В каком городе происходит развязка инферно. Фильм "Инферно" (2016): Нарушенный сценарий

    Оценил книгу

    Итак, Дэн-не-к-ночи-будь-помянут-Браун возвращается с новой, четвертой по счёту серией бондианы приключений профессора Лэнгдона. Ну а что, не одним же накачанным самцам мир спасать, нужен нам и интеллектуальный герой. Только вот лекала-то всё те же, и на выходе получается опять такая же оторванная от реальности, упорно игнорирующая реалии своих же прошлых частей сериальщина. Меня, честно говоря, уже немного напрягает тот факт, что в каждой новой книге Браун полностью игнорирует события предыдущей. Забегая вперёд, реальность Лэнгдона после событий этой части меняется ну очень сильно, любопытно, как же Браун на это отреагирует. Ибо реагировать-то всяко придётся, сериальный формат обязывает.

    Серийность, на самом деле, ещё не беда. Вот после "Утраченного символа" мой кредит доверия автору был, как бы это помягче сказать, утрачен. Ибо такого чудовищно иллогичного бреда, да ещё и с унылым скомканным финалом, я ну никак не ожидал от писателя, который хоть и не хватает звёзд с неба, но как нельзя лучше умеет сделать эпический вау-финал. Но тут Дэн исправился, осознал и загладил. Видимо, начитавшись гневных рецензий, он и сам понял, что клепает все части по одной и той же схеме. И придумал грандиозный аттракцион в стиле обмани читателя. Начинается всё в полном соответствии с каноном: Лэнгдон спасает мир/убегает от полиции/крутит роман с очередной суперинтеллектуальной тян, у которой коварные негодяи убили близкого человека. Роберт, отметим мимоходом, внезапно воспринимается сильно моложе себя же из прошлой книги, старина Хэнкс такого плейбоя из университетского кампуса уже не потянет. Ну вот, значит, всё идёт по плану, на заднем плане коварный гений Зобрист, вознамерившийся решить проблему перенаселённости раз и навсегда, расставляет подсказки для желающих сорвать его планы, неведомая мегакорпорация посылает толпы оперативников и манипулирует правительствами, не озаботившись узнать, зачем это вообще нужно, человеки гибнут, нити гей-заговора опутывают планету, жизнь бьёт ключом. Бредовость происходящего такова, что хочется забиться в угол и тихо плакать. Но вот примерно к последней трети романа Дэн ВНЕЗАПНО делает финт ушами, и всё оказывается вполне себе логично и мило: оперативники государственные и патентованные, гей-заговор растворяется в лучах рассвета, гений Зобрист оказывается не идиотом, а просто троллем, который заставил Лэнгдона и прочих высуня язык бегать по всей Европе просто потому, что мог, без всякого ущерба для своих планов. Даже знакомый нам всем шаблон с подругой героя и предательством начинает играть новыми красками. Ударная доза приторной сентиментальности в самом финале немного всё портит, но это же формат.

    Кстати, о формате. При всей своей искусствоведческой антуражности роман стал ещё более поверхностен. Невежество Брауна в науке в глаза не просто бросается, но прямо так напрыгивает тигром, составленный вроде как гением квест спокойно проходится за два часа с гуглом и чашкой кофе у компа. Метания по городам сослужили недобрую службу - впечатления рассеиваются и истираются. Я понимаю, что автору нужно попиарить побольше достопримечательностей, за это ему тоже идёт процент. Но не так же топорно. Ещё позабавил грамотный и рассчитанный product placement айфонов и модных брэндов одежды. Браун вообще хорошо представляет себе свою целевую аудиторию: сравнительно молодых и образованных людей, состоятельных, готовых тратиться на дорогие аксессуары и путешествия, но неготовых или физически не успевающих читать качественную глубокую литературу. Им-то автор и предлагает свой поверхностный сериализированный суррогат с коротенькими главками, голливудским сюжетом и зрелищностью. Сделано это всё очень достойно, но слишком уж очевидно ради денег. Да и Зобрист не такой уж гений, каким кажется - пустить побоку весь естественный отбор, устроив его случайным образом, это ж надо! Если уж отбросить сантименты, то нужно было проектировать как раз вирус, поражающий избирательно представителей этносов, сильнее прочих поражённых воинствующими религиями, страдающих низким уровнем интеллекта и прочее и прочее. Теория золотого миллиарда как она есть.

