Дни сомнений и тягостных раздумий. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и

«Тургенев стихотворения в прозе» - «Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Ритм, размер, рифма. Жанры лирики. Стихотворение, поэма. И. С. Тургенев (1818 - 1883). Близок к автору. Крупко Анна Ивановна, № 233-103-883. Переживания, чувства. «V» - уже знал(а), «+» - новое, «-» - думал(а) иначе, «?» - не понял, есть вопросы.

«Герои Бежин луг» - Павлуша отличается деловитостью, смелостью, трезвостью ума. Средства художественной выразительности. Все ли герои рассказа способны ощутить загадочность и красоту окружающего мира? Что сближает Костю с другими ребятами? В.А.Маковский.1879. И.С. Тургенев. Федя. Вспомните литературные произведения, где встречается подобная ситуация?

«Тургенев Бежин луг» - Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Урок по теме: «Волшебная красота и сила русского слова». Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские мальчики. «Был прекрасный июльский день.».

«Иван Тургенев» - В произведениях Тургенева отчетливо проступают следы лутовиновской старины. … Люблю ли я родину? Центр усадьбы - двухэтажный деревянный дом, украшенный колоннами. Р о д о с л о в н а я. «К о г д а в ы б у д е т е в с п а с с к о м…». Картина художника б.Щербакова. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!..

«Тургенев Отцы и дети» - А. Панаева. П. Вайль, А. Генис. Учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ № 2 ЗАТО п. Солнечный Оловянникова Елена Петровна. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева. «Отцы и дети» -едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Социально-философский, полемический.

«Тургенев биография» - О какой повести идет речь? Одной из главных в романе является тема отношений между поколениями. Кот в мешке 2 (3 ума). Что же послужило поводом для ареста писателя? Биография 2 (3ума). Методическая работа. Герои и произведения 1 (1ум). Тургенев оставил «Современник» навсегда. 1. 1828 – 1910 2. 1818 - 1883 3. 1809 - 1852 4. 1812 - 1891.

Всего в теме 28 презентаций

Тема-восхваление (гимн) русского языка
.Основная мысль (идея) -р.яз - спасение для отчаявшегося человека и народ,его носитель - велик.
Авторская позиция выражена очень чётко и недвусмысленно.Язык для него спасение и Тургенев верит,"Что такой язык дан великому народу"
У Тургенева есть целый цикл Стихотворений в прозе.Они читаются легко и напевно.В них есть определённая рифмическая организация.Если стихотворение записать построчно,то в каждой строке будет 8 или 9 (попеременно) ударных слогов.Это и создаёт эффект речетатива (мелодичного проговаривания)Кроме того,в произведении есть стилистические фигуры и художественные средства
Свободный язык - это язык без оков и запретов,в котором на все явления и понятия имеются слова,и даже не одно слово.Это отличная метафора.
Эпитеты:тягостных (раздумий) -Мы знаем,что Тургенев писал стихотворения в прозе,находясь во Франции в семье П.Виардо (как он сам сказал "греясь на краешке чужого гнезда") .Писал незадолго до смерти.Конечно,вспоминал родину.ушедших друзей.И думы его были ТЯГОСТНЫМИ.
ВЕЛИКИЙ.МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ русский язык -эпитеты говорят сами за себя.Это слова,ставшие крылатыми.Это гимн родному языку..
ВЕЛИКОМУ - народу - Тургенев верил в великое предназначение русского народа.
Думаю.что это ГИМН.Молитва предполагает некое уничижение.Здесь я его не вижу Напротив,есть бравурные ноты (великий,верить,великий,могучий,правдивый и свободный!) Есть восклицания.оптимистическая вера..Подумай сама.Ошибки не будет Надо просто обосновать другую точку зрения.

– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего,что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

29. Используя различные вербальные и невербальные средства общения, продемонстрируйте умение говорить на языке аудитории:

1) постарайтесь убедить своих ровесников посмотреть новый остросюжетный фильм;

2) произнесите агитационную речь в пользу одного из предполагаемых кандидатов на должность мэра города перед своими сокурсниками;

3) проведите агитационную беседу на ту же тему, представив, что перед вами аудитория, состоящая из пенсионеров.

30. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
1. Вступление. Задачи: – Пробудить интерес к теме предстоящего разговора. – Установить контакт с аудиторией. – Подготовить слушателей к восприятию выступления. – Обосновать постановку вопроса. Основное условие – максимальная лаконичность. 2. Главная часть. Задачи: – Последовательно разъяснить выдвинутые положения. – Доказать их правильность. – Подвести слушателей к необходимым выводам. 3. Заключение. Задачи: – Суммировать сказанное. – Повысить интерес к предмету речи. – Подчеркнуть значение сказанного. – Поставить задачи. – Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи). – Обращение; – изложение цели выступления, обзор главных разделов темы; – прием сопереживания; – изложение парадоксальной ситуации; – апелляция к интересам аудитории; – прием соучастия; – апелляция к событиям; – апелляция к географическим или погодным условиям; – апелляция к речи предыдущего оратора; – апелляция к авторитетам или известным источникам; – апелляция к личности оратора; – юмористическое замечание; – вопросы к аудитории.

