Джордж Гершвин – первый классик джаза. Биографии, истории, факты, фотографии Д гершвин краткая биография

Джордж Гершвин – американский пианист, композитор, автор лучшей американской балладной оперы.

Композитор и исполнитель из США Джордж Гершвин стал первопроходцем в написании произведений, сочетающих современные джазовые ритмы с классической музыкой.

Вершиной его творчества стала «Порги и Бесс» (1935 г.), опера, имевшая мировой успех. Ее признали лучшей балладной оперой в Америке.

Путь к музыке

Родители Джорджа были еврейскими эмигрантами, уехавшими из России незадолго до его рождения. К музыке они не имели никакого отношения, отец был сапожником, а мать – дочерью скорняка. В 1898 г. 26 сентября у них родился сын Яков, который позднее сменил свое имя на Джорджа. В семье он был вторым. У него был старший брат Айра, с которым в дальнейшем они совместно работали над многими произведениями.

В школе Джордж не отличался особыми успехами, чем очень печалил своих родителей, которые хотели видеть его школьным учителем. А вот к музыке его тянуло с ранних лет. В 8 лет он впервые услышал Макса Розенцвейга, известного скрипача, сыгравшего на концерте в школе. Музыканту тоже понравился этот увлеченный музыкой мальчик, и они подружились. Джордж часто бывал дома у Розенцвейга и даже стал самостоятельно на фортепьяно подбирать популярные мелодии.

Когда выяснилось, что его успехи в игре на этом инструменте выше, чем у обучающегося музыке Айры, родители решили, что именно он должен идти по данному пути. Оба мальчика были этому решению несказанно рады.

Первые шаги композитора

Найти своего учителя Джорджу оказалось непросто. Хорошего музыкального наставника удалось встретить только через несколько лет. Им оказался Чарльз Хамбицер, посоветовавший ему также брать уроки оркестровки и гармонии. По воле случая игру 15-летнего музыканта услышал менеджер издательства «Ремик и К». И его взяли пианистом-популяризатором, платя $15 в неделю.

В свободное время Гершвин сочинял музыку к песням. Его песней «Когда вы захотите» заинтересовалась, а затем исполнила Софи Такер, модная певица. И благодаря этому молодой композитор стал постепенно набирать популярность на Бродвее. Макс Дрейфус, директор издательства Хармса, предложил Джорджу писать музыку за $35 в неделю. Имя Джорджа Гершвина стало часто появляться в прессе, а в 1922 году известный пианист Берил Рубинштейн назвал его выдающимся музыкантом.

Удачный эксперимент

В начале 1924 года, благодаря двум месяцам напряженной работы Гершвина, появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». Он писал музыку рапсодии для 2-х пианино, а аранжировщик Фред Гроф – аранжировку для джазового отделения. 12 февраля состоялась премьера «Рапсодии», которая в афишах была представлена как «музыкальный эксперимент». Зрители собрались разные, присутствовали и музыкальные «киты» Рахманинов, Стравинский, Годовский. Глиссандо на кларнете, исполненное Гершвином в самом начале, вызвало огромный интерес зала. А по завершении «Рапсодии» раздались оглушительные овации. Симбиоз джаза и классики, невиданный до сих пор, никого не оставил равнодушным.

Союз братьев

Слава принесла материальную обеспеченность. Семья переехала в новый пятиэтажный дом, а Джордж отправился в Европу на целых три года. Оттуда был привезен набросок поэмы-симфонии «Американец в Париже». Это произведение позднее вошло в репертуары многих мировых оркестров. У музыканта было еще много творческих замыслов, и он пригласил брата Айру работать в соавторстве с ним.

Айра, чтобы имя Гершвина было единственным на музыкальном небосклоне, взял себе творческий псевдоним Артур Фрэнсис и занялся написанием либретто. Братья создали более 20 мюзиклов, шедших на Бродвее и в кино. А музыкальный спектакль «О тебе пою» (1931 г.) получил Пулитцеровскую премию. Эта награда была вручена музыкальной постановке впервые.

«Порги и Бесс»

Прочитав роман Хейворда «Порги и Бесс», Джордж проникся его поэтическими образами, а в его голове зазвучали мелодии будущей оперы. Он написал автору о своем о своем желании создать ее, но Хейворд ответил только через 6 лет, в 1932-м. На написание оперы ушло 20 месяцев, и Гершвин с самого начала был уверен, что это произведение будет его вершиной.

