Автопортрет современный. Автопортрет - история, рекомендации к съемке, автопортреты мировых фотографов

портрет, в котором художник изображает сам себя, обычно используя для этого зеркало. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразить себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины. Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14 в.). Подавляющее большинство автопортретных изображений – живописные или графические произведения.

Эпоха Возрождения – время пробуждения личностного самосознания – стала временем рождения портрета (а вместе с ним и автопортрета) как самостоятельного жанра. Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на темы Священной истории или мифологии (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли). В пестрой толпе людей, изображенных в их картинах, выделяется один, пристально смотрящий прямо на зрителя, – это сам художник, участник и свидетель события. Идеал прекрасной и гармонической личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1514) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения. Позднее Возрождение – время утраты светлых идеалов – рождает образы могучие и трагические (автопортрет Микеланджело в «Страшном суде» на стене Сикстинской капеллы, 1535–41), зыбкие и изменчивые («Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, ок. 1524 г.) и откровенно эпатажные («Медуза» Караваджо, 1598–99, где художник придает автопортретные черты отрубленной голове Горгоны). Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк». Великий немецкий мастер А. Дюрер одним из первых создал целую галерею автопортретов (самый известный, 1500 г., написан в иконографии образов Христа).

В 17 в. появляется новая автопортретная тема – художник за работой («Мастерская художника», или «Аллегория живописи», Я. Вермера Делфтского, ок. 1675). В «Менинах» Веласкеса (1656) эта тема перерастает в подлинный гимн живописи, ее безграничным возможностям. Сокровенными беседами с самим собой стали автопортреты для Рембрандта, создавшего более 100 своих изображений. Стремление познать душу человека в ее динамике, изменчивости унаследовали от Рембрандта и развили в своем искусстве мастера романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов). Автопортретное начало пронизывает творчество П. А. Федотова. Черты художника можно узнать в героях многих его картин и рисунков. Автопортреты передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского) властно взывают к гражданской совести зрителя. Рубеж 19–20 вв. – время яркого расцвета автопортрета. Работы М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, К. С. Малевича и др. отражают сложную картину художественной жизни этого времени, напряженные поиски нового живописного языка, созвучного эпохе.

Автопортрет Автопортрет

Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с судьбой целого поколения и класса. Изображение художником самого себя известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы XIV в. Аврам в Новгороде и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Лука Синьорелли и др.) часто вводили автопортрет в религиозные композиции. Автопортрет как разновидность портретного жанра (см. Портрет) сложился в XVI в. В искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он свидетельствовал о возросшем общественном значении художника, о росте его самосознания. Живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности. Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо, Пармиджанино). Психологическая глубина и напряжённость присущи автопортретам- исповедям Рембрандта, отражающим конфликт художника с окружавшей его социальной средой; утверждением чувства собственного достоинства проникнуты произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса. Художники XVIII в. (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс) наряду с социальной характеристикой подчёркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе. Большое место автопортрет занимает в искусстве романтизма (Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский и др.), представители которого утверждали ценность творческой личности и её богатой духовной жизни. На рубеже XIX-XX вв. автопортреты часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной напряжённости (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистическом искусстве XX в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), в том числе в советском искусстве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие автопортреты выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения. Литература: Автопортрет в русском и советском искусстве. Каталог выставки. Авт. вступ. ст. И. М. Гофман, М., 1977; Gasser M., Das Seibstbildnis, Z., 1961.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

автопортре́т

Портрет, в котором художник изображает сам себя, обычно используя для этого зеркало. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразить себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины. Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14 в.). Подавляющее большинство автопортретных изображений – живописные или графические произведения.

Эпоха Возрождения – время пробуждения личностного самосознания – стала временем рождения портрета (а вместе с ним и автопортрета) как самостоятельного жанра. Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на темы Священной истории или мифологии (Мазаччо , Д. Гирландайо, С. Боттичелли ). В пёстрой толпе людей, изображённых в их картинах, выделяется один, пристально смотрящий прямо на зрителя, – это сам художник, участник и свидетель события. Идеал прекрасной и гармонической личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1514) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения. Позднее Возрождение – время утраты светлых идеалов – рождает образы могучие и трагические (автопортрет Микеланджело в «Страшном суде» на стене Сикстинской капеллы, 1535-41), зыбкие и изменчивые («Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, ок. 1524 г.) и откровенно эпатажные («Медуза» Караваджо , 1598-99, где художник придаёт автопортретные черты отрубленной голове Горгоны). Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк». Великий немецкий мастер А. Дюрер одним из первых создал целую галерею автопортретов (самый известный, 1500 г., написан в иконографии образов Христа).


