -правополушарного эмоционально-образного восприятия. Проблема типологии человека весьма важна для решения целого комплекса теоретических и прикладных задач, связанных с пониманием сущности природы человека, художественного творчества, совершенствования системы общего и профессионального обучения и образования (в особенности в искусстве), профотбора и профориентации людей, понимания механизмов нарушения психики и выбора оптимальных средств терапии таких заболеваний и т. д. и т. п. Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный» типы были выделены И.П. Павловым, как специфические человеческие типы, в отличие от известных четырех гиппократовских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и распространяемых им и на мир животных.

Понимание специфических человеческих типов - художника и мыслителя, как показали современные исследования, опирается не только на базальные физиологические уровни жизнедеятельности человека, но и на всю сложнейшую архитектонику высших психических функций, коммуникативные способности и, в частности, доминирующий тип информационного взаимодействия индивида с внешним миром (восприятие и переработка сенсорной информации) в рамках модели двухканальной (вербально-невербальной) природы системы коммуникации человека. В частности, показано, что все виды абстрактно-символической информации лучше воспринимаются и перерабатываются людьми мыслительного типа, а невербальные виды информации - людьми художественного склада личности (Морозов и др., 1994). Степень связи, ориентированности психики на конкретную действительность у художника выше, чем у типичного представителя категории абстрактных мыслителей. Конкретно это выражается в более высокой точности и адекватности отображения в психике художника (по сравнению с мыслителем) различных сторон этой действительности. Например, отмечается более тонкая дифференцированность восприятия оттенков цвета, звука, лучшего их запоминания, более точные, прочные и адекватные взаимосвязи и ассоциации между различными не только элементарными, но и сложными образами действительности, с одной стороны, и их вербальным описанием, с другой. Как известно еще со времен «Великой дидактики» Яна Амоса Каменского, в действиях человека ничего нет и не может быть того, чего ранее не было в его чувствах и восприятиях. Именно поэтому совершенство сферы чувственного восприятия художника является основой для его художественно-репродуктивной деятельности.

Но сущность художника не ограничивается лишь тонкостью чувственного восприятия- это необходимое, но недостаточное условие.

Художественное творчество находится в тесной связи и со второй сигнальной системой, опирается на интеллектуально-творческий потенциал человека, речь, мышление. Для истинного, большого художника характерно не только правдивое отображение действительности, но и преломление ее через призму общественно-социального значения и даже философского осмысления. В этом понимании истинный, большой художник, артист, музыкант - это своеобразный мыслитель, опирающийся в своем мышлении не на абстрактно-знаковую символику, а на образы конкретной действительности. Вопреки традиционно сложившемуся представлению об исключительно вербальной сущности мышления, в последние годы начинает «получать права гражданства» представление и о невербальной природе языка и мышления человека (Спиркин, 1972; Горелов, 1980,1985; Воронин, 1982; Симонов, 1987).

Один из важнейших аспектов, отличающих «художественный» тип личности от «мыслительного» лежит в сфере эмоционального отношения индивида к окружающему миру: для «мыслителя» доминирующим является рационально-рассудочное отношение, а для «художника» - эмоционально-образное. По отношению к музыкантам это свойство было отмечено Б.М. Тепловым, считавшим, что «...Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять как бы центр музыкальности» (Теплов, 1947).

На важную роль эмоций как фактора, интегрирующего творческий процесс в искусстве, указывал академик П.К. Анохин (1983, с. 261-262). Этой же проблеме посвящен ряд известных трудов академика П.В. Симонова, вскрывающих психофизиологические основы системы К.С. Станиславского, эмоциональные механизмы художественного творчества и актерского перевоплощения, обосновывающих разработанную автором информационную теорию эмоций (Симонов, 1962, 1966, 1970, 1981, 1987; Симонов, Ершов, 1984). В частности, П.В. Симонов считает, что павловские «специально человеческие» типы - «мыслительный» и «художественный» - следует рассматривать в свете современных данных о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека: «...где художественному типу будет соответствовать относительное преобладание правого (неречевого) полушария» (Симонов, 1967, с. 142). Эти представления находят подтверждение в экспериментальных исследованиях (Петров, Бояджиева, 1996). Несколько ранее проведенные Центром «Искусство и Наука» Института психологии РАН обширные комплексные исследования позволили установить ряд отличительных особенностей людей художественного типа по разным критериям.

