Эйтор вило лобос, биография. Биография - Вила Лобос Э., Golden Guitar Studio, проект Дмитрия Теслова, классическая гитара, пьесы для гитары, произведения для гитары, сочинения для гитары, нотный архив, аудио mp3 гитарной музыки Вилла лобос произведения


nadia_obo Вилла-Лобос Э йтор (Heitor Villa-Lobos), 5 марта 1887 - 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, - выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешествовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами.

В 1923-30 гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий («Практическое руководство», «Хоровое пение», «Сольфеджио» и др.), теоретического труда «Музыкальное воспитание». Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. Глава национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального воспитания детей. 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей, неисчислимое множество хоров, песен, музыка для детей, обработки фольклорных образцов и др. - всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений.



Творчество Вила-Лобоса - одна из вершин латино-американской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.

Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца - широко образованного человека. Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее - курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вила-Лобос так и не получил - родные не имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.

Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро - небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909).


Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.

В 1923 году Вила-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»—своеобразное творческое преломление бразильского фольклора.


В 1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение - основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» - антология небольших хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.

Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку,- выступал как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вила-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-Йоркского университета, в 1944 году избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».

Диапазон творчества Вила-Лобоса очень широк - от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение - цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.

С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов - классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вила-Лобоса - Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.


с 1867 по 1959

ВИЛА-ЛОБОС Эйтор (Heitor Villa-Lobos), 5 марта 1887 – 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, – выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешест-вовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами. В 1923-30 гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Э. Вила-Лобос является автором специаль-ных учебных пособий ("Практическое руководство", "Хоро-вое пение", "Сольфеджио" и др.), теоретического труда "Музыкальное воспитание". Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным нацио-нальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бра-зильских индейцев и негров. Глава национальной компози-торской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музы-кального воспитания детей. Написал 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 "Шорос" (1920-29), "Бразильские бахианы" (1944) для инструментальных ансамблей, неис-числимое множество хоров, песен, музыки для детей, обработок фольклорных образцов и др. – всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений.

Творчество Вила-Лобоса – одна из вершин латино-американской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.

Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца – широко образованного человека. Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее – курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вила-Лобос так и не получил – родные не имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.

Эйтор Вилла-ЛобосБудущее композитора определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро – небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.

В 1923 году Вила-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»-своеобразное творческое преломление бразильского фольклора.

Эйтор Вилла-ЛобосВ 1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музы-кального образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение – основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» – антология небольших хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.

Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку,– выступал как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вила-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-йоркского университета, в 1944 году избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».

Диапазон творчества Вила-Лобоса очень широк – от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение – цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.

С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов – классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вила-Лобоса – Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.

ВИЛА-ЛОБОС Эйтор
(Villa-Lobos, Heitor) (1887-1959), бразильский композитор. Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887. В возрасте шести лет под руководством отца начал учиться игре на виолончели, а пять лет спустя уже владел кларнетом, гитарой и другими инструментами. В юности много путешествовал по Бразилии, собирая музыкальный фольклор. Впоследствии впечатления от бразильской музыки, в которой слились народные, популярные и индейские элементы, отразились в его произведениях. Уже зрелым композитором Вила-Лобос приехал в 1922 в Париж, где его музыка получила первое признание. Вернувшись в Бразилию, полностью посвятил себя творчеству. В 1932 стал руководителем музыкального воспитания в Бразилии. Вила-Лобос организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в разных городах и стал известен во всей стране. С 1944 по 1959 он неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений и в 1948 принял участие в постановке своей оперы Малазарте (1921). Умер Вила-Лобос в Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959. Глубокое почитание Вила-Лобосом творчества Баха вызвало к жизни знаменитые Бразильские бахианы (Bachianas brasileiras, 1930-1945), десять сюит для разных инструментальных составов. Вила-Лобос культивировал два национальных музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро (синтез бразильских, индейских и популярных музыкальных элементов). Вила-Лобос - один из самых плодовитых современных композиторов; жанровый диапазон его творчества простирается от опер и симфонических форм до обработок детских песен. Среди основных его сочинений - симфонические поэмы Уирапуру (Uirapur, 1917), Амазонки (Amazonas, 1927); Рудепоэма (Rudepoma, 1921-1926) и Шоро № 5: Alma brasileira (1926) для фортепиано; Шоро № 8 (1925) для двух фортепиано с оркестром; Шоро № 10 (1925) для хора с оркестром; Бразильская бахиана № 1 (1930) для восьми виолончелей и Сересты (Serestas (1924-1941) для голоса и фортепиано.
ЛИТЕРАТУРА
Мариз В., Э. Вила-Лобос. Л., 1977

