Василий Теркин – народный герой. Cочинение «Василий Теркин - народный герой

По словам читателя-красноармейца, написавшего с фронта письмо автору «Книги про бойца», поэма «Василий Теркин» — это «энциклопедия фронтовой жизни». Война рисуется поэтом без прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкий ратный труд, разорение страны, лютые морозы — все это показано в «Теркине» так, как того требовала правда:

А всего иного пуще Не прожить наверняка Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей…

Преодолеть тяжелые испытания войны автору и герою помогает их беспредельная любовь к Родине, готовность отдать жизнь за ее освобождение. Главный герой — Теркин Василий Иванович, рядо-вой пехотинец из смоленских крестьян — воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.

Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Недаром этот герой так полюбился читателям, многие из кото-рых даже считали его реально существующим человеком и пережи-вали за его судьбу. Один из читателей-фронтовиков так и писал Твардовскому: «Многие бойцы среди своих находят Теркиных. Вася Теркин — наш, красноармейский герой. Вам замечательно удалось изобразить душу бойца, все то, что ощущает боец в бою. Вот почему Василий Теркин стал любимым героем красноармейской боевой семьи».

Действительно, поэту удалось показать истинно народный, на-циональный характер. Это тот «святой и грешный русский чудо- человек», который выстоял и победил в величайшей из войн. От-дельные эпизоды книги — боевые картины и сцены солдатского быта — тонко и точно раскрывают моральный облик, психологию бойца.

Олицетворением мужества, храбрости, ясного народного ума, выносливости, искрометного народного юмора — таким вошел Тер-кин в сердца миллионов читателей. Главная черта Теркина — его патриотизм. Он любит родной край, его природу, народную «музы-ку-рожок». Он чувствует свою ответственность «за Россию, за народ и за все на свете». Недаром лейтмотивом в поэме звучат неодно-кратно повторяющиеся слова:

Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

При этом патриотизм Василия Теркина истинный, а не крича-щий. Совершая подвиги, проявляя истинное мужество и бесстра-шие, Теркин абсолютно лишен ложного пафоса. «Я согласен на ме-даль», — шутливо замечает он. Теркину присуще чувство товарищества и неиссякаемый несмотря ни на что юмор и опти-мизм. Материал с сайта

Художественные особенности. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок, прибауток. Это истинно народный язык, передающий экспрессию разговорной речи. Поэт включает в речь и Теркина, и других героев поэмы огромное количество пословиц и поговорок (дело было на мази, парень хоть куда и т.п.), колоритных солдатских словечек (был бы повар парень свой; кому память, кому слава, кому темная вода и т.п.).

Б.Л. Пастернак назвал поэму «чудом растворения в народной стихии». Тонкий стилист и мастер художественного слова И.А. Бунин дал поэме высочайшую оценку: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • композиция и идейное содержание поэмы твардовского
  • почему василий теркин стал любимым народным героем
  • основные черты героя поэмы василий тёркин

Василий Тёркин - народный герой

Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность:

Вот стихи, а все понятно.

Все на русском языке.

Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В. Солоухин: “Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии”.

В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” - произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена:

Эти строки и страницы -

Дней и верст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы,

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной беспросветный ужас. Во вступлении к “Василию Теркину” Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать “правду сущую”, “как бы ни была горька”. Война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода - все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом. Через всю поэму проходит рефрен:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

“Василий Теркин” - это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость.

Поэма Твардовского - произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и “продолжений”.

Билет № 11.

Вопрос 1. И.А.Крылов, «Обоз». Дайте определение басни как жанра. Объясните, какова историческая основа басни и к каким жизненным ситуациям можно применить её мораль?

Басня - литературный жанр; краткое, стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного характера, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами.

Басня близка к притче и апологу. От притчи и аполога она отличается законченностью сюжетного развития, а от других форм аллегорического повествования — единством действия и сжатостью изложения, не допускающей введения детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы.

Басня обычно распадается на две части: рассказ о событии, конкретном и единичном, но легко поддающемся обобщительному истолкованию, и нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.

С сюжетной стороны басня часто (хотя и не обязательно) характеризуется изображением в ней логически невозможных предметных отношений, например перенесением на животных или растения форм человеческого быта и поведения. В этом басня соприкасается с животным эпосом. Другой причиной, сближающей тематику басни с тематикой животного эпоса, является простота, однозначность и постоянство встречающихся в животном эпосе характеров. Однако связь с животным эпосом не является обязательной, и уже в древнейших из дошедших до нас баснях наряду с животными действующими лицами появляются люди и мифические существа.
Басня И. А. Крылова "Обоз"
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.
Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” - мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

Вопрос 2. Почему Василий Тёркин из одноимённой поэмы А.Твардовского стал поистине народным героем?

Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность.
Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В. Солоухин: “Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии”.
В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” — произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена.
Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной беспросветный ужас. Во вступлении к “Василию Теркину” Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать “правду сущую”, “как бы ни была горька”. Война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода — все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом. Через всю поэму проходит рефрен.
“Василий Теркин” — это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ.
Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость.
Поэма Твардовского — произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и “продолжений”.

>Сочинения по произведению Василий Теркин

Народный герой

Василий Теркин - главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского ; обыкновенный парень из смоленских крестьян, мечтающий принести своей стране победу в Великой Отечественной войне. Он - воплощение лучших черт русского солдата и всего народа. Девиз Теркина: «Не унывай». Этот парень настолько оптимистичный и жизнелюбивый, что его положительный настрой передается всем тем, с кем он общается. Изображая Теркина, автор хотел подчеркнуть, что это собирательный образ - олицетворение всех остальных рядовых солдат страны, только с высоким уровнем энтузиазма. Как он говорил, такой человек «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе».

