Гибнущее наследие Рерихов из музея Востока (фоторепортаж). Николай рерих русском музее Картины рериха в русском музее

Путешествуя по старинным залам усадьбы Лопухиных, в которых разместился Музей имени Н.К. Рериха, соприкасаясь с великим творчеством человеческого духа, мы словно совершаем путешествие во времени. Из суетного настоящего переносимся в другое измерение - вечное время космических истин, исканий духа и творческих озарений. Из небольшого пространства Музея попадаем в необъятный мир, многогранный, красивый и загадочный, – мир семьи Рерихов, которые своей жизнью и творчеством показали, что самые чудесные легенды могут стать для нас реальностью, если мы встаем на путь нравственного, духовного совершенствования, расширения сознания, если мы вспоминаем о своих основах, если принимаем в свое сознание понятие Вечности и Беспредельности.

Эпиграфом ко всей музейной экспозиции служит Вводный зал . На стенах этого зала – уникальные картины Н.Г. Волковой, в которых символически отражены важнейшие этапы культурно-духовной эволюции человечества.



Образ Земли Русской возникает на живописных полотнах Н.К. Рериха, представленных в Русском зале . Созданные в разные годы, проникнутые любовью к Родине, картины художника несут в себе «слово и завет о России». О многогранной деятельности Николая Константиновича на благо великой русской культуры рассказывают экспонаты зала.



Духовным наставникам Рерихов, Мудрецам Индии, Великим Учителям человечества, в сотрудничестве с которыми было создано Учение Живой Этики, посвящен Зал Учителей – один из самых красивых залов Музея, восстановленный по архивным материалам точно таким, каким он был в 18 веке.



Первый в мире Гималайский Институт научных исследований был создан семьей Рерихов в гималайской долине Кулу, где они провели большую часть своей жизни в Индии. В зале Кулу – первые выпуски «Журнала Гималайского института «Урусвати» и печать Института, фотографии дома, где жили Рерихи, личные вещи Николая Константиновича и его семьи, старинная бронза из их коллекции, картины Н.К. и С.Н. Рерихов.


Исторические документы из архива Рерихов, размещенные в экспозиции зала Знамени Мира , представляют Николая Константиновича как личность планетарного масштаба, как общественного деятеля, поднявшего над Землей Знамя Мира – Знамя Культуры. Знамя Мира стало символом Пакта Рериха – первого международно-правового акта, специально посвященного охране культурных ценностей.



Зал Юрия Рериха посвящен старшему сыну Елены Ивановны и Николая Константиновича – востоковеду, путешественнику, археологу, искусствоведу, историку и лингвисту.

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка выдающегося художника Николая Рериха. Экспозиция ярко демонстрирует основные черты его творчества: яркую декоративность, обобщенный и мифологизированный взгляд на историю и природу, а также выраженный интернационализм.

На выставке в корпусе Бенуа посетители увидят работы раннего, так называемого «русского периода» творчества Рериха, а также полотна и этюды индийского периода жизни, переданные Русскому музею в 1960 году старшим сыном художника, ученым-востоковедом Юрием Рерихом. В частности, это «Скалы Лахула. (Знаки Гесэра)», «Нанда -Деви», «Тибет. Монастырь», «Слава Гималаев», «Сокровища снегов», «Ступа. Ладак» и другие. Всего на выставке представлено около 300 произведений живописи и графики, в том числе из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф», Музея-квартиры Бродского и частных собраний Петербурга. Отмечается, что выставка превзошла по своему масштабу экспозицию 1974 года, посвященную 100-летию художника.

Генеральным спонсором нынешней выставки стал банк ВТБ, который поддерживает проекты Русского музея уже более 10 лет. «Художественное наследие Николая Рериха – человека с интереснейшей биографией, автора множества разнообразнейших картин, занимающего исключительное место среди деятелей русской и мировой культуры, — грандиозно. Банк ВТБ с большим удовольствием поддерживает масштабную экспозицию работ этого выдающегося художника в Русском музее, которая, мы уверены, не оставит равнодушными ни профессионалов-искусствоведов, ни ценителей изобразительного искусства из числа петербуржцев или гостей Северной столицы», — считает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра ВТБ — старший вице-президент Юрий Левченко.