    "Наш выбор!" Это вот на спинке официального русского издания сообщает нам телеканал ТВ3. Не рептилоиды с Нибиру, конечно, но хоть что-нибудь.

    "Дэн Браун - это современный Жюль Верн или Конан Дойл", Олег Рой, русский писатель букв руками. Уважаемый Олег, пожалуйста, пойдите убейте себя об стену.

    Засим откланиваюсь, по-моему, всё нужное уже сказано.

    Оценил книгу

    "Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут и я бегу"
    Слова из песни

    Вот профессор Роберт Лэнгдон, дэнди, в твидовый пиджак одетый,
    Он не ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится,

    А вот Сиена Брукс, девица, семи пядей во лбу,
    И мастерица влезать в переделки в Риме, столице.
    Ещё она не отстаёт от профессора Лэнгдона, дэнди, в твидовый пиджак одетого,

    А, напротив, сильно стремится понять и внедриться
    В книгу, которую написал Данте.

    А вот женщина с серебряными волосами.
    Чего она хочет - спросите у нее сами,



    Который не ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится,
    А, напротив, сильно стремится понять и внедриться,
    В книгу, которую написал Данте.

    А вот статуя Давида без штанов, которая хмурится и злится,



    Которая повязана с Сиеной Брукс, девицей, семи пядей во лбу,
    И мастерицей влезать в переделки в Риме, столице,
    Которая не отстает от профессора Лэнгдона, в твидового пиджак одетого,
    Который не ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится,
    А, напротив, сильно стремится понять и внедриться
    В книгу, которую написал Данте.

    А вот Инферно, страшное и злющеее,
    Которого все боятся, (а что же оно такое - опять читайте сами),
    Которое на статую Давида косится, которая хмурится и злится,
    Что на книге страницах на нее пялятся разные лица,
    И ей плевать на женщину с серебряными волосами,
    А чего она хочет - спросите ее сами,
    Которая повязана с Сиеной Брукс, девицей, семи пядей во лбу,
    И мастерицей влезать в переделки в Риме, столице,
    Которая не отстает от профессора Лэнгдона, в твидовый пиджак одетого,
    Который не ворует пшеницу,которая в темном чулане хранится,
    А, напротив, сильно стремится понять и внедриться
    В книгу, которую написал Данте.

    А вот веселая птица-синица,
    Которая на крышу палаццо садится и думает:
    "Блин, где ты взялся Дэн Браун? Ну какого ты не перенес действие книги в какую-то китайскую провинцию,
    Ведь от беготни твоих героев у меня перед глазами все мельтешит..."

    Если серьезно, роман не очень понравился. Слишком много описаний, беготни и мелькания. Но если учесть, что после "Кода да Винчи" появилось множество литературно-артефактной чепухи, то на фоне этих "произведений" "Инферно" смотрится очень даже ничего.

    Оценил книгу

    Роберт Лэнгдон 04

    И снова здравствуй, мистер Браун. Давненько не виделись.

    За те 4 года, пока Роберт Лэнгдон сидел тихонько в своем университете, учил детишек уму-разуму, истории культуры и символизму, мистер Браун поскучнел. Или я подросла. Не знаю, что ближе к истине, то "Инферно" показалось гораздо более вымученным, чем предыдущие три книги вместе взятые. Но вполне удобоваримым для переключения мозгов на ненапряжное и местами даже познавательное чтиво.

    Как водится, мир в очередной раз в опасности. И спасать его будет не Бэтмен, не Супермен, не Человек-Паук, и даже не Россомаха (а жаль:)), а интеллигентный очкарик с лицом Тома Хэнкса (привет и поклон Голливуду) с очередной смазливой подружкой, которой суждено кануть в Лету до выхода следующего тома с похождениями профессора, как это произошло с ее тремя предшественницами.

    Мир на пороге перенаселения. Лишний миллиард-другой людей на планете - и вода, воздух, полезные ископаемые и природные ресурсы станут на вес золота. Проблему не помогает решить популяция контрацепции (а здесь привет католической церкви и Папе Римскому лично). И - пам-па-ра-рам - на сцене появляется безумно талантливый и немного сумасшедший (в лучших традициях жанра) генетик, который разрабатывает генетический вирус, способный решить эту проблему. Понятное дело, узкий круг посвященных в панике, и человечество нуждается в спасителе. Но мускулистый красавчик здесь не поможет, потому что поведенный на "Божественной комедии" Данте злой гений спрятал творение свою бомбу замедленного действия так, что найти ее под силу только высоколобому специалисту по Средневековью.

