§3.Мнение субъективное и объективное. Субъективное мнение - это что значит? Субъективное и объективное мнение - в чем отличие

Наше мышление субъективно, если наша точка отсчета находится внутри нас и мы ориентированы на выражение своих чувств и удовлетворение личных потребностей. Чтобы мыслить объективно, точка отсчета должна быть вне нашего «Я», а личные чувства и желания не должны влиять на понимание причинно-следственных связей. Объективное мышление пытается определить причинно-следственные связи с точки зрения скорее действий, чем чувств, ибо действия являются видимыми, доступными событиями, в то время как чувства - события внутреннего и частного характера. Чувства нельзя подтвердить объективно, поэтому им нет места в объективном мышлении.

Возникает вопрос: может ли мышление быть полностью отделено от чувства? Фактически, если задуматься над тем, что представляет собой объективное, то есть неэмоциональное мышление, то окажется, что это понятие более противоречивое, чем эмоциональное, или субъективное мышление. Если разум полностью отделен от чувств, то он превращается в компьютер, который оперирует только загружаемой в него информацией. Это запрограммированное мышление. В некоторых исключительных ситуациях человеческий разум способен на такое функционирование. Мышление студента, решающего геометрическую задачу, напоминает действие компьютера. Студент пытается использовать всю имеющуюся у него информацию о геометрии для решения задачи. Если информации недостаточно, то задача останется нерешенной, поскольку ни чувства, ни личный опыт не могут ему в этом помочь.

Пока человек живой, его тело посылает импульсы в мозг, информируя его о своей деятельности и продуцируя ощущения, чувства и мысли. В гуще самых абстрактных рассуждений наш разум не свободен от вторжения личных соображений. Мы сознаем чувство раздражения, фрустрации, возбуждения или спокойствия. Подобные вторжения затрудняют работу объективного мышления, и часто требуется значительное усилие воли для того, чтобы удерживать сосредоточенное внимание на безличной проблеме. Вторжения минимальны, когда тело находится в состоянии удовольствия, а решение проблемы требует творческих усилий. В таких условиях разум менее всего склонен отвлекаться. Однако такие условия редки в культуре или образовательной системе, отрицающей роль удовольствия в творческом процессе.

Если индивид вынужден бороться с болезненными чувствами, которые вторгаются в его сознание, объективное мышление становится вопросом самодисциплины. Болезненные чувства всегда вызывают больше волнения, чем приятные, поскольку боль интерпретируется как сигнал опасности. Чтобы мыслить объективно в тот момент, когда тело испытывает боль или недостаток удовольствия, человек должен притупить эти ощущения, снижая чувствительность тела. Такая изоляция отделяет разум от тела и делает мышление человека механическим или компьютеризированным. Творческое мышление, которое зависит от свободного течения мыслей, имеет место только тогда, когда тело осознанно, восприимчиво и свободно. Мы не можем не прийти к заключению, что человеческое мышление и, вероятно, его содержание, не могут быть полностью свободны от эмоционального настроя тела.


Объективное мышление становится еще более сложной задачей, если человек пытается быть объективным по отношению к собственному поведению. Поскольку поведение в значительной степени обусловлено чувствами, то человек должен полностью осознавать свои чувства, чтобы оценить свое поведение объективно. Например, если человек не сознает свою враждебность, он будет объяснять свою негативную реакцию враждебными чувствами других людей по отношению к нему. Он не видит своих действий так, как видят их другие, и поэтому не способен оценить свою роль в возникновении отрицательной реакции. Без осознания собственных эмоций и мотивов человек не может быть полностью объективен по отношению к самому себе. Все, что может интеллект, - оценить логику человеческих рассуждений на основе воспринимаемых чувств. Но если человек сознает свои чувства и способен выразить их субъективно, то он может занять истинно объективную позицию. Он может, например, сказать: «Я чувствую свою враждебность и понимаю, почему люди реагируют на меня негативно». Истинная объективность требует должной субъективности.

