Бразильские композиторы. Биография - Вила Лобос Э., Golden Guitar Studio, проект Дмитрия Теслова, классическая гитара, пьесы для гитары, произведения для гитары, сочинения для гитары, нотный архив, аудио mp3 гитарной музыки

Эйтор Вила-Лобос (Heitor Villa-Lobos) (1887-1959), бразильский композитор. Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 году. В возрасте шести лет под руководством отца начал учиться игре на виолончели, а пять лет спустя уже владел кларнетом, гитарой и другими инструментами. В юности много путешествовал по Бразилии, собирая музыкальный фольклор. Впоследствии впечатления от бразильской музыки, в которой слились народные, популярные и индейские элементы, отразились в его произведениях. Уже зрелым композитором Вила-Лобос приехал в 1922 году в Париж, где его музыка получила первое признание. Вернувшись в Бразилию, полностью посвятил себя творчеству. В 1932 году стал руководителем музыкального воспитания в Бразилии. Вила-Лобос организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в разных городах и стал известен во всей стране. С 1944 по 1959 год он неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений и в 1948 году принял участие в постановке своей оперы "Малазарте" (1921). Умер Вила-Лобос в Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959 года.

Глубокое почитание Вила-Лобосом творчества Баха вызвало к жизни знаменитые "Бразильские бахианы" (1930-1945), десять сюит для разных инструментальных составов. Вила-Лобос культивировал два национальных музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро (синтез бразильских, индейских и популярных музыкальных элементов).

Вила-Лобос - один из самых плодовитых современных композиторов; жанровый диапазон его творчества простирается от опер и симфонических форм до обработок детских песен. Среди основных его сочинений - симфонические поэмы "Уирапуру" (1917), "Амазонки" (1927); "Рудепоэма" (1921-1926) и Шоро № 5: Alma brasileira (1926) для фортепиано; Шоро № 8 (1925) для двух фортепиано с оркестром; Шоро № 10 (1925) для хора с оркестром; Бразильская бахиана № 1 (1930) для восьми виолончелей и Сересты (1924-1941) для голоса и фортепиано.

БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)

ВИЛА-ЛОБОС ЭЙТОР

Вила-Лобос Э йтор (Heitor Villa-Lobos), 5 марта 1887 – 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, – выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешествовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами.

В 1923-30 гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий («Практическое руководство», «Хоровое пение», «Сольфеджио» и др.), теоретического труда «Музыкальное воспитание». Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. Глава национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального воспитания детей. 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей, неисчислимое множество хоров, песен, музыка для детей, обработки фольклорных образцов и др. – всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений.
Творчество Вила-Лобоса – одна из вершин латино-американской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.

Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца – широко образованного человека. Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее – курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вила-Лобос так и не получил – родные не имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.
Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро – небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909).

Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.
В 1923 году Вила-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»-своеобразное творческое преломление бразильского фольклора.

В 1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение – основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» – антология небольших хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.
Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку,– выступал как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вила-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-Йоркского университета, в 1944 году избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».
Диапазон творчества Вила-Лобоса очень широк – от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение – цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.
С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов – классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вила-Лобоса – Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.

Эйтор Вилла-Лобос родился 5 марта 1887 г в Рио-де-Жанейро. Его отец, Раул Вилла-Лобос, высокообразованный человек и большой любитель музыки в немалой степени способствовал пробуждению у юного Эйтора интереса к музыке и развитию его музыкальных способностей. Он познакомил мальчика с нотной грамотой и обучил игре на виолончели и кларнете.

Отец умер, когда Эйтору было 12 лет, и мальчику пришлось быстро повзрослеть. Он присоединился к группе городских музыкантов, которые играли на улицах, на свадьбах, крестинах, днях рождения. При этом он еще успевал учиться и успешно закончил школу при монастыре Сан Бенту. Ему не хватало денег на оплату уроков музыки и он расплачивался со своим учителем тем, что давал ему уроки французского языка. Позже Вилла-Лобос поступил в Национальный музыкальный институт, в класс гармонии, но царившая там строгая дисциплина пришлась ему не по нраву. Поэтому он продолжил выступления в уличном оркестре, и зарабатывал, играя в кинотеатрах или ресторанах. В это время он уже с легкостью сочинял различные пьесы - вальсы, марши, польки.