    Несмотря на откровенно высосанный из пальца, а местами и наповал сражающий своей неправдоподобностью сюжет, читать большей частью занимательно. Браун приводит массу интересных фактов, которые в путеводителях и справочниках вгоняют в тоску, а вот в качестве элементов квеста на ура проглатываются читателем. Лэнгдон сыпет фактами направо и налево, а его новая помощница с энциклопедической памятью временами тоже блещет познаниями. Баланс между развлекаловкой (пиф-паф-ой-ой-ой, догони-меня-спецназ и пр.) и небольшим экскурсом сначала в творчество Данте, а потом и в историю архитектуры Италии и Турции выдержан вполне достойно, за что автору респект и уважуха.

    В целом - неплохой образчик в своем жанре, заслуживающий пары потраченных вечеров, если мозг нуждается в апгрейде. Подходить к Брауну лучше без завышенных ожиданий - лучшим что он написал (и лучше уже, наверное, и не напишет) были, есть и будут первые две книги - "Ангелы и демоны" и "Код да Винчи", по сути положившие начало шествию по планете голливудско-интеллектуального триллера. Хаять Брауна я не буду (хоть это и является признаком "хорошего литературного вкуса" (с), но и возносить тоже, ибо не за что. Крепкий середнячок в своей нише, без которых было бы скучно, ведь гениев так мало, а откровенных графоманов - так много.

В октябре 2016 года сначала в мировой, а спустя неделю и в российский прокат вышел третий фильм о профессоре Лэнгдоне — «Инферно». Если предыдущие две картины «Код Давинчи» и «Ангелы и Демоны», как и сами книги Дэна Брауна, на основе которых они были сняты, представляют из себя запутанный клубок из вложенных идей и смыслов, то основной посыл романа и фильма «Инферно» лежит на поверхности. Вызывает удивление только то, что главные идеи, продвигаемые произведением в печатном варианте и на экране - абсолютно разные, что стало причиной недовольства не только простых зрителей, прочитавших ранее книгу, но и западных кинокритиков, поставивших фильму крайне низкую оценку. Чем остались недовольны и те и другие, станет понятно из этой статьи.

Сюжет книги описывает историю учёного-миллиардера Зобриста, который пришёл к выводу, что нынешние темпы роста населения планеты неизбежно закончатся глобальной катастрофой, вызванной нехваткой ресурсов. Для спасения будущего человечества учёный, являющийся ярым поклонником творчества Данте, изобрёл вирус, который сможет быстро сократить «лишнюю» часть населения. На протяжении всего романа читателя, следящего за тем, как профессор Лэнгдон и спасшая его медсестра Сиенна пытаются предотвратить катастрофу, параллельно погружают в детальное описание всех тех ужасов, которые начнутся в ближайшее время на нашей планете в связи с нехваткой ресурсов. Всё это проецируется в сознание читателя через символику и образность картины Боттичелли «Карта ада», иллюстрирующей часть «Божественной комедии» Данте.

В результате к последним страницам романа большинство фанатов Дэна Брауна уже приходят с мыслями, что учёный, собственно, не злодей, а настоящий спаситель, и начинают искренне сопереживать той идее, которую он продвигает. Переформатированных читателей к тому же ждёт своеобразный «хэппи-энд» в форме того, что планы Зобриста воплощаются в реальность, вирус распространяется, а главные герои, в конце концов, и сами соглашаются, что для человечества так будет лучше. К тому же выясняется, что, так как учёный очень любил людей, то он решил сократить население, никого не убивая, а сделав треть всего человечества бесплодным с помощью созданного им вируса.

То есть роман Дэна Брауна «Инферно» ставит читателя перед ложным выбором из двух зол - глобальная катастрофа или резкое сокращение населения, и подводит читателя к безальтернативности второго пути в его мягкой форме (через стерилизацию, а не через убийство). Если кто-то сомневается в реальности самой проблемы, поднимаемой в романе, или наличия влиятельных сторонников кардинальных методов её решения, рекомендуем ознакомиться с двумя видеороликами.

