Благословение бога и от бога. Святые угодники божьи о благословении господнем

Итак, всем сердцем и устами пойте и благословляйте имя Господа.

Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов.

И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами.

И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.

Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.

Увидите, что Он сделает с вами. Прославляйте Его всеми глаголами уст ваших и благословляйте Господа правды и превозносите Царя веков.

В земле плена моего я прославляю Его и проповедую силу и величие Его народу грешников.

Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

Благослови, душа моя, Господа!

Прокляты все ненавидящие тебя, благословенны будут вовек все любящие тебя!

Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила.

Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил.

Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны, ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничижает по Своей воле.

Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь.

Благословен Бог, вечно живущий, и благословенно царство Его! Ибо Он наказует и милует, низводит до ада и возводит, и нет никого, кто избежал бы от руки Его.

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, и проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.

Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас.

Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедывать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его.

Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его.

Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется.

Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует!

Благословен Ты, Боже, и благословенно имя Твое вовеки, и благословенны все святые Ангелы Твои!

Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и всё, что на нём.

Благословите, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, росы и инеи, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, ночи и дни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословен Ты, Господи Боже мой, и благословенно имя Твоё святое и славное вовеки: да благословляют Тебя все творения Твои вовек!

Славьте Господа, ибо вовек милость Его, и скажите: спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твоё и да хвалимся славою Твоею!

Благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века!

Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твоё святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

Твоё, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и всё, что на небе и на земле, Твоё: Твоё, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

Больше всего на свете мы, христиане, жаждем благословения. Проснувшись утром, мы молимся: «Боже, благослови меня и мою семью, нашу церковь». Каждое богослужение начинается мольбой о благословении. Мы прекрасно знаем, для чего нам оно нужно: Божье «благословение обогащает, и печали с собой не приносит» (Пр.10:22). Однако мы мало задумываемся о том, кто имеет право на благословение. Не отсюда ли истоки циничной поговорки «Благословясь, не грех»?». Люди полагают, что Бог раздает благословения не глядя, направо и налево. Библия же учит, когда мы приходим с прошениями к Богу, Тот обращает внимание прежде на состояние сердца, а потом решает благословить или нет. Именно этому учит нас псалом 66.

1. Благословение дается смиренным!

Начальнику хора. На струнных [орудиях]. Псалом. Песнь. Боже! будь милостив к нам и благослови нас,

Мы живы только по милости Божьей (Плач 3:22). Важно понять: у нас нет никаких прав на Божьи блага, а Он нисколько не обязан их нам давать, потому что мы согрешили и лишены славы Божьей. Следовательно, мы не вправе требовать благословения, мы можем только смиренно просить Господа о нем. И согласно Божьему правилу, смиренные обретают благодать, а гордые остаются ни с чем (1 Петра 5:5).

Слово «смирение» обозначает не только «скромность». Среди его смысловых оттенков – «угнетённость», «жалкость», «бедность», «нищета», «уничиженность». Смирение возникает от осознания своей греховности и ничтожности в сравнении со святостью и величием Бога. Фома Кемпийский писал: «Кто себя вправду знает, тот низко о себе думает» .

Нам очень полезно проверить, насколько мы смиренны, чтобы иметь полноту Божьих благословений. Весли Дьюэл дает несколько полезных советов, как это сделать: «Измеряйте недостаток смирения у себя желанием получать хвалу от окружающих, желанием первенствовать, жаждой признания. Измеряйте недостаток смирения высоким мнением о себе самом, привычкой выставлять напоказ свои таланты, способности достижения. Измеряйте недостаток смирения тем, сколько часто вы обижаетесь и чувствуете себя оскорбленным, тем, насколько болезненно реагируете на презрительное отношение окружающих и тем, насколько сильно вас расстраивает их критика. Измеряйте нехватку смирения своим роптанием о своей незавидной доле и тем, насколько сильно вы ощущаете недовольство вами окружающих, сколь часто вы сплетничаете о родных и друзьях» .

Смиренный человек обладает мягким сердцем, готовым проливать слезы сокрушения, умиления и сострадания. Все святые были смиренными людьми. Они со слезами просили о ниспослании им Божьего благословения, глубоко сознавая, насколько они его недостойны. О патриархе Иакове, просившем Бога: «не отпущу, пока не благословишь меня», сказано: «Он боролся с Ангелом — и превозмог». Чем же превозмог Иаков Ангела — своим упорством или физической силой? Нет и нет! Он превозмог Ангела своим смирением! Пророк продолжает: «он плакал и умолял Его» (Ос.12:4)

Новый Завет повествует, что смиреннейший Иисус Христос не обошелся без слез. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» (Евр.5:7).

Так что, если хочешь иметь благословение – припади смиренно к ногам милосердного Бога. И Он, утешающий смиренных, утешит тебя Своим благословением. «Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор.33:3).

2. Благословение дается миссионерам!

освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.

В этих словах выражены миссионерские устремления, побуждающие молить о благословении: «дабы познали на земле путь Твой». Иначе это можно было бы выразить так: «Господи, благослови нас стать миссионерским народом»! Псалмопевец просит Бога осветить Израиль светом лица Своего. Значит, сам по себе народ Божий не является источником света. Он может лишь отражать падающий на него свет лица Божьего, как отражают ночью свет автомобильных фар дорожные знаки. Без света лица Божьего мы пребываем во тьме, но, будучи освещены Им, способны указать другим путь к благословению.

Именно для этой важной исторической задачи был избран Израиль. Он должен был принести в языческий мир познание о Боге и Его праведных законах. Однако распространение познания Бога в языческом мире могло осуществиться лишь в том случае, если бы эти законы работали в самом Израиле.

«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» — (Второзаконие 4:5-9).

К сожалению, Израиль не выполнил своей миссии. Поэтому Бог передал это служение людям, принадлежащим к прочим народам, но принявшим Евангелие. Но святая жизнь верующих людей в большей мере способна убедить неверующих принять Благую Весть, чем тысячи сказанных слов. Христос сказал: «Потому узнают все, что все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35).

Какое мудрое наблюдение – делиться плодами праведной жизни. Недаром Иисус сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16).

Стремимся ли мы обрести благословение для того, чтобы нести Благую весть погибающим? Без этого мы не можем с полным правом называться христианами! Сперджен спрашивал: «у вас нет желания, чтобы другие спаслись? Тогда вы сами не спасены. Будьте в этом уверены»! И далее он продолжал: «Если ад должен быть наполнен, пусть он, по крайней мере, будет наполнен в противодействие нашим усилиям, и пусть никто не окажется там без предупреждения и молитвы за него».

3. Благословение дается славящим Бога!

