Численность ирландцев в мире. Особенности американской жизни

Оригинальная внешность всегда привлекает и притягивает взгляды. Чем необычней выглядит человек, тем больший интерес возникает к его персоне. Зачастую люди сами меняют свой облик, чтобы выделяться из толпы. Но есть такие народы, которым и делать-то ничего не нужно, они сами по себе яркие и необычные.

Например, ирландцы, внешность которых однозначно можно назвать запоминающейся и нестандартной. Конечно, речь идет не обо всех поголовно представителях Ирландии, а именно о типичных носителях ирландской внешности.

Обратимся к истокам

Ирландский народ (или кельты) производит общее впечатление этаких душевных простаков, весельчаков и любителей шумных компаний и сопутствующей празднествам выпивки.

Ирландцы интересны и известны на весь мир своей культурой. Один только чего стоит. Его с радостью отмечают жители различных стран. А ирландские напевы любимы многочисленными поклонниками. Некоторые из них даже серьезно увлекаются ирландской культурой и именуют себя кельтоманами.

Ирландцы, которых полностью соответствует их образу жизни и привычкам, представляют собой одну из самых позитивных народностей в мире.

Как изначально выглядели ирландские мужчины?

Первоначально кельтские мужчины выглядели несколько иначе, чем современные. Традиционно считались признаком настоящего кельта длинные волосы не ниже плеч. Носили их прямыми, зачесанными в сторону затылка, либо делали специальные плетения, ирландские косы. Конечно, как и в любые времена, существовали ирландцы, которые не придерживались традиций, их головы украшали короткие стрижки.

То же касалось и бороды, кто-то оставлял ее, а кто-то полностью сбривал. Для знати были характерны сбритые щеки и подбородок и наличие усов над верхней губой.

В зависимости от места проживания ирландцы, внешность которых в целом и цвет волос в частности были вариативны, гордились своими данными. Цвет их волос варьировался от очень светлых оттенков до огненно-рыжих. При этом обладатели светлой шевелюры еще больше осветляли волосы натуральными средствами. А рыжеволосым ирландцам просто оставалось наслаждаться своим отличием.

Рост ирландцев отличался высотой, плечи - широтой, и сложены они были атлетично. Кельты очень трепетно относились к своему телу и старались постоянно его облагораживать.

Со временем, по мере расселения кельтов по различным регионам, типичные, ярко-выраженные, признаки могли несколько стираться из-за создания межнациональных семей.

Современные ирландские мужчины

По прошествии времени ирландцы, внешность которых изначально была очень выражена, отчасти изменились.

Привычные русые и рыжие волосы сейчас, скорее, являются стереотипом. Они, конечно, есть, но буквально у единиц. Большинство современных кельтов имеют темную шевелюру и А вот светлые глаза и веснушки встречаются гораздо чаще. Лица по своему типу узкие, можно сказать, впалые. На смену героям-атлетам пришли молодые ирландцы худощавого телосложения и среднего роста.

По манере одеваться и подавать себя сейчас существуют разные ирландцы. Внешность (фото мужчины ирландца представлено в статье) можно представить себе довольно отчетливо, особенно если пообщаться с ними лично. Более конкретно можно выделить три типа:

  • Уличные парни, которые особо себя не сдерживают. Они курят и частенько выпивают. И запросто могут пристать к прохожему с глупыми вопросами или издевками.
  • «Красавчики». Ирландцы, в которых отчетливо говорят их корни, следят за собой, имеют красивую фигуру, стильную одежду и ухоженный вид.
  • Обычные парни. Таких можно встретить в любой стране - абсолютно не примечательные внешне личности, без особого типажа и отличительных особенностей.

Как изначально выглядели ирландские женщины?