В первом видео Анатолий Чубайс, выступая на Международном форуме по нанотехнологиям в 2011 году, рассказывает о том, что серьёзные группы учёных предрекают сокращение населения планеты до 1,5 миллиардов к концу 21 века (5-11 минуты видео). Делая такие страшные прогнозы, непотопляемый Анатолий Борисович агитирует активнее развивать в России медицину, энергетику и промышленность, чтобы предотвратить пессимистичные сценарии будущего. Судя по тому, какой бюджет поглотила и каких достижений в последние годы достигла на этом поприще возглавляемая им корпорация Роснано (*практически никаких), лично его сокращение «невписавшегося в рынок» населения в 3-4 раза вполне устраивает.

Во втором видео глава Курчатовского института Михаил Ковальчук, выступая на заседании Совета Федерации в 2015 году, подробно рассказывает о современных технологиях управления размножением населения (продвижение извращений, идеологии чайлдфри, ГМО и т.д.) и уже применяемых методах формирования породы «служебных людей».

А теперь вернёмся к картине «Инферно». Посыл книги, хоть и носит откровенно деструктивный характер, но как минимум вполне логичен и чётко отражает, на чьей стороне автор романа. А вот сам фильм получился абсурдным, так как создатели сохранили основное содержание, но полностью изменили концовку. Основа осталась той же - за Лэнгдоном и его подругой всё также гоняются спецслужбы и отряды Всемирной организации здравоохранения, в воображении профессора постоянно всплывают картины ада, учёный Зобрист и его последователи уверенно и в ярких красках рассказывают о необходимости сокращения населения и так далее - но в финале… главные герои успевают предотвратить катастрофу и изолировать вирус.

В результате учёный из гения, каким его пытался изобразить Дэн Браун (по книге Зобрист сразу распылил вирус, и вся беготня главных героев была уже бессмысленной, о чём читатель, естественно, узнаёт в самом конце), превратился в типичного глупого злодея, который вместо того, чтобы просто реализовать свой замысел, придумал каламбур с множеством любопытных, но неуместных в общем сюжете загадок.

Проблема истощения ресурсов, послужившая главной причиной деятельности Зобриста, в фильме хоть и поднимается и даже проходит красной линией через большую часть сюжета, в финале остаётся не только без какого-либо ответа, но оказывается даже дискредитированной личностью самого Зобриста, выставленного глупцом. Всемирная организация здравоохранения, которая в книге, в конце концов, поддержала идею Зобриста, да и в реальности продвигающая всевозможные программы контроля рождаемости (читай «сокращения населения»), толерантности (неразличения добра и зла), секспросвета (растления детей), защиты прав ребёнка (платформа для Ювенальной юстиции), в фильме показана самоотверженным борцом со злом, ратующем только о безопасности граждан.

В итоге фильм представляет собой хоть и динамичную, но бессмысленную жвачку, просмотр которой неприятен с точки зрения нелогичности событий на экране и вреден с точки зрения не только отсутствия какого-либо конструктивного решения, но и дискредитации важной проблемы. Нельзя даже сказать, что фильм сильно пиарит саму книгу, так как служит скорее антирекламой, за что, по всей видимости, и получил такой низкий рейтинг среди иностранных критиков (20% положительных, 80% отрицательных рецензий). При этом сама путаница в продвигаемой книгой и фильмом идеологии служит наглядным примером того, что в Голливуде тоже бывают «творческие кризисы», либо того, что обозначенный выше сценарий устраивает далеко не всех, и его сливают по принципу «взял работу и сделал её так, что лучше бы вообще не делал». Второй вариант более вероятен.

Что касается главного вопроса, затронутого в рецензии, то делая ставку только на технологии, как это предлагал Чубайс, и уж тем более на продвигаемую сегодня деградацию масс, как основу для их утилизации (о чём предупредил парламентариев Ковальчук), выйти из глобального кризиса человечеству вряд ли удастся. Надо менять концепцию управления, которая завела человечество в этот тупик, а вместе с ней и сознание общества, ориентированное сегодня на потребительские идеалы и ценности. Чубайсы и ему подобные горе-управленцы этим заниматься точно не будут. А других пока очень мало.

Наркотики: Отсутствуют.

Секс: Одна постельная сцена без демонстрации оголённых частей тела.

Насили: Кадры жестоких убийств, в том числе в исполнении женских персонажей. Реалистичные сцены апокалипсиса и ада, всплывающие в сознании главного героя.