Публика впервые сможет увидеть множество этюдов Рериха позднего периода его творчества. Обычно они хранятся в запасниках Русского музея. Каждый из этюдов по уровню художественного исполнения является практически полноценной картиной небольшого формата. Организаторы выставки провели огромную работу, собирая их на стенах выставочных залов в виде мозаичных панно. Учитывая «свечение» картин Рериха, такие конгломераты изображений создают эффект витражного окна, отмечают создатели экспозиции.

Особое внимание уделяется серии полотен «Богатырский фриз». Ранее они редко экспонировались из-за больших размеров. Серия была создана Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Серия состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра, а также 12 полотен меньшего размера. Четыре части этой работы находятся в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Панели оконных проемов с растительными и архитектурными мотивами широкая публика так же увидит в первый раз.

Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, отмечает важнейшие черты живописи Рериха, в частности, его особый интерес к археологии и древней истории. «Особенно Рерих интересовался такими темами как переселение народов. Но нужно помнить, что это не история как таковая, а, скорее его, размышления над ней. Для него вообще характерны широкие обобщения, мифологизация прошлого и природы», — отмечает она.

Степень обобщенности картин такова, что порой невозможно понять, какая местность и эпоха на них изображены. Так, Петрова обращает особое внимание на картину Рериха 1940 года «Полунощное». «Степень обобщения здесь такова, что трудно понять, что именно изображено — Индия или русский Север», – отмечает она. На полотне мы видим скалы, поверхность воды, ладьи и ослепительно яркую корону света. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, напоминая северное сияние.

На выставке также представлены картины, давно знакомые публике, — в частности, «Заморские гости», а также работы Рериха, легшие в основу художественного оформления «Весны священной» — одного из величайших балетов всех времен.

Важно помнить то, что Рерих – не только живописец, но и влиятельный борец за сохранность памятников культуры. Именно он был главным инициатором подписания знаменитого Пакта Рериха — договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Пакт является первым международным документом, который полностью посвящён защите культурных ценностей и который не содержит оговорки о военной необходимости. Рерих подчеркивал, что памятники культуры не национальны, а интернациональны, и их защита – дело всего человечества. Увы, положения пакта все еще весьма актуальны. «Все мы видим, что памятники культуры во многих странах продолжают уничтожаться, особенно в военное время. В частности, в связи с событиями последних лет такая угроза нависла над многими объектами культуры в Египте», — отмечает Евгения Петрова.

Выставка продлится до июня 2014 г.

Тимофей Тумашевич

Откуда Рерих в Загребе?

В 1932 году из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке партия картин отправилась в мировое турне (Рига, Загреб, Белград, Буэнос-Айрес, Прага). В программе деятельности знаменитого музея был прописан пункт об обязательных выставках картин художника в разных частях света.

В Загреб картины Рериха прибыли в 1933 году, и тогда была организована постоянная выставка полотен в музее Югославской Академии наук. В 1934 году 24 из них перешли в Белградский музей принца Павла, а 10 были отданы в музей Moderna galerija в Загребе на хранение. Среди них оказались Ашрам (1931), Приказ Учителя (1931), Тибетский стан (1931) , Путь в Кайлас (1931), Идолы (1910), Паранирвана Paranirvana (1926), Утрення процессия (1931), Канченджанга (1924), Обитель Учителя (1931), Ташидинг (1924). Эта акция была проведена в связи с возможным прибытием в Загреб самого Николая Рериха, избранного в почётные члены Югославской Академии Наук ещё в 1930 г.