Тот, кто обрел спасение, стремится более и более познавать Бога. Ключевая истина в познании Бога – это истина о Божьем всевластии. Тот, кто познает всевластие Бога, будет вдохновлен прославлять Бога за него. В псалме указывается три удивительные характеристики Божьего всевластия, наполняющие сердце радостной хвалой:

1) Божье всевластие абсолютно: Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Да веселятся и радуются племена. Власть Господа распространяется не только на большие, но и на малые народности. В пророчествах Исайи, Иеремии, Даниила Бог обращается к ним со словом увещевания или осуждения (Ис.13, 15 главы). Бог не забыл и великую многонациональную Россию, ведь и в ней есть церкви Божии, и в ней проповедуется Евангелие..

2) Божье всевластие праведно: ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами. Библия говорит, что Бог судить племена за идолопоклонство, гордость, жестокость, пролитие невинной крови, мздоимство, ложь, пьянство, блуд. Эти суды происходят через стихийные бедствия, войны, пленение, хозяйственная разруха, и даже полное истребление нации. Вавилон, Ассирия, Египет, Сирия, Израиль, Греция, Римская империя – вот неполный перечень стран, который были подвержены Божьим судам.

Показателен опыт Вавилонского царя Навуходоносора, который был праведно наказан Богом за превозношение. «По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо (Даниил 4:26-34).

3) Божье всевластие радостно: Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все !

Ничто так не утешает и не укрепляет в скорбях, как вера во всевластие Бога. Одна верующая женщина, перенесшая тяжелую операцию, говорила мне: «Только одно утешает меня в болезни – Бог все держит под контролем. А это значит, Он царствует»! Псалмопевец желал, чтобы Божье всевластие вызывало у людей радостное восхваление.

В своем романе «Камо грядеши» Сенкевич описывает сцену казни большой группы христиан на цирковой арене. Их должны были растерзать голодные львы. И вдруг произошло невероятное – христиане опустились на колени и запели гимн «Господь царствует»! Они не пели: «Господи помилуй» или «Господи, избавь», но «Господь царствует». Эта радостная хвала перед лицом мученической смерти потрясла язычников — такого мир еще никогда не видел. Бог оставался Царем и в тот трагический час и короновал мучеников венцами славы.

4. Благословение дается нуждающимся!

Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.

Мы — люди нуждающиеся. Наше физическое существование зависит от дождей и плодородной почвы. При благоприятном взаимодействии этих факторов растут и созревают хлеб, фрукты и овощи, и наступает радостный праздник жатвы. Библия говорит, что этими факторами управляет Бог. Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Вот почему праведники просят Бога о хлебе насущном.

Библия предупреждает, что не всегда и не всем будет даровано благословение хлеба и воды. Поддержание нашего существование оправдано лишь тогда, когда мы живем для того, чтобы свидетельствовать о Христе. Пропитания достойны миссионеры, остальные воруют хлеб у Бога!

Новостные агентства содержат нерадостные прогнозы относительно достатка продовольствия. «Рост мировых цен на продовольствие может повлечь за собой голодные бунты. Такое заявление сделал министр сельского хозяйства Франции Брюно Ле Мер (Bruno Le Maire) на совместной пресс-конференции с генеральным директором Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Жаком Диуфом (Jacques Diouf). Об этом сообщает AFP.

Накануне ФАО в официальном пресс-релизе сообщила, что мировые цены на продукты питания в очередной раз достигли исторического максимума. В январе текущего года продовольственный индекс цен ФАО (включает цены на зерно, масличные культуры, молочные продукты, мясо и сахар) вырос на 3,4 процента по сравнению с декабрем и составил 231 пункт — самой высокой отметки с 1990 года, когда ФАО начала измерять индекс.

При этом в ФАО отметили, что цены на продовольствие, скорее всего, останутся высокими в течение ближайших месяцев. При этом сильнее всего могут пострадать Китай, Индия, Индонезия и Россия, передает CBC News.

Рост цен на продукты питания, как считают в ФАО, является одной из основных причин текущих беспорядков в Египте и декабрьских волнений в Тунисе. В 2007-2008 годах, когда индекс цен ФАО составил около 200 пунктов, продовольственная инфляция спровоцировала голодные бунты в 61 стране. (http://www.lenta.ru/news/2011/02/04/riot/)

Грядущая великая скорбь, свидетельствует книга Откровения 6:5-6, будет отмечена голодными временами. Царство антихриста не будет иметь благословения в продуктах питания.

Имея все это в виду, будем дорожить благами, которые дает нам Господь, и не перестанем просить о них!

5. Благословение дается благоговеющим!

Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли. (Псалтирь 66:1-8)

Правильное отношение к Богу можно передать словом благоговение . В тексте псалма это выражено словами «да убоятся». Почему благоговение так важно?

Благоговение характеризует верное восприятие Бога, как Бога . Верное восприятие Бога определяет верный характер поклонения, взаимоотношений с Ним. И лучшей иллюстрацией тому являются взаимоотношения Авраама с Богом. Авраам был назван «другом Бога». От него не хотел скрыть Создатель Свое решение истребить развращенные города Содом и Гоморру.

Существует ошибочное мнение, что, имея с Богом тесную дружбу, мы можем позволить себе некоторую раскрепощенность в отношениях с Ним. Именно так вела себя одна «христианка»: «Господи! если Ты не дашь мне жениха, я пойду в мир!» Или: «Бог! Ты сегодня прямо таки молодец!». Однако не так ведет себя Авраам! В доверительном разговоре с Богом он признается. «… вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел». (Бытие 18:27) Выражения «решился говорить», «Владыка», «прах и пепел» показывают — чем ближе человек к Богу, тем смиреннее он себя ведет. Между нами и Богом такое же великое различие, как между художником и его картиной.

Также благоговение пред Богом сохраняет нас от греха . Когда братья Иосифа обеспокоились тем, не отомстит ли он за их прошлые преступления, они услышали такой ответ: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их» (Быт.50:19-21). Братья успокоились только потому, что знали: боящийся Бога брат не станет грешить мщением.

Благоговение приносит множество благ во все сферы жизни. Это весьма выразительно показано в 111 псалме:

1 Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его .

Это радостное провозглашение подкрепляется рядом доказательств:

2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

Бог ради благоговения одного благословит многих.

3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

Бог дарует благоговеющим необходимые земные блага.

4 Во тьме восходит свет правым;

В темные периоды жизни праведник будет иметь свет утешения или просвещения, указание, как ему верно поступить.

благ он и милосерд и праведен. 5 Добрый человек милует и взаймы дает ;

Благоговеющий перед Богом человек окажет помощь ближнему в его нужде.

он даст твердость словам своим на суде.

Если волей Господа праведник будет судим за свою правду, он, подобно Стефану (Деян. 7 гл.), будет благословен в своем свидетельстве.

6 Он вовек не поколеблется;

Боящийся Господа человек устойчив на путях веры и не изменяет Господу

в вечной памяти будет праведник.

Пример его жизни будет храниться в памяти людей, а также будет записан в книге памяти пред Богом (Мал.3:16)

7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

Праведник не будет подвержен страхам среди клеветы и перед врагами.