Мы проявляем значительно большую объективность в оценке поведения других людей, чем своего собственного. Консультируя супружеские пары, я обнаружил, что каждый из супругов ясно видит недостатки другого, не ведая при этом о своих. Старая французская притча гласит, что человек подобен почтальону, который несет, перекинув через плечо, двойной мешок с почтой. В мешке спереди собраны недостатки других людей, а сзади содержатся его собственные слабости. Смысл в том, что каждый из нас слеп к своим собственным недостаткам. Мы в буквальном смысле не видим себя; мы можем только почувствовать, что происходит в наших телах. По этой причине я взял за правило не спорить с теми, кто подвергает критике мое поведение. Я признаю, что критика не может быть полностью незаслуженной.

Чтобы быть истинно объективным, человек должен распознать и признать свои личные установки или чувства. Без этой субъективной основы попытка объективности превращается в псевдо-объективность. Психологическим термином, обозначающим псевдо-объективность, является рационализация. Механизм рационализации состоит из отрицания субъективного чувства, которое мотивирует мысль или действие, и из оправдания собственного отношения или поведения логическими умозаключениями. Когда человек говорит: «Я сделал это потому что...», он возлагает ответственность за свое поведение на некую внешнюю силу. Иногда это может быть обоснованно, но чаще является не более чем оправданием неудачного или неадекватного действия. Только подобные самооправдания редко удовлетворяют другого человека. Вместо того чтобы вдаваться в причины, было бы лучше выразить свои чувства и желания. Уилл Дюран отметил, что «причина, как скажет нам сегодня любая школьница, служит лишь техникой для рационализации желания»*.

Объективное мышление мало способствует разрешению проблем и конфликтов, которые изо дня в день встают перед нами. Ни одна мать не смогла бы контактировать со своим ребенком на основе объективного мышления. Если она интерпретирует плач ребенка правильно, то это потому, что она улавливает скрывающееся за плачем чувство и с чувством отвечает на потребность малыша. Мать, которая пытается проявить объективность по отношению к собственным детям, отвергает свою естественную функцию и, в сущности, бросает детей. Она больше уже не мать, но некая безличная сила. Один человек не может относиться к другому объективно, поскольку объективные отношения превращают людей в объекты.

Мышление невозможно отделить от чувств. Поскольку все, что делает человек, обусловлено его стремлением к удовольствию или избеганием боли, ни один его поступок не может быть полностью беспристрастным, а действие - не содержать личной заинтересованности. Любая мысль связана с чувством, и она будет или поддерживать чувство, или противоречить ему, в зависимости от структуры характера индивида. У здорового человека мышление и чувство следуют параллельно друг другу, отражая единство личности. У невротика мышление часто противопоставлено чувству, особенно в тех случаях, где имеет место конфликт. Шизофреническое состояние характеризуется диссоциацией мышления и чувств, что является одним из типичных симптомов этой болезни.

В процессе психиатрической работы становится очевидной беспомощность объективного мышления в решении эмоциональных проблем. Такое мышление, по сути, являет формой сопротивления терапевтическому усилию, поскольку оно поддерживает состояние диссоциации, лежащее в основе эмоционального расстройства. Любая аналитическая техника, от психоанализа до биоэнергетики, направлена на то, чтобы пробиться сквозь псевдообъективность пациента к его чувствам. Пока этого не произошло, общение между врачом и пациентом остается интеллектуальным упражнением, не оказывающим никакого воздействия на поведение последнего. Как правило, самым трудным пациентом является тот, кто сохраняет интеллектуальную беспристрастность, отрешенность от терапевтических усилий.

В свете этого факта остается только удивляться, почему к объективному мышлению относятся столь уважительно и почему способность абстрактно мыслить считается величайшим достижением человеческого разума. Основной упор в нашем образовательном процессе сделан на развитие этой способности. Причины такой популярности лежат на поверхности. Объективное мышление, особенно абстрактное, является основным источником знания, а знание - это власть. В любом цивилизованном обществе существует иерархия власти. Человек, обладающий властью или наделяющий ею, занимает в таком обществе высшее положение. Знания - важная составляющая стабильности и безопасности общества. Однако их значение в обеспечении эмоционального здоровья индивида не велико.

Творческое мышление, с другой стороны, прочно укоренилось в субъективной установке. Все значительные философские произведения пристрастны и очень субъективны, что очевидно для восприимчивого читателя. Такая личностная, или субъективная направленность не только придает особый оттенок философскому творению, но и превращает плод интеллектуального труда в человеческий документ. Лишенная этого качества книга суха и неинтересна. Все остальные формы творческого мышления, будь то наука, искусство или просто жизнь, берут начало в субъективной установке. Нельзя сказать, что творческий человек не способен абстрактно мыслить, как раз наоборот. Однако его абстракции возникают из чувств и отражают их. Субъективность и абстрактное мышление становятся единым целым.

