Уравнение реакции получения о2. Как получают кислород в промышленности
Здравствуйте. Вы уже читали мои статьи в блоге Tutoronline.ru. Сегодня я расскажу Вам о кислороде и о способах его получения. Напоминаю, если у Вас будут ко мне вопросы, Вы можете писать их в комментариях к статье. Если же Вам понадобиться любая помощь по химии, записывайтесь на мои занятия в расписании . Буду рад Вам помочь.
Кислород распространён в природе в виде изотопов 16 О, 17 О, 18 О, которые имеют следующее процентное содержание на Земле – 99,76%, 0,048%, 0,192% соответственно.
В свободном состоянии кислород находится в виде трёх алло-тропных модификаций : атомарного кислорода - О о, дикислорода – О 2 и озона – О 3 . Причём, атомарный кислород может быть получен следующим образом:
КClO 3 = KCl + 3O 0
KNO 3 = KNO 2 + O 0
Кислород входит в состав более 1400 различных минералов и органических веществ, в атмосфере его содержание составляет 21% по объёму. А в человеческом теле содержится до 65% кислорода. Кислород газ без цвета и запаха, мало растворим в воде (в 100 объёмах воды при 20 о С растворяется 3 объёма кислорода).
В лаборатории кислород получают умеренным нагреванием некоторых веществ:
1) При разложении соединений марганца (+7) и (+4):
2KMnO 4 → K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
перманганат манганат
калия калия
2MnO 2 → 2MnO + O 2
2) При разложении перхлоратов:
2KClO 4 → KClO 2 + KCl + 3O 2
перхлорат
калия
3) При разложении бертолетовой соли (хлората калия)
.
При этом образуется атомарный кислород:
2KClO 3 → 2 KCl + 6O 0
хлорат
калия
4) При разложении на свету солей хлорноватистой кислоты - гипохлоритов:
2NaClO → 2NaCl + O 2
Ca(ClO) 2 → CaCl 2 + O 2
5) При нагревании нитратов.
При этом образуется атомарный кислород. В зависимости от того, какое положение в ряду активности занимает металл нитрата, образуются различные продукты реакции:
2NaNO 3 → 2NaNO 2 + O 2
Ca(NO 3) 2 → CaO + 2NO 2 + O 2
2AgNO 3 → 2 Ag + 2NO 2 + O 2
6) При разложении пероксидов:
2H 2 O 2 ↔ 2H 2 O + O 2
7) При нагревании оксидов неактивных металлов:
2Аg 2 O ↔ 4Аg + O 2
Данный процесс имеет актуальное значение в быту. Дело в том, что посуда, изготовленная из меди или серебра, имея естественный слой оксидной плёнки, при нагревании образует активный кислород, что является антибактериальным эффектом. Растворение солей неактивных металлов, особенно нитратов, также приводит к образованию кислорода. Например, суммарный процесс растворения нитрата серебра можно представить по этапам:
AgNO 3 + H 2 O → AgOH + HNO 3
2AgOH → Ag 2 O + O 2
2Ag 2 O → 4Ag + O 2
или в суммарном виде:
4AgNO 3 + 2H 2 O → 4Ag + 4HNO 3 + 7O 2
8) При нагревании солей хрома высшей степени окисления:
4K 2 Cr 2 O 7 → 4K 2 CrO 4 + 2Cr 2 O 3 + 3 O 2
бихромат хромат
калия калия
В промышленности кислород получают:
1) Электролитическим разложением воды:
2Н 2 О → 2Н 2 + О 2
2) Взаимодействием углекислого газа с пероксидами:
СО 2 + К 2 О 2 →К 2 СО 3 + О 2
Данный способ представляет собой незаменимое техническое решение проблемы дыхания в изолированных системах: подводных лодках, шахтах, космических аппаратах.