Если углубиться в давние времена, то прекрасная половина ирландского сообщества описывалась следующим образом - длинноволосые женщины, причем волосы зачастую были гораздо ниже поясницы, невероятного, ослепляюще рыжего цвета. Волосы очень густые, настолько, что их хозяйкам было достаточно сложно их носить и справляться с таким богатством. А ведь при этом сами женщины выглядели очень внушительно - высокого роста и более чем крупного телосложения. Если не учитывать невероятной длины и красоты волосы, то кельтские женщины были очень схожи с мужчинами. И это был не только внешний облик, а самая настоящая сила. Найдены описания следующего содержания: «Женщины способны соперничать с мужчинами в силе, и каждая может легко дать отбой даже группе агрессивных соперников». Писатели давали определение ирландским женщинам как мужеподобным огромным представительницам человечества, со страшными чертами лица и громоподобным голосом. Но, несмотря на столь нелестные отзывы, ирландский род имел продолжение.

Современные ирландские женщины

Спустя века изменились не только мужчины-ирландцы. Внешность женщины тоже заметно изменилась.

Можно выделить два основных типа кельтских женщин:

  • Плоское широкое лицо с плоским носом. Темные (часто и голубые (реже зеленые) глаза.
  • Вытянутое лицо с вытянутым удлиненным носом, впалые щеки. Светлые волосы и светлые глаза различных оттенков.

При взгляде на современную ирландку не возникает ощущения того, что она красивая. Даже несмотря на то что девушка ухаживает за собой и модно одета, создается впечатление, что «чего-то не хватает». Обаяние, притягательность, харизма - это в большей степени не про ирландок. Здесь важно отметить, что речь идет о стандартных, среднестатистических девушках, которые не прибегали к помощи пластических хирургов и аппаратной помощи косметологов.

Среди ирландок практически отсутствуют худенькие особы. От своих пра-пра-пра- и так далее бабушек современные женщины унаследовали пышные формы.

И особое внимание хочется уделить волосам. Кельтские современницы абсолютно не переживают по поводу вида на своей голове, и художественные «шишечки» - самый распространенный вариант повседневной прически.

Национальная одежда ирландцев

Ирландцы, внешность которых весьма своеобразна, исконно носили национальную одежду, необычную и достаточно интересную.

Ирландца состоял из длинной юбки красных или оранжевых оттенков (в некоторых исключениях юбки могли быть темно-синими или зелеными) и удлиненной светлой рубахи. Она прилегала к талии, рукава доходили до кистей, горловина чаще всего выполнялась округлой с оборками вокруг. На рубашку надевался корсаж и шаль с бахромой - на плечи. А на юбку был обязателен большой, чаще всего клетчатый передник. Вот такой многослойный, но, безусловно, красивый и оригинальный наряд носили кельты в ранние века.

У мужчин юбка (килт) была гораздо короче женской, преимущественно желто-коричневой гаммы. Сверху удлиненный жилет и светлая рубаха. И обязателен был суконный берет.

В настоящее время одежда ирландцев лишь отдаленно напоминает костюмы предков. Лишь на семейный праздники или для каких-либо тематических выступлений ирландцы наряжаются в национальную одежду. А в основном сейчас они одеты так же, как и большинство населения планеты. Так же следуют моде и стараются выбирать качественные и стильные вещи.

Образ ирландца в кино и литературе

В кинематографе и литературных произведениях довольно часто упоминаются кельты (ирландцы). Внешность, рыжие, характерные для народности волосы, особенные - именно эти нюансы запоминаются зрителю и читателю и используются авторами. Можно привести самые яркие примеры использования образа ирландца в кино и литературе:

  • Джон (Рон) из эпопеи про Гарри Поттера. Наверное, самый известный из ирландских персонажей. Типичный мальчик, каким представляет ирландского ребенка основная часть населения земного шара, - рыжие волосы, веснушки, добродушный и открытый взгляд.
  • Знаменитый Лепрекон из одноименной ленты.
  • Рыжебородые пираты. Достаточно часто встречаются и в литературных, и в кинематографических произведениях.
  • И даже принцесса Фиона из «Шрека» - в своем человеческом образе как раз стандартная ирландка.

Яркие и необычные ирландцы (внешность, фото которых описаны и представлены в данном материале) популярны и интересны, и однозначно не оставят равнодушным человека, который общается с кельтом впервые. И даже не имея личного общения, ирландские мужчины и женщины способны заинтересовать, достаточно лишь посмотреть их фотографии или интересный фильм с ирландскими образами.

