Хачатурян спартак содержание. Билеты на балет «спартак» в большом театре

Вступление. ПЕСНЬ О ГЕРОЕ

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая. ПЛЕНЕНИЕ СПАРТАКА

На поле боя Спартак один сражается против многочисленных противников. Раненый, он попадает в плен к римлянам.

Картина вторая. ТРИУМФ КРАССА

Экс-диктатор Луций Корнелий Сулла в Колизее принимает парад римского войска. В церемонии участвуют рабыня - греческая танцовщица Аврелия в образе Богини Победы - и мим Метробий, в образе Бога Войны. Среди победителей наложница Марка Луциния Красса амазонка Эвтибида; связанный Спартак вывозит на колеснице удачливого военачальника Красса. Аврелия бросается к Спартаку, узнав в нём своего возлюбленного.

Праздник победы продолжают бои гладиаторов: Андабаты, Ретиарий и Мирмиллон, Фракийцы и Самниты.

Красс выпускает безоружного Спартака против нескольких противников. Спартак побеждает, но просит сохранить жизнь поверженным гладиаторам. Спартака вновь связывают. Эвтибида, исполняя танец «Римской волчицы», снимает со Спартака путы и увлекает Красса прочь из Колизея. К Спартаку бросаются спасённые им гладиаторы Крикс, Ганник и Касс.

Картина третья. ЗАГОВОР

В таверне «Венеры Либитины» (Венеры Погребальной) собираются рабы, горожане, мимы, нищие. Их угощают хозяйка таверны Лутация Одноглазая и две её служанки. Появляется Спартак с друзьями. Он призывает всех к восстанию. Все с энтузиазмом отвечают на его призыв.

Картина четвертая. СВИДАНИЕ. СПАРТАКА И АВРЕЛИИ

На улицах Рима Спартак тайно встречается с Аврелией. Мимо них проходят патриции, приглашённые на пир экс-диктатора Суллы. На носилках приносят Красса в сопровождении Метробия. Аврелия вынуждена присоединиться к свите Эвтибиды. Спартак старается избежать настойчивого внимания этой капризной матроны.

Картина пятая. ПИР У ЭКС-ДИКТАТОРА

В римском патио собрались самые знатные патриции и матроны.

Для гостей экс-диктатор Сулла приготовил представление. Танцуют Метробий и мимы, Красс, Метробий и Эвтибида стараются вовлечь в эротические игры и Аврелию, но той удаётся ускользнуть. Аврелия вместе с Метробием и мимами танцует этрусский танец. Во время танца со змеями гадитанских дев в патио врываются спартаковцы.

Факелами они поджигают зал. Спартак отпускает всех женщин и Эвтибиду. Она выводит из терм Красса и Метробия, спрятав их среди гадитанских дев и рабынь. Повстанцы провозглашают Спартака своим полководцем.

АКТ ВТОРОЙ. «ПЕСНЬ ПОБЕДЫ»

Картина шестая. ОБУЧЕНИЕ ВОЙСКА СПАРТАКА И БОЙ

Лагерь Спартака. Гладиаторы обучают рабов римскому строю. Воины учатся сражаться на разных видах оружия, толпа рабов на глазах превращается в прекрасно обученное войско.

Сражение с римлянами. Победа спартаковцев. Эвтибида признаётся в любви Спартаку. Он равнодушен к ней. Эвтибида пытается убить его и клянется отомстить.

Картина седьмая. ПОРАЖЕНИЕ КРАССА

Красс в ярости убивает отступающих в панике своих воинов и силой налаживает дисциплину, Эвтибида увлекает его в запрещённый в Риме оккультный египетский храм.

Картина восьмая. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

В египетском храме в ритуальном танце Эвтибида закалывает весталку-девственницу и её кровью омывает меч Красса, чтобы вымолить у богини Изиды победу римскому войску.

Картина девятая. БУНТ В ЛАГЕРЕ СПАРТАКА

Рабы, упоенные победами, грабят, пытают пленных, насилуют их жён и дочерей. После вмешательства возмущённого Спартака часть войска во главе с самым его близким другом Криксом отделяется, чтобы идти на Рим. Спартак против - его цель вернуть освобождённых рабов в их страны. Но, подчиняясь решениям сподвижников, он остаётся во главе войска.

Спартак вместе с Аврелией переживает эту ночь в предчувствии последнего смертельного боя, «Песнь о любви».