3) При взаимодействии озона с восстановителями:
О 3 + 2КJ + H 2 O → J 2 + 2KOH + O 2
Особое значение получение кислорода имеет место в процессе фотосинтеза
, происходящего в растениях. Кардинальным образом от этого процесса зависит вся жизнь на Земле. Фотосинтез – сложный многоступенчатый процесс. Начало ему даёт свет. Сам фотосинтез состоит из двух фаз: световой и темновой. В световую фазу пигмент хлорофилл, содержащийся в листьях растений, образует так называемый «светопоглощающий» комплекс», который отнимает электроны у воды, и тем самым расщепляет её на ионы водорода и кислород:
2Н 2 О = 4е + 4Н + О 2
Накопившиеся протоны способствуют синтезу АТФ:
АДФ + Ф = АТФ
В темновую фазу происходит преобразование углекислого газа и воды в глюкозу. И побочно выделяется кислород:
6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + О 2
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Цель урока:
- способствовать формированию знаний учащихся о способах получения кислорода в природе, промышленности и лаборатории, доказательства наличия и способах его собирания;
- способствовать формированию умений выделять общие и существенные признаки; умений видеть проблему и найти пути ее решения; умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;
- продолжить развивать память, внимание, творческую активность;
- продолжить развитие самостоятельности, умения работать в группах;
- продолжить формирование коллектива.
Организационный момент.
Вводная часть
– Какую главу изучаем? (Простые вещества.)
– Какие вещества называются простыми? (Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного вида.)
– На какие группы делятся простые вещества? (На металлы и неметаллы.)
Изучение нового материала.
Мы продолжаем знакомиться с простыми веществами. Сегодня узнаем больше о веществе, о котором Берцелиус сказал, что вокруг него вращается земная химия. Что это за вещество вы узнаете, выполнив следующее задание. Вместо … вставьте слово, которое соответствует элементу вещества, и запишите слово в тетради. (Приложение 2.)
1. … – самый распространенный элемент земной коры.
2. Молекула простого вещества озона образована элементом …
3. В воздухе содержится 21% …
4. Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является …
5. В состав воды входят два атома водорода и один атом …
– Вы записали одно слово?
– Кто записал несколько слов?
– Какое это слово? (Кислород.)
Итак, начинаем изучать простое вещество кислород!
– Почему изучаем эту тему? Чем важен кислород? (Кислород необходимое вещество для дыхания, самый распространенный элемент земной коры, входит в состав воды.)
– В разделе простые вещества стоит жизненная задача, которая связана с кислородом. Прочитайте ее.
Жизненная задача.
Для путешествия по пещере необходим запас кислорода. Как его можно добыть в походных условиях?
– На основе жизненной задачи скажите, что должны изучать сегодня? (Как получают кислород?)
Тема урока: “Получение кислорода”.
При изучении этой темы:
- вы узнаете
Для решения той жизненной задачи, которая перед нами стоит, поработайте в группах.
Класс разбит на пять групп по 4 человека. Каждая группа имеет свое задание. (Приложение 1.)
– Внимательно изучите информацию, ответьте на вопросы, запишите уравнения реакций.
Работа в группах.
Затем представление выполненного задания. Один представитель от группы отвечает устно на вопросы задания, а второй записывает уравнения реакций на доске.
– Будьте внимательны, слушая друг друга. По ходу ваших выступлений будем оформлять схему – получение кислорода.
Используя кислород воздуха для дыхания, уменьшаем его количество. Но содержание в воздухе остается постоянным – 21%. Как же поддерживается необходимое нам постоянное содержание кислорода? Как получается кислород в природе?
Выступление 1 группы о получении кислорода в природе.
Уравнение реакции
Общий вывод: кислород в природе получается благодаря процессу фотосинтеза в растениях на свету.
Оформляется часть схемы
– Подходит ли данный способ для решения жизненной задачи? (Нет, для фотосинтеза необходим свет.)
Кислород необходим не только в природе. В промышленности его используют для получения металлов и других необходимых веществ. Для этого кислород необходим в больших количествах. Способы получения, которые используются при этом, так и называются – промышленные.
Выступление 2 группы о получении кислорода в промышленности.
Уравнение реакции
Общий вывод: кислород в промышленности получают из воздуха и воды.
– Почему для получения больших количеств кислорода используют воздух и воду? (наиболее распространенные вещества в природе, содержащие кислород)
Оформляется часть следующая часть схемы “Получение кислорода”
– Подходит ли данный способ для решения жизненной задачи? (нет, дорогостоящее оборудование, такие процессы занимают много времени)
В Англии на одной из площадей г. Лидса стоит памятник ученому. В правой руке он держит линзу, чтобы собрать пучок солнечных лучей, а в левой – тигель с оксидом ртути. Молодой человек сосредоточен и внимателен, ожидает результаты опыта. Это Джозеф Пристли, англ. ученый, запечатленный в момент получения кислорода в своей лаборатории.