Люди не привыкли мыслить творчески, поскольку они отказались от субъективного мышления. Их обучили считать такое мышление неполноценным; не доверять чувствам и оправдывать свои действия с помощью логических рассуждений; не рассматривать удовольствие как достойную цель в жизни. Вследствие этого их интеллектуальные способности или используются для рационализации поведения, или заняты решением неличностных проблем. Нередко можно встретить хорошего абстрактного мыслителя, которому не достает того, что называется здравым смыслом.

Мышление начинается с чувства и развивается из потребности адаптировать наши поступки к реальности нашей ситуации. Оно заканчивается мудростью, которая признает связь человека со вселенной, частью которой он является. Сущность мудрости, как отметил великий Сократ, в том, чтобы «познать самого себя». Человек, не знающий самого себя, не может думать за себя и не способен творчески мыслить.

Любой человек мыслит и делает свои умозаключения своих знаний и чувств. Чувства, как известно, сугубо индивидуальны. Даже понимание такого простого чувства как у разных людей расходится, что отражается не только в быту, но и .

Таким образом, точка зрения человека и его мировосприятие основывается на пережитом опыте. Несмотря на то, что опыт может быть одинаковым, его интерпретация окажется для отдельного человека своей, отличной от множества других – она будет субъективной.

Получается, что каждый человек обладает своим субъективным мнением и, практически, каждый день сталкивается с другими субъективными мнениями друзей, знакомых и т.д. На основе этого между людьми возникают споры и дискуссии, развивается наука и движется прогресс.

Субъективное мнение – это то, что присуще одному человеку, индивидуально представление окружающего по средствам собственных эмоций и мыслей.

Объективность и объективное мнение

Объективное мышление не свойственно ни одному человеку. Хоть и считается, что чем кругозор человека шире, тем больше объективности в его мнении, само понятие «объективность» гораздо шире.

Объективность – это независимое от человека, его желаний и мнений, свойство предмета. Поэтому такого понятие, как «объективное мнение» в прямом значении существовать не может.

Что же тогда подразумевают люди, когда употребляют это выражение? Чаще звание человека, имеющего объективное мнение, получает тот, кто не участвуют в какой-либо ситуации, и, находясь за ее пределами, может оценить происходящее «со стороны». Но даже этот человек рассматривает мир через призму своих личных представлений.

Также к объективному мнению можно отнести совокупность субъективных мнений. Но здесь тоже есть свои подводные камни. Если собрать все мнения воедино, получится огромный клубок противоречий, из которого невозможно вывести .

Противоречия и абсолютная истина

Наука стремится к объективности. Законы физики, математики, и других научных сфер существуют вне зависимости от человеческих знаний и опыта. Но кто открывает эти законы? Конечно, ученые. А ученые – это обыкновенные люди, с большим запасом научных знаний, основанных на опыте других ученых и т.д.

Получается, что понимание всех открытых законов Вселенной, это обыкновенное скопление субъективных мнений. В философии существует понятие объективности, как сумма всех возможных субъективных вариантов. Но сколько бы ни существовало этих вариантов – собрать их воедино невозможно.

Таким образом, зародилось понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это исчерпывающее понимание существующего, самая «объективная объективность» и достичь такого понимания, как говорят философы, невозможно.

Поэтому, услышав «с объективной точки зрения», относитесь к следующим словам критично и не забывайте, что на любое «объективное мнение» при желании можно найти еще десяток объективных возражений.

