Жнет там, где не сеял. Жнет где не сеял, собирает где не расточал

Жнет, где не сеял

Жнет, где не сеял
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «...Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».
Сам же евангельский текст восходит к известной древнегреческой пословице - «жать чужую жатву». Та же мысль встречается и у древнегреческого поэта Гесиода в его сочинении «Теогония»: «Чужой труд они пожинают для собственного чрева».
Иносказательно: о людях, пользующихся плодами чужого труда.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Жнет, где не сеял" в других словарях:

    Жнетъ гдѣ не сѣялъ, собираетъ гдѣ не расточалъ. Ср. Вишь, что старый хрѣнъ затѣялъ: Хочетъ жать тамъ, гдѣ не сѣялъ: Полно, лакомъ больно сталъ. Ершовъ. Конекъ Горбунокъ. Ср. Der eine fängt den Hasen, der andere isst ihn. Ср. Uno se la fa, e… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жнет, где не сеял, а собирает, где не расточал. См. СВОЕ ЧУЖОЕ …

    Ср. Вишь, что старый хрен затеял: Хочет жать там, где не сеял: Полно, лаком больно стал. Ершов. Конек Горбунок. Ср. Der eine fängt den Hasen, der andere isst ihn. Ср. Uno se la fa, e l altro se la gode. Pasqualigo. 3, 18. Ср. Один сеет, другой… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Толковый словарь Даля

    Или жамкать; жомкать; жемнуть или жамкнуть; жимать что, давить, гнести, тискать, нажимать, прижимать, сжимать, выжимать; мять, сдавливать. В орл. говорят сожмал, разожмал руку. | Теснить кого, притеснять. Сапог жмет ногу. Не жать, так и соку не… … Толковый словарь Даля

    Всяк себе хорош. Всяк сам себе загляденье. Здравствуй я, да еще милость моя! Своя рука только к себе тянет. Всякая рука к себе загребает. Всякая птичка своим носком клюет (свой зобок набивает). Бравши, рука не устанет (не приберется, не притупеет … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Порой кажется, что евангельская строгость доходит до жестокой несправедливости. «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26-27), - говорит Господь в притче о талантах человеку, который по сути-то и не сделал ничего преступного. Ведь он сохранил доверенные ему блага, даже не использовал их для собственного обогащения, но честно вернул всё некогда вверенное ему Господином, вернул данный ему ! Кажется, Бог нарушает справедливость и предъявляет к человеку требования чрезмерные, отнюдь не согласные с Его милосердием.

И все же: «Лукавый раб и ленивый!» - слышит в свой адрес недоумевающий простец. И от Кого? От Того, Кто сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Сочетание действительно поразительное. Ведь казалось, что любовь покрывает всё!

Однако ленивый раб наказывается. И наказывается жестоко, без шансов на оправдание! При этом Господь, кажется, даже не обращает внимания на обвинение простеца в жестокости. «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий…» (Мф. 25: 24), - преодолевая страх и трепет, говорит раб своему Властителю. В ответе же Господина слов о жестокой несправедливости мы не слышим, только констатацию факта: «Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал». Констатация для нас непонятная и несправедливая, но для Христа - нет!..

Порой даже кажется, что спасение «ленивого» раба близко. Вот Господь умягчится простотою неудачника, поймет, что нечего с него требовать, что не со зла он не решился пойти на риск и приумножить вверенный талант… И где-то в глубине сердца так хочется в этот момент услышать желанное: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Но в действительности звучит иное: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 30).

Почему?.. Что сделал этот несчастный простец, водворяемый ныне в бездны вечных мучений?.. Ответ непрост. Как жизнь. Жизнь, которой так хочется распоряжаться по-своему. Даже добро делать хочется согласно своим расчетам и планам, согласно своему пониманию, возможностям и настроению. И главное - что в этом действительно нет ничего плохого! Ведь ничего дурного человек не делает, напротив - хороший , добросовестный работник. Кажется, всё вкладывается в норму христианской нравственности.