Премьера оперы состоялась в «Колониел-театре» в 1935-м. Ее приняли с восторгом, долго звучали овации и восторженные возгласы. В «Алвин-театре» за 1,5 года ее поставили 124 раза, однако материального достатка опера братьям не принесла. Слишком велики были расходы на ее постановку.

Последние годы жизни

Работа над «Порги и Бесс» была очень изнуряющей, и это подорвало здоровье музыканта. Хотя внешне он выглядел прежним, но стал нервным и раздражительным. Врачи рекомендовали Джорджу забыть на время о музыке, но он даже не представлял, как сможет это сделать. А в начале 1937-го у него обнаружили опухоль мозга. Болезнь развилась стремительно, и спасти его врачи не смогли. 11 июля того же года Джорджа Гершвина не стало. Молодой, даже не достигший 39-летнего возраста, композитор умер, не реализовав до конца свой огромный творческий потенциал.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Джордж Ге́ршвин (англ. George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz - Я́ков, или Дже́йкоб Гершовиц; 1898-1937) - американский композитор.

Будущий композитор родился 26 сентября в 1898 году в Бруклине. Его семья эмигрировала из России. У Джорджа очень рано проявился незаурядные музыкальные способности и абсолютный слух. Он начал учиться играть на фортепиано, которое было куплено для его старшего брата, ставшего позже тоже знаменитым композитором и пианистом. Семья жила невероятно бедно. Джордж даже не получил нормального образования, чего уж заикаться про музыкальное. Его карьера музыканта началась в 15 лет, когда он стал работать тапером в модном нотном магазине.

В 18 лет Гершвин стал автором музыки, которая стала использоваться для спектакля на Бродвее. Молодой композитор быстро завоевал всеобщее признание. Много внимания привлекали его лирические песни. В 1919 году он написал песню «Swanee». Она принесла славу Гершвину. В исполнении Эла Джонсона эта песня стала хитом. В 25 лет Джордж был признанным мастером развлекательных жанров. Он также был автором нескольких оперетт, мюзиклов и джазовых песен. В 1923 году он впервые использовал негритянские народные мелодии в одноактовой опере «135 улица». Увы, опера не имела успеха на Бродвее, так как там привыкли к комедиям, а не к бытовым драмам.

В 1924 году Джорджа Гершвина просят написать произведение, которое сочетало бы в себе черты джаза и классической симфонической музыки. Так и родился его первый шедевр, названный «Рапсодия в стиле блюз». Это произведение сделало Гершвина одним из самых популярных композиторов в США. Оно также получило широкое международное признание. Сегодня «Рапсодия в стиле блюз» наиболее популярное и часто исполняемое произведение автора.

Несмотря на широкое признание, Гершвин сильно страдал от того, что не получил нормальное музыкальное образование. Он брал три урока в неделю по музыке и усердно работал на них. В 1928 году он побывал в Европе, где общался со многими знаменитыми композиторами того времени. В этом же году он написал произведение «Американец в Париже», сюита.

Джордж Гершвин вернулся в Америку и начал тесно сотрудничать с Голливудом. Он начал писать музыку для кинофильмов. Известность Гершвина постоянно росла. Каждый год в Нью-Йорке устраивали концерты, состоящие из его произведений. Он выступает как дирижер на этих концертах. Стоит отметить, что Джордж хоть и писал мелодии, под которые танцевала вся Америка, но сам он не танцевал никогда. Всю жизнь он провел холостяком. Не курил, пил алкогольных напитков мало, страдал от нервного истощения. За музыку к сатирическому шоу «О тебе я пою» он был удостоен Пулитцеровской премии. В 1935 году он написал национальную американскую оперу «Порги и Бесс». Именно эта опера стала самым высоким творческим достижением композитора. Она получила признание в мире. Вошла в репертуар множества театров. Джордж Гершвин даже стал членом Итальянской Академии музыки. Однако болезнь подрывала силы композитора. В расцвете славы он скончался. Это было в 1937 году. Некрологи писали: «Ушла из света надежда американской музыки».

О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна...
Д. Шостакович

С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» - так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки - наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...» - писал композитор.

Сын эмигранта из России, Гершвин родился в Нью-Йорке. Его детство прошло в одном из районов города - Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы «Реммик и компания». Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. «Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил...»- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были настоящими музыкальными комедиями. Уже в начале 20-х гг. Гершвин - один из популярнейших композиторов Америки, а затем Европы. Однако его творческому темпераменту оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и оперетты. Гершвин мечтал стать, по его собственному выражению, «настоящим композитором», владеющим всеми жанрами, всей полнотой техники для создания произведений крупной формы.