Для категории художественных профессий по сравнению с категорией нехудожественных профессий в целом является характерным: а) повышенный уровень, лабильность и более разнообразная палитра эмоционального фона (константного и ситуативного, по методике Изарда-Серебряковой); б) повышенный эмоциональный слух (по тестам Морозова) (рис.17); в) повышенные коэффициенты уверенности при тестировании эмоционального слуха; г) повышенная способность к определению возраста человека по звуку его голоса (рис. 17); д) повышенная тревожность (по Спилбергеру-Ханину); е) повышенная эмпатия (по тесту Меграбяна);

ж) преобладание невербального интеллекта (по Векслеру); з) преобладание экстраверсии (по Айзенку); и) более правосторонний характер функциональной асимметрии мозга (крен в сторону эквипотенциальное™ и амбидекстрию в слуховой, зрительной и мануальной сферах по методикам Е.Д. Хомской); к) более высокая лабильность и более короткие латентные периоды вызванных потенциалов головного мозга (по методике Э.А. Голубевой); л) преобладание метафоричности и сюжетности вербально-невербальных ассоциаций (по методике пиктограмм Лурия в модификации О.Ф. Потемкиной

Н.С. Самсонидзе, см. рис. 17), (Морозов, 1994). В пределах обследованных групп лиц - представителей как художественных, так и нехудожественных профессий обнаруживаются существенные индивидуальные различия, проявляющиеся в большей или меньшей степени совпадения всех перечисленных показателей, характеризующих как «художественный», так и «мыслительный» типы.

Полученные результаты, с одной стороны, являются отражением сложной природы человека, сочетающей в себе - и что весьма важно - в разных (!) пропорциях

Черты как художественного, так и мыслительного типов, а с другой стороны, отражают известный из жизненной практики факт, что любой профессиональный коллектив, как правило, состоит из лиц, обладающих разной природной предрасположенностью к тому или иному виду профессиональной деятельности.

3 Более подробно результаты работы изложены в монографии «Художественный тип человека: новые комплексные исследования». - М., 1994.

Рис. 17. Люди художественного типа личности, обладающие эмоциональнсюбразным мышлением (группа I в позициях А, Б, В, Г, Д, Е) по сравнению с людьми, у которых преобладает абсграктно-символический тип мышления (группа Ш в тех же позициях) характеризуются рядом особенностей восприятия информации внешнего мира: А - повышенным эмоциональным слухом (в среднем 80,7%, гр. I по сравнению с 53,6% гр. Ш), Б - уменьшенными средними ошибками определения возраста человека по голосу (7,6 лет, гр. I, по сравнению 9,8 лет гр. Ш), преобладанием метафорических (В) и сюжетных (Г), но уменьшенным количеством абстрактно-символических (Е) зарисовок по методике пиктограмм. У «художников» также чаще встречаются в зарисовках изображения человека (Д). По материалам обследования 105 абитуриентов Московской государственной консерватории. (Ориг.).

Художественный тип

(от греч. typos - образ, отпечаток, образец) - художественный образ, наделенный характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (в частности, сословия, класса, нации, эпохи). Воплощение эстетической категории типического.

Пример:

Хлестаков, Ноздрев, Манилов, Плюшкин (Н. Гоголь. "Мертвые души" и "Ревизор")

"Высокая степень отчетливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление художественным типом" (Г.Н. Поспелов).

"Литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, - она создает новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и "продолжающие". Таким созданным литературой и как бы внесенным в реальную жизнь типом был, например, знаменитый образ "лишнего человека" (С.Г. Бочаров).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "художественный тип" в других словарях:

    ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - (тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Понятие о Т. н. с. введено И. П. Павловым в результате выделенных им свойств нервной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой… …

    См. художественный тип … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Тип - (греч. отпечаток, модель). Проблема Т. и типизации не является специфической проблемой литературоведения. Она имеет место в науках разных областей знания. Вопрос о Т. и типизации в литературе характеризуется своими особенностями, к рые… … Литературная энциклопедия

    тип высшей нервной деятельности - (Тип нервной системы) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о T. в. н. д. ввел в науку И. П. Павлов. Первоначально оно… …