Рассматриваем лабораторные способы получения кислорода.
Выступление 3 группы о некоторых способах получения кислорода в лаборатории.
Уравнения реакций
Вывод: данные способы не подходят для решения жизненной задачи, т.к. соединения ртути ядовито, а калийной селитры может и не оказаться в походных условиях.
– Этими лабораторными способами не ограничивается получение кислорода. Есть еще несколько способов получения кислорода в лаборатории.
Выступление 4 группы о наиболее распространенный способах получения кислорода в лаборатории.
Уравнения реакций
MnO 2 – катализатор, ускоряет химическую реакцию, но сам при этом не расходуется.
Все химические реакции разложения.
Общий вывод: в лаборатории кислород получают реакциями разложения кислородсодержащих веществ при нагревании или действии катализатора.
Оформляется оставшаяся часть схемы.
Учащиеся высказывают предположения.
Например, для получения кислорода в походных условиях можно использовать реакцию разложения перманганат калия, который всегда есть в аптечке. Можно использовать также разложение пероксида водорода, для данной реакции применить в качестве катализатора можно кровь, слюну, которые содержат природные катализаторы.
– Получив кислород, необходимо также определенным образом его собрать и доказать наличие.
Выступление 5 группы о способах собирания кислорода и доказательстве его присутствия.
Общий вывод: кислород собирают методом вытеснения воздуха и воды, наличие кислорода доказывают с помощью тлеющей лучинки.
Выполнение лабораторной работы “Получение кислорода разложением перманганата калия и доказательство его наличия” в парах.
Перед работой повторяются правила по технике безопасности при работе со спиртовкой и при нагревании.
Заключение.
– Достигли ли целей урока?
– Как получают кислород?
Вывод по уроку: кислород можно получить в природе, промышленности и лаборатории. Для получения кислорода используют реакции разложения кислородсодержащих веществ. Реакции протекают при нагревании или в присутствии катализатора.
Домашнее задание.
Выберете то задание, которое вам больше нравится.
Задание № 1.
Расскажите своему другу, который отсутствовал на уроке изучения темы “Получение кислорода”, используя знания о стилях речи, полученные на уроках русского языка.
Задание № 2.
Подготовить выступление для школьной конференции – Ломоносовские чтения на тему “История открытия кислорода”, используя знания о стилях речи, полученные на уроках русского языка.
Сегодня я узнал(а) …
Было трудно …
Теперь я могу …
Я понял, что …
У меня получилось..
Было интересно …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Кислород появился в земной атмосфере с возникновением зелёных растений и фотосинтезирующих бактерий. Благодаря кислороду аэробными организмами осуществляется дыхание или окисление. Важно получение кислорода в промышленности – он используется в металлургии, медицине, авиации, народном хозяйстве и других отраслях.
Свойства
Кислород - восьмой элемент периодической таблицы Менделеева. Это газ, поддерживающий горение и осуществляющий окисление веществ.
Рис. 1. Кислород в таблице Менделеева.
Официально кислород был открыт в 1774 году. Английский химик Джозеф Пристли выделил элемент из оксида ртути:
2HgO → 2Hg + O 2 .
Однако Пристли не знал, что кислород является частью воздуха. Свойства и нахождение в атмосфере кислорода позже уставил коллега Пристли - французский химик Антуан Лавуазье.
Общая характеристика кислорода:
- бесцветный газ;
- не имеет запаха и вкуса;
- тяжелее воздуха;
- молекула состоит из двух атомов кислорода (О 2);
- в жидком состоянии имеет бледно-голубой цвет;
- плохо растворим в воде;
- является сильным окислителем.
Рис. 2. Жидкий кислород.
Присутствие кислорода легко проверить, опустив в сосуд с газом тлеющую лучину. При наличии кислорода лучина вспыхивает.
Как получают
Известно несколько способов получения кислорода из различных соединений в промышленных и лабораторных условиях. В промышленности кислород получают из воздуха путём его сжижения под давлением и при температуре в -183°С. Жидкий воздух подвергают испарению, т.е. постепенно нагревают. При -196°C азот начинает улетучиваться, а кислород сохраняет жидкое состояние.
В лаборатории кислород образуется из солей, пероксида водорода и в результате электролиза. Разложение солей происходит при нагревании. Например, хлорат калия или бертолетову соль нагревают до 500°С, а перманганат калия или марганцовку - до 240°С:
- 2KClO 3 → 2KCl + 3O 2 ;
- 2KMnO 4 → K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 .
