Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения.

Ежедневно мы слышим такой термин, как «гиперактивный ребенок». Воспитатели, учителя и доктора именуют гиперактивным почти каждое второе чадо, которое неспособно даже на минутку остановиться и сосредоточиться. Но как отличить простого непоседу от гиперактивного малыша? И как понять, что делать: помочь ребенку избавиться от неврологической патологии или просто позволить ему наслаждаться детским баловством?

В силу своей любознательности, энергичности и не до конца сформированной нервной системы, дети всегда подвижные, эмоциональные и активные. И это нормально, ведь природа позаботилась о том, чтобы детство прошло в поисках новых открытий и познания мира. Но среди общей массы непосед всегда выделяется один или несколько шалунов, которых мило называют «шило в попе». Такие детки считаются гиперактивными: они сметают все на своем пути, совершают отчаянные поступки, и порой до смерти пугают взволнованных родителей.

У кого в семье живет такой суетливый ребенок, рано или поздно задается вопросом, здоров ли их живчик. Порой трудно понять, что именно с ребенком происходит: он болен, плохо воспитан или это особенности характера.

И даже если ваш ребенок отчаянно бегает по детской площадке, стараясь перевернуть все вверх дном, когда остальные малыши мило играют в песочнице, это еще ни о чем не говорит. Как же быть в этой ситуации?! Советы специалистов помогут вам разобраться.

Если гиперактивность ребенка является его чертой характера, ему трудно запомнить и воспроизвести сложный алгоритм действий. Например, мама просит убрать комнату, а ребенок не может это сделать, потому что просьба трудна для восприятия. Но если поочередно попросить его сложить игрушки, а потом застелить постель, проблем у малыша не возникнет и он выполнит просьбу мамы. Такому малышу порой сложно успокоиться и выполнять некоторые действия, но это не исключает его достаточное развитие, дружбу, учебу. В данной ситуации малыш просто нуждается в режиме и понимании родителей.

Совсем другое дело, если ребенок не способен развиваться, концентрироваться на учебе, дружить без конфликтов. Если вы замечаете, что ребенок неуправляемый, импульсивный, проявляет агрессию и невнимательность, надеяться что «само пройдет» бессмысленно, поскольку из гиперактивного малыша вырастет эмоционально нестабильный взрослый. В этом случае ребенок перестает быть полноценным членом общества и без адекватной помощи специалистов (невролога, психолога) обойтись невозможно.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Диагноз СДВГ был официально признан в качестве диагноза в 80-х годах. Среди нервно-психических расстройств СДВГ был обозначен, как гиперкинетическое нарушение (полное отсутствие самоконтроля и невозможность концентрации внимания).


Что же такое СДВГ? Это отклонение в организме, которое заключается в расстройстве внимания. Оно проявляется рассеянностью, упрямством, тяжелым восприятием новой информации, неусидчивостью.

Проявляется патология еще в детстве. Если с гиперактивным ребенком вовремя начинает работать психолог, а родители учатся правильно себя вести по отношению к малышу, СДВГ успешно «перерастается». Если такое состояние ребенка не было скорректировано, во взрослом возрасте возникают проблемы в интеллектуальном развитии и общении с окружающим миром.

Кто занимается гиперактивностью, кто ставит диагноз и лечит?

Вы заметили у ребенка признаки СДВГ? Вам нужно обратиться к лечащему врачу. Если он поддержит ваши волнения, даст направление к узким специалистам ― психиатру и неврологу.

Окончательный диагноз поставит психиатр, после проведения психологических тестов, сбора анамнеза ребенка, изучения его поведения.

Как правило, ребенку с диагнозом СДВГ назначают комплексное лечение ― поведенческую коррекцию, тренинги для социализации, общение в группах поддержки для пациентов с СДВГ. Лечением ребенка будет заниматься личный психолог.

Диагностика гиперактивности

Для подтверждения СДВГ врачи используют феноменологическую психологическую характеристику. Общепринятые критерии СДВГ были разработаны Американской ассоциацией психиатров.

В соответствии с диагностическими стандартами, СДВГ может быть установлен начиная со школьного возраста.

Диагноз СДВГ ставится, если:

  1. На протяжении 6 месяцев и дольше отмечается невнимательность, повышенная импульсивность, гиперактивность.
  2. Симптомы должны выражаться очень ярко и не быть характерными для имеющегося возраста ребенка.
  3. Определенные симптомы СДВГ были замечены до семилетнего возраста.

Симптоматика СДВГ должна быть подтверждена минимум в двух различных обстоятельствах, например, дома, у доктора в кабинете, школе, при общении с друзьями. Если диагностика проводится у взрослого человека, изучают его поведение дома и в рабочей обстановке.

Малышей до шести лет не обследуют на предмет присутствия гиперактивности. И только с семилетнего возраста можно говорить о признаках СДВГ, которые требуют консультации с доктором.

Диагноз — гиперактивность

С диагнозом СДВГ сталкивается от 4 до 22% школьников. С такой болезнью ребенок начинает свой школьный путь с трудностями, ведь проблема СДВГ заключается не только в нервно-психологическом нарушении, но и в воспитательных, двигательных, социальных, языковых аспектах.

Первые неудачи в учебе, отношениях с одноклассниками еще сильнее усугубляют состояние ребенка. Нередко к диагнозу СДВГ присоединяется пониженная самооценка, эмоциональные расстройства. Ребенок отстает от школьной программы, неспособен себя реализовать.

Повзрослев, лишь 25% больных, у которых был СДВГ в детстве, считаются здоровыми. Остальные 75% испытывают трудности в зрелой жизни и нередко живут антисоциально. Нередки случаи алкоголизма, наркомании, тяжелых психических расстройств. Поэтому при диагностировании СДВГ, ребенку нужна полноценная коррекция гиперактивности. Для этого индивидуально подбирают коррекционные программы с учетом характера малыша, обстановки в семье, уровня гиперактивности.

Особенности гиперактивности

Не каждого непоседу относят к категории детей с гиперактивностью. Подозрения возникают, когда у ребенка возникает сразу три характерных проявления:

  1. Гиперактивность.
  2. Дефицит внимания.
  3. Импульсивность.

Наблюдая за ребенком, можно выделить три подтипа поведенческого расстройства:

  • с дефицитом внимания ― есть трудности с концентрацией;
  • с гиперативностью ― ребенок отличается гипервозбудимостью;
  • смешанный подтип ― присутствует и нехватка внимания, и чрезмерная активность.

Признаки и симптомы гиперактивности у детей и взрослых

Первые «звоночки» гиперактивности часто просматриваются в грудном возрасте.

Родители должны обращать внимание на такие особенности поведения грудничка:

  • Малыш значительно опережает сверстников в физическом развитии: раньше переворачивается, встает, ползает, бегает.
  • Грудничок плохо засыпает, становится активным перед засыпанием.
  • Грудничек с СДВГ мало спит по сравнению со среднестатистическими нормами для его возраста.
  • Чтобы малыш уснул, его нужно длительно укачивать, он резко просыпается от любого шороха, а потом с трудом засыпает.
  • Грудничок бурно реагирует на новый звук, смену обстановки, чужих людей.
  • Чадо не может надолго увлечься одной игрушкой.

Дефицит внимания у ребенка школьного возраста проявляется следующими симптомами:

  • Ребенок не акцентирует внимание на одном предмете/занятии.
  • Ребенок не может сконцентрироваться, что служит причиной ошибок ― пропускает слова в тексте, не может выучить стихотворение. Он часто не может завершить начатое до логического конца, например, не может решить математический пример.
  • Малыш не замечает, что к нему кто-то обращается, что происходит вокруг него. Бывает и противоположная ситуация ― малыш бурно реагирует на любой шум.
  • Если ребенок получил четкую инструкцию, например, его попросили убрать посуду со стола и вымыть ее, он не может выполнить все до конца.
  • Ребенок переключается с одного занятие на другое и не в состоянии организовать свою работу.
  • Он начинает нервничать, если ему предстоит умственная деятельность, поэтому всячески избегает выполнения домашнего задания.
  • Ребенок отличается забывчивостью, часто теряет вещи.

Импульсивность и гиперактивность у непоседы можно заподозрить по таким признакам:

  • Малыш не сидит на месте, резко вскакивает, постоянно бегает.
  • В волнительной ситуации ребенок начинает активно шевелить ручкам и ножками, ерзать на стуле.
  • Ребенок плохо относится к спокойным играм, они его не интересуют, вызывают раздражение.
  • В любой ситуации поведение ребенка можно назвать «заведенным».
  • На протяжении дня ребенок часто выкрикивает, активно шумит.
  • У него отсутствует терпение, и он всегда отвечает, не дослушав вопрос.
  • Ребенок никогда не ждет своей очереди во время групповых игр.
  • Малыш регулярно вмешивается в разговор.

Для констатации СДВГ у ребенка должно быть 6 и больше симптомов из всех вышеперечисленных.

Во взрослом возрасте патологическая гиперактивность проявляется несколько иначе.

Понять, что человек болен, можно по таким признакам:

  • Невнимательность, забывчивость и несобранность. Жизнь человека с таким распорядком напоминает хаос.
  • Импульсивность и эмоциональные трудности. Например, человек делает необдуманные покупки, ссорится с коллегами, проявляет неуважение к другим.
  • Пониженная самооценка и снижение мотивации. Человек крайне самокритичен, каждую неудачу рассматривает как свою неполноценность, у него нет желания завершать начатое до конца.
  • Возникает тревожность и признаки депрессии после осознания того, что он не способен справляться со своей жизнью.
  • Проблемы со здоровьем. Люды с гиперактивным поведением редко концентрируются на своем самочувствии и запускают болезни. Кроме этого, тревожность и стресс усугубляют состояние.

У большинства людей с СДВГ во взрослом возрасте нет проблем с самореализацией. Несмотря на плохую успеваемость в школе, они в некоторой мере добиваются успеха в жизни.

Причины гиперактивности у грудничков?

Гиперактивность у малыша может возникнуть под влиянием разных факторов, например:

  1. Угроза выкидыша на ранних сроках.
  2. Внеплановые, скоротечные, стимулированные роды.
  3. Родовые травмы позвонка, асфиксия при родах.
  4. Заболевания грудничка на фоне сильной лихорадки.
  5. Заболевания, влияющие на работу головного мозга (астма, дисфункция почек, диабет).
  6. Несоблюдение матерью благоприятных условий для внутриутробного развития (алкоголь, стресс, инфекции).

Кто из будущих матерей находится в группе риска рождения гиперактивного ребенка?

К сожалению, точные причины развития гиперактивности неизвестны, но есть косвенные причины этого нарушения.

В группу риска относят матерей, которые вынашивали малышей при таких обстоятельствах:

  • Неудовлетворительная экологическая ситуация.
  • Инфекционные заболевания при беременности.
  • Прием разных лекарственных препаратов, алкоголя, психотропных наркотиков при гестации.
  • Несовместимость резус-фактора.
  • Генетическая предрасположенность (наличие гена-переносчика дофамина).

Чтобы избежать развития у малыша СДВГ, женщинам нужно на протяжении беременности находиться в спокойном эмоциональном состоянии, избегать стрессов, поддерживать хорошее настроение и проживать в комфортных условиях.

Гиперактивные дети: дошкольники и школьники, когда проявляются симптомы гиперактивности?

Впервые родители начинают замечать чрезмерную активность и рассеянность у малыша в 4-6 лет. Но в этом возрасте даже специалисту сложно дифференцировать нарушение от нормы. Ближе к 8 годам у ребенка осложняется жизнь ― он идет в школу, постоянно взаимодействует с новым окружением, учится. В этот момент можно заметить, что ребенку трудно сосредоточится и проявить самостоятельность. Именно в этот момент СДВГ проявляется в полной мере.

Гиперактивность у взрослых

В 75% случаев детская гиперактивность сохраняется до конца жизни. Всемирные данные говорят, что в мире больше 4% взрослого населения страдает СДВГ и это разрушительно влияет на их жизнь. Насколько выражена невнимательность, рассеянность и эмоциональность зависит от остроты синдрома.

Изучая СДВГ у взрослых, психиатры заметили, что у взрослого человека гораздо проще контролировать гиперактивность, нежели у детей, поэтому при обращении к доктору больные могут вести абсолютно нормальный образ жизни.

Однако тенденция к конфликтам на работе, в супружеских и дружеских отношениях сохраняется. Человеку с СДВГ приходиться бороться с постоянной неусидчивостью и неорганизованностью. У него часто неустойчивое настроение и его называют человеком с «горячим темпераментом». Необузданные страхи и низкая самооценка часто приводят к курению, одиночеству, алкоголизму.

Тест на гиперактивность

Предположить у ребенка синдром гиперактивности можно с помощью стандартной схемы наблюдения по П. Бейкеру и М. Алворду.

Изучите критерии, предложенные на рисунке:

Если у малыша присутствует не менее 6 признаков, значит, его нужно показать специалисту ― невропатологу и психиатру.

Пройти онлайн-тест на наличие СДВГ у ребенка можно

В большинстве случаев помочь гиперактивному ребенку могут сами родители, если захотят найти подход к непоседе. Но часто такие попытки неудачные, поэтому ребенок попадает к доктору.

После установления степени СДВГ, доктор разрабатывает план лечения. Он выглядит примерно так:

  • Обучение родителей . Доктор объясняет им, почему малыш стал гиперактивным, каковы особенности этой патологии, как найти подход к ребенку и помочь ему справиться с этим.

  • Изменение обстановки . Если у ребенка проблемы с учебой, его переводят в специализированный класс, если имеются проблемы дома, изменяют тактику воспитания.

  • Медикаментозная терапия . В 80% случаев лекарства позволяют устранить картину гиперактивности. Ребенок или взрослый человек начинает адаптироваться в обществе, контролировать свои эмоции, способен пользоваться интеллектуальным резервом. Как правило, назначают психостимуляторы, симпатомиметики, антидепрессанты.

Советы родителям: как общаться с гиперактивным ребенком?

Специалисты дают множество советов, как найти контакт с гиперактивным чадом. Центральными из них являются:

  • Правильное позиционирование запретов . Ребенку с СДВГ нельзя говорить «нет» или «нельзя». Поэтому вместо «не прыгай на кровати», лучше предложите «давай поиграем в прятки» и медленно переключите малыша на спокойную игру.
  • Контроль времени . Гиперактивные дети не следят за временем, поэтому четкое выполнение распорядка дня, включая , всегда контролируют родители.
  • Последовательность действий . Дети с СДВГ не могут выполнить сразу несколько заданий, поэтому помогайте им достигать цели поэтапно.

Кроме этого, родителям нужно:

  • Часто говорить малышу, что они его любят.
  • Понимать, что ребенок не виноват в своем поведении.
  • Учить малыша распознавать и контролировать эмоции.
  • Не запрещать малышу активные игры.
  • Приучать ребенка к расслаблению, например, записать его на йогу или курсы релаксации.
  • Прививать ребенку любовь к пассивным играм.

СДВГ ― тяжелое испытание для родителей и серьезная проблема для ребенка. Не нужно пренебрегать помощью психологов, если у вашего ребенка поставлен такой диагноз. Помните, что от вашего участия зависит судьба пока еще маленького непоседы.

Маленькие дети в определенном возрасте проявляют повышенную активность. Как правило, это происходит до 7 лет. В основном, ребенок не может усидеть на одном месте, бегает, прыгает, что-то ломает, ему все интересно. Стремление к познанию мира достигает своего апогея в 3-4 летнем возрасте, когда словарный запас малыша сильно обогащается. В этом возрасте дети постоянно в действии. Такое нормально для маленького ребенка. Однако, существуют случаи, когда применим термин "гиперактивность".

Гиперактивные дети все время бегают, суетятся, у них рассеянное внимание, не могут сконцентрироваться на одном предмете, не могут долго заниматься одной деятельностью, постоянно переключаются на другие виды деятельности. Это отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Получается дисфункция нейромедиаторных систем мозга и нарушение регуляции активного внимания и тормозящего контроля. В психологии это явление имеет название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью". Зачастую такие дети на первом году жизни развиваются быстрее своих сверстников. Раньше начинают ходить, говорить, что создает впечатление некоторой одаренности ребенка. Но уже к 3-4 годам можно заметить, что малыш не может сконцентрировать внимание на одном действии и быстро переключается на другое. В школе такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, разговаривает, встает. Это вызвано импульсивностью и повышенной возбудимостью. Первые признаки гиперактивности проявляются вместе с пиками психоречевого развития. Это 1-2 года, когда закладываются навыки речи, 3 года, когда увеличивается словарный запас и 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Повышенная двигательная активность исчезает, как привило, в подростковом возрасте. Но импульсивность и дефицит внимания остается у 70% подростков и 50% взрослых. Первопричиной гиперактивности является минимальная мозговая дисфункция.

Причины гиперактивности детей:

  1. Органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).
  2. Генетические причины. Или наследственная.
  3. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности. Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.
  4. Неблагоприятные роды. Патология родов.
  5. Инфекция и интоксикация первых лет жизни ребенка.
  6. Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Даже небольшая доза алкоголя пагубно воздействует на нервную систему плода.
  7. Благоприобретенная гиперактивность Неправильное воспитание. Например, чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе. Это получается, когда не сразу возникает контакт ребенка с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли "хулигана" и начинает соответствовать своему образу в поведении.

Признаки:

  1. Отвлекаемость
  2. Импульсивность
  3. Повышенная активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что-то, растягивают губы, прикусывают язык.
  4. Плаксивость, беспокойство, капризы.
  5. Неусидчивость.
  6. Нарушение концентрации внимания.
  7. Негативизм.
  8. Агрессивность.
  9. Повышенный тонус мышц.
  10. Беспокойный сон.
  11. Рассеянность.
  12. Повышенная возбудимость.

Следствия:

  1. Слабая успеваемость в школе.
  2. Низкая самооценка.
  3. Трудность принятия любви окружающих.

Лечение
Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и когда-нибудь "взорвется". Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Ребенку необходимо:

  1. Утренняя зарядка.
  2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические упражнения и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спит, лучше вечером также играть в активные игры.
  3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.
  4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.
  5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры, такие как, хоккей, футбол, баскетбол.
  6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.
  7. В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски, давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и интересным занятием для ребенка.

Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности. Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу к учебе.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть твердым, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

У 70% гиперактивных детей этот симптом сохраняется в подростковом возрасте. У 50% детей синдром гиперактивности сохраняется во взрослом возрасте. В подростковом и взрослом возрасте остается утомляемость, неспособность к обучению, невнимательность. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Елена 13.11.2012 20:41
Спасибо за интересную информацию. Почерпнула очень много для себя.

натуля 27.09.2012 18:38
замечательная статья,все написано понятно и доходчиво

Майя 02.08.2012 19:44
Хорошая статья! Содержательная, структурированная, все, как говориться, разложено по полочкам. Возможно, кому-то будет интересно дополнить свои знания и лучше разобраться с синдромом гиперактивности,

Нарезвившись полдня в детском саду и нагулявшись в парке до вашего посинения, малыш продолжает веселье и дома. Его батарейка никогда не садится, и только ночью, когда он, наконец, утихает, домашние могут опуститься с ушей на ноги. Бурлящая энергия ребенка, его неуемная подвижность часто ставят родителей в тупик. А что, если виной тому гиперактивность, о которой сегодня так часто говорят врачи?

Минусы прогресса

Сегодня диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (сокращенно СДВГ или просто – гиперактивность) имеют от 5 до 15% детей в возрасте 7−10 лет. Для сравнения: «школьный невроз», то есть нарушения адаптации к детскому саду или школе − с плачем, головными болями и частыми простудами, − встречается у 5% детей. Сомнений нет: последний десяток лет гиперактивность лидирует среди неврологических детских болезней. Однако об этой проблеме человечеству было известно и раньше. В 30-е годы ХХ века советский психолог П.П. Блонский заметил, что в каждой школе и в каждом классе есть дети, выбивающиеся из общего ряда. Он назвал их «дезорганизаторами». Термин «гиперактивность» появился позже, на съезде неврологов в Оксфорде в недалеком 1962 г.

В детском коллективе гиперактивные малыши ведут себя как дезорганизаторы: отнимают у других детей игрушки, толкаются, нарушают режим. Если вы заметили тревожные симптомы, обязательно поговорите с воспитателем. Если он подтвердит ваши опасения, есть смысл обратиться к доктору – детскому неврологу или психиатру.

К началу текущего тысячелетия число гиперактивных детей заметно увеличилось. И хотя точные причины врачи до сих пор не раскрыли, главным обвиняемым по делу проходит… сама медицина. Благодаря ее бурному развитию на свет стали появляться дети, у которых раньше не было шансов. Сегодня примерно треть родов в России проходит путем кесарева сечения. Примерно половина «счастливцев» (а это 15% всех новорожденных) получают на выходе диагноз «перинатальная энцефалопатия». Это поражение мозга развивается из-за того, что малыш слишком резко попадает на этот свет и его мозг не успевает адаптироваться к разнице давления в материнской утробе и в воздушном пространстве. К таким же последствиям могут привести и другие методы родовспоможения, например применение акушерских щипцов.

Есть и иные предпосылки. Гиперактивность способны спровоцировать инфекции с высокой температурой на первом году жизни, травмы головы до 3 лет. Дети, часто страдающие респираторными или желудочно-кишечными заболеваниями, тоже входят в группу риска. Токсины, которые вырабатывают вредные бактерии и вирусы, высокая температура, нехватка питательных веществ из-за снижения аппетита во время болезни – все это негативно сказывается на мозге. Самыми опасными считаются периоды, когда он созревает семимильными темпами. Мозг очень уязвим на первом году жизни (когда растет кора головного мозга, отвечающая за высшие психические функции), в районе 3 лет, между 5 и 6 годами и в 8, 9−10, 12 и 16−18 лет. Добавляет масла в огонь и плохая экология. В городах, где бурно развивается промышленность, дети с СДВГ рождаются чаще. Йододефицитные регионы (которых в России большинство) тоже неблагополучны, ведь этот элемент играет важную роль в становлении нервной системы.

Гиперактивные малыши обожают компьютерные игры и прогулки: эти виды активности дают им эмоциональную и двигательную разрядку. избежать перевозбуждения помогут чтение, лепка, рисование.

Иногда условия для развития гипер­активности возникают еще на стадии беременности. О зле курения и алкоголя знает каждый, а вот о том, что недостаток умеренных физических нагрузок и неправильно сбалансированная диета вредны не меньше, будущие мамы забывают.

И, наконец, у мальчиков этот синдром встречается в три раза чаще, чем у девочек. Женский плод от природы более устойчив к негативным воздействиям любого рода − так уж распорядилась эволюция.

Шестое чувство

Ученые пришли к выводу, что гиперактивным детям не хватает энергии, которую они получают из внешнего мира и которой здоровому человеку бывает достаточно.

Мозг условно делится на три части: блок регуляции тонуса и бодрствования, блок приема и переработки информации и блок, контролирующий поведение. Вся информация, которую мы получаем извне от органов чувств, преобразуется в энергию благодаря электрическим импульсам между нейронами. Эта энергия в норме накапливается в блоке тонуса, который можно сравнить с батарейкой. Но у гиперактивных детей связи между нейронами нарушены, и часть энергии теряется. Для подзарядки им не хватает той стимуляции, которую способны обеспечить 5 органов чувств. Чтобы утолить энергетический голод, гиперактивный ребенок начинает эксплуатировать свое шестое чувство. И интуиция здесь ни при чем. Речь идет о так называемом мышечном чувстве − способности человека и животных ощущать перемещение частей своего тела в пространстве. Первым его описал русский ученый И.М. Сеченов в 20-х годах прошлого века. К слову, это самый мощный и самый главный из всех органов чувств, и именно благодаря ему наши двигательные реакции так хорошо скоординированы. Избыточная подвижность гиперактивных детей объясняется потребностью получить как можно больше энергии за счет работы мыщц. Они бегают, прыгают, ерзают, чтобы подпитать ослабевший блок тонуса, иначе они в буквальном смысле будут засыпать на ходу.

Тонкая грань

Гиперактивность прежде всего проявляется в неспособности к самоконтролю, однако действовать в полной мере осознанно ребенок учится не раньше 5−7 лет. Это значит, что поставить диагноз СДВГ малышу можно только после 4,5−5 лет. До этого времени все дети много двигаются, неохотно слушаются родителей, нередко нарушают правила. Важно также не путать гиперактивность с невоспитанностью или переменами в поведении на фоне стрессовой ситуации (переезда, развода родителей). В последних двух случаях нетипичными выходками малыш пытается сообщить взрослым о своей проблеме. Гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно практически всегда и всюду.

У СДВГ три главных симптома: трудности с концентрацией внимания, импульсивное поведение, повышенная двигательная активность. У маленьких детей граница между нормой и отклонением размыта, и оценивать эти параметры должен врач. Хотя некоторые ориентиры для родителей все же существуют. Повышенная двигательная активность проявляется в том, что после 4 лет малыш не может и минуты посидеть спокойно: он то и дело вскакивает со стула, постоянно куда-то срывается и убегает. Его движения кажутся избыточными и неорганичными. Особенно ярко контраст заметен на детской площадке. Но в более раннем возрасте эти симптомы не должны настораживать.

Импульсивность означает неспособность придерживаться принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом всегда можно договориться: старшим говори «вы», не отбирай игрушки у других детей. Гиперактивный ребенок, напротив, всегда себе на уме. Он делает только то, что ему хочется. При этом он прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями. Если после 4,5 года малыш не чувствует рамок, это повод задуматься.

Трудности с концентрацией внимания у детей до 5 лет проявляются в том, что они не могут довести начатое дело до конца. Уже после 4 лет за 3−5 минут здоровый малыш успеет нарисовать человечка или построить из кубиков башню (если превысить это время, он быстро устанет). Гиперактивный ребенок с миссией не справится: будет постоянно отвлекаться.

Подробное досье

Поставить диагноз СДВГ может либо невролог, либо психиатр. Если врач делает вывод «с лету» на основе 15-минутной устной беседы, лучше сразу идти к другому специалисту. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если вышеперечисленные симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста и как минимум в двух ситуациях: например, дома и в детском саду или дома и в торговом центре. Но этих доказательств все равно недостаточно. Сначала врач подробно расспросит родителей и, если нужно, отправит их собрать информацию о поведении малыша в детский сад. Затем он пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий, чтобы оценить уровень развития психических и двигательных функций. Ему потребуются также результаты энцефалограммы и заключение окулиста и отоларинголога о том, что со зрением и слухом малыша все в порядке. При необходимости врач может назначить дополнительные обследования, но без этих четырех пунктов диагноз не может считаться верным.

Помощь идет

В большинстве случаев СДВГ поддается лечению. Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек, которые состоят из нескольких звеньев. При болезнях мозга, в том числе и при гиперактивности, некоторые звенья ослабевают, поэтому какие-то психические функции начинают работать хуже или отключаются вовсе. Однако никакой катастрофы не происходит. Восполнить пробелы помогают запасные звенья, которые в обычной ситуации не используются. Например, глухие люди могут понимать речь, считывая фразы по губам. Так и у гиперактивных детей: способность к самоконтролю у них отсутствует не полностью, а лишь частично. Да, они не могут выстраивать сложные программы поведения, зато с задачами в 1−2 звена они справляются. Исходя из этой особенности, нейропсихологи разработали для таких ребят особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на цепь простых действий с контрольными вопросами посередине. Эти упражнения малыш должен выполнять под руководством врача и дома вместе с родителями.

Специализированных школ для детей с СДВГ в России нет. Если ребенку трудно учиться вместе с обычными детьми, выходом из положения может стать школа надомного обучения или «школа здоровья» с усеченным до 15 числом учеников.

Однако без лекарств лечение, как правило, все же не обходится. Врачи обычно назначают витамины группы В в больших дозах и ноотропы. Первые способствуют развитию мозга, вторые улучшают обмен веществ и укрепляют связи между нейронами. В России ноотропы назначают детям от 5 до 7−8 лет. В более старшем возрасте используются другие лекарства.

Только такой комплексный подход дает результат. Нейроны – это клетки, которые активизируются в процессе мышления, поэтому наряду с медикаментами ребенку необходима регулярная психологическая стимуляция. Зато если альянс получился, гиперактивность поддается коррекции за 3−5 месяцев. Это не значит, что ребенок полностью выздоровеет, но такие симптомы, как импульсивность и избыточная подвижность, сгладятся.

Когда курс лечения закончится, ребенка можно будет отдать в обычную школу. Однако на пути его развития еще будет несколько критических точек. Трудности возникнут при подготовке к школе (с обу­чением чтению, письму и счету), поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю и в подростковом возрасте. В периоды «обострений» родителям нужно будет снова обратиться к врачу, возобновить занятия, а возможно, и пропить курс лекарств. Однако с каждым разом всплески гиперактивности будут стихать: с возрастом болезнь, как правило, отступает. Без вмешательства врачей ближе к подростковому возрасту от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром сами. Но при этом улучшения наступают не раньше 12 лет, а нарушения внимания остаются на всю жизнь.

Советы родителям

    1. Относитесь к гипер­активному малышу как к обычному ребенку и принимайте его таким, каков он есть. Между прочим, как ни парадоксально, гиперактивные дети вырастают чуткими, деятельными, внимательными к деталям людьми с позитивным кредо по жизни.
    2. Для гиперактивного ребенка четкие правила становятся неотъемлемым условием реабилитации. Главное, чтобы их соблюдали и дети, и родители. Несдержанные обещания, нарушения режима будут только подогревать и без того возбужденного малыша. Режим дня должен быть расписан до мелочей, для каждого рутинного занятия необходимо прописать четкий алгоритм.

Гиперактивному ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 7-8 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхеквондо: так он будет учиться управлять своим телом и мыслями.

  1. Перед каждым походом в публичное место снова и снова растолковывайте малышу правила поведения.
  2. Вне дома через каждые полчаса делайте паузы, давая ребенку возможность «подзарядить батарейку»: побегать, порезвиться, поскакать. Можно играть в ладушки, подпрыгивать и приседать на месте по хлопкам.
  3. Повышенная опека навредит ребенку. Оставляйте ему свободу действий, делегируйте обязанности, − и он научится самостоятельности.
  4. Уточните у врача, в каких широтах ребенку лучше отдыхать. Под запретом часто оказываются страны вроде Египта и Турции: мозг таких детей плохо переносит жару.
  5. Дети с СДГВ часто не умеют контролировать чувство голода. Им сложно понять, сыты они или нет, поэтому контролируйте количество еды, особенно сладостей. Шоколад чаще заменяйте фруктами.

Чем отличается гиперактивный ребенок от просто активного крохи? Главное отличие состоит в том, что поведение гиперактивного малыша в любой обстановке остается устойчивым, поскольку этим деткам неведомо понятие самоконтроля. Они буйствуют всегда и везде, потому просто нуждаются в помощи.

Итак, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – что это: медицинский диагноз или особенность поведения современных детей? Давайте в этом разберемся!

Диагноз СДВГ

Впервые тема гиперактивности была затронута в середине XIX века немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом, который впервые описал случай чрезмерной физической расторможенности у малыша. Но относить подобное состояние к разделу патологии медики начали только с 60-х годов ХХ века.

И лишь с 80-х годов ХХ века гиперактивность начали выделять как самостоятельное заболевание, дав ему название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Всего врачи выделяют 3 варианта проявления СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

  1. Сочетающие дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ в чистом виде, наиболее распространенный вариант, на котором мы и остановимся).
  2. Дефицит внимания без гиперактивности («мечтательность, витание в облаках»). Родители и воспитатели считают таких детей ленивыми. Это - второй по распространенности вариант СДВГ.
  3. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая форма встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это скорее связано с его темпераментом, нежели с патологией.

Основа подобного состояния - функциональная незрелость головного мозга или нарушение работы той части центральной нервной системы, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Это приводит к тому, что даже самые обычные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для малыша избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.

Доказано, что головной мозг гиперактивного ребенка меньше нормальных размеров на 3-4%. Более того, чем меньше мозг, тем сильнее гиперактивность. Тем не менее, умственные способности таких детей не нарушены, и при правильном подходе из них можно вырастить хороших специалистов или выдающихся спортсменов.

Важно только помочь им социально адаптироваться, раскрыть свои таланты и обучить самодисциплине. К большому сожалению, СДВГ не проходит с возрастом. Внешнее благополучие достигается путем снижения гиперактивности и импульсивности, тогда как проблема дефицита внимания остается прежней.

Источник: Instagram @kateoliver

Врожденная гиперактивность

Синдром дефицита внимания может быть как врожденным (первичным), так и приобретенным (вторичным).

Он может быть вызван различными причинами:

  1. Генетическая предрасположенность. Ученые предполагают, что СДВГ вызывает мутация 3 генов, регулирующих обмен дофамина - специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов. Синдром дефицита внимания в таком случае передается по наследству.
  2. Нарушение внутриутробной закладки органов или родовые травмы, внутриутробная гипоксия плода; недоношенность, гипотрофия (малый вес при рождении), угрозы прерывания беременности; стрессы, курение, нерациональное питание и злоупотребление медикаментозными препаратами матери во время беременности; скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности; поражения центральной нервной системы у новорожденных. Кроме того, важную роль играет пол: более 90% детей, страдающих СДВГ, - мальчики. У значительной части девочек этот синдром протекает без фазы гиперактивности.

Вторичная гиперактивность

Его ребенок может получить уже после рождения в результате инфекционных поражений ЦНС (например, после перенесенного гриппа), а также - в результате травм головного мозга.

Также учеными было доказано, что гиперактивность может вызывать… аллергия на химические пищевые добавки (красители, консерванты, ароматизаторы), которыми изобилуют современные технологически обработанные продукты. Причем аллергию вызывают довольно скромные, далекие от токсичности дозы. В связи с этим можно предположить, что воздействие пищевых аллергенов замедляет рост головного мозга.

Ребенок с СДВГ

Начальные проявления СДВГ порой можно наблюдать уже на первом году жизни. Кроха с этим расстройством поражает избыточным количеством движений и их хаотичностью. Малыш имеет повышенный мышечный тонус, страдает частыми неоднократными, немотивированными рвотами, подергиваниями и тиками. Иногда может отмечаться дневной и ночной энурез.

Источник: giphy.сom

СДВГ и детский сад

Очень важно выявить болезнь и начать ее лечение до поступления в детский сад и уж конечно же до школы, поскольку своим нестандартным поведением ребенок раздражает и шокирует не только воспитателей (учителей), но и сверстников. Конфликты внутри коллектива приводят к тому, что в результате такие дети, как правило, ожесточаются, и тогда их поведение становится демонстративным, а иногда и асоциальным.

Причиной тому служит и то, что гиперактивный ребенок не восприимчив к боли, не знает чувства страха, не признает авторитетов и не способен предвидеть последствия своих поступков. К такому малышу нужен будет индивидуальный подход, поэтому перед тем, как отдать ребенка в детский сад или школу, обсудите данный вопрос с педагогом.

Кроме того, нагрузка в виде занятий в детском саду или уроков в школе дает, как правило, ухудшение состояния, поскольку 5-7-летний возраст является критическим для созревания мозговых структур. Избыточные нагрузки у детей с СДВГ могут вызывать переутомление, сопровождаясь тиками, головными болями, страхами, заниженной самооценкой. Внимание снижается еще больше.

Несмотря на достаточно высокий интеллект, эти дети плохо успевают в школе и адаптируются в коллективе. А ведь такого варианта развития событий вполне можно избежать!

Диагностика

Диагноз ставит врач-невролог. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Там ребенку смогут провести комплексное обследование. Оно длится не менее 2-3 часов. При обычном неврологическом обследовании СДВГ практически не выявляется; очаги патологической активности в коре головного мозга можно обнаружить только при проведении электроэнцефалограммы.

Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Особенности лечения

Если при СДВГ преобладает невнимательность, врач назначает малышу ноотропные средства - препараты, нормализующие обменные процессы в головном мозге.

Если же преобладает гиперактивность, то препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту, которая отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге.

Другой метод лечения - воздействие очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга (транскраниальная микрополяризация). Это позволяет снизить степень гиперактивности. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.

Еще один способ лечения СДВГ - метод обратной связи, позволяющий ребенку с помощью компьютера волевым напряжением сконцентрировать внимание.

Кроме того, малышу назначаются биологически активные вещества, которые оказывают существенную питательную поддержку мозга и уменьшают проявления гиперактивности. Это - комплекс витаминов группы В, цинк, хром, глицин, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и другие.

Одной медицинской помощью обойтись нельзя - такой ребенок нуждается и в психологической коррекции. Кроме того, помощь психолога понадобится и матери малыша - как руководство по воспитанию. В качестве лечения детям с гиперактивностью показана и физкультура. Она успокаивающе действует на нервную систему ребенка, помогает выработать правильную координацию движений, восстановить поведенческие реакции.

Следует отказаться от таких игр, как футбол, баскетбол, показательные выступления (все, что требует эмоционального напряжения). Их следует заменить на ЛФК, танцы, плавание, бег, коньки.

Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или ;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано , применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие , наркотиков, курения в период вынашивания плода.

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.

Симптомы

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Лечение

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

Ответов