Подходящий к концу год стал крайне насыщенным на фильмы, не оправдавшие по тем или иным причинам ожидания зрителей, в том числе и мои. На мой взгляд, подобные досадные моменты, в определенной степени, можно сравнить с мошенничеством. Посудите сами. Вы тратите свое время, свои деньги, возлагаете определенные надежды на предстоящий сеанс, стремясь получить удовольствие от увиденного на экране, но в итоге покидаете зал разочарованным и расстроенным, с непреодолимым чувством, что где-то вас обманули, подсунув вместо ожидаемого оригинала «китайскую» копию-подделку.

Сегодня же мы поговорим о фильме «Инферно», который в полной мере соответствует подобным картинам, а самонадеянность сценаристов и режиссера которого, по факту, поставила жирую точку в истории приключений профессора Лэнгдона.

С самого начала стоит отметить, что я прочитал одноименную книгу Дэна Брауна, буквально, за несколько дней, лишая себя свободного времени и излишков сна. Я являюсь давним поклонником его творчества, а его романы кажутся мне крайне захватывающими, интересными, и, в определенной степени, познавательными. Собственно, оценивать фильм я буду именно с точки зрения человека, знакомого с литературным оригиналом, а судя по популярности произведения в России и мире, я далеко не одинок в таком подходе.

С момента анонса картины я был безмерно рад, что за экранизацию очередного романа Брауна взялась так же команда, что и прошлые произведения: режиссерское кресло занял Рон Ховард, а ответственным за саундтрек был назначен Ханс Циммер. Главная же роль, естественно, досталась Тому Хэнксу, который стоит признать, сдал за последние года. Впрочем, ничего удивительно, ведь с момента выхода «Ангелов и Демонов» прошло уже семь лет!

Но я даже не мог догадываться, что люди, не понаслышке знакомые с произведением, героями, если хотите, философией книжной серии могут ее настолько испортить. Возможно, следующий абзац многим покажется спойлером, так что не советую людям, не знакомым ни с фильмом, ни с романом, его читать. Для знатоков же оригинального произведения будет интересно узнать, как можно было его исковеркать. Думаю, что многие вспомнят, что главный «злодей» Зобрист и созданный им вирус сделали весомую часть человечества бесплодными, дабы избежать перенаселения планеты. Забудьте об этом! Зобрист - террорист, желающий убить половину населения планеты.

Продолжаем. В книге Зобристу и его помощнице Сиенне удалось завершить начатое, обманув Лэнгдона и ВОЗ. В фильме же все заканчивается хэппи эндом и все счастливы и довольны. Пожалуй, эти моменты - самые критические в сценарии. Но не стоит забывать о том, что стремление впихнуть объемную, полную деталей книгу в приличный хронометраж, заставило избавится не только от множества сюжетных поворотов, но и от проработанных, интересных героев, о которых поговорим отдельно. Меня особо задела куцая линия Сиенны Брукс, в исполнении Фелисити Джонс. Если мне не изменяет память, то в романе Дэн Браун уделил ей особое внимание, прописав не только ее сюжетную линию, но и наполнив героя историей и мотивацией к совершаемым действиям. В фильме же мы глупенькую влюбленную девочку, не особо и понимающую что и зачем она делает и старающуюся довести дело своего любимого «злодея» до конца, в отличие от тоже самой книги, где она старается всячески помочь Лэнгдону.

Совершенно не понятно, зачем была доставлена любовная линия между Лэнгдоном и Сински, ведь согласно литературному произведению они были лишь хорошо знакомы, но уж никак не были любовниками, чей союз был разрушен собственными планами относительно будущей жизни

Что самое главное в фильмах, снятых по романам Дэна Брауна? Правильно, загадка! В прошлых фильмах методом проб и ошибок находили ответы на поставленные вопросы, попутно знакомя зрителей с теми или иными архитектурными памятниками, рассказывая историю людей, зданий и вещей. В «Инферно» этой составляющей нет. Герои, словно локомотив, прут вперед, особо не обращая внимания на детали и исторические факты, которые, вероятно, были ли бы полезны и интересны зрителям. Да что говорить, если Данте, являющемуся одним из действующих лиц в книге, в фильме уделили минимум времени?