Рис. 3. Нагревание бертолетовой соли.
Также можно получить кислород путём нагревания селитры или нитрата калия:
2KNO 3 → 2KNO 2 + O 2 .
При разложении пероксида водорода используется оксид марганца (IV) - MnO 2 , углерод или порошок железа в качестве катализатора. Общее уравнение выглядит следующим образом:
2Н 2 О 2 → 2Н 2 О + О 2 .
Электролизу подвергается раствор гидроксида натрия. В результате образуется вода и кислород:
4NaOH → (электролиз) 4Na + 2H 2 O + O 2 .
Также кислород с помощью электролиза выделяют из воды, разложив её на водород и кислород:
2H 2 O → 2H 2 + O 2 .
На атомных подводных лодках кислород получали из пироксида натрия - 2Na 2 O 2 + 2CO 2 → 2Na 2 CO 3 + O 2 . Способ интересен тем, что вместе с выделением кислорода поглощается углекислый газ.
Как применяют
Собирание и распознавание необходимо для выделения чистого кислорода, использующегося в промышленности для окисления веществ, а также для поддержания дыхания в космосе, под водой, в задымлённых помещениях (кислород необходим пожарным). В медицине баллоны кислорода помогают дышать пациентам с затруднённым дыханием. Также кислород используется для лечения респираторных заболеваний.
Кислород применяют для сжигания топлива - угля, нефти, природного газа. Кислород широко применяется в металлургии и машиностроении, например, для плавки, резки и сварки металла.
Средняя оценка: 4.9 . Всего получено оценок: 177.
В уроке 17 «Получение кислорода » из курса «Химия для чайников » выясним, как получают кислород в лабораторных условиях; узнаем, что такое катализатор, и как растения влияют на производство кислорода на нашей планете.
Наиболее важным для человека и других живых организмов веществом, входящим в состав воздуха, является кислород. Большие количества кислорода используются в промышленности, поэтому важно знать, как можно его получать.
В химической лаборатории кислород можно получать нагреванием некоторых сложных веществ, в состав которых входят атомы кислорода. К числу таких веществ относится вещество KMnO 4 , которое имеется в вашей домашней аптечке под названием «марганцовка».
Вы знакомы с простейшими приборами для получения газов. Если в один из таких приборов поместить немного порошка KMnO 4 и нагреть, то будет выделяться кислород (рис. 76):
Кислород можно также получить разложением пероксида водорода H 2 O 2 . Для этого в пробирку с H 2 O 2 следует добавить очень небольшое количество особого вещества - катализатора - и закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой (рис. 77).
Для данной реакции катализатором является вещество, формула которого MnO 2 . При этом протекает следующая химическая реакция:
Обратите внимание на то, что ни в левой, ни в правой частях уравнения формулы катализатора нет. Его формулу принято записывать в уравнении реакции над знаком равенства. Для чего же добавляется катализатор? Процесс разложения H 2 O 2 при комнатных условиях протекает очень медленно. Поэтому для получения заметных количеств кислорода необходимо много времени. Однако эту реакцию можно резко ускорить путем прибавления катализатора.
Катализатор - это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само в ней не расходуется.
Именно потому, что катализатор не расходуется в реакции, мы не записываем его формулу ни в одной из частей уравнения реакции.
Еще один способ получения кислорода - разложение воды под действием постоянного электрического тока. Этот процесс называется электролизом воды. Получить кислород можно в приборе, схематично изображенном на рисунке 78.
При этом протекает следующая химическая реакция:
Кислород в природе
Огромное количество газообразного кислорода содержится в атмосфере, растворено в водах морей и океанов. Кислород необходим всем живым организмам для дыхания. Без кислорода невозможно было бы получать энергию за счет сжигания различных видов топлива. На эти нужды ежегодно расходуется примерно 2% атмосферного кислорода.
Откуда берется кислород на Земле и почему его количество остается примерно постоянным, несмотря на такой расход? Единственным источником кислорода на нашей планете являются зеленые растения, производящие его под действием солнечного света в процессе фотосинтеза. Это очень сложный процесс, включающий много стадий. В результате фотосинтеза в зеленых частях растений углекислый газ и вода превращаются в глюкозу C 6 H 12 O 6 и кислород. Суммарное
уравнение реакций, протекающих в процессе фотосинтеза, можно представить следующим образом:
Установлено, что примерно одну десятую часть (11%) производимого зелеными растениями кислорода дают наземные растения, а остальные девять десятых (89%) - водные растения.