В 17 в. появляется новая автопортретная тема – художник за работой («Мастерская художника», или «Аллегория живописи», Я. Вермера Делфтского , ок. 1675). В «Менинах» Веласкеса (1656) эта тема перерастает в подлинный гимн живописи, её безграничным возможностям. Сокровенными беседами с самим собой стали автопортреты для Рембрандта , создавшего более 100 своих изображений. Стремление познать душу человека в её динамике, изменчивости унаследовали от Рембрандта и развили в своём искусстве мастера романтизма (Т. Жерико , Э. Делакруа , О. А. Кипренский , К. П. Брюллов ). Автопортретное начало пронизывает творчество П. А. Федотова . Черты художника можно узнать в героях многих его картин и рисунков. Автопортреты передвижников (В. Г. Перова , И. Н. Крамского ) властно взывают к гражданской совести зрителя. Рубеж 19–20 вв. – время яркого расцвета автопортрета. Работы М. А. Врубеля , В. А. Серова , М. В. Нестерова , И. И. Машкова , К. С. Малевича и др. отражают сложную картину художественной жизни этого времени, напряжённые поиски нового живописного языка, созвучного эпохе.

Ответ на вопрос - почему же не было великих женщин-художниц - кроется в природе существующих социальных институтов мужского мира и того, что они запрещают или поощряют. Женщин не брали учиться в Академии живописи,запрещали изучать анатомию человека, им был закрыт свободный доступ к обнаженной модели от эпохи Возрождения и почти до конца XIX в., хотя тщательное и продолжительное обучение рисованию обнаженной натуры составляло основу художественного ученичества для любого молодого художника,не допускали к участию на выставках и конкурсах. Студентки Королевской академии в Лондоне не допускались на занятия рисунком с обнаженной натурой вплоть до 1893 года, а позже, если их туда и пускали, модель должна была быть «частично задрапирована». Они могли учиться только дома или у своих родственников,поэтому такие выдающиеся художницы, как Мариэтта Робусти, Лавиния Фонтана, Артемизия Джентилески, Элизабет Шерон, мадам Виже-Лебрен и Анжелика Кауфман — все они без исключения были дочерьми художников. Берта Моризо,например, была близка с Мане и позже вышла замуж за его брата, а немалая часть работ Мэри Кассат основана на стилистике ее близкого друга Дега. К тому же на женщине лежал быт,дети,семейные обязательства,она не могла полностью посвятить себя художественной карьере,как это делали мужчины.И несмотря на всё это, они добивались большого успеха и среди них было много достойных хороших художников,а некоторых из них как,например,Софонисбу Ангиссолу,Анжелику Кауфман и Элизабет Виже-Лебрён,приглашали ко двору писать портреты.

"Забавный пример этого табу на встречу одетой женщины с обнаженным мужчиной дает нам групповой портрет членов Королевской академии в Лондоне 1772 г. кисти Цоффани. Академики у Цоффани собрались в светлом зале перед двумя обнаженными натурщиками: присутствуют все уважаемые члены академии, за одним достопримечательным исключением: единственная женщина-академик, знаменитая Анжелика Кауфман, из соображений пристойности присутствует здесь в виде своего портрета, висящего на стене. " Линда Нохлин

Софонисба Ангиссола Автопортрет 1556 г. Испания -- первая известная художница эпохи Ренессанса,все пять сестёр в семье были художницами.

Артемизия Джентилески. Автопортрет. 1630г. Италия

Розальба Каррьера Автопортрет 1715 Италия

Мариетта Робусти (дочь знаменитого Тинтаретто) Автопортрет Италия

Анна Васер Автопортрет. Швейцария

Катарина ван Хемессон Бельгия

Элизабетта Сирани. Автопортрет. Италия

(прожила всего 27 лет,была принята в Академию,открыла худ.школу для женщин)

Элизабет Виже - Либрен. Автопортрет в соломенной шляпе 1782г. Франция (у неё много замечательных автопортретов,написанных в разные годы жизни)

Мария Бракемон Франция

Ева Гонсалес Франция

Джованна Франтеллини Автопортрет Италия

Ангелика Кауфман Автопортрет 1787г. (была членом многих европейских Академий художеств)

Аделаида Лабиль - Жиар. Автопортрет с двумя моделями 1785г. Франция

Ролинда Шарплс (Чаплин) Автопортрет с матерью 1820 г.