Разве можно полностью, предельно и и несомненно доверять представлениям современной науки? Если она, как хорошо известно из истории, меняла весьма сильно свои воззрения?! И будет менять!
Истинно - это то, что "объективно"? А то, что "объективно" - истинно?
А что такое "объективность"?
Это всё то, что есть одинаково или близко между собой для всех воспринимающих людей? Или хотя бы для большинства людей?
Большинство, например, считает, что данное чёрное, а то белое и потому это утверждение считается "истинным". А кто-то из меньшинства уверен, что имеется, по меньшей мере, пятьдесят оттенков серого и сорок зелёного! И по прошествию некоторого времени, "вдруг" большинство меняет своё мнение и соглашается, что оттенков цветов много... И это новое представление становится "объективным"... То есть, "объективное" - это совсем не обязательно "истинное"!
Считается, что "объективное" не зависит от желания и мнения или способностей отдельного, конкретного человека. Человек может "видеть" и "слышать" только так, как позволяют его личностные ограниченные способности и технические возможности!
Можно ли к себе относиться "объективно"?
Вопрос, конечно, интересный. Ты лично к себе относишься обычно хорошо. Так? Ну неприятно, дискомфортно относиться к себе плохо, хотя ты может не очень хороший человек. Объективно. В противном случае будет депрессия.
- А что такое, вообще, означает это слово "объективно"?
- Оно означает, что это не "субъективно"!
Вроде понятно, на первый взгляд, как и со всеми словами очевидно "понятными" для уровня понимания детей...
Глядя на этот скорбный мир, я пришёл к однозначному выводу, что любая (!!!) информация, любые события воспринимаются большинством людей не как набор фактов, не как нечто якобы "объективное" или "субъективное"...
У каждого человека заведомо есть сформировавшаяся вполне определённая общая "картина события", "картина мира", набор штампов, клише, ячеек... Человек привык всё понимать именно так, как привык... Вполне искренне. И такие люди всё воспринимают только в парадигме, только в рамках, руслах этих представлений. Всё, что не подходит под их заранее имеющееся отношение и способ понимания, отбрасывается, не замечается, этому не придаётся значимого значения, это не замечается...
Например, некто А - негодяй. Это "известно". В - хороший. Это "очевидно". С - хорошо. Так считают, к примеру, все мои друзья. Д - плохо. Хорошо известно...
Человек в это искренне верит. А человек-обычный интеллектуально слаб и ленив... Бессознательно или надсознательно человек имеет то, что "на самом деле" для него есть истинно. То есть всё.
Что бы не происходило, что бы человеку не говорили, такой человек всё будет трактовать в рамках этих своих общих шаблонных, стереотипных пониманий и представлений.
Большинство людей "зомбировано" набором "исторически" сложившихся у них представлений обо всём... Особенно взрослый человек. Человеку очень трудно выйти за пределы своего штампованного мышления. Это удобно, это не требует больших умственных усилий... Это понятно. Это не напрягает...
Таких никогда не "переспорить". И не надо! Пусть идут своим лесом... Горбатых и могила не исправит...
"Объективное" - это нечто обязательно верное для всех людей!? Так? Объективное отношение, объективное мнение, объективное суждение, объективность - это всё то, что не зависит от личностных качеств человека, не субъективно, лично. А словом "субъективное" мы характеризуем нечто специфическое, личностное, индивидуальное, собственное, присущее только данной особи, конкретному человеку.
"Объективно" - это значит совершенно независимо от конкретных особенностей воспринимающего и говорящего субъекта! То есть, это не несёт на себе качеств, особенностей личности, не субъективно. А разве это возможно, в принципе? Ведь всегда говорю и выражаю мысли только я лично или кто-то персонально. Это факт. А откуда тогда берётся "объективное" мнение?
- Не понял. Ведь думаю лично я, а не кто-то на облаке... Всё, что исходит от меня - это всегда есть "субъективно"?
- Ну это совсем просто: субъективно - это всё то, что ты лично думаешь о чём-то или ком-то и что отличается от дум других людей... Это мнение отдельного субъекта - человека. Отличается от всех иных по его личным признакам.
- Значит объективно - это мнение, представление большой группы лиц, толпы, общества, государства? Одинаковое для всех. А где это мнение формируется и находится?
- В головах некоторых, отдельных людей! Субъектов.
- Так мнение отдельного субъекта - это же субъективное мнение, по определению! Получается, что "объективное" мнение всегда возникает в головах конкретных субъектов и высказывается этими отдельными личностями? Как, в таком случае, выяснить, что это мнение объективно, а не наоборот?
- Ну, когда это "мнение" одновременно разделяется многими людьми, когда они считают, что оно возникло у них само-собой, и когда оно совпадает... Групповое, коллективное, так сказать, мнение. И главное - одинаковое.
- А большинство не может ошибаться?
- Ещё как может и ошибается. Почти всегда. История свидетельствует.
- ???
- Пока какой-нибудь субъект не объяснит этому большинству, что они не правы!
- Так это же невозможно! Большинство же всегда считает себя правым. Это же основной принцип демократии!
- Да! Демократия такая вот объективная штука!
- Но, получается, что "объективное мнение" - это мнение самого умного субъекта общества, с которым все согласились?
- Ну, что-то вроде того... Все должны признать, согласиться, что кто-то высказал "объективное мнение" и оно также признаётся верным у них в головах. Обычно это признание происходит после смерти этого субъекта. Так сложилось. Чтобы не портил объективности...
- Значит любое "объективное" мнение - это всегда мнение какого-то отдельного субъекта - субъективное мнение, - которое все люди считают верным.
- Да! Они в это верят. Вера - основа знания!
- Так в чём же принципиальная, философская, научная разница между "объективным" и "субъективным" мнением?
- Только в степени веры в его правоту. Верности. Справедливости. Правде. Одержимости этой правдой...
- А если кучка людей средствами массой информации начинает всем навязывать, что вот это мнение и есть самое верное, правильное и справедливое?
- Так и есть! Обычное сейчас дело. Для противостояния этому у людей и есть субъективное мнение. Критерием истинности объективного мнения является мнение субъективное!
- Диалектика, блин... Получается, что объективно объективного мнения в природе нет.
- Да! Нет!
- Людям всегда преподносят некое мнение, которое называют объективным. Человек верит, если в это верят все вокруг. Это главный критерий "объективности"?
- Не хочешь верить - думай. А это мало кто может делать. Всегда так было. Для этого надо столько знать, сколько никто не знает...
- Значит проще поверить и жить как все - объективно, по их субъективным представлениям?
Субъективное - вовсе не противоположно объективному. Любое "субъективное" вполне может быть "объективным" - если в него поверят миллионы. А нечто "объективное" совсем не обязательно есть не "субъективное" и "истинное". Истинность - это иная категория, не обязательно связанная с "объективностью".
Субъективное может быть истинным в объективном смысле, но считаться в определённых обстоятельствах неправильным.
Объективное считается реально существующим независимо от индивидуальных качеств конкретных субъектов его носителях.
Субъективное же, это то, что несёт на себе различия и вносит особенности в формулировку и понимание, в силу индивидуальности качеств конкретных личностей.
Объективное производится из субъективного путём отсечения специфического, конкретного, личностного, возникает как форма обобщения представлений отдельных людей. Оно всегда единое, одинаковое по основным, корневым, главным параметрам и сути для всех и каждого. Но не обязательно является истинным.