Наверное, так же думал и несчастный из притчи. Думал, что ничего скверного не делает, что живет «как все»: не грабит, не убивает, соседям дорогу не переходит… И всё действительно было бы неплохо, если бы в Евангелии не было Христа! В таком случае жизнь несчастного была бы примером, хотя и не во всем похвальным, но в целом - очень даже неплохим.

Однако: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 5-6).

Факт остается неизменным: смысл жизни - во Христе!

Факт остается неизменным: смысл жизни - во Христе! Не в хорошем воспитании, не в добрых отношениях с близкими, даже не в помощи бедным и нуждающимся! Всё это без Христа - напрасно закопанный талант! Причем его можно закопать во что угодно: в себялюбие, в честность, справедливость - не столь важно. Можно даже надеяться расплатиться им с Творцом, представить в виде доказательства своего благоразумия и нравственной полноценности!

И всё же Господь в этом смысле несправедлив, потому что во все времена те, кто надеялся подобным образом рассчитаться с Богом чем-нибудь иным, кроме смирения, слышали всё те же слова: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26-27).

Господь дал человеку не только разум, не только таланты, профессиональный успех. Вся жизнь - дар Божий! Это и есть та нива, только на первый взгляд принадлежащая нам и лишь частью засеянная Творцом. На самом же деле - всё это удел Божий! Поэтому ленивый раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, но ему следовало бояться, «как бы не оказаться бесполезным для Него» ()!

Раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, а «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)

Каждый, кто приходит ко Христу, берет на себя обязательство служить Ему всегда и везде! Христианин не может быть «бесполезным», не может оставаться законсервированной «вещью в себе». Именно живое устремление, желание каждый день находить в обстоятельствах собственной жизни поводы доказать свою верность Христу и являются характеристиками истинной веры.

Господь «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал»… А значит, мы не имеем права торговаться с Богом! «Справедливых» отношений всё равно не получится, потому что ради нашего же блага Создатель ставит милосердие выше справедливости! Иного пути нет: мы обязаны признать Его право на каждую часть, каждую сферу нашей жизни - и в ней, по мере возможности, послужить Творцу.

Причем сделать это возможно лишь в Церкви, где Христос - всё и во всем! Потому что быть честным и добрым - далеко еще не значит быть Христовым!

Выдержки из моих рецензий.

* Знаю, наверняка, Есть крУги Ада семейного счастья и тайна пепла "мостов" на запястье... Читала и сопереживала: "Еве" - не "Лилит". Но никого не смею осуждать.

* Отечества, как и люди - у каждого своя тень. Но даже, если и ощущаешь себя "человеком Мира", остается ностальгия. А в борьбе с лишениями там, где тебя никто не ждет, есть "Везучие" Друзья, дай им Бог здоровья, Талант и "Пище_варение"! С искренним восхищением наслаждалась чтением.

* Прям, скосили "косой человечности"! Не в смысле самопожертвования - ЖИЗНИ! Такой, порой, несуразной. Где одни используют слабости, человеков себе во благо, а другие, даже когда беспомощны априори, все-таки, пытаются помочь. А по-другому не могут. Сильный и запоминающийся рассказ.

* Где-то, у Генриха Гейне, прочла, что жизнь человеческая и дела их - это творческий сон Бога. А когда Бог проснется и протрет заспанные глаза? Еще, отдаю должное красоте и мудрости ваших мыслей. А ваш ответ предыдущему собеседнику: "Бог ждет от нас более всего искренности, а не молитв", - дорогого стоит!

* Вот ведь как... И никакого Суда божьего не надо Старику, когда сны казнят...

* "Большая Игра", похоже, forever. Написал же какой-то английский деятель, еще давно, книгу, где указал, что против России хороши любые методы. Чем лживей и гнуснее - тем лучше! Самовольно рассылал по собственному списку, но процесс остановили сами англичане, и все(?) экземпляры книги изъяли. Но наши, тогдашние, дипломаты один экземпляр заполучили и успешно применили в своем протесте. Но времена меняются, и наглость одерживает победу.

* Жизнь дает многое, но никогда не даст всего. Познания, раздумья, неуверенность выбора - пока живы, всегда с нами.