В Ирландии живет 4,8 млн. человек. Несмотря на свою малочисленность ирландцы оставили заметный след в мировой культуре и науке и по сей день являются одной из самых просвещенных наций.

Ирландский характер нельзя назвать традиционно европейским. Они открыты и дружелюбны, все делают с размахом, обожают шумные застолья. Эти люди отнесутся к первому встречному, как к своему приятелю: подскажут дорогу, расспросят о планах, а заодно расскажут забавную историю. Приветливость, отзывчивость и отличное чувство юмора - их главные национальные черты. Не зря в 2010г. издательство Lonely Planet признало Ирландию самой дружелюбной страной мира!

Население Ирландии

Коренное население Ирландии происходит от кельтских племен гэлов, переселившихся сюда в 5-м веке до н.э. В 8-м веке на территорию королевства пришли викинги, основавшие здесь города (в т.ч. Дублин) и оказавшие огромное влияние на становление нации. Ирландцев отличают рыжие волосы, голубые глаза, высокий рост и плотное телосложение. А в их характере прослеживаются черты воинственных предков: прямота, упорство и независимость.

На сегодняшний день Ирландия - многонациональное государство, основу которого составляют ирландцы (90%). Среди более чем 40 других национальностей можно выделить британцев (2,7%), выходцев из стран ЕС (около 4%) и эмигрантов из Азии и Африки.

Большинство жителей католики. Национальные языки - английский и ирландский, изучению которого уделяется внимание на государственном уровне.

Культура и быт народов Ирландии.

Ирландскую литературу считают третьей по старшинству в Европе (после греческой и римской). Ее основатель - святой Патрик, написавший на латинском языке «Исповедь». Трое ирландцев получили Нобелевскую премию по литературе. Жители этой страны обожают читать книги, а многие пишут стихи и публикуют их в местных журналах.

Среди памятников архитектуры можно выделить ирландские дольмены (древние каменные сооружения), старинные крепости, строения в готическом стиле (Собор Христа в Дублине) и классические усадьбы времен английского господства. Простолюдины жили в глиноземных или каменных одноэтажных домах с очагом, который считался «сердцем дома». Ему посвящались песни и народные сказания. Современные ирландцы предпочитают жить в кирпичных домах без особых изысков. Единственное украшение - яркие разноцветные двери, являющиеся визитной карточкой Ирландии.

Главная изюминка ирландской культуры - народная музыка и танцы. Ирландские «сольные танцы» с энергичными движениями ног известны во всем мире. В самой Ирландии танцевальные шоу настолько популярны, что их можно посмотреть в обычных пабах и выпить здесь же бокал пива.

Традиции и обычаи народов Ирландии.

В этой стране очень любят проводить шумные ярмарки с музыкальными представлениями и спортивными состязаниями. Здесь же можно вкусно и сытно поесть. Кухня Ирландии по-народному проста: рагу из картофеля, маринованная сельдь, колканнион (блюдо из капусты и картофеля). Запивать все это принято пивом или знаменитым ирландским виски.

В канун Нового года ирландцы не закрывают двери домов, чтобы в гости к ним мог прийти любой человек.

Главный государственный праздник - день Святого Патрика (17 марта). Приход весны встречают парадами и карнавалами. Ирландцы одевают зеленые одежды, шапки Лепрекона и украшают себя листьями трилистника. Даже пиво становится в этот день зеленым. В каждом городе царит атмосфера радушия и всеобщего веселья.

Кланы и фамилии Ирландии

Кланы и фамилии Ирландии

Перевод книги Джона Гренама (John Grenham) "Кланы и фамилии Ирландии"

Вступительная статья - Геральдика

Гербы появились в Ирландии с приходом Норманов в Ирландию в 12-м веке. Гельским племенам гербовая символика и культура не была присуща. Норманская геральдика очевидно демонстрировала свое военное назаначение и была довольно бесхитростной и простой - исключительно для быстрого распознавания на поле боя. Примерами таких гербов являются гербы кланов de Burgos, de Clare, Fitzgerald и других фамилий норманского происхождения.