Рецензии

Вы сами сказали, что объективное не зависит от мнения человека. Такие объекты, значит, и нужно рассматривать. Например. Земля крутится вокруг Солнца, Солнце летит по своей траектории в галактике и так тыщи лет. Это объективно, не зависит от нашего мнения. так же- 2+2=4 -это объективно, не зависит от мнения.
Даже если это высказывает субъект, это не означает, что какой-то фундаментальный закон вселенной рожден субъектом.
В этом случае субъект только транслирует полученное знание.(вы скажете, что оно может быть не точным. Да, может быть, а может быть оно просто не полное, а часть, но все равно, если это часть, то оно все равно остается объективным, не зависящим от нас)

Объективное это - не когда совпало мнение, а это - конкретный факт или даже закон(физический и тп). Если какое-то явление сомнительно и не понятно, то проверяется многократными экспериментами, и только тогда делается вывод - о правильности нашего умозаключения и тп.
Законы природы объективны, а не выдуманы субъектами. Иначе, мы не могли бы на них опираться, как на фундамент множества открытий.

Мы опираемся на законы природы не потому, что мы в них верим, а потому, что они существуют объективно и без нашей веры в природе вселенной.

Еще пример.. собрались сто человек, или тысяча.. и очень сильно верят, что размахивая руками они полетят к облакам как птицы(без приспособлений).. но.. сколько бы они не размахивали и верили, они останутся на земле. Потому что - против объективных Законов Природы не попрёшь - верь-не верь, а ты раб этих законов и рамок Природы(Вселенной).

Объективность и, в первую очередь, объективность информации как качество окружающих нас информационных полей, крайне важна и в повседневной жизни, и для профессиональной самореализации.

