Томас мор - утопия. Биография Томаса Мор

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515-1516 годах и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия".

Уже при жизни это сочинение, кратко называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу. В этой книге Мор описал идеальное государство без угнетения слабых и без принудительного труда. Впечатление от "Острова Утопия" было огромно. Это произведение сразу поставило Мора в ряду первых политиков Англии. В живых образах рисует Мор в своей книге картину благоустроенного государства, уже созданного и живущего полной жизнью на воображаемом острове. Жизнь этого бесклассового государства-нации описана так полно, что Мору казалось, что им разрешены все противоречия.

Мор слишком хорошо знал жизнь, чтобы верить, что всякий класс, как бы справедливы ни были его намерения, мог удерживать в своих руках власть без угнетения неимущего большинства. Мор заглянул далеко в будущее и противопоставил коммунистический строй, при котором все принадлежит всем, классовому обществу. В его государстве все распределялось по принципу: труд обязателен, каждый работает сколько может и получает сколько ему надо, всякий труд вознаграждается по заслугам, и каждый человек живет в роскоши, хотя ни один не получает больше другого. Частной собственности нет. На острове Утопия существуют 24 больших города, одинаковых по языку, нравам, законам и учреждениям. Кроме того, в стране имеются усадьбы, снабженные всеми необходимыми сельскохозяйственными орудиями. В этих усадьбах живут люди, постепенно отправляющиеся из городов в деревню. В каждой сельской семье должно быть не менее сорока членов, мужчин и женщин. Из каждой семьи ежегодно 20 человек, пробыв два года в усадьбе, возвращаются в город и заменяются двадцатью другими - горожанами, которые учатся земледелию у остальных двадцати, уже проживших год в усадьбе и потому знающих сельское хозяйство. Очередь для земледельцев вводится для того, чтобы никто против воли не был вынужден слишком долго заниматься тяжелым и кропотливым сельскохозяйственным трудом. Сельские жители обрабатывают поля, ухаживают за скотом и рубят дрова, которые перевозят в город. Еще они занимаются искусственным выведением цыплят при помощи особых аппаратов для высиживанья яиц. Главным занятием утопийцев является земледелие, но наряду с этим каждый обучается ремеслу, как своей специальности, причем обучаются ему и мужчины и женщины. Ремесла их заключаются главным образом в обработке шерсти и льна, кроме того, существует ремесло каменщика, кузнеца и плотника. Остальные отрасли труда имеют очень мало применения. Работают в Утопии только по шесть часов в сутки: три часа с утра до обеда, потом отдыхают два часа и после отдыха работают еще три часа. Затем следует ужин. Рано ложатся спать и спят восемь часов. Остальное время каждый проводит по своему усмотрению. Шести часов работы в день более чем достаточно для производства вещей, нужных для здоровой и приятной жизни. Работают все, кроме руководителей общества и тех, которые получили от народа разрешение посвятить себя науке. Если же такой человек не оправдает возлагавшихся на него надежд, то он снова переводится в разряд ремесленников. Сельские жители производят продукты для себя и для горожан. Последние тоже работают на город и на сельские местности. Каждый город ежегодно посылает в столицу трех мудрейших своих стариков, которые решают общие для всего острова дела. Они собирают сведения, где и в чем есть избыток или недостаток, и тогда первым устраняется второе. Города, отдающие свой избыток другим, за это с них ничего не получают, потому что сами пользуются от других всем, что им нужно, также без вознаграждения.

Таким образом, весь остров составляет как бы одну семью. Деньги в Утопии совсем неизвестны. Все вещи имеются в избытке. Нет никакого основания думать, что кто-нибудь потребует больше, чем ему нужно, потому что каждый уверен, что ему никогда не придется терпеть нужды. На каждой улице города построены громадные великолепные дворцы. В них живут "сифогранты" - должностные лица, которые избираются по одному на каждые 30 семей. К каждому из дворцов прикреплены по 30 семейств, живущих по обе стороны. Заведующие кухнями этих дворцов в определенные часы приходят на рынок, где каждый берет необходимые продукты, нужные для 30 семей. Но лучшие продукты прежде всего посылаются для больных в госпитали. В определенные часы каждые 30 семейств направляются в свои дворцы обедать и ужинать. На рынках не препятствуется брать всем съестные припасы сколько кто хочет, но нет никого, кто добровольно бы обедал отдельно у себя дома, когда рядом во дворце сколько угодно хорошей и готовой пищи. Кушанья во дворце готовят женщины поочередно, а за столом прислуживают мальчики и девочки. Главной задачей выборных сифогрантов является наблюдение за тем, чтобы никто не бездельничал. Все сифогранты назначают князя из четырех кандидатов, выбираемых народом. Должность князя пожизненная. Он лишается должности только в том случае, если на него падет подозрение, что он стремится к самодержавию.