Не имея систематического образования, Вилла-Лобос занимался самостоятельно. Он много читал, но безграничная любознательность юноши не удовлетворялась одним чтением. Знаниям, почерпнутым из книг, он предпочитал личный опыт. Продав часть оставшейся от отца библиотеки, Вилла-Лобос в 1905 г. совершил свое первое путешествие по стране. Виденное и слышанное - народные песни и танцы, состязания деревенских музыкантов, их импровизации, местные музыкальные инструменты - поразило воображение молодого музыканта, на всю жизнь сохранившего любовь и живейший интерес к фольклору, к истории Бразилии, пробудило в нем глубокое национальное сознание. Через год он снова отправляется в путешествие, на этот раз в южные штаты (чтобы совершить его, Вилла-Лобос, не имевший средств, должен был выступать в роли представителя спичечной фабрики). В этих поездках Вилла-Лобос не только наблюдал, но и собирал материал.

Еще через четыре года Вилла-Лобос предпринял поездку в Амазонию, в Белен и Манаус, для чего ему пришлось присоединиться к кочующей португальской труппе оперетты в качестве виолончелиста, а затем, на сей раз уже в составе научной фольклорной экспедиции, в течений трех лет объездил обширные территории центральной и западной Бразилии, побывал в Мату-Гросу, Рондонии, Акри - самых девственных, глухих районах страны, где преобладает индейское население. Всего с 1905 по 1912 г. Вилла-Лобос совершил пять продолжительных путешествий по стране, записав в общей сложности более тысячи народных мелодий и текстов. Позднее он говорил: "Моим учебником гармонии стала карта Бразилии".

Последующее десятилетие (1913-1922 гг.) явилось важным периодом в формировании художественных взглядов Вилла-Лобоса и его становлении как композитора. Он усваивает опыт своих старших современников; совершенствует свою технику, занимаясь у опытных музыкантов. Несмотря на это, общественность Бразилии не спешит признать талантливого музыканта и композитора. 13 ноября 1915 г. состоялся официальный дебют Вилла-Лобоса: в зале газеты «Жорнал ду комерсиу» в Рио-де-Жанейро он дал свой первый публичный авторский концерт. Хотя в то время Вилла-Лобос еще не был знаком с новшествами Шёнберга и Стравинского, его музыкальный язык уже тогда отличался необычной смелостью и новизной. Реакция публики, воспитанной на итальянских операх, и критики, свято чтившей «правила», была единодушной: первая освистала композитора, вторая квалифицировала его музыку как написанную эпилептиком и предназначенную для параноиков. Вилла-Лобос не колеблясь поднял брошенную ему перчатку, ступив на путь многолетней, без преувеличения героической борьбы с консерватизмом, провинциализмом, косностью и предрассудками, царившими в художественной жизни Бразилии тех лет и сковывавшими творческую мысль, за утверждение новых эстетических ценностей.

В 1922 г. друзья Вилла-Лобоса добились для него правительственной субсидии, дававшей возможность отправиться в Европу, и в следующем году композитор отплыл во Францию, чтобы надолго обосноваться в Париже. Он ехал в столицу мира не учиться, а добиться признания. Показательный факт - маститый Венсан д"Энди, чей «Курс музыкальной композиции» Вилла-Лобос тщательно изучал еще в Рио-де-Жанейро и к кому по приезде в Париж он обратился за консультацией, сказал бразильскому музыканту, внимательно просмотрев его сочинения: «Вы уже знаете и умеете все, чему могли бы научиться у меня».

В столице Франции Вилла-Лобос общался с крупнейшими музыкантами современности - Морисом Равелем, Полем Дюка, Артюром Онеггером, Жоржем Ориком, Жаком Тибо, Игорем Стравинским, Сергеем Прокофьевым, Мануэлем де Фалья, Пабло Казальсом, Леопольдом Стоковским, Джордже Энеску. Исполнение в концертах произведений Вилла-Лобоса привлекло к нему внимание парижского музыкального мира.. Париж признал бразильского композитора, что в то время было равносильно мировому признанию. Вилла-Лобос провел в Париже восемь лет, работая с присущей ему энергией и неутомимостью и оставаясь по-прежнему истинно бразильским художником как по тематике, так и по духу своих произведений. Известность его росла. Его музыка с успехом исполнялась в Лондоне, Брюсселе, Амстердаме, Вене, Берлине, Мадриде, Лиссабоне. Он был назначен профессором композиции Парижской консерватории и членом ее Ученого совета. Ежегодно выезжая на родину, он дирижировал концертами из своих произведений и произведений европейских композиторов, не известных тогда в Бразилии.