Ненужное наследство


Фото: из каталога музея Moderna galerija. Канченджанга (1924)

Николай Рерих свои картины никогда не передавал в дар, но щедро делился ими для временного экспонирования. Однако бывает, что время и исторические события грубо нарушают волю человека. Именно так и случилось с "загребской" коллекцией, которая так и осталась в городе из-за Второй мировой войны. В то время вопросами возвращения полотен Рериху, жившему уже в Индии, никто не имел возможности заниматься.

В 1947 году художник умирает. Его семья, помнящая о застрявшей в Загребе коллекции, никак не может найти верные решения по её возвращению. Рерихи мечтали вернуть картины, но очень не хотели, чтобы полотна попали в Нью-Йорк. Сын художника, Святослав Рерих пишет к матери, Елене Рерих, что теперь картины отца находятся в музейном складе в Загребе и их не выставляют: "Это узнали мои знакомые, которые ездили в Югославию. Но надо быть очень осторожными, чтобы не привлечь происки американских захватчиков. Пусть так лежит, пока не придумаем конкретные шаги...". (Л. Сорокина. Семья Рерихов, с. 350).

Увы, никто так и не смог найти верных решений, и картины по сей день томятся в запасниках Moderna galerija . Время от времени, согласно музейному плану работы, их выставляют, выпускают каталог, а потом снова убирают в тень.

Когда увидят настоящий свет картины Рериха в Загребе?



Фото: из каталога музея Moderna galerija. Ташидинг (1924)

И по сей день картины великого русского художника, кавалера Югославского ордена Св. Саввы и члена Югославской Академии наук находятся в запасниках Moderna galerija . Их хранителем является музейный советник госпожа Даяна Власавлевич. Она хорошо знает цену картинам Рериха и сожалеет о нынешних условиях их содержания. Кроме того, в частной беседе она выразила сожаление о том, что Moderna galerija ведёт сотрудничество с Нью-Йоркским музеем и некоторыми другими, но ни с одним из русских музеев в связи с рериховским собранием в рабочих контактах не состоит. С согласия и поддержки госпожи Даяны Власавлевич в марте 2015 года стараниями некоторых русских энтузиастов, живущих в Загребе, был установлен контакт с сотрудниками Рериховского отдела Музея Востока в Москве, которые с готовностью откликнулись на призыв о сотрудничестве. Заведующий отделом "Наследие Рерихов" Музея Востока Владимир Росов и сам всерьёз заинтересовался загребской коллекцией Рериха и других заразил, например, специалистов из Италии и Швейцарии. Однако хорватская сторона в одностороннем порядке без объяснения причин отказалась от своей же инициативы и закрылась для сотрудничества с российскими специалистами.


Фото: из каталога музея Moderna galerija. Тибетский стан (1931)

Между тем, "загребские" картины, уникальны. Да, их немного, но разворот сюжета, порою не раз повторенного мастером позднее, размер полотен, их цветовая гамма и композиционные вариации позволяют знатокам творчества Николая Рериха говорить о том, что все эти картины бесценны и, безусловно, стоят того, чтобы быть помещёнными на постоянную экспозицию, оценёнными и включенными в каталоги его работ. На данный момент в каталоге картин Николая Рериха из десяти "загребских" полотен значатся семь: "Ашрам" , "Идолы", "Путь в Кайлас" , "Паранирвана", "Ташидинг" и "Приказ Учителя" .

И всё-таки, дело не пропало. Как известно из интервью от 16 июля 2016 года с главой дипломатической миссии Хорватии в России Игорем Показом, на высоком уровне ведутся "переговоры о проведении выставки из более чем десяти работ Николая Рериха, которые находятся в Загребе и никогда прежде не выставлялись в России... Однако этот проект пришлось временно приостановить из-за недостаточных финансовых возможностей".

Добавим, что этот проект не только временно остановленный, но и не доведённый до сведения музейщиков в качестве предполагаемого.