Вероисповедание на острове - личное дело каждого. Священники, как и все чиновники, избираются народом. Население Утопии ненавидит войну и военную славу считает самой незавидной. Война необходима только для защиты своей родины или своих друзей и для освобождения угнетенного народа от ига тирании. Ученые - в большом почете. Они освобождаются от физического труда, но занятия наукой не являются монополией ученых. Обыкновенно рано утром происходят публичные чтения, посещать которые могут все мужчины и женщины. Смотря по своей склонности, они слушают чтения по тем или иным предметам.

Итак, в Утопии нет частной собственности и нет денег. Каждый занимается только делами общества, и все распределяется равномерно по принципу: каждый работает сколько он может и получает сколько ему надо. И хотя нет собственности, там все богаты и у всех спокойная и беззаботная жизнь. Коммунизм Томаса Мора был утопическим, несбыточным. Однако он был создан глубоким знанием жизни и пониманием потребностей той эпохи. Мор первый сделал попытку приноровить коммунизм к вновь возникающему капиталистическому обществу и первый в мире выдвинул основной принцип коммунизма, который позднее вошел в теорию научного коммунизма Карла Маркса: от каждого - по способностям, каждому - по потребностям. У Мора наука впервые попадает на службу людям. Наука, казавшаяся христианству враждебной, становится необходимой при создании нового, справедливого строя. Мор делает науку доступной всем как высшее наслаждение. Но путей к достижению коммунистического общества Мор не указал, да по тому времени и не мог этого сделать.

Очень кратко Идеальное устройство острова Утопия, где упразднены деньги и частная собственность, а правителей выбирают граждане, противо­по­ставляется европейским державам XVI века, где ведутся войны за чужие земли.

Книга начинается своеобразным вступлением - письмом Томаса Мора к другу Петру Эгидию с просьбой прочесть «Утопию» и написать, не ускользнули ли от Мора какие-то важные детали.

Первая книга

Повествование ведётся от лица Томаса Мора. Он прибывает во Фландрию в качестве посла и встречает там Петра. Тот знакомит друга с опытным морепла­вателем Рафаилом, который много путешествовал. Рафаил, узнав множество обычаев и законов других стран, выделяет такие, которые можно использовать во благо в европейских государствах. Пётр советует мореплавателю употребить свои знания, устроившись на службу к государю советником, но тот не желает заниматься этим - цари много внимания уделяют военному делу и стремятся приобрести всё новые земли вместо того, чтобы заботится о своих собственных. Все советники, как правило, поддерживают в этом владыку, дабы не испортить свою репутацию и не впасть в немилость. Рафаил же осуждает войну и считает её бессмысленной. Мелкое воровство и убийство караются одинаково: смертной казнью. Богачи купаются в роскоши, проводя своё время в праздности, а простой люд тяжко работает, нищенствуя, что и способствует преступности.

Каждая держава считает нужным иметь армию и неограниченное количество золота для содержания войска, война же необходима хотя бы для того, чтобы дать опыт солдатам в резне.

Как истинный философ, Рафаил хочет говорить правду, поэтому стоит воздержаться от занятий государ­ственными делами. Мореплаватель рассказывает о государстве, чьи обычаи и законы пришлись ему по душе.

Вторая книга

Остров Утопия назван в честь основателя этого государства, Утопа. На острове пятьдесят четыре города. Нравы, учреждения и законы везде одинаковы. Центром является город Амаурот. Поля равномерно распределены межу всеми областями. Городские и сельские жители каждые два года меняются местами: в деревни прибывают те семьи, которые ещё здесь не работали.

Амаурот окружён глубоким рвом, бойницами и башнями. Это чистый и красивый город. Возле каждого дома есть прекрасный сад. Частная собственность настолько упразднена, что каждые десять лет утопийцы по жребию меняют свои дома.