Существенно отличалась от норманской англо-ирландская традиция, которая может быть датирована серединой 16-го века, когда к власти пришел Tudor Плантатор и когда был основан (в 1552-м году) The Office of Ulster King of Arms, как часть владений администрациианглийского королевского представительства в Ирландии (Vice Regal Court) . Англо-ирландские гербы отличаются множетсвом деталей и делений внутри герба, что отражало их озабоченность семейными взаимоотношениями и статусом в обществе(а не военными предпосылками и европейскими традициями, как у норманских семей). Эти гербы были пожалованы английским двором в целях упрочнения английской власти в Ирландии и выражали деление на провинции и их правителей.

Третья традиция геральдики восходит к гельской-исконно ирландской части общества и ей присуще уникальное своеобразие. В ней заметна ведущая роль генеологий в гельском обществе, восходящим к героям мифов и символам царской власти животного и растительного мира в рамках исконно ирландской (кельтской) традиции. Гельская геральдика начала свое развитие в 15-м веке, но символы, используемые на гербах имеют древнейшие корни. Каждая семья возводила свой род к какому-либо мифическому предку и по закону клан или семья имели право на владение тем, что приличествует их мифичесокму предку. Таким образом ирландская геральдика отражала право на собственность и мифического предка. А так же одинаковыми гербами могли обладать не родственники, а люди, живущие на одной территории (племена). Что существенно отличается от двух предыдущих традиций.

Расскажем подробнее о кельтских символах, используемых в ирландских гербах .

Красная Рука О Нейлов O`Neill , которая сейчас ассоциируется с Олсьтером в геральдической терминологии имеет название: d dexter hand appaume gules . Ее происхождение восходит к имени сына Болга Bolg - Нуаду Nuadu , имеющему коннотации с солнечным божетсвом кельтов. Этот сын был известен как Labraid Lámhdhearg или Labraid of the Red Hand .

Олень - символ, часто появляющийся на гербах Мунстерских кланов MacCarthy, O1Sallivan, Healy и многих других - очень четко соотносится с которолевским мифом людей Érainn . Согласно этому мифу законность правящего дома подтверждается, когда на территорию клана во время охоты входит олень. Устраивается специальная охота на границе кланов, которая указывает чей дом будет правящим, согласно тому куда побежит олень и где и кем он будет убит. Правителем становится тот, кто убъет оленя.

То, что многие семьи используют этот символ говорит о том, что они имеют отношение к племени Eoghanacht , которое доминировало в Мунстере во времена Brian Boru .

В Коннахте (Connacht) герб правящего клана O`Conor и других, родственных ему фамилий, таких как Flanagan, O`Beirne и многие другие содержит Символ Дуба, который с древних времен ассоциировался у кельтских племен с королевской властью. Средневековые источники говорят, что правящие семьи Ирландии имели хотя бы одно священное дерево дуба за пределами кругового форта.

Отделы по генеалогиям и геральдике в Ольстере и Ирландии.

Как уже говорилось выше в 1552-м году был основан Королевский Ольстерский Отдел по Гербам the Office of Ulster King of Arms , наследником которого стал Отдел по Генеалогиям Genealogical Office , просуществовавший вплоть до 1943 года, когда его функции были разделены меджу Лондонским Колледжем Гербов и Главным Геральдическим Отделом независимой Ирландии Office of the Chief Herald of Ireland.

Отдел по Генеалогиям занимался вовсе не генеалогиями, а геральдикой, в основном англо-ирландских фамилий. Там происходила запись, регистрация, узаконивание разростающихся англо-ирландских потомков и их гербов.

С начала 18-го века этот отдел получил дополнительные права и обязанности: непосредственного представительства короны и английского правительства в Ирландии. В эти обязанности входило подбор и узаконивание кандидатов в Ирландскую палату Лордов, и все церемонии, связанные с этим. А так же решение по узакониванию орденов ирландского происхождения. Наример, Ордена Св. Патрика , который был разработан в замен хорошо известного английского ордена the Orders of the Bath and the Garter , был зарегестрирован и легализован в Ольстере. Геральдические и церимониальные обязанности Ольстера исполнялись вплоть до середины 20-го века.

