Законопроект о присоединении фмс и фскн. Ушли из милиции, вернулись в полицию

Спустя 13 лет МВД вернуло себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили

Сотрудники УФМС и ФСКН во время совместного рейда по ночным клубам в Москве (Фото: «РИА Новости»)

Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы — увеличение полномочий.

ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.

Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.

Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.

Но за свою основную работу — по противодействию обороту наркотиков — ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского ​​​института проблем правоприменения , посвященном эффективности работы двух ведомств, констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.

Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов.

Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.

Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, ​обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.

В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.

В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», — пояснил Песков.

Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.

«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», — добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.

После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия — дознание, допрос, оперативная работа — сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские — участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.

Владимир Волох и Антон Цветков / Фото НСН

Эксперты дали оценку в пресс-центре НСН упразднению ФСКН и ФМС, а также рассказали о будущем Нацгвардии.

5 апреля президент Владимир Путин подписал указ об упразднении ФСКН и ФМС. Штатная численность этих служб переходит в подчинение МВД, при этом штатная численность ФМС сокращается на треть.

Одновременно на базе Внутренних войск МВД указом президента создана Федеральная служба войск национальной гвардии России (Росгвардия). В её состав войдут отряды ОМОН, СОБР, подразделения вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана», Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД.

Как заявил в пресс-центре НСН председатель комиссии Общественной Палаты РФ по безопасности, председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков , упразднение ФСКН и ФМС было ожидаемо и необходимо, дабы пресечь разобщённость между ведомствами и создание единого центра ответственности.

«Я всегда говорил о том, что ФСКН необходимо вернуть в ряды МВД. Вспомните, как была создана эта служба: ликвидировали налоговую полицию и сказали: пусть прежние сотрудники займутся борьбой с наркотиками. Если на уровне руководства было понимание, кто и чем должен заниматься, то на уровне территории этого понимания не было», ― пояснил Цветков.

Регулярно бывали случаи, когда ФСКН переводили ответственность за тот или иной случай на полицию, а правоохранители в свою очередь на наркополицию.

«Для всех очевидно, что пока в борьбе с наркоугрозой мы, как общество и государство, проигрываем. Объединение ФСКН и МВД крайне важно, оно может улучшить взаимодействие государства и общества, появятся конкретно ответственные», ― подчеркнул глава «Офицеров Россию».


В свою очередь глава Общественного совета при ФМС России Владимир Волох заявил в пресс-центре НСН , что слияние нескольких ведомств не несёт ничего хорошего.

«В России до этого был единый орган, который отвечал за все вопросы миграционной политики ― ФМС. Если появлялись сигналы о наличии мигрантов в подвале, то ФМС сразу реагировала. Нужен единый орган, который будет отвечать за все вопросы. Сейчас мы возвращаемся к 20002 году, когда вопросы мигрантов решал МВД, тогда вырос уровень коррупции в ведомстве, увеличился поток мигрантов в Россию, повысился уровень преступности среди мигрантов. Мы наступаем на одни и те же грабли», ― отметил эксперт.

По его словам, деятельность ведомства чётко соответствовала концепции миграционной политики России. Основное направление заключалось в содействии по возвращению соотечественников из-за рубежа, а также контроль за пребыванием в стране востребованных трудовых мигрантов. Большой блок вопросов был направлен на образовательную и учебную миграцию в РФ.

Особое внимание спикеры уделили созданию в России нового подразделения ― Национальной гвардии, которая подчиняется напрямую президенту. Так, по мнению председателя президиума «Офицеров России» Антона Цветкова, создание нового подразделения обусловлено веянием времени.

«Происходит изменения геополитической ситуации, меняются тренды. Россия встречается все с большими вызовами и угрозами. Угроза терроризма активнее входит в нашу жизнь, огромное количество денежных средств направляется на дестабилизацию ситуации в стране. Мы не могли ранее себе такое представить. Мы благодарны тем, что наша страна не столкнулась с теми проблемами, с которыми столкнулась Европа и соседние страна, мы идём на опережение в плане обеспечения безопасности», ― уверен Цветков.

Он напомнил, что разговор о создании Национальной гвардии шёл уже давно.