Каждые тридцать семейств выбирают себе филарха (или сифогранта), над десятью филархами и их семействами стоит протофиларх (или транибор). Все двести протофилархов выбирают князя, который руководит страной. Его избирают на всю жизнь. На других должностях лица меняются ежегодно.

Все мужчины и женщины в стране занимаются земледелием. Помимо этого каждый изучает какое-то ремесло, которое передаётся по наследству. Если кто-то тяготеет не к семейному делу, его переводят в семейство, которое занимается нужным ремеслом. Рабочий день длится шесть часов. Свободное время, как правило, посвящают наукам или своему делу. Наиболее усердные в науках продвигаются в разряд учёных. Из них выбирают духовенство, послов, траниборов и главу государства - адема.

Во время работы утопийцы одеты в шкуры, по улицам они ходят в плащах (крой и цвет одинаков на всём острове). У каждого одно платье на два года.

В семьях повинуются старейшему. Если города перенаселены, то граждан Утопии переселяют в колонии, и наоборот. В центре каждого города есть рынок, куда свозят товары и продовольствие. Там каждый может взять себе сколько нужно: всё имеется в достаточном изобилии. Во дворцах собирается вся сифогрантия для общественных обедов и ужинов.

Утопийцы могут перемещаться между городами с позволения траниборов и сифогрантов. За произвольное передвижение утопийца ждёт наказание, при повторном нарушении - рабство.

Всё необходимое в Утопии есть в таком количестве, что часть отдают малоимущим других стран, остальное продают. Деньги утопийцы используют только во внешней торговле и хранят на случай войны. Золото и серебро они презирают: в кандалы из этих металлов заковывают рабов, утопийцы им вообще не пользуются. Драгоценные камни служат детям игрушками. Взрослея, они оставляют их.

В науках и искусстве утопийцы достигли больших высот. Если у них гостят иностранцы, граждане Утопии детально знакомятся с их культурой и науками, быстро их постигают и развивают у себя.

Жизнь утопийцев состоит из добродетели и удовольствий тела и духа. Отношения строятся на честности и справед­ливости, граждане помогают слабым и заботятся о больных. Здоровье - одно из главных удовольствий, также ценится красота, сила и проворство.

В рабство обращают за позорное деяние утопийцев или приговорённых к казни предста­вителей других народов. Труд рабов приносит больше пользы, чем казнь.

Тяжело больным даётся право прервать свои мучения: ведь жизнь - это удовольствие, такой поступок не считается грехом. Прелюбодеяние тяжко карается.

Утопийцы считают войну зверством, поэтому для победы, прежде всего, используют хитрость, подкуп приближённых государя-врага и так далее. Если этот метод не помогает, они делают ставку на военные сражения. Утопийцы нанимают иноземных солдат и щедро им платят. Своих граждан ставят лишь на руководящие должности. Они могут вступить в войну для защиты угнетённых народов, но никогда не допускают сражений на своих землях.

В Утопии граждане свободно выбирают любую религию. Никто не имеет права пытаться насильственно обращать другого в свою веру или унижать иноверца. Большинство верит в единого бога, называют его Митрою. Никто не боится смерти: новая, ещё более счастливая жизнь сулит встречу с богом.

Священники в большом почёте не только у утопийцев, но и других народов. Их так же избирают граждане Утопии, могут избираться и женщины. Священники не подлежат суду. Они даже могут остановить битву и спасти проигрывающих, в том числе и противников утопийцев.

Рафаил заканчивает рассказ, и Мор, отмечая его утомлённость, не решается высказаться о нелепости некоторых законов утопийцев.

Томас Мор жил полтысячи лет назад. Научный коммунизм изображал ученых-утопистов как мягкотелых, фантазирующих людей. Правда ли это? Свою смерть за убеждения Томас Мор принял, по воспоминаниям современника без страха, не прося милости, не склоняя голову. В 1535 году пятидесятисемилетний писатель, гуманист, философ отказался присягать английскому королю, тем самым оставшись преданным первенству Его вера не допускала двоедушия. Спокойно шел на эшафот Томас Мор, любимец всего Лондона, непревзойденный оратор, уважаемый за тонкое остроумие, гражданскую позицию, порядочность, способный своим словом остановить бунт.