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона.

В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора «Рапсодии в стиле блюз » для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере «Рапсодии», прошедшей с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.

Вслед за «Рапсодией» появляются: Фортепианный концерт (1925), оркестровое программное сочинение «Американец в Париже» (1928), Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931), «Кубинская увертюра» (1932). В этих сочинениях сочетание традиций негритянского джаза, афро-американского фольклора, эстрадной музыки Бродвея с формами и жанрами европейской музыкальной классики нашло полнокровное и органичное воплощение, определив главную стилистическую особенность музыки Гершвина.

Одним из значительных событий для композитора стало посещение Европы (1928) и встречи с М. Равелем, Д. Мийо, Ж. Ориком, Ф. Пуленком, С. Прокофьевым во Франции, Э. Кшенеком, А. Бергом, Ф. Легаром, И. Кальманом в Вене.

Наряду с симфонической музыкой Гершвин с увлечением работает в кино. В 30-х гг. он периодически подолгу живет в Калифорнии, где пишет музыку к нескольким кинофильмам. Тогда же композитор вновь обращается и к театральным жанрам. Среди созданных в этот период произведений - музыка к сатирической пьесе «О тебе я пою» (1931) и «лебединая песня» Гершвина - опера «

Джордж Гершвин (1898-1937) – американский пианист и композитор.

Детство

Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Имя, которое он получил при рождении, – Яков.

Его родители имели еврейское происхождение, и ещё задолго до появления детей эмигрировали в Америку. Папу Джорджа звали Мойше Гершовиц, переехав в США ему пришлось поменять имя на Моррис Гершвин, он эмигрировал из Санкт-Петербурга в 1890 году. Работал Моррис сапожником на фабрике по производству женской обуви. Мама Джорджа, Роза Брускина (дочь скорняка), переехала в Америку из Одессы чуть раньше своего будущего мужа.

Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Жили они небогато, в небольшой квартирке в деревянном доме. По сравнению с другими детьми, Джордж был совершенно несносный и капризный. Когда начал обучение в школе, то к знаниям особо не тянулся, чем сильно расстраивал мать, которая мечтала видеть своих детей учителями.

Зато во дворе он лучше всех мальчишек катался на коньках, даже получил звание чемпиона улицы. Но друзья часто замечали такие моменты, когда Джордж как будто переставал замечать всё, что происходит вокруг, уходил в себя. Причиною этому была музыка. Он мог услышать красивую мелодию и замереть прямо посреди катка.

В 8-летнем возрасте Джорджа глубоко впечатлил во время школьного концерта игравший «Юмореску» Марк Розенцвейг, который в будущем стал известным в Америке скрипачом. Маленький Гершвин полтора часа ждал музыканта под проливным дождём, а когда узнал, что тот давно ушёл через другой ход, побежал к Розенцвейгу домой.

Джордж подружился с Марком, стал бывать у него дома, где больше всего его привлекло фортепиано. Именно Марк открыл для Джорджа таинственный мир музыки; бывая у него в гостях, мальчик слушал много произведений, больше всего ему нравились классика и джаз. Гершвин сам обучался игре на музыкальном инструменте, подбирая по слуху популярные мелодии.

К тому времени старший брат Джорджа Айра уже учился в музыкальной школе. Но каково было удивление родителей, когда они обнаружили, насколько младший сын преуспел в самостоятельном овладении фортепиано, что оставил позади старшего. Тогда они поняли, что отдавать в музыкальную школу надо и Джорджа.

Начало творческого пути

Но с музыкальными школами у юного Гершвина дружба не ладилась. Все эти гаммы и сольфеджио, нудные систематические занятия ему совсем не нравились. Джордж сменил несколько школ, сначала его педагогами были престарелые дамочки, следующий учитель имел свою собственную систему обучения, при которой совсем не уделял внимания технике игре на фортепиано, а ученика воспитывал на оперных попурри. Ни одну из музыкальных школ Гершвин так и не окончил.

Тогда в 1914 году родители записали сына в коммерческую школу, но коммерсанта из него тоже не получилось. Судьбою юноше был уготован совершенно иной путь.