И всё-таки будем надеяться, что не на словах, а на деле в Хорватии хотят, чтобы "в России лучше знали культуру Хорватии, а в Хорватии - культуру России", а картины Николая Рериха все-таки побывали на родине своего создателя и были выставлены для обозрения всем желающим увидеть их воочию, почувствовать их энергию, оценить фактуру мазка, игру цвета и света...

Картины Николая и Святослава Рерихов, изъятые из Международного центра Рерихов 7 марта, переданы Музею Востока. Пока данное учреждение выступает в роли склада для хранения вещдоков. Дело в том, что вывезенные из МЦР работы, по мнению следствия, были подарены центру владельцем канувшего в лету Мастер-Банка Борисом Булочником, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Напомним, именно для Музея Востока Минкульт «отжимает» занимаемую Центром Рерихов усадьбу Лопухиных на протяжении многих лет.

7 марта многочисленный женский коллектив Международного центра Рерихов оказался буквально ошарашен «подарком», который был преподнесен Министерством культуры и правоохранителями. Рабочий день начался для них с закрытых дверей, охраняемых бойцами ОМОНа. Пока у входа на территорию центра скапливались возмущенные сотрудники, которым не предоставили абсолютно никакой информации, и представители СМИ, в самом здании усадьбы Лопухиных происходило, без преувеличения, варварское изъятие экспонатов.

Позже стало известно, что следственные действия в МЦР проходили в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении Бориса Булочника , который в свое время был крупнейшим меценатом Центра Рерихов, являясь владельцем закрытого в 2013 году Мастер-Банка. Следствие считает, что картины были куплены якобы на украденные банкиром деньги. В самом Центре Рерихов к подозрениям следствия относятся, мягко говоря, скептически.

Вице-президент МЦР Александр Стеценко :

«У нас был меценат Борис Ильич Булочник. Никаких счетов Мастер-банк нам не перечислял. А выносили картины, подаренные с 2002 года. И следователи заявляли, что это было куплено на ворованные деньги. Каким образом? 17 лет назад Булочник покупал картины за рубежом, возвращал на родину, в Россию».

Министерство культуры «открещивается» от событий, произошедших в Центре Рерихов, заявляя, что представители ведомства присутствовали при изъятии исключительно в роли «экспертов». Но нельзя забывать, что Минкульт на протяжении многих лет пытается буквально выгнать коллектив МЦР из усадьбы Лопухиных (отреставрированной, между прочим, без участия этого самого Минкульта) и передать историческое здание , а заодно и бесценное наследие Рерихов , подведомственному Музею Востока. Позже стало известно, что вывезенные из Центра Рерихов картины оказались именно в этом музее, который пока что стал временным складом для хранения вещдоков. Всего было изъято около 200 экспонатов (картины и рисунки) . Руководству МЦР запретили оглашать конкретные наименования, по их словам в Музей Востока отправились не все картины, подаренные Булочником, но при этом были изъяты труды, которые не имеют отношения к меценату.

«Нам были переданы на хранение в качестве вещественного доказательства около 50 упаковок. Сколько там картин я не могу сказать, так как мы не имеем права их распечатывать», - цитирует слова генерального директора Музея Востока Александра Седова агентство ТАСС.

Любопытно, что именно 7 марта Арбитражный суд Москвы отказал в заявлении Государственного музея Востока об ускорении рассмотрения его иска о выселении Международного Центра Рерихов из строений 4 и 7 усадьбы Лопухиных, в которых располагается общественный Музей имени Н.К. Рериха.