Из-под пера именно такого человека (гуманиста, но не революционера!) появилась легендарная книга «Утопия». Томас Мор адресовал ее монархам и ученым, специально для этого написав ее на латыни как роман-размышление, роман-призыв к гуманистическому переустройству общества, основанному на 150 лет спустя «Утопия» была переведена на все европейские языки.

Роман начинается с элегантного «моста» между правдой и вымыслом - такова завязка книги, которую создал Томас Мор, «Утопия». Содержанием ее является рассказ путешественника «о неведомых землях». Реальный исторический персонаж - Петр Эгидий знакомит автора с вымышленным персонажем португальцем Рафаилом Гитподеем, сподвижником реального путешественника В уста Рафаила писатель вкладывает все свои мысли об обустройстве идеальной страны будущего. Последовательно доносит идеи нового в своей книге Томас Мор - «Утопия». Краткое содержание ее можно охарактеризовать как описание неведомого государства - острова, затерянного в Индийском океане. Политическое устройство Утопии - федерация, управляемая сенатом, со столицей Амаурот, объединяющая 54 суверенных города. Мораль, в сущности, соответствует христианско-гуманистическим принципам. Утопия полностью идеологически толерантна, руководствуется принципом

Отметим, что идея книги как видение ученым Томасом Мором основ будущего демократического общества родилась в условиях, когда феодалы казнили за ослушание, а зарождающийся буржуазный строй был не менее кровав, механизм «дикого капитализма» безжалостно отправлял новые и новые тысячи крестьян за грань нищеты. Именно как христианский протест ученого такому угнетению создает свой роман Томас Мор - «Утопия». Краткое содержание - проект государства, где дискриминация невозможна в принципе. Для этого Мор решает лишить это общество основы неравенства - классов. Также философ уравнивает граждан как в правах, так и социально. Принципом государственного обустройства является «полное внутреннее согласие». Люди добровольно работают по шесть часов по будним дням. Общество заботится, чтобы они могли в свободное время насладиться жизнью, обрести духовную свободу и образование. При этом социальным стандартом является беспорочная жизнь. Что же выступает «первичной социальной ячейкой Утопии»? Она определена писателем по принципу усредненного цеха мануфактуры. Каждые 40 крестьянских семей согласно теории Мора составляют «семью» (коммуну). «Семья» специализируется на определенном ремесле, причем разрешен «переход» человека между семьями.

При этом каждый утопиец обучен, кроме своего ремесла, земледелию и обязан в год определенное время заниматься крестьянским трудом. Крестьянский труд есть первичная основа благосостояния государства, утверждает в своем романе Томас Мор («Утопия»). Краткое содержание книги отчетливо очерчивает контуры будущего демократического общества. Вся власть выборная. 30 семей выбирают филарха. 10 филархов пребывают под управлением протофиларха, которым выбирают ученого. Протофилархи образуют городские сенаты, выбирая князя (мэра). Важнейшие хозяйственные и политические вопросы решаются городскими собраниями. На этих же собраниях избирают чиновников и выслушивают их периодические отчеты. Духовных лиц, послов, протофилархов, главу государства выбирают из числа ученых.

Гуманист убежден: частная собственность - зло. Такое убеждение пришло к Томасу Мору посредством его богатой юридической практики. Он не в общем, а по конкретным делам мог судить, что именно частная собственность на землю определила возможность геноцида крестьян из-за выгоды овцеводства («овцы съели людей»). Чтобы исключить такую несправедливость, автор романа предположил, что средства производства должны принадлежать обществу. Соответственно, мерилом распределения национального богатства в новом обществе должна стать не частная собственность, а затраченный труд семейно-ремесленных хозяйств. Можем ли мы утверждать, что первую в истории формулировку принципов дал Томас Мор («Утопия»)? Краткое содержание книги свидетельствует, что она, конечно же, не идеальна, но прогнозно освещает аспекты организации будущего демократического общества. Многое из основ будущего социализма «недопридумано», что и неудивительно, ведь роман писался полтысячи лет назад! Например, в обществе будущего практически отсутствует личная жизнь граждан. Поездки из города в город обязательно должны сопровождаться «снятием гражданина с учета» и «регистрацией». Выглядит как-то неубедительно.