В 1915 году произошло значимое для Джорджа знакомство с музыкантом Чарльзом Хамбицером. На удивление Чарльз быстро нашёл общий язык с юным Гершвином. Он давал ему уроки игры на фортепиано, а также порекомендовал хороших педагогов по гармони и оркестровке.

В семнадцатилетнем возрасте Джордж уже в совершенстве владел музыкальной грамотностью, очень хорошо играл на фортепиано и сочинял свою музыку. Он с усердием изучал классику, но больше всё-таки его увлекала популярная музыка. В таком юном возрасте он уже был представлен в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где получил работу пианиста-популяризатора и зарплату 15 долларов еженедельно.

Гершвин аккомпанировал, подрабатывал в ресторанах и писал музыку. Уже в 1916 году вышло в свет одно из его первых музыкальных произведений «Когда вы захотите». Особенно популярной эта композиция не стала, но обратила внимание на молодого талантливого композитора многих продюсеров и режиссёров с Бродвея.

Песня Джорджа заинтересовала одну из модных в то время певиц ─ Софи Такер. Она её исполнила, причём довольно успешно, и постепенно к Гершвину в музыкальных кругах Бродвея начала приходить популярность. Его имя стало мелькать в газетах и журналах, а музыку Гершвина включил в своё ревью Зигмунд Ромберг. Вскоре многие бродвейские мюзиклы ставились на сочинениях Джорджа, а один известный в Америке композитор сказал о нём: «Молодой человек имеет искру гениальности. Когда-нибудь Америка будет им гордиться».

Творчество

С 1918 года Гершвин больше не нуждался в ресторанных подработках, отпала нужда в частных уроках, он занимался тем, что ему нравилось, и получал за это деньги – Джордж писал музыку для бродвейских мюзиклов. Он работал в качестве композитора с джаз-бэндом Пола Уайтмена. За год он писал до 10 мюзиклов, многие из песен приобретали огромную популярность.

Так появилась «Рапсодия в блюзовых тонах». В феврале 1924 года на премьеру пришла слишком разномастная публика, в первом ряду сидели именитые люди в мире музыки: Рахманинов, Годовский, Стравинский. Успех был ошеломительный, рапсодия нокаутировала зрителей, а к Гершвину пришла настоящая слава.

А там, где слава, там и материальное благосостояние. Семья Гершвинов купила на 103-авеню дом в 5 этажей и отправилась в трёхлетнее путешествие по Европе. Джордж сам продумал весь маршрут, поездка началась с Лондона, потом был Париж, и закончилось путешествие в Вене.

По возвращении из Европы у Гершвина на руках уже была набросана симфоническая поэма «Американец в Париже».

Премьера прошла в филармоническом обществе Нью-Йорка. А через три года «Американец в Париже» звучал в Куинс-холле в Лондоне. Успех был грандиозным, после чего симфоническая поэма вошла в постоянный репертуар многих мировых оркестров.

Музыка и стиль композитора Джорджа Гершвина сочетает в себе сразу многое:

  • симфоническую классику;
  • современные негритянские ритмы;
  • народный фольклор;
  • оригинальную мелодию;
  • экспрессию;
  • резкие ритмы.

С приобретением мировой известности Джордж предложил своему старшему брату Айре стать соавтором его мюзиклов и песен. Айра с удовольствием согласился, но взял себе псевдоним Артур Фрэнсис (это два имени их младшеньких брата и сестры), он считал, что Гершвин в мировой музыке должен быть один – Джордж.

Их творческий союз получился очень плодотворным, братья создали около 20 мюзиклов для Бродвея и кино. Более востребованного дуэта в то время не было. Особенно триумфальным получился мюзикл «Lady, Be Good», одну композицию из него назвали лучшей любовной балладой ХХ века.

«Порги и Бесс»

Однажды ночью, мучаясь от бессонницы, Джордж решил почитать, и ему в руки попался роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Созданные автором поэтические образы настолько увлекли композитора, что у него тут же в голове начались зарождаться мелодии. Джордж уже забыл о сне, читал до самого утра, а потом написал автору произведения письмо, в котором рассказал, что ему очень бы хотелось написать оперу на «Порги». Это был 1926 год.

Автор романа ответил согласием, но так как Гершвин был очень занят другими сочинениями и дирижёрской работой, приступить к созданию оперы «Порги и Бесс» получилось лишь в 1934 году. Композитор уехал из Нью-Йорка в маленький рыбацкий посёлок в Южной Каролине, чтобы полностью проникнуться духом произведения. Он напряжённо работал над оперой 20 месяцев.