Все эти моменты крайне негативно влияют на сюжет, затормаживая основное действо настолько, что я едва не задремал в кресле. Ну и самое большое упущение - исключение темы бездетности из сюжета как таковой. Возвращаясь к Зобристу еще раз отмечу, что убивать он никого не собирался, а лишь планировал большую часть населения сделать бесплодными, дабы избежать перенаселения и обойтись без крови. Почему Рон Ховард побоялся трогать эту важную и актуальную тему? Большой вопрос.

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу, что искренне надеюсь, что сценарий «Утраченного символа» так и останется пылиться на полках в архивах киностудии, хоть и переделанная концовка «Инферно» явно намекает на возможное продолжение, в отличии от литературного оригинала, логично завершающего историю похождения профессора Роберта Лэнгдона, уступившего в последней своей схватке.

Моя оценка 4 из 10.



Читайте самые свежие кинорецензии и статьи о заведениях общественного питания Пензы на сайте

«Пожилой университетский ученый вместе с привлекательной женщиной-врачом разгадывает загадки и странствует по миру, чтобы найти биологическое оружие, угрожающее человечеству». Таков сюжет изданного в 2013 году романа Дэна Брауна , автора «Кода да Винчи». На первый взгляд, в выходящей в российский прокат экранизации «Инферно » сюжет точно такой же. Но на деле сценарист Дэвид Кепп , режиссер Рон Ховард и другие создатели фильма радикально переосмыслили книгу Брауна. Что именно они с ней сделали? Об этом стоит порассуждать.

В отличие от некоторых своих коллег по триллерному бизнесу, Дэн Браун не сразу стал автором бестселлеров. Хотя он старательно раскручивал свои первые книги, продавались они слабо - по крайней мере, по американским меркам (в России их тиражи считались бы отличными). Большой успех пришел к Брауну лишь после выхода в 2003 году романа «Код да Винчи ». Продажи «Кода» были гигантскими, и автор в одночасье стал мультимиллионером.

Чем отличалась четвертая книга Брауна от трех предыдущих? Прежде всего тем, что она не только рассказывала занимательную историю, но и провоцировала бурные обсуждения, не связанные с литературой. «Код» доказывал, что «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи может быть частью древнего заговора, скрывающего от людей шокирующую правду об истоках христианства. Конечно, персонажи книги были вымышленными. Но их аргументы от этого не становились менее убедительными, поскольку они опирались на факты, существующие за пределами «Кода».

Дэн Браун и Рон Ховард на съемках фильма "Код да Винчи"

Другое дело, что, как большинство теорий заговора, теория «Кода» не выдерживала исторической и логической проверки. Но это не имело значения. Важно было лишь то, что она провоцировала бурные обсуждения и привлекала к книге колоссальное внимание. Вскоре начали выходить документальные исследования и фильмы, посвященные «откровениям» Брауна, и на время возникла целая мини-индустрия, зарабатывающая на интересе к связи Христа с да Винчи.

Свежеобретенная популярность Брауна сделала все его книги бестселлерами. Однако автор понимал, что для поддержания своих заработков он должен писать романы вроде «Кода», а не вроде предшествующих «Ангелов и демонов ». Он уже не мог просто развлекать. Он обязан был продолжать шокировать публику и включать в свои книги радикальные и провокационные идеи, порождающие жаркие дискуссии.

Этому принципу Браун последовал и в «Инферно». Четвертый роман о приключениях профессора символогии Роберта Лэнгдона не пытается вскрыть древний заговор, но он находит провокационную идею в современности. Ключевой персонаж книги, гениальный и состоятельный биотехнолог Бертранд Зобрист, считает, что мир превратится в ад «Божественной комедии» Данте, если человечество не остановит рост своей численности. А так как политики не внемлют его призывам, то Зобрист создает мощное биологическое оружие, которое должно насильственным путем исправить ситуацию. Указания на местонахождение бомбы Зобриста зашифрованы с помощью отсылок к эпохе Данте, и именно поэтому профессор Лэнгдон, никак не связанный с биооружием, оказывается в самой гуще событий. От него ждут, что он найдет бомбу до того, как она будет активирована.


В чем здесь шокирующая провокация? В том, что Браун, как и в «Коде да Винчи», вкладывает в уста вымышленных героев реальные научные и псевдонаучные выкладки. Зобрист и его единомышленники доказывают, что человечество обречено, если продолжит расти с той же стремительной скоростью, с которой оно росло в XX веке и с какой оно растет сейчас. Шутка ли - в 1927 году нас было два миллиарда, а в 2012 году нас стало семь миллиардов! В одном только Китае сейчас живет больше людей, чем жило на всей планете в начале XIX века. Уже сейчас перенаселение создает проблемы в некоторых регионах, а в будущем эти проблемы станут повсеместными, и земля может погрузиться в кровавый и голодный хаос.