* Творчество - не от желания что-то в "прикуп" себе, а фантазии. А мысли, которые они "привлекают" - свыше посланное.

* Да. Было время... А люди какие! Манеры, речь... А нынче? Все больше супервайзеры да промоутеры. Но во все времена - в поиске: то ли себя, то ли себе. Любуюсь вашими текстами.

* Никогда не поймут "силуановы-голиковы", как оскорбительны для народа их шельмовские, фарисейские потуги выглядеть прилично. Сказать им: "Цыц!", - может только First, но он не спешит... Не может или не хочет?

* Ваш текст завораживает. Что такое время? Зачем нужда в датах? Что наша жизнь? Череда побед или проигрышей...

* Улыбнулась... Но заинтересовал разговор с раввином! Вспомнилась чья-то шутка: Сначала Авраам родил Исаака. Потом Исаак родил Иакова. А потом что-то пошло не так, и рожать стали женщины.

* От страха возрастного - только одно средство: ЖИЗНЬ! Иногда накатывают мысли о неизбежном, но: Осень жизни, всё же, хохотушка! Победит склерозом грех и страсть. А по площадям стоять, протягивая кружку каплям счастья, не заставит... Потихоньку стану Жить - не умирать!!!

* Интересная повесть. Судьба, она такая: кто на неё не полагается, тому дает больше возможностей. А судьбы женски_Я, у всех почти, в чем-то схожи: "семеро наваливай - один тащи!" Главное, не скулить и не жалеть себя. Идти к цели. Не мелочиться! А любовь...

* Как говорил профессор Преображенский: "Пропал дом!", - так и в вашем рассказе подразумевается печаль: пропали Небеса! А все важные дела начинают с понедельника!!! Но Господь уникален. Хотя… создав "овцу" - повторился...

* У сыщиков, равно, как и у парикмахеров, врачей, гробовщиков, всегда много работы! Известный слоган, как "пароль", для спецслужб: "Будь готов!" И отклик ЛГ, правда, с тенью сомнения: "Всегда готов?" Интересная интрига. Думаю, это только начало "неравнозначной" взаимности? Что-то подсказывает мне, что "лубянкинский" генерал имеет интерес не только государственный. Как тот человек из притчи - Жнет там, где не сеял...

* Вот она, всегдашняя "правда" жизни... Помните, у Гоголя? «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

* Какая в синем радость золотого! Небо, солнце, снега... и покой! Только в детстве бывает такое неостановимое счастье...

Борису Подберезину, Александру Гриневу, Валентину Логунову, Саше Тумп, Елене Ляховой, Александру Герасимову, Владим Филиппу, Александру Дымову, Мише Димишину, Тамаре Алексеевой2, Григорию Ходакову, Neivanov, Ванико.

Где внутренняя правда,
Там собранность души.
Когда наступит жажда,
Тогда вот и пиши.
Для всех заветных строк,
Что ты когда содеял,
Нам говорил пророк:
Не жни, там где не сеял.

Дерзай в мечте творенье,
Но помни наставленье.

Рецензии

Что за внутренняя правда,
Если нет к Душе Ростка,
Если нету Связи с Творчеством -
Нераскрытый к Свету Дня?!

Если жажда - будет грустно
И Росточек не пробьёт
То асфальтное бес чувство,
Что над Ним кладут, как гроб.

Только, если в Почву садишь,
Только, если вышел в Цвет,
Вот, тогда, проси о Счастье
Милый Сердцу Человек!
Владимир! Пусть, ваш Росточек пробьётся и узнает Истину, а не правду! Удачи!

С уважением,
Владимир

Вадим, вот мы с вами и приехали...
как говорится - пора подводить итоги.

