Был ли другой путь. Был ли у Катерины другой выход? Несколько интересных сочинений

Был ли выход у Катерины Кабановой

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины. По мнению Добролюбова, от него «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, она сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. В родительском доме ей жилось радостно и легко, но образования не получила. Рассказы странниц и богомолок заменяли ей книги. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. Так получали образование большинство женщин в XIX веке. Сегодня странниц заменил телевизор. Катерина говорит языком, каким в купеческой среде того времени могла говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. В нем слышны и элементы поэтической народной речи, и влияние церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые «до смерти» любила посещать Катерина. Ее выделяют особый мягкий лиризм, эмоциональность и задушевность, которые соответствуют общему складу характера Катерины. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, - образ птицы. В народной поэзии птица - символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, «…Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Катерина терпит лишь до поры до времени. «А уж коли мне здесь опостынет, - говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. «Обманывать - то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «темного царства» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.

Хочется поставить вопрос: «А могло бы быть по-другому?» Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но, в отличие от жены, это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают ее чувства, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.

В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую она воспринимает, как «грозу господню », «страшная барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную», - все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев «темного царства». Это бы дало Кабанихе право торжествовать: «Куда вона-то ведет!» Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над «темными силами », которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против «темного царства». Сегодня можно задать вопрос: «Зачем она это сделала?» Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановых и Диких. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что «что домой, что в могилу».

Иного пути как самоубийство она не видит. Да, наверное, трудно было бы найти выход в условиях нравов, царивших в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы - Анна Каренина. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», который на миг осветил его беспробудный мрак.

В 1864 году А. И. Герцен писал о «Грозе»: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники<…> русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.

Драма "Гроза", написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реорганизации, как бы венчала первый период творческой деятельности Островского, цикл его пьес о "темном царстве". Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню, символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой жизни. А аккурат так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры восприняли "Грозу" аккурат как общественную пьесу, так как требовали от Островского отнюдь убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя, "Николай Павлович в юбке".

По словам В. Лакшина, "Гроза" поразила современников Островского своей "поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины". Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране.
Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины реально драматична. Она, быть может, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был другой исход?

После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был отбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы.

Первый и, пожалуй, самый желанный путь - это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная дама, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, тот самый "образованный Тихон", не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.

Второй путь - получить развод. Но в то пора, чтобы получить развод, можно было прождать очень длительно, да и нужно было пройти все инстанции, попробовать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен.

Третий путь - уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.

Четвертый и самый страшный путь - путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать тот самый путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь "не убий", так как необыкновенно набожна.

Не могла Катерина и существовать по принципу Варвары: "Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было". Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский жилище было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.

Оставался ещё один путь - существовать с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее проступок. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого существовать с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который более того не способен отстоять жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала более того мысли об этом. Она и полагать о возвращении в жилище Кабановых не могла: "Мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... А об жизни и полагать не хочется... И люди мне противны, и жилище мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!"

Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение отнюдь не слабость, а сила ее характера. Известно, что самоубийство в христианской традиции - величайший проступок. Самоубийц хоронят за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину. "Молиться не будут? - восклицает она. - Кто любят, тот будет молиться..." Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть.

Безусловно, Катерина - "луч света в темном царстве", но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч - мира Диких и Кабаних. Эта брешь- язва в "темном царстве". Смерть Катерины служит немым упреком как Борису, "слепо покоряющегося воле Дикого", так и Тихону, "безвольной жертве страха перед матерью". Катерина заставляет внутренне встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: "Вы ее погубили! Вы! Вы!"

В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: "Эта, хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание чуть ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму".

Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

Драма А.Н. Островского заканчивается гибелью Катерины: она в отчаянии бросается в Волгу. Смерть всегда страшна, а самоубийство молодой женщины ужасно вдвойне. Но был ли у героини другой выбор?

Русский критик Н.А. Добролюбов называл Катерину «лучом света в тёмном царстве», а её самоубийство считал протестом, «страшным вызовом самодурной силе». Действительно, героиня не похожа на других обитателей «тёмного царства»: она искренняя и честная, ей чуждо всякое лицемерие. Катерина публично признаётся в измене мужу и, по мнению Кабанихи, должна быть наказана. Нет сомнения, что, вернувшись домой, жена Тихона получила бы «по заслугам». Однако героиня предпочитает другой путь, по-своему протестуя против «тёмного царства».

Д.И. Писарев, другой критик, оценивал образ Катерины иначе. В статье «Мотивы русской драмы» он писал, что жизнь героини Островского состоит из противоречий, которые разрешаются «глупым средством» — самоубийством.

Мне ближе точка зрения Д.И. Писарева. Существование в доме свекрови стало для Катерины невыносимым. В результате у женщины началось что-то вроде нервного расстройства. Об этом свидетельствует даже её речь, полная восклицаний и пауз: «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!»