В 30-х годах Вилла-Лобосу была поручена организация единой системы музыкального образования Бразилии. Несколько лет он увлеченно занимался разработкой новых методов преподавания музыки в школах. Большое значение в его систем отводилось хоровому пению, которое он считал необходимым фундаментом для последующего профессионального образования.

Вилла-Лобос проделал колоссальную просветительскую работу. Он стал основателем музыкальных школ, хоровых коллективов, руководил школой учителей-хормейстеров, сформировал оркестр, способствовал открытию Национальной академии хорового пения (1942) и возглавлял ее до конца жизни. Выступая со своим оркестром по всему миру, он способствовал развитию интереса к бразильской музыке.

Композитор всю жизнь писал чрезвычайно легко, в самых разнообразных жанрах, для самой разной аудитории, для определенных исполнителей и исполнительских коллективов. Степень сложности его музыки различна - от простых и незатейливых наигрышей до композиций, необычных по составу гармоний и рисунку мелодий.

Первые сочинения Вилла-Лобоса - песни и танцевальные пьески были написаны им в двенадцатилетнем возрасте. В последующие 60 лет мастер написал более тысячи произведений. Он создал девять опер, пятнадцать балетов, двенадцать симфоний, восемнадцать программных симфонических поэм, инструментальные концерты и т. д. Замечательным вкладом Вилла-Лобоса в мировую гитарную литературу являются два его цикла -“5 прелюдий” и “12 этюдов”. Настоящим шедевром является цикл из девяти сюит для различных составов инструментов под названием "Бразильские бахианы" (1944 г.) К "Бразильским бахианам" близок по форме цикл "Шорос" (1929 г.), состоящий из четырнадцати сюит для камерных ансамблей.

Огромное музыкальное наследие, оставленное нам Вилла-Лобосом неповторимо, разнообразно и самобытно. В нем есть девственная сельва и выжженные солнцем сертаны, величавое течение могучих рек и низвергающиеся водопады; в нем слышен шум океанского прибоя, беспокойная сутолока Рио, мягкая речь креолов и гортанный говор индейцев. Как и Бразилия, оно разное и единое одновременно, и нужно вслушаться в него, чтобы почувствовать в этой многозвучной стихии черты единого облика - то, что несет на себе одинаково характерную, неповторимую печать общего (бразильского) и индивидуального (личности художника).

Эйтор Вилла-Лобос
1887 - 1959 г.
Бразильский композитор.

Когда слушаешь арию из «Бразильской бахианы» № 5, кажется, что она создана кем-то из классиков прошлых столетий. Но ее автор, Эйтор Вилла Лобос, - наш современник: он жил в первой половине XX века в Бразилии.

Просто он очень любил Баха, в чьих творениях слышал универсальное музыкальное начало - то же самое, что звучало и в народных песнях его любимой родины. Соединить в творчестве классику и бразильский фольклор - такой была мечта Вилла Лобоса, и он воплотил ее в «Бразильских бахианах». Их девять, и у каждой свой характер, в каждой слышны народные напевы Бразилии - то лирические, то шуточные…

Вилла Лобос не получил систематического музыкального образования - музыке его учила сама Бразилия: в юности он много путешествовал, выступая с бродячими музыкантами, шоранами, и учебником гармонии стала для него родная земля. А отец научил Эйтора играть на виолончели, которую он полюбил на всю жизнь.