В 1940-м году в Ирландии был основан Chief of the Name Эдвардом Мак Лизатом Dr Edvard MacLysaght . Это общество занималось расследованием древнейшик гельских корней современных потомков знаменитых ирландских кланов. По результатам этих исследований были назначены Главы Имен Chief of Name , которые не имеют никакого законного владения или прав, но существуют и по сей день.

В 1909 году в Дублине был создан Государственный Музей Геральдики , благодаря деятельности Сера Невила Уилкинсона Sir Neville Wilkinson из Генеалогического Отдела Ольстера.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Времена и воины. Ирландцы.

    ✪ Why Were the Irish Once Hated in America?

Субтитры

История

История Ирландии
Доисторическая Ирландия
Раннее средневековье (400-1169)
Средневековые ирландские Королевства:
Лейнстер Коннахт Мунстер Ульстер Дал Риада Айлех Миде Брега Осрайге Айргиалла Тирконнелл
Десмонд Томонд
Нормандское завоевание (1169-1536)
Манор Ирландия
Пейл Тир Эогайн
Британское правление (1536-1916)
Королевство Ирландия (1541-1801)
Конфедеративная Ирландия (1642-1651)
Соединённое королевство Великобритании и Ирландии (1801-1922)
Новейшее время
Пасхальное восстание (1916)
Война за независимость Ирландии (1919-1921)
Гражданская война в Ирландии (1922-1923)
Южная Ирландия (1921-1922)
См. также:Северная Ирландия
Портал «Ирландия»

Начало заселения острова

Исследования историков утверждают, что первые люди поселились на острове Ирландия около 9000 лет назад. Самые первые поселенцы практически неизвестны. Они оставили после себя несколько уникальных мегалитических сооружений. Дольше всего доиндоевропейское население удерживалось на юго-западе острова. Ирландское название провинции Манстер - Мума не объясняется из кельтского языка и есть мнение, что в нём сохраняется этноним ранних жителей острова.

Античные авторы не оставили подробных сведений об Изумрудном острове. Понятно только, что к началу н. э. остров был полностью заселён кельтами. Ирландская средневековая литература, напротив, содержит огромное количество мифических и легендарных сведений о различных волнах мигрантов: фоморах , фир болгах , племенах дану и т. д. Согласно мифологии последняя волна пришельцев - милезианцы , прибыла под предводительством Миля с Иберийского полуострова. Косвенно это подтверждается современными генографическими проектами, действительно ирландцы и баски имеют наибольшее число представителей гаплогруппы R1b .

Ранняя история

В начальный период истории вся территория Ирландии была разделена на независимые туаты , области заселённые одним племенем. Туат приблизительно соответствует современному баронству (в Ирландии существует такое неофициальное административное деление, баронство - это часть графства, объединяющая несколько приходов. Как правило каждое графство включает 10-15 баронств). Вожди кланов были связаны друг с другом сложной системой вассальных взаимоотношений. В раннем средневековье туаты Ирландии объединялись в пять пятин во главе с верховным королём «ард-риагом»: Лагин (совр. Ленстер с королевской династией МакМурроу/Мэрфи), Муман (совр. Манстер с королевской династией О’Брайенов), Улад (совр. Ольстер с королевской династией О’Нейлов), Миде (совр. графства Мит и Вестмит с прилегающими территориями, королевская династия МакЛафлинов) и Коннаут (королевская династия О’Конноров).

В IV-V веках н. э. предки ирландцев предпринимали активные пиратские набеги. От них очень страдал Уэльс. В ходе экспансии ирландского королевства Дал Риада были покорены пикты и стратклайдские бритты, что положило начало переселения ирландского племени скоттов в Шотландию и стало отправной точкой формирования шотландской нации. В результате одного из пиратских набегов в Ирландию попал святой Патрик .

На протяжении V века Ирландия приняла христианство. Этот процесс протекал достаточно мирно, видимо, в силу того, что жреческое сословие друидов после многочисленных поражений кельтов от римлян на континенте и в Британии во многом утратило авторитет. В результате такого ненасильственного процесса принятия христианства Ирландия оказалась одной из немногих культур, где языческое наследие не было отвергнуто, а бережно собиралось в христианских монастырях. Именно благодаря этому до нас дошли древние мифы и саги кельтов. Сама же Ирландия на несколько веков превратилась в центр учености.