Картина десятая. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ. «ПЕСНЬ О БЕССМЕРТИИ»

В кровавом сражении вместе со своим войском погибает Спартак. Эвтибида скрывает скорбь. Женщины-рабыни из покорённых Римом стран оплакивают погибших возлюбленных. Аврелия прощается со Спартаком.

Картина одиннадцатая. ТРИУМФ КРАССА

Колесница Красса и Эвтибиды влекома новыми рабами. Толпа приветствует победителей.

Вступление. ПЕСНЬ О ГЕРОЕ

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина первая. ПЛЕНЕНИЕ СПАРТАКА

На поле боя Спартак один сражается против многочисленных противников. Раненый, он попадает в плен к римлянам.

Картина вторая. ТРИУМФ КРАССА

Экс-диктатор Луций Корнелий Сулла в Колизее принимает парад римского войска. В церемонии участвуют рабыня - греческая танцовщица Аврелия в образе Богини Победы - и мим Метробий, в образе Бога Войны. Среди победителей наложница Марка Луциния Красса амазонка Эвтибида; связанный Спартак вывозит на колеснице удачливого военачальника Красса. Аврелия бросается к Спартаку, узнав в нём своего возлюбленного.

Праздник победы продолжают бои гладиаторов: Андабаты, Ретиарий и Мирмиллон, Фракийцы и Самниты.

Красс выпускает безоружного Спартака против нескольких противников. Спартак побеждает, но просит сохранить жизнь поверженным гладиаторам. Спартака вновь связывают. Эвтибида, исполняя танец «Римской волчицы», снимает со Спартака путы и увлекает Красса прочь из Колизея. К Спартаку бросаются спасённые им гладиаторы Крикс, Ганник и Касс.

Картина третья. ЗАГОВОР

В таверне «Венеры Либитины» (Венеры Погребальной) собираются рабы, горожане, мимы, нищие. Их угощают хозяйка таверны Лутация Одноглазая и две её служанки. Появляется Спартак с друзьями. Он призывает всех к восстанию. Все с энтузиазмом отвечают на его призыв.

Картина четвертая. СВИДАНИЕ. СПАРТАКА И АВРЕЛИИ

На улицах Рима Спартак тайно встречается с Аврелией. Мимо них проходят патриции, приглашённые на пир экс-диктатора Суллы. На носилках приносят Красса в сопровождении Метробия. Аврелия вынуждена присоединиться к свите Эвтибиды. Спартак старается избежать настойчивого внимания этой капризной матроны.

Картина пятая. ПИР У ЭКС-ДИКТАТОРА

В римском патио собрались самые знатные патриции и матроны.

Для гостей экс-диктатор Сулла приготовил представление. Танцуют Метробий и мимы, Красс, Метробий и Эвтибида стараются вовлечь в эротические игры и Аврелию, но той удаётся ускользнуть. Аврелия вместе с Метробием и мимами танцует этрусский танец. Во время танца со змеями гадитанских дев в патио врываются спартаковцы.

Факелами они поджигают зал. Спартак отпускает всех женщин и Эвтибиду. Она выводит из терм Красса и Метробия, спрятав их среди гадитанских дев и рабынь. Повстанцы провозглашают Спартака своим полководцем.

АКТ ВТОРОЙ. «ПЕСНЬ ПОБЕДЫ»

Картина шестая. ОБУЧЕНИЕ ВОЙСКА СПАРТАКА И БОЙ

Лагерь Спартака. Гладиаторы обучают рабов римскому строю. Воины учатся сражаться на разных видах оружия, толпа рабов на глазах превращается в прекрасно обученное войско.

Сражение с римлянами. Победа спартаковцев. Эвтибида признаётся в любви Спартаку. Он равнодушен к ней. Эвтибида пытается убить его и клянется отомстить.

Картина седьмая. ПОРАЖЕНИЕ КРАССА

Красс в ярости убивает отступающих в панике своих воинов и силой налаживает дисциплину, Эвтибида увлекает его в запрещённый в Риме оккультный египетский храм.

Картина восьмая. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

В египетском храме в ритуальном танце Эвтибида закалывает весталку-девственницу и её кровью омывает меч Красса, чтобы вымолить у богини Изиды победу римскому войску.

Картина девятая. БУНТ В ЛАГЕРЕ СПАРТАКА

Рабы, упоенные победами, грабят, пытают пленных, насилуют их жён и дочерей. После вмешательства возмущённого Спартака часть войска во главе с самым его близким другом Криксом отделяется, чтобы идти на Рим. Спартак против - его цель вернуть освобождённых рабов в их страны. Но, подчиняясь решениям сподвижников, он остаётся во главе войска.