9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

Праведник не боится трат на других. Его судьба непроста, но славна.

10 Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

Нечестивые, в конце концов, увидят превосходство праведника, им станет досадно, что они проиграли и напрасно растратили драгоценную жизнь на греховные вещи. Их существование окончится полным крахом, в то время как жизнь праведника будет процветать в блаженной вечности. Будем же людьми, имеющими законное право на Божьи благословения!


Что такое Благословение

Благословение – это сложное слово, состоящее из двух слов: «благо» + «слово». В этом слове заключено все мироздание Божье, не исключая и самого Бога. Слово «благо» является одним из имен Бога Единого. Только один Бог имеет наивысшую благость (чистоту), и Он бесконечно, вечно не досягаем никем. Бог неотделим от блага, и все от Него исходит. Он — начало всего существующего. А вторая часть слова благословение — «слово», и его можно понимать как творение (действие), совершаемое самим Богом. Наивысший творил все существующее словом. В библии по этому поводу написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог», «И сказал Бог: да будет свет и стал свет». А это значит, что Бог неотделим от слова, и что все появилось, произошло из слова Его, Он сказал: да будет свет и свет появился. «Слово» можно понимать не только как действие Бога, но и все то, что является результатом Его творения (истина, закон, дар, порядок, все качества Бога, и т. п.).
Если соединить эти две части, то получится, что слово благословение имеет всеохватывающее, до бесконечности, значение. Благословение – это Божественная истина и закон Божий. Это Божья милость и справедливость, Любовь и сострадание. Благословение – волеизъявление Бога Отца в мир и наставление (водительство) человека Святым Духом к праведности. Это отклик Бога на человеческую молитву, при которой происходит снисхождение благодати Божьей (Бог — благо + дает). Благословение — это получение от Бога откровения, сообщения или ответа на волнующий нас вопрос. Это особое проявление Свыше благосклонности или внимания к человеку, группе лиц или какому-то народу, за какие-то заслуги перед Богом. Таких людей или народ в мире называют благословенный, заговоренный свыше. Благословение мы можем понимать и как одобрение, позволение или разрешение Бога на какие-либо действия, намерения.

Зачем нужно просить благословения у Бога

Во все времена на всякое начинание люди просили благословения у Бога, они знали в этом толк. Люди боялись отступить от Воли Бога, согрешить, потому что отступничество приводило к пагубным последствиям. В наше время не многие из нас понимают, что такое благословенне, и что оно нам дает. В нашей жизни оно имеет очень важное для нас значение и играет большую роль в строительстве нашего счастья. Благословение, как и наша совесть, перенаправляет нас к благим поступкам. Оно дает нам защиту и покровительство, ясность в размышлении и смиренность в молитве, помогает сделать правильный выбор и рождает искренность в покаянии. Просить благословение у Бога – это тоже является молитвой или встречей с Богом, где мы так же стоим пред ним один на один, и в этом моменте так же случается близость.

При благословении Божьем на человека снисходит , который проводит определенную работу, в зависимости от того, на что мы попросим благословения.

При близости с Духом Божьим ощущается следующее: в душе появляется легкость, овевает прохладой, наступает умиротворение и появляется тихая спокойная радость; в разум приходит ясность и тишина; в теле чувствуется прилив сил, грудная клетка разжимается и дышится легко, сердце бьется ровно и спокойно. Все эти ощущения являются признаком того, что Бог одобряет наше начинание. На все то, что не соответствует Его Воле и все то, что нам не в благость, не в пользу, Бог не дает нам Свое благословление (не одобряет), при этом Благодать Божья не снисходит. В душе и теле человека ощущается: не спокойно, тревожно, напряженно, неприятно, тяжесть, грудная клетка сжимается, сердце бьется не ровно, с небольшим напряжением и сбивается дыхание.

Чтобы научиться распознавать благость от не благости, для этого нужно открыться Его Милости и попросить благословение на что-либо, посидеть в тишине 20 – 30 минут, прислушиваясь к своим ощущениям. Если мы будем проделывать такую работу почаще и регулярно, то шаг за шагом мы научимся понимать язык вибраций, определять, где ложь, а где истина и слышать безмолвный голос Бога.


В жизни если мы просим благословение на прием пищи или молимся перед едой то снисходит Святой Дух и проводит такую работу: он освящает пищу, нас успокаивает, подготавливает желудочно кишечный тракт к работе, желудок сжимается и обретает нормальный объем, приходит чувство меры в еде, и поэтому мы не переедаем, пища усваивается легко, организм в малой мере зашлаковывается, даже при неразумном подходе к питанию. Если мы просим благословение на молитву, то Святой Дух проводит такую работу: в душе появляется больше спокойствия, просыпаются в какой-то мере наша , и память; проявляются наши негодования, приходит ясность; с ясностью мы понимаем, о чем нам нужно просить Бога в молитве, какие потребности возникли в нашей душе, где спряталась печаль, обида, раздражение, какие отяжеляют нашу душу.

Вочман Ни

НАДЕЯТЬСЯ НА БОЖЬЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

В последнее время я постоянно ду­маю о том, что в работе всё зависит от Божьего благословения . Часто мы прояв­ляем верность, но, несмотря на нашу вер­ность, нет благословения и нет плода. Часто мы проявляем старательность, но, несмотря на нашу старательность, нет благословения и нет плода. Часто мы про­являем веру; мы действительно верим, что Бог может что-то сделать; мы также молимся, чтобы Он работал. Но, когда Бог не благословляет нас, всё тщетно. Мы, те, кто служит Богу, должны рано или поздно прийти к осознанию того, что нам нужно надеяться на Божье благо­словение. Без Божьего благословения ни верность, ни старательность, ни вера, ни молитвы не принесут результата. С Божьим благословением, даже если нам кажется, что мы ошибаемся, у нас будет плод. Даже если нам кажется, что всё безнадёжно, у нас будет плод. Таким обра­зом, все проблемы связаны с Божьим бла­гословением.

ПЕРВОЕ

В связи с благословением я хотел бы вспомнить случай с умножением хлебов (Мк. 6:35-44; 8:1-9). Дело не в том, много ли хлебов у нас в руках, а в том, благо­словил ли их Господь. Даже если бы у нас было больше хлебов, этого было бы недостаточно, чтобы накормить четыре тысячи или пять тысяч человек. Даже если бы у нас было, не пять хлебов, а в де­сять или в сто раз больше, этого всё равно было бы недостаточно, чтобы накормить четыре тысячи или пять тысяч человек. Дело не в том, много ли мы имеем. Рано или поздно мы должны прийти к тому, чтобы понять: дело не в том, много ли мы можем достать из своих запасов, много ли у нас даров и велика ли наша сила. Должен наступить такой день, когда мы скажем Господу: «Господь, всё зависит от Твоего благословения. Когда я прихожу к Тебе с хлебами, то, сколько бы их ни было: один-два или сто, Господь, всё зависит от Твоего благословения». Это главный вопрос. Насколько Господь дей­ствительно благословил нас? Не имеет большого значения, много ли у нас хлебов. Люди получают питание и жизнь от Господнего благословения.