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ВИЛА-ЛОБОС Эйтор" в других словарях:

    - (Villa Lobos) (1887 1959), бразильский композитор, фольклорист, дирижёр. Его творчество одна из вершин латиноамериканской композиторской музыки. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945; её президент). Разработал систему музыкального … Энциклопедический словарь

    Вила Лобос (Villa Lobos) Эйтор (5.3.1887, Рио де Жанейро, ‒ 17.11.1959, там же), бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, музыкально общественный деятель. В детстве не получил систематического музыкального образования. Впоследствии… … Большая советская энциклопедия

    Вила Лобос Эйтор - Э. Вила Лобос. Вила Лобос Эйтор (Villa Lobos) (1887 1959), бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог и музыкальный общественный деятель. Глава национального направления, В. Л. оказал заметное влияние на формирование профессиональной… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    - (5 III 1887, Рио де Жанейро 17 XI 1959, там же) Вила Лобос остается одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила. П. Казальс. Бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагоги музыкально… … Музыкальный словарь

    Вилла Лобос, Эйтор Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро 17 ноября 1959) бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из рождённых в Латинской Америке. Автор множества… … Википедия

    - (1887 1959) бразильский композитор, фольклорист, дирижер. Глава национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального воспитания детей. Оперы, балеты, 12 симфоний;… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Вила-Лобос - (Villa Lobos) Эйтор (1887 1959), бразильский композитор, фольклорист, дирижер. Глава национальной композиторской школы. Основатель (1945) и президент Бразильской музыкальной академии. В творчестве органично сочетаются яркая национальная основа с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эйтор Вила Лобос (1887-1959) по праву считается одним из ярчайших представителей бразильской национальной музыкальной культуры. Его значение для мирового искусства связано с открытием бразильского фольклора и соединением его с классической европейской музыкальной традицией, своего рода «открытие» Бразилии для Европы. В своих сочинениях композитор сумел воссоздать обобщенный колоритный и поэтичный образ своей страны.

Творческое наследие Вила-Лобоса огромно. Им написано 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29), «Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей, множество хоров, песен, произведения для детей, обработки фольклорного материала - всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений. Исследователи насчитывают около 1500, так как ряд его произведений по-прежнему остаются неопубликованными и не каталогизированы. Одним из лучших его творений считается цикл «Бразильские бахианы», в котором необычайно органично переплетаются национально-бразильская музыкальная основа и классическая форма европейского искусства.

Интерес к творчеству Э. Вила-Лобоса проявили не так много отечественных исследователей. В основном, материалы об этом композиторе, сведения из биографии, документы и анализы сочинений содержатся в работах европейских исследователей, особенно «земляков» Вила Лобоса - бразильских исследователей. Уже «классикой» стал труд Васко Мариза «Эйтор Вила Лобос. Жизнь и творчество». Также ценной является большая статья П.А. Пичугина «Эйтор Вилла-Лобос и бразильская национальная музыкальная культура», которая содержит выдержки из исследований иностранных авторов и дает представление об Э. Вила Лобосе в широком культурном контексте. В 1983 году была защищена диссертация Федотовой В.Н. «Творчество Эйтора Вила-Лобоса как представителя бразильской музыкальной культуры» (Государственный институт искусствознания, Москва).

Творчество Вила Лобоса неоднородно по стилю, на протяжении творческого пути композитор испытывал влияние различных направлений и стилей, однако самое сильное влияние на его музыку оказал импрессионизм. В лучших сочинениях передан национальный колорит через претворение ладовых, гармонических, ритмических, жанровых особенностей бразильского фольклора. Сам композитор говорил о себе: «Я не фольклорист. Фольклор меня не заботит. Моя музыка такая, какая есть, ибо именно так я ее чувствую. Я не охочусь за темами. Я пишу свои произведения как чистую музыку. Я отдаюсь на волю своего темперамента. Мою музыку находят слишком бразильской! Это прежде всего потому, что она отражает бразильское мироощущение. Это есть и мое мироощущение; у меня не могло бы быть иного... Почти все мои музыкальные темы — моего собственного сочинения» . Сочинения Вила Лобоса еще при его жизни завоевали широкую популярность не только в его родной Бразилии, но и за ее границами.

Кратко обозначим основные события жизненного и творческого пути этого Э. Вила Лобоса.