«Наша модель уникальна, не нужно исходить из названия и сравнивать Нацгвардию с США или Украиной. У нас разные цели и задачи. Фактически российская Нацгвардия формируется на базе Внутренних войск, которые вроде как входили в состав МВД, но и как будто были самостоятельным подразделением», ― пояснил председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков.

По его словам, никакими особыми полномочиями бойцы Национальной гвардии не будут обладать, по сути это те же права, которые были у Внутренних войск и частично у полиции. Также и сверхльготы бойцы нового подразделения не получат.

«Нацгвардия как и Внутренние войска будет комплектоваться срочниками и контрактниками. Однако теперь будут доработаны организационные вопросы, вопросы обучения», ― отметил председатель в пресс-центре НСН .

Пока сроки создания Национальной гвардии неизвестны. Численность подразделения может составить около 400 тысяч человек. Главой Нацгвардии назначен Виктор Золотов, бывший глава Внутренних войск.

С Министерством внутренних дел, как ожидается, расширит полномочия антинаркотического ведомства. Именно этого руководство ФСКН в лице добивалось долгие годы. Иванов, однако, был против передачи ФСКН в МВД, но упорно добивался, чтобы его ведомству разрешили заниматься реабилитацией наркозависимых в одностороннем порядке, т.е. объединить под своим началом реабилитационные центры страны. Реализовать программу так и не получилось, Министерство финансов отказалось спонсировать программу.

Помимо этого ФСКН добивалась принятия закона о службе, который бы разрешил ведомству выдавать бизнесу предписания о проведении мер по «недопущению незаконного оборота наркотиков». Законопроект так и остался только проектом.

Что же ожидает ведомство после присоединения к МВД? Во первых, как передает РБК , уже объявлено, что сотрудники ФСКН получат полномочия, которых не имели ранее. Однако, что это за полномочия, пока не сообщается.

Неизвестно также, ожидает ли ФСКН волна сокращений, и в какое подразделение МВД перейдут наркополицейские. По данным «КоммерсантЪ», скорее всего они будут числиться в подразделении угрозыска.

ФМС и ФСКН передадут в МВД: новые новости

ФМС, вышедшая из состава МВД в 2004 году, также долго боролась за свои права. Так, ведомство добивалось возможности проводить проверки среди юридических лиц, изымать разрешения на работу у руководителей компаний, нарушающих законодательство и даже применять оружие. Эти полномочия ведомству предоставлены не были.

Сейчас ведомство – на пороге очередной волны сокращений. Ожидается, что штат сократится примерно на 30%. При этом судьба руководителя ведомства пока не решена.

Между тем, то, что ФСКН и ФМС ликвидировали – это логично, считает Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век». Что касается ФМС. То у него два пути развития: либо он превратится в своеобразный визовый центр при МВД, либо останется отдельным подразделением, существующим в структуре Министерства внутренних дел.

Хорошая антикризисная мера

Слияние ФМС и ФСКН в состав МВД, считают эксперты – хорошая антикризисная мера. Главным последствием такого решения станет оптимизация бюджета. Сэкономить получится порядка 30 млрд рублей, пишет МК .

Кроме того, теперь у представителей МВД и сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков больше не будет поводов перекладывать ответственность друг на друга

«Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое - оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС - тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно», - отмечает Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ.

Того же мнения придерживается Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции. По его мнению, МВД начнет работать более оперативно после присоединения к ведомству ФСКН и ФМС.

То, о чем всерьез начали говорить еще более года назад, наконец свершилось. Две самостоятельные службы - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба - вернулись в структуру МВД. О соответствующем решении сегодня, собрав руководителей перечисленных ведомств, сообщил президент РФ Владимир Путин.

Следует отметить, что до создания в 2003 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), основная тяжесть борьбы с наркотиками лежала именно на МВД. В структуре милицейского ведомства было Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и его территориальные подразделения. После расформирования этого главка были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Сейчас, по некоторым данным, предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Не исключается также воссоздание антинаркотического главка в структуре МВД.

Что касается ФМС, то еще до появления этой службы, функции по противодействию нелегальной миграции также были возложены на МВД. Позднее ФМС выделили, но подчинили руководству МВД. И только в 2012 году миграционная служба отправилась в "свободное плавание" - подчиняться руководитель службы стал напрямую правительству РФ.