    тип - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего/кого? типа, чему/кому? типу, (вижу) что? тип, (вижу) кого? типа, чем/кем? типом, о чём/ком? о типе; мн. что/кто? типы, (нет) чего/кого? типов, чему/кому? типам, (вижу) что? типы, (вижу) кого? типов,… … Толковый словарь Дмитриева

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия

    ТИП - (греч. typos, от typein ударять). 1) первообраз всякого существа, подлинник, основной образ, совокупность характерных черт: тип южный, тип англичанина и пр.; в литературе: характер, созданный писателем, резко очерченный и присущий целой группе… … Словарь иностранных слов русского языка

    тип - а; м. [греч. typos отпечаток, форма, образец] 1. Образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений. Разные типы колясок. Устаревший т. автомобиля. Мост железнодорожного типа. Новый т.… … Энциклопедический словарь

    тип нервной системы - система нервная: тип (тип нервной системы; тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств системы нервной, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о них ввел… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Россия в картинах , Асс. Художественный и промышленный альбом / А. Асс M 105/7:Одесса: Тип. кн-ва Г. Н. Каранта, 1902:А. Асс Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство`Одесса,…

1. Художественный тип личности – эмоционально-образное восприятие действительности, когда человека мыслит образами.

2. Исследовательский, поисковый тип личности – рационально-логическое восприятие действительности, когда человек мыслит символами, абстракциями.

В чистом виде такие люди не встречаются. В каждом человеке эти типы представлены пропорционально, но какой-нибудь всегда доминирует. Если доминирующую способность не развивать, она постепенно затухает. Сопутствующие способности в процессе творческой деятельности могут также развиваться: поэт - художник, математик – музыкант и т.п.

Способности не исчерпывают сами себя, не исчезают. Чем больше я реализую свои способности, тем больше они проявляются. Предела реализации способности не существует. Платон сказал: «Как много надо знать, чтобы знать, что ничего не знаешь».

Методик различных творческих способностей существует множество (по видам, жанрам искусства). Остановимся на основных и общих моментах.

1. Способность к творчеству может развиваться только в творческой обстановке, которая предполагает возможность свободной инициативы, нацеливает на создание чего-то нового, оригинального, а не повторения, копирования известного. Репродуктивная деятельность, подражание образцам может повышать мастерство, но не развивать творческие задатки. Такая деятельность может играть роль учебной (в лучшем случае), в худшем – может блокировать творческие способности участника, привести к бездумному копированию.

Огромную роль в развитии творческих способностей играет семья. «От рождения до 5 лет – вечность, от 5 до смерти – один миг» (Л.Н. Толстой. Дневники).

2. Развитие ценностного отношения к оригинальности. Научить участников различать и ценить в творчестве больших мастеров, художников своеобразие, индивидуальность, новаторство. Для этого необходимо обучение на качественном материале.

Очень важно вселять в участников уверенность, что подлинность, новаторство доступно не только профессионалам, но и участникам самодеятельности. Знакомить их с лучшими образцами народного творчества, народных умельцев, изобретателей-самоучек, наивными, но свежими творениями детей.

Установка на творчество закрепляется, если в процессе учебной деятельности, на выставках, смотрах, фестивалях особо поощряется, активно поддерживается индивидуальность их стиля, «собственный почерк», свежесть и оригинальность. Но здесь необходимы такт, высокая личная культура и мастерство со стороны руководителя. Иначе установка на оригинальность может перейти в оригинальничание, установка на новизну – в отрицание опыта предшественников.

3. Важное средство развития установки на творчество – поощрение индивидуального стиля деятельности. В авторских видах самодеятельности проявляется в большей степени, чем в исполнительских (коллективных).

4. Поскольку творчество – это не любая новизна, а создание общественно-ценного, нового, то при развитии установки на творчество важно поощрять участников не на любые новации, а только те, которые имеют бесспорную общественную значимость.

5. Необходимо развить у участников умение принимать собственные решения. Это можно осуществить через индивидуальные задания, связанные с анализом чего-либо (рецензия на фильм или спектакль, обзор специальной литературы, подготовка докладов по заданной теме и т.д.). Мышление формируется при сравнении нескольких точек зрения или источников на одинаковые темы.