Моё сердце беспокоит один вопрос: действительно ли мы дорожим Божьим благословением? В работе это главный вопрос. Возможно, сегодня у нас нет даже пяти или семи хлебов, а нам нужно пищи больше, чем на три или пять тысяч человек. Я боюсь, что все наши запасы меньше, чем запасы во времена апосто­лов, а пищи нам нужно больше, чем во времена апостолов. Наступит день, когда мы поймём, что наши собственные за­пасы, наш собственный источник, наша собственная сила, наш собственный труд и наша собственная верность не имеют значения. Братья, в будущем нас ожи­дает большое разочарование, поскольку мы увидим, что мы ничего не можем сделать.

Мы должны задуматься, почему в Евангелиях Господь совершил два почти одинаковых по природе, по содержанию чуда? Боюсь, причина в том, что этот урок непросто усвоить. Почему Он сна­чала умножил хлебы для пяти тысяч человек, а затем - для четырёх тысяч? В Евангелиях есть два почти одинаковых по природе чуда потому, что этот необхо­димый урок непросто усвоить. Многие по-прежнему надеются не на Божье благо­словение, а на несколько хлебов в собст­венных руках! Хлебов в наших руках ничтожно мало, но мы всё равно рассчи­тываем на них. Однако чем больше мы рассчитываем на них, тем труднее стано­вится работа. Иногда она становится не­выполнимой. Но меня отчасти утешают слова, сказанные одним братом сто лет тому назад. Он сказал: «Когда Бог хочет совершить маленькое чудо, Он ставит меня в трудное положение. Когда Бог хочет совершить большое чудо, Он ставит меня в такое положение, где я ничего не могу сделать». Наше положение трудное, и кажется, что мы ничего не можем сде­лать. Часто наше положение бывает по-настоящему трудным, и мы подобны мальчику, у которого есть всего несколько хлебов. Мы надеемся на чудо, и это чудо заключается в том, что Сам Господь берёт их и благословляет их.

Братья и сестры. Господне благослове­ние творит чудеса. Когда Господь даёт благословение, хлебы умножаются. Когда Господь даёт благословение, то, даже если мы ничего не видим, даже если у нас нет уверенности, даже если мы не можем ничего сделать, хлебы умножаются. Это чудо основано на благословении Господа. Если есть благословение, то можно на­кормить и четыре тысячи, и пять тысяч. Если нет благословения, то даже хлеба, купленного на двести или пятьсот дина­риев, будет недостаточно, чтобы насытить так много людей. Господь обучал учени­ков, ведя их к тому, чтобы они надеялись на Божье благословение.

Часто мы не в силах сделать что-либо; у нас ничего не получается. Обстановка кажется трудной; кажется, что мы ничего не можем сделать. Если вы будете смот­реть на свои обстоятельства, выход найти будет невозможно. Однако Господь снова и снова находит выход. Этот выход и есть благословение Господа. Когда у нас есть благословение, всё получается и нет ничего трудного. Когда нет Господнего благословения, ничего не получается и всё становится трудным. Господь хочет привести нас к такому переживанию, которого у нас ещё никогда не было, - к тому, чтобы на первом месте стояло Его благословение. Если Господь приведёт нас к этому, у Него появится возмож­ность работать. Если Господь не приведёт нас к этому, нам придется сказать, что даже хлеба, купленного на двести дина­риев, недостаточно. Сегодня трудность заключается в том, что сами мы не можем удовлетворить нужду. Всех наших с вами денег недостаточно. Всех нас с вами не­достаточно. Но у Господа есть выход. В Божьей работе главное - благословение; всё остальное не имеет значения.

ВТОРОЕ

Братья, если Бог приведёт нас к по­ниманию того, что в Божьей работе всё зависит от Божьего благословения, наша работа для Бога в корне изменится. Мы не будем думать о том, много ли у нас людей, денег, хлеба. Мы будем говорить, что у нас всего недостаточно, но бла­гословения достаточно. Мы не можем удовлетворить нужду, но благословение может удовлетворить нужду. Мы не можем удовлетворить нужду в полной мере, в полном объёме, но благословение пре­восходит всё, чего нам недостаёт. Когда мы увидим это, работа в корне изменится. В любых обстоятельствах мы должны уделять больше внимания благослове­нию, чем обстоятельствам. Методы, соображения, человеческая мудрость, умные слова - всё это бесполезно. В Божьей работе мы должны верить в Божье благословение и надеяться на него. Часто мы бываем небрежны и наносим ущерб работе, но это не проблема. Если Господь хотя бы немного благословляет нас, мы можем справиться с любыми обстоя­тельствами.

Мы искренне надеемся, что в работе мы не будем совершать ошибок и не будем говорить или действовать распущенно. Однако если у нас есть Божье благосло­вение, то иногда кажется, что, даже оши­баясь, мы не можем ошибиться. Иногда кажется, что мы допустили серьёзный промах, но если у нас есть Божье благо­словение, то на самом деле это оказыва­ется не ошибкой. Поэтому однажды я сказал брату Уитнессу, что если у нас есть Божье благословение, то всё, что мы делаем правильно, будет правильно, и всё, что мы делаем неправильно, тоже будет правильно; ничто не может ис­портить благословения.

ТРЕТЬЕ

Сегодня главное - научиться не созда­вать препятствий для Божьего благосло­вения. Некоторые наши склонности не позволяют Богу благословлять нас, и от них нужно избавиться. Некоторые черты нашего характера не позволяют Богу благословлять нас, и от них нужно избавиться. Мы должны научиться ве­рить в Божье благословение, полагаться на него и в то же время устранять все пре­пятствия для Божьего благословения.

Рассмотрим для примера ситуацию в Сиане. Когда братья разделились на две группировки, это явно стало препятст­вием для Божьего благословения. Если бы эта проблема не была решена, Божьего благословения не было бы. Вот ещё один пример. Недавно в Сычуане возникли трудности. Поэтому не следует ожидать, что Сычуань получит какое-то особое благословение. Я упоминаю об этом только для примера.

Вы должны увидеть, что Господь никогда не жалеет для вас ничего хоро­шего. Если работа не ладится, если со­стояние братьев и сестёр плохое, если число спасённых не растёт, мы не должны винить в этом внешнюю обстановку или каких-то людей. Нельзя винить в этом братьев. Боюсь, на самом деле причина в том, что в нас есть какие-то препятствия для благословения. Если Господь сможет достигнуть в нас Своей цели, то Бог бла­гословит нас «до избытка». Однажды Бог сказал израильтянам: «Испытайте Меня... не открою ли Я для вас отверстий не­бесных и не изолью ли на вас благосло­вения до избытка?» (Мал. 3:10). Сегодня Бог говорит то же самое. Нормальная жизнь христианина - это жизнь бла­гословения. Нормальная работа хрис­тианина - это работа, получающая благословение. Если мы не получаем благословения, мы должны сказать: «Господь, возможно, проблема во мне».