31. Даны афоризмы. Произнесите речь по поводу одного из них: либо подтверждение, либо опровержение утверждаемой в нем мысли. Опишите ситуацию, в которой вы могли бы выступить с такой речью. Охарактеризуйте подробно аудиторию и укажите задачу речи. Проиллюстрируйте свой тезис: а) примером из жизни; б) ссылкой на авторитет; в) образным аргументом.

1. Кто сеет ветер, пожнет бурю (Библ.).

2. Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ларошфуко).

3. Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

4. Достойный человек – не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский).

5. Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить (Г. Форд).

6. Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Эйнштейн).

7. Общаясь, люди создают друг друга (Д.С. Лихачев).

8. В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Ф. Бэкон).

9. Искусство слова состоит в знании того, что следует сказать немногим и что можно сказать всем (М.М. Пришвин).

10. Жена Цезаря должна быть выше подозрений (Юлий Цезарь).

32. Рассмотрите предлагаемые ситуации. Как вы думаете, какому из ораторов в каждом случае удастся достичь поставленной цели, а какому нет? Почему?

1. Продуктовая машина, подъезжая к магазину, регулярно задевает за деревья, растущие в палисаднике, и ломает их. Жители дома недовольны этим и намерены побеседовать с водителем машины.

А. Ах ты, бессовестный, как тебе не стыдно! Мы сажаем, растим, ухаживаем, а тебе трудно дерево объехать! Вам бы, шоферюгам, все только крушить и ломать, а сами сделать вы ничего не можете! Если еще раз замечу, что ты дерево ломаешь, твоему начальству буду жаловаться!

Б. Эх, парень, смотрю я на тебя и думаю: машину ты водишь отлично, это с первого взгляда видно. А ветки деревьев почему-то задеваешь каждый раз. Да я тебя не виню: смотри, как низко ветки висят, тут и не захочешь, а заденешь. А объезжать будешь, еще с дороги улетишь. Но ведь ты же машину всю этими ветками поцарапал! Так вот глянет на тебя другой человек и подумает: «Какой водитель неопытный, машина вся поцарапанная у него. Чайник, а не водитель!». Может, тебе лучше к магазину с другой стороны подъезжать? Там деревья над дорогой не свисают. И сам машину побережешь, и я тебе спасибо скажу: деревья ломать не будешь. А что колдобина там имеется, так я скажу ребятишкам, сегодня же закопают.

2. Мальчишки регулярно разжигают костры в парке. Поскольку кругом много сухих листьев, костры часто приводят к пожарам, и уничтожается много кустов и деревьев.

Б. Привет, ребята! Хорошо проводите время? Что готовите на ужин? Я в детстве тоже любил костры разводить – и до сих пор люблю. Но, знаете, ведь в парке это опасно. Знаю, что вы не причините вреда, но другие ребята не так осторожны. Они придут сюда, увидят, что вы костры разводите, разведут сами и не погасят перед уходом. Огонь распространится по сухим листьям и сожжет деревья. Если не соблюдать осторожность, все деревья погибнут, и вас могут посадить в тюрьму за разведение костров. Я не хочу вас поучать и командовать, но пожалуйста, отгребите прямо сейчас листья от костра засыпьте их землей, а перед уходом насыпьте в костер побольше земли. Сделаете так? А в следующий раз, когда захотите поиграть, может быть, лучше разведете костер на песке за холмом? Там это совсем безопасно. Спасибо, ребята. Желаю хорошо провести время.

(По Д. Карнеги)

33. Определите, какие непозволительные приемы применяют против собеседников ораторы в следующих примерах. Проанализируйте приемы, с помощью которых собеседникам удается нейтрализовать действие этих софизмов.

– Верите ли вы в Бога?

– Признаюсь, верю и вовсе не каюсь в такой невежественной слабости, – последовал мой ответ.

– И в душу человека? – спросил он со сдержанной усмешкой.

– Да, и в душу, и, как это ни удивительно, даже в бессмертный дух.

– Стало быть, по-вашему, Гексли – шарлатан и глупец?

– Это почему же? – осведомилась я у пенсне.

– Гексли, - сказала я, - как натуралиста, физиолога и ученого не только признаю, но и преклоняюсь перед его знаниями, уважая в нем один из величайших авторитетов нашего времени, во всем, касающемся чисто физических наук, но как о философе имею о нем весьма невысокое мнение.

(Е.П. Блаватская).

II. – Образованность, говорите вы! – подхватил Пигасов. – Вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образованность!

– Образованность я защищать не стану, - продолжал Рудин, - она не нуждается в моей защите. Вы ее не любите… у всякого свой вкус. Притом это завело бы нас слишком далеко. Позвольте вам только напомнить старинную поговорку: «Юпитер, ты сердишься: стало быть, ты виноват». Я хотел сказать, что все эти нападения на системы, на общие рассуждения и т.д. потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отрицают вообще знания, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

– Это все слова! – пробормотал Пигасов.

