Зачем мы освящаем куличи и пасхи? Освящение куличей, яиц и творожных пасох – обязательно ли.

Пасха – великий праздник, посвященный Воскрешению Иисуса Христа, готовятся к нему заранее. В 2018 году Пасха приходится на 8 апреля, по старинному обычаю верующие заканчивали приготовления, чтобы посвятить время празднованию величайшего Православного события.

Важно в подготовке – это освящение куличей и яиц. Традиция старая и любимая верующими, желающими после тяжелого Великого поста насладиться непросто вкусной, но и благословленной пищей.

Когда святить яйца и куличи?

Традиционно верующие готовят корзинки в субботу, утром. Кроме окрашенных яиц и куличей, приготовленных собственноручно, несут освящать в храм различные продукты, от которых люди отказывались на протяжении Страстной недели. Последним днем Страстной Седмицы считают Тихую субботу. Великая суббота начинается в церкви с литургии, во время которой читают Священные Писания о погребении Иисуса Христа.

По окончании литургии начинается освящение пищи. Приходится процедура на полдень. Длится от шести до семи часов, в зависимости от храмов. После того как, священнослужители переоденут черный наряд – освящение прекращают.

Можно ли светить куличи и яйца на Пасху?

Однозначно можно. Процедура освящения яиц, куличей и продуктов не ограничивается Великой субботой. Когда священнослужители облачаются в светлые одежды, символизирующие победу Христа над смертью, начинается литургия, которая продолжается ночь. В воскресное утро, иногда до первых лучей солнца, процедура освящения пищи продолжается. Во многих храмах святят яйца и куличи и в последующие дни.

Факт. В Древней Руси во многих селах не было церквей, православные не имели возможности освящать пищу в субботу или в воскресенье Обстоятельства могут помешать традиционному походу в храм с целью освятить яйца и куличи. В таких случаях по старой традиции, готовят куличи в четверг и относят их святить в церковь в вечернюю службу. Оставляют пищу на столе перед ликом Иисуса Христа рядом со свечой с Тихой субботы на воскресенье.

Священнослужители призывают освящать пасхальную трапезу в Тихую субботу, чтобы подать пищу к праздничному столу вовремя и устоять перед соблазном преждевременно разговляться.

Что важно знать?

В 2018 году Тихая суббота совпадает с Благовещением – это сбивается людей с толку, ведь не многие знают, несут куличики и яйца в церковь святить. Прихожане могут не сомневаться, двойной праздник не помеха стандартной процедуре освящения пищи перед Пасхой. Для того чтобы все успеть, служители храма планируют литургию так, чтобы прочесть писание к Благовещению, уделить внимание церковным гимнам к Страстной субботе и не урезать время освящения праздничной трапезы.

Освятить пасхальную пищу – половина дела. Верующим придется сдержаться и проверить силу воли, не начать трапезу рано. Стартует она после окончания пасхальной литургии. Это не Великая суббота, не ночь перед Пасхой и даже не период крёстного хода. Празднуют воскрешение Иисуса Христа освященной пищей утром в воскресенье.

Каждый православный христианин перед праздником Пасхи освящает заранее испеченные куличи и покрашенные яйца. Событие это является важным, поэтому необходимо точно знать, когда святить куличи на Пасху 2018. Освящение куличей - в некотором роде символический процесс. Он необходим для перехода человека, соблюдающего Великий Пост, с постовой пищи на скоромную.

В 2018 году Воскресение Христово приходится на 8 апреля. Куличи принято святить накануне праздника, т.е. в Великую Субботу 7 апреля.

Каждый из семи дней перед Воскресением имеет свое особое значение. В четверг, именуемый Чистым, принято проводить генеральную уборку жилища, а также начинать приготовление куличей и покраску яиц. Пятница, которую называют Страстной, принято проводить в смирении и молитве, посещать церковную службу, отказаться ото всех развлекательных мероприятий, так как в этот день недели Христос принял смерть во имя искупления грехов всего человечества. Страстная Пятница - самый горестный и скорбный день для любого православного христианина.

Именно Великая суббота является наиболее подходящим днем для освящения праздничной пищи. В этот день принято вставать с восходом солнца, готовиться к посещению утренней службы, а также позаботиться о праздничном столе. Для тех, кто соблюдал Великий Пост, обязательным условием является, в первую очередь, произвести молитву, а затем съесть освященное яйцо и кусочек кулича.

Праздничную службу принято посещать с заранее собранной корзинкой. В ней не должно быть много продуктов, только самое важное. Пищу, которая будет освящена во время праздничного служения, нельзя выбрасывать. В корзинку достаточно будет поместить несколько яиц, кулич, кусочек мяса, соль и немного овощей. Этого набора хватит для того, чтобы правильно начать праздничное утро, а также отметить окончание Великого Поста.