Однако зададимся вопросом: «Ушли ли в небытие (согласно утверждениям большевиков) идеи утопистов?» Отвечая на него, обратимся к современности: шведы, например, считают, что их государство - социалистическое. Конечно, там присутствует и частная собственность, но вместе с этим Швеция декларирует создание коллективного капитала, бездискриминационного рынка труда, социальную защищенность, всеобщую занятость. Но ведь все это присутствует в «Утопии» Мора!

Загадка от Томаса Мора - наименование книги. Какой подтекст зашифрован в названии придуманного государства (дословно - «страна, которой нет»)? Мог ли быть пассивным человек, жизнь которого - вера и горение? Скорее всего, название книги скрывает надежду: «Страны такой нет, но со временем будет!»

Четыреста лет спустя идеи Мора, обогащенные механизмом социалистической кооперации, предложил профессор Чаянов применительно к российской крестьянской христианской общине. Он доказывал, что сельскохозяйственная кооперация крестьян выгоднее государству, чем крупные капиталистические фермы. В России тогда выбрали альтернативный путь - реформы Столыпина. Однако существует реальное, зримое осуществление данного проекта. На рубеже текущего и прошлого веков страны Латинской Америки, во многом благодаря кооперации Чаянова, подняли свое сельское хозяйство на уровень мировых стандартов.

Слово «Утопия» означает «Нигдея» - место, которого нет. После книги Мора это слово стало нарицательным, обозначая нечто несбыточное, общество, существование которого в реальности невозможно.

Томас Мор (1478-1535), сын известного лондонского судьи, получил образование в Оксфорде, огромные способности позволили ему глубоко освоить всю античную и современную ему гуманистическую мысль, а также Священное Писание. Современники отмечали, что кроме блестящего ума, остроумия и образованности Мор отличался редким милосердием и доброжелательностью. Мор хотел стать монахом, но желание послужить стране пересилило, и уже в 1504 г. он избирается в парламент. Однако его выступление по поводу уменьшения налогов в королевскую казну вызвало негативную реакцию у короля Генриха VII, и Мору пришлось оставить политику - к политической деятельности он вернулся в 1509 г. при Генрихе VIII, и быстро делает карьеру. В 1518 г. он - член тайного совета, в 1521 - посвящен в рыцари (приставка «сэр»), затем спикер палаты общин, и наконец в 1529г -- лорд канцлер (в 32 г. уходит в отставку).

Однако жизнь превратна. Король Генрих VIII задумал развестись со своей женой (Екатериной Арагонской) и жениться на Анне Болейн. Папа был против этого. И тогда Генрих решил порвать с Римом и создать новую веру - Англиканскую. Мор был всегда верен католицизму и поэтому возражал. Он отказался принять присягу королю и новой наследнице Елизавете (эта присяга включала формулу отречения от папской власти), за что был посажен в Тауэр и затем казнен отсечением головы. Говорят, что его последние слова были обращены к палачу: «Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться». И уже положив голову на плаху, он прибавил: «Погоди немного, дай мне убрать бороду, ведь она никогда не совершала государственной измены».

В первой части Мор разговаривает с Рафаилом Гитлодеем - образованным моряком, который судит о современной жизни. Именно Гидлодей (а не Мор из книги) высказывает заветные мысли Мора-мыслителя. Так, выступая резко против огораживания, Гидлодей передает свой разговор с кардиналом о причине повсеместного воровства:

"Какая же это?" - спросил кардинал.

"Ваши овцы, - отвечаю я, - обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города.»

Это означает, что процесс огораживания земель под пастбища привел к пауперизации крестьян и образованию огромного количества нищих. Отсюда и воровство.

Разговор постепенно переходит к проблеме собственности.

«Впрочем, друг Мор, если сказать тебе по правде мое мнение, так, по-моему, где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел; иначе придется считать правильным то, что все лучшее достается самым дурным, или удачным то, что все разделено очень немногим, да и те получают отнюдь не достаточно, остальные же решительно бедствуют». Так утверждает Гидлодей. А затем продолжает:

«…я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности. Но пока у каждого есть личная собственность, нет совершенно никакой надежды на выздоровление и возвращение организма в хорошее состояние.