Отец композитора был широко образованным человеком и привил сыну любовь к музыке, давая ему базовые уроки игры на кларнете и виолончели. Начальное музыкальное образование Эйтор получил, посещая музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, а затем продолжил обучение в Национальном музыкальном институте. Однако полного законченного музыкального образования Вила Лобосу так и не удалось получить, так как ему рано пришлось задуматься о заработке в связи с тяжелым финансовым положением его семьи. После смерти отца Вила Лобос зарабатывал на жизнь, работая аккомпаниатором в немом кинотеатре, играл в уличных оркестрах, а затем был скрипачом в оперном театре.

Музыкальное будущее его было предопределено. Еще в детстве Вила Лобос много общался с народными музыкантами, играя в небольших уличных ансамблях - шоро. Благодаря этому у него проявился глубокий интерес к национальному фольклору, который он впоследствии перенес в свою музыку. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции в 1904-1905 гг., а затем в 1910-1912 гг.

Влияние бразильской народной музыки отчетливо сказалось на первом крупном произведении Вила-Лобоса - «Песни сертана» для камерного оркестра (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном. С Рубинштейном Вила Лобоса связывала многолетняя творческая дружба, для этого пианиста композитор сочинил целый ряд фортепианных сочинений («Грубая поэма», некоторые номера из первой сюиты «Семья малыша»).

В 1912 году Вила Лобос взял в жены пианистку Лусилию Гимараинш, которая стала его спутницей на всю дальнейшую жизнь. В этот же период он сознательно начал свою композиторскую карьеру. В 1913 году были опубликованы его первые сочинения.

В 1923 году Вила-Лобос переехал на восемь лет в Париж, где общался с выдающимися музыкантами-современниками: М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос был уже сформировавшимся композитором с ярким самобытным стилем, его произведения уже получили широкую известность не только в Бразилии, но и в Европе. В Париже был завершен огромный инструментальный цикл «Шорос», отразивший авторское преломление национального бразильского фольклора. Также в этот период появились такие сочинения как третья сюита цикла «Семья малыша», фортепианный цикл «Сиранды» (1926).

В начале 30-х годов Вила Лобос вернулся в Бразилию и начал активно развивать музыкальную культуру страны. Он давал концерты как дирижер в городах и провинциях, пропагандировал национальное искусство. Слава и признание пришли к Вила Лобосу еще при жизни. Также он работал по поручению правительства над организацией музыкального образования. Национальная консерватория, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов - результат огромной работы Вила Лобоса. Созданное им учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» считается энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии, в нем собраны песни на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано. В 1945 году по инициативе Вила Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, которую композитор возглавлял до последних дней жизни.

Жизнь Эйтора Вила Лобоса была по-бразильски пестрой и насыщенной, его деятельность отличалась большим размахом: композитор, дирижер, педагог, исследователь-фольклорист, музыкальный критик и писатель, администратор, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), член правительства по вопросам народного образования, делегат Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, деятель Международного музыкального совета. По словам исследователя П. Казальса, Вила Лобос стал «величайшей гордостью страны, которая его породила». Крупнейший зал Национального театра в Рио-де-Жанейро носит имя этого выдающегося музыканта.


ВИЛА-ЛОБОС Эйтор (Heitor Villa-Lobos), 5 марта 1887 – 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, – выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешест-вовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами. В 1923-30 гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Э. Вила-Лобос является автором специаль-ных учебных пособий ("Практическое руководство", "Хоро-вое пение", "Сольфеджио" и др.), теоретического труда "Музыкальное воспитание". Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным нацио-нальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бра-зильских индейцев и негров. Глава национальной компози-торской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музы-кального воспитания детей. Написал 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 "Шорос" (1920-29), "Бразильские бахианы" (1944) для инструментальных ансамблей, неис-числимое множество хоров, песен, музыки для детей, обработок фольклорных образцов и др. – всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений.

Творчество Вила-Лобоса – одна из вершин латино-американской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.

* * *

Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца – широко образованного человека. Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее – курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вила-Лобос так и не получил – родные не имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.

Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро – небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.

В 1923 году Вила-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»-своеобразное творческое преломление бразильского фольклора.

В 1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музы-кального образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение – основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» – антология небольших хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.

Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку,– выступал как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вила-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-йоркского университета, в 1944 году избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».

Диапазон творчества Вила-Лобоса очень широк – от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение – цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.

С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов – классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вила-Лобоса – Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.

Bachiana Brasileiras No 5 - Aria (Cantilena)

TAB
Choro No 1 TAB MIDI WMA
Etude No 1 in Em TAB MIDI

Etude No 3 in D

TAB
Etude No 11 in Em TAB MIDI
Prelude No 1 TAB MIDI

Prelude No 2

TAB

Prelude No 3 (wma - Мануэль Барруэко)