Великая Суббота, приходящаяся в 2018 году на 7 апреля, является тем единственным днем, в котором будут освящены куличи и яйца. Время этой процедуры зависит от правил каждого конкретного храма. Начинаться она может немного в разное время, но обязательно утром. Примерно - это около 10 часов утра и практически до начала вечерней службы, примерно до 15 часов дня. Для тех, кто посещает церковное богослужение с субботы на воскресенье, уже утром по приходу из храма может совершить процесс разговения и начать поздравлять своих родных и друзей. Служба длится всю ночь, а уже в 4 утра проводится первое освящение пищи.

Поскольку праздник Пасхи приходится на весну, погода чаще всего бывает благоприятной для освящения куличей на улице под открытым небом. Вокруг храма ставят столы и лавки, где-то принято размещать корзинки с продуктами прямо на землю. Священник по очереди будет проходить вдоль столов, и освящать на доброе начало праздника, как людей, так и еду.

Возле храма в этот день можно наблюдать большое количество нуждающихся людей, просящих милостыню. Им нельзя отказывать в подаянии. Причем милостыня может быть выражена не только в деньгах, но и праздничных продуктах - куличах и яйцах.

Тем люди, которые не соблюдают Великого Поста, не стоят ночью на праздничной службе в храме, а приходят утром на освящение куличей, стоит задать себе вопрос: стоит ли мне вообще отмечать праздник Христова Воскресения, и какое я имею к нему отношение?

Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом – рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды. Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Это можно сделать у служителей церкви. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Когда положено святить куличи по правилам?
Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе. После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху
Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино – вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей. Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты. Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

«В освящении вина нет необходимости»

В воскресенье, 16 апреля, православных ожидает самый главный церковный праздник, . Ее непременным атрибутом являются, в том числе, и съестные припасы: крашеные яйца и куличи. Когда лучше их готовить, когда освящать в храме, каким должен быть праздничный стол? Об этих бытовых деталях высокого праздника мы спросили у настоятеля Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, протоиерея Александра Борисова.

- Когда нужно красить яйца и печь куличи?

После служб, посвященных событиям Великого четверга, воспоминаний о Тайной вечери и причащения. То есть - в четверг вечером. Многие делают это в пятницу, но в самый скорбный день Страстной седмицы все-таки лучше не заниматься бытовыми вещами. Лучше купить эти продукты.

- Готовя эти продукты дома, нужно ли соблюдать какие-то ритуалы?

Нет. Помолиться, попросить благословения Господа, прочесть «Отче наш» - всегда хорошо. Но никаких особых духовных правил покраски яиц и печения куличей не существует.

- Когда освящаются яйца и куличи?

В субботу, после утренней литургии: обычно освящение начинается примерно в полдень и продолжается до девяти часов вечера. Можно сделать это и в воскресенье.

- А могут ли не крещеные люди освящать куличи и яйца?

Могут, конечно: и освящать, и участвовать в богослужении. Не крещеным не полагается только причащаться.

- Другая еда и вино, которые будут на праздничном столе, освящаются в церкви?

Достаточно освятить куличи и яйца. Все остальное вы можете освятить личной молитвой дома, на трапезе. Вино не освящается в церкви, в этом нет необходимости.

- Что должно быть на пасхальном столе?

После Пасхальной службы дается разрешение на все виды пищи. Только, конечно, все должно быть в меру. Если человек держал пост, то не нужно сразу переедать: это может быть опасно для здоровья. Все должно быть в меру, особенно это касается алкоголя.

- Что должен сделать православный в субботу, помимо освещения яиц и куличей?

Прийти на утром божественную Литургию, причаститься. Поскольку как раз в субботу совершается победа над смертью. В знак этого во время Литургии священники переоблачаются из черных одеяний в белые. А уже в полночь верующим предстоит вернуться в храм на праздничную службу и Крестный ход.

- На Литургию можно прийти сразу с продуктами, которые потом будут освящаться, или их лучше принести потом?

Нет, люди приходят на службу сразу с сумками и узелочками. Стоят с ними, ничего страшного. Ведь не обязательно освящать сразу все яйца и куличи. Один куличик, одно яйцо. Этого достаточно. Все остальное освятится уже от них - дома.

Есть традиция забирать свечки со службы в Чистый четверг. А после службы, которая завершается освящением яиц и куличей, свечку уносят домой?

Нет, это делается только в Великий четверг вечером, когда после чтения Евангелий свечки гасятся. Тогда свечу забирают домой, хранят и зажигают в особенных случаях своей жизни. А в остальные дни свечки не гасят, и они, естественно, остаются в храме.

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…