А мне кажется наоборот, - возражаю я, - никогда нельзя жить богато там, где все общее. Каким образом может получиться изобилие продуктов, если каждый будет уклоняться от работы, так как его не вынуждает к ней расчет на личную прибыль, а, с другой стороны, твердая надежда на чужой труд дает возможность лениться? А когда людей будет подстрекать недостаток в продуктах и никакой закон не сможет охранять как личную собственность приобретенное каждым, то не будут ли тогда люди по необходимости страдать от постоянных кровопролитий и беспорядков?»

Гитлодей отвечает:

«вот если бы ты побыл со мною в Утопии и сам посмотрел на их нравы и законы, как это сделал я, который прожил там пять лет и никогда не уехал бы оттуда, если бы не руководился желанием поведать об этом новом мире, - ты бы вполне признал, что нигде в другом месте ты не видал народа с более правильным устройством, чем там.

Друг Рафаил, - говорю я, - убедительно прошу тебя - опиши нам этот остров; не старайся быть кратким, но расскажи по порядку про его земли, реки, города, жителей, их нравы, учреждения, законы и, наконец, про все, с чем ты признаешь желательным ознакомить нас, а ты должен признать, что мы желаем знать все, чего еще не знаем».

И Мор переходит ко второй части своей книги - описанию жизни в Утопии.

Государство Утопия представляет собой конфедерацию 54 городов. Политическое устройство в одном городе (на примере столицы - Амаурота):

Правитель города - Князь (избирается пожизненно собранием сифогрантов).
Сенат: 20 траниборов (избираются сифогрантами).
Собрание 200 сифогрантов (каждый сифогрант является представителем от 30 семей). Траниборы и князь выбираются из ученых.
Семьи - 6 000, причем каждая семья - это фактически некое хозяйство или бригада, в которой от 10 до 16 взрослых (разных поколений), не считая детей.

Таким образом, предполагается полное равенство каждого и выборность всех должностных лиц. К сожалению, у Мора так и осталось непонятным, как формируется центральное правительство страны.

В Утопии общественная собственность, денег и торговли нет, все всё получают со складов, устроенных в домах сифогрантов. Трапезы также общие - причем для стряпни устанавливается очередность женщин.

Все работают (кроме высших должностных лиц и ученых). Работа в деревне организована вахтовым методом: надо отработать 2 года. Всего работают по 6 часов в сутки, остальное время - для самосовершенствования. Однако этого оказывается достаточно для изобилия.

Золото - самый бесполезный металл в Утопии. Из него делают ночные горшки и цепи для рабов. В рабы попадают либо вследствие тяжкого преступления или в качестве военнопленных.

Священен институт брака: развод - только с разрешения сената и их жен и с наличием обоюдного согласия - если характер не подходит. Наказание за прелюбодеяние - рабство.

Войны утопийцы не любят. Впрочем, они считают вполне приемлемым поводом к войне, если другой народ оставляет свои земли в пренебрежении - тогда Утопия присваивает их себе. Утопийцы очень ценят жизнь своих граждан, и потому в случае войны прежде всего стараются посеять в стане врага раздоры и взаимные подозрения. Если это не удается, то они вербуют наемную военную силу у окрестных народов. Если же и это не приводит к победе, то в бой вступают хорошо обученные отряды утопийцев, для подготовки которых в Утопии введены ежедневные военные упражнения.

Интересно, что в Утопии имеет место религиозная терпимость. Исключения - те, кто не верят в бессмертие души (т.е. атеисты), что ад - полагается за зло, рай - за добродетель, ибо как замечает Мор, таких неверующих не смогут остановить законы, а руководствоваться они будут личными страстями. Поэтому их лишают гражданства. Большинство исповедует монистическую религию: веру «в некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространенное во всем этом мире не своею громадою, а силою: его называют они отцом. Ему одному они приписывают начала, возрастания, продвижения, изменения и концы всех вещей; ему же одному, и никому другому, они воздают и божеские почести». Христианства же утопийцы не знали, и его приносят с собой только спутники Гидлотея. Такое отношение к религиозному вопросу представляется довольно странным для католического святого (Мор был канонизирован католической церковью в 1935 г.).

«Утопия» - вовсе не утопия, а вполне реальный план социалистического общества. И поэтому, конечно, ее идеи в католическую социальную доктрину не вошли. Характерно, что в документах по канонизации Мора «Утопия» даже не упоминается. И все же эта книга явилась первой, пусть чисто умозрительной попыткой европейской культуры избежать грядущего капитализма и пойти по другому, противоположному пути.