С годами становится всё более и более очевидным, что одних братьев Бог может благословить, а других - нет. Сами мы не можем судить об этом, но с тече­нием лет этот факт становится настолько очевидным, что мы как бы заранее знаем: если пойдёт один брат, то не будет никаких проблем и у него наверняка будет благословение, а если пойдёт дру­гой, то у него наверняка не будет благо­словения и не будет плода. Мы как бы можем предсказать результат.

ЧЕТВЁРТОЕ

Чтобы получить благословение, нужно выполнить определённые требования. Получение благословения - это не слу­чай и не удача. Пути и дела Бога со­ответствуют Его принципам. Некоторые ситуации нравятся Богу, а некоторые - нет. Исав был очень хорошим, но Богу он не нравился. Иаков не был хорошим, но Богу он нравился. У Бога на всё есть Свои причины. Если человек не полу­чает Божьего благословения, на это всегда есть какая-то причина. Если мы не получаем благословения, мы не должны перекладывать ответственность за это на обстановку или обстоятельства. Если мы не получаем благословения, на это обя­зательно есть какая-то причина. Если бы мы пришли в Господе к тому, чтобы научиться всем сердцем надеяться на Божье благословение и всем сердцем про­сить Бога показать нам, почему мы не можем получить благословения, то у Божьей работы было бы большое будущее. В противном случае работа не будет действенной и не принесёт результатов. Мне действительно хотелось бы, чтобы мы жили на земле, надеясь на Божье бла­гословение. Нет ничего важнее Божьего благословения, потому что результаты работы зависят от благословения.

Я понимаю, что у каждого из нас есть свои слабости. Кажется, что некоторые из них Бог не замечает, а к другим Он относится нетерпимо. Если у вас есть эти слабости, у вас не может быть благо­словения. Кажется, что на некоторые слабости Бог не обращает внимания. Его не беспокоит то, что вы снова и снова совершаете эти ошибки. Но другие слабости очень сильно беспокоят Бога. Поэтому мы должны внимательно от­носиться к тем слабостям, которые могут привести к потере Божьего благослове­ния. Возможно, мы не можем избавиться от всех своих слабостей, но мы должны просить Бога, чтобы Он был милостив к нам и чтобы мы были людьми, кото­рые могут получить благословение. Мы должны сказать Господу: «Господь, пусть я слабый сосуд, но не дай этому сосуду быть настолько мелким и настолько маленьким, чтобы он не мог получить благословения». Пусть мы мелкие и маленькие, но мы всё равно можем полу­чать благословение. Благословение и дары Бога являются Его работой. Поэтому мы надеемся, что Бог будет милостив к нам.

ПЯТОЕ

Пусть благословение исходит от нас так же, как оно исходило от Авраама! Я верю, что скоро в работе благовестия произойдёт большой поворот. Пусть Господь благословит нас и будет милостив к нам! Давайте считать благословение чем-то, что мы должны получать по­стоянно. Мы не должны препятствовать Богу давать нам великие благословения. Спасение тысячи человек может стать препятствием для спасения десятков тысяч. Возможно, спасение нескольких десятков человек в одном месте стало препятствием для спасения нескольких тысяч других людей. Каждый раз, когда мы получаем одно благословение, мы должны ожидать второго благословения. Мы должны постоянно получать от Бога всё большие и большие благословения. Каждый из наших соработников должен надеяться, что Бог совершит среди нас такую работу, которую Он раньше никогда не совершал. Впереди нас ждёт в десять, в сто раз больше ^боты. Неужели не­сколько спасённых людей или построен­ный зал для собраний - это предел благословения? В прошлом у нас был постоянный рост, но сейчас мы остано­вили его. Наши благословения в прошлом стали для нас препятствиями в настоя­щем. Это очень печально.

Приходя к Богу, мы должны всегда вести себя так, как если бы мы вышли работать впервые. Некоторые вышли ра­ботать двадцать лет назад, но кажется, что они вышли работать только что. Некоторые вышли работать уже тридцать лет назад, но кажется, что они только что приступили к работе. Мы должны отложить в сторону всё, что было в прош­лом. В трудных ситуациях Бог сделает больше, если у нас будут большие ожи­дания, большие надежды, большие жела­ния. Никогда нельзя мерить Бога своими мерками. Несколькими хлебами можно накормить четыре или пять тысяч чело­век. Если мера благословения велика, то ничто не может воспрепятствовать ему. Если мы, Божьи служители, будем, собираясь вместе, отчаянно надеяться на Божье благословение, то будущие резуль­таты превзойдут всё, о чём мы просим или помышляем.

ШЕСТОЕ

Божье благословение можно сравнить с птицей, которая может залететь с улицы в комнату только добровольно. Когда она находится за окном, её нельзя заста­вить залететь внутрь. Если же она залетит внутрь, её очень легко спугнуть. Бог Сам благословит то, что Он хочет благосло­вить; мы не можем принуждать Его. Благословение, подобно птице, трудно «заманить» и легко «спугнуть». Малейшая неосторожность может «спугнуть» бла­гословение.

Последние два-три года я наблюдал за тем, как наши братья-соработники занимались разными вещами. Один соработник сказал что-то другому соработнику, и между ними произошёл спор. Этот соработник был совершенно прав в своих словах и действиях, но внутри мне всё время хотелось сказать ему: «Брат, пусть ты прав, но неужели мы должны поступать исходя из того, правильно ли это? Или мы должны по­ступать исходя из того, принесёт ли это Божье благословение?» Возможно, часто мы поступаем правильно. Но если Бог не благословляет нас, когда мы поступаем правильно, то что мы можем сделать? В отношении каждого своего действия мы должны спрашивать себя не о том, правильно ли оно, а о том, есть ли у нас Божье благословение. Мы не хотим спо­рить о том, что правильно, а что непра­вильно; мы хотим просить благословения. Если мы будем просить благословения для своей работы, мы будем очень огра­ничены в своих словах и в своей повсед­невной жизни. Возможно, мы правы, но благословит ли нас Бог? Мы можем очень легко лишить благословения себя, а также других братьев. В своих поступ­ках мы исходим не из того, правильно это или неправильно. Мы должны на­деяться на Божье благословение. Воз­можно, вы полностью правы, но может ли Бог благословить вашу общую работу? Нашей жизнью должно руководить Божье благословение.