Золотой век в культурной и экономической жизни Ирландии прервали массированные вторжения викингов в -XI веках . Викинги захватили прибрежные города. Владычество викингов удалось скинуть после битвы под Клонтарфом в 1014 году . Этой победы добился верховный король Бриан Бору , прародитель О’Брайенов, павший в этом знаменательном сражении. В 1169 году началось второе массовое норманнское (викинги) нашествие в Ирландию. Экспедиция графа Ричарда Стронгбоу , прибывшая по просьбе короля Ленстера Дермотта МакМурроу, изгнанного верховным королём Рори О’Коннором, высадилась около Уэксфорда. За несколько последующих веков норманны стали большими ирландцами, чем сами ирландцы. Норманны полностью усвоили ирландскую культуру и слились с коренным населением острова.

Хотя формально Ирландия находилась в составе Английского Королевства со времён Генриха II, активная колонизация ирландских земель началась после завоевания Ирландии Оливером Кромвелем в 1649 году. В ходе английской колонизации владельцами почти всех земель на острове стали английские лендлорды (которые как правило даже не жили в Ирландии), а ирландцы-католики превратились в бесправных арендаторов. Ирландский язык преследовался, кельтская культура уничтожалась. Богатое культурное наследие народа сохранялось в основном бродячими поэтами-бардами.

«Великий голод»

Великий Голод имел решающее значение в исторической судьбе ирландского народа. Неурожай картофеля, ставшего основным продуктом питания неимущих ирландцев, привёл к гибели порядка 1 млн человек. Люди умирали от голода, а из поместий, принадлежащих англичанам, продолжали экспортировать продовольствие: мясо, зерно, молочные продукты.

Массы ирландцев-бедняков ринулись в США и заморские колонии Великобритании. Один иммигрант, худо-бедно обосновавшийся на новом месте, перетягивал за собой всю семью. Со времени Великого Голода население Ирландии постоянно сокращалось, этот процесс шёл с разной интенсивностью вплоть до 70-х годов 20-го века. От голода наиболее пострадали гэльскоговорящие районы, заселённые ирландской беднотой. В результате повышенной смертности и массовой эмиграции ирландцев сфера применения гэльского языка значительно сузилась, большое число активных носителей языка переселилось за океан.

В то же время на восточном побережье США сложилась многочисленная ирландская диаспора. Например, в Нью-Йорке проживает больше потомков ирландских иммигрантов, чем ирландцев собственно в Ирландии.

Современное состояние

В XX веке территория исконного проживания ирландского этноса была политически разделена, большая часть острова вошла в состав Ирландской Республики, а часть Ольстера (за исключением графств Донегол, Ферманах и Монахан) была оставлена в составе Соединённого Королевства. В этой части Ольстера английская колонизация проводилась иначе, земельные наделы раздавались мелким фермерам английского и шотландского происхождения, что привело к тому, что в процентном отношении число колонистов-протестантов превысило число ирландцев-католиков. Ирландцы Ольстера вели длительную освободительную борьбу против английского правительства, не избегая террористических приёмов. Накал противостояния в Ольстере стал спадать только к концу XX века.

Ирландская культура оказывает заметное влияние на массовую общемировую культуру. Этому, в частности, способствует американский кинематограф, охотно касающийся тем, так или иначе связанных с Ирландией. Во многих странах отмечают день Святого Патрика, жанр фэнтези впитал в себя многие пласты ирландской мифологии, танцевальная и музыкальная культура ирландцев широко известны. Среди людей, серьёзно увлекающихся ирландской культурой, появился даже термин кельтомания.

Что касается ирландского языка, то им свободно владеет только порядка 20 % жителей Ирландии. Доминирует английская речь. Родным ирландский язык является только для небольшого количества уроженцев Гэлтахтов (гэльскоговорящих районов на западных окраинах страны). Большинство носителей ирландского языка - горожане, освоившие его сознательно в зрелом возрасте. Гэлтахты не представляют собой единого массива, и в каждом из них употребляются весьма отличные друг от друга диалекты. Около 40 % ирландцев с материнским гэльским языком проживает в графстве Голуэй, 25 % в графстве Донегол, 15 % в графстве Мэйо, 10 % в графстве Кэрри.