Это произведение стало самым значительным и популярным из всех, созданных Джорджем Гершвином. Получился настоящий музыкальный шедевр, в котором переплелись джазовые импровизации, фольклор и симфонические мелодии. В 1935 году состоялась премьера в Америке, произошло это в Бостоне в «Колониел-театре». Успех был головокружительный, четверть часа не стихали аплодисменты и восторженные возгласы публики. В истории США «Порги и Бесс» стало первым представлением, на которое пускали людей разных рас.

С января 1936 года опера поехала в гастрольный тур по американским городам, в Европу добралась лишь после 1945 года, а в 1956 «Порги и Бесс» была показана негритянской труппой в Москве и Ленинграде.

Сотни постановок пережила эта опера и вошла в мировой музыкальный золотой фонд.

Смерть

Великолепный творческий союз братьев Гершвинов, популярность, слава, деньги – всё оборвалось в один миг трагически и неожиданно.

Джордж настолько усиленно работал над «Порги и Бесс», что подвергся колоссальному нервному перенапряжению, его силы были истощены. Дошло до того, что он не мог ни кушать, ни спать. Врачи в один голос утверждали, что композитору необходимо поменять климат и временно оставить музыку. Первый совет Гершвин воспринял с удовольствием, но вот остаться без музыки он не мог ни на один миг.

Внешний вид Джорджа практически не изменился, но внутренне он был крайне раздражён и чувствовал себя невероятно уставшим. В начале 1937 года медики обнаружили у Гершвина симптомы онкологического заболевания, у него была опухоль головного мозга. Назначили лечение, затем в клинике «Седарс Синай» ему удалили опухоль, но композитору уже ничего не могло помочь, он умер 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции. Джордж совсем немного не дожил до 39 лет, самый расцвет сил и множество творческих планов были впереди у музыканта.

При жизни Джордж был настоящим Казановой, очень много на его счету любовных романов с самыми красивыми женщинами того времени. Одной из сильнейших его влюблённостей стал ученица Гершвина Александра Белых. Но семья у него так и не появилась, жены и детей не было. Всё наследие, которое досталось потомкам от композитора Джорджа Гершвина, – это его бесценная музыка.

». Творческий взлет музыканта выпал на 20-30 годы прошлого столетия, то время в Америке называли «джазовой эпохой». Этот музыкальный стиль оказал огромное влияние на Гершвина, который пытался выразить при помощи музыки дух современности и жизненный уклад простых американцев. Композитор не раз заявлял, что джаз – это музыка народа, в которой он слышит национальный жизненный импульс и кипящую реку жизни США. Музыкально-общественный деятель В. Дамрош писал, что множество композиторов завораживал, но одновременно и пугал джаз, поэтому они не решались работать в этом стиле. Джордж Гершвин совершил настоящий музыкальный переворот. Критик сравнил мужчину с принцем, который взял за руку Золушку и на весь мир заявил, что теперь она настоящая принцесса. Биография маэстро насчитывает множество потрясающих взлетов и не менее грандиозных падений, вся его жизнь словно воплощает американскую мечту. Гершвин добился всего усердным трудом, нашел свое призвание и при жизни достиг непостижимых высот и мировой славы.

Краткую биографию Джорджа Гершвина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гершвина

Будущий виртуозный американский пианист и композитор Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин. Изначально мальчик был назван Яковом. Его родители имели еврейские корни, и еще до рождения своих детей уехали жить в США. Отец композитора – Мойше Гершовиц покинул Санкт-Петербург в 1890 году, а затем сменил имя на Моррис Гершвин и всю жизнь трудился на обувной фабрике. Мать – Роза Брускина родилась в Одессе, уехала в Соединенные Штаты немного раньше, чем ее будущий муж. Гершвины воспитывали четырех детей, из которых Джордж был вторым, у него также были братья Айра и Артур и сестренка Фрэнсис.

Семья не обладала большим достатком и ютилась в маленькой деревянной квартирке. Джордж, в отличие от своих братьев и сестры, был очень своенравным и обладал сложным характером. В школе не отличался особым стремлениям к учебе, чем очень огорчал Розу, которая мечтала, чтобы ее дети хорошо учились и стали преподавателями. Зато Джордж делал успехи в катании на коньках и даже завоевал «титул» уличного чемпиона. Друзья мальчика с детства замечали, что он мог на какое-то время полностью уйти в себя и не обращать внимания на окружающий мир. Причиной всему стала музыка. Когда будущий композитор слышал красивые напевы, он замирал и забывал обо всем на свете.