Впервые о том, что ФСКН и ФМС вернутся в МВД, заговорили еще в конце 2014 года. Называлась даже конкретная дата ликвидации ведомств - 1 марта 2015 года. Однако руководству этих служб удалось продлить срок жизни своих ведомств. Для этого они даже пошли на небывалые ранее сокращения сотрудников в своих рядах.

О том, что наркополицейским и миграционщикам следует вернуться под "крышу" МВД заговорили опять в конце прошлого месяца - сразу после заседания Совета Безопасности РФ. Секретарь Совбеза Николай Патрушев после заседания признался журналистам, что предложения о передаче МВД функций ФМС и ФСКН на заседании звучали.

Он отметил, что ФМС не обладает правом ведения оперативно-розыскной деятельности. "Они просят, чтобы это право у них было, им это право не предоставляют, потому что и так достаточно ведомств, которые этим занимаются", - пояснил секретарь Совета безопасности.

"Говорили о том, что вот эта работа, которую проводит Федеральная миграционная служба и ее сотрудники, не совсем эффективна. Такие мнения звучали, и, в общем, не только про ФМС, но и про эффективность деятельности ФСКН, потому что на основе нелегальной миграции, в том числе, незаконное распространение наркотиков. Говорилось и о том, что все-таки большую часть преступлений раскрывает МВД, и они во многом дублируют эту работу, поэтому были предложения о том, чтобы миграционную службу и ФСКН занести в МВД", - рассказал Патрушев, в завершение подчеркнув, что "пока никаких решений принято не было".

Теперь, как мы видим, решение все-таки приняли.

Бывший следователь центрального аппарата ФСБ, а ныне адвокат Антон Соничев отмечает, что данное решение целесообразно в первую очередь с точки зрения экономии бюджетных средств. "По предварительным оценкам, это позволит сократить расходы бюджета примерно на 30 млрд рублей, что в непростых экономических условиях весьма актуально. Также высока вероятность, что сотрудники ФСКН и ФМС в составе МВД будут работать более оперативно и эффективно, чтобы доказать свою профпригодность новому начальству", - отметил эксперт.

Кроме того, по словам Соничева, на эффективности работы должны сказаться новые связки между коллегами внутри МВД. "Так, в частности, участковые обладают гораздо большим объемом информации о нелегальных мигрантах и местных наркоманах, нежели сидящие в кабинетах сотрудники. Оперативники полиции также знают многое о местных наркоманах и их группировках, и теперь станут более охотно делиться этой информацией со своими новыми коллегами", - пояснил "Российской газете" адвокат.

"Эта идея однозначно положительная, поскольку до революции МВД объединяло множество функций - жандармерию, таможенную службу, тайную канцелярию и многие другие, и это не мешало единому органу выполнять свою работу", - прокомментировал "Российской газете" изменения в структуре МВД профессор Академии МВД России Иван Соловьев.

Несомненными плюсами такой структуры, по его словам, было то, что функционирование в единой системе сплачивало всех служащих. "Был единый уровень заработных плат, единые выплаты по выслуге лет, это также не создавало конкуренции в системе. В итоге МВД было мощнейшим министерством XIX - начала XX веков, которое последним пало под ударами революции", - отметил эксперт.

Приветствует изменения и глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. По его словам, переподчинение ФСКН и ФМС - концептуальное решение, которое позволит избежать дублирования функций в этих ведомствах и выстроить более четкую координацию работы. По мнению сенатора, консолидация охраны общественного порядка, борьбы с незаконным оборотом наркотиков в одном министерстве будет способствовать "более строго выстроенной вертикали и координации деятельности в этих направлениях".

Вполне оправданным ранее называл упразднение наркоконтроля и Александр Михайлов, являвшийся в свое время поочередно генералом МВД, ФСБ и ФСКН. По его мнению, функции борьбы с наркотиками внутри страны надо вернуть МВД, где создать отдельный департамент или главк, а борьбу c международным наркотрафиком поручить ФСБ.

Кроме того, Михайлов считает, что многие контрольные функции - например, контроль за оборотом наркосодержащих лекарств и промышленных прекурсоров - вполне могут быть отданы Минздраву и Минпрому, которые могли бы тесно взаимодействовать с правоохранителями при выявлении нарушений.