6. Предпосылкой творчества является развитое воображение, способность к отдаленным ассоциациям и неожиданным решениям. Основной методический прием – постановка творческой задачи с условием найти нестандартное решение. Наиболее эффективен здесь коллективный поиск, когда воображение одних будит воображение других.

Строить работу и давать задания на малоизвестном материале. Работа над неизвестным сразу же ставит исполнителей в творческую ситуацию, вынуждает искать собственное образное решение.

7. В развитии творческих способностей участников важно создавать условия для реализации индивидуальности каждого. Учет индивидуальных возможностей – один из принципов подбора репертуара в самодеятельности. Наряду с крупными произведениями ставить и мелкие (в театральном коллективе – ставить миниатюры, в хореографических – групповые, сольные танцы).

8. Необходимое условие творчества – активность личности. Создать такие правила жизни коллектива, такие ситуации, когда трудно быть пассивным.

Существует проблемно-эвристическая методика – система логических правил теоретического исследования, которая способствует развитию активности личности. Она исходит из признания нескольких уровней самостоятельности и активности, а также из необходимости выстраивания работы в последовательном переключении на более высокий уровень.

1 уровень. Руководитель формулирует и решает задачу. Участник запоминает и воспроизводит ход решения.

2 уровень. Руководитель ставит задачу или проблему, формулирует условия, знакомит с возможными вариантами решения и предлагает выбрать наиболее эффективные.

3 уровень. Руководитель только указывает на проблему или задачу. Участникам предлагается всесторонне исследовать ее и решить.

4 уровень. Участник сам должен увидеть проблему, сформулировать и решить ее.

6. Виды самодеятельного творчества

Художественное творчество

Техническое творчество

Прикладное творчество

Естественнонаучное творчество

Дадим подробную характеристику каждому из них.

Техническое творчество

Техническое творчество – процесс по освоению технических знаний и созданию технических систем на основе предшествующего опыта и знаний.

Целью технического творчества является развитие технических способностей личности, формирование его технического решения.

Стимул – научно-технический прогресс.

Классификация технического творчества

I. По степени связи с техникой

1. Чисто технические виды (моделирование, конструирование, компьютерное программирование и т.д.);

2. С преобладанием эстетического момента (кино и фотолюбительство, художественное литье, кузнецкое дело и т.п.);

3. Со спортивной доминантой (картинг, авиамодельный спорт, дельтапланеризм и др.).

1. Техническое творчество, связанное с новейшими областями техники (электроника, компьютерная техника);

2. Техническое творчество, связанное с традиционными областями техники (механика);

3. Техническое творчество, связанное с ремеслами, соединенными с простейшей «древней техникой» (плотницкое дело, художественная обработка металла, камня и др.).

III. По степени творческого вклада

1. Конструирование и создание принципиально новых материальных систем. Возможно решение на уровне изобретения.

2. Повторение известных технических систем с небольшими изменениями.

3. Моделирование.

4. Мастерское овладение эксплуатацией чего-либо (починка, виртуозная работа с готовой «покупной» системой).

Существует техническое творчество в профессиональной сфере (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов – ВОИР, Бюро рационализаторов и изобретателей при заводах – БРИЗ), а также техническое творчество, не связанное с профессиональной производственной деятельностью. Оно может быть как неорганизованной, так и организованной любительской деятельностью, представленной такими формами как станции юных техников и юношеские технические клубы.

Прикладное творчество

Прикладное творчество – процесс по самостоятельному созданию овеществленных предметов, имеющих утилитарное значение.

Цели прикладного творчества:

Воспитание художественного творчества или создание реальных вещей через внедрение художественного вкуса;

Овладение определенными навыками и умениями;

Ликвидация профессиональной ограниченности личности.

Прикладное творчество синтезирует в себе художественное и техническое творчество, оно носит утилитарное значение, так как все изделия используются в быту. Коллективы прикладного творчества одними из первых в российской культурно-досуговой практике стали работать на самоокупаемой основе.

Естественнонаучное творчество

Естественнонаучное творчество – это процесс по развитию логических способностей личности.

Цель естественнонаучного творчества – дисциплинировать мышление человека, научить его логически мыслить.