Поэма Твардовского появилась в 1945 году. Автор сам был фронтовым писателем и знал то, о чем пишет не понаслышке. В этом произведении он показал правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа. Неудивительно, что поэма имела мгновенный успех. Первоначально она называлась «Книгой про бойца», затем Твардовский все-таки изменил название, чтобы подчеркнуть значимость главного героя и роли таких удалых ребят на войне. Василий Теркин может, бесспорно, быть причислен к народным героям. В одной из глав ему таки удалось получить орден.

Это произошло весной 1942 года, когда под гул бомбардировщика солдаты легли ничком, а Теркин встал и выстрелом из винтовки сбил вражеский самолет. Лежа в госпитале, он повстречал юношу из Тамбова, которому уже довелось стать героем, и захотелось Теркину родной Смоленщине принести такую же гордость. Ни при каких обстоятельствах не унывал герой. В главе «Переправа», рискуя своей жизнь, он переплыл ледяную реку, чтобы спасти своих товарищей. При этом­ он не хвастал своим героизмом, не выставлял его напоказ, отчего заслужил еще больше уважения. В главе «Смерть и воин» он был почти убит, но нашел в себе мужество противостоять смерти.

По всей видимости, для автора народный герой должен обладать не только мужеством и отвагой, а также находчивостью и смекалкой. Поэтому он наделил своего героя умением быстро ориентироваться не только на фронте, но и в бытовых ситуациях. Он мог легко починить любую поломку, как, например, в главе «Два солдата». Одним словом, Теркин был мастером на все руки, рубахой-парнем и самым обычным выходцем из российской глубинки. Он проявлял должное уважение к старшим, был скромным, где нужно и веселым с друзьями. При этом мог легко взять врага в плен, пройти через обстрел, вступить в рукопашный бой с немцем. Таким и должен быть настоящий народный герой.

Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с нравственными и эстетическими идеалами, представлениями и вкусами народа. Твардовский никогда не стремился быть оригинальным. Ему чужды всякая поза, всякая искусственность:
Вот стихи, а все понятно.
Все на русском языке.
Блестящее мастерство, народность творчества Александра Трифоновича видны и в принципах художественного осмысления нашей жизни, и в создании национальных характеров эпохи, обновлении поэтических жанров. Очень верно сказал В. Солоухин: “Твардовский потому и является самым крупным русским советским поэтом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, что самые важные, самые решающие события в жизни страны и народа нашли наилучшее отражение в его поэзии”.
В течение всей войны, находясь на фронте, Твардовский работал над поэмой “Василии Теркин” - произведением, которое одновременно было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и глубоким осмыслением героического подвига народа. В поэме нашли отражение главные этапы Великой Отечественной войны, начиная от первых ее дней до полной победы над врагом. Так поэма развивается, так она и построена:
Эти строки и страницы -
Дней и верст особый счет,
Как от западной границы
До своей родной столицы,
И от той родной столицы
Вспять до западной границы,
А от западной границы
Вплоть до вражеской столицы
Мы свой делали поход.
Изображение войны представляло для писателей немалые трудности. Здесь можно было сбиться на приукрашенные реляции в духе поверхностного ура-оптимизма или впасть в отчаяние и представить войну как сплошной беспросветный ужас. Во вступлении к “Василию Теркину” Твардовский определил свой подход к теме войны как стремление показать “правду сущую”, “как бы ни была горька”. Война рисуется поэтом без всяких прикрас. Тоска отступления, мучительная тревога за судьбу Родины, боль разлуки с близкими, тяжкие ратные труды и жертвы, разорение страны, лютые холода - все это показано в “Теркине” как того требует правда, как бы она ни била в душу. Но поэма вовсе не оставляет гнетущего впечатления, не повергает в уныние. В поэме господствует вера в победу добра над злом, света над тьмой. И на войне, как ее показывает Твардовский, в передышках между боями люди радуются и Смеются, поют и мечтают, с удовольствием парятся в бане и отплясывают на морозе. Преодолеть тяжелые испытания войны автору поэмы и ее герою помогают их беспредельная любовь к Родине и понимание справедливого характера борьбы с фашизмом. Через всю поэму проходит рефрен:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
“Василий Теркин” - это “книга про бойца”. Теркин появляется на первых страницах произведения как непритязательный солдат-балагур, умеющий позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, простодушно посмеивающийся над оплошностями товарищей. Но в его шутке всегда содержится глубокая и серьезная мысль: герой размышляет о трусости и храбрости, верности и великодушии, великой любви и ненависти. Однако свою задачу поэт видел не только в том, чтобы правдиво нарисовать образ одного из миллионов людей, кто принял на свои плечи всю тяжесть борьбы с врагом. Постепенно образ Теркина все больше приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой олицетворяет собой народ:
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Высокое мастерство поэта проявилось в том, что он сумел, не приукрашивая, но и не “приземляя” героя, воплотить в нем коренные нравственные качества русского народа: патриотизм, сознание ответственности за судьбу Родины, готовность к самоотверженному подвигу, любовь к труду. Созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость.
Поэма Твардовского - произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народные. Поэтому она и стала самым значительным поэтическим произведением о Великой Отечественной войне, полюбилась миллионам читателей и породила, в свою очередь, в народе сотни подражании и “продолжений”.