Маргарита Жерар. Автопортрет с гитаристкой 1803 г.

Юдит Лейстер 1630 Нидерланды

Роза Бонёр Франция

Берта Моризо Автопортрет 1885 Франция

Мари-Женевьева Бульяр Франция

Луиза Голландина - дочь короля Чехии. Автопортрет

Туве Янссон Финляндия

Фрида Кало Мексика

Мария Башкирцева - прожила 23 года,внесена в международный художественный рейтинг

Софья Сухово- Кобылина - первая женщина,окончившая Академию с золотой медалью

Зинаида Серебрякова (множество автопортретов)

Тамара де Лемпицка Автопортрет

Марианна Верёвкина

Наталья Гончарова

Елизавета Бём

Ольга Делла-Вос-Кардовская

Елизавета Кругликова Автопортрет

Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна) Автопортрет 1929

Наталия Агапьева Автопортрет

Я привела тут лишь незначительную часть автопортретов женщин-художников,ниже по двум ссылкам вы можете посмотреть ещё 223 автопортрета и это,конечно,не полный перечень всех художниц. Как видите, женщин -художников во все времена было очень много. И совершенно несправедливо, что очень многие из них оказались забыты, их женские имена из истории живописи вымараны, а их творческое наследие утрачено.

"Через что только не приходится проходить женщине, избравшей артистическую карьеру, хотя бы одаренной и крупным, выдающимся талантом? Как бы талантлива она ни была, всегда она будет позади посредственного художника, и всегда предпочтут дать заказ третьестепенному художни ку, чем женщине с явным и ярким талантом: как-то не ловко... Ее, может быть, даже будут хвалить в газетах, будут говорить о ней и признавать в художественном мире, но поручить ей ответственную работу никто не решится, ее постараются дружными, сплоченными.усилиями ни куда не пропустить. Сколько таких примеров я видела в жизни! (...) Женщина с гораздо большим талантом может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается только с невероятными усилия ми... И сколько из них погибает или бьется всю жизнь в нищете! " Мария Тенишева

Автопортрет — это феномен живописи, где авторы бывают эпатажными, сатиричными и невероятно искренними. Часто в жанре автопортрета художники экспериментируют с техникой и манерой письма, находят новые уникальные технические приемы и цветовые решения. Автопортрет – это всегда диалог с миром, где автор всегда обнажен духовно(а бывает и физически) и открыт для прямого общения со зрителем. Предлагаем вам посмотреть на лучшие автопортреты знаменитых художников.

1.Диего Веласкес (Diego Rodríguez Velázquez) “Менины”

“Las Meninas” -это слово португальское и его можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Художник смотрит прямо на зрителя и создает живописное полотно, уникальность которого состоит в том что в нем соединены сразу жанровая сцена, групповой портрет, автопортрет и философская мысль. Картина рассказывает зрителю о волшебном мгновении творческого процесса великого художника. Через картину автор повествует зрителю о творчестве, о жизни в целом, которую словно зеркало отражает искусство.

2. Фрида Кало (Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderón)

Мексиканская художница Фрида Кало написала множество автопортретов,один из них был создан после ее развода. В автопортрете «Две Фриды» она передала полноту всех своих переживаний. После развода с супругом она потеряла часть себя и описала все свои чувства в образе двух женщин с обнаженными сердцами. Одна Фрида держит за руку другую, при этом другой рукой держит медальон с образом мужа. У Фриды в белом ажурном платье течет кровь из перерезанной артерии, которую удерживает лишь зажим. Отвергнутая Фрида может умереть от потери крови.

3. Уильям Утермолен (William Utermohlen)




Художник Уильям Утермолен (William Utermohlen), узнав о том, что болен болезнью Альцгеймера, начал писать автопортреты, которые за десять лет из четких рисунков превратились в печальные сгустки линий. Уильяму удалось запечатлеть, как изменяется сознание человека при прогрессирующей болезни. Всего через год после объявления диагноза, человек на картине стал призраком, с едва различимыми чертами.

4.Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer)

Свой автопортрет художник создал в 1500 году, изобразив себя в анфас,что было допустимо только в изображениях Иисуса Христа. На автопортрете есть надпись которая гласит «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет»

5. Эгон Шиле (Egon Schiele)

Эгон Шиле (Egon Schiele)- художник модернист. Многие его произведения носят откровенный сексуальный характер. Один из его автопортретов написанный в 1911 году — «Обнаженный автопортрет». Необычайность которого состоит в том, что в нем художник ненавидит себя. Он изобразил свое тело вывернутым и открытым для боли и страданий, скрученным внутри, изломанным снаружи. В жизни Эгон Шиле был весьма неплох собой, изящен и высок, но по автопортрету этого никак не скажешь… Автопортрет настолько откровенен, что зрителю хочется побыстрее отвернуться от него.