В Своей работе Бог не благословляет не только неправильное, но и правильное. Благословение приходит тогда, когда мы стоим вместе в единодушии. Поэтому я хочу, чтобы мы знали: когда братья спорят между собой, это очень серьёзно. Воз­можно, мы совершенно правы в каком-то вопросе, но благословение исчезнет! Братья, я серьёзно предупреждаю вас: вы не должны говорить распущенно, и вы не должны думать, что достаточно быть правым. Пусть Господь будет милостив к нам. Братья должны быть осторожны в отношении разговоров друг с другом и взаимной критики. Правы мы или нет, это не имеет значения. Если мы правы, но Бог не благословляет нас, то какая польза от такой правоты? Работа стро­ится не на наших способностях, не на наших дарах, не на нашей верности и не на нашем труде. Если мы упускаем Божье благословение, то всё тщетно.

СЕДЬМОЕ

Что такое благословение? Благослове­ние заключается в том, что Бог работает без всякой причины. С точки зрения логики, за один грош можно купить товара на один грош. Но иногда мы не тратим ни одного гроша, а Бог даёт нам в тысячи раз больше «товара». Иначе говоря, то, что мы получаем, невозможно сосчитать. Божье благословение - это работа, кото­рую Он совершает без всякой причины и которая превосходит то, что нам пола­гается. Пятью хлебами накормили пять тысяч человек, и осталось ещё двенад­цать полных коробов! Вот что такое бла­гословение. Некоторые люди не должны были получить определённый результат. Они должны были иметь мало, но, как ни странно, они имеют много. Вся наша работа строится на Божьем благосло­вении. Благословение - это результат, который мы получаем незаслуженно. Если мы получаем результат независимо от своего дара, то это и есть благословение. Если результат превосходит то, чего мы можем достигнуть своей силой, то это и есть благословение. Можно сказать резче:

если из-за своих неудач и слабостей мы не заслуживаем никаких результатов, но, как ни странно, получаем что-то, то это и есть благословение. Если мы будем искать Божьего благословения, Бог даст нам не­ожиданные результаты. Надеемся ли мы в своём служении на то, что Бог даст нам большие результаты? Многие братья и сестры ожидают только результатов, на которые они могут рассчитывать сами. Благословение означает, что результат превосходит ожидания.

Если мы ожидаем только тех резуль­татов, которые соответствуют нам, если мы ожидаем только маленьких результа­тов и не ожидаем больших, то мы рискуем потерять Божье благословение. Поскольку мы обращаем внимание только на то, что мы трудимся всю ночь напролёт, то Бог не может сделать что-либо, превос­ходящее наши ожидания. Мы должны занять такое положение, в котором Бог может благословить нас. Мы должны сказать Господу: «Сами по себе мы не за­служиваем никаких результатов, но мы ожидаем, Господь, что ради Своего имени, Своей церкви и Своего пути Ты что-то дашь нам». Иметь веру в работе - зна­чит верить в Божье благословение и на­деяться на него. Иметь веру в Божьей работе - значит верить, что результат не будет соответствовать причине, не будет соответствовать нам. Я верю, что, когда мы будем применять это на практике, Бог благословит нас в нашем пути. Я надеюсь, что, когда братья будут обсуждать вопрос миграций, у нас будет благословение Господа и оно превзойдёт то, чего мы заслуживаем.

Иногда кажется, что Бог не просто не даёт нам благословения, а намеренно отказывает нам в благословении. Когда Бог отказывает в благословении, это более серьёзно, чем когда Он не даёт благословения. Если посмотреть на нашу силу и наши дары, то наши результаты должны быть лучше, но мы их не полу­чаем. Мы трудимся всю ночь напролёт и должны получить какие-то результаты, но если Бог откажет нам в благосло­вении, то мы получим меньше, чем должны были получить. Мы трудимся на протяжении долгого времени, но не по­лучаем никакого плода. Мы проявляем старательность, но не получаем никакого плода. Это происходит потому, что Бог отказывает нам в благословении.

Я не уверен, что вы чувствуете всю серьёзность этого. Вы ни в коем случае не должны спорить о том, что правильно и что неправильно в нашей работе. Правильно это или неправильно, это не имеет значения. Вы должны обращать внимание на то, благословляет ли вас Бог. Часто мы совершенно правы, но Бог не благословляет нас. Ловить рыбу всю ночь напролёт правильно, но Бог не благо­словляет нас. Мы живём на земле не для того, чтобы делать правильные вещи, а для того, чтобы переживать Божье бла­гословение. Давид и Авраам совершали ошибки, Исаак был не очень полезным, а Иаков был хитрым, но Бог благословил всех их. Поэтому дело не в том, правы мы или нет, а в том, благословляет ли нас Бог. Возможно, мы сегодня намного лучше Иакова, но если Бог не благослов­ляет нас, то у нас ничего не получится. Мы должны быть людьми, которых Бог может благословить. Можно спорить, можно быть правым, но если Бог не благословляет нас, то у нас ничего не по­лучится.

Всё будущее работы зависит от Божьего благословения, а не от того, правы мы или нет. Если Бог благословит нас, мно­гие грешники будут спасены. Если Бог благословит нас, мы сможем послать людей в отдалённые районы. Если бла­гословения не будет, люди не будут спасены. Если благословения не будет, работники не появятся. Если благосло­вения не будет, никто не захочет посвятить себя. Если благословения не будет, никто не захочет мигрировать. Если есть бла­гословение, даже то, что кажется ошиб­кой, оказывается не ошибкой. Когда Бог благословляет нас, то, даже ошибаясь, мы не можем ошибиться. Однажды на собрании мы спели, казалось бы, непра­вильный гимн, но, поскольку Бог благо­словил нас, у нас был хороший результат. Иногда мы проповедуем, и кажется, что мы говорим не те слова не тем людям, но Бог всё равно благословляет некото­рых из слушателей. Когда мы говорим в следующий раз, возможно, мы снова говорим не те слова, но Бог снова благословляет какую-то другую группу людей. Я не хочу сказать, что мы можем быть намеренно небрежными. Я хочу сказать, что, когда у нас есть Божье бла­гословение, мы не можем ошибиться. Кажется, что наши ошибки должны мешать, но Ему ничто не мешает. Бог сказал: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:13). Бог благослов­ляет того, кто Ему нравится. Это очень серьёзно. Мы ни в коем случае не должны думать, что благословение - это мелочь. Благословение - это души и посвящения. Возможно, за словом «бла­гословение» стоит пятьдесят душ и сто посвящений. Из-за слов, позиции и мне­ний некоторых людей благословение Господа может прекратиться. Мы должны просить Господа, чтобы Он подталки­вал нас внутри, пока мы не получим Его благословение. В противном случае, потеряв благословение Господа, мы совер­шим самый большой грех. Возможно, благословение - это сотни или тысячи душ. Мы должны надеяться на Божье благословение и не позволять ему пройти мимо нас. Мы должны просить у Бога благодати.