Биография Гершвина гласит, что в 8 лет Джордж попал на школьный концерт, на котором выступал музыкант Марк Розенцвейг с музыкальной пьесой «Юмореска». Мальчик был так впечатлен выступлением скрипача, что полтора часа ждал его под проливным дождем. А когда узнал, что Марк вышел через запасной вход, направился прямо к нему домой. Гершвин нашел общий язык с Розенцвейгом и часто ходил к нему в гости. Дома у скрипача стояло фортепиано, которое словно манило мальчика. Именно Марк показал маленькому Джорджу удивительный мир искусства и знакомил с гениальными музыкальными произведениями. Будущий композитор стал брать первые профессиональные уроки, и пытался на слух воспроизводить знакомые мелодии. Уже тогда старший брат Джорджа Айра мечтал стать музыкантом и занимался в специализированной школе, родителей сильно удивил тот факт, что их младший сын без посторонней помощи овладел фортепиано и обогнал своего брата. Моррис и Роза поняли, что мальчика тоже нужно отдать в руки профессионалам.

Начало музыкальной карьеры


С музыкальной школой дела у юного Джорджа как-то не заладились. Изучение нудных гамм, сольфеджио и регулярные занятия нагоняли на мальчика тоску. Гершвин проходил обучение в нескольких местах – сначала с ним занимались пожилые преподавательницы, а один из педагогов даже имел особую технику обучения, и мальчик почти не играл на фортепиано. Ни одно из музыкальных учебных заведений Джордж так и не закончил. Родители видели своего сына коммерсантом, но жизнь выбрала для него совсем другую дорогу.

В 1915 году произошло одно из самых важных событий в жизни молодого человека – он познакомился с музыкантом Чарльзом Хамбицером, с которым моментально подружился. Маэстро давал ему множество бесценных советов и идей, а также предложил отличных учителей. К семнадцати годам Джордж прекрасно разбирался в музыкальном искусстве, блестяще владел фортепиано и писал свои первые произведения. Он усердно изучал классические мотивы, но особенно ему нравился популярный стиль в музыке. Несмотря на свой юный возраст, Гершвин получил работу в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где имел должность пианист-популяризатор. Молодой музыкант подрабатывал, выступая в ресторанах, и писал большое количество сочинений. В 1926 году Джордж представил на суд публики одно из своих первых «музыкальных детищ» под названием «Когда вы захотите». Несмотря на то что композиция не стала сильно популярной, с ее помощью Гершвин смог обратить на себя внимание режиссеров с Бродвея. Песня очень понравилась известной в те времена певице – Софи Такер. После ее блестящего исполнения, Джордж получил признание на Бродвее. Его имя стало часто появляться в прессе, а венгерский композитор Зигмунд Ромберг взял его композиции в свое ревю. Затем режиссеры Бродвея поставили несколько мюзиклов с музыкой Гершвина, а один из известнейших американских композиторов сказал, что Джордж обладает искрой гениальности.

Творческий путь

С 1918 года мужчина перестал брать подработки и давать индивидуальные уроки - теперь он мог всецело заниматься любимым делом и получать за это кругленькие суммы. Джордж писал композиции для сценических выступлений на Бродвее и работал автором в джазовой группе Пола Уайтмена. Только за год он «оживил» своей музыкой 10 мюзиклов, которые прогремели на всю Америку. На премьеру «Рапсодия в блюзовых тонах» в 1924 году пришло большое количество именитых гостей – в первом ряду сидели гениальные музыканты Рахманинов, Годовский и Стравинский. Мюзикл стал очень успешным, а Джордж получил настоящее признание публики. Вслед за собой слава принесла материальное благосостояние. Композитор приобрел пятиэтажный дом и уехал путешествовать по Европе на целых три года. Мужчина лично составил маршрут, который начинался с Англии и Франции, а закончился в Австрии. Когда Гершвин вернулся в Америку, он представил на суд публики симфоническую поэму «Американец в Париже». Успех произведения был ошеломительный, после чего его стали исполнять многие коллективы. Музыка Джорджа Гершвина представляла собой смесь абсолютно разных музыкальных жанров. В ней была и классика, новейшие негритянские ритмы, фольклорные мотивы,

экстравагантные мелодии. Все это было приправлено невероятной экспрессией и смелыми ритмами.