И конечно, гитара - у Вилла Лобоса она словно заговорила! Вот как описал его игру гитарист Андрес Сеговия: «…он схватил гитару так резко, как будто боялся, что она вырвется. Скосил глаза на левую руку, как бы призывая ее слушаться, посмотрел на правую руку, как бы предупреждая о наказании в случае ошибки, и совершенно неожиданно вырвал аккорд такой силы, что я испугался: „Гитара моя не выдержит“. Рассмеявшись, он с детской непосредственностью произнес: „Подождите, подождите“. Я ждал, но, опасаясь за „жизнь“ инструмента, не мог спокойно слушать его. Лобос начал импровизировать. Вскоре он прекратил игру… Но и того, что прозвучало, было вполне достаточно, чтобы понять: перед нами большой композитор, чья музыка привлекает самобытной мелодией, своеобразной ритмикой, неповторимыми гармониями… Это было счастьем для гитары и меня». В этой вроде бы маленькой зарисовке весь композитор с его энергией и любовью.

Он мечтал о том, чтобы вся Бразилия услышала и полюбила Баха, и для этого даже создал оркестр, который гастролировал по стране и исполнял классическую музыку.

В 1930 году бразильское правительство поручило Вилла Лобосу создать единую систему музыкального образования. Но как, ведь в Бразилии столько бедных, и почти нет культурной традиции? И в качестве ее основы Вилла Лобос выбрал хоровое пение, ведь «музыка человеческого голоса… объединяет души, очищает чувства, облагораживает характер, увлекает дух к самым прекрасным идеалам».

Эйтор взялся за дело со свойственной ему энергией. И размахом. Несколько лет он ничего не сочинял, не давал концертов и целиком посвятил себя новому делу. Он выступил с докладами в 66 городах, основал десятки музыкальных школ, создал хоровые коллективы в главных центрах страны, открыл школу учителей-хормейстеров и стал ее руководителем. По его инициативе в 1942 году была открыта Национальная академия хорового пения, ее президентом Вилла Лобос оставался до конца жизни.

«Хоровое пение есть одно из высших проявлений музыки, ее истинное предназначение. Обладая огромной объединяющей силой, оно помогает… ощутить себя частицей коллектива, почувствовать свою принадлежность обществу, родине», - писал Вилла Лобос. И в дни национальных и народных праздников собирал на стадионе «Васку да Гама» в Рио-де-Жанейро до 40 000 школьников и до 1000 оркестрантов, и вместе они пели патриотические и народные песни. На эти грандиозные «орфеоны» собирались десятки тысяч слушателей. Так Эйтор осуществлял вторую свою заветную мечту - «научить всю Бразилию петь»!

Почти каждый год Вилла Лобос давал концерты в Европе и США, исполняя собственные сочинения и сочинения своих соотечественников, - так бразильскую музыку узнавали во всем мире.

При этом он ни на минуту не оставлял творчества. И в последние десять лет жизни написал пять симфоний (№ 8–12), три фортепианных концерта (№ 3–5), концерты для гитары, арфы, Второй виолончельный концерт, шесть струнных квартетов, пять симфонических поэм, оперу и два балета, не считая небольших сочинений. Энергия его казалась неиссякаемой. «Вила Лобос, несмотря на свои семьдесят лет, остается самым активным нашим композитором. Музыка его по-прежнему свежа и непосредственна, и родник ее не подает признаков оскудения», - написал в 1957 году, за два с половиной года до кончины композитора, музыкальный критик Карльтон Смит.

Вилла Лобос умел мечтать и воплощать свои мечты. Может быть, поэтому его музыка говорит с нами так задушевно и так страстно, а главное, искренне. И в арии из «Бразильской бахианы» звучит что-то главное, что так хочет услышать наша душа.

Лариса Луста. Эйтор Вилла-Лобос. Бразильская бахиана № 5

Эйтор Вила-Лобос , правильней Эитур Вилла-Лобуш (порт. Heitor Villa-Lobos; 5 марта 1887, Рио-де-Жанейро - 17 ноября 1959) - бразильский композитор. Один из самых известных латиноамериканских композиторов, Вила-Лобос прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки.

Биография

Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года. Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем оставил учёбу. После смерти отца (с которым занимался бразильской музыкой) зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.

В 1912 году женился на пианистке Лусилии Гимараинш (Luclia Guimares) и начал карьеру композитора. Впервые его произведения были опубликованы в 1913. Некоторые из своих новых произведений он впервые представил на публике во время своих оркестровых выступлений с 1915 по 1921. В этих произведениях ещё заметен «кризис идентичности», попытка выбора между европейскими и бразильскими традициями. Позднее он всё больше опирался на последние.