ВОСЬМОЕ

Братья! Мы должны научиться жить в Божьем благословении. Если мы работаем, если мы что-то делаем, это хорошо, но наша мера должна расти. В своей работе, в своих делах мы должны просить Бога, чтобы Он хранил нас в Своём благословении. Если мы не раз­решим эту проблему, нашей работе будет нанесён большой ущерб. В 1945 году брат Уитнесс был в Шанхае. Однажды он сказал, что собрание братьев полу­чило Божье благословение. Я верю, что брат Уитнесс продвинулся вперёд в этом вопросе. Мы должны увидеть перед Богом, что мы ожидаем не результатов от нашего труда, а Божьего благосло­вения. Иногда у нашей работы есть результаты, но это скудные и незначитель­ные результаты. Если мы будем ожи­дать Божьего благословения, произойдёт много вещей, превосходящих наши ожи­дания. Если мы будем ожидать Божьего благословения, произойдёт много вещей, превосходящих нашу меру. В работе мы должны постоянно ждать чудес и не­ожиданных событий. Мы не должны постоянно рассчитывать, что мы сами сможем принести какой-то плод. По­стоянно рассчитывая получить эти ма­ленькие результаты, мы тем самым ограничиваем Бога. Если мы не надеемся на Божье благословение, нам не на что рассчитывать в будущем. У нас будут трудности с финансами; у нас будут труд­ности с движением вперёд. Поэтому мы должны надеяться на Божье благосло­вение, а не на плоды своих трудов. Если мы будем рассчитывать только на плоды своих трудов, неизвестно, сколько лет потребуется на то, чтобы многие люди поверили в Господа. Мы должны всегда рассчитывать, что Бог сделает что-то не­ожиданное. Мы должны молиться, чтобы Бог дал нам видение и показал нам, что такое благословение.

Некоторые следят за тем, чтобы молодые люди всё делали правильно, как положено. Вместо этого мы должны следить за тем, чтобы они получали Божье благословение. Если Бог сможет благословить человека, неизвестно, во сколько раз его плод превзойдёт его дары и способности. В противном случае он может быть очень старательным и очень много трудиться, но всё это будет бес­полезно.

Кого-то Бог может благословить, а кому-то Он не даёт благослове­ния. Кому-то Он отказывает в благо­словении. Возможно, наш характер лучше, чем характер другого брата, и наш дар больше, чем его дар, но он в своей работе приносит плод, а мы в своей - нет. Часто мы смотрим на людей свы­сока, потому что мы лучше них, однако Бог благословляет их. Нельзя сказать, что Бог ошибается. Мы должны понять, что в глазах Бога мы являемся людьми, кото­рым Он отказывает в благословении.

Мы не должны из-за этого сердиться и завидовать. Вместо этого мы должны сурово судить себя. У нас есть много оправданий, но у наших братьев тоже много оправданий. Мы правы, но они тоже правы. Если Бог отказывает нам в благословении, что мы можем сделать? Мы правы, но мы не можем обретать души. Мы правы, но мы не можем со­зидать церковь. Мы правы, но от этого нет никакой пользы. Поэтому мы должны устранить всё, что задерживает благосло­вение и препятствует ему. Впредь мы не должны быть людьми, которые упрямо спорят о том, что правильно, а что не­правильно; мы должны быть людьми, которые получают от Бога великие благословения.

Зачем нужно Божье благословение?

«Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит» (Притч.10, 22)

«…Без благословения Божиего всякое наше начинание в делах добрых и полезных есть гордость духовная, противление Богу как непризнание Его Божественных повелений или сомнение…»

Афонский старец Кирик

«Если просим, то и получаем, а не просим, то и не получаем. Во всем должно на Бога надеяться, а не на себя, на свои силы, способности и средства; то Бог никогда не оставит Своей всесильной помощью и Благодатью, ибо сказал: Скорее мать забудет свое дитя, чем Я забуду тебя »

Иеросхимонах Николай (Цариковский)

Архимандрит Кирилл (Павлов): «Нередко многие из нас трудятся и усердно, и долго, однако успеха в своем деле не имеют… Отчего неудачи житейские и разные беды постигают нас? Отчего труды наши остаются безуспешными? – Оттого, что мы забываем Бога, мало надеемся на Него, редко обращаемся к Нему с усердным прошением благословить наши предприятия и труды. Все мы думаем устроить свою жизнь и достигнуть успеха в житейских делах собственным умом и разумением, собственными силами и способностями, Без Господа Бога и Его благословения, а потому и постигают нас всякие неудачи и бедствия. Мы желаем успеха, но не имеем, потому что не просим. Святой апостол Иаков говорит: Желаете, — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак.4, 2-3).

Если мы хотим, чтобы нас не постигали неудачи и труд наш был успешным, постараемся богобоязненной жизнью и усердными молитвами ко Господу привлечь Его благословение на труды свои и начинания. Без Меня не можете делать ничего (Ин.15, 5), — говорит Спаситель во Святом Евангелии. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс.126, 1), — говорит святой пророк и псалмопевец Давид».

Иеросхимонах Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829-1899) так говорил о важности благословения: «Начиная всякое дело свое, призывайте Бога на помощь . Желаешь ли молиться, поститься, творить поклоны, работать, идти или ехать куда-либо, призывай Господа Бога, Божию Матерь и святых угодников Его и говори: «Господи, благослови и помоги мне грешному !» Ибо Сам Господь сказал: (Ин.15, 5), то есть без Меня и Моей помощи не можете свято исполнять свои дела и даже подумать ни о чем истинно добром. А если кто скажет: «Я (сам) то и то сделаю» — и не призовет Бога на помощь, то с ним силы и помощи Божией не будет. Тогда и диавол скажет свое «и я» и будет старания употреблять, чтобы противиться начатому тобой делу и с успехом вредить ему и достигнет того, что и молитва твоя будет в грех, и вообще все дела так осквернит, что они будут противны Богу, ибо ты на себя надеялся, а не на Бога, и творил их без Его помощи и защиты. Работу, то есть послушания свои разные, нужно исполнять со смирением, прося усердно у Бога помощи. Успех же дела должно предоставлять воле Божией и не особенно о нем безпокоиться. А главное – никогда не хвалиться и не говорить с похвальбой: «Я то и то сделаю», потому что, если за тщеславие благодать отступит от человека, то хотя бы он и начал работать, например, там писать какое-либо сочинение, то уж не будет в нем той силы, какую давала благодать. В чем есть нужда, сейчас до Бога, проси Его, потому что Он Сам сказал: Просите и дастся вам. Если просим, то и получаем, а не просим, то и не получаем. Во всем должно на Бога надеяться, а не на себя, на свои силы, способности и средства; то Бог никогда не оставит Своей всесильной помощью и Благодатью , ибо сказал: Скорее мать забудет свое дитя, чем Я забуду тебя ».