Так это или не так, не суть важно. Важно, что Браун и в книге, и в интервью настаивает, что перенаселение не за горами и что на эту проблему нужно обратить внимание. Существенно, что если в начале романа Зобрист кажется безумным психопатом, то к концу «Инферно» некоторые персонажи нехотя соглашаются с его доводами. При этом бомба Зобриста оказывается не бубонной чумой XXI века, а генетическим вирусом, который заражает женщин, случайно активируется и с определенной вероятностью вызывает бесплодие. Таким образом, никто не умирает, но детей рождается меньше прежнего, и численность человечества стабилизируется.

Разумеется, это все равно страшное насилие над людьми и большое горе для многих семей. Особенно в культурах, где продолжение рода считается главной задачей человека. Но такая бомба - это не «ужас, ужас, ужас», а нечто, что может быть провокационной отправной точкой для серьезного обсуждения будущего.

Фото со съемочной площадки фильма "Инферно"


Что с этим сделала голливудская экранизация? Одновременно все и почти ничего. С одной стороны, существенные сюжетные отличия между книгой и фильмом начинаются лишь в самом конце постановки, и в основном они связаны с естественным для Голливуда желанием сделать финал динамичнее и напряженнее. С другой стороны, бомба Зобриста в фильме все-таки оказывается генетически модифицированной чумой, которая в течение нескольких месяцев должна сократить население земли вдвое.

Чувствуете разницу? Бомба Зобриста в книге провоцирует дискуссию, а бомба Зобриста в фильме вызывает мгновенное отторжение без размышлений. Реальная история, экранные триллеры и очевидные моральные выкладки приучили нас к тому, что массовое уничтожение невинных людей не может быть оправдано. Какие бы аргументы ни выдвигали палачи, их надо не слушать, а бить наотмашь, чтобы затем судить по всей строгости закона. Естественно, не может быть и речи о том, чтобы кто-то из положительных персонажей перешел на сторону Зобриста или согласился с его доводами. Злодеи фильма показаны либо как фанатичные террористы, либо как корыстолюбивые и беспринципные подонки.

Почему «Инферно» изменилось по пути на экран? Очевидно, насильственное сокращение рождаемости - куда более скользкая тема, чем личная жизнь Иисуса Христа, и создатели экранизации не решились ее пропагандировать в фильме, который будут показывать по всему миру. Кроме того, в Голливуде не терпят никакого насилия над личностью и почти всегда становятся на сторону личности, а не насильника. Каким бы «общим благом» он ни руководствовался. Так что экранизаторы сочли за лучшее упростить «Инферно» и свести его сюжет к обычной триллерной истории о поисках страшной «бяки». Правда, некоторые аргументы Зобриста в фильме излагаются, но картина ясно дает понять, что согласиться с ними может лишь безумец.

Плохо это или хорошо? С одной стороны, как и в «Коде да Винчи», аргументы Брауна в пользу отстаиваемой идеи не отличаются доскональной научностью, и фильм немного потерял от того, что не уделил этим аргументам так много внимания и уважения, как в книге. С другой стороны, жалко, что и без того не особенно глубокая и сложная книга на экране упростилась до полной тупости и банальности. Все-таки кино об интеллектуале (а профессор Лэнгдон, в отличие от Индианы Джонса, может только думать или не думать) должно быть хоть чуточку интеллектуальным.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Обещал сделать обзор на предыдущие фильмы по Дэну Брауну, но их еще надо пересмотреть. Как-нибудь в другой раз. А пока – «Инферно».
Итак, это экранизация очередного произведения Дэна Брауна о похождениях профессора Роберта Лэнгдона. В отличие от двух предыдущих частей, тут герою и зрителю не дают время на раскачку, а сразу бросают в водоворот безумных событий. Лэнгдон в исполнении Тома Хэнкса просыпается в клинике с черепно-мозговой травмой и потерей памяти от прошедшей по касательной пули. К нему пытается ворваться мадам киллер, стреляющая в дверь его палаты. И если бы рядом не оказалось заботливой медсестры, то фильм закончился бы уже в первые пять минут.