Существует стандартизированный литературный язык «кайдон». Его словарный запас сформирован в основном на основе коннаутских диалектов. Однако у кайдона есть одна занимательная особенность: язык не имеет стандартной формы произношения. Поэтому носители литературного языка могут иметь манстерское, коннаутское или ольстерское произношение, в зависимости от того, на какой основе поставлено произношение конкретного носителя языка, одинаково написанный текст произносится по-разному.

Католическая вера является определяющей для ирландца. В течение долгого времени принадлежность к католической церкви была как бы одной из форм пассивного сопротивления английским захватчикам. Поэтому даже сегодня ирландец, исповедующий иную конфессию, кажется экзотичным.

Ирландцы на протяжении 2-й половины XX века имели самый высокий естественный прирост среди аборигенных наций Западной Европы, который во многом нивелировался не ослабляющейся эмиграцией.

Культура

Национальные танцы

Традиционные ирландские танцы, сформировавшиеся в XVIII-XX веках, включают сольные танцы , Ирландские кейли , Сет-танцы (социальные танцы), Шан-нос. Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии : рилы, джиги и хорнпайпы.

Национальный костюм

Ирландский народный костюм - оранжевый килт до колен, длинный жакет, рубашка без ворота и берет. Костюм практически утрачен. Его носят лишь музыканты.

Кухня

Ирландские фамилии

Ирландская фамильная система сложна и хранит в себе следы бурных исторических событий. Абсолютное большинство ирландцев носят в качестве фамилий древние родовые имена, идущие от наименований гэльских кланов. Этим объясняется то, что под одной фамилией объединены десятки и даже сотни тысяч человек, потомки клана, заселявшего на ранних стадиях истории обособленную племенную территорию - туат.

Традиционно ирландскими считаются фамилии, начинающиеся с «О"» и «Мак». «О"» происходит от гэльского Ó «внук, потомок», а Maк переводится как «сын». При англоязычной записи гэльские префиксы зачастую опускаются. Например такие распространённые фамилии как Мерфи, Райан, Галлахер практически не встречаются в формах О’Мерфи, О’Райан или О’Галлахер. Напротив фамилии королевского достоинства почти всегда употребляются в своей исконной, полной форме: О’Брайен, О’Коннор, О’Нейл. Другие, менее знатные фамилии, одновременно существуют в разных записях: О’Салливан - Салливан, О’Рейли - Рейли, О’Фаррелл - Фаррелл. Утрата префикса Мак значительно менее распространена. Этот тип фамилий не принадлежит ирландцам монопольно и свойственен также горцам Шотландии. Фамилии на Мак доминируют в Ольстере и скромнее представлены в Манстере (хотя самая частая ирландская фамилия на Мак, МакКарти из Корка и Керри). Соответственно, фамилий на О" больше в юго-западной части острова.

Огромное число кланов образовалось вокруг потомков норманнских завоевателей: Батлеры, Бэрки, Пауэры, Фицджеральды и т. д. Патронимический префикс Фиц - считается признаком норманнских фамилий, но ФицПатрики, древние короли Оссори , - кельты, чье изначальное имя МакГилпатрик. Были и обратные случаи, когда норманнские роды принимали чисто кельтские наименования. Пример тому род Костелло (Mac Oisdealbhaigh) (от гэльского os - «молодой олень», «оленёнок» и dealbha - «скульптура»). Так было переосмыслено норманнское имя Jocelyn de Angulo. Норманны, изначально говорившие на старофранцузском языке, привнесли в Ирландию выглядящие совсем по-французски фамилии: Lacy, Devereux, Laffan (от французског l’enfant «дитя»). Поскольку первые норманнские завоеватели явились в Ирландию с территории Уэльса, самая частая фамилия норманнского происхождения Уолш (валлиец).