Получение кислорода и азота из воздуха
Огромные запасы кислорода в атмосфере позволяют получать и использовать его в различных производствах. В промышленных условиях кислород, азот и некоторые другие газы (аргон, неон) получают из воздуха.
Для этого воздух сначала превращают в жидкость (рис. 79) путем охлаждения до такой низкой температуры, при которой все его компоненты переходят в жидкое агрегатное состояние.
Затем эту жидкость медленно нагревают, в результате чего при разных температурах происходит последовательное выкипание (т. е. переход в газообразное состояние) веществ, которые содержатся в воздухе. Собирая выкипающие при разных температурах газы, по отдельности получают азот, кислород и другие вещества.
Краткие выводы урока:
- В лабораторных условиях кислород получают разложением некоторых сложных веществ, в состав которых входят атомы кислорода.
- Катализатор - вещество, которое ускоряет протекание химической реакции, но само при этом не расходуется.
- Источником кислорода на нашей планете являются зеленые растения, в которых протекает процесс фотосинтеза.
- В промышленности кислород получают из воздуха.
Надеюсь урок 17 «Получение кислорода » был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.
Неисчерпаемым источником кислорода являтся воздух. Чтобы получить из него кислород, следует отделить этот газ от азота и других газов. На такой идее основан промышленный метод получения кислорода. Его реализуют, используя специальную, достаточно громоздкую аппаратуру. Сначала воздух сильно охлаждают до превращения его в жидкость. Затем температуру сжиженного воздуха постепенно повышают. Первым из него начинает выделяться газ азот (температура кипения жидкого азота составляет -196 °С), а жидкость обогащается кислородом.
Получение кислорода в лаборатории . Лабораторные методы получения кислорода основаны на химических реакциях.
Дж. Пристли получал этот газ из соединения, название которого - меркурий(II) оксид. Ученый использовал стеклянную линзу, с помощью которой фокусировал на веществе солнечный свет.
В современном исполнении этот опыт изображен на рисунке 54. При нагревании меркурий(||) оксид (порошок желтого цвета) превращается в ртуть и кислород. Ртуть выделяется в газообразном состоянии и конденсируется на стенках пробирки в виде серебристых капель. Кислород собирается над водой во второй пробирке.
Сейчас метод Пристли не используют, поскольку пары ртути токсичны. Кислород получают с помощью других реакций, подобных рассмотренной. Они, как правило, происходят при нагревании.
Реакции, при которых из одного вещества образуются несколько других, называют реакциями разложения.
Для получения кислорода в лаборатории используют такие оксигенсодержащие соединения:
Калий перманганат KMnO4 (бытовое название марганцовка; вещество является распространенным дезинфицирующим средством)
Калий хлорат KClO3 (тривиальное название - бертолетова соль, в честь французского химика конца XVIII - начала XIX в. К.-Л. Бертолле)
Небольшое количество катализатора - манган (IV) оксида MnO2 - добавляют к калий хлорату для того, чтобы разложение соединения происходило с выделением кислорода1.
Строение молекул гидридов халькогенов Н2Э можно проанализировать с помощью метода молекулярных орбиталей (МО). В качестве примера рассмотрим схему молекулярных орбиталей молекулы воды (рис.3)
Для построения (Подробнее см. Г. Грей "Электроны и химическая связь",М., изд-во "Мир", 1967, с.155-62 и G. L.Miessier, D. A.Tarr, "Inorganic Chemistry", Prantice Hall Int. Inc., 1991, p.153-57) схемы МО молекулы Н2О совместим начало координат с атомом кислорода, а атомы водорода расположим в плоскости xz (рис.3). Перекрывание 2s- и 2p-АО кислорода с 1s-АО водорода показано на рис.4. В формировании МО принимают участие АО водорода и кислорода, обладающие одинаковой симметрией и близкими энергиями. Однако вклад АО в образование МО разный, что отражается в разных величинах коэффициентов в соответствующих линейных комбинациях АО. Взаимодействие (перекрывание) 1s-АО водорода, 2s - и 2рz-АО кислорода приводит к образованию 2a1-связывающей и 4a1-разрыхляющей МО.