– Может быть. Но позвольте вам заметить, что говоря: «Это все слова!» - мы часто сами желаем отделаться от необходимости сказать что-нибудь подельнее одних слов.

– Чего-с? – спросил Пигасов и прищурил глаза.

– Вы поняли, что я хотел сказать вам, - возразил Рудин. – Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа?

(И.С. Тургенев. «Рудин»)

В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», куда вошло стихотворение «Русский язык», которое обычно вешают на стены в классных комнатах наших школ. И не зря - в этом стихотворении автор выражает свою любовь к Родине, а здесь и до патриотизма недалеко:) Вот это стихотворение:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Именно так пишет Тургенев о своем родном языке в июне 1882 года. Это стихотворение входит в его цикл «Стихотворений в прозе», большая часть которых затрагивает общественно-политические проблемы страны, посвящена размышлениям о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, о вечной ценности человеческих отношений, о счастье.

«Стихотворения в прозе»

В цикл «Стихотворения в прозе» входят такие стихотворения, как Собака, Дурак, Два четверостишия, Воробей, Роза, Милостыня, Лазурное царство, Два богача, Памяти Ю. П. Вревской, Последнее свидание, Порог, Щи, Враг и друг, «Как хороши, как свежи были розы…», Мы еще повоюем! и Русский язык. Ознакомится с произведением можно вот по этой ссылке .

Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации. Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу.

Этот цикл отчасти продолжает Записки охотника, в центре которых также находится трепетное отношение Тургенева к своей родине, к простым русским людям, к русской природе и культуре. Эта тема всегда была его любимой.

Выражение любви к родине в стихотворении «Русский язык»

Миниатюру же Русский язык следует выделить отдельно, поскольку здесь Тургенев пишет о такой важной части русской культуры и и русской души, как язык. Он призывает современников и потомков беречь родной язык, поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие литературные произведения.

Судьбу народа он связывает с судьбой языка. Необходимо помнить, что в год создания этого стихотворения Тургенев живет за границей, следовательно, язык - это одно из того немногого, что связывало его с Родиной. Именно из-за разлуки с родиной для него так ценен русский язык.

Тургенев многое сделал для переводов, для того, чтобы иностранцы могли читать русскую литературу. Однако главное для него остается в России. Он верит в душевную силу своего народа, верит, что с помощью веры в язык русские люди сумеют преодолеть любые трудности.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» Тургенева

И. Тургенев был истинно русским писателем, глубоко переживающим за судьбу своей Родины. В своих произведениях он смело и правдиво высказывал свои искренние взгляды и убеждения. Тургенев не приукрашивал российскую действительность и не скрывал ее насущных проблем. За слишком резкие высказывания он подвергся наказанию в виде ссылки, а впоследствии был вынужден уехать за границу. Но и вдали от Родины он постоянно обращался к ней в своем творчестве, разделял ее боль и отчаяние. Ярким примером патриотизма Тургенева является стихотворение в прозе «Русский язык» (1882 г.).

Тургенев не случайно избирает темой произведения русский язык. Только находясь на чужбине, он понимает всю важность и значение этого мощного элемента национального самосознания. Писатель был оторван от русской среды, но благодаря языку продолжал ощущать свою неразрывную связь с ней. Ведь с помощью языка человек не только произносит слова. Гораздо важнее то, что люди думают на своем языке, т. е. облекают мысли в конкретные лексические единицы. Например, важным условием полного овладения иностранным языком считается тот момент, когда человек способен не только говорить, но и думать на нем.

Тургенев утверждает, что только русский язык оставался его единственной опорой и поддержкой за границей. Писатель принимал очень близко к сердцу все значительные события в России. Некоторые приводили его в отчаянии, но он верил, что русский язык остается главным средством спасения многострадального народа.

«Великий и могучий» — фраза, которую часто используют в насмешку над судьбой России. Но за ее патетичностью скрывается истинная гордость за свой язык. Русский язык – один из самых богатых и сложных на планете. Жители России и пограничных государств, усваивая его с детства, не понимают значения такого легкого и доступного изучения. Русский язык складывался веками. Он обладает удивительной гибкостью и разнообразием словообразования. Удивительная способность нашего языка – заимствование и быстрая переработка иностранных слов без ущерба для себя. Российское высшее общество долгое время разговаривало исключительно на французском языке. Иностранные языки изучались детьми первыми, в ущерб родному. Но это никак не повлияло на русский язык. Способность к самосохранению и самоочищению помогла русскому языку остаться чистым и не подвергнуться значительным изменениям.

Тургенев был абсолютно уверен в том, что, несмотря на нищету и убожество, Россию ждет великое будущее. Язык является непосредственным выражением национального духа. Русский язык – заслуженный высший дар великому народу.