Когда Джордж получил большую популярность, он стал сотрудничать со своим родным братом Айре. Мужчина в последующем называл себя Артуром Френсисом (имена их младших брата и сестры), ведь он был уверен, что в мире музыки фамилия Гершвин должна быть единственной и уникальной. Творческий союз двух братьев имел большой успех, вместе они создали несколько десятков композиций для бродвейских представлений и кинофильмов. В те времена это был по-настоящему востребованный дуэт. Самым триумфальным сочинением Джорджа и Артура стал мюзикл «Lady, Be Good». Одна из его песен была признана лучшей балладой о любви прошлого века.

Последние годы жизни

Согласно биографии Гершвина в 1936 году композитор уехал в Голливуд, чтобы заняться написанием музыки к кинофильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в котором сыграли популярные актеры того времени. Сочинения музыканта, которые объединили балет и джаз, занимают около часа киноленты. Чтобы создать идеальный союз абсолютно разных стилей, Джордж писал и аранжировал композиции несколько месяцев. В начале рокового 1937 года Гершвин выступил с уникальным музыкальным концертом совместно с симфоническим оркестром, которым руководил маэстро из Франции Пьер Монте. Прямо на сцене мужчину стали преследовать «музыкальные отключения». В июне Гершвин упал во время очередного выступления, и его уже не смогли спасти. Слаженная работа двух братьев Джорджа и Айры, благосостояние, слава – все рухнуло в один момент, трагичным и неожиданным образом. Джордж так усердно трудился над своей легендарной оперой, что получил сильнейший нервный срыв и был полностью истощен. В итоге его покинули аппетит и нормальный сон. Медики настаивали, чтобы композитор переехал в более благоприятные климатические условия и на время забыл про работу. Гершвин воспользовался первым советом, но вот оставить музыку так и не смог.

Внешне мужчина практически не изменился, но морально он очень устал и был сильно подавлен. В 1937 году врачи нашли у композитора симптомы, которые бывают при онкологических заболеваниях. После медицинского обследования была диагностирована опухоль головного мозга. Специалисты делали все, чтобы спасти жизнь популярного музыканта, в одной из лучших американских клиник злокачественное образование было удалено. К сожалению, все усилия докторов были напрасны, и Джордж скончался 11 июля 1937 года, прямо на операционном столе. Гершвин немного не дожил до 39 лет, а ведь у него было столько масштабных планов и идей, которые он так и не успел воплотить в жизнь.



Интересные факты

  • Музыкант был захоронен на кладбище Westchester Hills, которое находится в пригороде Нью-Йорка.
  • Гершвин ни разу не был женат, детьми он тоже не обзавелся. Завещание Джордж писать не стал, поэтому его недвижимость досталась матери. Наследники долгое время собирали прибыль от авторских прав на его музыкальные произведения. Однако они утратили свою силу в 2007 году, когда прошло 70 лет со дня смерти музыканта. В 2005 году журналисты провели расследование и пришли к выводу, что Гершвин был одним из богатейших композиторов в мире.
  • Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения премии «Оскар» в 1937 году за композицию "They Can"t Take That Away from Me" (Этого у меня не отнимут), которую он написал вместе с родным братом для кинокартины Shall We Dance (Давайте потанцуем). Легендарная статуэтка была вручена посмертно, Джорджа не стало через пару месяцев после премьеры фильма.
  • Музыкальный язык Гершвина можно описать, как непосредственный, красочный, с нотками юмора. Главное место в его творческой карьере заняли мюзиклы, которые он очень любил, и в которые вкладывал всю свою душу.
  • Во всех музыкальных шедеврах композитора есть своеобразная форма, реальность сценических ситуаций и противостояний, энергичность развития сценария, дуэт трагических и комедийных картин.
  • В 1918-1919 года на бродвейских подмостках уже вовсю гремела музыка Гершвина. Композиция «Swanee», которую взял в свое шоу «Sinbad» Эл Джонсон, имела настоящий успех. В итоге певец несколько раз записывал её на пластинках и неоднократно пел в кинофильмах.


  • Первый учитель Гершвина, Иосиф Шиллингер славился своим уникальным подходом к сочинению музыки – композитор воспринимал творческий процесс с математической точки зрения и пытался найти универсальный музыкальный алгоритм.
  • Гершвин очень увлекался живописью и литературой.
  • Старший брат и соавтор Джорджа – Айра Гершвин взял себе сценическое имя Артур Френсис, которое было составлено из имен их брата и сестры.
  • В 1945 году на экраны вышла картина, посвященная композитору. Фильм назывался «Рапсодия в блюзовых тонах».