По всему Вашему диалогу получается,
что Вы просто очередной бог Кузя,
который возомнил в себе право всех поучать под личиной доброжелательности,
да ещё от имени "Творца" (как Вы утверждаете).
Типичный пример попытки манипуляции. Ведь мы сейчас на моей ленте рецензий.
Обсудить - пожалуйста, а Ваши манипуляции здесь видны как на ладони.
Одна только фраза, что Вам дано особое право "Свыше!", да еще от имении всех "рабов", которых вы называете "Детьми" (с большой буквы)?
Ну и разговаривайте с собой, но только не от имени других.
Мы Вам этого права не давали, "бог Кузя".
И естественно, я посмотрел Вашу страницу (кстати о Детях с большой буквы). Но у меня хватает чувства этики - не завалиться к Вам и не поучать и не давать Вам разнос, что ваши истины какие-то не такие. Ведь один из моих профессиональных интересов - социальные сети на базе ИТ-платформы.

И еще, Вы мне очень льстите, называя философом, а я всего лишь преподаватель (управление, аналитика, ситуационный анализ, противостояние лжи и агрессии для руководителей).
Зато Вы мне дали хороший дидактический материал.
Цитаты:
- Пусть, ваш Росточек пробьётся и узнает Истину, а не правду!
- Если правда твоя, то она никому не нужна. Истина опирается на Творца и распространяется через Детей: Они Её Носители - поэтому Истина всегда сильнее, как правды, так и лжи!
- ... Вы так и не поняли о каких Детях идёт речь: тех, что вы мне приводите в качестве примера не имеют ничего общего с Теми, о которых говорю я - это божьи Дети...
- и говорить от Имени Их мне доверено Свыше! (?)
- Удачи вам, философ: смотрите на жизнь проще и ширше...
- ибо всякий взгляд от человеков не значит ничего с тем Словом, что произнесут Уста Младенца!
(так подробно - просто, чтобы сохранить в документальном виде)

Кстати, в завершение - сегодня прощенное воскресенье,
извините меня, если обидел чем-то.
И удачи Вам, и не нужно нам всем лишних манипуляций, просто из уважения к себе и к другим людям...

Свт. Иоанн Златоуст

Из негодования господина на этого раба ты увидишь, как и учащиеся могут сделаться виновными, как и от них востребуется не только то, что им дано, но еще и с лихвою. В самом деле, что говорит Господь тому лукавому рабу? Злый рабе! Негодование страшное, угроза поразительная! «Аще , – говорит, – ведал еси, яко жну, идеже не сеях, и собираю, идеже не расточих, подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и Аз пришед взял бых оное с лихвою» . Серебром он называет драгоценное слово (Божие), а торжниками – вас, принимающих (от нас) это слово. Твое дело, говорит он, было только передать им серебро; а мое – взыскать от них не только то, что им дано, но и то, что они сверх того приобрели бы. Видите, возлюбленные, как много страшного в этих словах! Что же скажут на это те, которые не заботятся даже о сохранении вверенного им (сокровища), когда сверх того потребуется еще от них и приращение его?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.

Свт. Василий Великий

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху, потому что тщательность, равно как и терпение, надо показывать даже до смерти. А что леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению, это видно из слов Господа, сказавшего: лукавый раб и ленивый (Мф. 25:26) .

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 26-27 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

И тогда в ответ раб слышит: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну; где не сеял, и собираю, где не рассыпал; потому надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью . Раб уловлен был своими собственными словами, когда господин подтвердил: я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал , - словно бы говорил: если я, согласно твоим словам, ожидаю от тебя чего-то, что я не давал, то насколько больше ожидаю от того, что дал тебе для использования?

Отдать серебро торгующим значит дать знание проповеди тем, кто может им распорядиться. И если вы воспринимаете наше опасение, если вы владеете серебром Господа, то тщательно взвешивайте себя, братья возлюбленные. То, что имеете, отдать нужно с прибылью. Прибыль, конечно же, серебро, в том числе и которое не было дано.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Все отношение ленивого раба к Богу и Его таланту происходит от его испорченности и лени: лукавый рабъ и ленивый! Зло и лень - главные причины этого, и главные строители всего его внутреннего мира. Эта причина - и на дне души всех материалистов, атеистов, позитивистов = гуманистов. Оттуда исходит вся их критика Бога, или точнее: клевета на Бога. Извращенное и ложное восприятие Бога всегда исходит в человеке из его добровольного лукавства и лености. Он зол на все Божие добро: лень ему заглянуть в тайны бесчисленных звездных миров, и в свой чудный внутренний мир мыслей и чувств, почему он и приписывает Богу то, что можно приписать только творцу зла и диаволу, или плохому человеку: хищение и грабеж.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 26-28 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

То, в чем он видел оправдание для себя, обращается в вину для него. Но он называется еще рабом злым, лукавым, потому что он произнес хулу против Господа. Он ленивый, потому что не захотел удвоить таланта, так что за первое обвиняется в гордости, а за второе - в нерадивости. «Если, - говорит Он, - ты признаешь, что Я суров и жесток и гоняюсь за чужим, и пожинаю там, где не сеял, то почему мысль об этом не внушила тебе страха, чтобы ты мог знать, что Я буду искать своего гораздо заботливее, и отдать деньги мои, или серебро, торговцам; ведь на греческом и то, и другое значение заключается в слове άργύριον. Слова Господни , - говорит псалмопевец, - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное (Пс. 11:7) . Итак, деньги и серебро это есть проповедование Евангелия и слово Божие, которое должно быть вручено торгующим и меновщикам, что значит: или остальным учителям (это делали и апостолы, поставляя по отдельным странам пресвитеров и епископов), или всем тем верующим, которые могут удвоить сокровище и возвратить с прибылью, т. е. через исполнение делом того, что они изучили словесно. А отнимается талант и дается тому, кто создал десять талантов, с той целью, чтобы мы понимали, что хотя и в том, и другом труде, - т. е. и в труде того, кто пять обратил в десять, и того, кто два - в четыре, одинакова радость Господа, однако тому, который более потрудился над сокровищем от Господа, должна быть дана большая награда. Потому апостол и говорит: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим. 5:17) . Из того, что дерзнул сказать злой раб: «Жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не разбросал», мы понимаем, что Господь принимает добрую жизнь и язычников и философов, и иначе относится к тем, которые проводят жизнь праведно, а иначе к тем, которые живут неправедно и по сравнению с тем, который служит естественному закону, осуждает тех, которые не радеют о законе писанном.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Евфимий Зигабен

Ст. 26-27 Отвещав же господь его рече ему: лукавый рабе и ленивый, ведел еси, яко жну идеже не сеях, и собираю идеже не расточих: подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою

Господь говорит так не потому, что тот сказал правду, – так как без Него ничто не совершается праведно, – но ведет речь условно и как бы так говорит: «Если бы Я даже и был таким, – что впрочем неверно, – однако так как ты знал Меня таким, то тем более следовало тебе отдать Мой дар знающим различать добро от зла (их называя здесь торжниками); следовало о тебе научить, внушить, посоветовать, сделать все с своей стороны, а остальное предоставить Мне, именно взыскание; следовало тебе сделать по крайней мере более легкое, а более трудное предоставить Мне». Ссуда есть учение, а прибыль такой ссуды – умножение добродетелей. Прибылью назвал всякую вообще пользу, получаемую от жизни вместе с другими.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Архим. Софроний (Сахаров)

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Лопухин А.П.

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

(Лк. 19:22). О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури. Опять неверно мнение, что господин опровергает здесь клевету раба (servus autem malus appellatur: qula calumniam domino facit, - Иероним), или говорит здесь только гипотетически, предположительно (ύποθετικώς τον λόγον προ» γάγεν - Евфимий Зигабен). Тут нет никакого опровержения клеветы, никакой гипотетичности. Слова раба признаются справедливыми; но господин настолько властен и силен, что для него обычная нравственность не имеет как будто никакого значения. Сила - вот его право! Поэтому жадность, хищничество, любовь к прибыли, отсутствие обычной логики в нем являются добродетелью. Если он живет на чужих полях, то это правильно! Если собирает зерна на чужих гумнах, то это законно! Раб хорошо знал об этом, и это нужно было ему принять к сведению. Так как раб не сделал того, что было желательно его господину, то подвергается суду, и притом на основании начал, опять неодобрительных с точки зрения обычной нравственности. Господин почти целиком повторяет только что сказанную речь раба и ставит ему ее в вину.

Толковая Библия.