Катерина в финале драмы находится в полубезумном состоянии: жизнь для неё потеряла всякий смысл. Борис уезжает, оставляя женщину на произвол судьбы. Дома ждут нелюбимый муж и жестокая свекровь. «Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», — признаётся героиня в своём последнем монологе, незадолго до совершения страшного греха – самоубийства.

Так был ли у Катерины другой выход? Я считаю, что по-другому героиня поступить не могла: её жизнь стала слишком бессмысленной и невыносимой. Единственным средством избавления от мук оказалась смерть.

Валерий Калиновский

Главное действующее лицо драмы - Катерина - молодая женщина, невестка Кабанихи. Катерина - цельная натура, воспитанная волжским раздольем. В ее характере драматург подчеркнул пробуждение сознания, искреннее глубокое чувство любви и независимости, нежность, любовь к красоте и непреодолимое влечение к гармоничной и счастливой жизни. Эти черты характера не позволяют ей примириться с деспотизмом и ложью; она органически не переносит тех домостроевских порядков, которые противоречат естественным потребностям человека, вступает с ними в трагический конфликт, ведет упорную неравную борьбу, насколько хватает сил и, наконец, погибает в водах Волги, несчастная, но не сдавшаяся.


Образ Катерины обрисован реалистически и воплощает существенные черты характера русской женщины накануне освободительной реформы. Развитие характера Катерины так естественно и ярко представлено, что точно передает нам историю страшной, трагической жизни, приходившейся на долю бесправной женщины в старой царской России.


С самого детства Катерина воспитывается в духе религии и покорности. Замуж ее отдали за Тихона Кабанова без ее согласия и без любви. Она была слишком молода и не понимала этого чувства. Это все произошло как во сне. Сопротивляться родителям она не смела и решила лучше терпеть, чем причинять неприятности родным. В доме Кабановой Катерина не встретила гуманного отношения к себе ни со стороны мужа, ни со стороны свекрови. Наоборот, ей запрещалось иметь свое суждение, свое чувство, и в материальном отношении она находилась в прямой зависимости от свекрови. Вскоре у нее появляется тоска по счастью и любви, желание найти отзыв в сердце близкого человека.


«Ночью, Варя, не спится мне, - говорит она, - все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья, да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо, горячо и ведет меня куда-то и я иду за ним, иду».
В детстве Катерина любила романтически мечтать. Этот романтизм поддерживался в ней религией и томительно бедной однообразной жизнью. Ее воображение работало неутомимо и уносило в какой-то поэтический мир. Суровая действительность, бессмысленные бредни странниц превращались у нее в золотые храмы, необыкновенные сады. В дальнейшем мы видим, как мрачная и горестная жизнь отрезвляет ее и приводит к реальному воззрению. Очутившись в застенках кабановского дома, Катерина не мирилась с унижением и рвалась к свету, воздуху, хотела предаваться мечте, смотреть на Волгу, любоваться природой, но ее держат в неволе, попирают ее стремления. Она сначала, как и прежде, ищет ответа и опоры в религии, но не находит уже в ней утешения, не может с прежней ясностью воображать идеальный мир.


«Лезет мне в голову мечта какая-то. Никуда я от нее не уйду. Думать стану - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет».
Катерина возмужала, в ней сформировался реальный взгляд на жизнь. Она понимает, что дом Кабановых - та же тюрьма; муж ей опостылел, потому что он находится под башмаком матери и живет животной жизнью без всяких стремлений. «Как же любить-то тебя», - прямо заявляет она Тихону. А Варваре о Тихоне она скажет: «И на воле-то он словно связанный». Сначала Катерина, находясь в плену традиций, боялась новых мыслей, тревожилась за будущее, старалась сдержать свои порывы. Но охватившая ее страсть оказалась выше всего: она искренно полюбила племянника Дикого Бориса и решила уйти из дома Кабановой. Бориса она полюбила потому, что он не похож на других, гуманен, может быть другом, признающим право человеческого достоинства за другим.


Трагизм положения Катерины усугубляется тем, что она, разрывая оковы лживой морали, не могла окончательно победить в себе те традиции, которые ей привили религия и воспитание и которые парализовали и ослабляли ее борьбу. Ей с детства привили какой-то страх. Жизнь ее наполнена противоречием: то она смело делает новый шаг, то плачет, молится. За каждую мысль она ждет какой-то кары, боится; ей кажется, что гроза убьет ее, как преступницу. Этот страх поддерживают в ней окружающие. Ее пугает Феклуша рассказами о конце света, наводит ужас полусумасшедшая барыня, грозящая клюкой: «Все в огне гореть будете в неугасимом».