Николай Сомин

Министерство общего и профессионального образования РФ

Тверской Государственный Университет

Кафедра ТПЭ

Реферат

По курсу «История экономических учений»

На тему ««Утопия» Мора»

Выполнила: Бочкова Е.В.

Факультет: ПМиК

Группа: 41

Проверила: Грицюк Е.П.

Тверь 2000г.

1. Введение.

2. Эпоха Томаса Мора.

3. Биография.

4. Творчество.

5. Мор-гуманист и «Утопия».

5.1. Религиозно-этическая концепция «Утопии».

5.2. Общественный строй «Утопии».

6. Заключение.


1. Введение.

Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей обязан Томасу Мору. Написанная Мором в 1516г. «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или сокращенно «Утопия», дала название домарксистскому социализму. В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы. Сформировавшиеся в период становления капиталистической формации, зарождения раннекапиталистических отношений взгляды Мора не утратили своего исторического значения. Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран. Жизнь и деятельность Т.Мора, ученого, поэта, юриста и государственного деятеля, привлекает внимание многих исследователей.

2. Эпоха Томаса Мора.

Конец 15в. знаменовал собой наступление нового времени. Тенденции экономического развития этого периода обусловили начало процесса первоначального накопления капитала. В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения – капиталистические, появляются новые классы, складываются нации, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.

В Италии уже в 14-15вв., а в других странах Европы с конца 15 – начала 16 века наступает эпоха Возрождения – развертывается движение, шедшее под знаменем «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время появляются идеологические течения гуманизма и реформации церкви. Каждое из них обладало своей формой проявления и гаммой общественно-политических идей.

Подавляющее большинство гуманистов эпохи Т.Мора были людьми умеренно прогрессивных взглядов. Они призывали к развитию просвещения, искоренению лихоимства и невежества в государственном аппарате, смягчению жестокостей в законах и нравах, но не более. Однако в недрах гуманизма возникли и более радикальные учения. Автором одного из них явился Т.Мор – выдающийся английский гуманист 16в. Его политико-правовые взгляды не просто отразили появление новых общественных и политических отношений, но, прежде всего, вскрыли присущие им внутренние противоречия.

В Англии того времени первоначальное накопление капитала в невиданных размерах вызвало разорение мелких товаропроизводителей, – как ремесленников, так и крестьян. Особенно сильно пострадали крестьяне-копигольдеры – люди лично свободные, но владевшие своей землей временно, по «копиям» – средневековым документам, продление действия которых после установленного срока целиком зависело от лендлорда – феодального собственника земли.

В связи с развитием английской суконной промышленности резко возросла потребность в сырье для нее, что повлекло в конце 15 – начале 16 века стремительный рост овцеводства. В стране шло массовое превращение принадлежавших крупным землевладельцам пахотных земель в пастбища. Лендлорды резко расширили практику так называемого «огораживания» – захвата и огораживания общинных земель, в которые входили и исконные крестьянские наделы. Такое огромное число крестьян было разорено и согнано со своих земель, что даже бурно развивающаяся промышленность не могла

обеспечить их занятость.

Одновременно английское государство установило так называемые законы о бродяжничестве, которые получили в истории наименование «кровавого законодательства».

Буржуазия с момента своего возникновения была обременена своей собственной противоположностью, при каждом крупном буржуазном движении вспыхивали самостоятельные движения того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата. К их числу относились движения Т.Мюнцера и анабаптистов во время Реформации и крестьянской войны в Германии в нач. 16в., Г.Бабефа – в годы французской буржуазной революции конца 18в.

Учение Т.Мора об идеальном государстве возникло в эпоху, когда противоречия буржуазных общественных отношений уже начинали сказываться, несмотря на сохранение основ феодализма, но вопрос о правильном устройстве общества еще не мог быть тогда решен в силу отсутствия капиталистического производства и порождаемого им промышленного пролетариата.


3. Биография.

Томас Мор родился в Лондоне 7 февраля 1478г. Родители, деды и прадеды великого английского мыслителя принадлежали к зажиточным лондонским горожанам, из числа которых обычно избирались члены органов городского самоуправления и представители английских городов в палате общин парламента.