План:

    Введение
  • 1 Автопортрет в изобразительном искусстве
    • 1.1 Виды автопортрета
    • 1.2 Идентификация автопортретов
  • 2 История
    • 2.1 Античность
    • 2.2 Эпоха Возрождения
    • 2.3 Барокко
    • 2.4 Постимпрессионисты
  • 3 Фотопортреты
  • 4 Диагностика по автопортрету
  • 5 Литература
    • 5.1 Искусствоведение
    • 5.2 Психология самовосприятия
    • 5.3 Автопортреты в неврологии
    • 5.4 Автопортреты в литературе
  • Примечания

Введение

Автопортрет Рембрандта, приблизительно 1655

Автопортре́т - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.

Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии.


1. Автопортрет в изобразительном искусстве

1.1. Виды автопортрета

Искусствовед Васильева-Шляпина выделяет два основных вида автопортрета: профессиональный , то есть тот, на котором художник изображен за работой, и личностный , раскрывающий моральные и психологические черты. Она также предлагает более детальную классификацию: 1) «вставной автопортрет» - художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; 2) «представительский, или символический, автопортрет» - художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; 3) «групповой портрет» - художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; 4) «отдельный или естественный автопортрет» - художник изображен один.


1.2. Идентификация автопортретов

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются автопортреты в многофигурных композициях», указывает Гращенков в своем исследовании, посвященном Раннему Возрождению .

2. История

2.1. Античность

Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 - ок. 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.


2.2. Эпоха Возрождения

Предположительный автопортрет Леонардо да Винчи

Итальянский художник и архитектор Джотто (1267-1337) включил себя в цикл «знаменитых людей» в неаполитанской кастели.

Итальянский живописец Мазаччо (1401-1428) изобразил себя одним из апостолов в росписи капеллы Бранкаччи.

Тосканский художник Боттичелли (1447-1515) сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Наиболее известное изображение Леонардо да Винчи (1452-1519) многие исследователи считают поздним и единственным автопортретом. Однако, другие искусствоведы полагают, что принадлежность этой работы Леонардо полностью не доказана. Существует версия, впервые высказанная писателем Мережковским, что Леонардо положил в основу знаменитой картины «Мона Лиза» собственный автопортрет.

Изображали себя и Рафаэль (1483-1520), и Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Полагают, что Микеланджело придал сходство собственному лицу изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Тициан (1477-1576) выполнил «Автопортрет с Орацио и Марко Вечелио», который, по мнению критиков, имеет глубокое философское содержание. На полотне изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер (1471-1528). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Мадридский Автопортрете (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем автопортрете художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).


2.3. Барокко

Большое количество автопортретов написал Рембрандт (1606-1669). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.


2.4. Постимпрессионисты

Автопортрет Ван Гога Голова забинтована, так как художник сам себе отрезал часть уха.

Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причем всего за два года.

Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало. Она писала саму себя 55 раз.


3. Фотопортреты

Роберт Корнелиус. Автопортрет.
Дагеротип, 1839. Первый в истории отчётливый снимок человеческого лица.

Автопортрет Елеазара Лангмана

Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке.

Известна работа Е.Лангмана, сфотографировавшего свое отражение на поверхности никелированного чайника.


4. Диагностика по автопортрету

Автопортрет Эгона Шиле, запечатлевший мастурбацию

Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.

Российский сексолог Кон в своей статье о мастурбации отмечает , что привычка мастурбировать запечатлена в произведениях искусства, в частности живописи. Так австрийский художник Эгон Шиле изобразил себя за этим занятием на одном из автопортретов. Кон считает, что художник передает этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества. Творчество Шиле анализируют и другие исследователи сексуальности, в частности исследователи педофилии.


5. Литература

5.1. Искусствоведение

  • Г. Л. Васильева-Шляпина. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве. Вестник КрасГУ. (PDF).

5.2. Психология самовосприятия

  • Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212-225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
  • И. С. Кон ОТКРЫТИЕ «Я» (Историко-психологический этюд), журнал «Новый Мир» 1977, N8. Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и ее самосознание)», М., Политиздат, 1984 .

5.3. Автопортреты в неврологии

  • Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320-327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
  • Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.