Это не культурно

О произошедшем 7 марта трудно говорить без таких терминов, как «дикость», «варварство» и «позор». А как иначе назвать ситуацию, когда «эксперты» из Минкульта в сопровождении бойцов ОМОНа (как рассказал Александр Стеценко, в руках одного из них он видел топор, видимо, для сбивания замков) , не дожидаясь приезда юриста МЦР, блокируют работу учреждения, заставляя работников «сидеть тихо»? Разве не дико без какого-либо объяснения причин не пропускать пришедших на работу людей, для которых Центр Рерихов стал вторым домом, можно сказать, смыслом жизни? Возможно, автор этих строк излишне впечатлительный человек, но видя опустошенные взгляды женщин-сотрудниц Центра, получивших такой «подарок» к 8 марта, становится не только больно, но и во многом стыдно. Искренне желаю работникам других учреждений культуры, меценатом которых являлся Борис Булочник , никогда не столкнуться с таким же отношением.

О том, что творилось внутри музея, где в течение нескольких часов хозяйничали ОМОНовцы и те же «эксперты», подробно рассказало руководство МЦР в ходе пресс-конференции.

Остроты этой ситуации придает и тот факт, что совсем необязательно было устраивать «маски-шоу» в промозглый предпраздничный день. Вот, что нам рассказал первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин :

«В действиях правоохранителей нет совершенно никакой логики. И речь идет не только в целом об абсурдности ситуации с бывшим меценатом. Дело в том, что с нами уже возникала почти такая же история, - представители МВД в рамках того же уголовного дела приехали и сообщили о присвоении некоторым картинам статуса вещественного доказательства. В тот раз мы подписали бумагу о том, что обязуемся не совершать никаких действий с указанными картинами и всё, никакого изъятия не произошло. Мы строго выполнили это предписание. Зачем надо было в этот раз действовать иначе – остается только догадываться».

По его словам, нет никаких подтверждений квалификации людей, которые изымали картины. Более того, глубокие сомнения вызывают условия, в которых была произведена транспортировка, - «это был самый обыкновенный небольшой фургон, а не специальный транспорт, соответствующий перевозке такого груза» . Напомним, речь идет о бесценных картинах великого Николая Рериха!

История не закончена

Понятно, что Центр Рерихов не опустит руки и продолжит отстаивать свой Музей, впереди еще не один суд . Пока остается только пожелать мужества и стойкости коллективу, который буквально с первых дней существования Международного центра Рерихов отстаивает право сохранения общественного статуса наследия наших великих соотечественников. Если кто не знает, Святослав Рерих в конце 80-х прямо указывал, что наследие его семьи передается в Россию на условии, что картины и другие произведения искусства будут храниться и выставляться в Музее, имеющем Общественный статус. То есть его работа не должна зависеть от каких бы то ни было ведомственных барьеров, характеризующих, к сожалению, все без исключения отечественные министерства.

«Произошедший во вторник инцидент вписывается в широкую кампанию, развернутую Министерством культуры и Музеем Востока против нашего общественного Музея. Мы уже привыкли к внеплановым проверкам, которых только в 2016 году со стороны Минкульта было 17, к глупым обвинениям в экстремизме, которые, разумеется, не нашли подтверждения… Наследие Рерихов должно быть общественным достоянием, чтобы каждый гражданин страны чувствовал к нему сопричастность, как считал Святослав Рерих, а не уделом чиновников», – заключил Павел Журавихин .

Как долго Музей Востока будет играть роль «временного склада вещдоков» - неизвестно. Весьма вероятно, что своеобразным эндшпилем этой партии, развязанной, по всей видимости, Министерством культуры, станет незаметное исчезновение «временного» статуса, и картины останутся в Музее Востока с молчаливого согласия общества. Будет уместным напомнить призыв самого Николая Константиновича Рериха в его послании «Друзьям Знамени Мира».

«… никакие указы не создадут культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность» .

Н.К.Рерих (Друзьям Знамени Мира, 1947 год)


Николай Рерих: от балета до Шамбалы

В Русском музее в Санкт-Петербурге показывают неизвестные ранее работы живописца


Николай Рерих жил как настоящий йог: того невероятного количества событий, мест жительства, встреч и открытий, которые случились в его жизни за 73 года, с обычным ритмом жизни охватить никак невозможно. Очевидно, тут не обошлось без мистических откровений и энергетического допинга. Но об этом вслух говорить не рекомендуется. Выставка исследует другого Рериха, не эзотерика, а художника.

Все, что он создал, Рерих завещал своей стране

Рожденный в очень благополучной петербургской семье, водившей дружбу с Менделеевым, Микешиным, Костомаровым и другими видными людьми того времени, Николай Рерих на протяжении всей своей жизни оставался удивительно благополучным человеком. Как в личной жизни, так и в творчестве. «Бедный художник» – это не про Николая Константиновича Рериха. Он был фигурой одиозной, но бесконечно талантливой. Человеком замкнутым, но порядочным. Единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец». Как ему это удалось? Ответ на этот вопрос может дать ретроспективная выставка художника, которая открывается 9 апреля в Русском музее в корпусе Бенуа при поддержке банка ВТБ.

1. 40 лет спустя

Выставка «Николай Рерих. 1874–1947» открывается в год 140-летия Рериха. В последний раз подобная экспозиция, посвященная этому художнику, проходила в Русском музее ровно 40 лет назад, в 1974 году. В основе выставки – порядка 300 работ, большая часть которых представлена именно Русским музеем, чье собрание работ Рериха считается крупнейшим в мире. Три работы предоставила Третьяковская галерея. Одну работу – ГМЗ «Петергоф». Еще три – научно-исследовательский музей РАХ (Музей-квартира И. И. Бродского). И две работы прибыли в корпус Бенуа из частных коллекций.
Так как выставка очень большая, она представляет ретроспективу творчества Рериха: от первых работ, еще в качестве ученика мастерской Архипа Куинджи («Украинский пейзаж», 1897, работа ранее не экспонировалась) до картины «Помни», написанной художником незадолго до смерти. Последний зал огромной экспозиции посвящен ранним графическим работам Николая Рериха.

2. Тапочки учтите

Николай Рерих имел два образования: юридическое и художественное. Современники отмечали его работоспособность, помноженную на хорошие манеры, умение найти подход к собеседнику и личное обаяние. Все это в совокупности, разумеется, давало положительный результат. Сам Рерих и его картины всегда были в центре внимания. Их в равной степени как сильно ругали, так и безостановочно хвалили. Как бы то ни было, но имя Николая Константиновича практически с момента окончания академии было на слуху во всем мире.

« Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной»»

Художнику не хватало так называемой крепости рисунка (чем славилась петербургская школа), о чем он знал и поначалу старался исправить. Но впоследствии решил компенсировать насыщенным цветом работ. А главное – выбором темы, которую до него никто не разрабатывал. Древние славяне, капища, первобытные племена и древнерусские баталии – с этого начал художник свой путь к славе. Исторический тренд, выражаясь современным языком, ввел в моду именно Рерих – для 1890-х годов древнеславянская тема была в диковинку. Увлеченный археологией с детства, член Русского археологического общества, со студенческих лет самостоятельно проводивший ряд раскопок, Рерих хорошо знал, что писал, поэтому был крайне достоверен в деталях и одновременно очень поэтичен. Такие работы, как «Идолы», «Город строят», «Заморские гости», задали новую моду в искусстве. Рерих дружил с мэтром художественной критики Владимиром Стасовым, который восторженно приветствовал молодой талант. И талант не стеснялся, вел активную переписку со Стасовым, детально обсуждая каждую деталь своих работ, даже фасон кожаных тапочек на ногах одного из персонажей своей картины.

Дипломной работой Николая Рериха стала картина «Гонец», которую приобрел для своей коллекции московский собиратель Павел Михайлович Третьяков. Тогда Стасов и порекомендовал своему протеже познакомиться со Львом Толстым: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники». Встреча действительно состоялась, и Толстой дал юному Рериху совет на всю жизнь: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» Кстати, впоследствии, так же, как Лев Николаевич, Николай Константинович будет отлучен от церкви за свои религиозные убеждения.

4. Легенда № 19

В центре внимания нынешней выставки – «Богатырский фриз», созданный Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Фриз на героическую тему состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра. Помимо них у фриза еще 12 полотен поменьше. Четыре части этой работы висят в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Почему не экспонируется целиком? Ответ прозаический. Проблема в размерах. Центральное полотно – «Садко» (2x7 м) – трудно разместить в зале. Так что увидеть весь фриз целиком – большая удача и редкость. Кроме того, впервые после реставрации выставляется фрагмент фриза «Городище».

5. Жизнь – театр

Николай Рерих был патриотом и не хотел покидать свою страну. Его эмиграция оказалась вынужденной. В 1916 году из-за болезни легких по настоянию врачей художник вместе с семьей – женой Еленой и двумя сыновьями – переехал в Финляндию. После революции 1917 года граница закрылась, и Рерих оказался отрезанным. Так начался его путь эмигранта: сначала выставочный тур по Скандинавии, затем в Англии, в Лондоне, позже в США, где заработал репутацию гуру от искусства, а после – в Индии, где и закончил свою жизнь.
В 1919 году Рерих получает от Сергея Дягилева приглашение поработать над оформлением русских опер на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Так одна из картин, написанных в разгар Первой мировой войны, в 1916 году, «Три радости», – стала эскизом театральной декорации. Рерих только убрал с полотна людей.
Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной», освистанной на премьере за новаторство.
Театральному периоду (условно говоря) на выставке в Русском музее посвящена отдельная часть экспозиции. Здесь есть и эскизы костюмов Снегурочки и Деда Мороза к «взорвавшему» чикагский зрительный зал спектаклю «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова (1922), и эскиз к «Сестре Беатрисе» Метерлинка (театр Музыкальной драмы, впоследствии БДТ), эскиз декорации к постановке МХТ «Пер Гюнт» (1912)…

6. В поисках Шамбалы

В 1923 году духовные искания Николая Рериха привели его в Бомбей. В 1928-м он купил дом в Индии и уже не покидал эту страну. Именно здесь он из общественной фигуры стал политической (что в 1990-е годы дало основание множеству желтых газет новой России называть Рериха сотрудником КГБ). Он ратовал за объединение восточных и западных буддистов.

« Николай Рерих стал единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец».»

Выставка в Русском музее намеренно избегает темы оккультизма, с которой неразрывно связано имя Рериха. Однако невозможно не сказать о его поиске Шамбалы, мистической страны великих мудрецов. Именно поиски Шамбалы стали истинной причиной организованной Рерихом Центрально-Азиатской экспедиции.
Однако, несмотря на духовные метания, общественную деятельность и две номинации на Нобелевскую премию за так называемый Пакт Рериха, Николай Рерих никогда не переставал работать как живописец. Выставка представляет его «Гималайский цикл» (который в общей сложности насчитывал порядка 2000 работ). Но настоящим событием экспозиции можно назвать серию его тибетских этюдов: практически все, несколько десятков темперных эскизов, выставлены впервые.

7. Конец пути

После окончания Второй мировой войны Николай Рерих запросил визу в Советский Союз: он очень хотел вернуться на родину. Практически все вещи его были упакованы и готовы к перевозке, когда 13 декабря 1947 года его не стало. А вскоре после этого по индийскому адресу Рериха пришел отказ в визе, которого он, к счастью, не дождался.
По завещанию Рериха его прах был развеян. В долине Кулу на месте погребального костра установили большой прямоугольный камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
В наследии художника около 7000 работ. Все, что он создал, Рерих завещал своей стране. Поэтому когда не стало вдовы художника Елены Рерих, их сын Юрий вернулся из Индии в Советский Союз и привез с собой все отцовское наследие. Второй сын Николая и Елены Рерих, Святослав, остался жить в Индии. Род Рерихов прервался: ни у Юрия, ни у Святослава детей не родилось.