К сожалению, зачастую субъективность суждений, которые маскируются под объективное мнение какого-то специалиста, не позволяют нам правильно понять проблему и принять адекватное и объективное решение. Давайте разберемся в том, что же такое объективность, возможно ли ее отличить от субъективного мнения и как правильно преподносить информацию в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Что это такое

Что такое объективность и для чего нужно уметь ее распознавать? В философии давно существовал научный спор об объективном и субъективном, так же как об истине и правде. В результате многовековых споров философы нашли точку для разделения этих понятий.

Они установили, что объективность истины – это ее непреложное качество. Тогда, видимо, и появилось выражение: «У каждого своя правда, а истина – одна для всех». Исходя из этого можно вывести определение, что:

  • Объективность как качество, не связанно с личными суждениями и интересами, не отталкивается от предпочтений, существует само по себе и не зависит от оценки. Оно основывается на постоянных величинах, объективных фактах, выводах, подкрепленных результатами научных исследований, и т.п. Это такое качество, которое нельзя оспорить или изменить по желанию. Оно основывается на научном или ином практическом знании об объекте.
  • Противоположностью этого качества является субъективность. В этом качестве все связано с мнением, суждением, оценкой, личностными критериями и желаниями. Субъективность всегда отталкивается от субъекта. Субъективная информация – это информация, созданная или измененная субъектом.

К примеру, когда мы рассуждаем о таких качествах, как практичность, красота, вкус и прочие, мы неизбежно даем личную оценку или используем личный субъективный опыт, а значит, наши рассуждения субъективны. Когда же мы говорим о точных величинах (время, вес и подобные им) или о научных фактах – это объективное мнение, поскольку мы берем за основу неоспоримые данные или факты.

«Горячая вода» и «температура кипения воды 100 градусов по Цельсию» — это субъективная и объективная форма подачи информации об одном и том же качестве воды.

Интересно, что с точки зрения семантического анализа русского языка, субъективность почти всегда выражена именем прилагательным, в то время как использование глаголов в речи способствует усилению восприятия информации как объективной.

Почему важно уметь трансформировать информацию в объективное мнение? В первую очередь потому, что в этом виде люди лучше воспринимают то, что вы хотите им рассказать. Субъективное мнение, скорее всего, поставят под сомнение, к нему не прислушаются или оно станет источником спора. К объективному мнению отнесутся серьезно. При этом можно использовать этот навык как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.

Допустим, вы хотите убедить руководителя в правильности избранного вами пути для решения какого-либо вопроса. Если ваше объективное мнение будет основываться на научных данных и выводах, сделанных ранее и никем не оспоренных, вы, скорее всего, сможете отстоять свою точку зрения. Если же вы преподнесете ту же информацию, но только как ваше собственное суждение, результат может быть противоположным.

Этой стратегией можно пользоваться и в работе с детьми. Дети скорее доверяют информации, облеченной в научную или точную форму. Поставьте вместе с ними опыт и, поверьте, результат опыта будет для них лучшим подтверждением объективной истины, чем десяток прочитанных книг.

Безусловно, есть сферы, где нет и не может быть объективного мнения. Искусство – живопись, музыка, театр – всегда воспринимаются субъективно, т.е. оцениваются каждой личностью исходя из ее предпочтений. Субъективное суждение возможно и в тех научных областях, где еще не сложилось единого мнения, еще нет возможности сделать окончательные и объективные выводы, поскольку отсутствуют точные научные данные.

Возьмем, к примеру, рассуждения астрономов об устройстве Вселенной. Технологически невозможно измерить ее размеры, получить информацию о физических процессах, происходящих в ней. Сведения о Вселенной имеют разрозненный характер, не позволяющий увидеть картину целиком.

При таком наборе фактов невозможно получить объективное мнение о данном объекте. Большинство исследователей в этой области пока лишь делают предположения и создают каждый свою модель Вселенной, предполагая, какие из известных нам физических законов могут в ней действовать.

Но даже уже сделанные открытия не всегда сразу принимались научными кругами. История знает случаи, когда открытия, сделанные учеными, долгое время считались лишь субъективным мнением. В таких случаях только время могло превратить научную гипотезу в объективную истину.