  • Прообраз Гершвина был также использован в популярном сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Композитора сыграл актер Том Беккет.
  • Самым внушительным сочинением композитора стала опера «Порги и Бесс». Автор литературного первоисточника лично принимал участие в процессе написания шедевра.
  • В Нью-Йорке есть театр, который назвали в честь потрясающего творческого союза двух братьев - Джорджа Гершвина и Френсиса Артура.

Личная жизнь


Несмотря на мировое признание, Джордж очень переживал, что не смог получить нормальное музыкальное образование. Он несколько раз в неделю усердно занимался на фортепиано, чтобы восполнить этот постыдный, по его мнению, пробел в своей жизни. Также известно, что Джорджа часто мучили нервные срывы и болезни желудка. Музыкант постоянно сидел на строгой диете, которая была построена на сбалансированном питании. Помимо этого, мужчина часто посещал сеансы психоаналитика, который помогал ему разобраться с личными переживаниями.

Несмотря на болезнь и регулярные депрессии, композитор не всегда был угрюм. Он любил веселые посиделки и моментально хватался за новые идеи, которые привлекли его внимание. Его жизнь всегда бурлила и била ключом. Гершвин просто купался в женском внимании, ведь он был богат, обладал красивой наружностью и хорошей фигурой. Зачастую ему не хватало тех дам, которые сами вешались на него, и тогда он приходил в публичные дома. Однажды Джордж не постеснялся спросить у своего друга, сколько денег нужно отдать, чтобы взять женщину на содержание. Однако, услышав в ответ шокирующую сумму, больше никогда не задавался подобными вопросами.

При жизни композитор славился своими любовными похождениями, ему приписывали романы с самыми красивыми женщинами той эпохи. Особенно сильно Джордж был влюблен в свою ученицу Александру Белых. Также широко известны десятилетние отношения Гершвина с композитором Кей Свифт, которая давала ему ценные советы по поводу музыки. К сожалению, они так и не стали законными супругами, хотя ради возлюбленного Кей ушла от своего мужа Джеймса Уорбурга. Внучка Свифт, Кэтрин Вебер, считает, что инициатором их разрыва стала мать Гершвина, которая хотела видеть в качестве невестки еврейку. Мужчина посвятил бывшей избраннице песню «Oh, Kay», которую назвал в ее честь. После смерти композитора, Свифт написала аранжировки к нескольким его песням и неоднократно работала вместе с его братом Айром. Джордж слыл настоящим ловеласом и сердцеедом. В его жизни было много ярких влюбленностей и громких романов. Однако, ни одну из своих прекрасных избранниц Гершвин не смог полюбить также сильно, как музыку.

Зарождение легенды. «Порги и Бесс» история создания

Одной ночью 1926 года, когда Джордж никак не мог уснуть, он решил прочесть роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Произведение так поразило мужчину, что он моментально стал придумывать в голове музыкальные мелодии. Композитор позабыл о сне и не мог оторваться от книги до самого рассвета, а потом отправил писателю письмо, в котором признался, что мечтает написать оперу по его произведению. Дюбоз Хейуорд любезно согласился на предложение музыканта, однако музыку оперы «Порги и Бесс » Гершвин начал писать только в 1934 году, так как был сильно занят созданием других композиций и работой дирижёра.

Из биографии Гершвина мы узнаём, что Джордж покинул Нью-Йорк и поселился в глухом посёлке штата Южная Каролина, чтобы всецело погрузиться в работу над грандиозным произведением. В целом музыкант потратил на создание оперы почти 2 года. Долгий труд оправдал себя и произведение «Порги и Бесс» стало по-настоящему значимой и известной работой маэстро. Джордж смог создать потрясающий шедевр, в котором безупречно сошлись джазовые фантазии, фольклорные мотивы и оркестровые партии. Американцы впервые услышали оперу в Бостонском «Колониел-театре» в 1935 году. Зрителям так понравилась премьера, что они аплодировали и выкрикивали восторженные слова 15 минут. «Порги и Бесс» вошла в историю Америки, как первое представление, на которое могли прийти люди разной расовой принадлежности. В начале 1963 года опера отправилась с гастролями по США, а в Европе появилась только после 1945 года.