В раннем средневековье все приморские городские центры Ирландии находились под властью викингов. Многие ирландские кланы несут в себе кровь северян: МакСуини (сын Свена), МакОлиффы (сын Олафа), Дойлы (потомок датчанина), О’Хиггинсы (потомок викинга).

Ирландская диаспора

Сегодня в мире проживает от 70 до 80 миллионов людей с ирландскими корнями. Большинство потомков переселенцев из Ирландии проживают в странах английского языка: США, Австралии, Великобритании. Несколько меньшее участие ирландцы приняли в формировании населения Канады и Новой Зеландии.

В США и Австралии ирландцы являются вторым по значимости этническим компонентом, в США после немецких иммигрантов, в Австралии после англичан. Предки американского президента Джона Фицджеральда Кеннеди Че Гевара, отличился в Примечания

Согласно последним генетическим исследованиям, британцы, шотландцы и ирландцы в смысле своих геномов почти идентичны. Для жителей Британских островов это открытие явилось шоком. Все три народа всегда позиционировали себя как что-то этнически совершенно отдельное. Ни по языку, ни по культуре, ни по характерным особенностям они не имеют между собой ничего общего и тем гордятся.

Брут, легендарный внук Энея, еще более легендарного участника Троянской войны, случайно убил на охоте своего отца и был изгнан из Италии, после чего попал на некий роскошный остров, позже названный в его честь – Британия. Он и его войско дали начало нынешнему основному населению острова – британцам. Так говорит Гальфрид Монмутский в своей знаменитой «Истории бриттов».

Шотландцы, иначе скотты, имеют совершенно другое происхождение. Они появились как нация между VI и XIV веками, перебравшись на северное побережье туманного Альбиона из Ирландии. А туда они попали, согласно одной из версий, с Ближнего Востока.

Ирландцы – потомки кельтов, заселивших Ирландию в IV веке до н.э. Впоследствии они каким-то чудом избежали римского влияния и эту свою обособленность, как мы знаем, берегут до сих пор.

По мнению Стивена Оппенгеймера, медицинского генетика из Оксфордского университета, исторические записи о происхождении этих трех народов врут практически в каждой детали. Он утверждает, что предки всех этих трех народов прибыли на острова из Испании около 16 тыс. лет тому назад и говорили на языке, близком к языку басков. В то время Британские острова не были заселены, потому что до этого в течение 4 тыс. лет там царствовали ледники, изгнавшие прежних обитателей в Испанию и Италию. А потомки этих предков и составляют в основном сегодня население Британских островов, переняв лишь в небольшой мере гены более поздних оккупантов – кельтов, романов, англов, саксонцев, викингов и норманнов.

Да, гены были общими, но не культура. Около шести тысяч лет назад, считает доктор Оппенгеймер, из Ближнего Востока до островов добралась практика земледелия – с помощью людей, говорящих на кельтском наречии и заселивших Ирландию и западный берег Британии. На восточных и южных берегах сильней было влияние пришельцев из северной Европы, они привнесли сюда язык, близкий к германскому, но по численности явно уступали основному населению острова.

Вот что интересно – и те, и прочие пришельцы были слишком малы числом и растворились в коренном населении островов, но сумели передать жителям Англии и свои языки, и свои умения, полностью изменив их уклад жизни.

Тогда это были не острова. Тогда между Ирландией, Британией и материком существовали мосты-перемычки, но потом из-за поднимающегося уровня моря они исчезли, и попадать туда стало сложнее.

По оценкам Оппенгеймера, сегодня генетические дела обстоят так: у ирландцев всего 12% ирландских генов, у жителей Уэльса – 20% уэльсского, шотландцы могут похвастаться 30% своей шотландскости, ну и британцы – примерно тем же объемом британскости. Все остальное – общее. Несмотря на потрясающую разницу в привычках, обычаях, культурах и языках.

В поддержку своим генетическим изысканиям доктор Оппенгеймер приводит данные археолога Хайнриха Хёрке, согласно которым англосаксонское нашествие в IV веке нашей эры добавило 1–2-миллионному населению островов 250 тыс. пришельцев, а нормандское в 1066 году – не более чем 10 тыс. человек.