Спартак вместе с Аврелией переживает эту ночь в предчувствии последнего смертельного боя, «Песнь о любви».

Картина десятая. ПОСЛЕДНИЙ БОЙ. «ПЕСНЬ О БЕССМЕРТИИ»

В кровавом сражении вместе со своим войском погибает Спартак. Эвтибида скрывает скорбь. Женщины-рабыни из покорённых Римом стран оплакивают погибших возлюбленных. Аврелия прощается со Спартаком.

Картина одиннадцатая. ТРИУМФ КРАССА

Колесница Красса и Эвтибиды влекома новыми рабами. Толпа приветствует победителей.

Режиссерский анализ хореографического номера балета «Спартак»

«Спартак» - балет в 3-х действиях, двенадцати картинах и девяти монологах. Это визитная карточка Большого театра.

«Спартак» - современный балет, который в январе на гастролях Большого театра в Париже имел очень большой успех.

Музыка: народный артист СССР, лауреат Гос. премий СССР Арам Хачатурян.

Либретто по историческим материалам, мотивам романа Р. Джованьоли и собственным фантазиям Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.

Сценография - народный художник СССР, Лауреат Государственных премий СССР И.Сумбаташвили

Костюмы - Е.Дворкина

Постановщик трюков - вице-президент Федерации вольного боя, Вице-президент Федерации «Русского боя», генерал-майор, князь Александр Малышев

Хореография и постановка: народный артист СССР Валентин Елизарьев

Дирижер - заслуженный деятель искусств Беларуси Николай Колядко

Декорации и костюмы: народный художник Украины, лауреат Гос. премии Украины Евгений Лысик.

Премьера: 1956, Театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский), Ленинград

Премьера нынешней постановки: 1980

Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут

Спектакль идет с двумя антрактами Советский балетный театр (1917-1967). М., 1976. - С. 185.

Основным драматургическим принципом балета стал контраст, противостояние двух сил - восставших гладиаторов и пресыщенного Рима с его мощной военной машиной. Полярны и центральные образы - благородного, нравственно безупречного Спартака и развращенного сластолюбца Красса. Демонстрируя, как римские легионеры, вытянув вперед руку в приветствии, которое стало широко известным в нашем веке, шагают как бы по эпохам и континентам, авторы вновь, как и в предыдущих балетах, перекидывали мосты из прошлого в настоящее. Не только красной ареной цирка, но и кровавой ареной истории воспринималась сценическая площадка, созданная художником. Оригинальными были танец рук, вобравший в себя мольбы, жалобы и плач плененных рабов; эпизод длинного и тяжелого, воистину «крестного» пути восставших гладиаторов, и в особенности сцена смерти Спартака. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л. - М., 1958. - С. 191.

…Повержены, разбиты восставшие гладиаторы. Трагическая тишина воцаряется над полем, где только что гремела битва. Но вот, словно превозмогая саму смерть, поднимается один из воинов. Это Спартак, который обращается к своим соратникам с прощальными словами. На зов вождя откликаются умирающие, и каждый из них последний свой вздох, последнюю каплю крови, как святой долг, передает Спартаку, чтобы еще на мгновение продлить его дыхание, его жизнь. И Спартак остается жить вечно. Потерпев поражение в I столетии, он победил навсегда. В кровавом отблеске, напоминающем о цене, заплаченной за бессмертие, осененные крыльями богини Победы Ники, и поныне встают легендарные воины, готовые к новым битвам

«Спартак» в редакции Юрия Григоровича - третья версия балета на сцене Большого театра. Первая, созданная Игорем Моисеевым (1958), быстро исчезла из репертуара. Вторая, якобсоновская, также не имела долгую сценическую жизнь. Версия, предложенная Юрием Григоровичем, - ее премьера состоялась 9 апреля 1968 года - потрясла основы основ балетного театра того времени. Этот «Спартак» в один момент перечеркнул все устоявшиеся стереотипы, перевернул все представления о героико-романтическом жанре в балете, его образном строе, взаимоотношениях героя и кордебалета. Классический танец, представ во всем блеске и разнообразии форм, в новой постановке стал основным, если не единственным средством выразительности. Именно классический танец царил в монологах, дуэтах, массовых сценах - виртуозный и мощный, проникнутый чувством и мыслью. Для каждого из четырех героев балетмейстер придумал развернутую танцевальную характеристику. Впервые затанцевали Спартак и Красс. Русский балет: Энциклопедия. М., 1997. - С. 209.

С появлением «Спартака» Григоровича словно началась новая эра в летописи балета Большого, первыми героями которой оказались Спартак-мечтатель Владимира Васильева, мужественный Спартак-вождь Михаила Лавровского, блистательный «антигерой» Красс Мариса Лиепы. Подобных персонажей еще не знала балетная сцена. Запоминающиеся образы, созданные великолепными танцовщиками, невольно затмили собой в этом мужском по преимуществу балете галерею замечательных женских сценических портретов - сильную и умную куртизанку Эгину в исполнении Нины Тимофеевой, двух столь разных Фригий - лирико-драматическую Екатерину Максимову и трагически надломленную Наталию Бессмертнову.

Конечно, «Спартак» Большого театра, прежде всего - страстная и пафосная тираноборческая трагедия на исторический сюжет с обилием современных аллюзий. Тут также налицо четкий социальный конфликт, как того требовали в дни премьеры. И в то же время это балет-прозрение, балет-предвиденье. Грандиозное музыкально-хореографическое «исследование» столкновения древнего язычества с нарождающимся христианством.

Балет задуман мною как монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту свободы человеческой личности.

Музыку я создавал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия… Балет «Спартак» представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы Спартака. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы.

Действие I

Картина 1

Нашествие

Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им в плен люди обречены на рабство. Среди них - Спартак.

Монолог Спартака

У Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не мыслит свою жизнь в рабстве.

Картина 2

Рынок рабов

Пленных гонят на рынок рабов. Силой разлучают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией.

Спартак протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны.

Монолог Фригии

Фригия тоскует об утраченном счастье, с ужасом думая о предстоящих ей испытаниях.

Картина 3

Оргия у Краса

Мимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину настораживает его интерес к молодой девушке. И она вовлекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего снимают шлем. Это Спартак.

Монолог Спартака

Спартак в отчаянии - он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу.

Картина 4

Казарма гладиаторов

Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима.

Действие II

Картина 5

Аппиева дорога

На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших.

Монолог Спартака

Все помыслы Спартака устремлены к Фригии.

Картина 6

Вилла Красса

Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится скрыться - к вилле направляется процессия патрициев во главе с Эгиной.

Монолог Эгины

Она давно жаждет обольстить и подчинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской знати.

Картина 7

Пир у Красса

Красс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются. Бегут в страхе и Красс с Эгиной.Спартак врывается на виллу.

Монолог Спартака

Он переполнен радостью победы.

Картина 8

Победа Спартака

Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь - пусть все узнают о его позоре. Ликующие повстанцы славят победу Спартака.

Действие III

Картина 9

Месть Красса

Эгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров. Эгина напутствует его.

Монолог Эгины

Для нее Спартак - тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план - опсеять раздор в стане восставших.

Картина 10

Лагерь Спартака

Спартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя.

Монолог Спартака

Спартак предчувствует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою жизнь.

Картина 11

Разложение

Пробравшись к струсившим гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, предавая в руки отрядов Красса.

Монолог Красса

Красс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его Спартака.

Картина 12

Последний бой

Легионеры окружают войска Спартака. В неравном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до последнего вздоха.

Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, полная веры в бессмертие его подвига.

"Спартак" - это не только футбольная команда и фильм Стенли Кубрика, но и балет Арама Хачатуряна)))

ТАМАРА КАМИНСКАЯ О БАЛЕТЕ "СПАРТАК"

Инициатором создания балета "Спартак" на античный сюжет был известный либреттист и театровед Николай Дмитриевич Волков, предложивший в 1940 году Араму Хачатуряну взяться за его сочинение. Собственно создание музыки балета заняло восемь с половиной месяцев, хотя вся работа затянулась на три с половиной года.

Счастливой сценической судьбой балет "Спартак" обязан трём талантливым хореографам. Первая постановка балета принадлежала Леониду Якобсону - премьера состоялась в Ленинградском Государственном театре оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова. "Спартак" в постановке Якобсона отличался великолепным актерским составом: Аскольд Макаров, Ирина Зубковская и Алла Шелест.

Следующей была на сцене Большого театра. Её постановкой руководил Игорь Моисеев, в роли Эгины выступила Майя Плисецкая.

Но самую замечательную, а потому ставшую знаменитой, постановку осуществил в 1968 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович, назвавший свою трактовку произведения "спектаклем для четырех солистов с кордебалетом". Арам Ильич Хачатурян признавал постановку Григоровича наиболее удачной: "Здесь на первом месте прекрасная работа хореографа, проникнутая умом и логикой, блестящие исполнители, великолепный художник Вирсаладзе...".

Театр - искусство синтетическое, соединяющее в себе драматургию, художественное и музыкальное оформление и, конечно же, игру актёров. Балетный театр в ещё большей мере есть соединение музыки, хореографии, работы художника и искусства танцовщиков.

Балет "Спартак" выделяется из всех других балетов тем, что это мужской балет. Если в других балетных спектаклях главным действующим лицом на сцене является балерина или несколько балерин, то здесь, хотя и есть две интересные женские партии - Фригии и Эгины, всё же главные партии мужские - партии Спартака и Красса. Да и мужская часть кордебалета занята в спектакле не в пример другим балетным постановкам.
Поэтому захотелось вспомнить не только композитора и замечательных балетных артистов, но и всех тех, кто создавал знаменитую постановку этого балета, ибо чаще всего именно в этой редакции балет ставят и в России, и за рубежом, хотя на сегодняшний день в мире существует более 20 версий постановки балета "Спартак".

"Спартак" (1960) - художественный фильм производства США, снятый по одноимённому роману Говарда Фаста
Режиссёр Стенли Кубрик
Спартак - Кирк Дуглас (отец Майкла Дугласа)
Марк Лициний Красс - Лоуренс Оливье

Несмотря на то, что роман Говарда Фаста, по мотивам которого снял свой фильм Стенли Кубрик, называется так же, как и роман Рафаэлло Джованьоли, его сюжетная линия несколько отличается от той, которая взята за основу для либретто балета Хачатуряна. Да, собственно, и в либретто есть отличия от первоосновы - отличается даже имя возлюбленной Спартака и её социальный статус. У Джованьоли это римская патрицианка Валерия - любовница Спартака, в балете это фракийка Фригия - жена Спартака.


Арам Хачатурян - документальное видео

Балет "Спартак" в постановке Большого театра СССР, снятый киностудией "Мосфильм" в 1975 году
Балетмейстер - Юрий Григорович
Художник - Симон Вирсаладзе
Дирижёр - Альгис Жюрайтис
Партия Спартака - Владимир Васильев
Партия Красса - Марис Лиепа


Юрий Григорович

С биографией Юрия Николаевича Григоровича можно ознакомиться

Вирсаладзе Симон Багратович родился 31 декабря 1908 года в Тбилиси - грузинский советский театральный художник, Народный художник Грузинской ССР, Народный художник СССР.

Учился в Тбилисской академии художеств и в Ленинградской академии художеств.

В 1927 году начал работать художником в Тбилисском рабочем театре, затем в Тбилисском театре оперы и балета.
1932-1936 годы - главный художник Тбилисского театра оперы и балета.

С 1937 года работает в Ленинградском театре оперы и балета (1940-1945 годы - главный художник).

Вирсаладзе оформлял спектакли в театре имени Руставели в Тбилиси, создавал эскизы костюмов для многих программ Ансамбля народного танца Грузии, был художником-постановщиком всех балетов в постановке Юрия Григоровича в Большом театре.



Симон Вирсаладзе. Музыка цвета - документальное видео в 2-х частях

Альгис Марцелович Жюрайтис родился 27 июля 1928 года в Расейняй (Литва) - советский и российский дирижёр, народный артист РСФСР (1976), дирижёр Большого театра.

В 1950 году закончил Вильнюсскую консерваторию.
В 1958 - Московскую консерваторию по классу дирижирования.

В 1951 году дебютировал в Литовском театре оперы и балета в опере Станислава Монюшко "Галька".
С 1947 года - концертмейстер Оперной студии Вильнюсской консерватории.
С 1950 - концертмейстер, а с 1951 - дирижёр Литовского театра оперы и балета.
С 1955 года - дирижёр-ассистент Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.
С 1958 года - дирижёр Москонцерта.
С 1960 года - дирижёр Большого театра СССР.

Фрагмент портрета Альгиса Жюрайтиса кисти художника Александра Шилова

В 1990-е годы активно участвовал в забастовке, которой была ознаменована смена власти в Большом театре.

В равной степени дирижёр отдавал дань как опере, так и балету, как классической музыке, так и современной - его репертуар насчитывал более 60 названий.

Альгис Жюрайтис неоднократно выступал в роли дирижера-постановщика, в частности, поставил оперы "Бал-маскарад" Джузеппе Верди (1979), "Сельская честь" Пьетро Масканьи (1981, концертное исполнение), "Паяцы" Руджеро Леонкавалло (1982, концертное исполнение), "Вертер" Жюля Массне (1986), "Мазепа" Петра Ильича Чайковского (1986).
Постановкой "Вертера" дебютировала в режиссуре его жена солистка Большого театра Елена Образцова, с которой он неоднократно выступал и в Большом театре, и в концертных залах.

Участвовал в постановке балетов "Спартак" Арама Ильича Хачатуряна (1960), "Ванина Ванини" Николая Николаевича Каретникова, "Скрябиниана" на музыку Александра Николаевича Скрябина в оркестровке Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого, (1962), "Лейли и Меджнун" Сергея Артемьевича Баласаняна (1964), "Весна священная" Игоря Фёдоровича Стравинского (1965), "Асель" Владимира Александровича Власова (1967), "Видение Розы" на музыку Карла-Марии фон Вебера (1967), "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского (1969) и в Римской опере (1977), "Икар" Сергея Михайловича Слонимского (1971), "Иван Грозный" на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева в Париже (1975), "Ангара" Андрея Яковлевича Эшпая (1976), "Подпоручик Киже" на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева (1977), "Ромео и Джульетта" Сергея Сергеевича Прокофьева в Париже (1978), "Раймонда" Александра Константиновича Глазунова (1984).
Возможно, именно потому, что Альгис Жюрайтис принимал участие в постановке многих балетов, его называли балетным дирижёром.

Профессиональные призы и награды:

Лауреат международного конкурса Академии Санта-Чечилия в Риме (1968),
- Государственная премия СССР (1977).

Умер Альгис Марцелович Жюрайтис 25 октября 1998 года в Москве.
Дирижёр похоронен на Аксиньинском кладбище в Одинцовском районе Московской области.

Владимир Викторович Васильев родился 18 апреля 1940 года в Москве - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1973).

В 1958 году окончил Московское академическое хореографическое училище. и сразу же стал солистом балетной группы Большого театра, где проработал больше тридцати лет.

С 1971 года Владимир Васильев выступает в качестве хореографа - он поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты "Анюта" и "Дом у дороги" на музыку Валерия Александровича Гаврилина. Снимался в фильмах-балетах.

В 1982 окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в 1982-1995 преподавал там же хореографию (с 1989 - профессор).

С 1995 по 2000 год Владимир Викторович Васильев работал художественным руководителем-директором Большого театра.

Муж и постоянный сценический партнёр выдающейся советской балерины Екатерины Сергеевны Максимовой (1939-2009), с которой познакомился ещё в детстве на вступительных экзаменах в хореографическое училище.

За годы балетной карьеры Васильев станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых: Базиль - "Дон Кихот" Минкуса (1961), Петрушка ("Пертрушка" Стравинского (1964), Щелкунчик ("Щелкунчик" Чайковского (1966), Спартак ("Спартак" Хачатуряна (1968), Ромео ("Ромео и Джульетта" Прокофьева (1973), принц Дезире ("Спящая красавица" Чайковского (1973) и многие другие.
Выступал также в балетах зарубежных постановщиков: Ролана Пети, Мориса Бежара, Леонида Фёдоровича Мясина. Васильев создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение.
Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим

актёрским мастерством.


Владимир Васильев награждён: орденом Ленина (1976), орденом Дружбы народов (1981), орденом Трудового Красного знамени (1986), двумя орденами За заслуги перед Отечеством и орденами других государств за достижения в профессиональной деятельности. Он лауреат множества профессиональных отечественных и зарубежных премий

Вместе с женой балериной Екатериной Максимовой Владимир Васильев приложил много усилий для проведения Открытого конкурса артистов балета "Арабеск".
В 2008 году "Арабеск" совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был им посвящён. На следующий конкурс, одиннадцатый по счёту, посвящённый памяти Екатерины Максимовой, Васильев приехал отметить свой 70-летний юбилей

Из интервью разных лет:

Вы с Екатериной Сергеевной - великие артисты. Но во всем мире вас всегда называли и продолжают называть "Катя и Володя". Не коробит?

Васильев: Напротив - это так приятно! Это, наверное, наша высшая награда

Каким образом вы преодолевали в себе это чувство утраты?

Васильев: А как это возможно преодолеть? Это бессмысленно. Это непреодолимо и останется теперь со мной до конца моей жизни. Но я просто старался работать ещё больше. Гораздо больше, чем я работал, когда Катя была со мной. Чтобы у меня не было времени на мои воспоминания… Это - единственное лекарство. Оно было у меня всегда. И все мои невзгоды я мог лечить только этим.



Монологи о себе. Владимир Васильев - документальное видео

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге (Латвия) - советский солист балета, балетный педагог, актёр кино. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).

Отец отдал Мариса в хореографическое училище, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически. Во время обучения Марис Лиепа танцевал небольшие детские и юношеские партии в различных балетных постановках Рижского оперного театра. Наряду с танцами Марис занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции и получил радикулит.

В 1950 году во время Всесоюзного смотра хореографических училищ в Москве Рижское училище, наряду с Московским, Ленинградским и Алма-Атинским, заняло первое место, а Мариса, представлявшего в Москве своё училище, пригласили учиться в Москву.

В 1955 году Марис Лиепа окончил Московское академическое хореографическое училище, после чего вернулся в родную Ригу, но уже через полгода благодаря благоприятному стечению обстоятельств он был принят солистом в Московский театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В 1957 году участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве принесло Марису Лиепе золотую медаль. Председателем жюри конкурса была Галина Сергеевна Уланова.

В 1960 году сбылась мечта Мариса - его приглашают солистом в труппу Большого театра СССР. На сцене Большого он протанцует более 20-ти лет.

Официальный дебют на сцене Большого состоялся в начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в балете "Дон Кихот". МарисЛиепа перетанцевал почти весь тогдашний балетный репертуар театра: "Тропою грома", "Жизель", "Раймонду", "Лебединое озеро", "Золушку", "Шопениану", "Ночной город", "Ромео и Джульетту" и "Спартака" в постановке Леонида Якобсона, которая, впрочем, особого успеха не имела.

В роли Ромео Марис Лиепа впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году.
В том же 1963 году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище.

"Уча других, я учился сам", - скажет артист позднее. Выпустив шесть учеников из взятого класса, Марис Лиепа стал преподавать классический дуэт.
В 1973 году его ученики приняли участие в творческих вечерах учителя на сцене Концертного зала "Россия".

В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Юрий Николаевич Григорович. Поначалу сотрудничество артиста и хореографа складывалось удачно: в балете "Легенда о любви" Марис Лиепа станцевал Ферхада.

В 1966 году Лиепа восстановил балет в постановке Михаила Фокина "Видение розы" на музыку Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра.

В балете "Спартак", в новой редакции, принадлежащей ЮриюГригоровичу, он получил партию заглавного героя, но вскоре Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания - в 1970 году творческая группа балета и Марис Лиепа в том числе удостоилась Ленинской премии. Роль Красса стала визитной карточкой танцовщика. В этой роли его до сих пор никто не превзошёл

Арам Хачатурян - Адажио из балета "Спартак"

Триумфальные гастроли по всему миру, работа с зарубежными и советскими знаменитыми танцовщицами.
Английская критика нарекает Мариса Лиепу "Лоуренсом Оливье" в балете. Тем более, что в фильме "Спартак" в постановке Стенли Кубрика именно Лоуренс Оливье исполнял роль Марка Красса.

В 1971 году за исполнение роли Альберта в "Жизели" Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского. Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Григоровичу, а статью, опубликованную в газете "Правда" в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда.

За 14 последних лет в Большом театре Марис Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в "Анне Карениной", Принц Лимон в "Чиполлино" и Солист в балете "Эти чарующие звуки".

Марис пытается найти себя в новом деле, благо, опыт есть. В кино Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноименном фильме-балете.
В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме "Могила льва".
В 1973 году - Джека Уиллера в фильме "Четвёртый". Для фильма "Четвёртый" Лиепа ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет "Икар на три минуты".


Марис Лиепа - Танец птицы из кинофильм "Четвертый"

Свое 40-летие Марис Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете "Кармен-сюита" на сцене античного театра.
В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в "Бахчисарайском фонтане", а в Исландии Клавдио в балете "Любовью за любовь".
Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Борисом Эйфманом, танцуя Рогожина в балете "Идиот" и Солиста в "Автографах". Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года.
Марис Лиепа заканчивает балетмейстерское отделение ГИТИСа, после чего ставит в Днепропетровске "Дон Кихота".

30-летие творческой деятельности Марис Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской Народной Опере он ставит "Спящую красавицу" и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана.
Но перед отъездом в Софию Лиепа последний раз выходит на сцену Большого - 28 марта 1982 года он танцует Красса, его последний партнёр, танцующий Спартака, - техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов. Это выступление Мариса Лиепы было встречено публикой шквалом оваций, но последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Для Мариса Лиепы, который не мыслил себя без Большого и который сам о себе говорил: "Я - лошадь Большого театра", начинаются годы безвременья. В это время он пишет в своём дневнике: "Бесперспективность… Для чего ждать, жить, быть?".

В 1989 году Моссовет принимает решение создать "Театр Мариса Лиепы" в столице.
В газете "Советская культура" 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре "Балет Мариса Лиепы". Он должен был состояться 15 марта, а 27 марта 1989 года газеты публикуют некролог о смерти Мариса Лиепы.

Умер великий танцовщик 26 марта 1989 года. Почти неделю шла борьба за место прощания с Марисом Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20-ти лет.

Мариса Лиепу похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Но и на Рижском кладбище есть кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила), на плите которого начертано "Марис Лиепа, который вдали".



"Марис Лиепа... Я хочу танцевать сто лет" - документальное видео


Сцена из балета "Спартак" в современной постановке Красноярского театра оперы и балета

Арам Хачатурян - Вариации Эгины и вакханалия из балета "Спартак"

"Спартак" ставят на многих сценах и не только на таких знаменитых, как сцены Большого театра и Мариинского. Постановка этого балета предполагает наличие в театре высокопрофессионального балетного коллектива, причём не только солистов, но и кордебалета, что, казалось бы, не каждому театру под силу, тем не менее, в провинции тоже ставят этот балет.

Ниже приведены фотографии, сделанные во время спектакля в Новосибирском театре оперы и балета. Судя по ним, это должна быть интересная интерпретация балета. Ещё лучше можно представить себе эту балетную постановку, если посмотреть все фотографии в большом размере (фотографий более 600) - фотографии сделаны во время спектакля и в антрактах. Посмотреть фотографии можно .




Арам Хачатурян - "Адажио" (дуэт Спартака и Фригии) из балета "Спартак"


Арам Хачатурян - "Марш гладиаторов" из балета "Спартак"

источник - http://katani08.livejournal.com/29665.html

Каминская Тамара

Спартак: Спартак известный раб гладиатор. Содержание 1 Известные носители имени Спартак 2 Спорт 2.1 … Википедия

Спартак (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Спартак (значения). Спартак Spartaco

Спартак (фильм) - Снято несколько фильмов с таким названием: Спартак (фильм, 1926) СССР, 1926, реж. Э. Мухсин Бей Спартак (фильм, 1960) США, 1960, реж. Стэнли Кубрик Спартак (фильм балет) СССР, 1977, фильм балет IMDb Спартак (фильм, 2004) США,… … Википедия

СПАРТАК (1975) - «СПАРТАК», СССР, Мосфильм, 1975, цв., 94 мин. Фильм балет. О восстании рабов в Древнем Риме под предводительством Спартака. Роли исполняют артисты балета Большого театра СССР. Хореография Юрия Григоровича. В ролях: Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ … Энциклопедия кино

Балет в филателии - Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально музыкальных образах. Термин «Б.» служит преимущественно для обозначения европейского Б., сложившегося… … Большая советская энциклопедия

Балет - (франц. ballet от итал. balletto и позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва, передающий содержание в танцевально муз. образах. Эволюционировал на протяжении 16 19 вв. в Европе от развлекат. интермедий до содержат. спектаклей. В 20 в.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БАЛЕТ МИРОВОЙ - Великобритания. До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910 1920 х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик холлов, например датчанки Аделины Жене (1878 1970) … Энциклопедия Кольера

Балет - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Спартак - Эта статья о предводителе восстания рабов; другие значения: Спартак (значения). Спартак Spartacus … Википедия

Книги

  • Откровения балетместера Федора Лопухова (DVD) , . Двадцатый век - век триумфа русской школы балета. Известный балетмейстер Федор Лопухов, проживший долгую и плодотворную жизнь в искусстве, вспоминает и размышляето судьбе классического танца… Купить за 493 руб
  • Спартак , Лесков Валентин Александрович. Имя фракийца Спартака, римского гладиатора и вождя самого знаменитого восстания рабов в древнем Риме (74-71 годы до н. э.), обладает несомненной притягательной силой. Бессмертный роман…