Итак, Лэнгдону нужно выяснить, что вообще происходит, что им от него понадобилось, и как жить дальше. Оказывается, все это каким-то образом связано с сумасшедшим ученым, который в самом начале фильма выбрасывается с высокой колокольни. А еще я весь фильм пытался вспомнить, где его видел. Оказалось, он играл эпизодическую роль в третьих «Людях Икс», ну да ладно. Ученый этот считает, что наша планета перенаселена и изобрел страшный вирус, который должен убить подавляющую часть людей во всем мире. И Лэнгдону предстоит спасать человечество, как обычно опираясь на классику мировой культуры. На этот раз – «Божественную комедию» Данте.

Что можно сказать о фильме? А о фильме можно сказать как хорошее, так и плохое. Начнем с плюсов. Во-первых, хорошая сочная картинка. Тому же «Коду да Винчи» порой не хватает какой-то яркости. Много действия происходит в темноте, а тут визуал классный, и психоделический трип, происходящий в голове Лэнгдона, классно показан. Действительно, его видения ада выглядят очень мощно и пугающе.


Как обычно в фильмах по Дэну Брауну, есть куча разных тайн, ловушек и секретов, но при этом с попыткой увязать их с реальностью (поэтому мне решительно непонятно, почему на Википедии жанр фильма «мистический триллер» - никакой мистики тут нет). В общем, перед нами своеобразный Индиана Джонс в современном мире и без чудес.
Сюжет развивается динамично, смотрится фильм на одном дыхании, без провисаний. Идея с ограниченностью времени напоминает «Ангелов и демонов», но тот фильм мне показался каким-то сумбурным, а здесь динамика выглядит уместной и сделана именно в том темпе, в каком надо.
Сюжетные повороты в фильме, естественно, есть, и они смотрятся действительно неожиданно. В общем, детективная составляющая на уровне.


О великолепной музыке я даже говорить не буду, достаточно двух слов: Ханс Циммер. Очень приятно, что во время финальных титров включили главную тему из «Кода да Винчи».
Плюсом и в то же время минусом фильма является, собственно, Том Хэнкс. Это один из моих любимых актеров и играет он как всегда бесподобно. Но при этом его персонаж… Понимаете, актеры не молодеют. И Хэнкс не может в волшебном аппарате загадать желание и снова стать маленьким мальчиком (кто понял вывернутую наизнанку отсылку, напишите в комментариях). Он уже пожилой человек, с морщинами и сединой. А в книге он все так же носится по всему миру, да еще и навалять врагам может. Ну как-то не к лицу ему уже такие «большие гонки».

Вот так плавно мы подобрались к минусам. Во-первых, динамика фильма, которую я записал в плюс, имеет еще и побочный минус. Дело в том, что в том же «Коде да Винчи» обыватель вроде меня узнавал много нового. Куча занимательных фактов рассказывалась между делом, при этом многие из них оказывались важны для сюжета. В «Инферно» же тоже есть интересные факты и истории (вроде того же рассказа про происхождение слова «карантин»), но они упоминаются как-то вскользь, и насладиться ими в полной мере не получается.
Есть пара логических дыр, перекочевавших из книги. В частности, персонаж, проваливающийся на деревянные перила картинной галереи, вряд ли может их по-настоящему проломить. Это ж не какой-то древний деревянный дом, там всяко следят за такими вещами. Ну много таких мелких деталей, на которые обращаешь внимание, особенно если насмотрелся Cinema Sins.

Ну и главный минус. Я, конечно, понимаю, что книга и фильм – это разные произведения, и экранизация должна быть оригинальным произведением, не обязанным слепо копировать книгу. Но черт возьми, как можно было ТАК перевирать концовку? Если без спойлеров: в книге концовка является настоящим сломом для множества канонов жанра и становится мегакрутейшим сюжетным поворотом. Я бы сказал, Браун переплюнул сам себя! Более того, книга заставляет поневоле задаться вопросом: а может, этот двинутый ученый все же был прав? Фильм выдал нам самый наишаблоннейший финал с обязательными экшном и спасениями в последнюю секунду. Сказать, что я разочарован, значит ничего не сказать.

Мой вердикт: фильм к просмотру необязателен, но при этом я уверен: если вы пойдете на него в кино, то не пожалеете. Особенно если не читали первоисточник. Моя оценка: семь кругов ада из девяти основной части и три – финалу, и то только за драматизм.