Группа "Ленинград": история, дискография, состав. Не спелись: почему солистки не могут ужиться с Сергеем Шнуровым? Группировка ленинград состав

Группу «Ленинград» правильней было бы определить как оркестр. Духовая секция — тромбон, саксофон, труба, туба — в сочетании с ксилофоном, гитарами, барабанами и вокалом Сергея Шнурова и образуют тот неповторимый шарм, резко выделяющий их на фоне остальных. Мелодии их песен — термоядерная смесь ска и кубинской сальсы, диксиленда и шансона, мата и сырой панковской подачи; при этом все с блестящей иронией и подчас ярко выраженной социальной направленностью текстов. «Ленинграду» сложно найти прямой аналог, но по энергетике и настроению их сравнивают с Gogol Bordello и с Tom Waits.

Группа впервые собралась 13 января 1997 года. Первоначальным намерением музыкантов было «играть друг у друга на днях рождения».

За пять лет существования «Ленинград» своим яростным весельем сумел взорвать музыкальный формат. Без видимых усилий создав себе культовый статус, группа во главе с Сергеем Шнуровым попутно вытащила фолк-панк из клубов на крупнейшие музыкальные площадки. Альбомы «Пуля», «Мат без Электричества» и «Дачники» уже вошли в историю российского рока. Безбашенные и зачастую циничные песни, грязнейший звук серф-гитары вперемешку «с перепившимся духовым оркестром» нашли, тем не менее, невероятное количество поклонников. Социальный абсурд и бесстыдный китч, помноженные на искрящуюся энергию подачи, оказались именно тем зельем/бальзамом, которое было нужно российскому шоу-бизнесу и потребителям его продуктов. Но даже будучи до определенной степени втянутым в эту систему, «Ленинград» продолжает оставаться неформатной группой, а Шнур без всякого стеснения плюет на ограничения и откровенно выражает свои взгляды на жизнь.

При фактически полной блокаде песен группы «Ленинград» со стороны радио и ТВ из-за обилия в текстах песен группы ненормативной лексики, нарочито небрежном отношении к сильным музмира сего и отрицании всех законов развития шоу-бизнеса к середине 2002 года группа заняла все строчки официальных и неофициальных хит-парадов и была обласкана всевозможными российскими музыкальными премиями. Лидер этой скандально известной группы Сергей Шнуров превратился в любимца СМИ №1 и все больше походит на народного героя, а саму группу «Ленинград» окрестили одним из важнейших явлений современной культуры.

Альбом «Пираты XXI века», вышедший на лейбле S.B.A./Gala records весной 2002 года, вывел группу на принципиально новый уровень, превратив Шнурова и компанию в мегазвезд российской рок-музыки. В этом альбоме есть все, за что мы любим группу. Драйв и ирония, любовь и ненависть, джаз и хард-рок, альбом буквально набит как уже знакомыми, так и потенциальными хитами. Весело и не напрягаясь, «Ленинград» по прежнему способен ободрать — здесь это выражение имеет только положительное значение — любую музыку, которая попадается под руку. В треклистинге альбома и древний рок-н-ролльный хит “C"mon everybody”, и саундтрек «Собака Баскервилей». В альбом включены ставшие мегахитами концертные боевики “WWW” (кстати, эта песня заняла 1-е место в итоговом хит-параде «Чартовой Дюжины» на «Нашем Радио» за 2002 г.), «Мотоцикл», «У меня есть все» (a.k.a. «Полные Карманы») и задумчивый хит «Мне бы в небо». При записи альбома к «Ленинграду» присоединилась питерская группа “Spitfire”, обеспечив альбому богатство звука и весьма неожиданные обороты.

Новый студийный альбом «Точка» группы «Ленинград» вышел в конце ноября на лейбле “S.B.A./Gala Records”. Подготовка к релизу шла в обстановке строгой секретности, и компания не распространяла никакую информацию об альбоме вплоть до дня релиза. После издания пластинки «Пираты ХХI века» легендарный коллектив объявил об уходе в бессрочный творческий отпуск, а между тем готовился новый материал.

Студийная работа происходила в Санкт-Петербурге. Скорее всего, «Точка» станет действительно последним альбомом «Ленинграда», записанным в привычном составе. В дальнейшем лидер команды Сергей Шнуров, вероятно, будет писаться с музыкантами группы “Spitfire”, которые принимают участие и в его концертных выступлениях.

«Точка» содержит десять новых песен и три бонус-трека. Среди вошедших в альбом вещей — совместная работа Шнура с «Дискотека Авария» «Где ваши руки» и композиция “Money”, сквозная музыкальная тема сериала «Деньги», который осенью 2002 г. шел в эфире одного из российских телеканалов.

Работу над видео “Money” взяла на себя та же команда, что создала скандально известное видео “WWW”, главными персонажами которого стали Сергей Шнуров и В.В. Путин. Летом 2002 года это видео прочно обосновалось в интернете и уже потом, по убедительным просьбам телеканалов, было отформатировано под ТВ, куда и перекочевало. Видео “Money”, как и “WWW”, сделано в технологии flash. Среди персонажей нового видео «Ленинграда» — богатейшие люди России. На этот раз компанию опальному ныне Шнурову составят видные российские олигархи и некоторые одиозные общественные фигуры.

Группа официально объявила о своём распаде 25 декабря 2008 года, по причине ухода Шнурова, который заявил о создании своей новой группы под названием "Рубль".

Текущий состав:
Сергей Шнуров, Шнур — музыка, тексты
Вячеслав Антонов, Севыч — бэк-вокал, маракасы
Александр Попов, Пузо — большой барабан, вокал
Андрей Антоненко, Антоненыч — туба, аранжировки
Григорий Зонтов, Зонтик — саксофон
Роман Парыгин, Шухер — труба
Денис Купцов, Кащей — барабаны
Андрей Кураев, Дед — бас
Илья Рогачевский, Пианист — клавиши
Константин Лимонов, Лимон — гитара
Владислав Александров, Валдик — тромбон
Алексей Канев, Леха — саксофон
Юлия Коган — ноги
Денис Можин — звукорежиссёр

Ленинграду – 20 лет, есть чему удивляться. С одной стороны, кто бы мог подумать, что клубный питерский арт-проект под патронажем Леонида Федорова, сезонное развлечение богемы обеих столиц в итоге обернется самым востребованным игроком на местном музыкальном рынке? С другой стороны, удивительно, что группа с таким стажем пришла к юбилею не просто на пике формы и востребованности, а еще и регулярно делает так, что новые песни становятся популярнее старых хитов. С третьей стороны, за эти двадцать лет «Ленинград» несколько раз изобретал себя заново, меняя певцов, стили, составы, одежды и сферы влияния и в результате превратился в на редкость калейдоскопичную и универсальную забаву, способную ответить практически на любой зрительский запрос – сложно вспомнить вторую такую русскую группу, которая бы с таким тщанием работала на публику в лучшем смысле этого выражения.

К 2016 году эта публичность достигла таких широт, что «Ленинграду» уже принялись ставить ее в вину. У «Ленинграда» репутация безотказной команды, они традиционно играют везде и для всех, что естественным образом вызывает раздражение и обвинения в неразборчивости. Тут справедливости ради стоит напомнить, что искомые корпоративы во всем их тревожном изобилии изначально были не знаком алчности, но элементарным порождением цензуры (поскольку при Лужкове концерты «Ленинграда» недолгое время находились под запретом, а это был самый расцвет группы).

Кроме того, «Ленинград» работает с большими площадными вибрациями, которые изначально рассчитаны на известную всеядность. Не может быть непопулярного «Ленинграда», это группа-тотализатор и в первую очередь массовое явление, Шнуров это прекрасно понимает, поэтому он на концертах так настаивает на всех этих им же срежиссированных аплодисментах, подпевках и огнях в зале. Успех «Ленинграда» – это, собственно говоря, не есть похвала ему или оценка, это скорее врожденное свойство, без него эти песни просто теряют смысл, они ровно с этой целью и были написаны. Поэтому и слушают их, как правило, долго, до тошноты.

«Ленинград» в свое время вырулил на эту дорогу сам – без покровительства крупных лейблов, без формальной телевизионной раскрутки, без приглашенных продюсеров и радийных хитов (за редкими исключениями, вроде WWW или «Музыки для мужика» – и то они выходили в эфир в купированном виде). В концертном пространстве России «Ленинград» давно завоевал себе функциональное преимущество, сплетая черты бродячего цирка, стадионных монстров рока и корабельной дискотеки. Энергетика «Ленинграда» основана на вполне ископаемом топливе – концерты группы по-настоящему архаичны, тут царит драйв сугубо животного происхождения, заранее подогретый многочисленными вирусными видеоклипами.

ООО «Ленинград» держится на трех принципах – остроумие, одурение, обществознание. «Ленинград» смешон, дик и точен – сочетание этих качеств делает его практически неуязвимым для критики: к нему сложно подходить с серьезными мерками, и одновременно, невозможно высмеять, потому что группа и сама сделает это за тебя. В песнях «Ленинграда» много чего можно услышать, от грубого до глупого, однако в нем нет и никогда не было грязи и самодовольства.

Смысл «Ленинграда» – в когда-то прирученном ими и до сих пор удерживаемом настроении, которое сам Шнуров называет эсхатологическим восторгом. «Ленинград» приватизировал само ощущение праздника, это и есть его торговая марка, акции которой только повышаются. Стоит сказать, что этот праздник выдержан совершенно в русских литературных традициях – это праздник маленького, в общем, человека (что самым отчетливым образом запечатлено в клипе «В Питере – пить»). Шнурова часто обвиняют в издевательстве над людьми, хотя он всего лишь перерабатывает инерцию обычного здешнего самоедства в энергию ликования; и его пресловутые лабутены тоже, как ни парадоксально, вышли из гоголевской шинели.

Оф. сайт | Facebook | YouTube | Twitter | ВКонтакте

Группу «Ленинград» правильней было бы определить как оркестр. Духовая секция - тромбон, саксофон, труба, туба - в сочетании с ксилофоном, гитарами, барабанами и вокалом Сергея Шнурова и образуют тот неповторимый шарм, резко выделяющий их на фоне остальных. Мелодии их песен - термоядерная смесь ска и кубинской сальсы, диксиленда и шансона, мата и сырой панковской подачи; при этом все с блестящей иронией и подчас ярко выраженной социальной направленностью текстов.

Группа впервые собралась 13 января 1997 года. Первоначальным намерением музыкантов было «играть друг у друга на днях рождения».

За пять лет существования «Ленинград» своим яростным весельем сумел взорвать музыкальный формат. Без видимых усилий создав себе культовый статус, группа во главе с Сергеем Шнуровым попутно вытащила фолк-панк из клубов на крупнейшие музыкальные площадки. Альбомы «Пуля», «Мат без Электричества» и «Дачники» уже вошли в историю российского рока. Безбашенные и зачастую циничные песни, грязнейший звук серф-гитары вперемешку «с перепившимся духовым оркестром» нашли, тем не менее, невероятное количество поклонников. Социальный абсурд и бесстыдный китч, помноженные на искрящуюся энергию подачи, оказались именно тем зельем/бальзамом, которое было нужно российскому шоу-бизнесу и потребителям его продуктов. Но даже будучи до определенной степени втянутым в эту систему, «Ленинград» продолжает оставаться неформатной группой, а Шнур без всякого стеснения плюет на ограничения и откровенно выражает свои взгляды на жизнь.

При фактически полной блокаде песен группы «Ленинград» со стороны радио и ТВ из-за обилия в текстах песен группы ненормативной лексики, нарочито небрежном отношении к сильным музмира сего и отрицании всех законов развития шоу-бизнеса к середине 2002 года группа заняла все строчки официальных и неофициальных хит-парадов и была обласкана всевозможными российскими музыкальными премиями. Лидер этой скандально известной группы Сергей Шнуров превратился в любимца СМИ №1 и все больше походит на народного героя, а саму группу «Ленинград» окрестили одним из важнейших явлений современной культуры.

Альбом «Пираты XXI века», вышедший на лейбле S.B.A./Gala records весной 2002 года, вывел группу на принципиально новый уровень, превратив Шнурова и компанию в мегазвезд российской рок-музыки. В этом альбоме есть все, за что мы любим группу. Драйв и ирония, любовь и ненависть, джаз и хард-рок, альбом буквально набит как уже знакомыми, так и потенциальными хитами. Весело и не напрягаясь, «Ленинград» по прежнему способен ободрать - здесь это выражение имеет только положительное значение - любую музыку, которая попадается под руку. В треклистинге альбома и древний рок-н-ролльный хит “C’mon everybody”, и саундтрек «Собака Баскервилей». В альбом включены ставшие мегахитами концертные боевики “WWW” (кстати, эта песня заняла 1-е место в итоговом хит-параде «Чартовой Дюжины» на «Нашем Радио» за 2002 г.), «Мотоцикл», «У меня есть все» (a.k.a. «Полные Карманы») и задумчивый хит «Мне бы в небо». При записи альбома к «» присоединилась питерская группа “ ”, обеспечив альбому богатство звука и весьма неожиданные обороты.

Новый студийный альбом «Точка» группы «Ленинград» вышел в конце ноября на лейбле “S.B.A./Gala Records”. Подготовка к релизу шла в обстановке строгой секретности, и компания не распространяла никакую информацию об альбоме вплоть до дня релиза. После издания пластинки «Пираты ХХI века» легендарный коллектив объявил об уходе в бессрочный творческий отпуск, а между тем готовился новый материал.

Студийная работа происходила в Санкт-Петербурге. Скорее всего, «Точка» станет действительно последним альбомом «Ленинграда», записанным в привычном составе. В дальнейшем лидер команды Сергей Шнуров, вероятно, будет писаться с музыкантами группы “ ”, которые принимают участие и в его концертных выступлениях.

«Точка» содержит десять новых песен и три бонус-трека. Среди вошедших в альбом вещей - совместная работа Шнура с «Дискотека Авария» «Где ваши руки» и композиция “Money”, сквозная музыкальная тема сериала «Деньги», который осенью 2002 г. шел в эфире одного из российских телеканалов.

Работу над видео “Money” взяла на себя та же команда, что создала скандально известное видео “WWW”, главными персонажами которого стали Сергей Шнуров и В.В. Путин. Летом 2002 года это видео прочно обосновалось в интернете и уже потом, по убедительным просьбам телеканалов, было отформатировано под ТВ, куда и перекочевало. Видео “Money”, как и “WWW”, сделано в технологии flash. Среди персонажей нового видео «Ленинграда» - богатейшие люди России. На этот раз компанию опальному ныне Шнурову составят видные российские олигархи и некоторые одиозные общественные фигуры.

Группа официально объявила о своём распаде 25 декабря 2008 года, по причине ухода Шнурова, который заявил о создании своей новой группы под названием «Рубль». Группа воссоединилась в 2010.

Текущий состав:
Сергей Шнуров, Шнур - музыка, тексты
, Севыч - бэк-вокал, маракасы
Александр Попов, Пузо - большой барабан, вокал
Андрей Антоненко, Антоненыч - туба, аранжировки
, Зонтик - саксофон
Роман Парыгин, Шухер - труба
Андрей Кураев, Дед - бас
, Пианист - клавиши
Константин Лимонов, Лимон - гитара
, Валдик - тромбон
, Леха - саксофон
Юлия Коган - вокал
- барабаны

Дискография:
Пуля
Мат без электричества
Дачники
Маде ин жопа
Пуля+
Пираты XXI века
Точка
Для миллионов
Бабаробот
Huinya
Хлеб
Бабье лето
Аврора
Хна
Вечный огонь
Рыба
Вечерний Ленинград

Скандал, искренность, эпатаж, радость и группа «Ленинград» - все это звенья одной цепи. надолго обеспечил работой адвокатов, которые пачками разгребали иски об использовании ненормативной лексики в песнях. Фанаты растаскивают эти стихи на цитаты. Не сбылось предсказание о скором закате коллектива – на концерты собираются многотысячные стадионы. Клипы «ленинградцев» обсуждают даже в стенах государственных учреждений.

История и состав

С датой образования «Ленинграда» нет ясности – то ли 9, то ли 13 января 1997 года. Первое число – день, когда Шнуров и Игорь Вдовин решили создать новый проект, второе – день первого концерта. Выходит, что за 4 дня друзья успели сыграться с клавишником Андреем Антоненко, барабанщиком Александром Поповым, ударником Алексеем Калининым и саксофонистом Романом Фокиным. На трубах играли Илья Ивашов и Олег Соколов.

Поименно участников состава не помнит и сам Шнур, говорит, группа народная, росла сама по себе. В 1998-м ушел Вдовин, и Сергей с Поповым попробовали его заменить. В итоге ведущая роль вокалиста осталась за Сергеем. За 20 лет жизни на сцене через школу «Ленинграда» прошли не меньше двух десятков человек. Были и такие колоритные личности, как . Одно время группа пыталась повторить опыт , гастролируя одновременно в нескольких городах разными составами.

Первым промоутером стал главный «аукцыонист» . Известность пришла быстро: кто же еще отважится материться со сцены, выглядеть как и не стесняться нетрезвого состояния. Путь в столицу «ленинградцам» был заказан, творчество группы приводило в ужас мэра , который не видел в нем ничего светлого и положительного.


Несмотря на успех, части музыкантов надоел такой стиль существования, в коллективе начались конфликты. «Ленинград» переключился по большей части на студийную работу.

В 2002 году в биографии группы открылась новая страница. Обновленный Шнуров выдал песни, составившие основу сольного альбома и восьмого студийника «Ленинграда» - «Для миллионов». На сцену начал выходить новый состав, часть «старичков» ушла в коллектив «Spitfire», который помогал записывать альбомы и аккомпанировал на концертах.


Вскоре на правах участниц в «Ленинграде» появились женщины, сначала как бэк-вокалистки. Первой полноценной солисткой стала . С ней, по словам Шнурова, коллектив расстался из-за творческих разногласий. На смену пришла , девушка исполняла песни «Сумка», «Плачу и плачу». Яркой точкой участия солистки в группе стал незабвенный «Экспонат» («Лабутены»). На этот раз фронтмен объяснил уход певицы тем, что ».

В 2002 году в альбоме «Пираты XXI века» вышли два хита, ставшие визитной карточкой петербургской команды – «Мне бы в небо» и «WWW». В это время состоялся концерт, названный лидером группы последним. Программа выступления говорила сама за себя: «Без тебя п***», «Расп***й», «Пид***ы».

Песня «WWW» группы «Ленинград»

Объем ненормативной лексики стал сокращаться с альбомов «Хлеб» и «Бабье лето». К тому же солировать начала девушка, а брань из ее уст не понравилась бы и самым лояльным поклонникам. Летом 2004 года по черноморскому побережью России разносилась песня «Геленджик», а в 2008 Шнуров в очередной раз объявил о распаде группы.

Клип «Сладкий сон» ознаменовал официальное возрождение «Ленинграда». Мужская версия в исполнении Всеволода Антонова называлась «Горький сон». С этого момента «ленинградцы» именовались не группой, а группировкой.

Песня «Геленджик» группы «Ленинград»

В 2011-м вышли сразу два альбома – «Хна» и «Вечный огонь». В хит-парады попала композиция «Любит наш народ». В 2012 году настал черед хита «Рыба моей мечты». Поводом для написания песни послужил интернет-мем, в котором рыбак Виктор Гончаренко кричит «Язь!».


Октябрь ознаменовался «Кандидатом». Песню написал Шнуров, а исполнил согруппник Адольфыч, он же Пузо, а в миру – барабанщик и бас-гитарист Александр Попов. Единственное, что не понравилось фанатам в клипе – сцена с убийством кота, хотя видео предваряла фраза, что «ни одно животное не пострадало». Фронтмен «Ленинграда» в личном аккаунте в «Инстаграме» прокомментировал, что если эти кадры кого и задели, то сохраняется вера в человечество.

Песня «Ч.П.Х.» группы «Ленинград»

Уже в ноябре того же года группировка представила очередное творение – видео на песню «Вояж». Съемки клипа вновь поручены , который получил за «Кольщика» премию UK Music Video Awards. По традиции «Ленинград» собрал все то, что не приветствуется на телевидении – курение табака, сцены насилия, сдобренные ненормативной лексикой.

В 2018 году Сергей сделал себе на день рождения и поклонникам подарок – выпустил альбом с лаконичным названием «Всякое». И объяснил, почему так:

«Слово это очень русское, многоплановое, если хотите, всеобъемлющее и ничтожное одновременно. А мастера кратких рецензий, коими кишит Интернет, обязательно напишут «г***».

В альбом вошли 8 композиций, исполнявшихся ранее на концертах, но впервые получивших студийную обработку. В клипе на песню «Амплуа», в народе прозванном «Не Алена», помимо постановочных кадров, использованы нарезки из интернет-роликов с изображением нетрезвых женщин. На дисках или пластинках альбом издаваться не будет – доступен только через «Яндекс.Музыку», iTunes и официальный канал на Youtube.

Песня «Жу-жу» группы «Ленинград»

На этом канале вскоре появился анимационный клип на трек «Жу-жу», в котором поучаствовала . В нем исполнители высмеивали своих вечно чем-то недовольных сограждан. Шнуров и Ионова стали прототипами главных героев, кошка срисована с питомицы Сергея, а в титрах звучит китайская народная песня в исполнении студентов из Поднебесной.

Клипы

  • «Обезьяна и Орел»
  • «Отпускная»
  • «ЗОЖ»
  • «Химкинский лес»
  • «Карасик»
  • «Экспонат»
  • «В Питере-пить»
  • «Кольщик»
  • «Жу-жу»
  • «Не Париж»

Дискография

  • 1999 – «Пуля»
  • 2000 – «Новый год»
  • 2002 – «Точка»
  • 2003 – «Для миллионов»
  • 2006 – «Бабье лето»
  • 2010 – «Последний концерт «Ленинграда»
  • 2011 – «Хна»
  • 2012 – «Рыба»
  • 2014 – «Фарш»
  • 2013 – «Цунами»
  • 2018 – «Всякое»

Новая вокалистка в группе - это как новая жена в семье, родственники (в данном случае, зрители) не сразу принимают.

Флорида: Люди действительно болезненно реагируют на все новое. Мы, в принципе, были готовы. Когда вышли на первый свой концерт , никто из 8 тысяч зрителей не был в курсе, что в группе новые девушки, . Нам тогда, кстати, было довольно комфортно, будто так и надо, все своим чередом. А потом я начала читать в соцсетях комментарии, на нас вылилась куча говна: мол, верните Вокс, эти девочки никакие, посредственные караочницы, голосов нет... Сперва расстроилась. А наутро обнаружила, что на меня подписалось сразу несколько сотен человек, которые пишут в директ слова поддержки и радуются за нас. Просто ко всему новому нужно привыкнуть. Алиса Вокс сама тоже работала в караоке, мы с ней начинали вместе в баре «Фанера» лет семь назад. По ней сразу было ясно, что она пробьется, очень упорная и целеустремленная.

Василиса: Мы никогда не будем петь, как Вокс, а Вокс не будет петь, как мы. Глупо говорить «Ленинград» уже не тот», ведь нас никто не заставляет подстроиться под манеру исполнения Алисы или Юли Коган и подавать песни так, чтобы поклонники вроде как и не заметили бы подмены. Нет, Сергей нас представил публике, и сейчас пишется новый материал. У нас уже есть вполне хитовые песни: у меня «Очки Собчачки», у Флориды «Кольщик». Вообще, главное, что в группе есть Сергей Шнуров, женский вокал придает некий шик, но от смены девушек хуже «Ленинград» не становится.

Флорида: Смешно, когда про нас начинают что-то выдумывать. Мне мама прислала статью, в которой сказано, что нас на самом деле зовут Анжела и Снежана, и что нас видели в какой-то бане, где мы танцевали стриптиз на пилоне.

Василиса: Я какое-то время занималась на пилоне, в качестве спортивной нагрузки. Да и в бане бывала, детокс, все дела. Н о не то и другое одновременно (смеется) .

Флорида: И кстати, Флорида - мое настоящее имя. Мама еще в юности ездила в круиз на корабле и услышала, как какая-то женщина так звала свою дочь. Так что, никаких псевдонимов.

Как ваши родители отнеслись к тому, что теперь вы поете матом со сцены?

Василиса: Нормально, это же творчество. В жизни я матом не ругаюсь. К тому же, не пью и не курю. Моя мама всегда меня поддерживала. Правда, расстроилась, когда я бросила консерваторию, но мне там явно было не место: все такие классические, академичные оперные певцы, а я приходила то с зеленым начесом на голове, то с розовым хайером. Местный фрик. Мы с мамой давно договорились, что я приношу ей диплом об образовании, хоть каком-нибудь, и спокойно занимаюсь творчеством, делаю музыку. В итоге я по образованию повар-кондитер, могу и булок напечь. А теперь еще и состою в самой крутой российской группе.

Флорида: Я тоже придерживаюсь ЗОЖа. После кастинга п ознакомила маму с творчеством группировки, сначала она не поняла, а потом прониклась. 30 марта, на мой день рождения, мама приехала на концерт в Челябинске, когда выступление закончилось, она сказала, что гордится мной. Я плакала.

Вы познакомились с Матильдой, супругой Сергея?

Флорида: Да, еще на первой репетиции. Она к нам очень приветливо отнеслась, дает рекомендации по стилю.

Василиса: Для первого концерта мы вместе с Сергеем, и поехали в ДЛТ выбирать костюмы, было дико весело.

Флорида: А еще мы были в , там очень вкусно. Единственное, что не понравилось – черная икра, я ее впервые попробовала. Сергей сказал, что надо привыкать.

Каково было проснуться знаменитыми?

Ф лорида: Это не произошло в один день, но последние события и правда развиваются стремительно. У нас было шесть концертов, и пока я еще всякий раз ловлю флешбеки: вот я стою на сцене в Jelsomino и подпеваю неровному хмельному «Я не могу жить без нее, я закричу: «Это мое!», а вот я уже на сцене, передо мной тысячный зал. И вроде строки те же, но все уже совершенно по-другому.