Реальность. Объективная или субъективная

Еще один важный вопрос, который задают философы и психологи: объективной или субъективной категорией является реальность?

С точки зрения философии, реальность как совокупность фактов, предметов, действий, безусловно, объективна, но только в каждый конкретный момент времени. Поскольку реальность крайне изменчива и практически всегда оценивается субъектом, это обусловливает ее субъективность.

В психологии устойчивыми понятиями стали объективная реальность и субъективная реальность. При работе с индивидуумом важно понять, каково отношение личности к каждой из них, как она их оценивает, кто, по ее мнению, оказывает влияние на их формирование.

Дети часто принимают за объективную реальность мнение родителей или взрослых, имеющих авторитет. Поэтому важно научить ребенка формировать свою позицию и отличать субъективное мнение от объективных фактов.

Покажите ребенку, что иметь свое субъективное мнение очень важно. Спросите, как он относится к какому-то явлению природы. Сходите с ним на выставку или на концерт, обсудите книгу или фильм. Расскажите о том, что вы думаете и что чувствуете. Попросите его описать свои мысли и чувства.

Откройте ребенку мир объективных знаний и науки. Расскажите о том, как ученые исследуют реальность и делают открытия и как объективные знания помогают нам в жизни. Автор: Руслана Капланова

Понятие объективности информации является относительным. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых процессах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события, и лиц, получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).

В неменьшей степени объективность информации учитывают в исторических дисциплинах. Одни и те же события, зафиксированные в исторических документах разных стран и народов, могут выглядеть совершенно по-разному.

Специалисты располагают необходимыми методами для тестирования объективности и создания новых, более достоверных данных путем сопоставления, фильтрации и селекции исходных данных;

Доступность информации.

Доступность информации - это мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность информации.

Актуальность - это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

Несвоевременность поступления информации, во-первых, затягивает процесс принятия решения, ведет к реализации деятельности в условиях большей неопределенности, а во-вторых, приводит к снижению ценности и достоверности информации, так как на момент принятия на ее основе корректирующих действий она в какой-то мере устаревает.

Однако нельзя согласиться с мнением, что несвоевременно поступившая информация не имеет никакой ценности. Это неверно по следующим причинам:

    во-первых, информация используется многократно, и, следовательно, она может быть эффективно использована при принятии аналогичных или других информационных решений;

    во-вторых, эта информация может быть использована для корректировки уже принятого решения;

    в-третьих, она может быть использована при выявлении причин неэффективности ранее принятых решений, уточнении методов принятия решений в условиях неопределенности и выявлении уровней риска при несвоевременности поступления различных видов информации.

Ценность информации - это степень ее важности, необходимости для принятия информационных решений.

Определение ценности информации - субъективный процесс, и в большинстве случаев нет объективных критериев определения ценности конкретных видов информации при принятии информационных решений.

Существует, например, подход, в рамках которого ценность информации определяется приращением вероятности достижения цели вследствие получения той или иной информации*(39). Но практическое применение этого подхода затруднено тем, что, как правило, невозможно определить с достаточной точностью вероятности достижения конкретной цели до и после получения информации.

Попытки связать понятие ценности информации с понятием цели представляются весьма плодотворными, однако имеющиеся пути к количественной оценке ценности пока мало эффективны, ибо они основаны на использовании предварительных оценок априорных вероятностей цели, знания и последовательных действий потребителя. Это осложняется и тем, что очень трудно сформулировать в информационных понятиях цель, стоящую перед потребителем информации.

Кроме того, ценность не является чисто природным свойством информации, а образуется в результате предметно-практического взаимодействия объекта (информации) и субъекта (пользователя). Любая ценность обусловлена практикой, понимаемой в самом широком смысле этого слова, и практика выступает как объективный определитель ценности.

Ценность является тем, что требуется человеку для его практически-познавательной деятельности, а практика способствует объективности оценок.

Ценность объективна как порождение практического отношения (взаимодействия) объекта и субъекта; она объективна, так как образуется в процессе общественно-исторической практики, хотя ее объективность может и не осознаваться субъектом. Следовательно, оценка ценности субъективна. Эта оценка как выражение субъективного отношения к ценности может быть истинной, если она адекватна ценности, или ложной, если она ценности не соответствует.

Информация как объект научного исследования и изучения предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов.

В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов;