Знаменитые балерины и долголетие. Шоу «Танцы»: самые известные российские балерины Русские балерины фамилии

«Дилетант» решил рассказать о легендах балетного искусства XX века.

Ольга Преображенская


В 1879 году поступила в , где занималась у педагогов Николая Легата и Энрико Чекетти . После выпуска была принята в Мариинский театр , где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская . С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала . В 1900 году стала прима-балериной. Оставила сцену в 1920 году.

В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А. Л. Волынского .

В 1921 году эмигрировала, с 1923 года жила в Париже , где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Также преподавала в Милане , Лондоне , Буэнос-Айресе , Берлине . Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова , Ирина Баронова , Татьяна Рябушинская , Нина Вырубова , Марго Фонтейн , Игорь Юшкевич , Серж Головин и др.

Ольга Иосифовна умерла в 1962 году и похоронена на (в некоторых источниках ошибочно указывается кладбище Монмартр ).

Матильда Кшесинская



Родилась в семье артистов балета Мариинского театра : дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер , муж — Зедделер, Александр Логгинович ) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927).

В 1896 Преображенская получила статус прима-балерины


В 1890 году окончила Императорское театральное училище , где её педагогами были Лев Иванов , Христиан Иогансон и Екатерина Вазем . После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра , где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия ). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год .

В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже . Ученицей Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская .

В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары , первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году .

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия : «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров К шесинская ».

Вера Трефилова


Вера Трефилова родилась в артистической семье. Мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крестной стала выдающаяся драматическая актриса М. Г. Савина .

Помимо того, что источники дают балерине ещё фамилию Иванова, она носила ещё три фамилии по своим мужьям: по 1-му мужу — Бутлер, по 2-му — Соловьева, по 3-му — Светлова.

Трефилова была приверженцем классического балета


В 1894 году закончила Петербургское театральное училище , педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт , и сразу была принята на сцену в императорский Мариинский театр в кордебалет с обещанием, что через несколько лет она займет амплуа солистки — что и произошло в 1906 году после того, как она, уже работая на сцене, продолжала брать уроки, её преподавателями были: Катарина Беретта , Энрико Чеккетти , Мори в Париже, Евгения Соколова , Николай Легат . В 1898 году на премьере «Дочери микадо» балетмейстера Л. И. Иванова она заменила Екатерину Гельцер , но выход прошел неудачно, оставив балерину ещё на несколько лет в кордебалете. Тем не менее в небольших сольных партиях она выступала. А перейдя, наконец, в солистки, уже уверенно чувствовала себя в сложных первых партиях.

Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Но зато стала мастером академического балета.

В Мариинском театре В. Трефилова проработала 1894—1910 годы.

Юлия Седова

Окончила Санкт-Петербургское хореографическое училище в 1898 году. Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё и другой своей ученицы Любови Егоровой специальный выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения.

Хотя с первых лет её пребывания в Мариинском театре, ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 году перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В. А. Теляковский , который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно, если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербуржском балете, которым фактически заправляла Матильда Кшесинская .

Седова имела крупное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги


Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и видимо ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры, были и вполне объективные. Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях проигрывала в пластике поз. Таким образом её внешние данные никак не устраивали избалованную петербуржскую балетную публику.

К 1911 году репертуар Мариинского театра в значительной мере опирался на неё, так как ряд артисток, например Анна Павлова и Вера Трефилова покинули театр, а Кшесинская и Тамара Карсавина появлялись на сцене ограниченно. Тем не менее она не получила давно заслуженного звания балерины и, вероятно, в знак протеста подала прошение об отставке, когда была повышен оклад Карсавиной. Отставка была принята.

Оставшись без работы артистка возглавила большую гастрольную поездку по США , её партнёром в поездке был Михаил Мордкин . Солистами труппы были Лидия Лопухова , Бронислава Пожицкая , Александр Волинин и Николай Солянников , как мимический танцор. Кордебалет составлял шесть-десять человек. Декорации были написаны художником Константином Коровиным . Гастроли удались. Американская публика, впервые увидевшая классический балет такого уровня, принимала хорошо. График выступлений был очень напряженным, спектакли давались практически каждый день. Труппа выступила в 52 городах. Седова выступила 38 раз в « Лебединном озере », 27 раз в « Коппелии » и 10 раз в «Русской свадьбе», небольшом балете поставленным М. Мордкиным. Постановку «Жизели» пришлось отменить, из-за болезни Мордкина. Петербургская пресса следила за гастролями и сообщала о восторгах американцев.


После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 года актриса дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории . В 1912—1914 годах актриса гастролировала в Западной Европе . Только в 1914 году она смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 года состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в « Дочери фараона ». В возрасте 36 лет, она навсегда покинула сцену.

Агриппина Ваганова


Агриппина Ваганова родилась 14 ( 26 июня ) 1879 года в Санкт-Петербурге , в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец — Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1888 году была принята в Императорское театральное училище . Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова , Александр Облаков , Анна Иогансон , Павел Гердт , Владимир Степанов . В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова , назвав это время «двумя годами безделья» , затем перешла в класс Екатерины Вазем . Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле « Волшебная флейта », поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки . Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба « Коппелия », за что её прозвали «королевой вариаций».

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Ваганова вносила некоторые изменения в хореографические приемы


Покинув сцену в 1916 году , занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище . Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина , Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская , подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова , М. А. Кожухова , М. Ф. Романова , выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. « Система Вагановой » сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова .

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года . Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища

Русский балет всегда занимал в мировой культуре особое место, и по сей день наши балерины - впереди планеты всей. Недавно на «Леди Mail.Ru» мы рассказывали о звезде балета Сергее Полунине, а теперь пришло время узнать и о прекрасной половине, девушках, которые на сегодняшний день являются лицом русского балета. Некоторые из них добились успеха в своем деле и танцуют в лучших театрах планеты, другие же сумели сделать успешную «светскую» карьеру даже благодаря выступлениям в кордебалете. Сегодня мы познакомим вас с 10 российскими балеринами.

Диана Вишнева

Диана Вишнева - одна из главных звезд современного русского балета. В своей карьере Диана достигла самых высот - в Большом театре она танцует в «Лебедином озере», «Жизели», «Спящей красавице» и «Утраченных иллюзиях». Танцевать она начинала в 6 лет в родном Санкт-Петербурге, там же окончила и балетное училище, а потом началось - лондонский «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера», парижский театр «Гранд-опера» - на всех этих знаменитых сценах мира танцевала наша Диана Вишнева. А еще именно она выступала на открытии Олимпиады в Сочи - помните танец голубя мира?

Несмотря на гастроли по всему миру, своим домом звезда считает родную Мариинку. «Театр - это мое государство. Если Мариинку вдруг перенесут - не знаю, в Китай, - я никогда не начну говорить по-китайски, потому что вся жизнь происходит внутри театра», - рассказала Диана в одном из интервью.

Кстати, с личной жизнью у балерины тоже все в порядке - недавно она вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича. Влюбленные сыграли невероятно красивую свадьбу на Гавайских островах.

2.

Светлана Захарова - главная звезда русского балета на сегодняшний день. Она училась в Киевском балетном училище, потом долгое время жила в Германии, затем танцевала в Мариинке, а сейчас блистает на сцене Большого театра. При этом Светлане удается оставаться в стороне от громких скандалов, которые не редкость для Большого. Сама Захарова признается, что получает большое удовольствие от своей популярности: «Для меня слава - не груз, наоборот, я чувствую удовлетворение, я к этому стремилась»

Анастасия Волочкова не отрицает, что всегда мечтала стать балериной и шла к своей цели, хотя знала, что подходящих физических данных у нее нет. Упорство Волочковой все-таки привело ее в Большой театр, но ненадолго - там Волочкова танцевала в «Лебедином озере», а потом со скандалом была уволена и написала не одну заметку об интригах театра. Сейчас Анастасия выступает с сольными концертами в городах России и СНГ, однако бурная «светская» жизнь давно затмила все ее балетные заслуги

4.

Ульяна Лопаткина, прима Мариинского театра, сумела стать звездой классического балета, обладая при этом не совсем «балетными» параметрами. Рост Ульяны - 178 см, что считается очень высоким для этого вида искусства. Но Лопаткина, кажется, сумела превратить недостаток в достоинство - иначе у нее не было бы столько поклонников по всему миру. Кстати, у Ульяны есть дочь от брака с бизнесменом Владимиром Кореневым (супруги развелись 3 года назад), которую мама не тянет за собой в балет

5.

Екатерина Кондаурова , получившая множество престижных балетных премий. В Большой театр эта звезда не стремится, хотя могла бы, но предпочитает жить в Санкт-Петербурге. «Москву, честно говоря, недолюбливаю. Красивее Петербурга города не встречала», - говорит балерина, которая, кстати, родилась в Москве

6.

Анастасия Винокур , дочь артиста Владимира Винокура, не только светская львица, но и балерина. Она танцует в современных постановках в Большом театре, но к статусу звезды не стремится - многие критики отмечают, что у Анастасии просто нет подходящих физических данных. Балериной Анастасия стала, пойдя по стопам своей мамы, Тамары Перваковой. Напомним, что недавно Винокур вышла замуж за бизнесмена Григория Матвеевичева

7.

Мария Богданович . И хотя Мария танцевала в Большом театре, а потом получила диплом педагога, особо значимых успехов в балете она не достигла, но зато стала узнаваемой девушкой в столичном бомонде. Мария дружит с актрисами и дизайнерами, так что в последнее время ее можно чаще увидеть на светском мероприятии, чем в театре

8.

Светлана Лунькина , бывшая прима Большого театра, к сожалению, на родине больше не танцует - в 2013 году она получила приглашение из Национального балета Канады и уехала за океан. При этом Светлана успевает быть еще женой и мамой - она замужем за продюсером Владиславом Москалевым и воспитывает двоих детей - сына и дочь

9.

Полина Семионова - звезда мирового масштаба, которая когда-то совершила смелый поступок - девушка отказалась от карьеры в Большом театре, где конкуренция слишком высока и жестока, и уехала в Берлин, став там примой-балериной. Затем Полину пригласили танцевать ключевые партии в США, но и о родине она не забыла - выступала в Михайловском театре

10.

Алина Сомова вполне могла бы сделать еще и модельную карьеру - природа наградила танцовщицу очень эффектной внешностью. К слову, в прошлом у Алины был роман с фигуристом Алексеем Ягудиным, который сам в интервью рассказывал, что красавица-балерина просто свела его с ума!

В день рождения Большого театра, который традиционно отмечается 28 марта, АиФ.ru рассказывает о примах-балеринах, которые сегодня блистают на знаменитой сцене.

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише — несомненная гарантия аншлага. Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток. Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон. Все героини примы — обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой. С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита». Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа — Мери в балете «Герой нашего времени».

Евгения Образцова

Ещё одна бывшая прима Мариинки, а с 2011 года звезда Большого театра — Евгения Образцова. Изящная, хрупкая девушка — идеальная героиня всех романтических сказок, поэтому за её плечами такие нежные образы, как Сильфида, Жизель, Баядерка, Принцесса Аврора, Золушка, Джульетта. Однако балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа: главное для неё — станцевать так, чтобы зрители поверили увиденному на сцене. Образцова много гастролирует и даже снимается в зарубежных фильмах.

Екатерина Шипулина

Екатерина Шипулина сегодня одна из самых востребованных балерин России. По окончании Московской государственной академии хореографии она была принята в труппу Большого театра, где успела поработать абсолютно со всеми хореографами. Критики отмечают стремление Шипулиной к абсолютной точности исполнения. В репертуаре звезды десятки ведущих партий: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери», Жизель в «Жизели». Сегодня приму можно увидеть на сцене Большого в образе Ундины в балете «Герой нашего времени».

Екатерина Крысанова

Биография этой примы может удивить многих, ведь первое образование Екатерины Крысановой было не хореографическим. Сначала знаменитая балерина училась в Московском центре оперного пения им. Вишневской и только после поступила в Московскую академию хореографии. Статус примы она получила не сразу, зато после участия в балете «Спящая Красавица» раз и навсегда стала любимицей зрителей и театральных критиков. Последней работой Крысановой в Большом театре были «Русские сезоны» и роль парижской балерины Корали в «Утраченных иллюзиях».

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги. Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».

8 выбрали

Как прекрасен полет балерины в танце, как он легок и воздушен, и как тяжел ее труд на пути к этой кажущейся легкости. Тысячи девочек начинают этот путь в балетных школах, но лишь немногие становятся Великими балеринами. 23 апреля значимая дата в мире балета - 210 лет со дня рождения Марии Тальони, балерины первой вставшей на пуанты и первой представшей в воздушном облаке балетной пачки. Но не это главные страницы в истории балета, написанные великой балериной – ее танец, воздушный, мистический, который сравнивали со скрипкой Паганини, стал самой знаменитой легендой балета.

Мария Тальони (1804-1884)

Отец Марии был балетмейстером и хореографом, поэтому видел в своей дочери то, чего не видели другие. А как иначе? Ведь она должна была стать балериной в третьем поколении! А она выглядела гадким сгорбленным утенком среди других его учениц, от которых терпела немало насмешек в свой адрес. Отец же был неумолим и строг, порой урок заканчивался обмороком обессилевшей Марии, но именно каторжный труд превратил ее в нимфу балета. А впереди ее ждал триумф – в 1827 году "Венецианский карнавал" в Париже, после которого она танцевала в Гранд Опера и мировая слава в 28 лет в постановке отца "Сильфида". Роль Сильфиды стала главной в ее жизни – четверть века она была лучшей исполнительницей этой партии. За ней последовали и другие партии в постановках Филиппе Тальони, долгий контракт с Гранд Опера и… гастроли в России. И Петербург буквально "заболел балетом" - она выступала на цене через день, неизменно вызывая восторг и восхищение, внимание императорской семьи и обожание публики. Последнее выступление балерины в Петербурге состоялось 1 марта 1842 года. Вызывали ее восемнадцать раз – ее, Сильфиду, летящую над сценой на кончиках пуант в газовом облаке балетной пачки….

Анна Павлова (1881-1931)

Будущая звезда русского балета мечтала о белом репетиционном зале с портретом Марии Тальони на стене. Дочь железнодорожного подрядчика и прачки обладала прекрасными природными балетными данными и огромным упорством, благодаря которому она и смогла стать ученицей театрального училища, ведь ее не приняли сразу! Лишь вторая попытка оказалась успешной, благодаря Мариусу Петипа, разглядевшему в маленькой девочке "пушинку на ветру". По окончании училища Анна поступила в Мариинский театр, примой которого она стала спустя 6 лет поле первого выхода на сцену. "Баядерка", "Жизель", "Щелкунчик" в ее блистательном исполнении приводили в восторг театральную публику и придирчивых "балетоманов". Настоящая слава же пришла к ней в 1907 году после исполнения миниатюры "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которую Михаил Фокин поставил для нее буквально за одну ночь для выступления на благотворительном концерте. Миниатюра навсегда стала символом русского балета 20 века. С 1910 года начинается череда гастролей "Русского лебедя" и история ее мировой славы. "Русские сезоны" в Париже стали одной из "золотых страниц" в истории русского и мирового балета. Анна Павлова создает свою собственную труппу, свою балетную семью, с которой открывает миру классический балет Чайковского и Глазунова. В 1913 году она переезжает в Лондон и уже больше не возвращается в Россию. Америка, Европа, Индия, Куба, Австралия рукоплескали Павловой, ставшей живой легендой. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге 23 января 1931 года от пневмонии.

Ольга Спесивцева (1895- 1991)

Что более всего надломило душу балерины – потрясения революции, преследовавшие ее обвинения эмиграции в "шпионаже", душевная драма или полное погружение в образ Жизели, ради которого она посещала дома для душевнобольных и с которой она разделила ее безумие? Она уже не могла выти на сцену и, надломленная, в 1931 году переехала в США, где вскоре в состоянии полной потери памяти оказалась в лечебнице, где пробыла до 1963 года. Случилось чудо, память вернулась к ней и до самой смерти Ольга Спесивцева прожила в пансионате Фонда Льва Толстого, успев сняться в документальном фильме….

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Она не стала великой балериной на цене, но ее имя известно всему миру, как имя великого балетного педагога, которое носит Академия танца….

На сцене ей были уготованы только третьестепенные роли – она не была привлекательна внешне и первые партии обходили ее стороной, да и критики не видели в ней "воздушной красавицы". Упорный труд, талант, великолепная техника исполнения оказались важнее красивой внешней оболочки. Агриппина Ваганова "лепила" себя сама, добившись вначале ролей второго плана, образы которых она открыла для публики заново. Создавая все новые вариации уже, казалось затертых образов, она получила от критиков титул "королевы вариаций". Она не стала знаменитой балериной, уже в 36 лет ее отправили "на пенсию", но, посвятив себя хореографии, стала самым знаменитым педагогом, вписав золотыми буквами свое имя в историю балета. Она посвятила себя хореографии в те годы, когда совершенно серьезно обсуждался вопрос о… ликвидации балета, как чуждого вида искусства. Вагановская школа по праву стала одной из лучших в мире, выпустившей балерин, чьи имена по праву заслужили приставки "великая": Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Дудинская. Агриппина Ваганова руководила Академическим театром оперы и балета в 1931-1937 г.г., осуществив постановки "Лебединого озера" и "Эсмеральды" в новой редакции, в своей особенной манере, получившей имя "вагановской". Ее педагогический опыт стал всемирным достоянием во многом благодаря написанной ею книге "Основы классического танца", переведенной почти на все языки мира и выдержавшей 7 переизданий.

Алисия Алонсо (1920)

Создательница Национального Балета Кубы Алисия Мартинес дель Ойо в 9 лет поступила в единственную в то время на Кубе балетную школу русского балетмейстера Николая Яворского. И с первого же дня балет стал смыслом всей ее жизни. Шаг за шагом Алисия шла к намеченным ею одна за другой целям: стать профессиональной балериной, а затем создать национальную балетную школу на Кубе. Когда политика вмешалась в ее планы, и само существование балетной труппы на Кубе стало невозможным, она поставила своей целью поддерживать наиболее одаренных танцоров до лучших времен. После победы Кубинкой революции в 1959 году она проводит отбор самых одаренных учеников и ставит новую цель - поднять кубинский балет мирового уровня. Но в ее жизни были не только масштабные планы, в ее жизни был Балет, "чернорабочим" которого называла себя Алисия.. Ей рукоплескал Париж, Милан, Вена, Неаполь, Москва, Прага, а она никогда не была собою довольна. В 19 лет е сделал первую операцию на глазах, зрение падало с каждым годом, но она танцевала. "Танцующая в темноте" - так говорили о великой кубинской балерине. Специально для нее центр сцены освещали самым ярким прожектором – она не видела кулис, декораций, она танцевала душой…. Множество постановок, образов - она танцевала, танцевала, танцевала всегда, не давая себе ни поблажек, ни скидок на возраст и потерю зрения. Последнее выступление Алисии Алонсо в поставленном ею балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет! Она танцует до сих пор, сидя в инвалидном кресле, полностью потеряв зрение – она все равно танцует руками и сердцем. Алисия Алонсо - Prima ballerina assoluta.