Но вольнолюбие разжигает в ней ненависть к миру косности и лжи. «В неволе-то кому весело? Вот хоть я теперь - живу, маюсь, просвету не вижу», - говорит она. И в своих поступках она так далеко зашла, что уж не могла возвратиться к прежнему положению. Если нельзя наслаждаться солнцем, радостью, любовью, то она и не хочет жить. Когда о ее связи с Борисом узнали и когда Борис уехал из Калинова, Катерина трагически переживала одиночество и пришла к мысли о смерти. Вот какими словами драматург передал ее настроение в последнем монологе:
«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо... А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо... Нехорошо.! А люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны».
Катерина не хотела жить в рабстве и предпочла смерть жизни.

Действие драмы Островского "Гроза" происходит в девятнадцатом веке, в небольшом провинциальном городке, где царят патриархальные порядки. Катерина, главная героиня пьесы, живёт в зажиточном доме Кабановых вместе с мужем Тихоном и свекровью, прозванной Кабанихой за свой вздорный характер и самодурство. В своём произведении Островский показывает конфликт "тёмного царства", которое олицитворяет уклад в доме Кабановых, и Катерины, которая хотела бы строить свою семью на принципах взаимной любви и уважения. Катерина,живя в семье Кабановых, вынуждена терпеть гнет самодурства Кабанихи. Обстановка в семье требует от неё лжи и обмана. "Без этого нельзя, ты вспомни, где ты живёшь; у нас на этом весь дом держится",-говорит ей сестра её мужа Варвара. Всё, что окружает Катерину восстаёт против её естественных стремлений и желаний. В разговоре с Варварой она в пяти словах просто и в тоже время очень точно передаёт своё отношение к сложившейся ситуации. "Да здесь всё как будто из-под неволи!" Она рвётся из этой неволи к свободной жизни, даже если придётся умереть в этом порыве. Она не считает жизнью то существование, которое она ведёт в семье Кабановых. Катерина хочет жить, а не существовать, хочет жить свободно без какого-либо давления на неё. Её муж Тихон не может ей помочь в её стремлении жить свободно. Он так же как и Катерина много терпит от старой Кабанихи. Он простодушный и совсем не злой, но до крайности слабохарактерный. Он не способен защитить жену от нападок собственной матери. Катерина, понимая это, испытывает к нему чувство жалости. Это чувство в ней гораздо сильнее, чем её любовь к Тихону. В своём желании вырваться из тёмного царства она ищет человека, который бы понял её и разделил её взгляды. Им оказывается племянник богатого помещика Борис. Это прибывший из столицы и хорошо образованный человек, он не приемлет нравов, царящих в городе, и хорошо понимает Катерину. К тому же он материально зависим от дяди, так же, как и молодая женщина от своего мужа и свекрови. Она полюбила его больше от безысходности, чем за его душевные качества. Катерина не может определиться, не может найти выход из сложившегося положения.
Но из любой ситуации всегда есть выход и не один. Один из возможных вариантов- оставить всё как есть и продолжать терпеть и попытаться смириться в надежде, что что-то изменится в будущем. Если бы можно было измениться окружавшим её людям... Но не бывать этому. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и её бесхарактерный сын не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твёрдость и самостоятельность.
Менее невозможным представляется другой выход. Катерина могла бы бежать с Борисом от произвола и угнетения домашних. Тайно встретившись с Борисом, она просит его: "Возьми меня с собой отсюда". Но и это невозможно, ведь Борис племянник Дикого и материально от него зависит. К тому же Дикой с Кабановым договорились, чтобы отправить его в Кляхту, и, конечно не дадут ему взять с собой Катерину. В сущности, Борис это тот же Тихон, только "образованный". Образование отняло у него силу делать пакости, но и не дало силы сопротивляться им.
Просто уйти из дома Кабановых и вернуться к родителям или поселиться где-то у родственников она тоже не могла, так как в те времена у женщин было иное положение в обществе, чем сейчас. Этого не позволяли нормы морали. Согласно общественным нормам того времени жена должна была повиноваться мужу и, как правило, она материально от него зависела.
В концовке "Грозы" дан страшный вызов самодурной силе. Островский в завершении своей трагедии показывает читателю невозможность существования в среде, где царит самодурство с его насильственными и мертвящими началами. Его Катерина избирает единственный достойный выход из той ужасной сложившейся ситуации. Она довела свой протест до конца. Бросившись в пропасть, она обрела свободу, показала всем, что жизнь в "тёмном царстве" гораздо хуже смерти. Хотя, с точки зрения христианской морали катерина поступила неправильно(ведь церковь осуждает самоубийц), я считаю, что для неё это был единственный выход, так как долготерпение разрушило бы её личность,научило бы врать и изворачиваться, убило бы в ней всё хорошее и позитивное.