В культурно-досуговой деятельности элементы научного творчества связаны с:

а) Гуманитарными исследованиями – объединения краеведческой, поисковой направленности, клубы Брейн-ринг, искусствоведческие клубы по интересам (Клубы любителей чтения, любителей фантастики, поэзии, балета, театра, литературные и музыкальные гостиные и т.д.);

б) Естественнонаучными исследованиями – объединения экологической направленности, объединения, связанные с такими науками как астрономия, археология, геология, биология, зоология (Клубы любителей кактусов, аквариумистов, кошек, собак, экзотических животных, голубей и птиц, уфологии и т.д.).

Формы работы – экспедиции, научные конференции, семинары, выставки.

Социально-политическая самодеятельность

Два вида объединений социально-политической самодеятельности:

1. Объединения политической направленности ставят перед собой политические цели и задачи. Это могут быть массовые движения, к примеру, Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии.

2. Объединения социальной направленности ставят перед собой цель – защищать социальные права отдельных категорий граждан. К ним относятся Клубы ветеранов Великой отечественной войны и труда, войны в Афганистане, Чечне, Союз чернобыльцев, Комитет защиты жертв сталинских репрессий, Комитет малолетних узников фашизма, Союз многодетных семей и т.д.

Физкультурно-оздоровительная самодеятельность

Коллективы физкультурно-оздоровительной направленности функционируют практически во всех культурно-досуговых учреждениях, которые работают в двух направлениях:

Пропаганда физической культуры.

Пропаганда здорового образа жизни.

К первому направлению относятся клубы любителей бега, клубы здоровья, туристические клубы, клубы аэробики (шейпинга, фитнеса), клубы атлетической гимнастики, клубы любителей пэйтбола, боулинга, бильярда, городков, армреслинга, дартса, экстремальных видов деятельности и др.

Ко второму направлению относятся клубы закаливания или клубы моржей; объединения, пропагандирующие учение Порфирия Иванова и имеющие одно название - «Озарение», объединения, пропагандирующие здоровое питание, клубы вегетарианцев, клубы трезвости и т.п.

Художественное творчество

Художественное творчество – процесс по созданию новых, никогда не бывших оригинальных, общественно-значимых духовных ценностей на основе предшествующего опыта и знаний.

Цели самодеятельного художественного творчества:

Воспитание эстетического художественного вкуса;

Развитие творческих способностей личности;

Пропаганда искусства.

Существует 2 уровня художественного творчества:

1 уровень – репродуктивный (исполнительский)

2 уровень – созидательный (непосредственно творчество)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО = ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Классификация художественной самодеятельности

I. По ориентации на основные пласты художественной культуры

1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей, движение «Играй, гармонь!» и т.д.);

2. Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стили профессионального (академического) искусства (академические и народные хоры, оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения, фотостудии и т.д.);

3. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.).

II. По типам творчества

1. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);

3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.).

III. По степени организованности и субъекту организации

1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);

2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клуб деловых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);

3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.

IV. По преобладающему виду деятельности

1. Объединения учебного типа (студии)

2. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);

3. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);

4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»);

5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);

6. Объединения комплексного типа.

V. По месту локализации (расположения)

1. Сельская художественная самодеятельность

2. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

3. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

VI. По возрастному составу

1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);

2. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы);

3. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности.


Список использованной литературы

1. Дранков, В.Л. Природа художественного таланта/ В.Л. Дранков; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб, 2009. – 324 с.

2. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 2008.

3. Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора. 2007. – 288 с.

4. Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое мышление. – Мн.: Харвест, 2008. – 432 с.

5. Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре / Л.И. Михайлова // Социол. исслед. – 2009.-№ 4.- С.3-16.

6. Попова, Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. В сб. Социально-культурное пространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – С.21-25.

Центров, лидеров художественной самодеятельности и поддержки администрации. Исследование показало, что художественная самодеятельность может выступить фактором приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям при опоре на такие организационно-педагогические условия, как учет интересов, потребностей и возможностей членов коллектива; приближение художественной...

Являются - проведение общегородских праздников, массовых гуляний. В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности. 2. Сущность, специфика и особенности самодеятельного художественного творчества 2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное...

А также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности. Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям: 1. Общественно-политическое...

Требовательно-доброжелательного отношения); принцип эмпатии (сопричастности, сопряжения) во взаимодействии. Выделенные нами теоретические положения о развитии творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности, требуют изучения состояния педагогической обеспеченности данной проблемы в системе педагогического вуза на современном этапе. 1.3. Состояние педагогического...