Дед Томаса Мора со стороны матери в 1503г. был избран на пост лондонского шерифа, служба другого дела была связана с юридической корпорацией, Линкольнсинном, в которой служит и отец Томаса – Джон Мор.

Жизнь лондонского Сити и сфера юриспруденции были знакомы Томасу Тому с юных лет. В них развернулась и его собственная деятельность, дававшая ему богатый материал для наблюдений и выводов.

Томас был вторым из шести детей Джона Мора, но старшим из сыновей, и отец предназначал его к юридической карьере. Общее образование Томас получил в одной из лучших в ту пору лондонских средних классических школ, находившейся при монастыре Св. Антония.

После школы, согласно обычаям его среды, юный Томас служил в качестве пажа в доме архиепископа (впоследствии кардинала) Мортона и по его совету был отдан в Оксфордский университет, где проучился менее двух лет, так как отец не был склонен превращать сына в ученого.

С 1494г. начинается учеба Т.Мора в лондонских иннах, сначала в Нью инне, а затем в Линкольнсинне. В 1502г. он получает звание королевского адвоката.

Он овладевает лучшими достижениями предшествующей и современной ему философской, политической, исторической, правовой мысли, становится знатоком античности. Т.Мор исследует общественно-политические порядки многих стран и народов, глубоко изучает политическую историю Англии, проявляет интерес к теологической литературе, где главными для него становятся творения отцов христианской церкви. В них он старается найти рациональный смысл и позитивное общественное значение.

В последние годы пребывания в Линкольнсинне и в начале адвокатской практики у Т.Мора устанавливаются тесные дружеские отношения с выдающимся нидерландским гуманистом Эразмом Роттердамским, английскими гуманистами У.Гроцином, Т.Линакром, Д.Колетом.

Процесс складывания мировоззрения Т.Мора проследить трудно из-за отсутствия необходимых исторических документов. Критическое отношение к окружающему миру он проявляет уже в 25-26 летнем возрасте, когда пишет свои первые произведения, эпиграммы, политические стихотворения.

Политическая деятельность Т.Мора началась в 1504г., когда он был избран в палату общин парламента.

В 1510г. Т.Мор был второй раз избран в палату общин и вскоре назначен одним из помощников лондонского шерифа, став судьей по гражданским делам. На этом посту он пробыл около 7 лет, приобретя славу справедливого и гуманного судьи.

Ко времени создания «Утопии» Т.Мор достиг значительного для своей среды уровня преуспеяния. Казалось, ничего не связывало его с низшими слоями общества. И, тем не менее, такая связь существовала. Он проявлял глубокое сочувствие трудящимся и угнетенным. Это сочувствие, с одной стороны, и глубокое для того времени проникновение в суть общественных и политических отношений – с другой, явились теми главными причинами, которые привели Т.Мора к воззрениям о необходимости перестройки общества, государственной власти, изменения законов.

«Утопия» была написана Мором в 1515-1516гг. Начал он ее во время поездки во Фландрию в составе назначенного королем Генрихом 8 посольства для улаживания конфликтов, возникших между Англией и Нидерландами по поводу взаимной торговли шерстью и сукном.

Обстоятельства создания «Утопии» известны мало. По словам Эразма Роттердамского, Т.Мор сначала написал ее вторую часть, а потом уже первую. Параллельно он работал над другим своим произведением – хроникой «История Ричарда 3».

Вскоре после поездок во Фландрию и в г. Кале, где он участвовал в переговорах с французскими купцами, Мор получил и принял приглашение короля Генриха 8 поступить к нему на государственную службу.

Когда Генрих 8 вступил на престол, Мор посвятил ему поэму «На день коронации Генриха 8, славнейшего и счастливейшего короля Британии», где дал резкую критику «власти без границ», «попрания законов», всеобщих притеснений, клеветы и невежества, существовавших при Генрихе 7, и высказал надежду на коренные перемены, которые должны были, по его мнению, произойти в политике нового короля.

В литературе о Т. Море подчеркивается, что ему было присуще обостренное чувство гражданского долга, которое, по всей вероятности, и привело его на королевскую службу. Не случаен, по-видимому, и тот факт, что, став одним из членов Королевского Совета, Т.Мор вошел в комиссию, которая рассматривала все прошения, поступавшие на королевское имя, и рекомендовала королю принять то или иное решение.