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Во всех делах требуется человеку помощь Божия. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс.126, 1). Это значит: если Господь не благословит что, то напрасны будут труды, всуе будет бдеть стрегий и ничего не устережет; и напрасно человек тот будет рано вставать – не пойдут дела его без благословения Божия. А потому требуется всегда и во всем просить помощи Божией; требуется усердная молитва».

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894): «Одобряю твое благоразумие, что без благословения не входишь ни в какие сношения с другими. Так будешь делать, легче сохранишь и спасешь себя».

Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) : «…(Нужно) умудряться; иногда по видимому покажется дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному послужит…»

Афонский старец архимандрит Кирик о благословении Божьем на всякое дело говорит: «Житие наше на небесах есть! Куда и вознесся Господь наш Иисус Христос и там ожидает нас к Себе. Откуда вознесся Господь, на то место пришли апостолы, там была и Пречистая Матерь Божия и много других. Перед ними внезапно явился Господь Иисус Христос, и, увидев Его, поклонились Ему, другие же усомнились (в Божестве Его) и не поклонились Ему. Господь Иисус Христос сказал апостолам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. После этого стал возноситься перед глазами всех на небо, в то же время благословляя их до тех пор, пока скрылся (на высоте) из вида святых апостолов. Итак, что же значит Его благословение для апостолов в деле исполнения воли и заповедей, данных апостолам, а в лице их и нам всем? Это то значит, что без благословения Божиего всякое наше начинание в делах добрых и полезных есть гордость духовная, противление Богу как непризнание Его Божественных повелений или сомнение , подобное тем, кто усомнился и не поклонился при виде Его на горе Елеонской. Апостолы лично получили благословение от Господа, а мы должны испрашивать себе благословение у Него, по заповеди Его, через призывание имени Его словами или мысленно: «Господи, благослови, Господи, помоги!» Ибо Он сказал: Я с вами до скончания века . И еще: Блаженны не видевшие, но уверовавшие , — и это относится и к нам, людям последнего времени. И как святые апостолы по благословению Господа благоуспешно пронесли проповедь Евангелия по всей вселенной, так и мы должны иметь заботу или попечение об исполнении заповедей, Господом через апостолов данных, для славы Божией и для спасения души, вещи безсмертной. Итак, по заповеди Его мы должны испрашивать у Него благословения, или, что то же, благодатную помощь от Святого Духа на все наши благие дела и начинания. Если же мы начинаем что-либо благое и полезное без испрашивания у Господа благодатной помощи, то хотя бы дела наши были и святы сами по себе, но конец их будет печальный и даже греховный, как об этом сказал святой Иоанн Златоуст. Священное Писание нам говорит: Да возвратятся грешники во ад и все забывающие Бога, не просившие у Него благодатной помощи. Отлучается от Бога тот, кто не пребывает в единении с Богом посредством молитвы, то есть призывания на помощь себе имени Божиего. Ибо и Сам Господь сказал: Кто не со Мною, тот против Меня . Вот как важно для нас держаться благословения Божия, а кто не хочет благословения, оно и удаляется от него, как от гордого духом, а Бог гордым противится, а смиренным, нуждающимся в помощи Божией, дает Благодать или спасительную Силу Божию . А поэтому не начинай никакого дела, пока не призовешь ты Бога, чтобы Он помог тебе произвести оное в действо. Ибо Сам Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» — ни сказать, ни помыслить; поэтому при всяком малейшем движении и начинании в делах нужных и полезных необходимо испрашивать у Господа благословение либо словами, либо мысленно: «Господи, благослови, Господи, помоги», — и таким образом всегда будем пребывать с благословением Божиим – в Его памяти о нас, ибо Он через пророка Своего Иеремию сказал: Понеже словеса мои в них, памятью воспомяну о них . Памятью о Боге и с призыванием Его имени на всякое благое начинание, при живом сознании вездеприсутствия Божия, будем все делать во славу Божию, вознося ум и сердце к Господу, вознесшемуся от нас на небо, и с этим пониманием и чувством будем делать свои дела, не только большие, но и самые мелочи, не пренебрегая ими как малыми, но будем относиться к ним по совести и по закону Божию, так как нравственный наш характер слагается из мелочей, и по этому же характеру будем судимы на Страшном суде. Итак, без благословения Божиего всякое благое и полезное начинание есть Божию Промыслу противление с нашей стороны; тогда и Бог воспротивится нам и скажет в день оный: «Отойдите от Меня – вас не знаю»!

Старец Арсений (Минин) (1823-1879): «Без Мене не можете творити ничесоже , сказал Господь. При каждом благом начинании мы должны испрашивать помощи Божией и благословения Его, так как без помощи Божией мы ничего не можем сделать, а потому все благое, совершаемое нами, мы должны относить к Богу, и Он в день Суда Своего все оное отнесет к нам, а если мы что-либо сделанное нами доброе присвоим себе, своим трудам, усилиям, то вместо награды получим осуждение, что ясно изображено в притче о фарисее: он похвалился добродетелями своими и чрез это потерял их. Помнить должно сказанное в Евангелии: Аще сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби непотребни есмы ».

Святитель Николай Сербский (1880-1956) . Письмо крестьянину Остое Р., на вопрос о том, есть ли благословенные и не благословенные души. «Конечно, есть. Ибо, если бы их не было, не было бы смысла и в благословении. Благословенный и не благословенный – вот в чем разница между людьми. Нерасторжимая общность с Богом приносит благословение, а отпадение от Бога – значит лишение благословения… От одного благословенного чада весь дом может получить благословение и преуспевать во всем, а от одного не благословенного весь род может терпеть скорби… Во время войн особенно много говорится о людях везучих и невезучих, а это и есть люди благословенные и не благословенные… А ты не бойся, прислушивайся только к словам отца Соломонова, которых Соломон не захотел послушаться: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе (Пс.1, 1)».

Старец Савва (1898-1980): «Каждое дело начинайте с молитвы. В молитвеннике есть особая молитва перед началом дела. Всегда читайте ее и, получив Божие благословение, через эту молитву будете иметь успех в труде. А после окончания дел не забывайте благодарить Господа. Без помощи Божией всуе будем трудиться и мучить себя. Один монах поделился со мной своей скорбью: «Батюшка, почему так бывает? Стараюсь делать все как лучше, а мною все недовольны». – «А ты читаешь молитву перед началом всякого дела по молитвеннику?» — спрашиваю его. «Нет, не читаю». – «А вот теперь читай и увидишь разницу», — говорю ему. Этот монах потом благодарил меня за такое вразумление, он поражен был, как помогала ему эта молитва».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006): «Минута, в которую человек сам чает что-нибудь произвести над собой и в себе самом, есть минута погашения жизни истинной, духовной, благодатной. В этом состоянии, несмотря на непомерные труды, истинного плода не бывает. Потому что Господь сказал: «Без Меня не можете творити ничесоже… »