Первые сочинения Вила-Лобоса - песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки - помечены 1899 г. В последующие 60 лет творческой деятельности (Вила-Лобос скончался 17 ноября 1959 г. на 73-м году жизни) композитор создал свыше тысячи (некоторые исследователи насчитывают до 1500!) произведений в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 10 инструментальных концертов, более 60 камерных сочинений крупной формы (сонаты, трио, квартеты); песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вила-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором; его музыка для детей, написанная с учебными целями для музыкальных и общеобразовательных школ, для самодеятельных хоров, включает более 500 названий. (При этом нужно иметь в виду, что определенная часть наследия Вила-Лобоса остается не опубликованной и не зафиксированной в каталогах.) Вила-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижера, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), члена правительства по вопросам народного образования, делегата Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активного деятеля Международного музыкального совета. Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений - знаки международного признания выдающихся заслуг бразильского композитора. На три, на четыре полноценные, достойные уважения человеческие жизни с избытком хватило бы сделанного Вила-Лобосом за одну - удивительную, исполненную сверхъестественной энергии, целеустремленную, подвижническую - жизнь артиста, ставшего, по словам Пабло Казальса, «величайшей гордостью страны, которая его породила».

  • В Национальном театре в столице Бразилии крупнейший зал назван в честь Вила-Лобоса.
  • Внучатый племянник композитора Даду Вила-Лобос был гитаристом Legio Urbana, одной из самых успешных рок-групп в истории бразильской музыки.
  • 25 сентября 2015 года его именем назван кратер Villa-Lobos на Меркурии.

Сочинения (выборка)

  • Бразильские бахианы. Одно из самых известных сочинений Вила-Лобоса - ария из «Бразильской бахианы» №5.
  • Соната №2 для виолончели
  • Фортепианное трио №2
  • Концерты для арфы с оркестром
  • Открытие Бразилии. Оркестровые сюиты №№1-4
  • Концерт для гитары
  • Rudepoema Dancas
  • Симфония №№1-12 (№5 - утеряна)
  • Струнные квартеты
  • Пять фортепианных концертов
  • Ciranda das sete notas для фагота и струнного оркестра
  • 14 шоро
  • Бразильская народная сюита, для гитары (пять шоро)
  • Foresta do Amazonas (симфоническая версия музыки к фильму Мела Феррера «Зелёные поместья», 1959)

Литература

    • Федотова В.Н. Творчество Эйтора Вила-Лобоса как представителя бразильской музыкальной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Государственный институт искусствознания, Москва, 1983.
    • Федотова В.Н. Звучит впервые. / Музыкальная жизнь. М., 1974, № 15.
    • Федотова В.Н. Из далекой страны. / Музыкальная жизнь. М., 1976, № 11.
    • Федотова В.Н. Бразильские Бахианы Эйтора Вила Лобоса. // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М., 1981.
    • Федотова В.Н. О народном искусстве и современном примитивизме. / Латинская Америка. М., 1983, № 6.
    • Федотова В.Н. К вопросу о тематизме «Бразильских Бахиан» Эйтора Вила-Лобоса. // Музыка стран Латинской Америки. М., 1983.
    • Федотова В.Н. Вводный очерк «Композиторы Латинской Америки» в коллективной монографии «Музыка ХХ века». Очерки. Часть 2, 1917-1945, книга V, М., 1983.
    • Федотова В.Н. «Эйтор Вилла-Лобос». - в коллективной монографии «Музыка ХХ века». Очерки. Часть 2, 1917-1945, книга V, М., 1983.
    • Федотова В.Н. Творчество Э.Вила-Лобоса и народная бразильская музыка. // Искусство стран Латинской Америки. М., 1986.
    • Федотова В.Н. Музыка земная и возвышенная. К столетию Эйтора Вила-Лобоса / Советская культура, 1987.
    • Федотова В.Н. К столетию Э.Вила-Лобоса. / Вестник АПН, издано в Бразилии, 1987.
    • Федотова В.Н. К проблеме контактов и влияний европейских и неевропейских культур. // География и искусство. Институт культурного наследия им. Д.Лихачева. М., 2002.
    • Appleby, David P. 1988. Heitor Villa-Lobos: A Bio-Bibliography. New York: Greenwood Press. ISBN 0-313-25346-3